13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. Эпопея «Челюскина» Летом 1932 г. пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем. И потому, когда пароход под названием «Лена», сошедший со стапелей датской верфи в Копенгагене, внезапно был переименован в «Челюскин», знающие люди переглядывались, а кое-кто и крестился украдкой. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа.
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды. Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи. Через два часа всё было кончено. За эти два часа организованно, без паники выгружены на лёд давно подготовленные аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич.
По словам исследователей, видеокадры позволяют идентифицировать «Челюскин», хорошо просматриваются прямоугольные иллюминаторы. Название парохода, нанесённое на носу судна, почти за 90 лет нахождения в воде стёрлось.
Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин». В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин». В сентябре 2020 года в ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах был обследован пароход «Челюскин». Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин».
Тем не менее в Мурманске Биезайс сошёл с корабля, и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина» [4]. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар.
При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода « Александр Сибиряков ». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б.
Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом. Эвакуация[ править править код ] «Челюскин», раздавленный льдами.
Содержание
- «Челюскин» начало
- Судьба парохода «Челюскин» — Shipshub
- Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
- История спасения «Челюскина» // Победитель
- Мифы и легенды «Челюскина»
- Раздавлен льдами
Гибель “Челюскина” О пароходе и людях его православных
Там он и познакомился с человеком, который поведал ему подлинную историю об исторической экспедиции "Челюскина". Если применить подобный подход к данной истории, то без труда можно установить, что в Копенгагене был построен только один грузовой пароход «Лена», переименованный в «Челюскин». Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин.
Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
«Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан. Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин. Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. Полярная экспедиция на «Челюскине» должна была повторить состоявшийся в 1932 году поход ледокольного парохода «Сибиряков», впервые в истории прошедшего за одну навигацию по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива. И потому, когда пароход под названием «Лена», сошедший со стапелей датской верфи в Копенгагене, внезапно был переименован в «Челюскин», знающие люди переглядывались, а кое-кто и крестился украдкой.
Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
Могилевич погиб при высадке , откуда были вывезены последняя партия 13 апреля на материк мыс Ванкарем советскими лётчиками — А. Ляпидевским , С. Леваневским , В. Молоковым , Н. Каманиным , М. Слепнёвым , М.
Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб. Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек.
В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев. Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или американских «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена. Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39!
Была проделана огромная подготовительная работа по вызволению полярников из ледового плена воздушным путем. Подготовлены аэродромные площадки в условиях крайнего севера на Чукотском полуострове Магаданской области, перебазированы на них самолеты. Из опытных летчиков была сформирована эскадрилья. В ее состав вошли А.
В Ляпидевский, Салеваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнев, М.
Водопьянов, И. Они в невероятно трудных условиях в марте — апреле совершили десятки вылетов на взлетно-посадочную ледовую полосу, подготовленную полярниками, и благополучно вывезли всех пленников, одних в Уэлен, других на мыс Ванкарем, где были оборудованы базы летчиков.
Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию. С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами. После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа.
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Каждые сутки геологи и геодезисты определяли точное место лагеря, ведь дрейф льда не прекращается. Участники экспедиции организовали свою жизнь на льдине: выпускали стенгазету, сочиняли песни, рисовали карикатуры, устраивали митинги. Шмидт даже организовал кружок и читал лекции по диалектическому материализму. На «Челюскине» родилась девочка Карина: «Крошечная, закутанная в ватные одеяла, она стала любимицей всего коллектива».
По распоряжению Шмидта, малышкам Алле 1,5 года и Карине каждое утро выдавали по одной банке сгущенного молока. В операции по спасению челюскинцев было решено использовать авиацию. До этого ещё никто не садился на дрейфующую льдину и не взлетал с неё.
И тем более не вывозил в таких условиях более 100 человек. Дрейфующие в северных морях льдины не имеют взлётно-посадочных полос — её сделали челюскинцы, вырубая среди разводьев, больших площадок не было. Подготовкой взлётной полосы на льдине изо дня в день, из часа в час в мороз, пургу занимались все участники.
К поискам первым приступил Анатолий Ляпидевский на самолёте-бомбардировщике Ан-4. Все лётчики до боли вглядывались в горизонт, но не видели ни лагеря, ни иных признаков жизни в ледяной пустыне. Совершив 29 неудачных попыток, 5 марта 1934 года Ляпидевский смог рассмотреть лагерь, и начал эвакуацию.
Из воспоминаний челюскинцев: «Самолетов уже не ждали.
К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка. В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин».
Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. Но великие идеи обернулись великой трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну. В суровых арктических условиях «челюскинцам» пришлось бороться за жизнь.
Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта , лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Во время второго рейса у самолета Ляпидевского на взлете отказал двигатель. По мнению некоторых исследователей самолет Ляпидевского первоначально предназначался для эвакуации заключенных со скованных льдами пароходов Особой колымской экспедиции Наркомвода большинство которых эвакуировал лётчик Куканов , но в сложившейся ситуации было принято решение спасать в первую очередь челюскинцев [1]. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находившееся в 140—160 км от ледовой стоянки. Лётчик М. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте Ш-2 [2] , служившем «Челюскину» для ледовой разведки. Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. Прибывающих со льдины, в первую очередь женщин, детей и больных, как можно скорее самолетами отправляли из поселка Ванкарем дальше в поселок Уэлен, а потом в бухты Лаврентия и Провидения. Остальные 53 наиболее физически крепких участника экспедиции совершили 500-км пеший переход из Ванкарема до поселка Уэлена, а некоторые и далее до бухт Лаврентия и Провидения, где их ждали пароходы. Двигаясь по 14-16 часов по неровному льду, проваливаясь в трещины, карабкаясь на четвереньках на крутые береговые обрывы, ночуя в снегу без палаток, страдая от обморожения и травм, не имея возможности укрыться от пурги люди проходили до 70 км в сутки. Вместе с ними совершили переход 25 заключенных из около 100 эвакуированных на самолете пилота Куканова с пароходов за пять месяцев до спасения «челюскинцев» , спасенных с судов Наркомвода «Хабаровск» и «Анадырь», зажатых льдами в районе дрейфа «Челюскина». Предварительно они совершили переход с мыса Северный до Ванкарема [1].
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Хотя опытные морские волки Отто Шмидт и капитан Воронин понимали: новый пароход «Челюскин» не готов к такой миссии. История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. С немалым трудом ему удалось добиться передачи в распоряжение ГУ СМП нового, только что построенного в Дании парохода «Лена», который был переименован в «Челюскин», обладавший довольно низкими ледовыми качествами. 1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. Однако история экспедиции "Челюскина" продолжает привлекать к себе внимание. 85 лет назад началась экспедиция парохода "Челюскин", закончившаяся гибелью корабля, но и пониманием, что Россия может и должна покорить Арктику.
Самое интересное в виде мозаики
- Исследователи впервые провели качественную съёмку затонувшего «Челюскина»
- Читайте также
- Челюскинская эпопея
- Гибель "Челюскина": 2 месяца ледового плена и чудесное спасение 104 человек
- 13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед
- Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев