Новости сколько в мире татар

Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Более 413 тысяч жителей Татарстана приняли участие во Всероссийском онлайн-голосовании по выбору общественных пространств для благоустройства, сообщает пресс-служба регионального. Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. татары; 39,7% - русские; 3,1% - чуваши. Количество татар в мире оценивается в несколько десятков миллионов.

Национальное бедствие: кто виноват в потере 600 тысяч татар и что делать?

Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края. В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек. "Ну вы смеётесь,татарин представляет казачество". Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство.

Ученый подсчитал, сколько людей в мире говорят на татарском языке

Главная» Новости» Сколько татар в мире. Татар» назвало десять татар 2023 года, которые проявили себя в самых различных направлениях общественной жизни. Татар» назвало десять татар 2023 года, которые проявили себя в самых различных направлениях общественной жизни. По экспертным оценкам Всемирного конгресса татар, численность татар в России насчитывает не менее 5-5,5 млн человек», – отметил Данис Шакиров.

Перепись-2020: татар и русских в России за десять лет стало меньше

Этот период характеризуется интеграцией татар в состав Российского государства и началом их христианизации, которая, однако, не стала массовой. Современный период: В XX веке, особенно после распада Советского Союза, татары стали активно работать над возрождением своей культуры и языка. В современной России Татарстан является одним из наиболее развитых и автономных регионов с сильным акцентом на сохранение татарской культурной идентичности. Таким образом, история татарского народа является слиянием различных культур и традиций, прошедшая через века завоеваний, интеграции и возрождения. Внешность Татары имеют типичную восточную внешность, с чертыми лица, которые характеризуют многие другие народы Центральной Азии и Ближнего Востока. Традиционно татары отличаются высоким ростом, узким носом, прямыми бровями, густыми волосами и темными глазами. Однако, как и у других народов, у татар есть различия во внешности в зависимости от региона, откуда они происходят. Так, например, татары из западных областей России часто имеют более светлый цвет кожи, а татары из восточных регионов могут иметь более монголоидные черты. Религия у татар Татары, составляющие одну из самых многочисленных национальных групп в России, в основном исповедуют ислам. Этот факт имеет глубокие корни и оказывает значительное влияние на их культуру, обычаи и даже кулинарные традиции. Ислам как Основная Религия Для большинства татар ислам является не просто религией, но и важным элементом национальной идентичности.

В основном татары принадлежат к суннитскому течению ислама, хотя существуют и другие направления. Ислам пришел на территорию, где проживают татары, примерно в 10-м веке, и с тех пор является доминирующей религией. Религиозные Праздники и Обряды Татары отмечают все ключевые мусульманские праздники, включая Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам. Эти праздники сопровождаются молитвами, постами и благотворительностью, а также семейными сборами и праздничным столом. Святыни и Места Паломничества В татарской культуре имеются свои святыни и места паломничества. Например, в Казани находится одна из самых значимых для мусульман России мечетей — Казанская мечеть Кул-Шариф. Влияние на Культуру и Обычаи Ислам оказывает влияние на многие аспекты жизни татар — от еды до одежды и образа жизни. Например, многие татары не употребляют свинину и алкоголь, соблюдают пост во время Рамадана и стремятся совершить хадж в Мекку. Современные Тенденции Современные татары подходят к своей религии разнообразно: некоторые строго следуют всем религиозным предписаниям, в то время как другие предпочитают более свободный подход. Вероисповедание татар — это не просто ислам в его чистом виде, но и ислам, прошедший через фильтр многовековой истории, культуры и традиций этого уникального народа.

Оно является неразрывной частью их идентичности и продолжает играть ключевую роль в их жизни. Традиции Татары — это нация с ярко выраженным культурным наследием, в котором особое место занимают праздники и обычаи. Семейные ценности, вера в Аллаха и глубокий уважение к труду проявляются в различных аспектах их жизни. Среди основных праздников, которые татары отмечают с особым пылом и преданностью, можно выделить: Рамадан Этот священный месяц на татарском календаре является временем духовного очищения и укрепления веры. Строгий пост и молитвы помогают человеку приблизиться к богу и очистить душу от негативных мыслей. Ураза-байрам Следующий за Рамаданом, этот праздник является символом окончания поста. В этот день семьи собираются вместе, радуясь возможности насладиться теми блюдами, которые были запрещены в период поста. Курбан-байрам Один из наиболее значимых и любимых праздников, Курбан-байрам посвящен жертвоприношению во имя Аллаха. Этот день напоминает о непоколебимой вере пророка Ибрагима и является временем благотворительности и духовного обновления. Сабантуй Сабантуй — это не просто праздник плуга, но и яркое событие, полное музыки, танцев и соревнований.

Он символизирует конец весенних полевых работ и является данью уважения труду и здоровому образу жизни. Нардуган и новруз Эти праздники связаны с явлениями природы и космическими циклами.

В Татарстане сейчас, по словам Замалетдинова, проживают только 2 миллионов татар, а потому поддержка татар, проживающих в других уголках мира, является одной их важнейших задач, стоящих перед правительством республики. При этом, как отметил эксперт, население Татарстана с пониманием относится к тому, что в республике проживают представители разных народностей, и осознают необходимость поддержки всех языков и культур.

В России русские то есть вообще?

Половина чуваш считают себя русскими, и многие другие национальности христианской веры считают себя русскими. Не говоря уже о гибридах. В семье чувашина с удмуртами дети русские и т. Ибрагимов А. Татар записывал "башкирами", это и для отчетности, чтобы "титульной" нации было больше, иногда не спрашивая мнения людей.

Казань, ул. Декабристов, д. Об этом на пресс-конференции в «Татар-информе» сообщил председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров.... Во время Всероссийской переписи населения в 2021 году были учтены не все татары. Об этом на пресс-конференции в «Татар-информе» сообщил председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров. Самым коварным врагом оказался ковид, который не позволил объективно оценить численность татар. В местах компактного проживания татар часто неучтенными оставались пожилые люди.

Сколько в мире татар. Татары

Национальный костюм татар Традиционный татарский костюм мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Тишков, А. Журавский, О. Картография", 2008. Артемова, С. Арутюнов, А.

Кожановский, В.

Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы. В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.

В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани , мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна.

Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников». Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря.

Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту. С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» [I], с. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии.

В 964 г. В 965 г. И ясы победи и косогы» [I], с. После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его.

Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Введение Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Глава 2.

Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Заключение Список использованной литературы Введение В конце 19 — начале 20 в. Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе — нации национальности. Под нацией понималась общность территории расселения, культуры особенно, единого литературного языка , антропологических черт строение тела, черты лица. На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана — мировые социальные процессы не обошли стороной наш край. В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека. Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш.

И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово — «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения — смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире. Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов. Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор.

Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой — объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской». В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар. Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения: Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар; Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения. Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян , а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению официальному принятию монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория.

Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского булгаро-татарского народа сформировались в период Волжской Булгарии X-XIII вв. Княжества султанаты волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи Золотой Орды , пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры в частности, литературы, искусства и архитектуры носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы «булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств. В период Казанского ханства булгарский «булгаро-казанский» этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться включая и самоназвание «булгары» вплоть до 1920-х гг. Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары — булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские — тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен?

В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар — во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов — столиц племенных союзов — Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами — например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии. Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица — нос с горбинкой, европеоидный тип — именно в гористой местности, а не в степной. До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. Смирнов, , Н.

Калинин, Л. Заляй, Г. Юсупов, Т. Трофимова, , М. Закиев, А. Каримуллин, С. Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских центральноазиатских этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи Золотой Орды ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее. Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением.

В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа. Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск — под руководством Субедея и Бату — была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины. В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным. Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана. Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям. Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот. Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых кипчакских или татаро-монгольских племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии. Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар.

Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение , государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры. Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками — языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент — название и самоназвание народа — «татары». Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских или соседствовавших с монголами племен на севере Китая Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в. Ашмарин, В. Смолин и активно развивалась в трудах татарских З. Валиди, Р. Рахмати, М. Ахметзянов, в последнее время Р. Фахрутдинов , чувашских В.

