В мае 2021 года будет шесть лет, как умерла великая российская балерина Майя Плисецкая. 2 мая на 90-м году жизни в Германии скончалась знаменитая русская балерина Майя Плисецкая. Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. Биография балерины Майи Михайловны Плисецкой: личная жизнь, муж Родион Щедрин, рост.
Майя Плисецкая: 7 малоизвестных фактов из жизни легендарной балерины
Также гендиректор Бахрушинского пожелала всем посетителям радости от встречи с великой женщиной и великой балериной – Майей Плисецкой: «Парижскому зрителю мы предложим совершить экскурсию по мемориальной квартире Майи Плисецкой в Москве. Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя Михайловна мечтала, чтобы музыку ее мужа слушали очень внимательно, так что не спешите уйти из этой комнаты: здесь есть возможность прочувствовать любовь Плисецкой и Щедрина. Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал кончину легендарной балерины Майи Плисецкой великой трагедией. В Большом театре представили переиздание автобиографии балерины "Я, Майя Плисецкая ".
Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ
Однако артистка выбрала сцену. По мнению, Багановой балерина сознательно отказалась от возможности иметь детей для того, чтобы не потерять форму. Щедрин, пусть и без особого восторга, согласился с женой. В своем интервью известному изданию девушка утверждала, что Плисецкая тайно родила ее в Ленинграде в 1976 году. Богиня русского балета», артистка время от времени навещала ее. Читайте также: Звездные пары, которые вместе почти всю жизнь Именно поэтому Юлия Глаговская и решила стать балериной, так сказать, продолжить династию. В Академию танца Юлия поступила уже в Израиле, куда ее якобы приемные родители переехали в 1990 году. Едва девушка начала обучаться хореографии, как Борис Глаговский открыл ей тайну, касающуюся ее биологической матери. С тех пор Юлия стала искать встречи с Майей Плисецкой.
Но громко заявить о себе Глаговской удалось лишь через прессу.
Окончательно же Щедрин влюбился, когда ставил балет «Конек-Горбунок» в Большом театре. Тогда впервые он увидел Плисецкую на репетиции в балетном зале.
Я, как теперь модно говорить, запал окончательно! Из-за того, что Родион и Майя не были женаты, их отказывались селить вместе в гостиницах, поэтому ночевать зачастую приходилось в авто. По приезде в Москву 2 октября 1958 года Плисецкая и Щедрин поженились.
Своей музе и жене Родион Константинович посвятил множество балетов, среди которых «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Дама с собачкой»... Сам Щедрин говорит так: «Меня считают большим любителем балета. Но это не так.
До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я - Майяман! Причем вскоре после замужества Плисецкая забеременела.
Вернее, так называемая дочь, самозваная. Откровения израильтянки Юлии Глаговской тогда наделали шуму. Девушка поведала прессе о том, как в 1976 году одновременно в ленинградском роддоме оказались две женщины: Майя Плисецкая и Людмила Глаговская, жена сотрудника КГБ.
Младенец последней родился мертвым. Тогда якобы и произошла подмена, разумеется, с согласия самой Плисецкой. По словам Юлии, которая в начале 90-х с родителями эмигрировала в Израиль, до поры она ничего не знала.
Потом отец признался. С тех пор девушка всеми правдами и неправдами добивалась встречи с «мамой». Надо заметить, что на Земле обетованной Юля училась в академии танца и внешне походила на прославленную балерину...
Вот только Майя Михайловна радости по поводу обретения дочери не выказывала, общалась сухо, уходила от разговоров. А потом и вовсе подала в суд на газету, выдавшую «сенсацию» на-гора. Родить там наспех дочь и тотчас подарить ее первой встречной бесплодной кагэбэшнице?
Все началось двумя годами ранее. Тогда великую балерину обвинили в сокрытии нескольких миллионов лир: якобы деньги привезла и утаила от государства. Обвинение абсурдное, учитывая хотя бы курс итальянской валюты в то время 10 тысяч лир равнялись 4 рублям 70 копейкам.
В возбуждении уголовного дела было отказано, но туман уже сгущался.
С ранних лет ее жизнь была связана с театром. Дядя Асаф и тетя Суламифь по матери были великими артистами Большого театра, а мама - Рахиль Мессерер играла роли в «Великом немом кино».
