Например, всем известная поговорка "первый блин комом" происхождение может иметь вовсе не то, о котором мы думаем. Но все ли понимают, каков настоящий смысл высказывания, и откуда пошло выражение «первый блин комом»? Что означает выражение "Первый блин кОмом». Филолог Светлана Гурьянова провела настоящее лингвистическое расследование о происхождении фразы "Первый блин комом".
Первый блин комом
И неспроста — ведь в сырную неделю употребление мяса уже считалось невозможным, зато разрешались различные крупы и молочные блюда Поэтому люди встречали весну, как и раньше: накрывали большие столы, ели каши, сыр, яйца, сметану, пекли пироги, блины и оладушки. Последние были особенно популярны в Сибири, где о блинах мало кто знал. Блинов готовили всегда много, угощали ими странников и нищих. Кстати, на Руси блины именно пекли, хотя само блюдо подразумевает, что их нужно жарить. На сковороду выливали тесто и клали под печь, где блин поджаривался снизу от тепла камня, а сверху покрывался корочкой от жара в самой печи. Часто на сковороду сразу клали начинку — припек, а затем заливали тестом. Так получался цельный блин с начинкой.
Блины имеют богатую историю, которая выходит далеко за пределы истории празднования Масленицы на Руси. Церковь смогла сохранить богатые языческие традиции проводов зимы и встречи весны, объединив их с масленичной неделей, которая предшествовала Великому посту. Таким образом, блины стали не только вкусным угощением, которое могли готовить круглый год, но и религиозным символом. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
У многих народов, и у славян в том числе, существовал обычай первые блины отдавать комам, так по-древнеславянски называли медведей. Ведь наши предки почитали праздник Комоедица, который посвящали пробуждению медведей, коих они считали прародителями людей. Первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были жутко голодными. КомоедицаСо временем пословица претерпела изменение. В уже христианской Руси блин комАм становится комОм. Первый блин, который выпекался на Масляной неделе, по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших родителях или других родственниках, этот блин и был должен вставать комом в горле. А в городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех усопших. Ну а в наше время мишек уже никто не задабривает, да и про старый христианский обычай вспоминают нечасто. А вот поговорка прижилась, немного перестроилась на новый лад, да и живет своей отдельной жизнью, обозначая неуспех первого начинания.
У многих народов , в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе Комоедица впоследствии переименована церковью в Масленицу , отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли. Как правило, кометы состоят из ядра и окружающей его светлой туманной оболочки комы , состоящей из газов и пыли. Ядро и кома составляют голову кометы. Люди, рожденные в Чертоге Медведя и Бусла, добролюбивы по своей природе.
Комы — это кушанье из гороха. Ещё одно отличие Комоедицы от Масленицы — в постоянстве даты. Праздник встречали накануне Благовещения, которое отмечается в один и тот же день каждый год. А у Масленицы «плавающий график». Так что в очередной раз можно убедиться, что последний аргумент в защиту «комов-медведей» пал под натиском исторических фактов. Один — хорошо нам знакомый «Первый блин комом». Его содержание отталкивается от житейского наблюдения: на непрогретой сковороде первый кусочек теста, вместо того чтобы растекаться, жалобно сворачивается в комочек. То же самое происходит и с другими делами, если мы касаемся их впервые. Салтыков-Щедрин в сказке «Медведь на воеводстве». У других народов тоже есть свои пословицы о подобной неудаче. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Кажется, что разница невелика, но настроение эта фраза передаёт совсем иное. Пословица выражала огорчение, сожаление о несбывшемся, предчувствие неприятностей.
Почему первый блин всегда комом и откуда традиция сжигать чучело?
Вячеслав Дорошин : литературный дневник Нет в русском языке такого выражения. Мы привыкли трактовать выражение «первый блин комом» так: любое занятие требует практики и усилий, с первой попытки редко что-то получается. И сомнений ни у кого не возникает. Но такое значение выражения — лишь логичное следствие трансформации. Первоначальная версия отличается от современной и по смыслу, и даже по написанию. Традиция печь блины на Масленицу появилась ещё на Руси.
Всему уделялось особое внимание: и ковшику, которым наливали тесто, и самому тесту, и тому, как его мешали: «посолонь», то есть по ходу солнца. О масленичной неделе Сегодня принято считать, что Масленица делилась на дни, для каждого из которых была своя традиция. Понедельник, вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», четверг — «широкий разгуляй», пятница — «к тёще на блины», суббота — «золовкины вечорки», воскресенье — «прощёный день». Специалисты предполагают, что такая сценарная последовательность возникла и закрепилась в практике работы клубов и Домов культуры советской эпохи. Но это закономерная и добрая новация, так как она опирается на подлинные народные обычаи. На Масленицу молодожёны обязательно ходили к тёще на блины. Отношения зятя и тёщи — это древняя и вечная тема фольклора. Известно, что невеста после свадьбы уходила в чужую семью и её прежние контакты с родными ограничивались: нужно было научиться чувствовать себя частью новой социальной группы. На Масленицу тёща имела возможность дать понять зятю, довольна она им или нет. Если зять не мог уберечь любимое дитя от нападок в новой семье, то тёща это знала. В таком случае первый блин, который подавала тёща зятю, был подгорелый и ничем не подмазанный. А иногда она ещё туда соли сыпала. Но он обязан был этот блин съесть. Стоит сказать, что делали это очень редко, так как сор из избы обычно не выносили. Чаще тёща всё-таки подносила блин на праздничной тарелочке да с медком. О молодых Была и другая традиция. Если молодые жили не дружно, не находили общий язык, ссорились, то на масленичной неделе их «учили уму-разуму», то есть умению понимать друг на друга. В этом «пекушке» запекали кашу, затем её, огненно-горячую, выкладывали на раскаленную заслонку. Заслонку за ручку держали по очереди молодожёны, предоставляя друг другу возможность есть кашу, которую надо было съесть всю. Очень неудобно — надо было беречь друг друга, выстроить ритм взаимоотношений. Говорят в народе, что это реально учило супругов взаимодействию, ладу в семье. В масленичные дни муж выказывал жене особый почёт, что для традиционной культуры всё-таки было редкостью. К тёще, если то было в одной деревне, он сам вёз жену на саночках. О катаниях на санях Масленица — это кладезь народных игр.
А позднее, уже в христианской традиции, его отдавали нуждающимся в память о предках, съедали за упокой душ или помещали на божницу — полку с домашними иконами. Некоторые эксперты указывают, что в старину духов предков называли комами, отсюда и возникла поговорка. Полностью она звучала так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Существует и другая версия происхождения этой фразы. В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. Верили, что именно в это время пробуждается природа и просыпается от зимней спячки медведь. Его считали хозяином леса и прародителем людей, связанным с духами предков. Также медведь был символом бога богатства, скотоводства и плодородия Велеса.
Из плохого опыта можно почерпнуть уроки и исправить ошибки, чтобы сделать следующую попытку более успешной. Таким образом, выражение «первый блин комом» подчеркивает важность терпения и настойчивости при достижении целей. Неудача в начале пути не должна обескураживать, а должна быть рассмотрена как шанс для улучшения и роста. Происхождение пословицы и поговорки Происхождение пословицы «Первый блин комом» и поговорки «Первый блин комом — это пословица» связано с народной мудростью и народными наблюдениями. Согласно народным представлениям, первый опыт или попытка чего-либо не всегда удачны. Именно поэтому первый блин, который налеплен, обычно выходит комком, не получается и не достигает ожидаемого результата. Выражение «первый блин комом» приобрело символический смысл и стало использоваться в широком смысле: чтобы сказать, что первая попытка или первый результат никак не удался. Также эта пословица часто используется для совета не расстраиваться из-за неудачи, так как это нормальное явление и с ним сталкивается каждый. Таким образом, происхождение пословицы и поговорки «Первый блин комом» связано с народным опытом и мудростью, а также с наблюдением за реальными ситуациями. Различия между пословицей и поговоркой 1. Форма Пословицы, как правило, имеют форму краткой, крылатой фразы с ярким образом. Они часто содержат какую-то ценную науку, зашифрованную в нескольких словах. Например, «Медленная кошка нору находит». Поговорки же, в отличие от пословиц, часто имеют более объемную форму, состоящую из нескольких предложений или фраз. Они более развернуты и подробно описывают некий опыт или положение дел. Например, «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Происхождение Пословицы — это краткие и лаконичные высказывания, которые пришли к нам от наших предков.
Первый блин комом: почему так говорят и что это значит?
Интересно происхождение выражения первый блин комом – в современном языке это однозначно – ком, неудача, первый блин получился комком. А блины очень тесно связаны с выражением «Первый блин комом». Первый блин — комом, Блин второй — знакомым, Третий — дальней родне, А четвертый — мне! Первый блин комом (погов.) — о неудачном начале какого-л. дела, о неуспешном первом опыте. Что означает выражение "Первый блин кОмом».
«Первый блин – комам»: почему на Руси Масленицу посвящали медведям?
«Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». Первый блин — комом, Блин второй — знакомым, Третий — дальней родне, А четвертый — мне! от ощущения накатившейся грусти блин комом встает в горле. «Первый блин да комом — это выражение сохранилось из обиходно-бытовой практики, когда первый блин у многих не переворачивается, рвется, комкается. Выражение использовалось буквально и означало именно то, что первый блин прилипает к недостаточно прогретой сковороде и до конца не пропекается.
