«Йыйын» – старинный праздник башкирского народа, который занимает особое место в традиционный обрядовой культуре. Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами. Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытно-общинного строя.
В Башкирии в грядущую пятницу будут отмечать недавно введенный праздник
Празднования Дня башкирского языка являются ярким и важным событием для башкирской культуры. Одним из древних крупных праздников, дошедших до наших дней, является йыйын – в переводе с башкирского языка «сход», «сбор». У башкирского народа очень богатый музыкальный фольклор, который мы должны достойно показывать всему миру.
В Башкортостане отметят День национального костюма народов республики
День матери Материнская любовь — это самая сильная и нежная любовь на свете. Мамы всегда нас понимают, поддерживают, берегут и помогают. Они всегда готовы отдать свою последнюю крошку тепла и ласки во благо своих детей. Во многих культурах и народах на протяжении столетий существуют праздники, посвященные матерям. В Башкортостане День матери отмечается теплыми словами и подарками. Дети дарят своим мамам цветы, подарки и пишут поздравительные открытки. Это время, когда каждый может выразить свою благодарность и признание маме, показать, как она важна и значима в жизни своих детей. День матери — замечательная возможность провести время вместе с семьей, побаловать маму и сделать ее день особенным.
Это день, когда мы можем сказать маме, как мы ее любим и ценим. Будьте любящими, заботливыми и благодарными детьми — это самый важный подарок, который вы можете сделать своей маме.
Как сообщили в мэрии, гостей ждут мастер-классы по изготовлению элементов костюма и кукол, выставка-ярмарка, знакомство с историческими костюмами народов России, хороводы. День национального костюма отмечается два раза. Первый раз он выпадает на третью пятницу апреля.
Городской культурно-досуговый центр проведет также фолк-арт встречу.
Следующий религиозный праздник, Курбан-байрам, будет отмечаться в среду 28 июня. В РБ этот день также объявлен нерабочим. Вступайте в нашу группу «ВКонтакте» , «Одноклассники».
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
Немецкий ученый Готлиб Георги писал: Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности. В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний.
Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди. Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры.
В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле. Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках.
Более точное название праздника звучит «Хабантуй». Сабантуй бытовал у башкир, живших на западных склонах Урала, у северных и части южных башкир. Название праздника произошло от слова «хабан» - плуг. Слово «туй» - означает праздник, то есть «Хабантуй» - праздник плуга. Праздник получил своё название «от хлебопашного орудия «хабана», потому что он торжествуется перед начатием пашни. Обычай этот сохранился ещё со времён язычества. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочёвку, а другие к севу. Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница».
Сабантуй отмечали в конце мая- начало июня. Праздник сабантуй справляли в каждой деревне. За несколько дней до празднества молодые люди собирали по дворам призы, украшали праздничный майдан, то есть праздничную площадь. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканные полотенца, вышитые платки и рубахи. Участники празднества садились, образуя большой круг. Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. На празднике большой популярностью пользовались «танцы по кругу», «треножник», «пять ворот». Пляски пользовались огромной популярностью на всех празднествах.
Танцевать учились с детства. Особое значение придавалось скачкам. После скачек взрослые и дети расходились по домам. На площади празднества оставалась молодёжь, которая играла в свои молодёжные игры, пела и танцевала. Средства создания на праздничных торжествах приподнятого, весёлого настроения также были традиционны: это и украшение места соревнований, где обычно в нескольких местах устанавливались качели, карусели, земля украшалась разноцветными паласами, тканными скатертями; возле праздничных юрт на шестах развевались длинные узорные полотенца, ткани, ленты, лоскутки разноцветной материи, вышитые руками мастериц платки. Женский праздник. Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. Выделено несколько вариантов празднества.
Этот день был приурочен к началу весенних посевных работ и отмечался в конце апреля. Впервые он был описан в 921 году в трудах знаменитого исследователя Ибн Фадлана, который прибыл в Булгары послом из Багдада. Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным.
Сабантуй: обряды и традиции В старину Сабантуй включал в себя несколько обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему готовились заранее. Так, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников праздничных состязаний.
Незадолго до Сабантуя дети отправлялись по домам и собирали крупу, масло и яйца, из которых потом варили кашу в большом котле. После этого ребята постарше ходили собирать яйца, окрашенные в отваре луковой кожуры. Их отдавали торговцу, и на вырученные деньги устраивали угощение в поле.
Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний — скачек, бега, борьбы на кушаках. Последнее состязание было самым популярным, оно называлось "национальная борьба куреш". Ее суть заключалась в том, что двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака.
Победитель получал ценный приз, например живого барана. Во время Сабантуя также поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки, балансировали на подвешенном в воздухе бревне, взбирались на высокий гладкий столб. Были и шуточные соревнования, например гонки с полными ведрами на коромыслах, скачки в мешках, бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами.
Кроме того, на празднике выступали чтецы, певцы и танцоры.
Также жители Башкирии отдохнут 28 июня, в среду — в этот день будет праздноваться Курбан-байрам. Еще один выходной, связанный с празднованием Дня республики, приходится на 11 октября, так же в среду. Последние праздничные дни в 2023 году выпадают на 4—6 ноября. Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Одноклассники.
Праздник башкирского и татарского народа "Воронья каша"
Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. Праздник дает возможность ещё раз обратиться к традициям, истории и культуре народов республики. 14 октября 2023 г. VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу. Так в Барде называют национальный праздник татаро-башкирского народа – Сабантуй, по-татарски «праздник плуга», символизирующий окончание весенних полевых работ. На гастрофестивале «Гусь и Мёд» гурманы могут познакомиться с традиционной кухней башкирского народа и продегустировать блюда, — отметили в администрации.
Башкирские праздники
Башкирские народные праздники. | | Большой праздник башкирской культуры знакомит екатеринбуржцев с традициями народа. |
ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ БАШКИРСКОГО НАРОДА | Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. |
Как отметили День национального костюма в 2023 году в Башкирии | В 18:00 в парке культуры и отдыха «Первомайский» начнется городской праздник, посвященный Дню национального костюма народов РБ. |
Как отметили День национального костюма в 2023 году в Башкирии
В Оренбургской области прошел праздник башкирской культуры «Сабантуй-2023». На празднике представителями Зианчуринского района были организованы национальное подворье, выставка традиционных народных ремесел, а также спортивные соревнования и. Традиционные мусульманские праздники в Башкирии объявляют выходными днями. Празднования Дня башкирского языка являются ярким и важным событием для башкирской культуры.
VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.
Башкирские традиции | А далее гости праздника, гости села и его жители стали зрителями замечательного концерта носителей башкирской культуры, коллективов, представляющих башкирские произведения. |
Башкирские праздники | это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. |
В Екатеринбурге отметили День башкирской культуры | Областная газета | 14 октября 2023 г. VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу. |
Религиозные праздники башкортостана | 30 июня работники Кипчак -Аскаровского сельского дома культуры познакомят ребят обрядами и праздниками башкирского народа. |
Народы России. Башкиры. Обычаи и традиции.
Главная» Новости» Башкирские народные праздники в 2024 году календарь. Йыйын – древний башкирский праздник, одно из значимых событий в культуре народа, он знаменовал все крупные события в жизни башкирского общества. Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа.
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Коллектив Нефтекамской башкирской гимназии уделяет большое внимание воспитанию подрастающего поколения на основе национальных традиций, обычаев, национальной культуры народа в целом. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне.
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
Особое значение придавалось скачкам. После скачек взрослые и дети расходились по домам. На площади празднества оставалась молодёжь, которая играла в свои молодёжные игры, пела и танцевала. Средства создания на праздничных торжествах приподнятого, весёлого настроения также были традиционны: это и украшение места соревнований, где обычно в нескольких местах устанавливались качели, карусели, земля украшалась разноцветными паласами, тканными скатертями; возле праздничных юрт на шестах развевались длинные узорные полотенца, ткани, ленты, лоскутки разноцветной материи, вышитые руками мастериц платки. Женский праздник. Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. Выделено несколько вариантов празднества. Первый вариант юго-восточный проводился ранней весной, непосредственно перед откочёвкой на летние пастбища.
Составные части празднества следующие: 1 сбор крупы пшенной ; 2 приготовление праздничных блюд; 3 украшение деревьев; 4 варка каши; 5 совместная трапеза; 6 игры, пляски; 7 «кормление» ворон; 8 произнесение благопожеланий. Для первого варианта женского праздника характерны и другие особенности: проведение праздника на горе и непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году. Второй вариант праздника характерен для северо-восточной Башкирии. Празднество проводилось перед сенокосом в июне. Составными элементами празднества были: 1 сбор крупы пшённой или пшеничной ; 2 приготовление каши и праздничных угощений; 3 совместное угощение; 4 спортивные соревнования в борьбе, беге, прыжках; 5 исполнение игр, плясок; 6 переворачивание казана с остатками каши на возвышенном месте. Праздник проводился у реки. Третий вариант праздника зауральский отличается от первых двух следующими особенностями: 1 обрядовой пищей служила жидкая каша из дроблёной пшеницы, сваренная на сметане; 2 на празднике устраивались импровизированные шалаши из шалей, деревья украшались цветами; 3 сооружались заслоны из берёз, возле которых совершалась коллективная трапеза; 4 исполнялись игры, пляски, спортивные соревнования.
Четвёртый вариант южный : 1 и 2 пункты, как в первом варианте; 3 выборы встречающих гостей; 4 варка каши на месте празднества; 5 встреча гостей; 6 совместная трапеза; 7 исполнение игр, плясок; 8 кормление птиц. Пятый вариант праздника западный : 1 сбор крупы любой ; 2 приготовление каши; 3 совместное угощение; 4 купание в реке, обливание водой. Праздник проводился перед сенокосом. Одним из главных ритуалов празднества считалось пожелание дождя. Во время празднества огромное значение придавалось спортивным соревнованиям: прыжки через яму, перетягивание полотенца, борьба на кушаках, бег на различные дистанции, погоня за платком и т. Почти все игры сопровождались четверостишиями, речетативом, скороговорками. На празднестве исполнялись песни, в которых воспевались красота природы родной деревни, с детства знакомых мест.
Это женское празднество было широко известно в восточной Башкирии, как встреча лета.. Проводилось оно на горе или у реки.
Многие исторические сведения о сборах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Описание таких сборов: «Установка в середине майдана шеста ознаменовывала начало праздника. После чтения муллой намаза начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на сборах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень — колечко. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины. Победителям состязаний давали коня, барана, куски мяса , узорные платки, полотенца. В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты. Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на сборах показывали свое умение петь и танцевать» 36 Популярными на праздниках были те виды состязаний, которые способствовали физическому развитию подрастающего поколения и выявлению самых сильных и ловких батыров.
По традиции молодежь и начинала соревнования.
Ведь Дом культуры — настоящий центр общественной и культурной жизни людей на селе, место встреч и общения, развития творческих способностей как детей, так и людей самого разного возраста. Также среди новых покупок — театральные кресла, противопожарное оборудование. А далее гости праздника, гости села и его жители стали зрителями замечательного концерта носителей башкирской культуры, коллективов, представляющих башкирские произведения. В числе приглашенных почетных гостей — артист драмы Салаватского государственного башкирского драматического театра, выходец из села Аллагуват Фатих Кульсарин А еще мы представляем вам коллег, которые в этот день были отмечены благодарственными письмами Министерства культуры.
Ветер северо-западный, северный умеренный.
Температура воздуха ночью — плюс 6-11 градусов, а днём потеплеет до 13-18 градусов. Во вторник, 30 апреля, воздух прогреется только до плюс 13 градусов, зато осадков не ожидается.
Муниципальные палаты
- Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
- Праздник башкирского народа «Кукушкин чай» – МБУК ЦБС МР Ишимбайский район РБ
- Библиотека
- Жителей Башкирии в 2023 году ждет 121 праздничный и выходной день
- В Национальном музее провели традиционный башкирский праздник встречи весны
Культура и традиции
- Курсы валюты:
- Только несколько дней до прихода октября
- Жителей Башкирии в 2023 году ждут дополнительные праздничные дни
- Праздник башкирского народа «Кукушкин чай»
- Башкирские народные праздники: йыйын | Праздники, подготовка к ним | Дзен
- Когда и как отмечают Курбан-байрам в Башкирии в 2023 году - Новости
В Башкирии в грядущую пятницу будут отмечать недавно введенный праздник
В честь праздника также организовали выставку коллекции украшений. На нас русские народные костюмы. Мне нравится, что они такие нежные, лёгкие, очень красивые. У них такая красивая вышивка, они выглядят очень богато. В них ты чувствуешь себя, как королева, такая энергия чувствуется. Анелия Ганеева и София Ахтямова Аутентичные и сценические костюмы народов, проживающих в Башкортостане, показали в одном из торговых центров столицы. Зрители смогли не только увидеть наряды, но и оценить качество материалов, из которых они созданы. Главным событием праздника стал концерт в национальных костюмах. Это грузинский национальный костюм горского народа. Особенность в том, что девушка также танцует в мужской папахе и пытается повторить мужские движения.
Кристина Давитадзе Папаха и кинжал являются основными элементами и азербайджанского мужского национального костюма. А изюминкой женского наряда является аксессуар, который передается из поколения в поколение.
На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. До нас дошли названия башкирских сборов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада.
Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся. Многие исторические сведения о сборах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Описание таких сборов: «Установка в середине майдана шеста ознаменовывала начало праздника.
Приглашенный Мулла священнослужитель из мечети официально регистрировал брак в метрической книге, предварительно спросив согласие у отцов с обеих сторон. Существует общая поэтапная схема свадебного обряда: Калым и приданное Его значение и необходимость заключались в начальном обеспечении совместной жизни молодоженов. Величина выкупа для каждого района Башкирии была разная. Главное, чтобы он был доступный и не доставляющий излишних хлопот. Это могла быть, например, шуба из меха дикого животного либо из мелкого рогатого скота овечья шкура. Есть вид и малого калыма для невесты, это, как правило, бытовые повседневные предметы гардероба платки, халаты, обувь.
Выкуп вручался отцу невесты, соответственно в ответ отдавал приданное, которое по своей ценности превосходило в стоимости. В качестве имущества могли выступать несколько видов крупного и малого рогатого скота, женские предметы гардероба повышенной стоимости верхняя одежда и головные уборы и прочее. Обмен подарками Зачастую данное мероприятие проводится в доме жениха. Специально назначенный юноша ходит по гостям и знакомым с обеих сторон и собранные подарки передает жениху деньги, платки, нитки. Но ему строго-настрого воспрещается трогать их руками. В свою очередь мама невесты организует чайную церемонию для родственников, которые приносят ей дары в виде иголок, тканей, материи. Малая свадьба и Туй Малая как раз и является регистрацией брака молодоженов в книге Муллой. Священнослужителю полагалась небольшое вознаграждение, которое рассчитывалось от общей стоимости выкупа за невесту. Далее проходила свадебная церемония, и размер её пиршества определялся по состоянии полной либо частичной уплаты калыма.
Проходило данное торжество в течении от 2-х до 3 дней от рассвета и до заката солнца. Гостей на свадьбе развлекали танцами, различными играми и скачками на лошадях. Борьба за невесту Данный обычай представлял собой перечень препятствий для жениха, которые сами придумывали их друзья. После успешного прохождения данного ритуала, жених дополнительно одаривал невесту, и та в свою очередь отправлялась в дом своего новоиспеченного супруга на лошади в компании женщин, состоящих из родственников мужа. Обживание дома мужа Этот последний этап является очень насыщенным своими правилами и порядками. Невеста должна была показать свое почтение родителям жениха, становясь на колени перед ними около 3 раз и вручала им небольшие подарки.
Многие исторические сведения о сборах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Описание таких сборов: «Установка в середине майдана шеста ознаменовывала начало праздника. После чтения муллой намаза начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на сборах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень — колечко. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины. Победителям состязаний давали коня, барана, куски мяса , узорные платки, полотенца. В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты. Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на сборах показывали свое умение петь и танцевать» 36 Популярными на праздниках были те виды состязаний, которые способствовали физическому развитию подрастающего поколения и выявлению самых сильных и ловких батыров. По традиции молодежь и начинала соревнования.