Что означает понятие «удельные князья». Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, имели собственный аппарат управления, войска, а с 14 в. — монетную систему.
УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ
Ими могли стать бывшие удельные князья, знатные и владетельные выходцы из порубежных государств (например, Гедиминовичи), так и потомки из казанских, астраханских и сибирских знатных татарских родов. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Тверские великие и удельные князья — — могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя.
Следствия удельного порядка княжеского владения
Однако, удельные князья оставались в составе единого государства и признавали верховную власть великого князя. Они должны были участвовать в совместной обороне от внешних угроз и выполнять указы великого князя. Удельные князья также платили дань великому князю и помогали ему в управлении центральной частью государства. Отношения между удельными княжествами Отношения между удельными княжествами были сложными и противоречивыми. Князья боролись за власть и территории, часто ведя войны друг против друга. При этом они пытались сохранить родовую принадлежность княжеств, что иногда приводило к применению силовых мер относительно младших князей. Некоторые княжества были более мощными и влиятельными, в то время как другие были независимыми и слабыми. Князья вели длительные переговоры и заключали союзы для защиты своих интересов и укрепления своих позиций.
Однако несмотря на конфликты и соперничество, удельные князья продолжали считать себя членами одного государства и присягали верность главе центральной державы — великому князю. Они принимали участие в общих делах и внешней политике государства, а также развивали культурные и экономические связи. Наиболее ярким примером отношений между удельными княжествами является временное объединение Руси под властью Мономаха в XI веке.
Также был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян — урочные лета. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Казенные платежи и повинности — это платежи и повинности в пользу государства. Жители белых слобод и дворов не платили государственных налогов в казну, они платили только своим господам. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения. Я считаю, что Судебник Ивана III положил начало юридического оформления крепостной зависимости крестьян от землевладельцев.
Он ограничил право крестьян уходить от своего господина определенным сроком — за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после него. Уходя, крестьянин обязан был выплатить своему прежнему хозяину пожилое. Тягло — это система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности нередко переводившиеся в деньги. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. Налоговая система XVI века предусматривала разделение населения на группы служилых людей, тяглых людей платящих налоги и нетяглых людей не платящих налоги. Размер налога для тяглых людей был разным. Люди тяглые уездные. В их среде существовало двоякое деление — по юридическому положению обрабатываемых ими земель и по размерам их рабочих сельскохозяйственных сил или средств.
По юридическому положению земель различались: 1 крестьяне черные и дворцовые, жившие на казенной государевой земле, прикрепленные к своим участкам или, точнее, к своим сельским обществам, но лично свободные; 2 крестьяне крепостные, поселившиеся на землях частных владельцев и состоявшие в личной крепостной зависимости от них, но не прикрепленные ни к своим земельным участкам, ни к сельским обществам. По рабочим средствам тяглые сельские обыватели также делились на два разряда: 1 крестьяне, обрабатывавшие полные или нормальные наделы, какие были приняты в известной местности по качеству почвы и по густоте населения, и платившие с них полные оклады поземельного тягла; 2 бобыли маломочные крестьяне , подразделявшиеся также на два разряда: одни обрабатывали участки меньшего размера сравнительно с крестьянскими, другие совсем не имели средств пахать, владели только дворовыми усадьбами и жили сельскими промыслами или ремесленным трудом. Соответственно и крестьянское тягло падало на них в уменьшенном размере. Думаем, сравниваем, размышляем 1. Какой была структура российского общества в XVI в.? Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России? Крестьянские общины — это самые низкие ступени административной единицы. В России для крестьян, подчиненных государю, они появились в XVI веке с учетом традиций общинных связей.
Они создавались по инициативе государства, которое преследовало внутриполитические цели. Государство не собиралось взаимодействовать с крестьянином как личностью — гораздо проще объединять крестьян в общины, наделять их полномочиями самоуправления и взаимодействовать именно с общиной, собирая тягло с общины, в которой сбор тягла гарантировался круговой порукой. Все домохозяева сельского общества, состоявшего обычно из крестьян, принадлежавших одному помещику, составляли сельский сход, избиравший сельского старосту, сборщика податей и других должностных лиц. В волости же, включавшей в себя ряд смежных сельских обществ, собирался волостной сход, состоявший из представителей сельских обществ и избиравший волостное правление с волостным старшиной во главе, и волостной суд. Крестьянское управление было ограничено в своей компетенции: подлежавшие ведению сходов вопросы касались преимущественно распределения и сбора податей и порядка отбывания всякого рода повинностей. В городах мелкие торговцы, ремесленники, огородники объединялись в сотни и полусотни, в основе которых лежал не цеховой принцип, а территориальный. Только крупное купечество объединялось в особые профессиональные организации — гостиную и суконную сотни. В гостиную сотню входили московские купцы. В суконную сотню входили представители провинциального купечества. Члены купеческих организаций возглавляли городское самоуправление.
Системы управления в крестьянских общинах и городах были очень похожи.
Прежде всего этот порядок сопровождался всё усиливавшимся удельным дроблением северной Руси, постепенным измельчанием уделов. Старая Киевская Русь делилась на княжеские владения по числу наличных взрослых князей, иногда даже с участием малолетних; таким образом, в каждом поколении Русская земля переделялась между князьями.
Теперь с исчезновением очередного порядка стали прекращаться и эти переделы. Члены княжеской линии, слишком размножавшейся, не имели возможности занимать свободные столы в других княжествах и должны были всё более дробить свою наследственную вотчину. Благодаря этому в некоторых местах княжеские уделы распадались между наследниками на микроскопические доли.
Я сделаю краткий обзор этого удельного дробления, ограничиваясь лишь двумя первыми поколениями Всеволодовичей. По смерти Всеволода его верхневолжская вотчина по числу его сыновей распалась на 5 частей. При старшем Владимирском княжестве, которое считалось общим достоянием Всеволодова племени, явилось 4 удела: Ростовский, Переяславский, Юрьевский со стольным городом Юрьевом Польским и Стародубский на Клязьме.
Когда внуки Всеволода стали на место отцов. Суздальская земля разделилась на более мелкие части. Владимирское княжество продолжало наследоваться по очереди старшинства, но из него выделились 3 новых удела: Суздальский, Костромской и Московский.
Ростовское княжество также распалось на части: из него выделились младшие уделы Ярославский и Углицкий. Переяславский удел также распался на несколько частей: рядом со старшим уделом Переяславским возникли два младших, из него выделившихся, Тверской и Дмитрово-Галицкий. Только княжества Юрьевское и Стародубское остались нераздельны, ибо первые их князья оставили лишь по одному сыну.
Итак, Суздальская земля, распадавшаяся при детях Всеволода на 5 частей, при внуках его раздробилась на 12. В подобной прогрессии шло удельное дробление и в дальнейших поколениях Всеволодова племени. Для наглядности пересчитаю вам части, на какие последовательно дробилось старшее из первоначальных удельных княжеств — остовское.
Из этого княжества сначала, как я сказал, выделились уделы Ярославский и Углицкий, но потом и остальное Ростовское княжество распалось ещё на две половины, ростовскую, собственно, и белозёрскую. Как вы можете видеть по названиям этих уделов, большая часть их состояла из небольших округов заволжских речек Сити, Суды, Мологи, Кемы, Ухтомы, Андоги, Бохтюги и т. С этим следствием тесно связано было и другое — обеднение большей части измельчавших удельных князей северной Руси.
По мере размножения некоторых линий Всеволодова племени наследники получали от своих отцов всё более мелкие части своих фамильных вотчин. К числу ярославских уделов принадлежало княжество Заозёрское по северо-восточному берегу Кубенского озера. В начале XV в.
Один из сыновей этого князя ушёл в Каменный монастырь на острове Кубенского озера и постригся там под именем Иоасафа. В старинном житии этого князя-инока мы находим изобразительную картину резиденции его отца, заозёрского князя. Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро.
Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «. Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому.
Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга. Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт.
Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка.
Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться.
Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем.
Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому.
Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей.
Управление: Удельные князья осуществляли управление своими владениями. Они вводили законы, собирали налоги, распределяли землю между своими подданными, решали споры и конфликты. Это позволяло им поддерживать порядок и стабильность в своих территориях. Экономическое развитие: Удельные князья занимались развитием сельского и городского хозяйства на своих землях. Они строили новые поселения, развивали ремесла и торговлю, привлекали к себе земледельцев и ремесленников. Таким образом, они способствовали укреплению экономической базы своих княжеств и повышению благосостояния их жителей. Удельные князья были важным звеном в политической, оборонной, управленческой и экономической системе средневековой Руси. Они играли ключевую роль в сохранении независимости и целостности русских земель и способствовали развитию русской государственности.
Роль удельных князей в формировании государственности Руси Удельные княжества были связаны между собой брачными союзами, военными союзами и дипломатическими соглашениями. Это позволяло удельным князьям объединять свои силы в борьбе с иностранными врагами и вести совместные войны. Однако также существовала конкуренция между удельными князьями за власть и владения, что порой приводило к внутренним конфликтам и разрывам. Удельные князья также выполняли административные функции в своих княжествах. Они определяли законы, собирали налоги, управляли судебной системой и обеспечивали защиту своих подданных. Благодаря этому, удельные княжества на Руси развивались и процветали, становясь сильными и самостоятельными государствами. Однако роль удельных князей в формировании государственности Руси была двойственной. С одной стороны, они способствовали раздроблению государственной власти, что делало Русь уязвимой перед внешними врагами. С другой стороны, удельные князья вносили свой вклад в укрепление русского государства, формирование его территории и культурного единства.
Удел – это и судьба, и территория
Конечно, в период своего правления князь мог присоединить к себе значительные завоеванные земли, таким образом увеличив часть наследства каждому из сынов, но все равно это был процесс дробления государства. Хозяин, князь, боярин, сеньор, получив свой удел это, как правило, в те времена были дикие земли с небольшим укрепленным городом , вынуждены были иметь свое войско, свою дружину. Оно не могло быть настолько значительным, чтобы в одиночку противостоять крупной армии. Раздробленность и междоусобные войны были основной причиной завоевания Руси Золотой Ордой. Понятие удел как вотчина существовал до 1917 года Однако во всем этом были и положительные моменты — князья укрепляли свои вотчины, отстраивали свои столицы, возводили храмы. То есть «удел» в Древней Руси — это та территория, которая полностью зависит от талантов удельного князя. Будет он таким, как Ярослав Мудрый, вотчина прирастет и землями, и новыми городами, и многочисленными храмами. Интересно, что в царской России вплоть до 1917 года существовало понятие удел, и обозначал он земельное имущество или недвижимость, находящуюся во владении одного из членов царской фамилии. После отмены крепостного права, еще до 1863 года, в это понятие кроме недвижимости и земли входили и крестьяне.
В пределах своего удела они являлись полновластными государями, но не могли вести самостоятельную внешнюю политику и обязаны были участвовать в предпринимаемых великим князем походах. По своему статусу они были вассалами великого князя. Изредка удельные князья привлекались к решению общегосударственных дел, но их влияние на внутреннюю политику было, как правило, незначительным из-за недоверия со стороны великих князей. Источник: История России Словарь-справочник.
Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца. Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т. Первоначальной и отличительной чертой этого разряда земель было издолье, натуральная работа на князя, поставка на дворец за пользование дворцовой землёй. Чёрные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам или целым крестьянским обществам, иногда людям и других классов, как это делали и частные землевладельцы; они, собственно, и назывались оброчными. Сложнее кажутся отношения князя к третьему разряду земель в уделе. Весь удел был наследственной собственностью его князя; но последний разделял действительное владение им с другими частными вотчинниками. В каждом значительном уделе бывало так, что первый князь, на нём садившийся, уже заставал в нём частных землевладельцев, светских или церковных, которые водворились здесь прежде, чем край стал особым княжеством. Потом первый князь или его преемники сами уступали другие земли в своём уделе в вотчину лицам и церковным учреждениям, которые были им нужны для службы или молитвы. Таким образом в вотчине великого князя являлись другие частные вотчины. При слиянии прав государя и вотчинника в лице князя такое совмещение прав нескольких владельцев было возможно юридически. Князь, конечно, отказывался от прав частного распоряжения вотчинами частных владельцев и удерживал за собою только верховные права на них. Но так как и эти верховные права считались владельческими и наравне с другими входили в юридический состав удельной княжеской собственности, то появление в уделе земли, принадлежавшей частному владельцу, не мешало князю считать себя собственником всего удела. Так под действием осложнявшихся отношений разделялись различные по природе элементы в смешанном составе удельной княжеской собственности и вырабатывалось понятие об общем верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Князь иногда уступал боярину, вотчиннику в его уделе, вместе с правом собственности на его вотчину и часть своих верховных на неё прав. Отсутствие феодального момента Возникали отношения, напоминающие феодальные порядки Западной Европы. Но это — явления не сходные, а только параллельные. В отношениях бояр и вольных слуг к удельному князю многого недоставало для такого сходства, недоставало, между прочим, двух основных феодальных особенностей: 1 соединения служебных отношений с поземельными и 2 наследственности тех и других. В уделах поземельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Эта раздельность настойчиво проводится в княжеских договорах XIV в. Бояре и вольные слуги свободно переходили от одного князя на службу к другому; служа в одном уделе, могли иметь вотчины в другом; перемена места службы не касалась вотчинных прав, приобретённых в покинутом уделе; служа по договору где хотел, вольный слуга «судом и данью тянул по земле и по воде», отбывал поземельные повинности по месту землевладения; князья обязывались чужих слуг, владевших землёй в их уделах, блюсти как своих. Все эти отношения сводились к одному общему условию княжеских договоров: «…а бояром и слугам межи нас вольным воля». Феодальный момент можно заметить разве только в юридическом значении самого удельного князя, соединявшего в своём лице государя и верховного собственника земли. Этим он похож на сеньора, но его бояре и слуги вольные совсем не вассалы. Разница процессов Феодализм, говоря схематически, строился с двух концов, двумя встречными процессами: с одной стороны, областные правители, пользуясь слабостью центральной власти, осваивали управляемые области и становились их державными наследственными собственниками; с другой — крупные собственники, аллодиальные землевладельцы, став посредством коммендации королевскими вассалами и пользуясь той же слабостью, приобретали или присваивали себе правительственную власть в качестве наследственных уполномоченных короля. Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя её, разбивали государство на крупные сеньории, в которых державные прерогативы сливались с правами земельной собственности. Эти сеньории на тех же основаниях распадались на крупные баронии со второстепенными вассалами, обязанными наследственной присяжной службой своему барону, и вся эта военно-землевладельческая иерархия держалась на неподвижной почве сельского населения вилланов, крепких земле или наследственно на ней обсидевшихся. У нас дела шли несколько иным ходом. Изменчивые временные княжения Киевской Руси сменились верхневолжскими суздальскими уделами, наследственными княжествами, которые под верховной властью далёкого нижневолжского хана стали в XIV в. Значительный удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление[2], во временное доходное управление, города с округами, сельские волости, отдельные сёла и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми. Некоторые бояре и слуги, сверх того, имели вотчины в уделе, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы, иммунитеты, в виде освобождения от некоторых повинностей или в виде некоторых прав, судебных и финансовых. Но округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державные права, пожалованные привилегированным вотчинникам, никогда не присвоялись им наследственно. Таким образом, ни из кормлений, ни из боярских вотчин не выработалось бароний. В истории Московского княжества мы увидим, что в XV в. В удельном порядке можно найти немало черт, сходных с феодальными отношениями, юридическими и экономическими, но, имея под собою иную социальную почву, подвижное сельское население, эти сходные отношения образуют иные сочетания и являются моментами совсем различных процессов. Признаки сходства ещё не говорят о тождестве порядков, и сходные элементы, особенно в начале процесса, неодинаково комбинируясь, образуют в окончательном складе совсем различные общественные формации. Научный интерес представляют не эти элементы, а условия их различных образований. При образовании феодализма видим нечто похожее и на наши кормления и на вотчинные льготы, но у нас и те и другие не складывались, как там, в устойчивые общие нормы, оставаясь более или менее случайными и временными пожалованиями личного характера. На Западе свободный человек, обеспечивая свою свободу, ограждал себя, как замковой стеной, цепью постоянных, наследственных отношений, становился средоточием низших местных общественных сил, создавал вокруг себя тесный мир, им руководимый и его поддерживающий. Вольный слуга удельных веков, не находя в подвижном местном обществе элементов для такого прочного окружения, искал опоры для своей вольности в личном договоре на время, в праве всегда разорвать его и уйти на сторону, отъехать на службу в другой удел, где у него не было упроченных давностью связей. Служилый класс становится землевладельческим Изложенное историческое сопоставление поможет нам представить себе, какой вид приняло общество в рамках удельного порядка. Здесь прежде всего останавливают на себе внимание бояре и слуги вольные, дружина князя. Среди удельного общества XIV в. В его общественном положении находим черты, которые совсем не шли к удельному порядку, к общему направлению удельной жизни. Строгое разграничение служебных и поземельных отношений вольных слуг, какое проводят договорные грамоты князей XIV и XV вв. Возможность для вольного слуги соединять службу в одном княжестве с. С этой стороны бояре и вольные слуги заметно выделялись из состава удельного гражданского общества. Положение остальных классов в уделе определялось более всего поземельными отношениями к князю, вотчиннику удела. Хотя землевладение теперь всё более становилось и для бояр основой общественного положения, однако они одни продолжали поддерживать чисто личные отношения к князю, вытекавшие из служебного договора с ним и сложившиеся ещё в то время, когда не на землевладении основывалось общественное значение этого класса. Самое право выбирать место службы, признаваемое в договорных грамотах князей за боярами и вольными слугами и бывшее одной из политических форм, в которых выражалось земское единство Киевской Руси, теперь стало несвоевременным: этот класс и на севере по-прежнему оставался ходячим представителем политического порядка, уже разрушенного, продолжал служить соединительной нитью между частями земли, которые уже не составляли целого. Церковное поучение XIV в.
Важно отметить, что удельные князья существовали в условиях вассальной зависимости от великого князя, который был главным правителем Руси. Великий князь наделял удельных князей правами на уделы, решал споры между ними и контролировал их деятельность. Удельные князья играли значительную роль в формировании средневековой Руси. Они содействовали укреплению княжественной власти на территории, позволяли сохранять единство государства в условиях феодальной раздробленности и способствовали развитию культуры и экономики своих уделов. Исторический контекст и происхождение удельных княжеств В средневековой Руси период феодализма был характерен для формирования удельного права. Удельные княжества возникли как результат разделения и наследования земли между родственниками киевского князя. Это было непосредственной реакцией на проблему двоевластия и наследования престола. Удельное право представляло собой ситуацию, когда киевский князь делал передачу земли своему сыну-князю, разделяя тем самым власть и владение между наследниками. Каждое удельное княжество имело собственного управленца и независимость от большого великого княжества. Важно отметить, что процесс разделения княжеств начался в XI веке и продолжался на протяжении следующих столетий. Удельные княжества были значимыми политическими и административными единицами, которые играли ключевую роль в формировании российской территории. Удельные князья были самостоятельными правителями своих территорий, которые имели юридическую, экономическую и военную власть над своими вассалами. В то же время, они признавали верховную власть киевского князя или более могущественного княжества. Создание удельных княжеств стимулировало появление отдельных национальных и региональных особенностей, институтов власти и администрации. Также это способствовало развитию торговли, ремесел и культуры в каждом княжестве, усиливая дифференциацию в разных регионах страны. Со временем удельные княжества стали объединяться в единые государства, формируя сильные феодальные княжества и, в конечном итоге, привели к образованию Московского государства. Значение удельных князей в средневековой Руси Удельные князья играли важную роль в средневековой Руси.
Удельный князь: что это значит и какова его роль
Термин «удельный» происходит от слова «удел», что означает долю или часть, то есть князь получал в удел определенные земли с сопутствующими правами и обязанностями. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство.
Удел – это и судьба, и территория
Что значит удельный князь. Что значит удельная Русь? Удельные княжества (уделы) (от делить) — территории (земли, стороны, страны) на Руси в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей (удельный князь). Значение удельных князей в средневековой Руси Удельные князья играли важную роль в средневековой Руси. Уде́льные кня́жества (уде́лы) — территории (земли, стороны, страны) на Руси в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей (удельный князь).
Чем занимались удельные князья?
- Кто такие удельные и служилые князья?
- Филипп Киркоров в Крокус Сити Холл
- Следствия удельного порядка княжеского владения
- Удельное княжество — Википедия
- Удельный князь: происхождение, значение и функции в средневековой Руси
Кого называли удельными князьями когда на руси появились удельные княжества кратко
Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В политическом плане князья удельные в XIV веке при всех внутренних противоречиях в целом укрепляли военный потенциал и в определённой.
УДЕЛЬНЫЙ КНЯЗЬ.
В соответствии с действовавшими здесь обычаями свой надел удел получали все сыновья умершего князя см. Лествичное право. Удельные княжества, в свою очередь, дробились ещё на более мелкие уделы удельные княжества. Территория удельного княжества являлась владением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство.
Как происходил распад Золотой Орды? Упорная борьба завоёванных народов и прежде всего русского народа против татаро-монгольского владычества была мощным фактором, способствовавшим падению золотоордынского государства. После победы, одержанной русским народом над войсками Мамая на Куликовом поле, усилился распад Золотой Орды на отдельные ханства. Кто захватил власть в Орде во второй половине XIV в? На самом деле, тут никакого особого разброса нет. Золотую Орду, aka Улус Джучи, населяли, в большинстве своём, различные тюркские народы, и плюс к ним - финские, угорские, отдельные западносибирские и ненадолго, в разные периоды - некоторые другие народности, не оставившие заметного влияния и следа. Какая территория не входила в состав Золотой Орды? Ответ: Русские княжества не входили в состав Золотой Орды, а были в вассальной зависимости. Какая территория входила в состав Золотой Орды? Какая территория входила в состав государства Золотая Орда? Сколько существовала Золотая Орда? Золотая Орда Улус Джучи — государство монголо-татар, существовавшее в Евразии с 13 по 16 век. В период своего рассвета Золотая Орда, номинально входящая в состав Монгольской Империи, властвовала над русскими князьями и взимала с них дань монголо-татарское иго в течение нескольких веков. Кто уничтожил Золотую Орду? Эмир Тимур побеждает Золотую Орду и его воинов во главе с Тохтамышем. Сколько лет Золотая Орда держала Русь? Торговала Золотая Орда весьма активно. Например, в Индию вывозились в основном лошади и пушнина. Археологи находили индийские золотые и серебряные монеты в бассейне Волги.
Великий князь наделял удельных князей правами на уделы, решал споры между ними и контролировал их деятельность. Удельные князья играли значительную роль в формировании средневековой Руси. Они содействовали укреплению княжественной власти на территории, позволяли сохранять единство государства в условиях феодальной раздробленности и способствовали развитию культуры и экономики своих уделов. Исторический контекст и происхождение удельных княжеств В средневековой Руси период феодализма был характерен для формирования удельного права. Удельные княжества возникли как результат разделения и наследования земли между родственниками киевского князя. Это было непосредственной реакцией на проблему двоевластия и наследования престола. Удельное право представляло собой ситуацию, когда киевский князь делал передачу земли своему сыну-князю, разделяя тем самым власть и владение между наследниками. Каждое удельное княжество имело собственного управленца и независимость от большого великого княжества. Важно отметить, что процесс разделения княжеств начался в XI веке и продолжался на протяжении следующих столетий. Удельные княжества были значимыми политическими и административными единицами, которые играли ключевую роль в формировании российской территории. Удельные князья были самостоятельными правителями своих территорий, которые имели юридическую, экономическую и военную власть над своими вассалами. В то же время, они признавали верховную власть киевского князя или более могущественного княжества. Создание удельных княжеств стимулировало появление отдельных национальных и региональных особенностей, институтов власти и администрации. Также это способствовало развитию торговли, ремесел и культуры в каждом княжестве, усиливая дифференциацию в разных регионах страны. Со временем удельные княжества стали объединяться в единые государства, формируя сильные феодальные княжества и, в конечном итоге, привели к образованию Московского государства. Значение удельных князей в средневековой Руси Удельные князья играли важную роль в средневековой Руси. Они представляли собой местных правителей, которые получали часть земельного владения от князя-великого князя и управляли ею, несущим ответственность за благополучие своего удела.
Роль удельных князей в истории Руси была значительной, и их судьбы тесно связаны с формированием и развитием государства. Основной причиной возникновения удельного права были сложившиеся семейные отношения между княжескими родами. Правители, стремясь обеспечить своих сыновей наследственной властью, делили свои владения на уделы. Поэтому удельные князья играли важную роль в процессе передачи власти и имущества между поколениями правителей. Удельное княжество давало правителию возможность управлять своей территорией, собирать налоги, распоряжаться силами и средствами, а также проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику. Важной ролью удельных князей было также обеспечение обороноспособности княжества. Они формировали свои войска, принимали активное участие в обороне границ и защите населения. Благодаря удельным князьям создавались новые княжества, укреплялся государственный аппарат и развивались культура и экономика Руси. Однако, удельная система княжества также приводила к некоторым негативным последствиям.
Удельные князья в Великом княжестве Литовском
- Удельный строй в XII-XIII веках: что это такое и как он изменил Россию
- 1125-1157 годы – правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве
- Что такое удельный князь?
- Кто такие удельные князья
- Удельный князь | это... Что такое Удельный князь?
- Удельные князья что значит?
Чем занимались удельные князья?
Титул просуществовал на Руси до конца XVI в. Определяющий признак — служба за вознаграждение великому князю. Источники пополнения довольно разнообразные, и у историков нет единодушия в их точном определении. Ими могли стать бывшие удельные князья, знатные и владетельные выходцы из порубежных государств например, Гедиминовичи , так и потомки из казанских, астраханских и сибирских знатных татарских родов.
Выбирайте и купите прямо сейчас билеты на Киркорова и его выступления в Москве.
На сегодняшний день он заслуженно считается звездой первой величине на небосклоне отечественного шоу бизнеса. Этого исполнителя с радостью встречают во всех городах России, как собственного сына любят в Болгарии, аплодируют стоя в Америке и в Европе. Он уже успел исколесить с гастролями весь мир, а в Америке он стал первым певцом из России, который удостоился чести устроить собственное шоу в Лас-Вегасе. Зрители вместе с певцом устремятся в будущее, не забывая благодарить и прошлое и любить настоящее - покупайте в нашем агентстве лучшие места на концерт Филиппа Киркорова в Кремлевском Дворце.
Купить билеты Об артисте Филиппа Киркорова знают не только как популярного отечественного эстрадного певца, но и как композитора и продюсера. Имеет звание народного артиста РФ, Украины, Молдавии. В 1988 году Филипп закончил в Государственное музыкальное училище им. Еще на первом курсе, его пригласили в передачу «Шире круг», где он спел хит тех лет — композицию «Алеша», причем на болгарском.
С того самого времени стартовала его творческая биография. Свои первые аплодисменты он получил в возрасте пяти лет, когда участвовал в концерте своего отца, хоть и в маленькой роли - он просто-напросто дарил гвоздику в конце выступления. Кто бы мог представить, что он станет одним из самых популярных артистов будущего. Уже долгие годы без него не обходится премия Золотой граммофон, Серебряная калоша.
Также он многократно награждался премией Овация и многими другими. Концерт Филиппа Киркорова в году включает в себя песни самых разных лет с непременным танцевальным шоу.
После смерти отца принимал участие в борьбе… … Большая биографическая энциклопедия Иоанн Всеволодович удельный князь стародубский — удельный князь стародубский, прозвищем, по некоторым родословным, Каша, первый удельный князь стародубский Стародуба Кляземского , младший из сыновей В. После смерти отца принимал участие в борьбе… … Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.
Ефрона Иоанн Всеволодович, удельный князь холмский — удельный князь холмский Тверской земли , сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно с старшим братом своим, Георгием, в 1364 г. По некоторым сказаниям, участвовал в Куликовской битве. В 1397 г.
Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в. Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому.
Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга. Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт. Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ.
Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним.
Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве. Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, т. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные.
Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле.
В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них.
Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника. Наследственная власть его не могла найти новой, чисто политической основы в мысли о государе, блюстителе общего блага как цели государства: такая мысль не могла установиться в удельном княжестве, где общественный порядок строился на частном интересе князя-собственника, а отношения свободных лиц к нему определялись не общим обязательным законом, а личным добровольным соглашением. Потому, как скоро утвердилась мысль о принадлежности удела князю на праве собственности, его державная власть оперлась на это право и слилась с ним, вошла в состав его удельного хозяйства. Тогда и получилось сочетание отношений, возможное только там, где не проводят границы между частым и публичным правом. Верховные права князя-вотчинника рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства, и к ним применяли одинаковые приемы пользования, дробили их, отчуждали, завещали; правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались; в этом отношении должность судьи сельской волости не отличалась от дворцовой рыбной ловли, там находившейся. Так частное право собственности на удел стало политической основой державной власти удельного князя, а договор являлся юридическим посредником, связывавшим эту власть с вольными обывателями удела. Князь-родич XII в..
Удельный князь-вотчинник XIV в. Три разряда земель Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца. Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т.
Что такое удельный князь?
- Почему происходило деление княжеств на уделы? (Томилин Михаил Леонидович) / Проза.ру
- Читайте также
- Удельные князья: их роль и значение
- Удельная Русь: sergeytsvetkov — LiveJournal