День святого Валентина, или День всех влюбленных, празднуется 14 февраля во многих странах мира, в том числе и в России. День святого Валентина, или День всех влюбленных, называют одним самых романтичных праздников. День святого Валентина может ассоциироваться с романтикой, но происхождение этого праздника не совсем романтично.
Кто такой святой Валентин и почему его считают покровителем влюблённых?
День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. День святого Валентина в Средние века был связан именно с почитанием этих христиан как мучеников. Происхождение современной версии Дня святого Валентина приходится, по-видимому, на середину и вторую половину XIII века. В 1969 году святого Валентина убрали из календаря святых, так как достоверность истории о нём подверглась сильному сомнению. День святого Валентина не остается без внимания влюбленными практически ни в одной стране.
История Дня святого Валентина и почему мы его празднуем
новости День святого Валентина ежегодно отмечается практически во всех странах мира 14 февраля. В западной традиции день памяти святого Валентина отмечался 14 февраля. Уже не первое десятилетие в России отмечают День всех влюбленных, который еще часто именуется Днем святого Валентина. Чтобы понять, почему День святого Валентина стал днем романтики, нужно знать, кто такой Джефри Чосер. День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. День святого Валентина в Средние века был связан именно с почитанием этих христиан как мучеников.
«Святые несвятые Валентины»: сколько их, кем были они на самом деле?
Пожалуй, все знают, что 14 февраля отмечается день святого Валентина, но мало кому известна история жизни этого человека. 14 февраля во многих странах мира отмечается День святого Валентина (Valentine's Day) или День всех тся, что День святого Валентина существу. В России, помимо Дня святого Валентина, как и во многих странах, есть еще и свой праздник всех влюбленных — 8 июля. Также существует предположение, что День святого Валентина — переосмысление древнеримского фестиваля Луперкалии, который отмечали как раз в середине февраля. Неужели Валентин-священник на самом деле венчал однополые браки, был покровителем геев, людей нетрадиционной ориентации?
История любви: как возник День святого Валентина?
Тогда Клавдий II принял решение — запретить населению жениться. Однако те молодые люди, которые искренни хотели связать себя узами брака, нашли способ нарушить этот приказ императора. Святой Валентин, проповедник христианства и врачеватель, согласился не только лечить больных, но и теперь еще тайно венчать влюбленных, несмотря на запрет. Однажды к Валентину обратился тюремный сторож: он просил священника исцелить его дочь Юлию от слепоты. Валентин передал ему особую мазь для глаз и попросил сторожа прийти позднее. За это время император узнал о том, что Валентин вопреки новому закону продолжал венчать влюбленных, поэтому приговорил священника к казни. Сидя под стражей в ожидании своей участи, Валентин успел написать предсмертное любовное письмо, которое передал тюремному сторожу. Записка предназначалась для его слепой дочери Юлии.
Валентина казнили 14 февраля. В этот же день девушка открыла записку, внутри которой был шафран и подпись «твой Валентин». Когда девушка взяла шафран в руки, то ее зрение восстановилось. Позднее Валентина Интерамнского канонизировали католической церковью как христианского мученика, пострадавшего за веру.
Когда про это узнали, священника решили казнить. И перед смертью он отправил записку своей возлюбленной, которую подписал "твой Валентин", что дало начало праздничным открыткам — валентинкам. А был ли Валентин? На обладание мощами святого Валентина претендуют сразу несколько соборов по всему миру. По данным " Википедии ", имя Валентин носило несколько христианских мучеников. Так, есть упоминание о римском священнике Валентине, которого обезглавили примерно в 269 году. Кроме этого, существует история о Валентине — епископе Интерамы, которого тоже казнили, но за обращение в христианство сына градоначальника. Есть еще одни мученик с таким же именем, который пострадал за веру в Римской провинции Африка.
