Девушку подкинуло вверх после ДТП с участием фуры и легковушки на Маршала Жукова. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады. Историки продолжают развенчивать распространенные мифы о блокаде Ленинграда.
Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.
Съемки велись не только в павильоне, но и на натуре. Так, в самом начале картины можно увидеть еще не восстановленный после блокады Елагин дворец. Тема блокады — одна из важнейших в творчестве ленфильмовцев. Среди самых известных картин киностудии: «Балтийское небо», «Зеленые цепочки», «Зимнее утро», «Ижорский батальон», «Морской батальон», «Мы смерти смотрели в лицо», «Соло», «Читаем блокадную книгу». Масштабную киноэпопею «Блокада» по одноименному роману Александра Чайковского, режиссер Михаил Ершов создавал семь лет. Один из четырех фильмов эпопеи — «Операция «Искра»» посвящен прорыву блокады в январе 1943 года.
Рассказываем о ключевых моментах тяжелейшего для города и региона периода. Жители блокадного города набирают воду из пробитого при обстреле водопровода. И ну давай кружить над городом. Враги несли ему урон.
И, окружив со всех сторон, морили город голодом», — поется в песне «Оркестр» 2014 года группы «Сплин». О блокаде Артиллерийский обстрел Ленинграда начался 4 сентября 1941 года, но сам город попал в окружение после взятия фашистами Шлиссельбурга Петрокрепости через четыре дня — 8 сентября. Отрезанный от сухопутной связи со страной, в течение последующих 872 дней блокады сообщение поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. Именно к его побережью из Ленинграда вела Ириновская железнодорожная ветка. Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осажденный город. Источник: РИА "Новости" В кольце оказались около двух с половиной миллионов жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородных районных.
Паровоз серии «Э» реально работал на «Дороге Победы». Работал он на угле. На одну дорогу - 33 километра - уходило больше трех тонн топлива. Сами железнодорожники называли ее «коридором смерти» - ветка проходила всего в четырех-восьми километрах от немецких позиций, противник постоянно бомбил и обстреливал поезда. Рейсы делали, как правило, по ночам, машинистам паровозов приходилось проявлять недюжинную смекалку. Тот самый паровоз, что привел в Ленинград первый состав, сохранили как памятник - он стоит на станции «Петрокрепость», через которую проходила «Дорога Победы». Всего за год - до полного освобождения города от блокады - по железной дороге доставили 150 тысяч вагонов или 4,5 миллиона тонн грузов.
Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и ВУЗов. О возрождении культурной жизни города, об открытии театров и музеев, о проведении спектаклей, концертов, выставок, спортивных мероприятий напоминают многочисленные афиши и фотографии тех лет. На выставке представлены архитектурные проекты из фондов музея, свидетельствующие о решении задач по восстановлению и дельнейшему архитектурному развитию Ленинграда. Сразу после освобождения Ленинграда перед архитекторами и скульпторами ставится задача увековечивания памяти о ленинградской блокаде и героической битве за Ленинград. Начинается проектирование и возведение памятников на местах боев. В экспозиции демонстрируются изображения памятников, установленных в 1944 году в Ям-Ижоре, Ропше, Русско-Высоцком, Лигово, у деревни Ульянка. Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени.
Прибытие первого поезда в Ленинград после прорыва блокады повторили через 75 лет
Нанесенный бомбами ущерб оценили в 15,9 млн рублей. Ленинградцы еще до окончания войны разработали проект реставрации дома. В 1945—1947 годах специалисты восстановили стены, перекрытия и интерьеры, а скульпторы воссоздали на основе довоенных фото разбитый барельеф. В 1948—1951 рабочие реставрировали Большой зал, наиболее пострадавший в блокаду. Именно в его квартире собирались перед восстанием декабристы. Мариинский театр Мариинский театр во время блокады и в наши дни Сегодня: главная сцена Мариинского театра Адрес: Театральная площадь, 1 В сентябре 1941 года в правое крыло театра, в советское время названного Кировским, попала 250-килограммовая фугасная бомба. По воспоминаниям певицы Татьяны Холмовской, «от взрывной волны открылись двери в зрительном зале и прилегающих коридорах, мебель была уничтожена, железный занавес отодвинулся почти на метр, но прикрыл собой сцену». Всего за время блокады в здание попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года федеральный памятник уже восстановили. Во время работ здания могли получить новый архитектурный облик, «созвучный окружению», отмечает эксперт. В качестве примеров он приводит следующие здания.
Станция метро «Адмиралтейская» Дом в Кирпичном переулке, 1 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, после реконструкции в 1950-х годах, в наши дни Адрес: Кирпичный переулок, 1 Во время войны дом, на месте которого сейчас расположена станция метро «фиолетовой» ветки, разрушили снарядом. Бомба срезала угол здания. Считается, что дом в Кирпичном переулке — один из первых, восстановленных после войны. Однако во время реставрации его вид сильно изменили. Несмотря на протесты граждан, в 2009 году здание снесли для создания вестибюля «Адмиралтейской». КГИОП разрешил снос, поскольку дом переделали слишком сильно. Специалисты решили, что он уже не представляет исторической ценности. Но в качестве комплимента придали фасаду новой постройки черты уничтоженного дома. В 1913 году дом полностью перестроили, надстроив этаж.
Создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств Восстановление Ленинграда также включало создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств. Были созданы новые парки, скверы, площади и набережные, которые стали местами отдыха и развлечений для жителей и посетителей города. Все эти этапы восстановления были проведены с целью вернуть Ленинграду его прежнюю красоту и функциональность, а также создать комфортные условия для жизни и работы его жителей. Архитектурные особенности реконструкции Реконструкция Ленинграда после Второй мировой войны имела свои особенности, связанные с уникальным историческим и архитектурным наследием города. Восстановление зданий и сооружений проводилось с учетом сохранения исторической ценности и архитектурного стиля.
Сохранение и восстановление исторических зданий Одной из основных задач реконструкции было сохранение и восстановление исторических зданий, которые были повреждены во время блокады. Архитекторы и инженеры проводили тщательные исследования и анализ, чтобы восстановить здания в соответствии с их первоначальным видом и стилем. Использование новых технологий и материалов Реконструкция Ленинграда также включала использование новых технологий и материалов, которые позволяли улучшить качество и прочность восстанавливаемых зданий. Были разработаны новые методы строительства и реставрации, а также использованы новые материалы, которые обеспечивали долговечность и устойчивость зданий. Все эти архитектурные особенности реконструкции были проведены с целью сохранения и восстановления исторического и культурного наследия Ленинграда, а также создания комфортной и функциональной среды для его жителей.
Результаты и достижения В результате восстановления и реконструкции послевоенного Ленинграда были достигнуты значительные результаты и достижения. Вот некоторые из них: Восстановление и сохранение исторических зданий и памятников Были восстановлены и сохранены многие исторические здания и памятники Ленинграда, включая Эрмитаж, Зимний дворец, Петропавловскую крепость и другие. Это позволило сохранить и передать будущим поколениям богатое культурное наследие города. Улучшение инфраструктуры и комфорта города Восстановление Ленинграда также включало улучшение инфраструктуры и комфорта города. Были восстановлены дороги, мосты, транспортные системы и другие инженерные сооружения.
Это позволило обеспечить более удобное передвижение и повысить качество жизни жителей города. Возрождение культурной жизни Восстановление Ленинграда после войны также способствовало возрождению культурной жизни города. Были восстановлены театры, концертные залы, музеи и другие культурные учреждения.
Восстановление Ленинграда Восстановление Ленинграда 1943—1945. Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, фашисты полностью разрушили 840 зданий промышленных предприятий, нанесли серьёзный материальный ущерб свыше 3 тыс. Из каждых 100 м2 жилой площади 27 м2 нужно было строить заново или капитально ремонтировать. Уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. Весной 1942 архитекторы приступили к разработке проекта Генерального плана восстановления и развития Ленинграда, тогда же началось частичное восстановление производства на некоторых законсервированных заводах и фабриках. В январе 1943 после прорыва блокады Ленинграда 15 крупнейших ленинградских предприятий Невский машиностроительный завод имени В. Ленина, Ижорский, «Большевик» и др. Строительные тресты начали восстановительные работы на Кировском заводе, «Электросиле» имени С.
Именно этому проекту, продолжает Бахарева, современный Петербург обязан решением ряда транспортных проблем на Выборгской стороне. Как и расширение Арсенальной набережной, чтобы транспортный поток шел не через узкую улицу Комсомола, а вдоль Невы». Впрочем, здание самого вокзала тогда построено не было. Еще один масштабный проект — завершение Суворовского проспекта и переустройство площадей перед Смольным так, чтобы они создавали единое архитектурное пространство, выдержанное в духе римского триумфа. Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга В итоге с точки зрения архитектуры проект реализован не был, но вот с градостроительной — до сих пор служит городу. Николай Баранов, конечно, ощущал, что город естественно разрастается в этом направлении Охты. И это сработало, потому что плодами данного проекта мы пользуемся до сих пор. При этом то, что все же было сделано, а именно завершение Суворовского проспекта, было сделано невероятно деликатно — ведь, в отличие от Московского проспекта, мы не воспринимаем этот район как сталинский, мы помним, что Суворовский немного меняется в ритме застройки, но не ощущаем следствием реализации единого проекта [середины XX века]». Город-сад Впрочем, в это время архитекторы города, прежде всего все тот же Николай Баранов, раздумывали о еще более глобальных проектах. Так, в 1943 году был объявлен конкурс на реконструкцию Мытнинской набережной. Он стал толчком для огромного по масштабу плана создания центрального городского парка от современной Троицкой площади до Петровского острова. Мария Элькина Архитектурный критик: «Центральный городской парк появился как идея задолго до того времени, но главный архитектор города доработал ее. Для него XIX век не был чем-то сакральным, и он видел, что жадные застройщики царской эпохи создали город с плотностью застройки, как у Манилы, совершенно не оставив зелени. Баранов понимал, что эту проблему надо решать, и нашел единственное место в центре, где можно было сделать протяженный зеленый массив». После войны проект даже начали реализовывать — именно этому современный Петербург обязан сквером на Троицкой площади, однако Ленинградское дело — послевоенные репрессии против руководства города — помешали дальнейшей реализации. Николай Баранов также пострадал — его отправили в ссылку, где он находился вплоть до смерти Сталина. План же городского парка так и остался на бумаге, в 1960-е был застроен Ватный остров, а затем появился спортивный комплекс «Юбилейный». Теперь нам лишь остается констатировать, что это был гениальный план и совершеннейшая катастрофа, что он никаким образом не реализован», — резюмирует Мария Элькина. А вот другая глобальная идея блокадных архитекторов все же была реализована, но через много лет после блокады. Речь идет о Морском фасаде города.
80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда
Девушку подкинуло вверх после ДТП с участием фуры и легковушки на Маршала Жукова. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Как начали восстанавливать Ленинград после блокады. 80 лет назад Ленинград сбросил оковы блокады, в которой был зажат 872 дня. Потом началась блокада, в одну из комнат их коммунальной квартиры, пробив потолок, попала бомба и повисла, не разорвавшись.
«Нити жизни». Энергетическая блокада Ленинграда
Так, в самом начале картины можно увидеть еще не восстановленный после блокады Елагин дворец. В третьей группе представлены документы по ущербу, причинённому Ленинграду немецко-фашистскими захватчиками (справки, отчеты наркоматов, отчеты предприятий), и документы по восстановлению города Ленинграда после полного освобождения от фашистской блокады. Ветераны и дети блокады Ленинграда получат в общей сложности от города полтора миллиарда рублей к 9 мая. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны.
Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе
После полного снятия блокады (январь 1944) ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду. Ленинград освободился от вражеской блокады, но не вышел из борьбы. В Музее истории города Балаково состоялась презентация поэтической книги руководителя клуба любителей поэзии «Душа поёт» Татьяны Егрецкой «Расскажи мне про блокаду», посвящённой 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Через неделю после снятия блокады, 5 февраля 1944 года, комендантский час сократили, а отменили совсем только 15 июля, то есть после того, как с бывшей северной части блокадного кольца были отброшены финские войска. К 80-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда петербургские учреждения культуры подготовили масштабную программу. Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Но начало войны помешало разрушению выдающегося сооружения. К сожалению, в период блокады храм использовался не лучшим образом: в конце 1941 г. В результате обстрелов и попадания снаряда в купол храма, а также отсутствия в нём отопления в здании возникли серьёзные разрушения. В послевоенные годы храм Спаса на крови использовался как склад для хранения декораций Малого театра оперы и балета Михайловского театра. Только в конце 70-х гг. Важнейшей задачей реставраторов стало восстановление мозаичных панно внутри храма, частично утративших смальту и обильно покрытых солевыми налётами.
Я, Всеволод Владимирович Инчик, руководил группой, которой предстояло определить состав солей и разработать способ их устранения. Трудность заключалась в том, что растворять соли с помощью кислот было невозможно, так как при этом мог разрушиться цементный раствор, на который посажена смальта. В итоге солевой налёт, представлявший собой волластонит, устранялся вручную с помощью резинок и мелкодисперсной наждачной шкурки. После устранения солевых налётов восстановленные панно из смальты подвергались обработке методом гидрофобизации, разработанным специалистами нашей группы. В 1944 г.
Доктор технических наук профессор С. Шифрин занимался проблемой постройки общесплавной канализации в центральных районах города. Сточные воды были отведены по единой системе труб в коллекторы, идущие вдоль набережных рек и каналов. Благодаря такому решению воды Фонтанки были очищены настолько, что в них вскоре появилась рыба. Почти полностью освободились от загрязнений Пряжка, Мойка, канал Грибоедова, Обводный и Крюков каналы, а на острове Белом, что вблизи Канонерского острова, были построены очистные сооружения с биологической очисткой сточных вод.
Стаскевич руководил строительством сланцеперерабатывающих заводов вблизи соответствующих месторождений. Газосланцевые породы стало возможным на месте превращать в горючий газ и транспортировать по трубопроводам к местам потребления. В результате его деятельности в послевоенные годы в каждую квартиру ленинградцев стал подаваться газ.
Цикл лекций в рамках выставочного проекта "Непокоренный город. К 80-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда" и открытого исторического лектория "Тверская XXI", посвященный истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда январь-февраль 2024 г. Минкультуры России, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России" 90. Москва федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" выставка "Пушкиниана художников города-фронта" федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей А.
Пушкина" мультимедийная просветительская выставка "Непокоренный город. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" рабочее название г. Москва федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России" выставка "Лицо блокады" федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО" выставка к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда г. Москва федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Концертные программы ведущих музыкальных коллективов России, подведомственных Минкультуры России: 2024 год Минкультуры России цикл концертов в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 18-28 января 2024 г.
Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади. Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта. Есть городская легенда, не подтвержденная источниками, о том, что на борьбу с грызунами в Ленинград привозили вагоны кошек из соседних регионов. Каждый год журналисты и блогеры додумывают к ней умилительные детали», — отмечает исследователь. По факту же с крысиным нашествием и его последствиями боролись именно люди, говорит Асташкин.
Полный перечень мероприятий, которые предстоит реализовать в течение четырех месяцев, оставшихся до юбилейной даты, включает почти 150 пунктов. Большая часть из них направлена на сохранение исторической правды и увековечивание подвига советского народа. В нынешнем году Петербург отметил 80-летие прорыва блокады и сейчас гтовится к новому юбилею. В этом году в нем приняли участие более 700 ученых, экспертов, общественных деятелей. Как рассказали организаторы, ключевая тема мероприятия - подвиг представителей разных народов и национальностей, участвовавших в боях за Ленинград, и многонациональное партизанское движение. Вспоминали на форуме также города и республики, принимавшие эвакуированных ленинградских детей, и подвиг тружеников тыла, которое обеспечивали фронт оружием.
В Инженерном доме расскажут о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады
Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Так и простоял он там до относительно недавнего времени, когда я решила его передать в воссозданный Музей обороны и блокады Ленинграда. Историки продолжают развенчивать распространенные мифы о блокаде Ленинграда. Исследователь, вернувший нам правду об обороне и блокаде Ленинграда — не ретушированную и не приглаженную в угоду времени и политической конъюнктуре. О том, как Ленинград встретил Победу, каким он был в 1945-м году, как восстанавливали город после блокады, рассказал научный руководитель университетского студенческого патриотического клуба «Измайловская слобода». Восстановление Ленинграда после блокады. Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Однако осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года. Портал "История.
Беглов доложил президенту о развитии Санкт-Петербурга Дворник залез по трубе на третий этаж и спас девушек из пожара в Петербурге Дневник Тани Савичевой привезли на выставку в Нижний Новгород Беглов сообщил о строительстве первого за 40 лет разводного моста в Петербурге Минск не исключает попыток оппозиции оторвать часть территории Белоруссии в пользу НАТО Лукашенко пообещал потенциальным агрессорам ответ всеми видами оружия Жители Марий Эл с мая смогут дистанционно оформить ипотеку на жилье в Крыму СК возбудил дело после гибели рабочего при пожаре в цистерне под Симферополем Барнаульцы смогут оформить в ВТБ ипотеку на жилье в Крыму Час экологической безопасности «Эхо далекой катастрофы» к Международному дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф Россияне предпочитаю приобретать квартиры у парков «Студенческая весна в Санкт-Петербурге» вместе с Like FM: слушали, что нравится и дарили подарки! Концерт «7 хитов И. Баха» в Эрмитажном театре Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о реализации инвестиционного потенциала страны Другие новости сегодня Россияне предпочитаю приобретать квартиры у парков Светские новости слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги.
Ландшафтное оформление Последним этапом было ландшафтное оформление города. Были созданы парки, скверы, набережные и другие общественные пространства, чтобы сделать Ленинград привлекательным и комфортным для жителей и посетителей. В результате плана восстановления и реконструкции Ленинграда город был полностью восстановлен и преобразован. Были созданы новые архитектурные ансамбли, восстановлены исторические здания и созданы новые пространства для отдыха и развлечений. Этот план стал важным шагом в истории города и позволил Ленинграду снова стать одним из красивейших городов России. Основные этапы восстановления Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов: Эвакуация и временное размещение населения Сразу после окончания блокады Ленинграда была проведена масштабная эвакуация населения, которое было временно размещено в других городах и поселках.
Это позволило обеспечить людям необходимые условия для жизни и работы во время восстановления города. Очистка и разрушение разрушенных зданий Очистка и разрушение разрушенных зданий были неотъемлемой частью процесса восстановления. Разрушенные здания были снесены, а обломки и руины были удалены, чтобы освободить место для новых строительных проектов. Восстановление и реконструкция исторических зданий Одним из важных этапов восстановления было восстановление и реконструкция исторических зданий, которые были повреждены во время войны. Это включало восстановление фасадов, крыш, окон и других архитектурных элементов, чтобы вернуть здания к их прежнему величию и красоте. Строительство новых жилых и общественных зданий Восстановление Ленинграда также включало строительство новых жилых и общественных зданий. Были построены новые многоквартирные дома, школы, больницы, торговые центры и другие сооружения, чтобы обеспечить жителей города всем необходимым для комфортной жизни. Создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств Восстановление Ленинграда также включало создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств. Были созданы новые парки, скверы, площади и набережные, которые стали местами отдыха и развлечений для жителей и посетителей города. Все эти этапы восстановления были проведены с целью вернуть Ленинграду его прежнюю красоту и функциональность, а также создать комфортные условия для жизни и работы его жителей.
Архитектурные особенности реконструкции Реконструкция Ленинграда после Второй мировой войны имела свои особенности, связанные с уникальным историческим и архитектурным наследием города. Восстановление зданий и сооружений проводилось с учетом сохранения исторической ценности и архитектурного стиля.
Энергопотребление стало жёстко лимитироваться, полностью прекратилось движение трамваев и троллейбусов. Полностью прекратилась работа водопровода. Косыгина было принято решение о восстановлении Волховской ГЭС для снабжения электроэнергией блокадного Ленинграда 1942 год 25 января. Самый тяжёлый день энергетиков Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1. Пуск агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21—22 тыс. В Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии.
На заводе «Севкабель» женщины и дети начали изготовление кабеля, названного «кабелем жизни». В обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в блокадный Ленинград. В жилых домах Ленинграда дали свет. Лица героев Сотни женщин и детей работали на производстве и прокладке кабеля Помимо инженеров Сергея Усова, Никодима Туманова и Ивана Ежова нельзя забыть о сотнях женщин и детей, которые работали на производстве кабеля и прокладке линии. Для запуска производства с разных заводов набрали 130 женщин: мужчин в Ленинграде практически не осталось — все ушли на фронт. Работа была крайне тяжёлой: при укладке каждые полтора метра кабеля а это примерно 75 кг! Работать приходилось в любые морозы и штормы. Однако недостатка в желающих не было: на Ладоге продовольственное обеспечение было намного лучше, чем в самом Ленинграде.
Кормили три раза в день, и даже полагался нормальный ржаной хлеб. Иначе люди просто физически не справились бы с такой работой. Именно женщины обеспечивали все работы на берегу и на барже. Они вручную протянули 500 тонн кабеля на баржи, они подавали кабель с баржи при укладке в воду. Со дна подняли более 100 км кабеля. Грамотная укладка позволила сохранить его в целостности и использовать повторно. Знаменитый «кабель с денежкой» был использован при прокладке линий в коллекторах под Невским проспектом. Там он находится и по сей день.
Найти остатки кабеля на дне Ладожского озера уже практически невозможно. Однако несколько лет назад волонтёры смогли поднять несколько метров кабеля, которые сегодня представляют большую историческую ценность. Увидеть образец кабеля, сохранившего память о подвиге людей, спасших город, можно в музее «Ленэнерго». Мы есть в Телеграм , ВКонтакте и Одноклассниках 2055.