Сергия Радонежского на Рязанке протоиерея Виктора Сандар в деле создания советского космического корабля «Буран».
Храм преподобного Сергия Радонежского
Богослужебные песнопения исполнили хор Донского монастыря и хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Литургия совершалась на русском и грузинском языках. По окончании богослужения владыка Феогност обратился к верующим с архипастырским словом.
По завершении Божественной литургии владыка Феогност поздравил всех молящихся с освящением храма и праздником, а затем обратился ко всем с архипастырским словом. По окончании богослужения Владыка Феогност поблагодарил всех трудящихся в деле благоустроения храма и вручил благоустроителю Хандохину Владимиру Анатольевичу орден благоверного князя Даниила Московского III степени. Вложенный файл:.
Неоднократно поощрялся и имел благодарности за работу. В 1990 году по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия Бондаря поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1992 году. Затем обучался в Московской духовной академии. В период обучения выполнял различные общественные послушания.
Жить по-христиански, то есть быть солью, — это значит жить по тем заповедям, которые дал Господь, это значит быть во Христе и со Христом. И когда мы живем во Христе и со Христом, то мы являемся той самой солью, которая помогает жить этому миру. И если мир этого не понимает, не ценит, а может быть, даже и пренебрегает этим, — это неважно. В своей жизни мы исповедуем нашу верность Христу Спасителю.
Патриаршее послание огласил протоиерей Виктор Сандар.
Совет викариатства - Юго-Восточное викариатство. Официальный портал. | Рождественское послание патриарха Кирилла огласил протоиерей Виктор (Сандар). |
Божественная Литургия в храме Сретения Господня в Жулебино | Контактная информация. |
Слово протоиерея Виктора Сандар на начало учебного года. 3 сентября 2023 г.
Весь поток средств учитывался ведением приходо-расходных книг. Справедливости ради стоит сказать, что согласно тому же постановлению исполнительным органам формально запрещалось вмешиваться «в распорядок богослужений и в дела взаимоотношений членов причта между собой» [68]. Также кандидатуры при приглашении на работу людей, участвовавших в совершении богослужений, должны были согласовываться с настоятелем [69]. Последовавшая за утверждением реформы приходского управления реакция духовенства была неоднозначной. Например, протоиерей Александр Мень в своих воспоминаниях пишет, что «этот Архиерейский собор, в общем, никаким собором-то и не был, потому что собравшиеся архиереи даже не понимали, о чём идёт речь» [70]. Но вместе с тем протоиерей Александр увязывает произошедшее событие с Божественным провидением и говорит, что в этой реформе был и положительный момент. В общем, заключает он, настоятели не были идеальными управителями приходов [72].
Возможно, такое своеволие со стороны настоятелей имело место быть в отдельных случаях, но, по нашему мнению, позиция о. Александра обусловлена тем, что у него в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Петровском-Алабине, где он был настоятелем, староста был верующим человеком и у них сложились хорошие отношения. Как признаётся сам протоиерей Александр, «староста ни в коем случае не мешала, а всё предоставляла делать нам. Поэтому на мне вся эта реформа нисколько не сказалась» [73]. Но в большинстве своём ситуация на приходах складывалась иная. Как правило, в старосты выбирали людей, которые находились под «протекторатом» уполномоченных, а если говорить точнее, то, как выразился протоиерей Николай Иноземцев, «старост не избирали, старост назначали» [74].
И задача «выбранных» старост заключалась в разложении церковных общин с целью дальнейшего их снятия с регистрации и закрытия приходов. Поэтому лучше уж своеволие настоятеля, чем старост, которые подчас были даже неверующими людьми. Показательный пример такого «избрания» в старосты ставленника уполномоченного и человека, далёкого от Церкви, вспоминает протопресвитер Владимир Диваков. В 1964 году в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортово произошёл следующий случай: «Во время службы, вечером, входят в храм — Б. Сейчас будет проходить собрание в то время проведение собрания назначал исполком, поэтому духовенству порой даже не было известно, когда состоится приходское собрание, — Б. Я, говорит, буду председатель т.
Позже действительно произошло собрание, и одного избрали старостой, а второго казначеем» [75]. Мы привели лишь один случай, подобные ситуации складывались во многих приходах. Таким способом местные уполномоченные устанавливали свою «диктатуру» в епархиях. Конечно, большинство духовенства возмущённо отнеслось к новым изменениям в управлении приходами. Владыка Ермоген Голубев в письме Н. Хрущёву так описывал ситуацию, сложившуюся в епархиях: «На сегодняшний день фактически управляющим епархией является не архиерей, а уполномоченный; архиерей же является у него как бы старшим благочинным» [76].
Протоиерей Всеволод Шпиллер писал, что нигде и никогда ещё не бывало такого, «что священники прихода оказались исключёнными из состава церковной общины» [77]. Даже настоятель потерял право быть просто её членом. Из отчётно-информационных докладов уполномоченных совета на местах мы наблюдаем, что реализация «приходской реформы» начала проводиться сразу после судьбоносного решения Священного Синода от 18. Это ещё раз подтверждает, что иного варианта, кроме утверждения изменений Положения об управлении Русской Православной Церковью, Собор не имел. Он лишь санкционировал сложившееся положение дел. Во исполнение данного постановления епархиальная власть дала настоятелям церквей указания о переводе всех денежных средств из сберкасс на счёт Госбанка, также они должны были передать в областное управление МВД печати и штампы и составить приёмосдаточные акты о передаче административно-хозяйственных функций, денежных и материальных ценностей церкви от настоятеля данного храма исполнительному органу.
После чего были проведены собрания «двадцатки» и избраны новые члены исполнительных органов, которые приступали к приёму церковных ценностей и исполнению своих обязанностей. Все чеки по денежным операциям приходов отныне подписывались старостами и казначеями [78]. После реализации реформы приходского управления ситуация в большинстве храмов, как вспоминает духовенство того времени, складывалась так, что фактически «командовал всем староста» [79]. Ревизионная комиссия хоть и была по документам, но в реальности в основном не действовала, по воспоминаниям это прослеживается. Сам председатель совета В. Куроедов говорил, что проведение этой реформы «позволило усилить контроль за деятельностью духовенства и более успешно вести работу по ограничению влияния церкви» [81].
Из всего вышеизложенного можно сделать определённые выводы. Развернувшееся наступление включало в себя комплекс продуманных мер, которые сводились к различным административным мероприятиям. Во-первых, это закрытие действующих церквей и их переоборудование под иные цели, что хорошо прослеживается по протоколам заседаний совета. Во-вторых, введение нового подоходного налога на продажу свечей негативно сказалось на материальном положении приходов и епархий, некоторые оказались в бедственном положении, как, например, Ивановская епархия. В-третьих, строгий контроль за исполнением священнослужителями «законодательства о религиозных культах» [82]. Под предлогом ликвидации нарушений данного законодательства власти стали изымать приходское имущество.
В-четвёртых, большое развитие получила атеистическая пропаганда. В докладах уполномоченных отчётливо прослеживается её практическое воплощение на местах. В-пятых, проведение реформы приходского управления, которая стала кульминацией всей антицерковной кампании 1958—1964 гг. Она способствовала установлению контроля государства за внутриприходской жизнью в её низовом звене — церковной общине. Это, в свою очередь, позволяло вести деятельность, направленную на ослабление финансово-хозяйственного потенциала храмов и епархий, а также проводить децентрализацию церковных структур и удалять активных верующих из состава приходского совета. Конечно, реакция духовенства на приходскую реформу в большинстве своём была отрицательной, но вместе с тем многие понимали невозможность иного пути в сложившихся обстоятельствах и принимали реформу как данность, не восставая против священноначалия.