Точнее, оба упомянутых ранее мученика — епископ и пресвитер — имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 6 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа 30 июля. Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов. Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства. И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Так что на сегодняшний день оба святых Валентина — «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь. Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина — покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера — составителя «Батлерова жития святых» — и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967—1981 годах. С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот что я по этому поводу думаю. Читайте также — Поместить святого Валентина в церковный календарь Любовь против коммерции Мне не близок весь тот коммерческий «валентиновский» ажиотаж, который возникает еще в январе, следом за рождественскими распродажами. Но точно так же мне не по духу использование Рождества и Пасхи в качестве поводов для увеличения торговли. Мне не нравится создание специфического, достаточно дурновкусного, антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви — рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов, на любовь-«эрос». Но вот что важно. В нашей жизни, на самом деле, любви истинной, любви дающей, а не ждущей чего-то для себя, места отводится совсем мало. Мы все читали евангельские слова или в кино видели, как юный, светящийся Андрей Рублев объясняет маленькой княжне, что такое любовь. Но часто ли мы сами говорим своим любимым о своих чувствах? Часто ли стараемся порадовать их хотя бы маленьким подарком просто так, без всякого повода? Боюсь, что очень редко. То дела заедают, то свои проблемы, когда не о другом человеке думается, а себя жалко, себе хочется и утешения, и внимания. Да и не принято в нашей культуре особенно о чувствах говорить, в любви признаваться, особенно если пара уже не первый год вместе живет. Любовь, романтика — это все удел молодых, так часто считают. И разве плохо, если нам хоть так, при помощи иноземного календаря, напоминают о том, что хорошо бы сделать маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей? В конце концов, это же от нас самих зависит — поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то свое, собственное.
Возникли они во славу любви богини страсти Juno Februata и бога Фавна Луперка. От прозвища бога впоследствие-то и возникло название праздника, которое долгое время отмечался 15 февраля. За несколько веков до нашей эры Древний Рим захлестнула волна выкидышей, мертворожденных детей и детской смертности. Народ был на грани вымирания. Поэтому бездетные или имеющие одного-двух детей семьи участвовали в различных обрядах для получения благословения от богов на рождение ребенка. Так, каждый год 15 февраля в одном и том же месте Рима, на котором по преданию волчица Lupa — от лат. Во славу богов жертвовались животные, из шкур которых изготавливались бичи. Мужчины раздевались догола и бегали по городу с бичами в руках. Всех встречающихся дам они были бичами, а те, в свою очередь, с удовольствием подставлялись. Считалось, что подобные удары повышают способность к деторождению и обеспечивают легкие роды. В конце празднования женщины также полностью оголялись. Участвовали в празднике эротизма и известные особы. Например, доподлинно известно, что Марк Антоний не раз бывал в роли Луперка. Подобные празднования очень нравились римлянам. Поэтому даже с приходом христианства именно Луперкалии сохранились дольше всех языческих обычаев. В 494 году нашей эры Папа Геласий все же отменил Луперкалии и, по некоторым данным, преобразовал языческий праздник в христианский День всех влюбленных, а Валентина причислил к числу святых. Доподлинно неизвестно, основал ли этот праздник Геласий, но что праздник был назван в честь реального человека с именем Валентин, пожертвовавшего своей жизнью во имя любви, сомнению не подлежит. Существует несколько версий, что именно он сделал, чтобы навсегда войти в мировую историю. Император считал, что семья и дети пагубно влияют на мужчин — они отвлекаются на чувства и хуже проявляют себя на поле боя. Запретить официально оформлять отношения можно, но наложить запрет на любовь не в силах ни один император. Люди продолжали влюбляться, а узаконивать отношения перед Богом им помогал простой врач и священник Валентин. Он сочувствовал любящим парам, и по ночам венчал их. Узнав о «запрещенной деятельности» Валентина, император приказал убить его. В тюрьме благодетель влюбился в дочку надзирателя — Юлию. Он написал ей любовное послание Валентинку , подписав — «твой Валентин». Прочла его Юлия только после смерти любимого. Казнили святого 14 февраля 269 года.
Есть вопрос. День всех влюбленных: кто его выдумал?
Первое, что подтверждается римскими мартирологами — это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников — Хронографе 354 года. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны современный город Терни. О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло — в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше — источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима. Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина — известна более точно.
Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни. В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом. Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу». Рождение традиции В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи , приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.
Луперкалии Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, то есть затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд — так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами. Читайте также — Поздравления с Днем святого Валентина Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.
Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина». Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. Джакопо Боссано. Валентин крестит св. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты.
По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже. Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару.
Если даже предположить, что мученик Валентин Интерамнский, будучи епископом, мог благословлять легионеров-христиан на брак, то и это все равно не могло никак досадить императору Клавдию. Интересно, что католическая церковь более не совершает память святого Валентина 14 февраля. В 1969 г. Тем не менее, сейчас праздник довольно широко празднуется, имеет солидную коммерциализацию, на традициях праздника построена серьезная индустрия.
