Новости высокоскоростные поезда россии

Создание российского поезда для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) планируется на базе производственных мощностей группы "Синара" и РИА Новости. Это фирменный скоростной поезд, который был разработан чешским конгломератом. Создание российского поезда для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) планируется на базе производственных мощностей группы "Синара" и РИА Новости.

Брошенные "Сименсом": железные дороги России мучительно ищут подвижной состав

Высокоскоростные поезда, как и субмарины, должны обладать хорошей обтекаемостью. В России с высокоскоростным железнодорожным движением все очень сложно. Российские машиностроители могут создать высокоскоростные поезда нового поколения заявил глава РЖД Олег Белозеров в интервью телеканалу "Россия 24". Поезда в России станут гораздо быстрее. О необходимости строительства магистралей для высокоскоростных поездов в стране говорят уже не один десяток лет. Первый поезд для ВСМ появится в 2027 году, хотя ранее планировалось его появление в 2026 году. Проектирование первого российского высокоскоростного поезда планируют завершить к концу 2023 года.

Помчали. Нужны ли России высокоскоростные поезда?

Стоимость строительства была оценена в 696 млрд рублей. Стройка так и не началась, зато в ходе подготовки к ЧМ-2018 проект перерос в ещё более амбициозную идею создания высокоскоростного коридора «Евразия», конечными точками которого должны стать Пекин и Берлин, а начать хотели с участка Москва — Нижний Новгород запуск был запланирован на 2024 год. Чемпионат прошёл, а проект ВСМ так и не стартовал. Перспективы окупаемости ВСМ вызывают вопросы. В ходе обсуждения источников финансирования стройки в правительстве РФ в декабре 2018 года с аргументами против выступили министр финансов Антон Силуанов: «Экономика не бьётся — вот в чём проблема», — и министр экономического развития России Максим Орешкин. В апреле 2019 года президент Владимир Путин всё же поддержал давнюю идею строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург в качестве первоочередного этапа создания системы высокоскоростных магистралей в РФ. Шансы, что этот проект всё-таки будет реализован, достаточно велики. Цена и целесообразность Стоимость строительства высокоскоростной линии Москва — Санкт-Петербург составляет, по расчетам РЖД, 1,59 трлн рублей, но можно сделать дешевле. На всех остальных направлениях вполне достаточно будет запустить «Ласточки» и привести в порядок действующую инфраструктуру. Пассажиропоток Сапсана стабильно растёт Источник: РЖД Другой вариант: исключить из бюджета строительства наиболее дорогостоящие элементы, такие как отдельные пути в Москве и Санкт-Петербурге.

По мнению председателя общественной организации «Союз пассажиров» Кирилла Янкова, строительство ВСМ следует вести в коридоре существующей железной дороги, дополняя её третьим и чётвертым путями. Это позволит минимизировать расходы на организацию пересечений с автодорогами и строительство станций по пути следования.

За время, пока шла дискуссия о строительстве железнодорожных ВСМ, другая транспортная инфраструктура динамично развивалась, говорится в Транспортной стратегии России до 2030 г. Это, в частности, привело к снижению удельного веса железнодорожного транспорта в объемах перевозок пассажиров в дальнем следовании.

По итогам 2023 г. Минтранс планирует, что транспортная подвижность населения на железнодорожном транспорте будет на уровне 947 пасс. В то же время должен вырасти пассажиропоток в железнодорожном сообщении для ключевых направлений Центрального транспортного узла — до 791,1 млн человек с 747 млн в 2022 г. Загрузка многих железнодорожных линий близка к пределам эффективного использования пропускной способности.

Это дополнительно усложняет реализацию строительства высокоскоростных магистралей. На конец 2020 г. В то же время нет действенных нормативных механизмов, которые обеспечили бы загрузку создаваемых объектов железнодорожной инфраструктуры. По мнению Минтранса, для успешного развития ВСМ необходимо совершенствование законодательства в области беспилотного вождения, цифровизации, функционирования высокоскоростных магистралей.

