Эта часть включается в бизнес-план в том случае, если компания или предприниматель, предусматривает ведение производственной деятельности. После титульного листа может быть приведено содержание бизнес-плана, в котором дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Особенности структуры различаются только в зависимости от стандартов составления бизнес-планов, но в целом любой бизнес-план включает следующие разделы.
Что такое бизнес-план?
Если бизнес-план — внутренний документ, это не значит, что к его составлению нужно подходить менее серьезно. Иногда бизнес-план составляют для уже существующих компаний, чтобы пересмотреть актуальную стратегию развития: учесть произошедшие изменения, просчитать рентабельность новой бизнес-модели и определить возможности масштабирования. Бизнес-план — это документ, в котором описывается перспектива развития компании или продукта с описанием основных этапов и всех рисков.
Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить
Бизнес-планирование и бюджетирование на предприятии | Подробный бизнес-план включает приложения с детализацией расчетов и подтверждением данных. |
Зачем нужен бизнес-план и как его правильно составить | Бизнес-план – это набор документации, который включает в себя подробную информацию обо всех этапах формирования и осуществления предпринимательства, нюансы развития, возможные проблемы, а также пути их предупреждения и решения. |
Как написать бизнес-план: 4 этапа и важные аспекты | Обычно в инвестиционный бизнес-план заранее включают небольшую долю финансов на этот вид расходов — от 5 до 10 процентов от общей суммы. |
Что такое бизнес-план и на какие вопросы он должен отвечать | Чтобы составить Бизнес-план необходимо определить содержание и структуру, чтобы все было включено и понятно. |
Задачи инвестиционного планирования
ФИО владельца бизнеса с полными контактными данными адрес, телефон, электронная почта. Дата и место составления бизнес-плана оно может отличаться от места фактической деятельности. Резюме Краткая сводка по всему бизнес-плану. Из резюме проверяющий поймёт, чем будет заниматься бизнес и как зарабатывать. По сути, здесь будут все выводы из плана. Поэтому резюме нужно писать в последнюю очередь, когда заполните остальные разделы. В резюме нужно рассказать, как вы будете рекламировать и продавать свой товар или услугу. Сколько денег на развитие понадобится и где вы планируете их найти. Здесь же нужно указать сроки окупаемости и планы по прибыльности.
Пример выжимки из резюме бизнес-плана будущего фастфуда Важно! В бизнес-плане не нужно писать цифры из головы и пытаться обмануть инвесторов — они это поймут и могут отказаться от финансирования. Евгения Макдан Рекомендую чётко и понятно составлять резюме проекта с ключевыми показателями. Дело в том, что по резюме потенциальные кредиторы и инвесторы решают, помогать проекту или нет. И чем ярче и понятнее резюмирующая часть, тем проект им интереснее. Вот что должно входить в резюме: Наименование проекта. ФИО инициатора проекта и его контакты. Организационно-правовая форма проекта.
Суть проекта: цель, задачи, миссия, пути её достижения, бизнес-идея, тип проекта. Основные результаты проекта: натуральные количество выпускаемой продукции и стоимостные выручка, прибыль. Условия финансирования процентная ставка, на сколько лет, календарный график погашения, гарантии и т. Анализ отрасли и компании На этом этапе нужно проанализировать рынок, на котором вы собираетесь торговать. Нужно узнать свою целевую аудиторию и её потребности. Без анализа высок риск потерять все деньги. Например, открыть точку в непроходном месте или поставить цены во много раз выше, чем у местных конкурентов. Чтобы проанализировать рынок, нужно изучить конкурентов, их цены и условия работы.
Даже если вы создали идеальный бизнес-план, но инвестор увидит, что вы путаетесь в цифрах, читаете по бумажке или не увлечены своей идеей, то есть риск получить отказ и впустую потраченное время. Советы по подготовке бизнес-плана Далее поговорим о советах, которые помогут избежать часто встречающихся ошибок, о которых мы говорили ранее. Эти советы помогут вам сконцентрироваться на главном и не только подготовить, но и успешно презентовать ваш бизнес-план.
На наш взгляд, основные советы следующие: Думайте об интересах инвестора Если будете удерживать в фокусе внимания интересы инвестора, его критерии оценки инвестиционных проектов и особенности поведения, то сможете точнее выстроить взаимодействие. Помните, что бизнес-план — это лишь инструмент и один из первых этапов в работе с инвестором. Применяйте современные методики анализа рынка и привлекайте экспертов Для того, чтобы бизнес-план выглядел профессионально, рекомендуем обязательно привлекать экспертов.
Они помогут привнести современные методики оценки бизнеса в ваш проект и обеспечат независимое мнение со стороны. Говорите уверенно, подкрепляйте информацию цифрами Помните, если вы говорите уверенно и с энтузиазмом, то всегда будете иметь преимущество. Даже если вы немного ошибетесь в цифрах или забудете что-то рассказать — это будет лучше, чем неуверенная презентация.
Однако эта уверенность не должна быть неоправданной. Пусть она исходит от конкретного понимания рыночной ситуации, тенденций развития и четкого владения цифрами. Сделайте бизнес-план лёгким для восприятия Бизнес-план — это документ, содержащий большое количество информации, поэтому он может быть трудным для восприятия, особенно для людей, которые не имели опыта работы в сфере вашего бизнеса.
Поэтому, ваша задача — максимально упростить его. Для этого старайтесь использовать больше графиков, картинок, таблиц, эскизов, что поможет представить информацию более наглядно. Следуйте принятой структуре бизнес-плана Помните, что важно придерживаться принятой в бизнес-среде структуры бизнес-плана.
Начните с описания вашей компании, потом перейдите к описанию продукта, анализу рынка и финансовым показателям. Если вы пропустите какие-то этапы, то это может негативно сказаться на общем впечатлении инвесторов от вашего бизнес-плана. Участвуйте в разработке бизнес-плана Помните, что не нужно делать бизнес-план «для галочки».
Вам нужно обязательно принимать участие в его разработке. Это поможет не только глубже изучить сферу вашего бизнеса и успешно презентовать проект инвестору, но также подготовить руководство по воплощению вашего проекта в жизнь. Поэтому никогда не стоит полностью делегировать работу по подготовке бизнес-плана: всегда проверяйте полученные данные и адаптируйте под своё видение бизнеса.
Каждый бизнес индивидуален, поэтому используйте готовые бизнес-планы только в качестве рабочего материала. Планируйте развитие бизнеса поэтапно При создании бизнес-плана важно ставить достижимые цели и планировать развитие бизнеса постепенно. Если вы ставите слишком амбициозные цели и постоянно не достигаете их, то есть риск «перегореть» и отказаться от своей идеи.
Помните про важнейшие составляющие бизнес-плана Как отмечают многие эксперты, успех бизнес-идеи зависит от многих факторов. Но одними из наиболее важных являются: Актуальность идеи, Эффективность управления, Финансовые результаты. Если вам удастся объединить эти 4 фактора в вашем бизнес-плане и впоследствии реализовать в бизнесе, то вы заметно повысите ваши шансы на успех.
Именно на эти факторы чаще всего обращают внимание инвесторы и именно они помогут вам ускорить реализацию вашего проекта. Заключение Итак, в этой статье вы познакомились с одним из важных инструментов в бизнесе — составлении бизнес-плана. Этот документ поможет вам на первом этапе запуска нового бизнеса.
С его помощью вы сможете структурировать ваше видение проекта, поставить измеримые цели и подготовить показатели, которые помогут указать направление развития и оценить успех вашего проекта. Если вы планируете привлечение инвестиций в проект, то бизнес-план — это один из основных способов заинтересовать инвестора вашей идеей. Как правило, адресатом такого бизнес-плана являются частные инвесторы, банки или государственные структуры.
Вы можете заниматься подготовкой этого плана самостоятельно, с привлечением ваших сотрудников, делегировать его составление профессионалам или использовать готовый бизнес-план.
Если вы планируете заказать разработку именно вашего бизнес-плана у специалистов, то такой бизнес-план может стоить от 30 000 до 100 000 в зависимости от ваших требований, адресата и сложности составления. Если вы будете заказывать бизнес-план у крупных консалтинговых компаний, то его стоимость может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Чтобы избежать возможных ошибок, лучше использовать комбинированный подход: Использовать шаблон готового бизнес-плана для вашей отрасли, однако проверить все расчёты и адаптировать их к вашему региону и специфике, Доверить подготовку бизнес-плана профессионалам, но проверить все финансовые показатели и статистические данные самостоятельно, Собрать все необходимые данные и провести анализ самостоятельно, а вот подготовку бизнес-плана делегировать консалтинговой компании. Этот способ позволит вам получить более полное представление о вашей идее. Во-первых, вы сможете сами изучить ваш проект, обнаружить слабые места и доработать его.
Во-вторых, вы получите экспертное мнение со стороны, которое поможет вам доработать вашу идею и избежать собственных ошибок в расчётах и подготовке бизнес-плана. Как составить бизнес-план — пошаговая инструкция Как отмечают эксперты, составление бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана. Чтобы подготовить бизнес-план вам необходимо будет последовательно пройти следующие этапы: Определить для себя цель бизнес-плана поиск партнёров, привлечение финансирования, прогноз развития компании и выбрать адресата частный инвестор, акционеры, банк, сотрудники компании. Определиться со списком товаров и услуг, которыми будет заниматься ваша компания. Провести анализ конкурентов, рынка сбыта и покупательского поведения. Найти ваши конкурентные преимущества, в чем вы будете лучше.
Продумать варианты продвижения и продаж, которые позволят вам занять своё место на рынке. Определиться со списком поставщиков, уточнить закупочные цены на товары, материалы, сырьё, а также логистику и хранение. Составить список необходимых специалистов и контрагентов. Рассчитать затраты на заработную плату и оплату сторонних услуг. Рассчитать сумму инвестиционных расходов, которые потребуются для запуска проекта. Например, затраты на строительство, покупку оборудования и т.
Рассчитать полную себестоимость продукции с учетом всех инвестиционных и переменных затрат. Определиться с примерной ценой вашей продукции, сравнить ее с ценами конкурентов. Определиться, какая сумма вам необходима на этапе запуска проекта и какие источники финансирования вы планируете использовать. Составить календарный план запуска и разобраться, когда и сколько денег понадобится, в какой срок удастся получить первую прибыль. Подготовить финансовую модель, отображающую ваши доходы и расходы при разном уровне продаж производства. Рассчитать оптимальные объемы продаж производства для эффективного использования ресурсов, оценить влияние сезонности.
Предусмотреть возможные решения проблемных ситуаций и минимизации рисков. Подготовить бизнес-план на основе полученной информации. Итак, мы рассмотрели основные последовательные шаги, которые необходимо пройти при подготовке бизнес-плана и оценки перспектив вашего проекта. Как вы поняли, прежде чем приступить к составлению самого плана, от вас потребуется провести большую работу по сбору данных, их анализу и составлению финансовой модели. И только после того, как вы увидели, что ваша идея финансово привлекательна, можно приступать к подготовке самого документа. В следующих разделах поговорим об основных ошибках при составлении бизнес-плана и советах экспертов, которые помогут этих ошибок избежать.
Типичные ошибки бизнес-плана Когда вы составляете бизнес-план важно быть крайне внимательным, так как малейшие неточности могут привести к отказу в финансировании или потери средств в будущем. Далее поговорим о наиболее часто встречающихся ошибках, которых нужно стараться избегать. Отсутствие конкретных целей и адресата Если в бизнес-плане отсутствуют конкретные цели, то по большему счету такой план не выполняет свою функцию как для инвестора, так и для внутреннего пользования. Также важно понимать для кого вы составляете бизнес-план. В зависимости от адресата меняются разделы, которым нужно уделить наибольшее внимание, и, зачастую, само оформление бизнес-плана.
Бюджетная модель бизнес-план включает в себя набор бюджетных форм например: Бюджет доходов и расходов БДР ; Бюджет движения денежных средств БДДС ; Бюджет расходов на персонал БРП ; Бюджет по балансовому листу ББЛ , Отчет о прибылях и убытках ПиУ , которые позволяют наглядно увидеть, насколько быстро компания добьется осуществления намеченных целей. Что такое бюджетирование Бюджетирование — это процесс планирования и разработки бюджетов, в результате которого осуществляется контроль исполнения бюджетов, а также проводится план-факт анализ финансово-экономических показателей компании. Бюджеты представляет собой смету доходов и расходов организации, устанавливаемых на определенный временной период - как правило, на год. В связи с тем, что создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования, процесс бизнес-планирования и бюджетирования решает следующие задачи: обеспечить предприятие необходимым размером выручки, позволяющей вести финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Так как, бюджетирование — это эффективный инструмент финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов предприятия, внедрение системы бюджетирования позволяет анализировать прогнозируемые и фактические показатели не только по всей компании в целом, но и по отдельным его структурным подразделениям центрам финансовой ответственности — ЦФО , ткущим и инвестиционным проектам, иногда возникают сложности при формировании бизнес-плана. С чего начать При старте процесса бизнес-планирования важно обеспечить слаженную работу финансово-экономического блока, при этом четко обозначить показатели эффективности для всех подразделений компании. Почему это важно? Чтобы избежать разногласий, на первом этапе предприятие разрабатывает «Положение о бизнес-планировании». Этап 1. Положение о бизнес-планировании В положении о бизнес-планировании необходимо описать методологию, методику, порядок проведения бизнес-планирования в компании, участников бюджетного процесса, ответственных лиц с указанием должности , критерии оценки показателей, входящую и исходящую документации, образцы составления бизнес-плана компании, шаблоны регламентированных форм к заполнению и т. Положение о бизнес-планировании позволяет максимально четко прописать все процессы формирования Бюджетной модели, распределить ответственность и отразить все механизмы бюджетного процесса предприятия. Важно отметить, что процесс бизнес-планирования на предприятии относится к одной из основных управленческих функций, и довольно близко соприкасается со стратегическим планированием.
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Бизнес-план должен включать в себя анализ рисков и стратегии их управления. Иными словами, бизнес-план должен включать в себя информацию о потенциально возможной прибыли предприятия, необходимых вложениях и сроках его окупаемости. Этот раздел включается в бизнес-план только производственных компаний. Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. – Маркетинговые исследования рынка должны проводиться до начала написания бизнес-плана, в первую очередь это касается инновационных бизнесов и стартапов. Бизнес-план помогает людям, которые хотят открыть бизнес, спланировать работу, стратегию продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски.
Как составить Бизнес-план в 2024 году – пошаговая инструкция
Также важно понимать для кого вы составляете бизнес-план. В зависимости от адресата меняются разделы, которым нужно уделить наибольшее внимание, и, зачастую, само оформление бизнес-плана. Поэтому сначала определитесь с главными целями вашего проекта и адресатом, для кого вы составляете бизнес-план. После этого обязательно пропишите показатели, которые помогут вам оценить направление развития и прогресс вашего проекта. Поверхностный анализ рынка и конкурентов, непонимание текущей ситуации и тенденций развития Если при составлении бизнес-плана вы поверхностно подошли к анализу рынка и конкурентов, то впоследствии вы можете принимать не верные управленческие решения, которые могут закончиться дополнительными расходами или крахом вашего бизнеса.
Поэтому важно не только проверять данные, которые вы используете в бизнес-плане, но и тестировать элементы вашего плана. Это поможет подготовить более осуществимый план и упростит его реализацию. Непроверенные или приблизительные расчеты, не владение цифрами Профессиональный инвестор обязательно заметит, если вы не погрузились в сферу вашего бизнеса и не понимаете тех процессов, которые там происходят. Будьте готовы, что вам придется подтвердить вашими финансовыми отчетами или данными авторитетных источников те цифры и показатели, которые вы используете в плане.
Неправильное оформление Если вы готовите бизнес-план для получения инвестиций, то неправильное оформление может быть одной из причин, по которой ваш план не будет утвержден. Поэтому заранее необходимо уточнить, какая методика составления бизнес-плана является желательной и на какие показатели необходимо обратить особое внимание. Перекладывание ответственности на инвестора Многие предприниматели, планируя привлечение инвестиций, пытаются все свои проблемы перенести на инвестора. Но с профессиональными инвесторами такие штуки не пройдут.
Инвестор обязательно задаст вопрос, какую сумму вы уже инвестировали или планируете инвестировать и уточнит, какие гарантии возврата средств вы предоставите. Важно понимать, если ваш проект имеет большие риски для инвестора при запуске, то этот риск должен быть уравновешен высокой ожидаемой доходностью. Если этого нет, то получить финансирование будет очень сложно. Большой и непонятный бизнес-план Нормальным объемом для бизнес-плана считается документ в 25-40 страниц.
Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути. Также стремитесь писать бизнес-план понятным языком для широкого круга людей. Если вы будете использовать специфическую лексику и термины, то не владеющему ими инвестору ваш план может показаться непонятным, неинтересным, в итоге, ваша идея не будет одобрена.
Непрозрачные условия для инвестора Важно понимать, что любой профессиональный инвестор заинтересован в окупаемости своих инвестиций в кратчайший срок. Поэтому, если в вашем бизнес-плане отсутствует информация по срокам возврата денег, основным рискам инвестора, его доли и процессе выхода из проекта, то риск не получить финансирование очень велик. Необоснованные выводы Все выводы, которые вы приводите в бизнес-плане о предстоящей прибыльности, предпочтениях клиентов и объемах продаж должны быть также подтверждены и обоснованы. При использовании подобных выводы в бизнес-плане старайтесь максимально разъяснять, почему вы пришли к этому решению.
Лучше всего сделать хотя бы небольшое маркетинговое исследование — это повысит доверие к проекту. Плохая презентация Помните, подготовить качественный и комплексный бизнес-план — это только пол дела. Важно уметь его качественно презентовать и заинтересовать инвестора вашей идеей. Для этого вам понадобятся навыки публичных выступлений и эффективного взаимодействия с людьми.
Даже если вы создали идеальный бизнес-план, но инвестор увидит, что вы путаетесь в цифрах, читаете по бумажке или не увлечены своей идеей, то есть риск получить отказ и впустую потраченное время. Советы по подготовке бизнес-плана Далее поговорим о советах, которые помогут избежать часто встречающихся ошибок, о которых мы говорили ранее. Эти советы помогут вам сконцентрироваться на главном и не только подготовить, но и успешно презентовать ваш бизнес-план. На наш взгляд, основные советы следующие: Думайте об интересах инвестора Если будете удерживать в фокусе внимания интересы инвестора, его критерии оценки инвестиционных проектов и особенности поведения, то сможете точнее выстроить взаимодействие.
Помните, что бизнес-план — это лишь инструмент и один из первых этапов в работе с инвестором.
Резюме содержит следующую информацию: данные о компании чем занимается, кто основал, ведёт, каких успехов добились и другое по необходимости ; основополагающие цели будущего дела; ресурсы, необходимые для реализации проекта средства инвесторов, кредитование ; методы, влияющие на воплощение в жизнь и успех дела; план и график воплощения проекта в жизнь, возможные корректировки; способы и временные рамки возврата инвестиций занятой суммы , уровень прибыли; какого эффекта планируется достичь. Цели Под целью компании подразумевается конкретный результат, которого планирует добиться предприниматель. При постановке цели важно отметить уникальность дела, его пользу и преимущество для потребителей. Не забудьте о технологической стороне бизнеса, а также о дальнейшем развитии: укажите, что компания не будет выходить в ноль, а будет постепенно наращивать прибыль. Подробнее про цели бизнес-плана мы писали в этой статье. Анализ рынка и отрасли Важный вопрос: следует ли открывать именно это дело, будет ли оно востребованным и перспективным. Ответы на эти вопросы должны быть утвердительными. Вам следует убедить инвестора, что рынку требуется ваш бизнес, что дело займет определенную нишу и сможет стать в ней ведущим. В этом разделе также следует очертить портрет потенциального покупателя, и дать прогнозы на развитие отрасли в будущем.
Информация о продукте Независимо от того, планируете ли вы реализовывать продукцию или продавать услуги, следует предоставить инвесторам четкую характеристику. Для описания товара важно следовать пунктам: название;.
Читатель должен хорошо понять, что производит компания. Производственный план Производственный план описывает процесс создания продукта или услуги.
В этом разделе нужно рассказать обо всех этапах производства — начиная с закупки материалов и сырья и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному пользователю. Структура производственного плана, как правило, содержит такие разделы: Описание производственного процесса, используемого оборудования и технологий. Планируемый график производства — не слишком детальный, но в то же время отражающий все основные этапы. План закупки материалов и комплектующих. План по персоналу — его состав, число сотрудников, требования к ним.
Контроль качества продукции. Способ утилизации отходов. План логистики и доставки готовой продукции клиентам. Лучше не использовать специфические термины, которые могут быть непонятны некоторым читателям плана. Пишите своими словами, как если бы рассказывали об этом своим знакомым.
Например, кто чем будет заниматься в компании, как сотрудники будут взаимодействовать друг с другом, каких внешних экспертов привлекать. Если команде ещё нет никого, кроме, например, двух учредителей, — нужно описать, как они видят организационную структуру в будущем. Этот раздел включает в себя такие данные: Организационная структура — состав и иерархия команды, их обязанности и зона ответственности. Нужно указать, какие специалисты понадобятся, в каком количестве, назвать вилку их зарплат.
Расходы на запуск и ведение бизнеса — подсчет всех затрат, которые нужно сделать, чтобы совершить первую продажу. Маркетинговая стратегия — как бизнес намерен продвигаться, через какие каналы, и какая часть дохода будет уходить на маркетинг. Организационно-правовая форма, налоговый режим.
Финансовый план — подсчет постоянных и переменных расходов, которые бизнес будет нести во время работы. Лучше построить финмодель: примерный прогноз доходов и расходов на первый год работы. Риски — важно продумать их заранее, чтобы руководитель был готов к нештатным ситуациям. Этот список — необязательный, но он охватывает все аспекты бизнеса, о которых стоит подумать перед запуском. Инструменты бизнес-планирования Написать весь бизнес-план из головы не получится. Чтобы план был полезным, в тексте нужно опираться на аналитику. Есть три базовых инструмента, которые помогут предпринимателю написать бизнес-план.
Бизнес-план: как разработать самостоятельно
Бизнес-план | Инвестиционные бизнес-планы играют важную роль в планировании и прогнозировании деятельности компаний самых разных уровней и профилей. |
Бизнес-план. Большая российская энциклопедия | это уникальная экономическая модель, и она должна учитывать самые различные факторы, влияющие на организационные моменты и развитие бизнеса. |
Обучающая платформа VK — Как правильно составить бизнес-план | Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы. |
Содержание бизнес-плана
- 4 стадии создания бизнес-плана
- Извините, но Ваш запрос заблокирован
- Определение понятия бизнес-план — что это и для чего нужен
- Структура бизнес плана
- Особенности социальных контрактов
- Маркетинговые исследования, расчет прибыли и затрат. Разбираемся, как составить бизнес-план
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Согласно этим рекомендациям типовая структура бизнес плана включает. Из каких частей может состоять бизнес-план: краткое описание разделов. Бизнес-план в отличие от стратегического плана состоит не из всего перечня общих целей компании, а только из одной, которая напрямую связана с созданием и развитием конкретного нового бизнеса. Бизнес-план — это ключевой документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору по инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. Как составить бизнес-план: с чего начать и какие разделы включить. это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок.
Как составить Бизнес-план в 2024 году – пошаговая инструкция
Как правило, в бизнес‑план включают основную информацию о компании и чем она занимается. Также производственная часть бизнес-плана должна включать в себя подробный анализ себестоимости товаров предприятия. Составляя бизнес-план, предприниматель детально обдумывает проект и даёт ответы на основные вопросы.