Кроме того, Достоевский писал стихи для собственных детей и для юмористических альманахов.
Федор Достоевский
В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни». Загадочная смерть Михаила Андреевича Достоевского в 1839 году до сих пор вызывает дискуссии среди биографов писателя. Существует две версии его смерти. Согласно официальной версии отец писателя умер в поле от апоплексического удара. Другая версия основана на слухах: М.
Достоевского убили собственные крепостные мужики. Обе версии подробно описаны биографом Достоевского Л. Исследователи, придерживающиеся версии убийства, ссылаются на воспоминания младшего брата писателя Андрея Михайловича. Мотив отцеубийства в качестве публичного возмездия всплывает на страницах романа «Братья Карамазовы»: «Кто не желает смерти отца?..
Смерть отца произвела тяжкое и неизгладимое впечатление на юношу. Достоевская писала: «Семейное предание гласит, что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». Французский словарь Лярусс, ссылаясь на воспоминания писателя Д. Григоровича, сообщает, что припадок эпилепсии случился через 2 месяца после смерти отца.
Однако по собственным воспоминаниям Д. Григоровича следует, что он стал свидетелем припадка не падучей не в 1839 году, а гораздо позже — после «вторичного сближения с Достоевским», т. В своей известной статье Фрейд писал, что «ненависть Достоевского к отцу, желание смерти этому злому отцу» вытеснялась в Эдипов комплекс. Преодолевая вину при известии о смерти или убийстве отца, что совпадало с собственными наиболее тайными и невыносимыми желаниями, сын наказал себя первым эпилептическим припадком.
В действительности нет достоверных источников, подтверждающих эпилепсию Достоевского ни в детстве, ни в юности. По свидетельству самого писателя первый припадок падучей он испытал в более позднее время — на каторге. Автор пятитомной биографии Достоевского Джозеф Франк оппонирует австрийскому психоаналитику: «В качестве доказательств Фрейд приводит «факты», в лучшем случае расцениваемые как сомнительные, а в худшем — как обычные заблуждения. История болезни Достоевского, выстраиваемая Фрейдом в попытке её «объяснения» психоаналитическими терминами, является фикцией».
Точную дату смерти Михаила Андреевича Достоевского - 6 июня 1839 года - впервые определил Г. Фёдоров в 1975 году. После исследования архивов Фёдоров обнародовал новые факты, удостоверяющие естественную смерть отца писателя, которая была зафиксирована двумя врачами независимо друг от друга. Слухи об убийстве крестьянами распространил помещик соседнего имения П.
Поскольку эта версия разделялась родственниками Достоевского, некоторые биографы писателя утвердились в факте насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. До сих пор биографы Достоевского разделены на два лагеря в зависимости от приверженности той или иной версии кончины отца писателя. Фёдор Михайлович договорился со старшим братом Михаилом о наложении табу на любые обсуждения смерти отца, о которой они впервые упомянули только через много лет после трагического события. Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только узкоспециальное военное, но и широкое гуманитарное образование.
Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя». Учёба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял.
Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского составили литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий, Д. Григорович, А. Бекетов и Н.
По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика. Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель». Эти первые юношеские произведения не сохранились.
В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди». Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака.
Перевод можно считать вольным переложением, поскольку он содержит некоторые ошибки, пропуски, неточности, но также и некоторые дополнения от самого Достоевского. Перевод «Евгении Гранде» осуществлялся с самого раннего издания, вышедшего в 1834 году, и поэтому в некоторой степени отдалён от окончательной версии оригинала. Впервые перевод Достоевского был напечатан в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди».
При посредничестве Д. Григоровича с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Достоевский был радушно принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н.
Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе». Однако следующее произведение «Двойник» было встречено непониманием. По словам Д.
Григоровича восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М.
Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым в конце 1846 года.
В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.
В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова, где познакомился с И. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями.
С конца зимы - начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая , в который входили поэт А. Майков, критик В. Майков, А.
То, что они родились в один день. Автор "Преступления и наказания" и "Идиота" родился 201 год назад. Русский писатель Федор Михайлович Достоевский. ТАСС 1.
Правнук Федора Михайловича работал водителем трамвая. Сейчас он активно ведет социальные сети и "пытается быть пенсионером". Достоевский скрывался от долгов за границей. На протяжении четырех лет писатель жил в Европе, где прятался от кредиторов.
Он даже говорил, что если бы не носил траура по любимой маме, он бы попросил отца разрешить ему носить траур по Александру Пушкину. Началом творческой биографии Федора Достоевского стал роман «Бедные люди», работу над которым он закончил в мае 1845 года. Произведение начинающего писателя так понравилось модным литераторам того времени Николаю Некрасову и Виссариону Белинскому , что первый присвоил ему звание «нового Гоголя» и напечатал его произведение на страницах своего альманаха «Петербургский сборник». Белинский отметил, что автору удалось раскрыть такие подробности жизни на Руси и описать характеры людей, над которыми никто и никогда даже не задумывался.
Он назвал работу Достоевского первым социальным романом, притом написанную так ярко и талантливо, что невозможно выразить словами. Потом Федор начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского. Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев — от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете. В 1847-м Достоевского увлекли идеи социализма. Он стал постоянным участником кружка Петрашевского, где активно шло обсуждение судебной реформы, свободы книгоиздательства, отмены крепостного права. На одном из заседаний кружка Достоевский познакомил публику с письмом Белинского к Николаю Гоголю, которое считалось запрещенным.
За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев. Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. Он получил высшую меру наказания — расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали. Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение.
Произошло нечто подобное Голгофе: воскресли мертвые духом, били себя в перси отступники, исповедуя божественное достоинство дотоле отвергаемого ими Христа, о Котором учил умерший... Да, эпитафия с заглавия "Братьев Карамазовых", перенесенная на памятник Достоевского, в день смерти его осуществилась явно. И мы тогда видели и свидетельствуем, что не стадное увлечение толпы, но ясное пробуждение совести отражалось на лицах, они плакали и молились.
Объяснить эти явления, скажем, эти события, по существу, значит - покушаться на самую характеристику писателя. Обратим внимание только на главную причину, по которой эта смерть была для каждого чем-то своим, каким-то переворотом во внутренней жизни.
Достоевский в Сибири
- Детство и юность
- Что есть Россия? Дневники писателя: краткое содержание, описание и аннотация
- Первые произведения Достоевского
- Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
- Как писал романы Достоевский?
- Достоевский: биография, фото, личная жизнь
Курсы валюты:
- Федор Михайлович Достоевский
- Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
- Шансы Достоевского попасть в иноагенты и экстремисты
- Все материалы
- Ссылка Достоевского
- ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Достоевский ездил туда вместе с Соловьевым в 20-х числах июня 1878 года. По воспоминаниям жены, он вернулся "как бы умиротворенный и значительно успокоившийся". Сказались встречи — в толпе и наедине — со знаменитым старцем отцом Амвросием. Правда, не все читатели романа соглашались с таким портретом знаменитого старца. Так, главный критик Достоевского среди консерваторов, Константин Леонтьев, писал философу Василию Розанову: Оптина пустынь — православный мужской монастырь в Калужской области. В июне 1867 года в Баден-Бадене произошла их ссора, приведшая к окончательному разрыву. Достоевский зашел в гости к Тургеневу на разговор. Разговор продлился всего час. Тургенев, как и прежде, говорил, что "есть одна общая всем дорога и неминуемая — это цивилизация и что все попытки русизма и самостоятельности — свинство и глупость", а также добавил, что "пишет большую статью на всех русофилов и славянофилов". Раздраженный Достоевский ответил на слова Тургенева: "Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп.
Тургенев ужасно рассердился. Видя его таким, Достоевский тотчас съязвил насчет неуспеха его романа "Дым" и добавил, что немцы как народ "гораздо хуже и бесчестнее нашего, а что глупее, то в этом сомнения нет" хотя именно среди немцев Достоевский укрывался от отечественных кредиторов. Тургенев возразил ему, что в таком случае "считает себя за немца, а не за русского, и гордится этим". После этой словесной перепалки они расстались. Мы поглядели друг на друга, но ни он, ни я не захотели друг другу поклониться". Тургенева", Василий Перов, 1872 год. Но на замысел "Преступления и наказания" повлияли многие реальные убийства, о которых Достоевский узнавал из газетных криминальных сводок. Исследователи его творчества даже составляют перечни преступлений , которые могли повлиять на сюжет романа. Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке.
Это, однако, не мешало ему хвастаться своим достижением и заодно поддевать Тургенева в одном из писем : "Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу. Тургенев умер бы от одной мысли". Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в фильме "Преступление и наказание", 1969 год. Там они встретились с женами сосланных декабристов и получили от них по Евангелию с переплетенными внутри 10 рублями. Все четыре года каторги Достоевский читал только Евангелие, а по освобождении бережно хранил этот экземпляр до конца жизни. Уже на свободе он написал письмо к той самой жене декабриста, Наталье Дмитриевне Фонвизиной, которая подарила ему Евангелие. В этом письме он не только выразил ей благодарность, но и впервые записал свою знаменитую христианскую аксиому: "Если б кто мне сказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной". Так, в романе "Братья Карамазовы" главные герои пьют чай именно в тех ситуациях, когда готовы к честному разговору или уже ведут его. А одну из самых знаменитых фраз о чае в русской литературе оставил главный герой "Записок из подполья": "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?
Чаепитие", Николай Богданов-Бельский, 1913 год. Он продолжался 15 минут и сопровождался, по воспоминаниям , "вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною перед ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом". Уже в Сибири один из врачей поставил Достоевскому диагноз "падучая" эпилепсия. Такие припадки сопровождали Достоевского до конца жизни. Многие исследователи считают, что эпилепсия также сказалась на его кончине. Самый знаменитый эпилептик в художественном мире Достоевского — князь Мышкин из романа "Идиот". А самый известный свидетель эпилептических припадков Достоевского — его жена Анна. Как пример запись из ее дневника от 13 августа 1867 года: "Ф. Достоевский на смертном одре", Николай Крамской, 1881 год.
Портрет, написанный с усопшего писателя. Или и я враг евреев? Так, по сей день приходится мириться с тем, что он был антисемитом. Многие исследователи предпочитают избегать столь резких формулировок и говорить скорее о проблемном отношении Достоевского к евреям вообще, или о "газетном антисемитизме". Такую "славу" Достоевский обрел по следам публикаций "Дневника писателя" в журнале "Гражданин". В ответ на критику он написал статью "Еврейский вопрос", в которой выразил и симпатию, и претензии к еврейскому народу. Но публикация "Еврейского вопроса" только усугубила положение Достоевского. А окончательно он похоронил себя сценой в "Братьях Карамазовых", в которой Лиза Хохлакова и Алеша Карамазов обсуждают , "правда ли, что жиды на пасху детей крадут и режут? Философ и религиозный мыслитель Семен Франк считал, что эта сцена "кладет несмываемое пятно на репутацию Достоевского".
Правда, стоит отметить, что Достоевский не любил не только евреев, но и многие другие народы, например поляков.
А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович.
В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь.
Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник.
Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский.
Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой.
Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях.
Вот представьте себе: стоит Библия в центре мироздания как некое изваяние, а вокруг нее то, что писатель называл «насущным видимо-текущим». Но тут можно поставить вопрос: чем такое мировидение отличается от языческого? Ведь любая языческая религия — это тоже «священная история», и каждый ее последователь в своей жизни осуществляет, оживляет и вновь дает быть сценам той, однажды бывшей «священной истории». А различие между тем радикальное.
То есть вообще никакой истории, кроме «священной», собственно, нет. Всё остальное — только ее воспроизведение. И человек может только дать вновь быть, явиться лучше или хуже — в зависимости от качеств места его присутствия тому, что уже было когда-то, потому что мир стоит только тем, что это бывшее всё время воспроизводится — такой постоянный круг времени вокруг «начала времен». А христианская история совсем иная: это вечность, вошедшая во время, благодаря чему впервые история начинает разворачиваться во времени.
История присутствия Христова в мире не повторяется, не возобновляется — она длится. И человек, который заново в своей жизни переживает евангельскую историю, не должен ее повторять — он должен ее трансформировать. Потому что слишком много ответов в евангельской истории от человека не было получено. Слишком много шагов навстречу Богу не было сделано.
Вот о чем пишет Достоевский. Итак, от нас ожидается ответ. А в черновиках писателя мы встретим даже еще более радикальное: «Жизнь есть рай, ключи у нас». И в чем только не обвиняли Достоевского в связи с этими словами богословы — в том числе и в пелагианстве: якобы спасение зависит только от человека.
А ведь у Достоевского совсем не об этом речь. Христос Свой шаг навстречу человеку сделал и теперь ждет от него ответного шага — об этом всё творчество Достоевского Старец Зосима говорит о ситуации, когда Христос уже Свой шаг навстречу человеку сделал и теперь ждет от него ответного шага. Ждет, потому что Бог никого не принуждает, никого не насилует. Ждет, отворит ли Ему человек дверь или не отворит.
А Он от этой двери не отойдет. Вот об этом всё творчество — и не только всё творчество, но — всё мировидение Достоевского. Татьяна Касаткина — У Достоевского есть замечательное письмо, написанное в связи с историей Корниловой — 20-летней беременной мачехи, которая выбросила из окошка свою шестилетнюю падчерицу и потом отправилась доносить на себя в полицию. Девочка не разбилась, но Корнилову осудили на Сибирь.
Достоевский передает эту историю в «Дневнике писателя» и высказывает догадку: а не мог ли такой поступок быть связан с тем, что можно назвать «аффектом беременности»? И если так, то дело Корниловой необходимо пересмотреть. Некто К. Масляников, почитатель Достоевского, служивший как раз в ведомстве, которое могло инициировать пересмотр дела, принял горячее участие в судьбе молодой женщины и завязал переписку с Достоевским в связи с этим.
В одном из писем он по пунктам перечисляет, что он сделал. Достоевский отвечает ему таким же деловым письмом, по пунктам и вдруг в конце внезапно и неожиданно добавляет: «В Иерусалиме была купель Вифезда. И расслабленный жаловался Христу, что уже долго ждет и живет у купели, но не имеет человека, который опустил бы его в купель, когда возмутится вода». И дальше: «По смыслу письма Вашего, таким человеком у нашей больной хотите быть Вы.
Не пропустите же момента, когда возмутится вода, а я тоже буду действовать до конца». Здесь идеально выражено то, как Достоевский строит образ человека в своих романах и как он видит человека в реальности: это мгновенное соотнесение с евангельской ситуацией. И заметим, в евангельской ситуации больной так и не нашел своего человека, и ему пришлось дожидаться Христа — Бога и Человека одновременно. То есть в Евангелии с Богом никто не захотел сотрудничать для того, чтобы этого конкретного человека спасти.
А здесь ситуация радикально меняется: Господу находится человек, который хочет сотрудничать с Ним для того, чтобы исцелить эту больную. Вот об этом весь Достоевский. Отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть, как возникают евангельские точки отсчета для любого события Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». Возникают совсем другие точки отсчета для любого события: оно вдруг оценивается совсем не в той перспективе, в какой человек его привык оценивать и в какой ему удобно его оценивать.
Мы на всё начинаем смотреть с точки зрения вечности, а от такой перемены ракурса можно, конечно, и заболеть. Христос — страсть жизни — А был ли писатель православным, ведь некоторые богословы видели в его рассуждениях нечто еретическое? Достоевский, 1879 — Достоевский был православным, но мне очень не нравится, когда слово «православный» употребляют вот так: православный — и всё. Я бы все-таки говорила о Достоевском как о «православном христианине», и на слове «христианин» сделала бы ударение.
Потому что для Достоевского самое главное — что Христос присутствует здесь всякую минуту. Достоевский именно о насущной, живой, каждого человека затрагивающей христологии и мариологии. А по свидетельству практически всех, кто тогда занимался догматическим богословием и по свидетельству многих из тех, кто сейчас им занимается , это живое знание в системе догматического богословия отсутствовало. Есть замечательная книжка итальянского автора Диво Барсотти, кстати, католического священника, — «Достоевский: Христос — страсть жизни».
Это очень верное название. У Достоевского Христос — страсть жизни. Бунин сказал грубо: «У Достоевского Христос каждой бочке затычка».
Предположение о том, что Фёдор Михайлович Достоевский обладал даром предвидения — предмет спора литературоведов, культурологов и всех интересующихся его творчеством. Кто-то уверен, что это факт, ссылаясь на тяжелые приступы эпилепсии, при которых писателю приходили откровения. Остальные заверяют, что Достоевский делал логические выводы, опираясь на исторические факты и происходящие в конце 19 века события. В своем «Дневнике писателя» Фёдор Михайлович размышлял о современности, о России и Европе, славянах, восточных странах.
Высказывался о тех, кто отправлялся в эмиграцию, предавал родную страну. Каждый увидит в «Дневниках» что-то своё, интерпретирует также по-своему.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть в Нечаевых, в Серно-Соловьевичей Николай Серно-Соловьевич — революционер. Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского. И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога. Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа». А почему так вышло, кто в этом виноват?
В начале 1870 года в эмиграции умер публицист-революционер Александр Герцен, Достоевский был лично знаком с ним еще с 1840-х годов. Смерть Герцена была остро пережита Достоевским, он вновь перечитал в это время многие его сочинения, рассматривая Герцена как крупнейшего представителя русского западничества. Мысль об ответственности идеологов западничества в формировании нигилистических настроений у современной молодежи — одна из важнейших в «Бесах». Но Достоевский мыслил отношение «отцов» и «детей» сложнее. Представляющий в романе поколение «отцов», идейно и морально ответственных, по замыслу Достоевского, за «беснование» молодого поколения, Степан Трофимович, столкнувшись с разгулом бесовской стихии в городе, не только «с ужасом и первый» «отворачивается», отшатывается от крайних проявлений воинствующего нигилизма, но и бросает на празднике в пользу гувернанток в своей речи вызов духу времени.
И с кого писал «портрет чистого и идеального западника» Степана Верховенского? Как историческое лицо историк Тимофей Николаевич Грановский действительно представлял собой яркий тип «чистого и идеального западника» 1840-х годов. Но Степан Трофимович не является его, пусть и карикатурно трансформированным, «портретом». Если и говорить о «портретности» этого персонажа «Бесов» — то он, бесспорно, коллективный портрет деятелей 1840-х. Но и здесь необходима важная оговорка.
Излагая на первых страницах романа биографию Степана Верховенского, Хроникер в самом начале сообщает, что тот, действительно, «некоторое время принадлежал к знаменитой плеяде иных прославленных деятелей нашего прошедшего поколения», но тут же оговаривается, что «одно время, — впрочем, всего только одну самую маленькую минуточку, — его имя многими тогдашними торопившимися людьми произносилось чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, Грановского…». Уже в этой характеристике между Грановским и Верховенским проведена важная черта, обозначена иерархическая дистанция как между личностями разного исторического масштаба: первый представляет эпоху и поколение 1840-х годов, второму в этой эпохе принадлежит «одна самая маленькая минуточка». Достоевский собрал в образе Степана Трофимовича практически все исторические грехи, которые он традиционно инкриминировал западничеству. Это оторванность от «почвы», незнание народа, отрицание русской национальной самобытности. Космополитизм и еще безбожие — вот два важнейших, взаимосвязанных, по Достоевскому, греха, во власти которых находится значительная часть русского образованного общества.
Все другие многочисленные грехи всходят, по убеждению писателя, на поле, разрыхленном первыми двумя. И как с течением времени менялось читательское переосмысление этой книги? Понятно, как он оценил «Бесов».
Самое смешное, что раньше я думала: "Зачем нам нужны эти уроки литературы.
Прочитала книгу и все. А нет же, мы дотошно каждый листик разбираем. Если он там сказал что-то - все, это знак! Ну что за брееед.
Григоровича, сообщает, что припадок эпилепсии случился через 2 месяца после смерти отца. Однако по собственным воспоминаниям Д. Григоровича следует, что он стал свидетелем припадка не падучей не в 1839 году, а гораздо позже — после «вторичного сближения с Достоевским», т. В своей известной статье Фрейд писал, что «ненависть Достоевского к отцу, желание смерти этому злому отцу» вытеснялась в Эдипов комплекс. Преодолевая вину при известии о смерти или убийстве отца, что совпадало с собственными наиболее тайными и невыносимыми желаниями, сын наказал себя первым эпилептическим припадком. В действительности нет достоверных источников, подтверждающих эпилепсию Достоевского ни в детстве, ни в юности. По свидетельству самого писателя первый припадок падучей он испытал в более позднее время — на каторге. Автор пятитомной биографии Достоевского Джозеф Франк оппонирует австрийскому психоаналитику: «В качестве доказательств Фрейд приводит «факты», в лучшем случае расцениваемые как сомнительные, а в худшем — как обычные заблуждения. История болезни Достоевского, выстраиваемая Фрейдом в попытке её «объяснения» психоаналитическими терминами, является фикцией». Точную дату смерти Михаила Андреевича Достоевского - 6 июня 1839 года - впервые определил Г.
Фёдоров в 1975 году. После исследования архивов Фёдоров обнародовал новые факты, удостоверяющие естественную смерть отца писателя, которая была зафиксирована двумя врачами независимо друг от друга. Слухи об убийстве крестьянами распространил помещик соседнего имения П. Поскольку эта версия разделялась родственниками Достоевского, некоторые биографы писателя утвердились в факте насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. До сих пор биографы Достоевского разделены на два лагеря в зависимости от приверженности той или иной версии кончины отца писателя. Фёдор Михайлович договорился со старшим братом Михаилом о наложении табу на любые обсуждения смерти отца, о которой они впервые упомянули только через много лет после трагического события. Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только узкоспециальное военное, но и широкое гуманитарное образование. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя». Учёба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе.
Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского составили литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий, Д. Григорович, А. Бекетов и Н. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика. Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель». Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди».
Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод можно считать вольным переложением, поскольку он содержит некоторые ошибки, пропуски, неточности, но также и некоторые дополнения от самого Достоевского. Перевод «Евгении Гранде» осуществлялся с самого раннего издания, вышедшего в 1834 году, и поэтому в некоторой степени отдалён от окончательной версии оригинала. Впервые перевод Достоевского был напечатан в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Д. Григоровича с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В.
Достоевский был радушно принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе». Однако следующее произведение «Двойник» было встречено непониманием. По словам Д. Григоровича восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет.
Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова, где познакомился с И.
Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями. С конца зимы - начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая , в который входили поэт А. Майков, критик В. Майков, А. Плещеев, друг и врач писателя С. Яновский, Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Весной 1846 года А.
Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам.
Книгоиздатель Алексей Суворин в своем «Дневнике» писал, по его утверждению, якобы со слов Достоевского, что последний: «…Сказал, что напишет роман, где героем будет Алеша Карамазов.
Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером... Точно так же, что и созвучие с фамилией Каракозов, человека, совершившего первый теракт против Александра, тоже возникло не с потолка. Кроме того, не мог же он не знать «Ангела смерти» «Народной воли» Александра Баранникова — соседа по лестничной площадке в Кузнечном переулке. И не общаться с Андреем Желябовым и Софьей Перовской, частыми гостями квартиры 11.
И полиция, не нашедшая там динамит, предполагала, что его вышеозначенные цареубийцы спрятали как раз у Федора Михайловича. Не решились обыскивать квартиру умирающего.
Достоевский Фёдор
Под прямым влиянием статьи Достоевского Григорьев писал в «Плачевных размышлениях о деспотизме и о вольном рабстве мысли» (Якорь. Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Гений и злодеи: что в творчестве Фёдора Достоевского сегодня наиболее актуально
и текстовые трансляций событий, спецпроекты и отличные рекламные возможности. В Сибири Достоевский написал повести Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". Бесы Достоевского: что в жизни писателя современники не оценили бы лайком 11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения великого Федора Достоевского. Кустурица планирует написать роман на основе "Преступления и наказания". Ранимым британским студентам запретят читать жестокого Достоевского. Интересные Новости.
Достоевский Фёдор
В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы. Сегодня на нашем канале документальный фильм к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского. Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Кроме того, Достоевский писал стихи для собственных детей и для юмористических альманахов. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Библиография
- ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
- Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском
- Как писал романы Достоевский 11 ноября 2021
- Достоевский: семья и ранние годы
Ссылка Достоевского
До сих пор у нас о таких предметах только те, которым нечего делать, задумываются. Ах, как скучно праздно в вагоне сидеть, ну вот точь-в-точь так же, как скучно у нас на Руси без своего дела жить. Хоть и везут тебя, хоть и заботятся о тебе, хоть подчас даже так убаюкают, что, кажется бы, и желать больше нечего, а всё-таки тоска, тоска и именно потому, что сам ничего не делаешь, потому что уж слишком о тебе заботятся, а ты сиди да жди, когда еще довезут». Длительная скука ведет к необратимым когнитивным деформациям, и в 1867 году в поезде уже будет разворачиваться зачин «Идиота» : «В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона. Если б они оба знали один про другого, чем они особенно в эту минуту замечательны, то, конечно, подивились бы, что случай так странно посадил их друг против друга в третьеклассном вагоне петербургско-варшавского поезда». Именно в этом вагоне третьего класса князь Мышкин, возвращаясь из Швейцарии, услышит впервые от Рогожина имя Настасьи Филипповны. В этой производной очередного дорожного дискомфорта Достоевский очевидно реконструирует вагон поезда как специфическую речевую ситуацию. Он утверждал, что дискриминация «жидов» — это лишь способ защиты русских крестьян от «засилья евреев». Участие последних в революционном движении Достоевский описывает следующим образом: «…жиду весь выигрыш от всякого радикального потрясения и переворота в государстве, потому что сам-то он status in statu [государство в государстве], составляет свою общину, которая никогда не потрясется, а лишь выиграет от всякого ослабления всего того, что не жиды».
При этом впечатление хронологически первое — разочарование — совпадает с общим выводом из увиденного в Европе, который должен бы опираться на второе впечатление или их сумму. Здесь, конечно, Достоевский играет с читательским ожиданием: человек, увидевший что-то собственными глазами, может изменить свое мнение. Путешественник Достоевского сообщает, что многого ждал от поездки в «страну святых чудес», а вернулся разочарованным, но, как показывает эпизод с собором, на деле он и въезжал в Европу с предубеждением против нее, против ее технических и культурных достижений. Русский травелог между Радищевым и Достоевским Как вдохновил Мартина Скорсезе снять «Таксиста»: «Аналогии с Достоевским не случайны: Мартин в автобиографической книге Scorsese on Scorsese вспоминает, что еще до знакомства со Шредером он находился под впечатлением от повести Достоевского «Записки из подполья» и планировал экранизировать ее.
Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма.
Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам. Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль. Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности".
Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии. Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома".
Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций".
Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может".
Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены.
Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша. Несмотря на клятву больше не играть, Достоевский все равно срывался. Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера проиграл. Аня, как я буду теперь глядеть на тебя, что скажешь ты про меня теперь! Его обрили, облачили в куртку, заковали в кандалы и заключили в деревянную казарму. Он работал вместе с остальными каторжанами на кирпичном заводе на берегу Иртыша. Условия жизни Достоевский подробно описывал брату Михаилу в тайной переписке.
Достоевский навсегда покинул острог 15 февраля 1854 года, в возрасте 32 лет. В марте того же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске.
А по факту не медовый месяц, а бегство от кредиторов. Дом, в котором Достоевские снимали квартиру в Женеве фото: Nashagazeta. И первым неприятным обстоятельством стала погода. В сентябре Достоевский в письмах к друзьям жаловался на ужасный климат, «как в Петербурге». От постоянной смены температуры и влажности у писателя начались припадки. Они случаются часто — каждые 10 дней. Для эпилептика женевская погода оказалась очень тяжела. Но недовольство Достоевского подогревалось и другими факторами.
Беременность жены проходила сложно, а денег постоянно не хватало. Достоевский мало писал, зато много играл и от этой пагубной зависимости избавиться не мог. Он закладывал ценные вещи, в том числе и шубу, драгоценности жены, а так же свадебные кольца. Выкупал и снова закладывал. От полной нищеты спасала лишь бережливость Анны Григорьевны. Анна Достоевская Сниткина Вот что она записала в дневник 18 сентября: «Он отправился заложить наши обручальные кольца, потому что у нас нечем было обедать». В Женеве Достоевский скучал. Об этом он много раз писал друзьям. В "строго протестантском городе" было слишком много "крикливых пьяниц" и "буянов". Вот один из самых острых отзывов писателя: «О, если б Вы знали, как глупо, тупо, ничтожно и дико это племя!
Мало проехать, путешествуя.
Но недовольство Достоевского подогревалось и другими факторами. Беременность жены проходила сложно, а денег постоянно не хватало. Достоевский мало писал, зато много играл и от этой пагубной зависимости избавиться не мог.
Он закладывал ценные вещи, в том числе и шубу, драгоценности жены, а так же свадебные кольца. Выкупал и снова закладывал. От полной нищеты спасала лишь бережливость Анны Григорьевны. Анна Достоевская Сниткина Вот что она записала в дневник 18 сентября: «Он отправился заложить наши обручальные кольца, потому что у нас нечем было обедать».
В Женеве Достоевский скучал. Об этом он много раз писал друзьям. В "строго протестантском городе" было слишком много "крикливых пьяниц" и "буянов". Вот один из самых острых отзывов писателя: «О, если б Вы знали, как глупо, тупо, ничтожно и дико это племя!
Мало проехать, путешествуя. Нет, поживите-ка! В Германии меня всего более поражала глупость народа: они безмерно глупы, они неизмеримо глупы ». Фёдор Достоевский В скучном городе Фёдор Достоевский спасался игрой.
А когда проигрался в пух и прах, когда проиграл кольцо и пальто, почувствовал, что виноват перед женой. Ему нужно было вернуть её уважение. Он писал, что снова хочет быть её достойным, что бросит играть и обкрадывать её «как скверный, гнусный вор». С любовью и с надеждой примусь за работу и увидишь, что будет через 2 года».
Как писал романы Достоевский 11 ноября 2021
Достоевский Фёдор Михайлович | Кроме того, Достоевский писал стихи для собственных детей и для юмористических альманахов. |
Как писал романы Достоевский? | и текстовые трансляций событий, спецпроекты и отличные рекламные возможности. |
Федор Достоевский | В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем. |
Павел Фокин. Последняя газета, прочитанная Ф.М. Достоевским — МузееМания | Достоевский назвал работу коллеги «Западнической клеветой на Россию», а его самого обвинили в незнании своей страны и порекомендовал сжечь роман. |
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | самые актуальные и последние новости сегодня. |
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Получил мировое признание как один из величайших романистов. Произведения Достоевского оказали большое влияние не только на развитие мировой литературы, но и на формирование многих философских идей. В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Достоевскому смертную казнь заменили четырехлетней каторгой в Омске, после которой он должен был отправиться на службу обычным солдатом в Семипалатинск. Получил мировое признание как один из величайших романистов. Произведения Достоевского оказали большое влияние не только на развитие мировой литературы, но и на формирование многих философских идей.
Федор Достоевский: Что есть Россия? Дневники писателя
Достоевский Федор Михайлович | Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. |
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях | Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки – за 26 дней. |
Достоевский Фёдор
В 1860-е годы Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха». Журналы пропагандируют «почвенничество» — специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок». В 1860—80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля.
Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. В феврале 1881 года Федор Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей.
Это вечные вопросы. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен.
И вот, двадцать лет спустя, имя Казановы и его удивительная история напоминают Достоевскому о той радостной поре жизни, когда он вновь вернулся в Петербург и литературную жизнь, полный идей и замыслов, с неутолимым желанием творить, действовать, жить и побеждать. Та публикация была вполне программной для журнала братьев Достоевских: «Это рассказ о торжестве человеческой воли над препятствиями непреоборимыми», — писал тогда Достоевский в небольшой предварительной заметке, называя личность Казановы «одной из самых замечательных своего времени» [Достоевский, 1972-1990, т. И как было не порадоваться тому, что вдохновлявший его рассказ Казановы — правда, подтверждаемая документами. Вадим Фалилеев. Портрет Достоевского Просматривая газету, на третьей полосе Достоевский мог остановить своё внимание на статье Незнакомца А.
Суворина «Бенефис г. Не говоря о Хлестакове, который живёт полною жизнью и будет жить ещё долго, если не всегда, остаются интересны и черты в городничем, в Бобчинском и Добчинском, в купечестве, в почтмейстере, в смотрителях богоугодных и учебных заведений. Вот ещё один повод вспомнить прошлое. Знал практически наизусть. Как такое забыть? С имени Хлестакова начинается «Дневник писателя» 1876 года: …Хлестаков, по крайней мере, врал-врал у городничего, но всё же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием [Достоевский, 1972-1990, т. В той вступительной заметке Достоевский сетует на поветрие легкомыслия, охватившее русских людей: Нынче же всякий и прежде всего уверен, входя куда-нибудь, что всё принадлежит ему одному. Если же не ему, то он даже и не сердится, а мигом решает дело; не слыхали ли вы про такие записочки: «Милый папаша, мне двадцать три года, а я ещё ничего не сделал; убеждённый, что из меня ничего не выйдет, я решился покончить с жизнью…» И застреливается.
Но тут хоть что-нибудь да понятно: «Для чего-де и жить, как не для гордости? Это уже полное свинство [Достоевский, 1972-1990, т. Прошло пять лет с того времени, как были написаны эти слова, а ничего не изменилось: на той же полосе, в том же самом столбце, где поминается гоголевский бессмертный Хлестаков, всего десятью строками выше, в городской хронике происшествий читаем вслед за Достоевским? Университета Николай Жильцов, 24 лет, усмотрен в своей квартире повесившимся. О причине, побудившей его к самоубийству, производится дознание. Подвал третьей полосы занимает очередная глава романа Н. Ахшарумова «Во что бы ни стало» Часть вторая «Принцесса в поденщиках». Автор — тоже давний знакомец Достоевского. Возможно, они встретились ещё в 1840-х годах.
Николай Ахшарумов — старший брат петрашевца Дмитрия Ахшарумова, так же, как и Достоевский, приговорённого к смертной казни и вмести с ним переживший Голгофу Семёновского плаца. В 1864 году Николай Ахшарумов будет автором журнала «Эпоха», в котором опубликует роман «Мудрёное дело. Очерк из летописей русской словесности». В 1867 году он одним из первых напишет критический разбор «Преступления и наказания». Ахшарумов — автор повести «Двойник», которая появилась на страницах журнала «Отечественные записки» под псевдонимом Чернов в 1850 году. Ахшарумов — автор повести «Игрок» появившейся в 1858 году, за восемь лет до романа Достоевского. Правда, игрок у Ахшарумова играет не в рулетку, а в шахматы. Сколько событий и параллелей в одном только имени! Роман же, судя по отрывку, весьма посредственный, впрочем, на современную тему, и в этом Ахшарумов — скромный последователь Достоевского.
Вряд ли Достоевский потратил на эту публикацию хотя бы несколько минут. Достоинства прозы Ахшарумова были ему хорошо известны. Четвёртая полоса отдана известиям из русской провинции: из Рязани сообщали о денежных штрафах, введенных в одной из гимназий за провинности учеников «В совете учителя, однако, отнеслись к воспитательной мере отрицательно. Они признали эту систему взимания штрафов не только не педагогическою, но и просто безнравственною» ; из Кишинёва — о съезде дворян Бессарабии и о появлении в среде поселян ссудно-сберегательных товариществ «Влияние товарищества на экономический быт поселян уже тем обнаруживается, что поселяне перестают сбывать евреям за бесценок свои продукты, не входят в денежную кабалу у евреев, а в случае необходимости, занимают деньги в товариществе» ; в Либаве учреждается «акционерное общество для выделки джутовых мешков в России»; по словам «Одесского вестника» горный инженер Н. Давыдов нашёл на бахчисарайской казённой даче у Яйлы большое месторождение каменного угля; «Черниговским земским собранием постановлено ходатайствовать об областном съезде представителей земства и городов для обсуждения вопроса об эпизоотиях»; газета «Дон» сообщает, что «в Острогожском уезде, в селении Кушвине, в январе, в 10 часов вечера, было довольно сильное землетрясение; длилось оно около 2-х минут; повреждений в зданиях не замечено». Здесь же — официальная хроника: о назначениях, чинах и циркулярах, о передвижении особ царской фамилии. И — объявления, объявления, объявления. Пёстрая, динамичная, разнообразная суета жизни, вглядываясь в которую, гениальный художник прозревал глубины человеческих отношений, трагедии и анекдоты, радость и боль. Он был связан с этой жизнью сотнями нитями — из прошлого, настоящего и будущего.
Газетный лист был для него не просто набором фактов, но местом встречи — с людьми, с народами, с миром. И с самим собой — в этом мире. Учитель, бывший студент университета, «с долголетнею практикою и отличными рекомендациями» даёт объявление об уроках «по всем предметам гимназического курса». Просит направлять письма по адресу: Графский пер. В этом доме да не в этой ли самой квартире? Достоевский начинал свой путь, проводя дни и ночи над рукописью «Бедных людей». Как это было давно!
Совершенно естественно, что известие о новом славянофильском органе печати было встречено «Временем» доброжелательно: «... Достоевского и вынудили его выступить с необычно резкой по тону статьей, разбирающей общественно-политические и литературные взгляды «Дня».
Достоевский отделяет свою позицию и от обскурантов вроде Аскоченского, приветствовавшего рождение «Дня», и от тех, кто обрушился на славянофильскую газету, как на издание рептильное и ретроградное. Его тревожит тон критики, в нем он видит странные и болезненные симптомы, те «деспотические» приемы, тот «терроризм мысли», решительным и убежденным противником которого он выступал во всех статьях 1861 г. Реакция печати на появление «Дня» для Достоевского — лишнее свидетельство общего неблагополучия дел в разрозненном, разбившемся на множество партий и групп образованном обществе России. После короткого полемического выступления Достоевский переходит к анализу содержания первых номеров «Дня», выделяя передовую статью И. Аксакова «Москва 14-го октября»; 2 посмертно опубликованную статью К. Аксакова «Наша литература»,3 передовую И. Аксакова «Москва 21-го октября»4 и корреспонденцию H. Письмо 2-е», сопровожденную обширными примечаниями И. Более того, он колко замечает, что беспрерывно говорящие о русских народных началах теоретики-славянофилы удивительно не по-русски отстаивают свои идеи, внося в споры с западниками дух вражды, фанатизма, непримиримости: «Те же славянофилы, с тою же неутомимою враждой ко всем, что не ихнее, и с тою же неспособностью примирения; с тою же ярою нетерпимостью и мелочною, совершенно нерусскою формальностью».
Признавая большие заслуги славянофилов, Достоевский, однако, оценивает их без энтузиазма и горячности, нередко свойственных Герцену. Напротив, он вовсе не собирается преувеличивать эти заслуги, сопровождая даже похвалы серьезными ограничениями: «Есть у них иногда сильное чутье, тонкое и меткое, некоторых но отнюдь не всех основных элементов русской народной особенности» курсив наш. Достоевский подчеркивает, что западничество было не в меньшей степени русским явлением, чем 1 Время. Павлов 1836—1905. Наше переходное время. Сборник статей, помещавшихся преимущественно в газетах: «День», «Москва» и «Русь». Приложение к «Русскому архиву» 1888 г. Достоевский явно отдает предпочтение «западнической» партии, как партии движения, верной духу реализма в герценовском широком значении этого слова, имеющего мало общего с узким и односторонним «утилитаризмом». Судьба и произведения Герцена эмигрантского периода стоят за следующими словами Достоевского: «...
Западничество перешло бы свою черту и совестливо отказалось бы от своих ошибок. Оно и перешло ее наконец и обратилось к реализму, тогда как славянофильство до сих пор еще стоит на смутном и неопределенном идеале своем... Реализм, ум, анализ «станция пытливого ума и анализа» , трезвость взгляда и способность к движению, умение честно признавать свои ошибки, «самопроверка», «самопознание» — все это отличительные качества «западничества», по убеждению Достоевского, ставящие его выше мечтательного, книжного, догматического и нетерпимого славянофильства. Оценивая историческую роль славянофилов, Достоевский отказывает им в праве обвинять русское общество в целом, и западников в частности, во лжи и неискренности, указывает на их очевидный «разлад с действительностью» Его статья — попытка отделить «почвенническое» направление от славянофильского. Достоевский высоко ставит труды К. Аксакова «о мире, об общине русской». Но в то же время он не может сдержать возмущения крепостнической моралью, развиваемой H. Недовольство Достоевского вызвали и идиллические примечания к корреспонденции H. Ответ Достоевского Аксакову недвусмысленно ясен: «Вы говорите, что у нас не было ничего подобного феодальным отношениям на Западе?
Ну нет-с, одно другого, верно, стоило. Упрекает Достоевский редактора «Дня» и в недостатке подлинного христианского чувства. Грозным иеремиадам и мрачным пророчествам Аксакова, фанатично нетерпимым словам, вкладываемым им в уста «будущего» русского православного народа, Достоевский противополагает дух кротости, согласия, любви, терпимости: «И уж если пошло на тексты, то не грозный текст пророка приведет он народ — В. Продолжает Достоевский в статье и спор со славянофильской концепцией развития русской литературы, в которой, по давнишнему убеждению писателя, яснее всего сказались теоретизм, отвлеченность славянофильского направления, его разлад с подлинно реалистическим взглядом на историю развития русского общества. Иронически задевая литературный опыт К. Аксакова, комедию в двух действиях с прологом «Князь Луповицкий, или Приезд в деревню» 1851 , Достоевский, видимо, вспоминал отзывы В. Белинского о художественных произведениях 470 славянофилов, в частности о драмах А. Видим лица, видим события, видим русские слова, но не видим того, что давало бы смысл, было бы ключом к разгадке этих лиц и событий. Самозванец и Ляпунов г-на Хомякова говорят, кажется, по-русски, а между тем оба они — какие-то романтические мечтатели двадцатых годов XIX столетия, следовательно, нисколько не русские начала XVII века».
Ведь вы хвалитесь же знанием народа, ну и представьте нам сами ваши идеалы, ваши образы. Но сколько нам известно, выше князя Луповицкого вы еще не подымались». В полемике Достоевского с литературными мнениями К. Аксакова безусловно присутствовал и личный момент: писателю были памятны отзывы Константина Аксакова о «Бедных людях» и «Двойнике» см. Личное Достоевский сопрягает с общим: он горячо возражает принципиальному противнику «натуральной школы» и «отрицательного направления» — К. Аксакову, с тем же упорством проводившему свои мнения в 1850-х годах, как и в 1840-х. В «Обозрении современной литературы» 1857 К. Аксаков продолжал утверждать, что «литература наша — собрание чужих форм, разных отголосков и только», писал о «хилости и недолговечности современного состояния нашей литературы, не нуждающейся для своего падения в посторонней помощи... Аксаков и в статье, посмертно опубликованной в газете «День», что дало основание Достоевскому говорить о косности и догматичности славянофильской критики.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях | Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». |
Достоевский Федор Михайлович | Об этом свидетельствует статистика Российской книжной палаты за первую половину года, пишет. |