Дефицит магистральной железнодорожной инфраструктуры для перевозки грузов и пассажиров требует ее дальнейшего интенсивного развития. Создание ВСМ окажет большой мультипликативный эффект на экономику страны, позволит нарастить объемы перевозок пассажиров и грузов за счет высвобождения действующих линий, по которым осуществляется смешанное пассажирское и грузовое движение, сообщили «Ведомости. Промышленность» в пресс-службе РЖД. Сейчас по поручению президента Минтранс, федеральные министерства, РЖД и Сбербанк проводят оценку материалов проекта первой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, отмечает представитель РЖД.

Также идет оценка финансовой и организационно-правовой моделей, сценарных вариантов реализации проекта.

Дело в том, что железные дороги в России электрифицированы либо постоянным, либо переменным током, что приводит к тому, что на станциях, где разные роды тока встречаются, необходимо проводить замену локомотива одного рода тока, на локомотив другого, а это занимает время и приводит к длительным стоянкам вблизи Петербурга это, например, происходит на станциях Свирь и Бабаево. Использование двухсистемных локомотивов ЭП20 позволяет этого избежать и тем самым сократить время движения. Бывший глава Свердловской железной дороги, а ныне ответственный за пассажирские перевозки во всём холдинге Иван Колесников, рассуждая о том, что прежде всего нужно пассажирам, остановился на комфорте, безопасности и скорости.

И словно в продолжение его слов «Федеральная пассажирская компания» повторно первый раз был во время ПМЭФ в июне этого года представила макет нового вагона СВ. Даже в фирменном поезде «Россия» сообщением Москва — Владивосток проехать лишь с одним попутчиком не удастся. По данным telegram-канала «1520. Гибридный маневровый локомотив ЭМКА2.

Сама идея такого размещения не нова — СВ с подобным расположением полок встречаются в фирменных поездах «Экспресс» и «Гранд-экспресс» между Москвой и Петербургом, но часть посетителей выставки выражали сомнение, будет ли востребована верхняя полка при массовом выпуске подобных вагонов. Впрочем, в новом СВ наконец-то предусмотрели душ сейчас они есть только в современных версиях купейных и плацкартных вагонов. Помимо обширной деловой программы, на форуме гостям была предложена выставка современной железнодорожной техники. На открытой площадке можно было посмотреть как снаружи, так и изнутри образцы новых локомотивов и вагонов.

Среди них новый российский электровоз 3ЭС8 «Малахит», полностью отечественный электропоезд ЭП2ДМ и первый гибридный маневровый локомотив ЭМКА2, который может накапливать электрическую энергию, и использовать её для движения по неэлектрифицированным путям. ОАО «Элтеза», крупнейший производитель устройств железнодорожной автоматики, к которым относятся и поджигаемые едва ли не каждую неделю релейные шкафы, представило их усовершенствованные модификации, с повышенной защитой от вскрытия посторонними. Релейные шкафы с повышенной защитой от вскрытия посторонними. Так, на площадке АО «Радиоавионика» можно было почувствовать себя дежурным по крупной станции и с помощью современных микропроцессорных систем поуправлять движением на ней.

Совсем рядом схожую возможность предоставляла компания «1520 Сигнал», ставшая преемницей ушедших с российского рынка шведов Bombardier Transportation. У стенда НИИАС специалисты института рассказывали про системы беспилотного управления движением поездов в тестовом режиме поезда без машинистов и пока без пассажиров уже ездят по МЦК , диагностики тормозной системы вагонов и о многом другом. И хотя у Октябрьской железной дороги теперь тоже есть свой МЦД — часть открывшегося неделю назад в столице МЦД-3 расположена на полигоне ОЖД, в то время как все остальные московские диаметры относятся к МЖД, тесная интеграция железной дороги и городского транспорта Петербурга пока просматривается отдалённо.

Мероприятие прошло в рамках празднования 10-летия завода «Уральские локомотивы», которое отмечается в текущем году. Участникам мероприятия также был представлен проект нового электровоза, который станет базовой платформой для разработки и выпуска линейки грузовых магистральных локомотивов с отечественным асинхронным тяговым приводом. Организация высокоскоростного движения — один из наиболее сложных и наукоемких проектов в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Для реализации этой масштабной программы силами российских производителей требуется создание уникальной инфраструктуры, а также отечественного подвижного состава, соответствующего всем требованиям надежности и безопасности. Завод «Уральские локомотивы» был определен в качестве базового предприятия для выпуска высокоскоростных электропоездов.

Соглашение предусматривает заключение в 2021 году договора между Российскими железными дорогами и «Уральскими локомотивами» на поставку и обслуживание на протяжении жизненного цикла 42 электропоездов, которые на первом этапе будут эксплуатироваться на ВСМ Москва — Санкт-Петербург.

РЖД показали дизайн первого российского скоростного поезда

Скорее всего, поставки запчастей будут налажены с помощью азиатских поставщиков и с применением механизма параллельного импорта, но потребуют время на омологацию продукции к российским условиям. На период переналадки процесса обслуживания и налаживания цепочек поставок запчастей часть поездов может быть отставлена от движения и использоваться для докомплектации эксплуатируемого парка. Кирилл Янков поясняет, что даже желание китайцев продавать детали в Россию ещё не гарантирует их поставки: - Возможность поставок зависит от того, что написано в тех лицензионных соглашениях, которые «Сименс» заключил с китайской фирмой—производителем запчастей для «Сименс Веларо», и есть ли там запрет на поставку этих запчастей в третьи страны без согласия Сименса или нет. Этого никто не знает, потому что этот контракт никто в России не читал, и, скорее всего, он является коммерческой тайной. Я знаю, что какие-то переговоры на эту тему идут.

Предвосхитить их результаты я не могу. Ясно одно — что явно нарушать соглашения с Сименс ради поставки запчастей в Россию Китай вряд ли будет, это уже по другим признакам видно. Российские модели по цене 100 тысяч за билет в один конец Совсем без собственного производства Россия обойтись не может. Кое-какие новинки всё же появляются.

Например, с июня в Симферополь начнут ходить люксовые вагоны с санузлами с каждом купе и билетами по 100 тыс. Впрочем, эти вагоны были взяты от туристического поезда, который раньше ходил по России, Ирану, Монголии, Прибалтике и Финляндии. А «Тверской вагоностроительный завод» представил новый двухэтажный вагон-ресторан. Фактическая намного ниже.

Поэтому 1,5 суток в пути от Москвы до черноморского побережья — суровая неизбежная реальность. Также «ТВЗ» производит электропоезда «Иволга», которые используются на московских диаметрах. Внешне выглядят вполне современно — может они станут заменой хотя бы схожим «Ласточкам»? Старший руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Евгений Афанасьев считает, что такая замена вполне возможна: - По техническим характеристикам поезда «Ласточка» и «Иволга» схожи, при этом изначально «Иволга» спроектирован для городских перевозок, что выражается в большей вместимости за счет меньшего количества сидячих мест, большей шириной дверей для ускорения процесса посадки-высадки пассажиров.

Технически «Иволга» может быть переоснащена под задачи междугородних перевозок. Однако, как всегда, есть нюанс. Кирилл Янков поясняет, что они изначально созданы под разные условия эксплуатации: - "Иволга" и "Ласточка" — на самом деле 2 разных поезда. Например, у "Ласточек" меньше ускорение, но выше предельная скорость.

У "Иволги" ускорение выше, но предельная скорость ниже. Это говорит о том, что "Иволга" подходит для маршрутов, где нужно часто останавливаться, условно говоря, МЦД, а "Ласточка" подходит для дальних маршрутов, где можно развить большую скорость, которую на МЦД не разовьешь, но при этом меньше остановок. Поэтому ответить на вопрос, сможет ли "Иволга" стать заменой "Ласточек" — на дальних маршрутах — не сможет. На ближних типа МЦК — ну конечно сможет.

Алексей Тузов считает, что главной преградой для распространения «Иволги» является качество её производства: - Использование «Ласточек» на междугородних маршрутах объясняется вопросами безопасности, так как эти составы в 16 раз надежнее «Иволги».

Posted 25 мая 2022,, 11:43 Published 25 мая 2022,, 11:43 Modified 25 декабря 2022,, 18:43 Updated 25 декабря 2022,, 18:43 Брошенные "Сименсом": железные дороги России мучительно ищут подвижной состав 25 мая 2022, 11:43 Фото: zen. Но санкции бьют по всем. Разбираемся, что будет с поездами в России и на чем нам придется ездить. Виктория Павлова Спрос на железнодорожные билеты растёт, как на дрожжах. Уже в начале мая в Крыму поняли, что региону не хватает более 100 железнодорожных вагонов для перевозки туристов в летний период. Альянс туристических агентств АТА предупреждает , что семья не может взять себе купе на ближайшие 40-50 дней — остались только одиночные разрозненные места.

Октябрьская железная дорога от Москвы до Санкт-Петербурга тоже не испытывает дефицита пассажиров: с 1 июня, спустя год простоя, вновь будет курсировать «Невский Экспресс» с вагонами 2001 года и чехословацким электровозом ЧС200, который выпускался в 1974 и 1979 годах. Спасибо, что не паровозы вернули… А вот со скоростными современными поездами в России возникла большая проблема — производитель составов Siemens и обслуживающая компания Siemens Mobility разорвали с РЖД все действующие контракты и ушли из России. Но потом появился поезд ЭР200, который был выпущен в двух экземплярах, и электровоз ЧС200, который был выпущен в количестве 12 экземпляров. На этом всё и закончилось. Не трудно догадаться, что к началу XXI века собственных современных разработок не осталось. Всё держалось на Siemens Пустоту в этом вакууме занял Siemens. Конечно, были и другие иностранные поезда.

А итальянские «Аллегро» ходили из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Но это были единичные маршруты. Массовыми стали именно поезда Siemens. И никаких альтернатив. Будущие составы для новой высокоскоростной магистрали от Москвы до Питера также должны были быть разработаны Siemens и собраны на мощностях «Уральских локомотивов» — это совместное предприятие Siemens и группы «Синара» Дмитрия Пумпянского. Ещё там готовилась сборка двухэтажных «Ласточек». Более того, «Уральские локомотивы» являются крупным производителем грузовых электровозов.

Уже выпущено 24 электровоза 2ЭС7 «Чёрный гранит» с оборудованием Siemens. План на 2022 год — собрать ещё 22 таких локомотива. Также немецкая компания проектировала и поставляла электрооборудование тяговые инверторы и электродвигатели для грузовых электровозов 2ЭС10 «Гранит», которых было выпущено по состоянию на июль 2021 года 635 экземпляров. Siemens везде. Но влияние немецкого холдинга на российские железные дороги было куда больше. Губительная монополия Как именно Siemens получил практически монополию в России на производство современных высокоскоростных поездов, и почему РЖД не стремились к диверсификации — история до сих пор умалчивает.

На Казань и до Екатеринбурга, на Адлер и на Петербург. Этот план по-прежнему существует, его никто не отменял. Те направления, которые озвучены президентом накануне, как раз взяты из этой программы. Есть прогнозы пассажиропотока между ними. Потенциал его роста сейчас недоиспользован. Поезда «Сапсан» ходят полные, если не сказать битком. Множество людей используют гражданскую авиацию, существует автомобильный трафик и т. Уменьшение времени в пути до двух с половиной часов в значительной степени перетянет людей из авиации и с автобанов и сгенерирует новый пассажиропоток. Возникает мощное движение между агломерациями. Именно этот критерий является главным. Других таких городов в РФ, где можно было бы уверенно прогнозировать рост числа пассажиров, нет. Быстро в обоих случаях. А как будет по другим направлениям? Сэкономленные полчаса — серьезный аргумент для выбора. С учетом того, что аэропорты в обеих столицах находятся за городом, до них надо добираться, проходить контроль, а вокзалы в центре, весь основной пассажиропоток — 90 процентов поедет на ВСМ.

И когда в нашей стране появится новейший скоростной поезд с уникальными характеристиками? Эта работа будет закончена в следующем году. Производить двигатель будут в России — на предприятиях в Санкт-Петербурге , Челябинске и Екатеринбурге. Речь не только об импортозамещении: внутренний рынок тех же двигателей важен, он большой, но недостаточен, чтобы покрыть все затраты на конструкторскую разработку и производство. Мы всегда должны смотреть и выходить на мировой рынок».

Ж/д в заголовках СМИ, 26 апреля 2024

Под российские требования к новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) не существует готового поезда в мире. Цена билета на поезд по новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Санкт-Петербурга будет стоить чуть дороже «Сапсана». Российские скоростные поезда наконец станут независимыми от иностранных поставщиков в самом главном — в двигателях. Товарные поезда по ВСМ ходить не могут из-за низких скоростей и негативного воздействия на путь. Санкт-Петербург стала первой проектируемой высокоскоростной железнодорожной магистралью в России.

Хуснуллин рассказал о ходе строительства ВСМ «Москва — Петербург»

Высокоскоростной пассажирский поезд – полностью российский проект. Высокоскоростные поезда, как и субмарины, должны обладать хорошей обтекаемостью. Проектирование первого российского высокоскоростного поезда планируют завершить к концу 2023 года.

Предыстория

  • На заводе «Уральские локомотивы» дан старт строительству производства высокоскоростных поездов
  • Высокоскоростной поезд нового поколения (Россия) — Рувики
  • Быстрее «Сапсана»: за два часа — до Питера, за ночь — до Сочи
  • РЖД показали дизайн поезда для ВСМ Москва — Петербург | Новости России

Ж/д в заголовках СМИ, 26 апреля 2024

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва — Петербург должна стать стартовым этапом развития ВСМ в России, заявил 15 февраля президент Владимир Путин. Презентация проекта высокоскоростного поезда Президенту России Владимиру Путину, завод «Уральские локомотивы», 15 февраля 2024 года. Стоимость строительства новой высокоскоростной двухпутной железнодорожной линии, аналогов которой в России пока нет, оценивается в 1,7 трлн руб.

Высокоскоростные поезда России: почему мы так отстаем от мировых лидеров?

Опять же, запуск скоростного движения привел к изменению расписания других поездов: все мы помним, как отменяли электрички, а кто часто ездит на обычных пассажирских и скорых поездах по линии Москва-Петербург, точно заметили многочасовые стоянки с целью пропуска Сапсанов. Дело в том, что для высокоскоростных поездов нужно строить отдельные железнодорожные магистрали. У нас не Китай, у нас нет такого пассажиропотока, чтобы связать Москву и, например, Владивосток, но есть и очень загруженные направления. И есть планы строительства скоростных магистралей. Но у нас очень много планов! Более того, была названа вполне конкретная дата начала движения поездов — 2026 год, проект строительства должен быть готов к 2022 году. Это, конечно, все здорово и прекрасно — новые технологии, первая ВСМ в России, из Петербурга в Москву можно будет доехать почти в 2 раза быстрее, но все же есть некоторые сомнения. Ведь далеко не впервые нам говорят, что осталось чуть-чуть, вот уже скоро и мы будем жить в счастливом высокоскоростном будущем.

Протяженность трассы — 654 километра. На пике скорости Несмотря на то, что пока строительство высокоскоростной магистрали еще находится на начальной стадии, российские разработчики уже составили концепт поезда, который будет ходить по ВСМ. Ожидается, новый состав сможет развивать скорость до 400 километров в час. Для сравнения: «Сапсан», который на данный момент считается самым быстрым локомотивом в стране, разгоняется максимум до 250 километров в час. При этом поезд будет отвечать всем современным требованиям комфорта. Состав будет собран из 12 вагонов разных классовых категорий. Также в проекте значится вагон-ресторан или бистро, где будут находиться кухня и технические помещения. Единовременно поезд сможет перевозить порядка 700 пассажиров. Вдобавок еще 40 мест инженеры разместили в вагоне-ресторане. По оценкам опрошенных «360» экспертов, по такой магистрали путь до Москвы из Питера займет около двух часов, что сравнимо по продолжительности с авиаперелетом, который занимает примерно 1,5 часа.

Работы по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань в настоящий момент находятся на стадии проектирования. На разработку и согласование проектной документации уже потрачено более 150 млн долларов, а строительство планируют начать в 2019 году. В этой связи возник вопрос о том, какие поезда будут курсировать по новой линии. Предполагается, что это будут все же составы отечественного производства.

Но сам факт наличия китайского конкурента на рынке транспортного машиностроения убил бы двух зайцев. Во-первых, это своеобразный бенчмарк для немцев и французов, которые понимали, что есть китайцы и надо быть в рынке для сохранения своих позиций. И, во-вторых, ограничение китайской продукции — это возможность для постепенной локализации и развития собственного производства. Подтверждением может служить производство «Ласточки», которая, как известно, в отличие от «Сапсана», собирается в России», — говорит наша собеседница. Оставшись без партнёра, «Синара» заметно утратила свои позиции во внутрироссийской конкурентной борьбе с ТМХ, считает эксперт. В СТМ на просьбу vgudok. Вы же понимаете, что для такого «выхода на рынок» первоначально нужно высокоуровневое политическое решение». И так или иначе китайский производитель CRRC будет стремиться занять всё больший и больший объём и глубину рынка. Другое дело, что китайская технология тоже не чисто оригинальная, и глубина её связи с Siemens и Hitachi не вполне очевидна. По ощущению, СRRC может действовать на рынке как самостоятельный игрок, не опасаясь ни первичных, ни вторичных санкций. Но до конца ситуация не ясна. Тут тоже могут появиться всякие подводные камни. Например, желание бывших наших партнёров, типа Siemens, помешать входу китайских конкурентов на российский рынок.

Правила комментирования

  • СберПро | Медиа
  • На выставке-форуме «Россия» ВНИИЖТ представил проект «Экспресс» нового поколения • ВНИИЖТ
  • Определен дизайн поезда для высокоскоростной магистрали Москва — Петербург
  • Время в пути между двумя столицами составит 2,5 часа
  • если пропустили:

Полностью российский поезд следующего поколения со скоростью до 400 км/ч будет готов в 2027 году

Как это ни странно, первая высокоскоростная железнодорожная магистраль, если она все-таки появится в нашей стране, соединит Москву и Казань, а в дальнейшем ее планируют продлить до Екатеринбурга. Эта дорога станет частью международного проекта «Высокоскоростная магистраль "Евразия"», который объединит в единый транспортный коридор Пекин, Астану и Москву. Важной особенностью проекта является то, что по дороге смогут передвигаться не только пассажирские, но и грузовые составы. Проект «ВСМ "Евразия"» был представлен еще в 2015 году, и китайская сторона уже построила свой участок дороги от Пекина до Урумчи. Работы по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань в настоящий момент находятся на стадии проектирования.

Это должно позволить запустить процедуру подписания договора на поставку подвижного состава и начать модернизацию производственных мощностей. Всего инвестиции в проект должны составить более 2 трлн руб. Они будут касаться финансовой модели проекта. Согласно представленной на «Уральских локомотивах» презентации, всего для проекта ВСМ Москва-Санкт Петербург потребуется закупка 44 поездов, а для других утвержденных направлений развития ВСМ — до Екатеринбурга, Адлера и Минска — будут нужны еще более 250 машин.

Стоимость поездки от Москвы до Петербурга составит 5 008 рублей в ценах 2022 года. Но цена к моменту запуска вырастет как минимум на уровень инфляции. Производить поезда для ВСМ будет группа «Синара» в кооперации с «Трансмашхолдингом» на площадке «Уральских локомотивов». Начиная с 2027 года планируется выпускать около 100 таких вагонов. Эскизный проект поезда уже выбран и утвержден, его показывали в феврале.

Олег Белозёров Важно отметить, что этот поезд будет полностью отечественного производства. Сегодня уже готов дизайн состава и детальная разрисовка предстоящих стадий производства поезда. Сегодня мы готовы построить высокоскоростную магистраль.

Так будут выглядеть высокоскоростные поезда, которые довезут из Москвы в Петербург за два часа

РЖД показали дизайн поезда для ВСМ Москва — Петербург | Новости России Московский вокзал, первый путь, первая платформа – и поезд Министерства обороны России с необычным названием «Сила в правде».
РЖД показали дизайн поезда для ВСМ Москва — Петербург | Новости России Под российские требования к новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) не существует готового поезда в мире.
Когда в России начнут курсировать настоящие высокоскоростные поезда Благодаря запуску высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) поезда будут ходить каждые 10-15 минут.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий