Новости. Суть Великого поста – очищение души и тела через самоограничения, в том числе и в плане питания. Многие люди делают упор на диетическое значение поста, доказывая, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты. Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост? Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост?
Пост в пожилом возрасте
Ближе к концу поста организм начинает расходовать белки. Полагают, что возможная польза для здоровья поста зависит от многих факторов, включает улучшения функций иммунной системы, повышается внутренняя энергия и общее чувство благополучия. Главная цель поста – духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком. традиция ограничений в питании есть во всех религиях, рассказываем о пользе поста с научной точки зрения. Многие воспринимают подобную нагрузку как некое испытание, которое может навредить здоровью. Врач интегративной медицины, фунгонутрициолог, натуропат Ирина Юзуп рассказала «МК в Питере», как с пользой для организма провести Великий пост. Есть много преимуществ от поста во время Рамадана, который является месяцем, посвященным саморегуляции и тренировкам.
Почему не все худеют во время поста?
- Какова польза поста для организма?
- Вопросы по теме
- Пост. Средство обновления души
- Польза мусульманского поста
- 10 целей для поста
- Чем полезно постное питание для организма человека?
Пост как лекарство: что происходит с организмом постящихся
По её словам, пост как раз этому и будет способствовать. Соблюдение поста этому поможет», — пояснила Соломатина. Кроме того, диетолог обратила внимание на другую особенность поста. Современный человек, как подчеркнула она, стал в некоторой степени зависим от еды и в какой-то момент теряет контроль, для кого-то еда превращается в наркотик.
Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким. Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку. Если вы всё же решите перейти на ограниченное питание, то стоит проконсультироваться с врачом, особенно если у вас есть хронические заболевания.
Беременным и кормящим женщинам, детям, пожилым, больным онкологией и диабетом, а также страдающим от заболеваний ЖКТ поститься строго не рекомендуется. Как подготовиться к посту Резкий отказ от привычного рациона на время Великого поста станет сильным стрессом для организма, так что лучше подготовиться к ограничениям в еде заранее.
Ограничительное питание способствует очищению кишечника. Так называемое лечебное голодание может принести пользу при отдельных заболеваниях. Правила безопасного вхождения в пост Питание в пост отличается скудным составом. Для того чтобы пост не обернулся для организма сильным стрессом и негативными последствиями, необходимо позаботиться о планомерном вхождении в режим резкого ограничения рациона. Отдельным категориям граждан, несмотря на религиозность, категорически не рекомендовано соблюдать пост. Ограничения касаются: беременных женщин; женщин в период грудного вскармливания; детей до 16 лет; людей, имеющих тяжелые хронические заболевания; людей с выраженным иммунодефицитом, в том числе после перенесенных заболеваний. Для того чтобы минимизировать стресс для организма, связанный с вхождением в пост, рекомендовано соблюдать такие простые правила: Важно плавно переходить на ограничительный режим в питания в пост. В подготовительном периоде не следует соблюдать строгие пищевые ограничения.
Если планируется соблюдение строгого поста, то постепенно из рациона следует убирать продукты животного происхождения. Начинать необходимо с мяса любого вида. На этапе подготовки важно употреблять больше жидкости. Суточный объем потребляемой воды должен составлять не менее 1,5 л. Продукты животного происхождения следует постепенно заменять на растительную пищу.
Верующие ежедневно с рассвета и до заката солнца воздерживаются от еды и воды, интимной близости и курения. Специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивается не состав пищи, а время ее принятия. Пост в Рамазан — это религиозная обязанность, выполнение которой приносит пользу не только душе, но и телу. Исследования показывают, что организм человека, соблюдающего пост, особенно в месяц Рамазан, получает хороший оздоровительный эффект, своеобразный заряд здоровья на весь год.
В организме постящегося, вследствие воздержания от еды и питья , происходит мобилизация внутренних ресурсов, что приводит к снижению жировых запасов и выделению накопленных токсинов. Правильное соблюдение поста в Рамазан приводит к повышению иммунитета. При этом постящемуся следует соблюдать сбалансированную диету при разговении ифтар и перед утренним принятием пищи сухур. Согласно исследованиям, воздержание от употребления еды во время поста приводит к уменьшению и даже исчезновению воспалительных процессов и аллергических реакций.
Великий пост: что можно есть постящимся
Пользы Водяного Поста. В исследованиях на людях и животных водяной пост был связан с различными преимуществами для здоровья. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. Прежде всего, польза поста заключается в очищении организма, вслед за которым уже проявляются другие положительные эффекты, такие как похудение, оздоровление организма, избавление от определенных заболеваний и омоложение. Новости. Суть Великого поста – очищение души и тела через самоограничения, в том числе и в плане питания. Многие люди делают упор на диетическое значение поста, доказывая, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты. Пост: польза для здоровья. Хотя большая часть клинических исследований, связанных с постом, ограничивается исследованиями на животных, обилие сообщений из первых рук от людей, которые постятся, является замечательным, захватывающим и обнадеживающим.
Пост как лекарство: что происходит с организмом постящихся
Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию".
И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5.
Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет? Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть.
Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение.
Жесткий ригоризм в данном случае неуместен». Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста.
Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха». Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель.
Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает.
Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его. Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться?
Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою.
Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана.
У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.
О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф.
Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел.
И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении.
На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп. Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна.
Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища? Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте.
Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог!
Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом?
Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать.
Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются?
Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев.
Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной.
В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода.
Толкования: Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом - и Святыми Апостолами в настоящем правиле.
Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение ; то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению. Исключи мне болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании. Исключи мне среды и пятки седмицы, предшествующей седмице мясопустной, седмицы сыропустной и седмицы пасхальной; ибо в эти седмицы мы разрешаем, потому что в седмицу, предшествующую мясопустной постятся Армяне ради ниневитян, и в сыропустную седмицу соблюдают великий пост еретики Тетрадиты. А пасхальная седмица считается как самый великий день Господень; ибо, поэтому каждый день тогда читаются и утренняя воскресная Евангелия. Точно также исключи мне и из четыредесятницы субботы и воскресные дни; ибо подобным образом мы разрешаем и в эти дни по 64-му Апостольскому правилу. А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо.
Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как - то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Читай и написанное нами на третий вопрос синодальных ответов, бывших в дни патриарха господина Николая. Славянская кормчая. Великий пост, и среды и пятки во все лето в посте пребывати. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или поддиакон, или чтец, или певец, в 40, дней, сиречь в великий пост не постится, и во все лето во всякие среды и пятки, да извержен будет, токмо аще не пакостит ему телесная болезнь.
Немощному бо прощено есть по силе вкушать масла и вина. Аще же мирский человек не постится, да отлучится Никон.
Все это по причине того, что наши органы пищеварения очень сильно устают, так как им приходилось в течение всей осени и зимы перерабатывать тяжелую пищу. В итоге может быть ферментативная недостаточность печени, желудка и поджелудочной железы. От этого страдает микрофлора нашего кишечника, которая принимает активное участие в процессе пищеварения.
Ее состав во многом зависит от тех продуктов, которые мы потребляем. Если потреблять больше кисломолочных продуктов, то будет больше бифидумбактерий, а если мясной пищи, то колибактерий.
Поэтому, во избежание серьезных проблем со здоровьем во время поста лучше, как и рекомендует церковь, отказаться от одного вида продуктов, например мяса, либо сократить продолжительность поста. А если состояние здоровья все-таки ухудшилось, то необходимо и вовсе отказаться от поста, вернувшись к привычному образу жизни и питанию. Людям, которым по состоянию здоровья назначено лечебное питание, не следует менять диету самостоятельно, а можно лишь подкорректировать, но с учетом всех рекомендаций врача.
Как выходить из поста? Выход из поста осуществляется по такому же принципу что и вступление в него — необходимо постепенно добавлять в рацион мясную, молочную пищу и другие продукты, во избежание проблем со здоровьем. Резкий переход от одного режима питания к другому нежелателен. Согласно статистике, большой процент вызовов скорой помощи приходится на первую неделю Пасхи, в связи с неподготовленностью организма к выходу из поста, так как за длительное время организм привыкает к определенному рациону и в день разговения вынужден перестроится на другую, тяжелую пищу и спиртные напитки, что провоцирует такие тяжелые болезни как прободная язва, желудочное кровотечение, колиты, приступы панкреатита и многие другие. Польза от соблюдения поста Нельзя не отметить, что многодневные посты — Великий и Рождественский — приходятся на зимний период, в период ослабления организма, поэтому отказ от жирного, мясного приносит пользу для организма в целом.
Во время соблюдения поста, если позволяет здоровье, можно разнообразить свой рацион большим количеством разных постных и легких блюд из разрешенных продуктов, воспользовавшись рецептами из Интернета или обратившись к своей фантазии. Лечение многих заболеваний связано, в какой мере с соблюдением специальных диет либо ограничением в питании, например, такие, как сахарный диабет, при котором полезен переход на употребление растительной пищи; заболевания желудочно-кишечного тракта гастрит, язва, панкреатит. Употребление растительной пищи, овощей и фруктов не приносит такого чувства насыщения, как употребление животной, но ведь и во время поста следует выходить из-за стола с легким чувством голода, что положительно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта и спасает организм от переедания. Также в этот период не употребляются вредные продукты — трансжиры, кондитерские изделия, насыщенные углеводами, что способствует снижению холестерина в крови, сахара, уменьшения риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Эксперименты, подтверждающие пользу поста Пост облегчает работу органов пищеварения в том числе за счет улучшения механизма всасывания в пищеварительном тракте и выполнения связанных с этим функций наилучшим образом. Такой отдых получают, в частности, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник. Пост помогает работе эндокринных желез, связанных с процессами обмена веществ в период после всасывания питательных веществ. Это позволяет им наиболее успешно выполнять свою роль в выделении активных гормонов и активизацией механизмов торможения-возбуждения этих процессов ежедневно. Результатом этого является достижение баланса в деятельности гормональной системы организма.
Активизируется клеточный обмен веществ: жиров и белков, глюкозы, создаются необходимые условия для того, чтобы эти вещества выполняли свою роль более эффективно. Улучшаются репродуктивные функции и у мужчин и у женщин. Человек получает большую пользу от воздержания в питье во время поста, так как это помогает организму лучше реализовать накопленную энергию, повышает способности к учебе, улучшает память. В результате поста разрушаются слабые и больные клетки в организме, причем процент строения новых клеток — повышается. Польза поста в месяц Рамадан для здоровья видео Поистине, соблюдение мусульманского поста — это покорность и повиновение Аллаху. Это — просьба и надежда ожидания того, что у Него в числе вознаграждений — огромная польза для души и тела. Пост вселяет в душу спокойствие и уверенность.
10 целей для поста
- Что такое водяной пост? Пользы и Вреды
- Рамазан. Польза поста с научной точки зрения
- Медицинские исследования мусульманского поста
- Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
2. Пост в Рамадан приводит к улучшению иммунной системы
- Священный месяц Рамазан: что происходит с организмом во время поста
- Польза поста для организма
- Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
- Что говорят врачи
- Пост в пожилом возрасте
Как соблюдать пост с пользой для здоровья
Великий пост всегда приходится на весну, в этом году он начинается 19 февраля, а заканчивается 7 апреля. Постная еда — это, прежде всего, овощи, фрукты, злаки, содержащие клетчатку и пектин. Фото: thinkstockphotos. Зимой в нашем рационе преобладает тяжелая пища, богатая крахмалом, жирами и животными белками. Эта «тяжелая пищевая артиллерия» за зимние месяцы накапливается в тканях, а весной организм начинает ее перерабатывать и утилизировать. Пост служит идеальным помощником в этом непростом метаболическом процессе. Самое ценное в постном питании — то, что с помощью постов, в первую очередь, очищаются органы человека — печень, почки, кровь, сосуды, легкие. Постная еда — это, прежде всего, овощи, фрукты, злаки, содержащие клетчатку и пектин, способные выводить из организма вредные токсичные вещества — радионуклиды, вещества тяжелых металлов и многое другое. Во-вторых, такое питание способствует постепенному сбросу лишних килограммов, поэтому соблюдение поста может легко и просто решить проблему лишнего веса.
