Ежегодно праздник «Алые паруса» собирает сотни тысяч зрителей в центре Петербурга и многомиллионную аудиторию Пятого канала, транслирующего представление в прямом эфире. «Алые паруса» — праздник выпускников ленинградских школ, появление которого в конце 60-х навеяла невероятная популярность одноименного фильма по повести Александра Грина. «Алые паруса» — история самого романтичного праздника.
Сделай чудо
Праздник выпускников «Алые паруса» в Петербурге завершился красочным салютом и проходом брига. Путин также напомнил, что праздник «Алые паруса» много раз завоевывал призы за лучшее массовое мероприятие в Европе. Особенно в дни школьных выпускных, когда можно в противовес питерскому эффектному празднику сказать — у нас есть свои алые паруса.
Праздник «Алые паруса» в этом году состоится 28 июня
Сделай чудо / / Независимая газета | Рассказы Алые паруса. |
В Петербурге пройдет праздник «Алые паруса» 28 июня | Рассказы Алые паруса. |
Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге завершили проходом брига «Россия» — РТ на русском | В 2023-м «Алые паруса» были особенными – им исполнилось 55 лет. |
В Петербурге завершился главный праздник выпускников «Алые паруса»
В том же году в Южно-Приморском парке была установлена уменьшенная копия парусника, изготовленная из искусственной травы красного и зелёного цветов; стоимость изготовления и установки копии составляет 500 тыс. При проведении праздника выпускников частично перекрывается движение на Невском проспекте, сама перекрытая магистраль становится развлекательной пешеходной зоной. К выпускникам, собирающимся на «Алые паруса», традиционно записывает видеообращение с поздравлением президент Владимир Путин или глава правительства Дмитрий Медведев. На сцене праздника выпускников поздравляют лично руководители города: так, в 2019 году на открытии праздника выступил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Возрождённый праздник[ править править код ] Возродить официальное проведение «Алых парусов» в 2005 году предложил Владимир Путин. Именно по его инициативе губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко приняла решение о возобновлении традиции проведения праздника выпускников в Петербурге [20]. Рабочее пространство акватории составляет 1,8 км на 800 метров. Всё пространство основного действа разбито на линейные сектора, каждый из которых представляет собой мобильную виртуальную фоновую декорацию. Плавучие платформы баржи , понтоны располагаются чётко по координатной сетке, выделенной в пространстве, ограниченной судовыми ходами таким образом, чтобы зрительская аудитория, расположенная вокруг, имела минимальное количество «мёртвых зон». Данная конфигурация позволяет создавать многоплановый рисунок мультимедийной архитектуры, где каждый фрагмент является неотъемлемой частью общего виртуального пространства.
Основными компонентами являются пиротехническое и световое шоу, дополнительными — водное представление, огневые и фонтанные стены. Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде. С 2019 года под алыми парусами выступал бриг «Россия», специально приобретённый городом для этой цели. У нового символа праздника самая большая площадь парусов из всех, что были за историю проведения «Алых парусов» — 900 квадратных метров, что на 300 квадратных метров больше, чем у его предшественника [21]. Новый корабль может двигаться как под парусом, так и на двигателе. При этом под парусами бриг «Россия» способен идти быстрее, чем на двигателе: скорость его хода под парусом составляет до 16 узлов, на двигателе до 9 узлов [4]. В 2015 году праздник вошёл в десятку самых посещаемых туристических событий мира по версии The Telegraph и занял 3-е место после Октоберфеста и Бразильского карнавала. В момент прохода корабля использовалась испанская и немецкая пиротехника, заметная даже на светлом небе 2005[ править править код ] Возрождение «Алых парусов» в формате мультимедийного шоу требовало тщательной подготовки и немало времени [22]. Празднество началось в пятницу, 24 июня.
Композиционно шоу состояло из трёх рабочих планов. На первом плане двигался фрегат с алыми парусами и работало водное представление отдельный постановочный номер с участием катеров. На втором плане были фейерверк и пиротехника на баржах линейный фронт , на третьем — световое шоу на стенах Петропавловской крепости. Ключевым эпизодом шоу стал 15-минутный проход фрегата « Штандарт », действующей копии первого корабля Балтийского флота, заложенного самим Петром Первым [23]. Корабль высвечивался внешними световыми прожекторами, а паруса освещались изнутри приборами заливного света, установленными на палубе. Всё шоу было синхронизировано с музыкой и длилось 25 минут. Фейерверк служит фоном для плывущего фрегата с алыми парусами В разделе не хватает ссылок на источники см. Движение корабля было разбито на сектора, где каждый сектор имел собственную виртуальную декорацию из пиротехники и света. Фрегат двигался словно по Млечному пути, созданному пиротехническим эффектом «Magic Carpet», от чего было ощущение, что корабль парит над водой.
Интересный факт, что весь концепт был набросан креативной группой на салфетках ресторана «Тиволи» в городе Франкфурт-на-Майне. Световой дизайн водной части шоу был подготовлен художником по свету Санкт-Петербурга Глебом Фильштинским. Корабль идёт в сопровождении свиты В разделе не хватает ссылок на источники см. Его посетило более 1 млн человек — это европейский рекорд.
Рассказываем, чему может научить современных подростков повесть Грина. Чудеса мы создаем сами Отчего-то считается, будто чудо — явление нерукотворное. Сказка Александра Грина, напротив, предлагает совершенно иную теорию, согласно которой за чудеса отвечаем мы сами.
По большому счету, чуда в традиционном понимании этого слова не случилось, не считая разве что предсказания Эгля. Грэй сам, влюбившись в прекрасную спящую незнакомку, узнал у жителей деревни о ее мечтах и принял решение воплотить грезы девушки в реальность. Более того, он не поскупился на два километра ткани нужного цвета. Все это подтверждает, что сотворение чудес и волшебства — дело исключительно наших рук. Только мы сами можем облачить наш корабль в алые одеяния во имя любви, мечты или цели. Нужно быть верным своей мечте С возрастом детские мечты начинают казаться нам несущественными и наивными. На смену им приходят другие, зачастую лишенные обаяния и романтики.
Но стоит ли так безжалостно расправляться с юношескими грезами во имя взрослой жизни?
Смотреть видео Профориентационный проект "Хочу быть педагогом" В рамках Года Педагога и наставника в «Алых парусах» реализуется профориентационный проект «Хочу быть педагогом». В течение года ребята, мечтающие стать учителями, будут проводить школьные уроки для своих сверстников.
Во второй смене «Капитаны будущего» в проекте принял участие девятиклассник Егор Куличенко из Брянской области. Под чутким руководством и профессиональным наставничеством педагогов Егор подготовил план урока истории для 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС и провел занятие на тему «Древний Рим». Акция образовательного центра "Веселые мгновения школьных перемен" Акция призвана запечатлеть улыбки учителей и учеников и будет продолжаться в течение нескольких смен!
Дискуссионная площадка "Учитель для меня - это... Смотреть видео Психолого-педагогический проект " Ятебяпонимаю" В рамках проекта мальчик с особенностями развития Егор обучил ребят общению на жестовом языке. В результате ребята смогли провести для него полноценную экскурсию по Центру и даже сопроводить на экскурсии в Ботаническом саду!
Смотреть видео "Гагаринский урок" ко Дню космонавтики В рамках Года педагога и наставника обучающиеся Центра приняли участие в Гагаринском уроке «Космос — это мы! Ребята готовили интересные проекты об учителях выдающегося советского космонавта Юрия Гагарина, повлиявших на его судьбу: первом летном инструкторе Александре Прокоповиче, руководителе подготовки первых космонавтов Николае Каманине, главном конструкторе первых ракет-носителей и отце советской космонавтики Сергее Королёве. Гагаринский урок показал, что за первым полетом в космос, за этим подвигом стоит огромное количество усилий всей страны, слаженная командная работа и непоколебимая вера в свои силы.
В течение дня ребята также принимали участие в «Космическом квизе» на знание основных исторических фактов о Дне космонавтики, готовили совместно с педагогами выставку творческих работ «Этот удивительный космос». Среди экипажей прошел фотоконкурс «Мой любимый Пушкин», в ходе которого ребята инсценировали одно из произведений Александра Сергеевича: определяли роли, подбирали костюмы, реквизит, локации и делали тематические фото.
Его кульминацией стал проход брига «Россия». В 2023 году почётными гостями петербургских торжеств стали 430 школьников из Донецкой Народной Республики, в том числе из Мариуполя. Всего приглашения на «Алые паруса» получили 10 тыс.
Бегущий по волнам
«Алые паруса» принадлежат к наиболее «гриновским» произведениям, в них заключены самые характерные творческие «секреты» писателя". История «Алых парусов» берет начало в 1968-м году — в честь 265-летия города было выдвинуто предложение провести праздничные мероприятия, чтобы отметить выпуск студентов. Праздник выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге традиционно завершился проходом брига «Россия» и салютом.
История о сбывшейся мечте: 100 лет феерии Александра Грина «Алые паруса»
Увы, потому что — кровавая. Складывается такое впечатление, что Грин и советская власть поспорили между собой: чья утопия будет лучше и чья долговечнее. Кто выиграл в этом негласном споре — судить не нам, у каждого свое мнение. Насколько серьезен был Грин — вопрос куда интереснее. В том смысле, насколько всерьез он сочинял свою сказку.
Того ли результата он добивался? Если вспомнить Мигеля де Сервантеса, то что получается? Получается такая история: сочинял писатель, как ему казалось, обычную пародию. А вышел роман скорее философский, чем просто комический.
И роман на все века. Роман, который до сих пор тревожит умы и будоражит души. Роман, который учит и лечит. Так и с Александром Грином.
В 1922 году в Петрограде вряд ли он думал, что его феерия станет чуть ли не символом мечты и романтики. Алые стяги советской власти в 1922-м еще можно было принять за алые паруса новой жизни. В конце концов, при царизме-то точно было плохо, точно было ужасно, тяжко, душно, смрадно, невыносимо. Пришла освободительная, казалось бы, революция, но тоже погрязла в какой-то мути.
Пришла вторая, но вслед за ней грянула Гражданская война по всем фронтам. Когда жить-то? Когда строить сказку, воплощать мечту? Выжить бы.
Писателю, как всегда, легче, чем другим в подобной ситуации. Он видит все, что происходит вокруг, и живет во всем этом, но писать может о чем угодно. Он еще не знает, что именно строят большевики, но он уже и в 1916 году мог строить свой собственный социализм, коммунизм или Гринландию. Сейчас сказали бы — вселенную Александра Грина.
Советский критик Корнелий Зелинский предпочел назвать ее Гринландией. В стране победившего социализма было так мало мест, куда дозволялось бежать от этого самого победившего социализма. В страну Гринландию началом этой страны следует считать 1909 год, рассказ Грина «Остров Рено» можно было эмигрировать — и безнаказанно, и не навсегда.
Ради них стоит полностью прочитать историю Ассоль и Грэя. Перед экзаменами или уроком литературы может не остаться времени, чтобы вновь насладиться сюжетом. Для подготовки к ответам на вопросы по произведению Грина лучше прочесть краткое содержание повести «Алые паруса». Лонгрен и его дочь Ассоль живут в маленьком рыбацком городе.
После смерти жены мужчина в одиночку занимается воспитанием дочки. Местные жители не любят Лонгрена, поэтому отец и дочь живут уединённо. Как-то раз маленькая Ассоль играет с корабликом с алыми парусами. К девочке подходит старый сказочник. Он заверяет её, что в будущем Ассоль увидит в море точно такой же корабль.
Грина «Алые паруса». Алый парус — символ надежды, любви, жизнелюбия в память об удивительном человеке, о писателе, подарившем человечеству самобытные, пронзительно добрые книги. Библиотекарь вместе с ребятами, используя приемы смыслового чтения, определили главную тему этого произведения и обсудили те проблемы, которые поднял автор: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Ребятам было предложено по портрету главных героев: Ассоль, Лонгрен, Артур Грей, Хин Меннерс определить черты характера. Мероприятие сопровождалось чтением отрывков из произведения.
Выпускникам запомнился неповторимый миг свободы от родительской опеки и экзаменов. Символом праздника вновь стал корабль с алыми парусами, на палубе которого стояли ожившие герои повести Грина. Следом за судном шла эскадра катеров, откуда зрителей приветствовали пограничник, геолог, космонавт, рабочий-металлист и представители других профессий. Выпускникам тех лет запомнилось не только шествие судна с алыми парусами, но и гуляния в центре Ленинграда. Парочки, которые мечтали встретить окончание школы в тишине, например, направлялись в Летний сад. Там же читали стихи Всеволода Рождественского, Ольги Берггольц, проходили встречи с гроссмейстером Виктором Корчным — настоящая романтика! На набережных работали площадки с оркестрами, выступали мастера бального танца и артисты эстрады Ленинграда.
Праздник завершился в два часа ночи грандиозным фейерверком. Но молодежь гуляла до утра, чтобы продлить ощущение беззаботности и почувствовать праздничную атмосферу. Незабываемое шоу: где и как пройдут «Алые паруса — 2023» Романтический праздник привлек внимание, и уже через год на набережные Невы вышли не только выпускники, но жители и гости города. Становилось все больше желающих увидеть проход корабля с алыми парусами в водной артерии. Окончившие школу брали с собой гитары, шли петь на набережные и со слезами на глазах провожали юношеские времена. Не меньше десятка на каждой!
Алые паруса 2024 в Санкт-Петербурге
В этом году праздник «Алые паруса» состоится 28 июня | Невский проспект был украшен символикой «Алых парусов», в праздничный вечер его часть стала пешеходной. |
Грандиозный выпускной «Алые паруса — 2023» прошёл в Петербурге | История «Алых парусов» берет начало в 1968-м году — в честь 265-летия города было выдвинуто предложение провести праздничные мероприятия, чтобы отметить выпуск студентов. |
«Алые паруса» пройдут 28 июня, а посвятят их Году семьи | История праздника «Алые паруса» Впервые Алые паруса прошли 27 июня 1968 года по инициативе самих выпускников. |
«Алые паруса» в Петербурге пройдут 28 июня: Общество: Россия: | Тогда «Алые паруса» получили награды престижной международной премии Global Eventex Awards — четыре золотых и одну серебряную. |
Реальная Ассоль отсидела 10 лет в лагерях. 100 лет повести «Алые паруса» | «Алые паруса» — читайте и скачивайте книгу (epub) онлайн бесплатно и без регистрации, автор Александр Грин. |
Краткое содержание: «Алые паруса»
"Алые паруса" 24 июня 2023: история, традиции и красота праздника в Санкт-Петербурге | Свое знаменитое произведение "Алые паруса", Грин написал в Петрограде в 1923 году. |
История праздника «Алые паруса» | Издательство АСТ | В Сети распространились кадры с «Алых парусов» в Санкт-Петербурге с детьми из Мариуполя, горой мусора и скриншотом из эфира шоу с надписью о запрете инстаграма. |
История о сбывшейся мечте: 100 лет феерии Александра Грина «Алые паруса» | Ежегодно праздник «Алые паруса» собирает сотни тысяч зрителей в центре Петербурга и многомиллионную аудиторию Пятого канала, транслирующего представление в прямом эфире. |
На кадрах с Алых Парусов дети из Мариуполя, мусор и плашка о запрете инстаграма | Грин А.С. Романтическая повесть о девушке Ассоль, жившей с отцом в небольшом рыбацком городке Каперна. |
«Алые паруса» - праздник исполнения мечты
Корабль является точной копией брига «Gladan», который участвовал в экспедициях исследователя Севера Адольфа Эрика Норденшельда к берегам Гренландии и Шпицбергену. Его полное водоизмещение составляет 330 тонн. На корабле 16 парусов общей площадью 735 квадратных метров. Символично, что бриг «Три короны» регулярно участвует в экологических экспедициях и выступает в поддержку международного сотрудничества. Его даже называют «парусником мира». С 2019 главным кораблем «Алых парусов» становится бриг «Россия». Программа праздника По сложившейся традиции праздник состоит из двух частей. Первая — это концерт на Дворцовой площади, который длится примерно два с половиной часа. Вход на Дворцовую площадь осуществляется только по приглашениям. В последние годы в празднике принимали участие тысячи выпускников петербургских школ и учреждений среднего профессионального образования, а также их родители и педагоги.
Побывать на «Алых парусах» смогли выпускники-медалисты из других регионов России. После концерта начинается вторая часть праздника — водно-пиротехническое шоу на Неве.
На нем отберут танцевальные и вокальные коллективы или сольных артистов, которые выступят на «Алых парусах» на Дворцовой площади. Праздник «Алые паруса» традиционно проводится в Петербурге в конце июня, после сдачи школьниками ЕГЭ, и включает в себя концерт популярных артистов и светопиротехническую феерию с участием брига в акватории Невы. В этом году комитет по развитию туризма Петербурга включил его в топ-25 ключевых городских событий, которые нельзя не посетить.
Фото: shutterstock.
На территорию Дворцовой площади могут попасть только сами выпускники и гости по приглашениям — для них каждый год выступают известные артисты. Организаторы концерта стараются совмещать и старый добрый русский рок, который не теряет популярности среди петербургской молодёжи, и самые громкие поп-новинки сезона. Каждый год выбирается новое музыкальное сопровождение шоу, однако есть две композиции, которые звучат в этот день из года в год. Эти мелодии, как и знаменитый бриг, стали символом праздника. Шоу начинается в самое тёмное время белой ночи. Увидеть представление могут не только выпускники, но и жители и гости города.
В 2010 году «Алые паруса» посетили 3 500 000 человек. Кроме того, каждый год праздник транслируется по телевидению и на радио. В 2019 году прямую трансляцию «Пятого канала» посмотрели больше 8 000 000 человек.
Они подошли к дому; то был действительно трактир Меннерса. В раскрытом окне, на столе, виднелась бутылка; возле нее чья-то грязная рука доила полуседой ус. Хотя час был ранний, в общей зале трактирчика расположилось три человека. У окна сидел угольщик, обладатель пьяных усов, уже замеченных нами; между буфетом и внутренней дверью зала, за яичницей и пивом помещались два рыбака. Меннерс, длинный молодой парень, с веснушчатым скучным лицом и тем особенным выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, какое присуще торгашам вообще, перетирал за стойкой посуду.
На грязном полу лежал солнечный переплет окна. Едва Грэй вступил в полосу дымного света, как Меннерс, почтительно кланяясь, вышел из-за своего прикрытия. Он сразу угадал в Грэе настоящего капитана — разряд гостей, редко им виденных. Грэй спросил рома. Накрыв стол пожелтевшей в суете людской скатертью, Меннерс принес бутылку, лизнув предварительно языком кончик отклеившейся этикетки. Затем он вернулся за стойку, поглядывая внимательно то на Грэя, то на тарелку, с которой отдирал ногтем что-то присохшее. В то время, как Летика, взяв стакан обеими руками, скромно шептался с ним, посматривая в окно, Грэй подозвал Меннерса. Хин самодовольно уселся на кончик стула, польщенный этим обращением и польщенный именно потому, что оно выразилось простым киванием Грэева пальца.
Я встретил ее неподалеку отсюда. Как ее имя? Он сказал это с твердой простотой силы, не позволяющей увильнуть от данного тона. Хин Меннерс внутренне завертелся и даже ухмыльнулся слегка, но внешне подчинился характеру обращения. Впрочем, прежде чем ответить, он помолчал — единственно из бесплодного желания догадаться, в чем дело. Она полоумная. Разумеется, эта история с тех пор, как нищий утвердил ее бытие в том же трактире, приняла очертания грубой и плоской сплетни, но сущность оставалась нетронутой. Грэй машинально взглянул на Летику, продолжавшего быть тихим и скромным, затем его глаза обратились к пыльной дороге, пролегающей у трактира, и он ощутил как бы удар — одновременный удар в сердце и голову.
По дороге, лицом к нему, шла та самая Корабельная Ассоль, к которой Меннерс только что отнесся клинически. Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете ее взгляда. Матрос и Меннерс сидели к окну спиной, но, чтобы они случайно не повернулись — Грэй имел мужество отвести взгляд на рыжие глаза Хина. Поле того, как он увидел глаза Ассоль, рассеялась вся косность Меннерсова рассказа. Между тем, ничего не подозревая, Хин продолжал: — Еще могу сообщить вам, что ее отец сущий мерзавец. Он утопил моего папашу, как кошку какую-нибудь, прости господи. Он… Его перебил неожиданный дикий рев сзади. Страшно ворочая глазами, угольщик, стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением и так свирепо, что все вздрогнули.
Корзинщик, корзинщик, Дери с нас за корзины!.. Хин Меннерс возмущенно пожал плечами. Я же вам говорю, что отец мерзавец. Через него я, ваша милость, осиротел и еще дитей должен был самостоятельно поддерживать бренное пропитание.. Его отец тоже врал; врала и мать. Такая порода. Можете быть покойны, что она так же здорова, как мы с вами. Я с ней разговаривал.
Она сидела на моей повозке восемьдесят четыре раза, или немного меньше. Когда девушка идет пешком из города, а я продал свой уголь, я уж непременно посажу девушку. Пускай она сидит. Я говорю, что у нее хорошая голова. Это сейчас видно. С тобой, Хин Меннерс, она, понятно, не скажет двух слов. Но я, сударь, в свободном угольном деле презираю суды и толки. Она говорит, как большая, но причудливый ее разговор.
Прислушиваешься — как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так. Вот, к примеру, раз завелось дело о ее ремесле. Я, — говорит, — так хочу изловчиться, чтобы у меня на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу, отдают причал и честь-честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Я, это, захохотал, мне, стало быть, смешно стало. Я говорю: — «Ну, Ассоль, это ведь такое твое дело, и мысли поэтому у тебя такие, а вокруг посмотри: все в работе, как в драке». Когда рыбак ловит рыбу, он думает, что поймает большую рыбу, какой никто не ловил». Вот какое слово она сказала! В ту же минуту дернуло меня, сознаюсь, посмотреть на пустую корзину, и так мне вошло в глаза, будто из прутьев поползли почки; лопнули эти почки, брызнуло по корзине листом и пропало.
Я малость протрезвел даже! А Хин Меннерс врет и денег не берет; я его знаю! Считая, что разговор перешел в явное оскорбление, Меннерс пронзил угольщика взглядом и скрылся за стойку, откуда горько осведомился: — Прикажете подать что-нибудь? Летика, ты останешься здесь, вернешься к вечеру и будешь молчать. Узнав все, что сможешь, передай мне. Ты понял? Запомни также, что ни в одном из тех случаев, какие могут тебе представиться, нельзя ни говорить обо мне, ни упоминать даже мое имя. Грэй вышел.
С этого времени его не покидало уже чувство поразительных открытий, подобно искре в пороховой ступке Бертольда, — одного из тех душевных обвалов, из-под которых вырывается, сверкая, огонь. Дух немедленного действия овладел им. Он опомнился и собрался с мыслями, только когда сел в лодку. Смеясь, он подставил руку ладонью вверх — знойному солнцу, — как сделал это однажды мальчиком в винном погребе; затем отплыл и стал быстро грести по направлению к гавани. Накануне Накануне того дня и через семь лет после того, как Эгль, собиратель песен, рассказал девочке на берегу моря сказку о корабле с Алыми Парусами, Ассоль в одно из своих еженедельных посещений игрушечной лавки вернулась домой расстроенная, с печальным лицом. Свои товары она принесла обратно. Она была так огорчена, что сразу не могла говорить и только лишь после того, как по встревоженному лицу Лонгрена увидела, что он ожидает чего-то значительно худшего действительности, начала рассказывать, водя пальцем по стеклу окна, у которого стала, рассеянно наблюдая море. Хозяин игрушечной лавки начал в этот раз с того, что открыл счетную книгу и показал ей, сколько за ними долга.
Она содрогнулась, увидев внушительное трехзначное число. И он уперся пальцем в другую цифру, уже из двух знаков. Я видела по его лицу, что он груб и сердит. Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. И он стал говорить: — «Мне, милая, это больше не выгодно. Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут». Так он сказал. Он говорил еще много чего, но я все перепутала и забыла.
Должно быть, он сжалился надо мной, так как посоветовал сходить в «Детский Базар» и «Аладинову Лампу». Выговорив самое главное, девушка повернула голову, робко посмотрев на старика. Лонгрен сидел понурясь, сцепив пальцы рук между колен, на которые оперся локтями. Чувствуя взгляд, он поднял голову и вздохнул. Поборов тяжелое настроение, девушка подбежала к нему, устроилась сидеть рядом и, продев свою легкую руку под кожаный рукав его куртки, смеясь и заглядывая отцу снизу в лицо, продолжала с деланным оживлением: — Ничего, это все ничего, ты слушай, пожалуйста. Вот я пошла. Ну-с, прихожу в большой страшеннейший магазин; там куча народа. Меня затолкали; однако я выбралась и подошла к черному человеку в очках.
Что я ему сказала, я ничего не помню; под конец он усмехнулся, порылся в моей корзине, посмотрел кое-что, потом снова завернул, как было, в платок и отдал обратно. Лонгрен сердито слушал. Он как бы видел свою оторопевшую дочку в богатой толпе у прилавка, заваленного ценным товаром. Аккуратный человек в очках снисходительно объяснил ей, что он должен разориться, ежели начнет торговать нехитрыми изделиями Лонгрена. Небрежно и ловко ставил он перед ней на прилавок складные модели зданий и железнодорожных мостов; миниатюрные отчетливые автомобили, электрические наборы, аэропланы и двигатели. Все это пахло краской и школой. По всем его словам выходило, что дети в играх только подражают теперь тому, что делают взрослые. Ассоль была еще в «Аладиновой Лампе» и в двух других лавках, но ничего не добилась.
Оканчивая рассказ, она собрала ужинать; поев и выпив стакан крепкого кофе, Лонгрен сказал: — Раз нам не везет, надо искать. Я, может быть, снова поступлю служить — на «Фицроя» или «Палермо». Конечно, они правы, — задумчиво продолжал он, думая об игрушках. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить. Все это так, а жаль, право, жаль. Сумеешь ли ты прожить без меня время одного рейса? Немыслимо оставить тебя одну. Впрочем, есть время подумать.
Он хмуро умолк. Ассоль примостилась рядом с ним на углу табурета; он видел сбоку, не поворачивая головы, что она хлопочет утешить его, и чуть было не улыбнулся. Но улыбнуться — значило спугнуть и смутить девушку. Она, приговаривая что-то про себя, разгладила его спутанные седые волосы, поцеловала в усы и, заткнув мохнатые отцовские уши своими маленькими тоненькими пальцами, сказала: — «Ну вот, теперь ты не слышишь, что я тебя люблю». Пока она охорашивала его, Лонгрен сидел, крепко сморщившись, как человек, боящийся дохнуть дымом, но, услышав ее слова, густо захохотал. Ассоль некоторое время стояла в раздумье посреди комнаты, колеблясь между желанием отдаться тихой печали и необходимостью домашних забот; затем, вымыв посуду, пересмотрела в шкафу остатки провизии. Она не взвешивала и не мерила, но видела, что с мукой не дотянуть до конца недели, что в жестянке с сахаром виднеется дно, обертки с чаем и кофе почти пусты, нет масла, и единственное, на чем, с некоторой досадой на исключение, отдыхал глаз, — был мешок картофеля. Затем она вымыла пол и села строчить оборку к переделанной из старья юбке, но тут же вспомнив, что обрезки материи лежат за зеркалом, подошла к нему и взяла сверток; потом взглянула на свое отражение.
За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль — был совершенно оригинален, — оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование». Отраженная девушка улыбнулась так же безотчетно, как и Ассоль. Улыбка вышла грустной; заметив это, она встревожилась, как если бы смотрела на постороннюю. Она прижалась щекой к стеклу, закрыла глаза и тихо погладила зеркало рукой там, где приходилось ее отражение.
Рой смутных, ласковых мыслей мелькнул в ней; она выпрямилась, засмеялась и села, начав шить. Пока она шьет, посмотрим на нее ближе — вовнутрь. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое — различное. Нечто подобное тому, что если удалось сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе.
Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния. В другое время, размышляя обо всем этом, она искренне дивилась себе, не веря, что верила, улыбкой прощая море и грустно переходя к действительности; теперь, сдвигая оборку, девушка припоминала свою жизнь. Там было много скуки и простоты. Одиночество вдвоем, случалось, безмерно тяготило ее, но в ней образовалась уже та складка внутренней робости, та страдальческая морщинка, с которой не внести и не получить оживления.
Над ней посмеивались, говоря: — «Она тронутая, не в себе»; она привыкла и к этой боли; девушке случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара. Как женщина, она была непопулярна в Каперне, однако многие подозревали, хотя дико и смутно, что ей дано больше прочих — лишь на другом языке. Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре. Тип этого чувства напоминал бесхитростную простоту рева. Ассоль так же подходила к этой решительной среде, как подошло бы людям изысканной нервной жизни общество привидения, обладай оно всем обаянием Ассунты или Аспазии: то, что от любви, — здесь немыслимо. Так, в ровном гудении солдатской трубы прелестная печаль скрипки бессильна вывести суровый полк из действий его прямых линий. К тому, что сказано в этих строках, девушка стояла спиной. Меж тем, как ее голова мурлыкала песенку жизни, маленькие руки работали прилежно и ловко; откусывая нитку, она смотрела далеко перед собой, но это не мешало ей ровно подвертывать рубец и класть петельный шов с отчетливостью швейной машины.
Хотя Лонгрен не возвращался, она не беспокоилась об отце. Последнее время он довольно часто уплывал ночью ловить рыбу или просто проветриться. Ее не теребил страх; она знала, что ничего худого с ним не случится. В этом отношении Ассоль была все еще той маленькой девочкой, которая молилась по-своему, дружелюбно лепеча утром: — «Здравствуй, бог! По ее мнению, такого короткого знакомства с богом было совершенно достаточно для того, чтобы он отстранил несчастье. Она входила и в его положение: бог был вечно занят делами миллионов людей, поэтому к обыденным теням жизни следовало, по ее мнению, относиться с деликатным терпением гостя, который, застав дом полным народа, ждет захлопотавшегося хозяина, ютясь и питаясь по обстоятельствам. Кончив шить, Ассоль сложила работу на угловой столик, разделась и улеглась. Огонь был потушен.
Она скоро заметила, что нет сонливости; сознание было ясно, как в разгаре дня, даже тьма казалась искусственной, тело, как и сознание, чувствовалось легким, дневным. Сердце отстукивало с быстротой карманных часов; оно билось как бы между подушкой и ухом. Ассоль сердилась, ворочаясь, то сбрасывая одеяло, то завертываясь в него с головой. Наконец, ей удалось вызвать привычное представление, помогающее уснуть: она мысленно бросала камни в светлую воду, смотря на расхождение легчайших кругов. Сон, действительно, как бы лишь ждал этой подачки; он пришел, пошептался с Мери, стоящей у изголовья, и, повинуясь ее улыбке, сказал вокруг: «Шшшш». Ассоль тотчас уснула. Ей снился любимый сон: цветущие деревья, тоска, очарование, песни и таинственные явления, из которых, проснувшись, она припоминала лишь сверканье синей воды, подступающей от ног к сердцу с холодом и восторгом. Увидев все это, она побыла еще несколько времени в невозможной стране, затем проснулась и села.
Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало ее. Она осмотрелась тем взглядом, каким оглядывают новое помещение. Проник рассвет — не всей ясностью озарения, но тем смутным усилием, в котором можно понимать окружающее. Низ окна был черен; верх просветлел. Извне дома, почти на краю рамы, блестела утренняя звезда. Зная, что теперь не уснет, Ассоль оделась, подошла к окну и, сняв крюк, отвела раму, За окном стояла внимательная чуткая тишина; она как бы наступила только сейчас. В синих сумерках мерцали кусты, подальше спали деревья; веяло духотой и землей.
Держась за верх рамы, девушка смотрела и улыбалась. Вдруг нечто, подобное отдаленному зову, всколыхнуло ее изнутри и вовне, и она как бы проснулась еще раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло ее. Так, понимая, слушаем мы речи людей, но, если повторить сказанное, поймем еще раз, с иным, новым значением. То же было и с ней. Взяв старенькую, но на ее голове всегда юную шелковую косынку, она прихватила ее рукою под подбородком, заперла дверь и выпорхнула босиком на дорогу. Хотя было пусто и глухо, но ей казалось, что она звучит как оркестр, что ее могут услышать. Все было мило ей, все радовало ее.
Теплая пыль щекотала босые ноги; дышалось ясно и весело. На сумеречном просвете неба темнели крыши и облака; дремали изгороди, шиповник, огороды, сады и нежно видимая дорога. Во всем замечался иной порядок, чем днем, — тот же, но в ускользнувшем ранее соответствии. Все спало с открытыми глазами, тайно рассматривая проходящую девушку. Она шла, чем далее, тем быстрей, торопясь покинуть селение. За Каперной простирались луга; за лугами по склонам береговых холмов росли орешник, тополя и каштаны. Там, где дорога кончилась, переходя в глухую тропу, у ног Ассоль мягко завертелась пушистая черная собака с белой грудью и говорящим напряжением глаз. Собака, узнав Ассоль, повизгивая и жеманно виляя туловищем, пошла рядом, молча соглашаясь с девушкой в чем-то понятном, как «я» и «ты».
Ассоль, посматривая в ее сообщительные глаза, была твердо уверена, что собака могла бы заговорить, не будь у нее тайных причин молчать. Заметив улыбку спутницы, собака весело сморщилась, вильнула хвостом и ровно побежала вперед, но вдруг безучастно села, деловито выскребла лапой ухо, укушенное своим вечным врагом, и побежала обратно. Ассоль проникла в высокую, брызгающую росой луговую траву; держа руку ладонью вниз над ее метелками, она шла, улыбаясь струящемуся прикосновению. Засматривая в особенные лица цветов, в путаницу стеблей, она различала там почти человеческие намеки — позы, усилия, движения, черты и взгляды; ее не удивила бы теперь процессия полевых мышей, бал сусликов или грубое веселье ежа, пугающего спящего гнома своим фуканьем. И точно, еж, серея, выкатился перед ней на тропинку. Ассоль говорила с теми, кого понимала и видела. Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. Жук, точно, не удержался и с треском полетел в сторону.
Так, волнуясь, трепеща и блестя, она подошла к склону холма, скрывшись в его зарослях от лугового пространства, но окруженная теперь истинными своими друзьями, которые — она знала это — говорят басом. То были крупные старые деревья среди жимолости и орешника. Их свисшие ветви касались верхних листьев кустов. В спокойно тяготеющей крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов, их аромат мешался с запахом росы и смолы. Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. Ассоль чувствовала себя, как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья. Она шла, шепча то мысленно, то словами: «Вот ты, вот другой ты; много же вас, братцы мои! Я иду, братцы, спешу, пустите меня.
Я вас узнаю всех, всех помню и почитаю». Она выбралась, перепачкав ноги землей, к обрыву над морем и встала на краю обрыва, задыхаясь от поспешной ходьбы. Глубокая непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в ней. Она разбрасывала ее взглядом за горизонт, откуда легким шумом береговой волны возвращалась она обратно, гордая чистотой полета. Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них.
На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь. Она села, подобрав ноги, с руками вокруг колен. Внимательно наклоняясь к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось уже ничего взрослого, — глазами ребенка. Все, чего она ждала так долго и горячо, делалось там — на краю света. Она видела в стране далеких пучин подводный холм; от поверхности его струились вверх вьющиеся растения; среди их круглых листьев, пронизанных у края стеблем, сияли причудливые цветы. Верхние листья блестели на поверхности океана; тот, кто ничего не знал, как знала Ассоль, видел лишь трепет и блеск. Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака.
Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы с всего, что еще нежилось, потягиваясь на сонной земле. Девушка вздохнула и осмотрелась. Музыка смолкла, но Ассоль была еще во власти ее звонкого хора. Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием и, наконец, просто усталостью. Она легла на траву, зевнула и, блаженно закрыв глаза, уснула — по-настоящему, крепким, как молодой орех, сном, без заботы и сновидений. Ее разбудила муха, бродившая по голой ступне.
Беспокойно повертев ножкой, Ассоль проснулась; сидя, закалывала она растрепанные волосы, поэтому кольцо Грэя напомнило о себе, но считая его не более, как стебельком, застрявшим меж пальцев, она распрямила их; так как помеха не исчезла, она нетерпеливо поднесла руку к глазам и выпрямилась, мгновенно вскочив с силой брызнувшего фонтана. На ее пальце блестело лучистое кольцо Грэя, как на чужом, — своим не могла признать она в этот момент, не чувствовала палец свой. Чья шутка? Может быть, нашла и забыла? Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые заросли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко озаренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». Не было объяснений случившемуся, но без слов и мыслей находила она их в странном чувстве своем, и уже близким ей стало кольцо. Вся дрожа, сдернула она его с пальца; держа в пригоршне, как воду, рассмотрела его она — всею душою, всем сердцем, всем ликованием и ясным суеверием юности, затем, спрятав за лиф, Ассоль уткнула лицо в ладони, из-под которых неудержимо рвалась улыбка, и, опустив голову, медленно пошла обратной дорогой. Так, — случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, — Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности.
Боевые приготовления Когда Грэй поднялся на палубу «Секрета», он несколько минут стоял неподвижно, поглаживая рукой голову сзади на лоб, что означало крайнее замешательство. Рассеянность — облачное движение чувств — отражалась в его лице бесчувственной улыбкой лунатика. Его помощник Пантен шел в это время по шканцам с тарелкой жареной рыбы; увидев Грэя, он заметил странное состояние капитана. Что видели? Впрочем, это, конечно, ваше дело. Маклер предлагает выгодный фрахт; с премией. Да что с вами такое?.. Это как холодная вода.
Пантен, сообщите людям, что сегодня мы поднимаем якорь и переходим в устье Лилианы, миль десять отсюда. Ее течение перебито сплошными мелями. Проникнуть в устье можно лишь с моря. Придите за картой. Лоцмана не брать. Пока все… Да, выгодный фрахт мне нужен как прошлогодний снег. Можете передать это маклеру. Я отправляюсь в город, где пробуду до вечера.
Грандиозный выпускной «Алые паруса — 2023» прошёл в Петербурге
Читать онлайн книгу «Алые паруса» автора Александра Грина полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Тот, кто одобрил Алые Паруса, обязан компенсировать все убытки фестивалю «Дикая мята» и всем остальным отменённым мероприятиям. Праздник выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге традиционно завершился проходом брига «Россия» и салютом. В день праздника Алые паруса я пыталась пройти по этой набережной, но она была перекрыта.