Первый блин комом: происхождение и значение выражения
И это только первая ее часть, и то исковерканная. Правильно будет — «комАм», а исторический вариант поговорки выглядит так: «Первый блин — комам, второй — знакомым, третий — родне, а четвертый — мне! Полная версии пословицы свидетельствует о том, что она совсем не про качество блинов, а про их предназначение. И первый блин тоже был для кого-то, как и последующие. Похожая статья Откуда пошло выражение «между небом и землей»? Перечисление счастливчиков, получивших блины, по логике должно идти от главного к второстепенному или наоборот. Если наши предки первое место отдавали себе любимому, то комы — это что-то совсем незначительное.
Это могут быть нищие, странники или попрошайки. Если первый блин жертвовался сначала кому-то высшему, затем отдавалась дань гостеприимству, родственникам и лишь потом себе, то тогда комы — это какие-то очень почитаемые силы: духи или божества природы. Согласно этой версии происхождение пословицы связано с обычаями и традициями Древней Руси. Раньше блины были блюдом не повседневным, а ритуальным.
Египтологи предполагают, что блины и пиво использовали исключительно для ритуальных целей. В северных регионах России традиция сохранилось до сих пор.
Первый блин на Масленицу всегда посвящают умершим. Таким образом мы задабриваем предков", — пояснила эксперт. Комоедица Но есть еще одна версия появления блинов — медвежья. В "Истории государства Российского" он пишет, что "комами" на Руси называли медведей, а весеннее торжество посвящали выходу медведей из берлог после зимней спячки. Есть некоторый культ медведя на Масленицу: медведь просыпается, когда весна наступает", — говорит Духно. В деревнях специально к этому дню пекли блины, несли их в лес и раскладывали вокруг берлог.
У современников же гипотеза Татищева вызвала лишь улыбку.
Как видно, и здесь мы имеем дело с серией планируемых событий, опять связанных с регулярным исполнением бюджета, но на этот раз выражается лишь надежда, что следующие события будут более успешными. Ввиду этого трудно определить статус второй импликатуры: следует ли считать ее «завешенной» или уже снятой? Как дополнительный аспект появляется теперь профессиональная квалификация «повара блинов», то есть Министерства финансов, которая ставится под сомнение. Картина снова меняется в следующем случае: 3 «Поэтому надо начать снова этап гласности.
Первый блин комом, значит, второй раз начнем, может быть, научимся быть по-настоящему свободной страной с точки зрения информации» руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский, 11 мая 2007 года. В этом примере первое событие сначала не мыслилось как периодическое, то есть как первый шаг целой серии подобных событий; следовательно, отпадает первая импликатура. Тем не менее оратор предлагает повторить эксперимент с гласностью и тем самым создает условия для употребления пословицы вместе с ее двумя импликатурами, причем вторая опять оценивается лишь как возможная «может быть». Одновременно оратор дает имплицитную отрицательную оценку опыту с горбачевской гласностью, сравнивая ее с первым блином. До свидания!
На этот раз неудача первой попытки служит как мотивация для отказа от продолжения серии. Такого продолжения, то есть возвращения к социализму, потребовал один из предыдущих ораторов, депутат Коммунистической партии, ср. По теории релевантности здесь первая импликатура ожидание серии подобных событий становится предметом спора: она сохраняется по предложению депутата КПРФ, но категорически отвергается Жириновским. Другими словами, единственный компонент пословицы, который для актуального говорящего остается в силе, это отрицательная оценка исторического периода социализма в России. Юмористический эффект данного отрывка заключается в сравнении столь несравнимых вещей, как создание социалистического строя и выпечка блинов.
Попалось также одно употребление с отрицанием. Бывший министр иностранных дел Андрей Козырев прокомментировал первую встречу группы «Большой восьмерки» с участием России следующим образом: 5 «И я могу сказать как очевидец, что этот первый блин не был комом, а привел именно к убедительному формированию равноправного и конструктивного диалога между восемью лидерами ведущих держав» министр иностранных дел Андрей Козырев, 15 июля 1994 года. По максиме релевантности выходит, что существовали опасения, что эта встреча кончится неудачей в согласии с конвенциональным прочтением пословицы. Пресуппозиция пословицы под отрицанием сохраняется, с чем согласуется и наше знание мира: серия будет продолжаться, поскольку «Большая восьмерка» собирается ежегодно. Эта серия прервалась в 2014 году, когда по известным причинам Россия перестала в них участвовать.