Поэтому неудивительно, что впервые в театр Майя попала, когда ей было всего 5 лет. Ее младшие братья Александр и Азарий тоже были связаны с миром искусства. Александр был балетмейстером, а Азарий стал хореографом.
Ее отец Михаил Плисецкий был дипломатом, а в 1932 году его отправили на остров Шпицберген, который принадлежал Норвегии. Здесь он был не только генеральным консулом СССР, но еще по совместительству руководил угольными шахтами на предприятии «Арктикуголь». Именно здесь маленькая Майя впервые выступила на сцене.
Ей доверили небольшую роль в опере А. Даргомыжского «Русалка». Через два года семья во время отпуска отца приехала снова в Москву, и Майя поступила в Московское хореографическое училище.
Наконец-то ее мечта исполнилась! Но привычная жизнь семьи резко изменилась в 1937 году. В мае ее отца арестовали, а потом он был расстрелян.
В марте следующего года арестовали и маму, ей дали 8 лет тюрьмы как жене врага народа. Вместе с новорожденным Азарием ее отправили в лагерь, где содержали жен изменников Родины.
Ее уход оплакивают деятели культуры и ценители искусства по всему миру, говоря об уходе целой эпохи. Народная артистка СССР 1959 , лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца 1962 , лауреат Ленинской премии 1964 , герой Социалистического труда 1985 , полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий разных стран мира фото: В.
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Артистку обожали и боготворили на Родине, и за рубежом, а сама она запретила устраивать свои пышные похороны. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, и, согласно завещанию балерины, никто не проводил официальных похорон — с выносом гроба, прощанием в театре. Скромная церемония прошла в Германии, только близкие были допущены на нее. Как пишут Дни.
Гений и злодейство несовместимы? Примеров - масса. Изменить раздел:.
Ум и чутье диктовали, когда надо быть кошечкой и петь дифирамбы генералам госбезопасности, а когда — выпускать коготки. Плисецкая всегда оставалась верной себе. И никакие жизненные напасти не могли сбить эту ее настройку. Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на прогулке в подмосковном лесу. Она демонстрировала модели Славы Зайцева и поддерживала теплые отношения с Пьером Карденом, до последних дней дарившего ей роскошные наряды.
Майя благодарила и повторяла: «Я веду себя так, как я одета», — и дизайнеры были счастливы. Мало того. Майя Михайловна сумела понравиться разборчивому французскому хореографу Морису Бежару, подарившему ей «Болеро», «Айседору» и другие балеты во времена, когда на контакты с иностранцами в нашем отечестве все еще смотрели косо. Времени на репетиции, как всегда, в обрез, античный театр, толпа народу, Бежар в белой водолазке стоит в глубине партера и руками подсказывает Плисецкой фигуры танца. Так начался отсчет нового времени в российском балете.
Плисецкая не пропала с радаров: организовала балетный конкурс имени себя в Санкт-Петербурге, недолго проработала художественным руководителем балета в Королевском оперном театре Мадрида, перебралась жить на дачу под литовским Тракаем, а затем в Мюнхен, где у Родиона Щедрина был контракт с музыкальным издательством. Именно тогда она и написала две книги воспоминаний » Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» — Правила жизни , снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве. Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая. Майю Михайловну звали в жюри различных конкурсов, в ее честь давали гала-концерты на мировых балетных сценах. А она была все так же умна, элегантна, язвительна, любезна с молодыми интервьюерами и полна идей.
Майя получила звание народной артистки СССР, госпремии и ордена. А в родном Большом театре остались живы ее словечки и суждения. Вообще-то, в серпентарии коллег-соперников редко кому удается добиться звания всеобщей любимицы, но Майе по плечу и это. В ноябре 2021 года ей исполнилось бы 96. Шесть лет назад, в канун придуманного Большим театром грандиозного гала-концерта в ее честь, который подготовили режиссер оперы Дмитрий Черняков и балетмейстер Алексей Ратманский, балерины не стало.
В 1943 году девушка окончила Московское хореографическое училище, там она обучалась у Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой, была принята в труппу Большого театра. Известная балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, пластикой, графичностью, остротой и законченностью жеста. В её движениях танцевальное искусство достигло безупречной гармонии.
Майя Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина», «Чайка» 1980 и «Дама с собачкой».