Некоторые ученые утверждают, что необходимость голодания — такая же важная потребность организма, как потребность в пище. Человеческий организм устроен подобным образом, что ему необходимо голодать. Чтобы очистить свой организм от шлаков, необходимо сделать голодание своей привычкой. Кроме того, человек может голодать около 40 дней без угрозы для жизни.
После замачивания они и сварятся быстрее, а значит, сохранят больше полезных веществ. Орехи В ядре ореха весомое количество растительного белка, жирные кислоты, целый арсенал витаминов и микроэлементов, это энергетическая капсула, которой не стоит пренебрегать не только в пост, но и в обычное время. Особенно тем, кто опасается, что в пост будет выглядеть хуже: в орехах есть практически все вещества, необходимые для здоровья кожи и волос. Кешью обеспечивает антиоксидантную защиту. В кедровых много цинка и фосфора. А вот у арахиса не столь хорошая репутация: ядро арахиса подвержено больше других орехов плесневым заболеваниям, иногда невидных глазу. К тому же, строго говоря, арахис даже не орех, а боб, так что его оставим за скобками меню. Орехи можно употреблять самостоятельно как перекус они очень сытные , но лучше сделать завершающим штрихом к салатам, кашам, тушеным овощам и прочим менее калорийным блюдам. Листовые салаты и овощи Усвоению белка способствует клетчатка. Поэтому лучший вариант гарнира, к примеру, для фасолевых биточков или котлет из киноа — овощи и зеленые салаты. Отдавайте предпочтение капусте к примеру, брокколи , зеленому горошку. Со свеклой, картошкой и морковью будьте осторожны: в вареном виде у них высокий гликемический индекс. А с листовыми салатами, особенно с горьковатым привкусом вроде руколы или фризе, стоит подружиться: они способствуют оттоку желчи, что при смене рациона может оказаться важным. В качестве дополнительного источника клетчатки можно использовать отруби или псиллиум — растворимый концентрат шелухи семян подорожника. Кунжут и прочие семечки О семенах чиа, их белковой насыщенности и способности быстро увеличиваться в объеме и превращать воду в гель, тем самым способствуя быстрому насыщению, и так знают все, кто старается питаться рационально. А вот о выдающихся свойствах кунжута знают гораздо меньше: он поддержит нас в трудное время цинком, магнием, железом, фосфором, кальцием, широким спектром витаминов. Тиамин и сезамин, которыми богат кунжут, улучшают обменные процессы, регенерацию кожи и стабилизируют нервную систему, а это при смене питания всем нам не будет лишним. Впрочем, другие семечки: подсолнечные, тыквенные, льняные, а еще лучше их микс, — в пост включать в рацион тоже нужно обязательно как источник полезных ненасыщенных жирных кислот в первую очередь. А льняными семечками или мукой можно заменить в выпечке куриное яйцо, на этот счет есть масса веганских рецептов.
Священный месяц Рамазан: что происходит с организмом во время поста Если в первые дни человек ощущает слабость, то к концу поста он становится более энергичным. Акмарал Сакурова 20. В этот период духовного очищения человек имеет возможность вывести из организма токсины, шлаки и сбросить лишние килограммы. Врач-диетолог Нуршуак Нурсадыков рассказал, что происходит с организмом человека во время поста, передает Liter. Диетолог условно поделил пост на три этапа. Самый тяжелый для организма — первый. Организм только начинает адаптироваться к данному процессу.
Не очищает организм и не помогает похудеть: 5 фактов про пост
Могут ли школьники придерживаться поста и диеты без вреда для здоровья? В недавнем прошлом в советской атеистической и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. Какую пользу здоровью может принести пост. Польза поста для здоровья: о пользе питания в пост, развенчание мифов о посте, постная пища с точки зрения медицины. Проведенные эксперименты показали явно позитивное воздействие поста на иммунную систему организма: функциональные показатели лимфоцитов улучшились в десять раз; несмотря на неизменность их общего числа, число вида, ответственного за сопротивляемость болезням. Новости Северного Кавказа.