О второй импликатуре ничего не говорится, но она не снимается под воздействием отрицания, и раз уже начало серии оказалось столь удовлетворительным для российской стороны, были все основания полагать, что и следующие встречи будут проходить успешно. Интересно отметить бленд источника и цели метафоры, ср. Нашелся и пример, где отрицание относится к будущему, в котором будет оценено событие, произошедшее в прошлом: «Давайте будем надеяться, что первый блин не вышел комом» депутат Госдумы Геннадий Гудков, 25 декабря 2009 года — таким образом закономерность неудачи первого экземпляра, подсказываемая пословицей, ставится под сомнение. Контекст следующего примера построен сложнее: Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, критикует свежеодобренный закон об образовании и внедряемую теперь новую учебную программу по русской литературе в средних школах. В этом выступлении три разных голоса: актуальный говорящий вводит фиктивного участника [14] «кто-то» , который в свою очередь цитирует народную мудрость пословицу , которая затем отвергается актуальным говорящим.
Получается двухступенчатая цитата, поскольку говорящий цитирует другого участника, цитирующего в свою очередь пословицу. Вторая импликатура становится предметом спора между реальным и фиктивным говорящими: по мнению первого, она снимается подобно тому, как это произошло в примере 4, тогда как последний ее поддерживает. Отметим попутно, что вторая часть пословицы здесь эксплицитно расшифрована «все это исправят» — что находится в полном согласии с неограйсовским подходом, ср. Проведем теперь небольшой мысленный эксперимент. Пусть объектом аналогии с первым блином будет первая версия нового законопроекта.
Тогда можно аргументировать, что первый текст часто не полностью разработан, он может даже быть противоречив или ошибочен в некотором отношении. По простому силлогизму тогда следует заключение, что и настоящая версия будет так же неудовлетворительна, так что придется ее исправить во второй версии — тем более, что парламентский регламент требует трех чтений по каждому законопроекту. Такой индуктивный аргумент строится на нашем знании о мире. Но возможно и второе толкование: ведь уже в самом понятии «первая версия» заложена мысль о продолжении серии, причем в исправленном виде. Иными словами, перед нами не синтетическая, а аналитическая истина и тем самым дедуктивная аргументация!
Но тогда вообще любая аргументативная поддержка, в том числе и посредством пословицы, становится избыточна, а бывшие импликатуры теперь превращаются в пресуппозиции. Возникает вопрос, не представлен ли подобный случай в собрании реальных цитат из Госдумы. Оказывается, что один пример действительно укладывается в схему аналитического аргумента: 7 «Мы провели очень серьезное совещание с заместителем министра Рахмановым, который курирует это направление, он признал, что это пробный шар, может быть, даже первый блин. Блин оказался сырой» депутат Сергей Собко, 21 февраля 2014 года. Обсуждается первая программа развития судостроения.
Опять возникает двухступенчатая цитата, поскольку аллюзия на пословицу она приводится в максимально сокращенном виде вкладывается в уста заместителя министра. Депутат характеризует объект аналогии трояким способом: двумя метафорами, причем первая «пробный шар» не подсказывает продолжения серии, зато «первый блин» порождает такое ожидание, а слово «даже» сигнализирует, что это описание сильнее, чем «пробный шар». Но третья характеристика «блин оказался сырой» одновременно дисквалифицирует замминистра и саму аллюзию на пословицу: процесс выпечки блинов даже еще не начинался. Депутат обосновывает это суждение изобилием статистических и стилистических ошибок в тексте закона и отсутствием слушаний и «круглых столов» с участием экспертов. Из дальнейшего контекста мы узнаем, что эта программа будет еще разработана, что находится в полном соответствии с понятием «первая программа».
Иными словами, в этом примере представлена такая же аналитическая истина, как в выше приведенном мысленном эксперименте, опять перед нами дедуктивный вывод; метафоры не носят аргументативной нагрузки, а служат лишь скрытым упреком в адрес заместителя министра Рахманова. Пора подвести итоги этого раздела. Объекты-аналоги блинов, это либо а регулярно повторяющиеся события вроде бюджетных дебатов или саммитов, либо b одноразовые события от применения учебной программы до введения нового политического строя, либо c отдельные документы вроде законопроектов. В качестве производителей блинов выступают представители российского правительства или советского руководства, не считая одного фиктивного оппонента. Возможное продолжение серии зависит от характеристики цели метафоры аналога блинов и может быть обязательной, факультативной или совсем нежелательной, будь то по семантическим или правовым причинам.
Качество следующего аналога блина, если таковой предвидится, колеблется между неизвестной и высшей степенью. Кроме того, говорящий иногда оспаривает вторую импликатуру следующий экземпляр будет лучший , поддерживаемую реальным или фиктивным участником. Причина неудачи первого экземпляра то объясняется, то остается неизвестной. Главный вывод из этих наблюдений заключается в следующем: практические выводы, которые можно извлечь из аналогий с нашей пословицей, бывают противоречивы [16] , поскольку в одном случае говорящий предлагает повторить эксперимент пример 3 , а в другом он категорически отвергает такую же попытку пример 4. Это вполне совместимо с грайсовским пониманием конверсационной импликатуры: она всегда может сниматься cancellable в зависимости от контекста.
На Руси у молодых была своеобразная традиция: будущая теща давала будущему зятю приготовленные собственноручно яства. Блины на тарелке покрывали сверху платком, а зятю нужно было завернуть в этот платок деньги — выкуп за невесту. Обряд в разных регионах носил различные названия — например, хлибины или яишня — и считался крайне важным при создании семьи, а от него уже пошло выражение «к теще на блины», которое позже стало ассоциироваться с Масленицей. А как блины стали незаменимым атрибутом Масленицы? Стоит обратиться к истории этого праздника, а именно к тому моменту, когда языческий праздник Масленица стал церковным.
Произошло это после того, как в 1492 году Иван III перенес празднование Новолетия с весны на 1 сентября. Тогда обряд приготовления блинов всегда предшествовал наступлению нового года и проходил в начале марта. После переноса Нового года на осень церковь сдвинула эту традицию и сократила до недели — она по церковному календарю совпадала с неделей облегченного поста, или сырной неделей. Стоит отметить, что тогда никакой Масленицы не было, как термин она появится только в XVI веке. И неспроста — ведь в сырную неделю употребление мяса уже считалось невозможным, зато разрешались различные крупы и молочные блюда Поэтому люди встречали весну, как и раньше: накрывали большие столы, ели каши, сыр, яйца, сметану, пекли пироги, блины и оладушки.
Последние были особенно популярны в Сибири, где о блинах мало кто знал.
Первый блин – предкам. Тамбовский этнолингвист о масленичных традициях
Но никаких сведений о том, что Комоедица была всеобщим праздником и её ещё хоть где-нибудь отмечали, нет. Этнограф П. Шейн перепечатал статью Нечаева и сохранил описание праздника: «В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя». Очевидно, что даже отмечавшие Комоедицу, если этот праздник вообще существовал, не называли медведей комами. Комы — это кушанье из гороха. Ещё одно отличие Комоедицы от Масленицы — в постоянстве даты.
Праздник встречали накануне Благовещения, которое отмечается в один и тот же день каждый год. А у Масленицы «плавающий график». Так что в очередной раз можно убедиться, что последний аргумент в защиту «комов-медведей» пал под натиском исторических фактов. Один — хорошо нам знакомый «Первый блин комом». Его содержание отталкивается от житейского наблюдения: на непрогретой сковороде первый кусочек теста, вместо того чтобы растекаться, жалобно сворачивается в комочек. То же самое происходит и с другими делами, если мы касаемся их впервые.
Сценарии с чучелом, то есть куклой, изготовленной из соломы и одетой в традиционное платье, чаще обычного встречались на территории Моршанского, Первомайского, Староюрьевского районов. Чем далее продвигаемся на юг области, тем реже этот обычай отмечается как обязательная часть народного праздника. Они, а также те, кто родился позже, в 20-х, 30-х, 40-х годах, вспоминают, что при них никакое чучело не сжигали, — рассказала Людмила Евтихиева. Но между тем сам ритуал сожжения существовал повсеместно. Гораздо чаще в Тамбовской губернии жгли солому и вообще ненужные, отслужившие свой срок бытовые вещи. На смену всему старому, ненужному спешила новая молодая весна, которую впервые начинают «закликать» в эти дни. Там же, где готовили чучело Масленицы, разворачивалось настоящее театральное действие.
На следующих ладьях размещались угощения. Масленицу встречали, ей пели песни, ей стелили ковры. И было это в конце XIX века. Однако, корреспондент описывал одно, увиденное им гулянье, которое, конечно, заранее готовили жители старинного тамбовского купеческого города. Ничего подобного в сёлах Моршанского района, как и в других местах, обнаружить не удалось. Следовательно, мы имеем право предположить, что описанные события — род фольклорного театра, где был и персонифицированный автор пьесы, и режиссёр. О блинах Тамбовская масленичная традиция богата обрядовыми действиями с блинами.
И тут особое место занимает культ предков. Именно блинами поминали усопших родственников. Первый блин, который пекла хозяйка, она посвящала родителям. Эта поговорка закрепилась в современном русском языке в значении оправдания хозяйской оплошности. Едва ли этот смысл можно отнести к первому масленичному блину. И теперь любая хозяйка скажет, что если соблюсти все правила народной кулинарии, то первый блин, как и все последующие, будет великолепен. Тамбовская традиция блинопечения достойна отдельного разговора.
Во-первых, у хозяйки обязательно были сковороды, на которых ничего, кроме блинов, не пекли. Были и блинницы: несколько соединённых сковородок с общей рукоятью, чтобы можно было одновременно наливать и запекать блины в печи. Почему же первый блин «комом»?
Рассказы как блины печёт разг. Очень тонкая круглая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.
Печь блины. Первый, другой, третий и обчелся! Я тебе не в первый раз это говорю. Первые петухи, полночь. Вторые, два часа; третьи, три.
Одна должна взять крепость и разрушить ее. Другая — помешать этому. За ходом боя следил специальный человек, которого именовали «городничим». Он давал старт забаве, он же объявлял победителя. Еще одной забавой были кулачные бои. Боролись как один на один, так и массово, «стенка на стенку». Однако центральным обрядами масленицы являются вовсе не игры. В последний день празднований сжигают чучело зимы.
В течение всей недели возле него устраивают гуляния. А вокруг водят хороводы. На фигуру в старину было принято вешать различные украшения. Они затем сгорали вместе с чучелом масленицы. Это отголосок очень древней жертвенной традиции. Еще одной древней традицией является выпечка блинов. В народе считается, что они символизируют солнце. Но изначально, как отмечают ученые, блины были поминальным блюдом.
Однако сейчас это символ радости. Именно благодаря блинам многие и знают о существовании масленицы. Как отмечать масленицу по дням недели Праздничная неделя делится на две части. С понедельника по среду отмечают «узкую масленицу». А с четверга начинается «широкая масленица», то есть масштабное празднование. При этом у каждого дня Сырной недели есть свое название и свои традиции. Понедельник называется «Встречей». В этот день заготавливаются все яства, печется первый горячий блин.
Кроме того, раньше еще собирали солому для чучела зимы, а также возводили снежные горки и крепости. Второй день — «Заигрыш». В деревнях начинались гуляния, а также ставили праздничное чучело. И в этот день проходили смотрины невест. Третий день масленичной недели — «Лакомка». Именно в среду начинали принимать гостей.
Откуда пошло выражение «первый блин комом»?
Выражение «первый блин – комам» пошло от тех же язычников, которые задабривали первым блином кома – медведя, который был олицетворением одного из богов. Главная > Интересность > Откуда пошло выражение «Первый блин — комом»? «Первый блин — комом» — так говорят, когда что-то не получается с первого раза, чтобы успокоить и подбодрить человека. На этот раз оно об афоризме "Первый блин комом".Не забудьте подписаться! Мы привыкли трактовать выражение «первый блин комом» так: любое занятие требует практики и усилий, с первой попытки редко что-то получается.
Первый блин комом. Происхождение фразеологизма.
Чаще всего говорящий стремится с помощью подходящей цитаты усилить свою аргументацию в проходящих дебатах. С этой целью он будет, например, приводить чужое мнение, высказанное за или против обсуждаемого закона, постановления и так далее. Но он может также выбирать аналогичный аргумент, цитируя чужие слова, пресуппонирующие или имплицирующие подобную мысль. Однако тогда возникает вопрос, не чересчур ли рискованна такая стратегия, поскольку как раз аргументация per analogiam чревата различными неудачами [5] : ей можно противопоставить контраналогию, можно поставить под сомнение релевантность самой аналогии, указывая на несовпадающие признаки сравниваемых величин [6]. Если такую аналогию еще завуалировать под цитату, легко себе представить, что слушатель вообще растеряется, не будет способен идентифицировать аналогию и не расшифрует желаемого смысла. В таком случае выбранная «обходная стратегия» и вовсе не реализуется. Здесь, однако, многое зависит от типа цитат. Описанный риск возникает только при «свежих» цитатах, то есть таких, с которыми слушатель сталкивается впервые. Среди всех интертекстуальных ссылок, обнаруживаемых в политическом дискурсе, существует огромное количество «несвежих» цитат — цитат, которые говорящий считает общеизвестными и поэтому не нуждающимися в дальнейшей интерпретации. Сюда относятся разного рода цитаты из художественных произведений литературы, фильмов, музыкальных сочинений , разных жанров СМИ, социальных сетей особенно мемы , вербального фольклора сказки, анекдоты, пословицы и поговорки , кроме того, слоганы, афоризмы и так далее [7]. Аналогии, включенные в такие цитаты, гораздо легче раскрываются, так как за данной цитатой уже зафиксирована однозначная интерпретация, которая теперь вкладывается в актуальный контекст.
Никто не станет обсуждать, насколько аналогия мотивирована, например, какие признаки «блина» не совпадают с законопроектом или бюджетными расходами. Таким образом, декодирование желаемого смысла не требует цитирования полной версии: такие общеизвестные цитаты часто проходят всякие формальные искажения и переиначивания, иногда изменяющие оригинал до неузнаваемости [8]. Именно здесь лучше всего можно проиллюстрировать пригодность градационной концепции цитаты, постулирующей наличие целой шкалы — от дословной передачи до значительно измененной версии [9] , подпадающей уже под рубрику аллюзий. Кроме того, отпадает необходимость дополнительной информации, которая в случае свежих цитат обязательна [10] : идентификация автора-источника и даты высказывания. Не существенны, а часто даже неизвестны другие обстоятельства первого высказывания, такие, как контекст источника, место высказывания и так далее. На первый взгляд, ее семантическая структура отличается от структуры обычных пословиц, поскольку она как будто описывает единичное событие в прошлом, а не импликацию типа «если p, то q» [11]. Если же учесть вариант «Первый блин всегда комом», то все становится на свои места, появляется обобщение со скрытой условной семантикой типа «Когда печешь блины, то первый всегда выходит комом». При этом слово «первый» порождает пресуппозицию того, что ожидается целая серия подобных продуктов, что и соответствует нашему практическому знанию о мире; пример 5 см. Конвенциональное метафорическое прочтение пословицы можно теперь сформулировать так: первая попытка всегда неудачна, но следующие попытки будут более успешны. Вторая часть уже не отражена на языковой поверхности оригинала, но подразумевается имплицитно.
На фоне этих соображений можно теперь уточнить цель данной статьи, посвященной дискурсивному поведению этой общеупотребительной пословицы: какой вклад вносит употребление столь трафаретной цитаты в актуально происходящую аргументацию? Каковы аналогические соответствия, с чем сопоставляется первый блин, кто «печет» его? Планируется ли продолжение серии по аналогии с выпеканием очередных блинов, как это подсказывает пресуппозиция пословицы, и будут ли следующие результаты действительно удачнее первого? Как будет продемонстрировано, ни тот ни другой прогноз не оказываются верными для всех аналогов «блина». И наконец, какие практические выводы данная аналогия позволяет сделать для будущей политики? Первый пример иллюстрирует «каноническое» употребление пословицы. Представитель правительства обсуждает судьбу бюджетных субсидий для Крыма, которые в прошлом были недостаточно хорошо распланированы [12] : 1 «Такая работа проводится, хотя в прошлом году первый блин, что называется, был комом в силу недостаточно эффективного планирования бюджетных расходов, […] и мы были вынуждены 14,2 миллиарда рублей перенести на этот год, но в настоящее время утвержден детальный график» вице-премьер Дмитрий Козак, 17 февраля 2016 года. Пословица представлена в полном виде и сопровождается метакоммуникативным маркером «что называется», указывающим на переносное значение. Объект сравнения аналогия идентифицируется точно «бюджетные расходы» , и открывается перспектива на продолжение серии «14,2 миллиарда рублей перенести на этот год». Таким образом, конвенциональное прочтение пословицы первая попытка всегда трудна, но дальнейшие попытки будут более успешны остается неизмененным.
Наблюдается также метафорический бленд [13] источника и цели метафоры, поскольку в том же предложении неудача первого «блина» объясняется недостаточным планированием бюджетных расходов. Второй пример звучит уже менее оптимистично: 2 «Мы недавно слушали итоги исполнения бюджета в первом квартале. Я считаю, что, как говорят, первый блин комом, но будем надеяться, что в следующий раз более квалифицированно все это будет делаться» депутат Госдумы Николай Рыжков, 23 мая 1996 года. Как видно, и здесь мы имеем дело с серией планируемых событий, опять связанных с регулярным исполнением бюджета, но на этот раз выражается лишь надежда, что следующие события будут более успешными. Ввиду этого трудно определить статус второй импликатуры: следует ли считать ее «завешенной» или уже снятой? Как дополнительный аспект появляется теперь профессиональная квалификация «повара блинов», то есть Министерства финансов, которая ставится под сомнение. Картина снова меняется в следующем случае: 3 «Поэтому надо начать снова этап гласности. Первый блин комом, значит, второй раз начнем, может быть, научимся быть по-настоящему свободной страной с точки зрения информации» руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский, 11 мая 2007 года. В этом примере первое событие сначала не мыслилось как периодическое, то есть как первый шаг целой серии подобных событий; следовательно, отпадает первая импликатура. Тем не менее оратор предлагает повторить эксперимент с гласностью и тем самым создает условия для употребления пословицы вместе с ее двумя импликатурами, причем вторая опять оценивается лишь как возможная «может быть».
Одновременно оратор дает имплицитную отрицательную оценку опыту с горбачевской гласностью, сравнивая ее с первым блином. До свидания! На этот раз неудача первой попытки служит как мотивация для отказа от продолжения серии. Такого продолжения, то есть возвращения к социализму, потребовал один из предыдущих ораторов, депутат Коммунистической партии, ср. По теории релевантности здесь первая импликатура ожидание серии подобных событий становится предметом спора: она сохраняется по предложению депутата КПРФ, но категорически отвергается Жириновским. Другими словами, единственный компонент пословицы, который для актуального говорящего остается в силе, это отрицательная оценка исторического периода социализма в России. Юмористический эффект данного отрывка заключается в сравнении столь несравнимых вещей, как создание социалистического строя и выпечка блинов. Попалось также одно употребление с отрицанием. Бывший министр иностранных дел Андрей Козырев прокомментировал первую встречу группы «Большой восьмерки» с участием России следующим образом: 5 «И я могу сказать как очевидец, что этот первый блин не был комом, а привел именно к убедительному формированию равноправного и конструктивного диалога между восемью лидерами ведущих держав» министр иностранных дел Андрей Козырев, 15 июля 1994 года. По максиме релевантности выходит, что существовали опасения, что эта встреча кончится неудачей в согласии с конвенциональным прочтением пословицы.
Пресуппозиция пословицы под отрицанием сохраняется, с чем согласуется и наше знание мира: серия будет продолжаться, поскольку «Большая восьмерка» собирается ежегодно. Эта серия прервалась в 2014 году, когда по известным причинам Россия перестала в них участвовать. О второй импликатуре ничего не говорится, но она не снимается под воздействием отрицания, и раз уже начало серии оказалось столь удовлетворительным для российской стороны, были все основания полагать, что и следующие встречи будут проходить успешно.
Сравнение с комом описывает ситуацию, когда что-то неудачное или несовершенное затрудняет ход дела, как ком, который может помешать скошенной траве скатиться. Определение «первый блин комом» подразумевает, что неудача или неполноценность первой попытки не должна останавливать или отпугивать от дальнейших попыток. Из плохого опыта можно почерпнуть уроки и исправить ошибки, чтобы сделать следующую попытку более успешной. Таким образом, выражение «первый блин комом» подчеркивает важность терпения и настойчивости при достижении целей. Неудача в начале пути не должна обескураживать, а должна быть рассмотрена как шанс для улучшения и роста. Происхождение пословицы и поговорки Происхождение пословицы «Первый блин комом» и поговорки «Первый блин комом — это пословица» связано с народной мудростью и народными наблюдениями. Согласно народным представлениям, первый опыт или попытка чего-либо не всегда удачны.
Именно поэтому первый блин, который налеплен, обычно выходит комком, не получается и не достигает ожидаемого результата. Выражение «первый блин комом» приобрело символический смысл и стало использоваться в широком смысле: чтобы сказать, что первая попытка или первый результат никак не удался. Также эта пословица часто используется для совета не расстраиваться из-за неудачи, так как это нормальное явление и с ним сталкивается каждый. Таким образом, происхождение пословицы и поговорки «Первый блин комом» связано с народным опытом и мудростью, а также с наблюдением за реальными ситуациями. Различия между пословицей и поговоркой 1. Форма Пословицы, как правило, имеют форму краткой, крылатой фразы с ярким образом. Они часто содержат какую-то ценную науку, зашифрованную в нескольких словах. Например, «Медленная кошка нору находит». Поговорки же, в отличие от пословиц, часто имеют более объемную форму, состоящую из нескольких предложений или фраз. Они более развернуты и подробно описывают некий опыт или положение дел.
Если первый блин комом, то жди неприятностей», — пояснила филолог.
Православная церковь, как известно, осуждает все языческие традиции. Это понятно, ведь, что ни говори, вера-то Христова — привнесенная. А про богов дохристианских, не говоря уже про традиции старославянские, россияне вспоминают без конца и без края.
Всеми любимая и традиционно широко разгульная Масленица — главное тому доказательство. Этот праздник испокон веков был озорным и веселым прощанием с зимой и встречей весны. Наши предки старались умаслить бога Велеса — покровителя земледелия и скотоводства. Вот и пекли символ Солнца: сначала пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, получились блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным оладушком они съедают частичку божественного тепла и могущества.
Во время Масленицы гулянья продолжались всю неделю. Еще бы, считалось, что если вволю не потешиться на праздник — значит, жить тебе в горькой беде.