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Майя Плисецкая (род. 20 ноября 1925 года, Москва, СССР) — балерина, педагог, балетмейстер, хореограф, актриса. Майя Плисецкая сегодня: «Тела после смерти сжечь, а оба праха соединить и развеять над Россией». Больше 40 лет русская балерина Майя Плисецкая была солисткой Большого театра. Великая балерина Майя Плисецкая однажды на вопрос, чего она опасалась сильнее всего в мире, кратко ответила: "родственников". Подробности встречи известной балерины Майи Плисецкой с индийской публикой в беседе с «Мослентой» раскрыла москвичка, куратор выставки «Невероятная Индия. Смотрите онлайн видео «Выпуск 2. Балерина Майя Плисецкая» на канале «ГБУ "Центр"» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2022 г. 11:11 длительностью 00:03:54 на видеохостинге RUTUBE.
Майя Михайловна Плисецкая
Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра. 2 мая 2015 года ушла из жизни легендарная советская балерина Майя Плисецкая. В очередной раз Майя Плисецкая дала понять, что Анастасия Волочкова не только не является выдающейся балериной современности, но и постоянно использует ее имя для того, чтоб увеличить собственную популярность. С Родионом Щедриным Майя Плисецкая была знакома несколько лет, но вступать с ним в близкие отношения балерина не спешила. Фото – РИА Новости. 20 ноября 1925 года родилась великая Майя Плисецкая. Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.
Танец длиною в жизнь: история самой известной советской балерины Майи Плисецкой
96 лет прошло со дня рождения Майи Плисецкой: жизнь гениальной балерины | Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. |
День рождения Майи Плисецкой (20.11.2023) | Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни. |
Плисецкая Майя Михайловна | В паузах между номерами звучали точно выбранные строки из автобиографии балерины «Я, Майя Плисецкая». |
96 лет прошло со дня рождения Майи Плисецкой: жизнь гениальной балерины | Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни. |
В Москве открыли памятник Майе Плисецкой в день ее 91-летия | Балерина Майя Плисецкая с братьями Александром (слева) и Борисом играют в шахматы, 1950 год. |
Скончалась известная балерина Майя Плисецкая
2 мая, от сердечного приступа, на 89 году жизни, в одной из клиник Германии, умерла великая балерина Майя Плисецкая. Романы Майи Плисецкой обсуждал весь Союз и не только: за одним из них внимательно следили сотрудники КГБ. 29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие. Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Печальную новость сообщил ТАСС генеральный директор Большого театра Владимир Урин, который узнал о том, что Плисецкой не стало, от ее супруга, композитора Родиона Щедрина.
Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни
2 мая на 90-м году жизни в Германии скончалась знаменитая русская балерина Майя Плисецкая. Сегодня о Майе Плисецкой на страницах нашего журнала вспоминает ее двоюродный брат, знаменитый театральный художник Борис Мессерер. Майя Плисецкая – последние новости. В Большом театре представили переиздание автобиографии балерины "Я, Майя Плисецкая ". Тайны жизни и причины смерти Майи Плисецкой – в этой статье. Солисты балета Государственного академического Большого театра СССР Майя Плисецкая и Марис Лиепа на репетиции.1970-е.
Майя Плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной
Дочь врага народа без права на выезд: жизнь Майи Плисецкой под присмотром КГБ | Выдающаяся балерина Майя Михайловна Плисецкая, почерк танца которой нельзя спутать ни с кем, является одним из ярких представителей рода литваков, т.е. евреев – выходцев из Литвы. |
Фотоподборка: прима-балерина Большого театра СССР Майя Плисецкая | Новости моды Майя Плисецкая: 15 лучших образов. |
Плисецкие-Мессерер из рода литваков: notabler — LiveJournal | Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. |
В Москве открыли памятник Майе Плисецкой в день ее 91-летия
Наиболее грандиозным было чествование 80-летия. Тогда в Кремлевском дворце легендарная сцена Большого переживала реконструкцию собрались не только балетные звезды мира, но и бритоголовые шаолиньские монахи, дерзкие брейкеры, а также экзотический мастер фламенко. Зажигали «казаки» Ансамбля Александрова. После многолюдного и отчаянно радостного марафона Плисецкая тогда иронично заметила: «Чем не культ балетной личности? В нем не было буйных красок «Дон Кихота» и радостного экстаза «Вальпургиевой ночи», а дуэты-рефлексии подавили массовые сцены. Не было и той энергии, которой дышал танец разрушительницы канонов и стереотипов, умевшей каждое появление на подмостках наполнять феерией страсти. Организаторы не обременили себя поисками новых решений, вечер выстроили по апробированным трафаретам. Фрагменты ролей Майи Плисецкой представило нынешнее поколение Большого и Мариинского театров. В паузах между номерами звучали точно выбранные строки из автобиографии балерины «Я, Майя Плисецкая». Их читала Илзе Лиепа в шикарном черном платье с зеленым поясом — напоминание о знаменитом наряде, подаренном Майе Пьером Карденом.