Каховский, В. Димитриев, Н. Егоров, М. Федотов и башкирских Н. Мажитов историков, археологов и лингвистов. Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии. Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. Губайдуллина, А. Курата, Н.

Баскакова, Ш. Мухамедьярова, Р. Кузеева, М. Усманова, Р. Фахрутдинова, А. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.

По итогам переписи 2020 года их в стране насчитали 4 713 669. По итогам последней переписи картина поменялась, но на первых двух строчках по-прежнему русские 105 579 179 и татары. На третьем месте по численности теперь чеченцы — их количество увеличилось почти на 200 тысяч человек и составило 1 674 854 человека. На четвертом месте — башкиры — о принадлежности к этой национальности сообщили 1 571 879 жителей России. На пятой строчке — чуваши, которых насчитали 1 067 139. Фото: realnoevremya. Тогда в стране насчитывалось 142 856 536 человек, а спустя десять лет — уже 147 182 123. Количество сельского населения почти не изменилось: 37 542 763 человека в 2010 году против 37 106 801 человека в 2020-м. Что касается городского населения, то оно выросло со 105 313 773 до 110 075 322 человек. Татар стало меньше Обозначивших свою национальность как «татарин, татарка» за десять лет стало меньше на 596 980 человек. Если в 2010 году татарами себя назвали 5 310 649 россиян, то в 2020-м уже лишь 4 713 669.

Часть татарского населения сохраняет традиционный образ жизни и занятия, связанные с татарской культурой, такие как скотоводство, земледелие и ремесла. Татары также активно вовлечены в различные сферы общественной жизни России, такие как политика, бизнес, наука, спорт и искусство. Несколько известных татарских политиков, бизнесменов и спортсменов достигли значительных успехов как на российской, так и на международной арене. Татарское население также прославилось в области культуры и искусства. Многие татарские художники, писатели, музыканты и актеры получили широкое признание и успех как в России, так и за ее пределами. Татары имеют богатую традиционную культуру, которая включает в себя музыку, танцы, кулинарию и религиозные обряды. Их культурное наследие привлекает многих людей и позволяет им сохранять свою идентичность. Татары также имеют свой уникальный язык — татарский язык, который является одним из распространенных языков в России. Язык относится к тюркской семье языков и имеет свою собственную грамматику и лексику. Следует отметить, что татары активно вовлечены в процессы социальной интеграции и сохранения своего этнического наследия в России. Они имеют свои этнические организации, которые занимаются поддержкой и развитием татарской культуры, языка и традиций. Татарское население в России является одной из важных и составляющих частей многонационального государства. Их присутствие в России вносит значительный вклад в развитие культуры, науки, экономики и других сфер общественной жизни. Количество татар в мире Основная масса татар проживает на территории Российской Федерации, где являются вторым по численности этническим сообществом. Согласно последним переписям населения, количество татар в России составляет около 4,3 миллиона человек. По оценкам, число татар за пределами России достигает около 1,5 миллиона человек.

Все материалы

  • Этноним татар
  • Татарский народ
  • Ученый подсчитал, сколько людей в мире говорят на татарском языке
  • Оставляйте реакции
  • Антропология татар

Много ли татар живет за пределами РФ? Оказывается, больше, чем в самой России

Самой быстрорастущей категорией стали сетевые площадки периодических изданий, выходящих на татарском языке. Количество людей, говорящих на татарском языке, в мире составляет примерно 7 миллионов человек, заявил директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета (КФУ) Радиф Замалетдинов 15 января в интервью ИА. Tatar today tatartoday Татар тудей Татарстан Татартудей яңалыклар. Татар за 10 лет стало меньше почти на 597 тысяч человек.

Народы России. Татары

Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Число говорящих на татарском языке в России за 11 лет сократилось на четверть, или более чем на 1 млн человек, а число татар уменьшилось до 4,7 млн человек (в 2010 году составляло 5,3 млн человек). По экспертным данным Всемирного конгресса татар, численность татар в России увеличилась и составляет не менее 5,5 миллиона человек.

