В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником. Впервые представлены три «Демона» Врубеля и рисунки из психиатрических больниц. Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое.
🎨 Врубель – «поверженный демон» искусства?
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Я встречала её на различных репродукциях, но живьём не видела никогда и, оказавшись в зале Врубеля, в стенах Третьяковской галереи, я направилась именно к ней, встретив на своём пути одно маленькое препятствие – картину «Демон поверженный». Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и переписывал картину. Демон Врубеля и Лермонтова, русский художник, Михаил Врубель, Герой нашего времени иллюстрации, Лермонтов.
«Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели»
Картина «Демон поверженный» стала последней живописной работой мастера, его состояние ухудшилось настолько, что в 1902 году его помещают в психиатрическую больницу. «Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Куратор также рассказала тайну картины "Демон поверженный".
🎨 Врубель – «поверженный демон» искусства?
Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина. Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами. Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца.
Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича.
Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста. Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы. Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире. Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми. Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу.
Одиночество "художника в толпе" было ему знакомо… Портрет Саввы Мамонтова и маски ливийских львов. Хотя социальное бытие Михаила Александровича выглядело вполне благополучным. Он не голодал, не нищенствовал, не сталкивался с непониманием своего творчества — напротив, был в фаворе, в моде и получал выгодные заказы. Счастливейшим событием для Врубеля стала встреча с Саввой Мамонтовым. С момента знакомства в 1889 году и до самого банкротства Мамонтова, вызванного обвинениями в финансовых злоупотреблениях, то есть те же десять лет, художник находился под покровительством могущественного и понимающего в искусстве мецената, инициатора многих крупных культурных начинаний. Это Мамонтов ввел Врубеля в свою семью в благодарность художник нарисовал портреты самого промышленника и всех его домочадцев , в круг состоятельных заказчиков, в среду меценатов, готовых поддерживать его замыслы, и, что особенно важно, в свое театральное предприятие. Именно там Врубель встретил свою будущую супругу. А еще — получил массу выгодных предложений, например, об украшении богатых особняков и служебных помещений.
Распространено мнение, что работа на заказ убивает талант. На примере Врубеля можно совершенно точно сказать, что подлинный талант не убьешь. Врубель работал над дизайнами интерьеров в тандеме с блистательным архитектором Фёдором Шехтелем, центральной фигурой московского модерна. Для его зданий Врубель создал соответствующее им внутреннее убранство — благо, его дарования, как мы уже знаем, не исчерпывались живописью. Его стенные росписи, потолочные панно, стеклянные витражи в неоготическом стиле, изразцовые панно, декоративные блюда и фигурки по праву считаются вершиной декоративно-прикладного искусства эпохи модерна — и, как полагают специалисты, в основном ее и представляют. Никто из современников с Врубелем, грубо говоря, тягаться не мог.
Очевидно, что художник наделил портрет сынишки своими эмоциями.
После написания последнего демона - Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Художник воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского, а то вдруг становился Скобелевым или Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Периодически ему становилось лучше, но со временем художник все больше погружался в депрессию. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Иногда наступали просветления, и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Смерть пришла в 1910м.
На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.
Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе.
Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный». Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. Но эта работа осталась неоконченной. Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное. Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать. Врубель начал писать его, еще не окончив работу над «Демоном летящим». Картина передает сложное психическое состояние художника.
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием.
Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал. Фотография М. Врубеля, 1897 до болезни Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».
Живопись, фото, фотография - Жизнь и творчество художника. Галерея Михаила Врубеля. Живопись, графика, старые фото. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени.
Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Картины развешены не по времени создания работ, а по темам. Ведь, как говорят искусствоведы, в творчестве Врубеля ни один мотив не возникает ниоткуда и не уходит в никуда. Пространство организовано так, чтобы, стоя у одного полотна, понять, какая из картин в логической цепочке следующая. Его отвергали за то, за что потом превозносили Современники Врубеля не понимали, а некоторые, наверное, даже боялись. Ведь смеются, чтобы побороть мистический страх. Картины зачастую просто стыдились покупать, ведь официальная критика была нелестной: «странные пропорции, неестественные цвета…». От его полотен отказывались, а потом кусали локти.
Яркий пример читается в представленной в одном из залов «Линии жизни» иллюстрированной биографии художника: «Начало 1902-го года — Совет Третьяковской галереи отказывается приобретать картину «Демон поверженный» за 3 000 рублей ее приобретает частный коллекционер В. В 1902-м году Совет Третьяковки отказался от картины «Демон поверженный», а в начале 1903-го руководители галереи осознали, что проворонили ценность, и довольствовались только эскизом. Фото: Ярослава Танькова Вечная история великих, которых оценивают вослед, после, когда и спросить уже не с кого. Так и с Врубелем. Сначала презирали и отвергали, позже за то же самое превозносили. Теперь его живописи приписывают мистические свойства и даже болезнь — шизофрению — обожествляют.
Он давно обосновался на Олимпе русской живописи. Но ничего подобного нынешней выставке до сих пор просто не было последняя проводилась в Москве в 1956 году и сильно уступала по размаху. На трех этажах собраны более 300 работ из девяти российских и зарубежных музеев прежде всего Третьяковской галереи и Русского музея и восьми частных собраний.
Галерея Михаила Врубеля. Живопись, графика, старые фото. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами.
Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия...
После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву.
В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.
Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи.
Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.
Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра? Про Карла Маркса вообще молчу.
Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери. Итак, у Врубеля был Кант. Его художник читал по-особенному.
В теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией — работой в сфере между природой и свободой — признавалась только в области искусства. А кто в 24 года не ощущает себя гением? Выбор был очевиден: из всех видов искусства живопись нравилась Михаилу Врубелю больше всего.
Врубелю повезло. Несмотря на то, что будущий художник прошёл в Академию только вольнослушателем, он стал заниматься в мастерской легендарного Павла Петровича Чистякова частным образом. Чистяков, по сути дела, был учителем практически всех звезд русской живописи конца XIX века.
У всех у них был абсолютно разный стиль, но все они в один голос единственным своим настоящим учителем называли Чистякова. Врубель обучался у лучших мастеров, конфликтовал с именитыми коллегами чаще всего нападал на Илью Ефимовича Репина. Как-то раз, во время ужина, он бросил Репину: «А вы, Илья Ефимович, рисовать-то и не умеете!
Ему нужен был неизвестный и недорогой мастер с академическим образованием. Врубель подходил идеально. Но только на первый взгляд.
Работы художника явно носили абсолютно самостоятельный характер. В них не было ни слова о реставрации памятников XII века. Все было бы хорошо.
Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
Врубель – «поверженный демон» искусства? Ответ найдёте на книжно-иллюстративной выставке «В мятежном поиске прекрасного» (16+) К 165-летию со дня рождения художника сотрудники сектора литературы по искусству также. За картину „Демон поверженный“ Врубеля назвали „декадентом“, поскольку усмотрели в фигуре поверженного духа нарочитую изломанность, намеренную деформацию. И пусть «Демон поверженный» во многом уступает другим работам Врубеля: в нём не хватает яркости, переходов цветов, не получилось передать настоящего художественного смысла. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в. В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности».
Демоны Михаила Врубеля
В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. В картине «Демон поверженный» Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и переписывал картину.