Читала с излишней патетикой, чуждой виновнице торжества, всегда стремившейся очистить свои образы от пафоса. На экране «танцевала» Майя — оживал пылкий московский стиль, свободный, с прыжками-полетами, широкими жестами, гордыми позами. Записи середины прошлого столетия передавали абсолютный пластический слух Майи, ее гипнотическое искусство, опередившее время. Первыми вышли на сцену ученики — с танцем «Ave Майя» на музыку Баха и Гуно. Резные веера, крепко сжимаемые детскими ладошками, чертили графические узоры, навевая воспоминания о хореографии Мориса Бежара. Он подарил одноименную миниатюру 80-летней Плисецкой, чьи гуттаперчевые руки-крылья играли японскими веерами: красный символизировал жизненные силы, белый — тишину смерти. Вечная смена света и тьмы. Я произношу ее имя с душевным теплом. Она ставила для нас маленькие балеты и каждый раз занимала меня.
Я танцевала в «Полюшко-поле».
По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты пришлось «на почве необходимости». Она мечтала работать с современными балетмейстерами, однако такой возможности не было. Хореографом Майя себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику». При росте в 167 см вес Майи Плисецкой колебался от 49 до 58 кг Стиль танца балерины стал общепринятым каноном, а в 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда. А с 1988 по 1990 года она возглавила Испанский национальный балет в Мадриде. Плисецкая с братом Азарием В 1990 году Плисецкая была уволена из Большого театра, что вызвало большой общественный резонанс. Однако она продолжила участвовать в концертах, давала мастер-классы.
Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге. Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей, 2000 год Свой 70-й юбилей она отпраздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», поставленный для неё Морисом Бежаром. Майя Плисецкая и ее Родион Щедрин, 2009 год. Детей у Майи не было. С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене.
Сейчас балет и гимнастика сравнялись по сложности. Но, следуя за техникой, многие забывают про эмоции. Из танца ушла душа». Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом». Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда нет. Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги». Но по сравнению с тем, какие теперь, когда до метра восьмидесяти доходят, тогда я маленькая». Вот интересно: я абсолютно признаю Баланчина. Но лично не хотела бы у него танцевать. Это не мое, у него слишком абстрактный танец. Когда я танцевала "Умирающего лебедя" в Индии, никто не спрашивал, про что этот танец — все понимали. А когда танцевала па-де-де из "Дон-Кихота", спрашивали. А я и сама не знаю, про что это. Про тридцать два фуэте. Это техника, а люди любят понимать, сопереживать». Конечно, я не разогревалась перед спектаклем горячим душем, как одна прима-балерина, но я помню, как Елена Михайловна Ильющенко мне кричала: "Боже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы"». Но я этого никогда не пробовала. Это, знаете, как в анекдоте: "Вы играете на скрипке? Без исключения. В это противоречие попала и я. Она и Эльза, ее сестра, — это были две умнющие ведьмы, которые находили удовольствие в том, чтобы постоянно портить жизнь друг другу». Она меня коробит пуще красной тряпки. И в искусстве, и в жизни».
Критики называли пластичность ее рук «нечеловеческой». Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в «Лебедином озере», «Каменном цветке», «Спящей красавице», «Спартаке», «Жизели», «Раймонде» и другие. Все эти роли отточили стиль Плисецкой — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Редкий талант актрисы — яркий, трагедийный — проявился в партии Кармен в балете «Кармен-сюита», поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины. Майя Михайловна проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р. Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А. Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен— сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая».