Помимо всех вышеперечисленных мер, усиливалась фактическая власть уполномоченных на местах. Отныне они становились последней инстанцией не только в вопросах зачисления в штат епархии, но и в кадровых перестановках духовенства. Совет всё больше становился одним из инструментов принуждения и тотального контроля внутрицерковной жизни, целью которого было давление с помощью административных мер на Русскую Православную Церковь. В то же время и из интервью людей, живших во времена хрущёвских гонений, очевидно следует, что священнослужители, а главное — народ, сдаваться не собирались. Именно в те годы, когда практически все силы государства были направлены на подавление деятельности Церкви, вера становилась живой. Во многом именно благодаря этому Русская Православная Церковь достойно выдержала все притеснения хрущёвской антирелигиозной кампании.
Информационный отчёт уполномоченного по Тульской области за 1960 г. Циркулярные и инструктивные письма Совета по делам РПЦ уполномоченным при Советах Министров союзных республик, обл край исполкомах. Запись бесед с патриархом, членами Синода, епископами и другими лицами. Записи бесед председателя и членов Совета по делам РПЦ с патриархом, духовенством и другими лицами. Циркулярно-инструктивные письма Совета по делам РПЦ уполномоченным. Интервью священников, служивших в период хрущевской антирелигиозной кампании и свидетелей тех событий.
Диваков В. Интервью 21. Архив Б. Второе интервью 21. Иноземцев Н. Интервью 20.
Сандар В. Интервью 12. Интервью 22.
В сугубую ектению были включены прошения на начало учебного года: «Еще молимся Господу Богу нашему, о еже призрети милостивно на отроков сих, и низпослати в сердца, во ум и во уста их Духа премудрости, разума же и благочестия, и страха Своего, и просветити их светом Своего богоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро прияти и спешно навыкнути Божественнаго закона Его наказанию, и всему благому и полезному учению; еже преуспевати им премудростию и разумом, и всеми благими делы в славу Пресвятаго Его имени, и даровати им здравие, и долголетны их сотворити к созиданию и славе Церкве Своея, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй». Святейший Владыка прочитал молитву о учащих и учащихся: «Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаваемые им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави всех учащих и учащихся от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако преуготовленные прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследниками Царствия Твоего.
Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет Бердников , насельник Донского ставропигиального монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери, а затем поклонился иконе и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. От лица насельников и прихожан Донского монастыря наместник обители митрополит Каширский Феогност приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству старинную икону Божией Матери «Нечаянная радость». Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
За период работы с 1981 по 1990 год прошёл путь от инженера-стажёра до должности ведущего инженера-конструктора.
Неоднократно поощрялся и имел благодарности за работу. В 1990 году по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия Бондаря поступил в Московскую духовную семинарию , которую окончил по первому разряду в 1992 году. Затем обучался в Московской духовной академии.
Великое освящение храма Рождества Христова в Варварине Великое освящение храма Рождества Христова в Варварине 4 октября 2020 года состоялось великое освящение храма Рождества Христова в Варварине. Владыке сослужили: благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы протоиерей Виктор Сандар, благочинные Новотроицкого церковного округа протоиерей Николай Степанычев, настоятель храма протоиерей Александр Зубков и приглашенное духовенство.
Новости патриархии
Протоиерей Виктор Сандар вознес молитву о Святой Руси в храмовом комплексе прп. На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, настоятель храма Радонежского на Рязанке. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г. Москвы протоиерей Виктор Сандар, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы протоиерей Феодор Кречетов. Сергия Радонежского на Рязанке огласил настоятель протоиерей Виктор Сандар.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Слово протоиерея Виктора Сандар на начало учебного года. 3 сентября 2023 г. | После Литургии настоятель храма протоиерей Алексий Зарубин по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с шестидесятилетием был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. |
Совет викариатства | Протоиерей Виктор Сандар онлайн. |
Новости прихода | Владыке сослужили: благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы протоиерей Виктор Сандар, благочинный Новотроицкого церковного округа и настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери протоиерей Николай Степанычев. |
Братия монастыря приняла участие в престольном празднике храма великомученика Димитрия Солунского
Виктора Сандар В Крещение Господне, Богоявление. 20.04.2015 Новости Русской Православной Церкви. Служение Литургии и молебна возглавил настоятель храмового комплекса протоиерей Виктор Сандар. Ему сослужили протоиерей Виктор Сандар, священник Олег Холзинёв и клирики Красногорского благочиния.
Совет Юго-Восточно викариатства г. Москвы
- Совет Юго-Восточно викариатства г. Москвы
- Патриаршее послание огласил протоиерей Виктор Сандар. | Видео
- Документация
- Telegram: Contact @akuraev
- Протоиерей Виктор Сандар
Введение. "Многая Лета". Приветствия настоятеля протоиерея Виктора Сандар.2021 г.
Слово протоиерея Виктора Сандар. Его Преосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области протоиерей Виктор Сандар, благочинный монастырей Балашихинской епархии игумен Евмений (Лагутин), наместник обители игумен Андрей (Тонков). Протоиерей Виктор Сандар онлайн. На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, настоятель храма Радонежского на Рязанке. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г. Москвы протоиерей Виктор Сандар, благочинный Ильинского церковного округа протоиерей Димитрий Кувырталов, и.о.
Мысли великих
- Домен припаркован в Timeweb
- Новости прихода
- Православные новости
- Указ № У-02/29 от 13 февраля 2024 года // иерею Борису Сандару
- Виртуальный хостинг
Прощеное воскресенье. Чин прощения. Слово протоиерея Виктора Сандар.
Москвы, — представитель митрополита Каширского Феогноста , управляющего викариатством Новых территорий г. Клыков, помощник председателя Патриаршего совета по культуре , член Московского союза художников, — представители митрополита Псковского и Порховского Тихона , председателя Патриаршего совета по культуре; протоиерей Кирилл Каледа, ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Затем обучался в Московской духовной академии. В период обучения выполнял различные общественные послушания. В 1996 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословских наук на тему "Гомилетическое наследие архиепископа Луки Войно-Ясенецкого ". С 10 июня 1996 по 10 сентября 1997 года трудился в должности помощника заместителя ректора академии по административно-хозяйственной работе.
Сергия Радонежского на Рязанке протоиерея Виктора Сандар в деле создания советского космического корабля «Буран» 4 марта, 2024 Дорогие братья и сестры, предлагаем Вашему вниманию документальный фильм посвященный участию первого настоятеля и строителя храмового комплекса преподобного Сергия Радонежского на Рязанке протоиерея Виктора Сандар в деле создания советского космического корабля «Буран».
В фильме также рассказывается об истории создания советского «шаттла» и об основании и строительстве нашего храмового комплекса. Настоятель, братия и прихожане благодарят протоиерея Виктора за многие труды в деле строения храмового комплекса, а также в деле устроения образцовой богослужебной жизни в нем.
В период обучения выполнял различные общественные послушания. В 1996 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословских наук на тему "Гомилетическое наследие архиепископа Луки Войно-Ясенецкого ". С 10 июня 1996 по 10 сентября 1997 года трудился в должности помощника заместителя ректора академии по административно-хозяйственной работе. Дети: Борис р.
Введение. "Многая Лета". Приветствия настоятеля протоиерея Виктора Сандар.2021 г.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области протоиерей Виктор Сандар, благочинный Никольского округа викариатства Новых территорий г. Москвы иерей Вадим Попов. Рождественское послание патриарха Кирилла огласил протоиерей Виктор (Сандар). заглянуть в глубь времен - в нашей студии художник-мозаичист Александр Корноухов.
Патриаршее послание огласил протоиерей Виктор Сандар.
Великое освящение храма – | Все самые последние и актуальные новости православия и мира на одном сайте. помощь храмам, монастырям, священникам, больным детям и всем православным христианам. |
Telegram: Contact @akuraev | Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Виктор Сандар, благочинный Патриарших подворий и ставропигиальных приходов вне города Москвы, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы; насельники Донской обители в священном сане. |
Протоиерей Антоний Шварев совершил Таинство Соборования в исправительной колонии №7
Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы, благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области; духовенство г. На богослужении присутствовали: помощник Президента РФ И. Климов, глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А. Затем были совершены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в годы гонения на Церковь Христову за Православную веру и правду в прошедшем столетии страшные страдания и истязания претерпевших и мученическую кончину приявших архипастырей, иереев и диаконов, монашествующих и мирян от глада, хлада и иных истязаний, ран и болезней в заточении во узах скончавшихся, о них поминание творим ныне и их же имена Ты Сам Господи веси». Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане г.
Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет Бердников , насельник Донского ставропигиального монастыря.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери, а затем поклонился иконе и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. От лица насельников и прихожан Донского монастыря наместник обители митрополит Каширский Феогност приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству старинную икону Божией Матери «Нечаянная радость». Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар насельникам обители Предстоятель передал служебники, изданные к 75-летию Его Святейшества. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Просмотры 6.
Богослужебные песнопения исполнили хор Донского монастыря и хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Литургия совершалась на русском и грузинском языках. По окончании богослужения владыка Феогност обратился к верующим с архипастырским словом.
По окончании Божественной литургии протоиерей Виктор Сандар огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный митрополиту Феогносту по случаю 20-летия архиерейской хиротонии и дня его тезоименитства. Затем владыка Феогност поздравил всех с праздником и обратился к собравшимся с архипастырским словом. К этому моменту первая половина великопостного поприща уже пройдена, и силы постящихся могут оскудеть. Чтобы поддержать верующих в их стремлении к подвигу поста и молитвы, Церковь напоминает христианам о конечной цели их аскетического делания — достойной встрече крестных страданий Спасителя. Указывая на Крест, Церковь призывает христиан к стойкости и усердию в трудах, которые необходимо совершить для подготовки своей души к Страстной седмице. Вместе с тем, устанавливая среди поста праздник в честь Крестного Древа, Богослужебный устав побуждает нас не только к стойкости в аскетических трудах, но и к отвращению от всякого зла.
Митрополит Каширский Феогност возглавил Литургию в храме Архангела Михаила в Летове
Москвы митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Большом соборе обители. По благословению митрополита Феогноста в Донской монастырь на уже традиционное богослужение были приглашены духовенство и миряне грузинских общин, чтобы почтить память представителей грузинских царских и княжеских фамилий, захороненных в Сретенском храме монастыря. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г.
На площади Донской обители был установлен большой экран, на котором шла трансляция из Большого собора. В сугубую ектению были включены прошения на начало учебного года: «Еще молимся Господу Богу нашему, о еже призрети милостивно на отроков сих, и низпослати в сердца, во ум и во уста их Духа премудрости, разума же и благочестия, и страха Своего, и просветити их светом Своего богоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро прияти и спешно навыкнути Божественнаго закона Его наказанию, и всему благому и полезному учению; еже преуспевати им премудростию и разумом, и всеми благими делы в славу Пресвятаго Его имени, и даровати им здравие, и долголетны их сотворити к созиданию и славе Церкве Своея, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй». Святейший Владыка прочитал молитву о учащих и учащихся: «Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаваемые им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави всех учащих и учащихся от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако преуготовленные прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследниками Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет Бердников , насельник Донского ставропигиального монастыря.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери, а затем поклонился иконе и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. От лица насельников и прихожан Донского монастыря наместник обители митрополит Каширский Феогност приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству старинную икону Божией Матери «Нечаянная радость».
Среди молившихся за Литургией были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания Каледа и игумении женских монастырей, священнослужители Москвы и Московской области, собравшиеся в Храме Христа Спасителя, чтобы почтить память святителя Филарета. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
Таким образом, необходимо было ликвидировать нарушения законодательства и изъять «лишнюю» частную собственность. Вторым нарушением являлась благотворительная деятельность Церкви. В законодательстве сказано, что «религиозные объединения и служители культов не вправе создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворительной деятельностью» [25]. До этого правящие архиереи периодически оказывали денежную помощь так называемым «затухающим приходам» в своей епархии. Теперь же это стало строго пресекаться. Следующим нарушением было то, что священнослужители расширяли границы своей религиозной деятельности и без разрешения райисполкома выезжали за пределы своего района, где совершали требы на дому. Наконец, было нарушение и в практике управления приходом. В частности, В. Куроедов писал, что «многие настоятели церквей, будучи одновременно председателями церковных советов, узурпировали власть в своих руках, совершенно стеснили от управления церковью исполнительные церковные органы…» [26]. Конечно, предъявляемых обвинений было намного больше, мы перечислили лишь самые основные. В одной из передовых статей журнала «Наука и религия» за 1961 год утверждалось, что «нарушение Советского законодательства о культах постепенно стало нормой поведения церковников» [27]. Невольно напрашивается вопрос, действительно ли духовенство сознательно злостно игнорировало имеющееся советское законодательство о культах. А понятно, что для того, чтобы исполнять законы, их нужно прежде всего знать» [28]. Стоит уточнить, что незнание этого законодательства со стороны духовенства не было абсолютным. В своём интервью протоиерей Николай Иноземцев вспоминает, что «священнослужители знали о существовании законодательства о религиозных культах, но на руках его не было. При сильном желании его можно было найти, приехать в Москву напомним, что о. Николай жил в описываемое время в г. Сорочинске Оренбургская область — Б. О нехватке опубликованных сборников законодательства о религиозных культах говорил патриарх Алексий I в беседе от 11. Святейший высказал просьбу, чтобы «в ближайшее время был издан большим тиражом сборник законоположений о культах, так как этих сборников на местах нет и даже у отдельных архиереев» [30]. Таким образом, мы можем заключить, что советское правительство, принимая меры по ликвидации нарушений законодательства о религиозных культах, не стремилось к тому, чтобы его знали сами «служители культа». Куроедовым на апрельском всесоюзном совещании, местные органы власти стали изымать у церковных общин дома для причта, приходское имущество и автомашины. Так, в одном из своих писем игумен Никон Воробьёв сообщает следующее: «Дом у нас взяли. Хотели взять и весь коридор. Про старушек сказали: пусть ходят в окно…» [31]. Протопресвитер Владимир Диваков вспоминает, что приходское имущество в основном изымали под предлогом, что оно «якобы используется не по назначению» [32] , а в Москве, где о. Владимир служил в это время, «практически везде изъяли у приходов машины, за исключением Лефортово имеется в виду храм апостолов Петра и Павла в Лефортовском районе г. Москвы — Б. Интересный случай рассказывает протоиерей Николай Иноземцев. При храме Архистратига Михаила г. Сорочинска, где служил его отец — протоиерей Евгений Иноземцев, была лошадь. На ней обычно батюшки ездили на требы, но когда начали изымать приходское имущество, власти «принудили, чтобы эту лошадь сдали» [34]. Интересно, что заставили её сдать под тем предлогом, что духовенство и церковные служащие, когда косили траву для пропитания данного животного, тем самым осуществляли воровство с государственной земли [35]. Также был ужесточён контроль со стороны уполномоченных на местах. Он выражался в том, что теперь они стали курировать все кадровые назначения и перемещения духовенства, чего раньше не было. В качестве сравнения интересным представляется письмо Г. Карпова от 22 апреля 1953 года, направленное патриарху Алексию, в котором председатель совета отвечал на вопрос Святейшего об ошибке, допущенной уполномоченным по городу Москве А. Трушиным в разговоре с протопресвитером Николаем Колчицким касательно назначения протоиерея Елховского. Карпов согласился с патриархом и написал, что «уполномоченный располагает правами, относящимися к вопросам регистрации, а что касается лиц уже зарегистрированных, то в вопрос их назначения, перемещения, продвижения и т. Трушину разъяснено это и он понял свою ошибку [37]. Теперь же контроль совета существенно усиливался, и при издании правящим архиереем указа на то или иное перемещение священнослужителя в пределах своей епархии стало необходимо согласовывать все эти действия с местным уполномоченным. Как вспоминает протоиерей Николай Иноземцев, в случае, если же прежде издания указа архиерей не согласовал перемещение священнослужителя с уполномоченным, то последний просто не давал регистрацию тому лицу, который получил назначение на новое место, и указ просто «висел в воздухе» [38]. Показательным примером является беседа архиепископа Луки Войно-Ясенецкого с уполномоченным А. Гуськовым, в которой владыка довольно иронично констатировал факт сложившегося положения в своей епархии: «Я охотно теперь буду решать с Вами все вопросы, относящиеся к епархии, которой я руковожу. Я руковожу, а не кто-либо другой» [39]. По нашему мнению, слова архиепископа Луки хорошо иллюстрируют сложившуюся обстановку. Следуя этим указаниям правительства, председатель порекомендовал патриарху Алексию I принять поправку в четвёртом разделе «О приходах» Положения об управлении Русской Православной Церкви с целью отстранения духовенства от финансово-хозяйственной деятельности на приходе и передачи данных полномочий в ведение церковного совета [42]. Ещё одним важным пунктом данного постановления стало разрешение закрывать культовые здания по решениям областных краевых исполкомов при условии согласования с советом, до этого молитвенные здания закрывались только по решению Советов министров союзных республик. Такое изменение ускорило и облегчило процедуру ликвидации храмов. В ней, среди прочего, говорилось, что служители культов и религиозные объединения не могут устраивать религиозные шествия, совершать религиозные обряды и церемонии под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих без разрешения исполкомов районных городских советов депутатов трудящихся [44]. Таким образом, местные органы власти брали под свой контроль все требы, которые совершали священнослужители на дому. Вместе с тем религиозным центрам запрещалось организовывать различные собрания, паломничества, благотворительность и использовать средства для поддержки «затухающих» церквей. Следующим толчком к новым мероприятиям по борьбе с Русской Православной Церковью послужил состоявшийся в октябре 1961 года XXII съезд ЦК КПСС, который подчеркнул, что «коммунистическое воспитание предполагает освобождение сознания от религиозных суеверий…» [45]. В связи с поставленной задачей построения коммунизма к 1980 году съезд внёс в Устав КПСС формулировку, которая обязывала каждого члена партии вести решительную борьбу с «религиозными предрассудками» [46]. Куроедов в инструктивном письме уполномоченным на местах от 5. В качестве рекомендации по решению этой задачи председатель указал на усиление научно-атеистической пропаганды, а также на создание и развитие новых гражданских обрядов, связанных с рождением ребёнка, бракосочетанием, и других, которые своей красочностью и эмоциональностью вытесняли бы религиозные обряды [47]. В его постановлении отмечалось: идеологический фронт является важнейшим в борьбе за победу коммунизма [48]. В связи с этим главным содержанием всей атеистической пропаганды становилось разоблачение антинаучного характера религии. На практике это выразилось в очередном усилении давления на священнослужителей. Так, уполномоченный Совета по Ленинградской области Г. Жаринов в докладе от 1964 года пишет, что с 1962 по 1964 годы научные сотрудники Музея истории религии и атеизма выезжали в разные районы Ленинградской области, где выступали с лекциями на атеистические темы [49]. Параллельно со всеми вышеизложенными мероприятиями шёл процесс сокращения церковно-приходской сети. Существовало много способов закрыть церковь. Митрополит Николай Ярушевич в беседе с архиепископом Василием Кривошеиным привёл следующий пример мирного закрытия храма: «В какой-нибудь церкви служит священник, ревностный и хороший. Он проповедует, устраивает крестные ходы… В итоге уполномоченный снимает его с регистрации или требует перевода в другой приход под угрозой снятия его с регистрации» [50]. Даже если правящий архиерей назначает на этот приход другого священнослужителя, уполномоченный ищет разные поводы для отказа в регистрации нового священника. Бывало и вовсе, когда просто без каких-либо предлогов физически уничтожали церковь. Так произошло и с Михаило-Архангельским молитвенным домом г. Сорочинска в 1960 году. В то время в нём служил протоиерей Борис Сандар.