Татары и башкиры в России - Перепись 2021

Традиционная кухня и еда Татарская кухня — это удивительное сочетание восточных и западных кулинарных традиций, отражающее многовековую историю этого народа. Каждое блюдо несёт в себе отпечаток исторических событий, религиозных верований и повседневной жизни татар. Популярные Блюда Чак-чак: Это, пожалуй, самое известное татарское блюдо. Это сладкое лакомство из теста, жареного в масле и политого медовым сиропом. Беляши: Круглые пирожки с мясной начинкой, которые обычно жарят в глубоком масле. Кыздырма: Тушеное мясо с луком и специями, подается с картофелем или другими овощами. Эчпочмак: Триугольные пироги с мясом и картофелем, иногда с добавлением тыквы. Баурсаки: Небольшие кусочки теста, жареные в масле, часто подаются с медом или вареньем.

Религиозные Ограничения Стоит заметить, что многие татары являются мусульманами, и это сильно влияет на их питание. Например, свинина в татарской кухне отсутствует, как и алкоголь. Сезонные Особенности Татарская кухня также известна своими сезонными блюдами. В зимний период популярны блюда из картофеля и круп, а летом — разнообразные салаты, овощные и фруктовые блюда. Гостеприимство и Традиции Татары — очень гостеприимный народ, и это отражается в их кулинарных традициях. Практически на каждом празднике или важном событии в жизни татар стол ломится от разнообразных блюд. Каждое блюдо приготовлено с любовью и большим вниманием к деталям, что делает татарскую кухню одной из самых уникальных и вкусных в мире.

Татарская кухня — это настоящее сокровище в мире гастрономии, и она продолжает радовать своими вкусами и ароматами людей по всему миру. Татарская кухня — не просто собрание рецептов, это история народа, его традиции и образ жизни. Она представляет собой удивительный микс вкусов, ароматов и культурных особенностей, который позволяет лучше понять этот удивительный и многогранный народ. Характер Татары — это народ с духом борца, упорства и сильной волей. Они отличаются гостеприимством и духом терпения, а также почтительным отношением к старшим и традициям. У татарского народа сложилась культура, в которой ценятся мужественность, открытость, терпимость и уважительное отношение к другим культурам и религиям. Татары обладают высокой духовностью, они верят в справедливость и сильно ценят свою семью и друзей.

Традиционно татары были кочевым народом, что помогло им развить мобильность, выносливость и приспособляемость к различным условиям жизни. Эти качества помогли татарам выжить в тяжелых условиях и сделали их умелыми торговцами, ремесленниками и сильными воинами. В целом, татары — это народ сильного духа, высокой культуры и богатой историей, который продолжает сохранять свою уникальность и традиции в наше время. Известные современные и исторические личности Исторические личности Габдулла Тукай — Один из наиболее известных татарских поэтов, чья работа имела огромное влияние на татарскую литературу и культуру в начале 20-го века. Муса Джалиль — Татарский поэт и Герой Советского Союза, известный своим сопротивлением нацизму и созданием поэтического цикла «Мойдан» в условиях фашистского лагеря. Гаяз Исхаки — Проминентный писатель, журналист и общественный деятель, активно участвовавший в политической и культурной жизни Татарстана и России в начале 20-го века. Шигабутдин Марджани — Исламский учёный и историк, сделавший значительный вклад в развитие исламской мысли и татарской культуры.

Рустам Минниханов — Нынешний Президент Республики Татарстан, активно работающий на посту с 2010 года. Данияр Билялов — Известный татарский актёр, снимающийся в российских и международных фильмах. Ринат Дасаев — Один из наиболее известных российских футболистов татарского происхождения, вратарь советской и российской сборных. Эти личности являются примерами выдающихся достижений татар в различных областях, от литературы и политики до искусства и спорта.