Майя Плисецкая: «Характер — это и есть судьба»
Лауреат Ленинской премии 1964 , Премии Анны Павловой 1962, Париж , профессионального балетного приза "Душа танца" в номинации "Легенда" 2009. Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства 1984 и Почетного легиона 1986, 2012 , золотой медалью изящных искусств Испании 1991 , Большим крестом Командора ордена "За заслуги перед Литвой" 2003. Удостоена Международной Императорской премии Японии 2006.
Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.
Мировая звезда Выехать за пределы Советского Союза и показать миру свой талант Плисецкой удалось только после хрущевской оттепели. Она активно ездила по миру и прославляла советскую школу балета. Стиль ее танца превратился в канон балетного искусства. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах, она получила мировое признание.
Фильмы и книги Майя Плисецкая была всесторонне развитым творческим человеком, поэтому она не ограничивалась исключительно балетом. Она снималась в фильмах, среди них были и драматические роли. Также Плисецкая поставила экранизацию балетных постановок, отдельные сольные номера. Великая балерина написала о своей жизни серию мемуаров, снялась в документальных фильмах о своей жизни.
Балерина старалась, чтобы о ее жизни узнали только правду, она не скрывала своих недостатков и неудачных станиц биографии. На фотографиях танцовщица выглядит очень ярко, необычно, даже немного дерзко. У Майи был средний рост, но она выглядела гораздо выше благодаря своей стройной осанке и прирожденной грациозности. Гордую посадку головы не сломили жизненные трудности и неурядицы.
Плисецкая выходила на сцену в 70 лет, ей удавалось сохранять грациозность юной девушки. Майя в очередной раз доказала, что возраст не является помехой таланту. Плисецкая получила десятки наград и титулов, в их числе есть и зарубежные. Знаменитая балерина красиво говорила, ей принадлежат несколько фраз, ставших крылатыми.
В мемуарах она писала о Пьере Кардене , по ее мнению, он самый лучший в мире дизайнер. На вопрос о том, как сохранить хорошую фигуру, Плисецкая ответила просто и немного грубовато: «Меньше нужно жрать. Никаких зверских диет не требуется». Личная жизнь В личной жизни Майи Плисецкой все складывалось незаурядно, как и у многих творческих личностей.
С первым мужем, балетмейстером Марисом Лиепой , совместная жизнь не сложилась. Семья распалась уже через три месяца. Вторым мужем легендарной балерины стал Родион Щедрин. Пара познакомилась на творческом вечере у Лили Брик , возлюбленной Маяковского.
Фото: Майя Плисецкая с мужем Чувства вспыхнули не сразу, потребовалось три года, чтобы пара начала встречаться.
Они все вместе отправились в эвакуацию, но Майя вернулась через год, не желая пропускать больше обучение в хореографическом училище. Каждый её выход на сцену становился событием, зрители не могли пошевелиться, завороженно глядя на танцующую Майю Плисецкую. Она ездила на гастроли с Большим театром в социалистические страны, но вот дальше её не пускали.
По мнению балерины, её внесли в списки невыездных после гастролей в Индии в 1953 году. Без права на выезд Майя Плисецкая. Учитывая тот факт, что с Майей Плисецкой многие хотели пообщаться, она очень нервничала из-за невозможности без всяких согласований поговорить с индийскими актёрами. Да что там поговорить, она и выйти-то из номера самостоятельно, без сопровождения, не имела права.
Когда сопровождающий спросил о предмете разговора балерины и премьер-министра, Плисецкая откровенно посмеялась над мнительностью силовика и сообщила, что говорили они исключительно о нём. Естественно, после этой поездки в личном деле Майи Плисецкой появилась соответствующая запись и путь за рубеж оказался для неё закрыт. Ходатайство, обернувшееся проблемами Майя Плисецкая. Но труппа Большого театра неизменно отправлялась на гастроли без Майи Плисецкой.
Она бывала на всех правительственных приёмах, была знакома с иностранными дипломатами, но по-прежнему значилась в списке невыездных.
На сцене театра дали сразу три спектакля «Спартак» в постановке Леонида Якобсона, которые посвятили памяти выдающейся танцовщицы. Как рассказал исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев, традиционно Майю Плисецкую принято вспоминать за роль умирающего лебедя и в Кармен-сюите — это ее знаменитые партии, которые были вписаны в историю как российского, так и мирового балета. Однако Мариинский театр также помнит ее за три версии балета «Спартака», что оказались очень тесно связаны с ее творческой биографией.