Так что же делать православным — праздновать или не праздновать? Наш он или не наш? В первую очередь надо понимать, что праздник этот — не церковный, хоть и несет в своем названии имя святого. А святой — наш! Память святых мучеников Валентинов, пострадавших в Риме, Православная Церковь совершает 6 и 30 июля. Но вряд ли кому-то придет в голову в эти дни рассылать друг другу «валентинки» и дарить подарки.
Если уж и делать, то в общепринятый день — 14 февраля. При этом осознавая, что никакого отношения к благословению влюбленных святой Валентин не имеет. А широкий размах праздника обусловлен лишь его коммерциализацией. День святого Валентина — это лишь очередной повод что-то кому-то продать. Такой же повод, как и Рождество Христово, Новый Год и другие глобальные или локальные праздники. Нельзя при этом не отметить, что праздник этот в определенной степени опошлен, и часто его празднование сопровождается пропагандой греха.
Но каждый имеет свою голову на плечах и вовсе не обязательно разделять подобную идеологию празднования. Если молодые люди ведут себя пристойно и целомудренно, то от подарка или «валентинки» их отношения никак не станут греховными. Люди, давно живущее в браке, также имеют обычай оказывать друг другу знаки внимания в этот день. Ничего дурного в этом нет, как нет ничего дурного в праздновании любого другого светского праздника, если только он не несет в себе элементов язычества или богоборчества. В России Дню святого Валентина противопоставили «свой» День семьи, любви и верности — такой же светский праздник, но приурочили к дню памяти святых Петра и Февронии. Отмечается праздник 8 июля, с 2008 г.
Вряд ли можно сказать, что за годы своего существования этот праздник стал столь же популярен в России, как День святого Валентина. Хотя пропагандируется он на государственном и церковном уровне — проводятся фестивали, концерты, вручаются медали, есть даже свой символ — ромашка. Есть все предпосылки сделать из него действительно хороший всенародный праздник. Для этого надо перестать противопоставлять его другому празднику, защищая «свое» при очевидной схожести с «чужим». Ведь любое сравнение или противопоставление всегда подразумевает выявление лучшего или худшего. Разве есть необходимость делать это?
Многие, наверное, помнят стишок Сергея Михалкова «А что у вас? В нем дети от безделья наперебой хвалятся тем, что у них есть, и быстро переходят на профессии своих мам, сравнивая их. В итоге приходят к выводу: Мамы разные нужны, Дело было вечером, Спорить было нечего. Так вот, в данном случае и не нужны споры, не нужно ничего противопоставлять. Все нужно и все важно, если подойти с умом. У Дня святого Валентина нет явно греховного смысла или подтекста, зато он дает возможность поговорить о любви, рассказать молодежи в чем разница между любовью и блудом.
Как было сформулировано в соответствующем акте: « … как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу». Рождение традиции В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов. Ранняя церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд — так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.
Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина». Святой Валентин упомянут, как славный Мученик, в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «Императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.
Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза, не вполне, впрочем, точна — в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля, в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».
Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние Века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Современное почитание и современный праздник Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.
Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания порки женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению. Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема основателей Рима , считалось у римлян святым. Каждый год, 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» лат. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и выходили в город пороть женщин. Согласно «Иллюстрированной истории Рода», написанной Уильямом М. Купером, главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Записи говорят, что даже Марк Антоний бежал как Луперци. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Святой Валентин Святой Валентин В 494 году н.
День святого Валентина — 2024. Правда ли, что его запретили в России
В 496 году папа Геласий I отменил торжества в честь бога Луперка, провозгласив День Святого Валентина. Уже не первое десятилетие в России отмечают День всех влюбленных, который еще часто именуется Днем святого Валентина. День свято́го Валенти́на (также Валентинов день), или День всех влюблённых — праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. В 496 году папа Геласий I отменил торжества в честь бога Луперка, провозгласив День Святого Валентина. День святого Валентина или День всех влюбленных: история, традиции и идеи для подарка к празднику. праздник День святого Валентина, какова история праздника, кто такой святой Валентин, что празднуют в этот день сейчас.
«Будь моим Валентином»
14 февраля во многих странах мира отмечается День святого Валентина (Valentine's Day) или День всех тся, что День святого Валентина существу. Валентинов день Валентинов день. Имеет ли День святого Валентина связь с православием? Ежегодно 14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина, он же — День всех влюбленных. Изначально день святого Валентина заменил христианам популярный языческий праздник.