Отсюда вывозилась пшеница, меха, скот, рыб, мед, изделия ремесел шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», кожи. Но основной доход приносил торговый транзит между Востоком и Западом. Здесь с X в. Помимо Булгара, были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр, Ошель и др. Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати. Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 году некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века и различают булгар: волжских, серебреных или нукратских по Каме , тимтюзей, черемшанских и хвалисских. Естественно велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. В 985 князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны - в город Биляр ныне с. Билярск Татарии. Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 году захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, - так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри, покровительствуемые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 году русскими дружинами был взят Ошель и др. Лишь богатый откуп предотвратил разорениt столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 обменом военнопленных. Военные столкновения между Белыми Русами и Булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома 1088 и 1184 гг. При этом во все трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Булгары снабдили русских большим количеством хлеба. Потеря независимости В 1223 году ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси киевско-половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы. В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением. В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани , мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников». Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту. С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» [I], с. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. В 965 г. И ясы победи и косогы» [I], с. После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Введение Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Заключение Список использованной литературы Введение В конце 19 — начале 20 в. Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе — нации национальности. Под нацией понималась общность территории расселения, культуры особенно, единого литературного языка , антропологических черт строение тела, черты лица. На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана — мировые социальные процессы не обошли стороной наш край. В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека. Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш. И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово — «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения — смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире. Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов. Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой — объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской». В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар. Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения: Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар; Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения. Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян , а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению официальному принятию монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория. Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского булгаро-татарского народа сформировались в период Волжской Булгарии X-XIII вв. Княжества султанаты волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи Золотой Орды , пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры в частности, литературы, искусства и архитектуры носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы «булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств. В период Казанского ханства булгарский «булгаро-казанский» этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться включая и самоназвание «булгары» вплоть до 1920-х гг. Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары — булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские — тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар — во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов — столиц племенных союзов — Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами — например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии. Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица — нос с горбинкой, европеоидный тип — именно в гористой местности, а не в степной. До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. Смирнов, , Н. Калинин, Л. Заляй, Г. Юсупов, Т. Трофимова, , М. Закиев, А. Каримуллин, С. Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских центральноазиатских этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи Золотой Орды ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее. Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением. В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа. Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск — под руководством Субедея и Бату — была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины. В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным.

Мишар стало больше всего на одного человека: 786 в 2010-м и 787 в 2020-м. Число кряшен уменьшилось почти на 5 тысяч человек: с 34 822 до 29 978. Сибирских татар стало меньше почти на 500 человек, с 6 779 до 6 297. В 2010 году их было 4 280 718 человек, а в 2020-м уже лишь 3 261 155. То есть о владении татарским языком высказались на миллион человек меньше, чем 10 лет назад. Татарстанцы выбирают город По данным Федеральной службы государственной статистики, население Татарстана за последние 10 лет увеличилось и сильно урбанизировалось: в 2010-м в республике проживали 3 786 488 человек, а в 2020 году — уже 4 004 809. В городах проживают 3 074 048 татарстанцев, а в сельской местности — 930 761. На первом месте по национальной принадлежности в Татарстане стоят татары. Их число за 10 лет почти не изменилось: в 2010-м — 2 012 571, в 2020-м — 2 091 175. На втором месте по численности в республике — русские. Их, к слову, также стало больше: 1 501 369 в 2010 году и 1 574 804 в 2020-м.

Согласно данным переписи населения-2021, в стране проживают 4 713 669 татар 2 213 011 мужчин и 2 500 658 женщин. В 2010-м их численность равнялась 5 310 649. Отдельной категорией были учтены крымские татары - 257 592, астраханские татары — 29 человек, кряшены - 29 978, мишари - 787 и сибирские татары - 6 297.

Перепись-2021: меньше всего потеряли мишарские регионы, а в Москве татар около 150 тысяч

Статья Сколько Татар в Мире Численность предоставляет информацию о численности этнической группы татар, распределенной по всему миру. Всего Республики Татарстан количество официально занятого населения составляет 2 326 121 человек (59.6%), пенсионеров 1 131 838 человек (29%), а официально оформленных и состоящий на учете безработных 226 368 человек (5.8%). Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Более 413 тысяч жителей Татарстана приняли участие во Всероссийском онлайн-голосовании по выбору общественных пространств для благоустройства, сообщает пресс-служба регионального.

Расселение

  • Численность татар в России увеличилась до 5,5 млн человек –
  • Татарлар | Tatar Wiki | Fandom
  • Народы России. Татары
  • Устное творчество
  • По оценкам Всемирного конгресса татар, в России насчитывается не менее 5,5 млн татар

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий