Мелодрама, Фильм. Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969 год) Реж.
"Дворянское гнездо" кратчайшее содержание (4 варианта)
Фильм Дворянское гнездо (1969) смотреть онлайн трейлеры и описание, интересные факты и дополнительные материалы на сайте онлайн-кинотеатра Иви. Читаем краткое содержание романа «Дворянское гнездо»Автор: Иван Сергеевич ТургеневЧитает Светлана БогдасароваМонтаж видео: Светлана Богдасарова19 минутОбраз. Дворянское гнездо. 1859 Краткое содержание романа. Первым, как водится, весть о возвращении Лаврецкого принёс в дом Калитиных Гедеоновский. Мелодрама, драма. Режиссер: Андрей Кончаловский. В ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич и др. Лаврецкий возвращается в свое имение после пребывания в Париже. Разочаровавшись в жизни, в несправедливости жены, он влюбляется.
Дворянское гнездо
Религиозность не как форма, а суть бытия Лизы Калитиной дается актрисе с величайшим напряжением. Отсюда скованность актрисы в рассказе ключ к пониманию сформировавшейся души Лизы о детских впечатлениях при посещении храма. Закономерно из фильма выпал финал истории Лизы Калитиной - уход в монастырь. Финал должен был строиться на двух новеллах из "Записок охотника": "Гамлете Щигровского уезда" и "Певцах". Гедеоновский Василий Меркурьев приводит Лаврецкого в трактир, в котором словно собралась вся "недворянская" Россия, представители всех сословий: монахи, мужики, нищие. Алла Демидова пробовалась на роль мальчика-инока. Вместе с ними Лаврепкий слушает певцов. Это и стало бы истинным возвращением героя в Россию, сопряжение в душе Лаврецкого двух ликов ее духовности: дворянских гнезд и народной жизни. Такой финал, несомненно, объединил, уравновесил бы главную идею фильма - постижение Родины.
Задуманный финал был снят, но от него пришлось отказаться, потому что вышло не то, к чему режиссер стремился. Может статься, литература "отомстила" режиссеру. Кончаловский выстраивает ленту по принципу не литературной, а музыкальной драматургии. Режиссер откровенно заявляет об этом в прологе фильма. Старый учитель музыки, немец Лемм у ступеней калитинского дома дирижирует невидимым незвучащим оркестром. Почти в каждой сцене, где реализуется, воплощается жажда Лаврепким счастья и гармонии, звучит музыка. Кончаловский строит монтажный контрапункт по законам музыкального произведения. Эпизод игры в пятнашки, занимающий на экране от силы полторы минуты, режиссер монтировал три недели, добиваясь вальсообразного ритма сцены.
Эпизодам гостевания калитинского семейства в усадьбе Лаврецкого задается монтажный ритм менуэта. Гармония уходит из жизни героя вместе с музыкой и поэзией, и тогда на экране появляется прозаичная "пьяная" ярмарка со всеми ее непременными атрибутами: цыганами, лошадьми, брызгами, а то и реками шампанского. Угарная гульба, излюбленный для русского дворянства омуток отчаяния, в который кидается Лаврец-кий, ища забвения, топя несбывшееся счастье. Добро и зло, божественное и земное должны были повстречаться, заглянуть друг другу в глаза, Кончаловский придумывает блестящий эпизод - дуэт и дуэль Варвары Павловны и Лизы. Предпочтение вновь отдано не словам, а музыке. Варвара Павловна, безошибочным женским чутьем почуявшая опасность, исходящую из калитинского дома, наносит визит соседям. Туалет - скромное черное платье, слова и жесты - все заведомо и тщательно продумано. Якобы покорная судьбе, раскаявшаяся неверная жена, услужливая и льстивая, она очаровывает глуповатую хозяйку дома.
Внешне спокойная - лишь дрогнувшая рука, поправившая прическу, выдает волнение - входит Лиза. Соглашается спеть для общества "тот старинный романс об ивах". Опершись на край рояля, чтобы не подкосились ноги, Лиза начинает петь. Низким, глубоким голосом. Поет просто, безыскусно, но со скрытой силой и волей.
После нескольких любезностей Владимир Николаевич садится за фортепьяно и исполняет романс собственного сочинения. Все присутствующие хвалят дилетанта. Вскоре в гостиную входит учитель музыки — Христофор Федорович Лемм. Он избегает общаться с Паншиным и уводит Лену на урок музыки. Марья Дмитриевна предлагает Гедеоновскому прогуляться по саду. Лиза и Владимир Николаевич остаются вдвоем. V Учитель музыки Лемм родился в Германии. В детстве он научился играть на разных инструментах. Родители мальчика умерли, когда ему было восемь лет. Вскоре Лемм стал зарабатывать себе на хлеб музыкой и постепенно добился места дирижера в оркестре. В двадцать восемь лет Лемм переехал в Россию в надежде добиться славы и признания великого композитора. Немецкому музыканту не повезло. Он вынес множество бед и лишений, сменил несколько мест и в конце концов попал в г. О, где начал давать платные уроки музыки. Лемму было около пятидесяти лет. Он уже давно оставил мечты о славе композитора, но в честь Лизы сочинил кантату. Немца огорчило, что девушка показала это сочинение дилетанту Паншину. VI Лиза и Паншин пробуют в четыре руки сыграть сонату Бетховена. Владимир Николаевич постоянно сбивается и предлагает вместо этого поучить девушку рисованию. Окончив урок с Леной, Лемм идет домой. Лиза догоняет его и извиняется за недоразумение с кантатой. В это время к дому подходит какой-то незнакомый господин. VII Гость представляется Лаврецким. Он вспоминает, что встречался с Лизой, когда она еще была маленькой девочкой. Хозяйка дома и Гедеоновский уже вернулись с прогулки. Марья Дмитриевна заметно смущается при встрече с Федором Ивановичем и не знает, о чем с ним заговорить, сохраняя деликатность. Совершенно иначе ведет себя Марфа Тимофеевна. Старушка с радостью приветствует любимого Федю и засыпает его вопросами. Лаврецкий говорит, что намерен поселиться в небольшой деревушке Васильевское. Гости расходятся поздним вечером. При прощании Паншин наедине намекает Лизе на главную причину, по которой он посещает дом Калитиных: «Вы знаете, кто меня привлекает сюда…». Его прадед добился значительного влияния и богатства, дед Петр Андреевич вел обычную жизнь русского барина, а отец, Иван Петрович, был образован и воспитан по-европейски. Назло суровому отцу Иван Петрович женился на простой крестьянке Маланье. От этой «постыдной» связи и родился Федор Иванович. Сам Иван Петрович уехал за границу и провел там несколько лет. На родину он вернулся лишь в 1812 г. Дед и мать Феди умерли. Его воспитанием занималась тетка — Глафира Петровна. Когда мальчику пошел двенадцатый год, она написала Ивану Петровичу письмо с настойчивой просьбой вернуться и заняться хозяйством и единственным наследником. X Иван Петрович вернулся в родное имение. Долгая заграничная жизнь сильно его изменила. Иван Петрович стал страстным поклонником английских порядков и обычаев. Он приступил к широким «реформам» в своем имении. Впрочем, нововведения проявились лишь внешне: ливреи для слуг, иностранные вина вместо водки и т. Хозяйство велось по-прежнему, а жизнь крестьян стала даже тяжелее. Главной заботой Ивана Петровича стало воспитание сына. XI До возвращения отца тетка держала Федю в большой строгости. Целыми днями он сидел взаперти, а в качестве «развлечения» рассматривал непонятную книгу с картинками «Символы и эмблемы». Образованием мальчика занималась нанятая шведка, которая «кое-как играла на фортепьяно». Иван Петрович применил к двенадцатилетнему сыну особую «систему», где главная роль отводилась физическим упражнениям. Мальчик стал усиленно заниматься гимнастикой, верховой ездой, стрельбой из арбалета. Новые учителя учили Федю естественным наукам, математике, праву. После восстания декабристов взгляды Ивана Петровича резко изменились. Он бросил «англоманство» и стал придерживаться русских обычаев. Неожиданно Иван Петрович ослеп. После безуспешных попыток вылечиться он слег в постель, долго мучил людей нытьем и жалобами, пока не умер. Феде тем временем было уже двадцать три года. Он обладал большими познаниями, но совершенно не умел «сходиться» с людьми и боялся женщин. Лаврецкий поехал в Москву и поступил в университет. Он подружился лишь с одним товарищем по учебе — Михалевичем. Однажды в театре Федор Иванович увидел девушку, поразившую его своей красотой. Михалевич рассказал другу, что красавицу зовут Варварой Павловной Коробьиной, и предложил свое посредничество для знакомства. Она была дочерью отставного генерала и недавно закончила институт. Семья Коробьиных была бедна, но генерала хорошо знали и принимали в высшем обществе. Спустя полгода он сделал Варваре Павловне предложение, которое было без промедления принято. Родители девушки прекрасно знали о большом состоянии жениха. XV По настоянию Коробьиных Лаврецкий бросил учебу и возвратился с молодой женой в родовое имение в Лавриках. Постепенно Варвара Павловна прибрала к рукам все хозяйство, а затем передала управление отцу.
Может статься, литература "отомстила" режиссеру. Кончаловский выстраивает ленту по принципу не литературной, а музыкальной драматургии. Режиссер откровенно заявляет об этом в прологе фильма. Старый учитель музыки, немец Лемм у ступеней калитинского дома дирижирует невидимым незвучащим оркестром. Почти в каждой сцене, где реализуется, воплощается жажда Лаврепким счастья и гармонии, звучит музыка. Кончаловский строит монтажный контрапункт по законам музыкального произведения. Эпизод игры в пятнашки, занимающий на экране от силы полторы минуты, режиссер монтировал три недели, добиваясь вальсообразного ритма сцены. Эпизодам гостевания калитинского семейства в усадьбе Лаврецкого задается монтажный ритм менуэта. Гармония уходит из жизни героя вместе с музыкой и поэзией, и тогда на экране появляется прозаичная "пьяная" ярмарка со всеми ее непременными атрибутами: цыганами, лошадьми, брызгами, а то и реками шампанского. Угарная гульба, излюбленный для русского дворянства омуток отчаяния, в который кидается Лаврец-кий, ища забвения, топя несбывшееся счастье. Добро и зло, божественное и земное должны были повстречаться, заглянуть друг другу в глаза, Кончаловский придумывает блестящий эпизод - дуэт и дуэль Варвары Павловны и Лизы. Предпочтение вновь отдано не словам, а музыке. Варвара Павловна, безошибочным женским чутьем почуявшая опасность, исходящую из калитинского дома, наносит визит соседям. Туалет - скромное черное платье, слова и жесты - все заведомо и тщательно продумано. Якобы покорная судьбе, раскаявшаяся неверная жена, услужливая и льстивая, она очаровывает глуповатую хозяйку дома. Внешне спокойная - лишь дрогнувшая рука, поправившая прическу, выдает волнение - входит Лиза. Соглашается спеть для общества "тот старинный романс об ивах". Опершись на край рояля, чтобы не подкосились ноги, Лиза начинает петь. Низким, глубоким голосом. Поет просто, безыскусно, но со скрытой силой и волей. Отстегивая на ходу отточенно-артистическим жестом белый воротник, к роялю приближается Варвара Павловна. Вступает непрошенно в пение, затмевая Лизин голос восхитительной колоратурой - словно по полу рассыпалась горсть серебряных монеток. Но голос Лизы не угас, не потерялся в соловьиных трелях Варвары Павловны. Их двуголосие - не единение, а дуэль. Каждый пел по-своему и о своем. Упрямо, убежденно ведет партию своей суровой, предначертанной свыше судьбы Лиза, не позволяя голосу слиться с блистательным губительным сопрано. У каждого из героев "Дворянского гнезда" свой путь. Лаврецкий с крестьянской девочкой уходит по белеющей среди полей дороге. Прощальные звуки элегии? Или начало иного жизненного пути, на котором, верно, не встретится больше любовь, но извечно пребудут надежда, воля и труд.
Разразился скандал: Ивана отец лишил наследства, а девку приказал отправить в дальнюю деревню. Иван Петрович отбил по дороге Маланью и обвенчался с нею. Пристроив молодую жену у родственников Пестовых, Дмитрия Тимофеевича и Марфы Тимофеевны, сам отправился в Петербург, а потом за границу. В деревне Пестовых и родился 20 августа 1807 г. Прошёл почти год, прежде чем Маланья Сергеевна смогла появиться с сыном у Лаврецких. Да и то потому только, что мать Ивана перед смертью просила за сына и невестку сурового Петра Андреевича. Реклама Счастливый отец младенца окончательно вернулся в Россию лишь через двенадцать лет. Маланья Сергеевна к этому времени умерла, и мальчика воспитывала тётка Глафира Андреевна, некрасивая, завистливая, недобрая и властная. Федю отняли у матери и передали Глафире ещё при её жизни. Он видел мать не каждый день и любил её страстно, но смутно чувствовал, что между ним и ею существовала нерушимая преграда. Тётку Федя боялся, не смел пикнуть при ней. Вернувшись, Иван Петрович сам занялся воспитанием сына. Одел его по-шотландски и нанял ему швейцара. Гимнастика, естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло и геральдика составили стержень воспитательной системы. Будили мальчика в четыре утра; окатив холодной водой, заставляли бегать вокруг столба на верёвке; кормили раз в день; учили ездить верхом и стрелять из арбалета. Когда Феде минуло шестнадцать лет, отец стал воспитывать в нем презрение к женщинам. Через несколько лет, схоронив отца, Лаврецкий отправился в Москву и в двадцать три года поступил в университет. Странное воспитание дало свои плоды. Он не умел сойтись с людьми, ни одной женщине не смел взглянуть в глаза. Сошёлся он только с Михалевичем, энтузиастом и стихотворцем. Этот-то Михалевич и познакомил друга с семейством красавицы Варвары Павловны Коробьиной. Двадцатишестилетний ребёнок лишь теперь понял, для чего стоит жить. Варенька была очаровательна, умна и порядочно образованна, могла поговорить о театре, играла на фортепиано. Реклама Через полгода молодые прибыли в Лаврики. Университет был оставлен не за студента же выходить замуж , и началась счастливая жизнь. Глафира была удалена, и на место управительницы прибыл генерал Коробьин, папенька Варвары Павловны; а чета укатила в Петербург, где у них родился сын, скоро умерший. По совету врачей они отправились за границу и осели в Париже. Варвара Павловна мгновенно обжилась здесь и стала блистать в обществе. Скоро, однако, в руки Лаврецкого попала любовная записка, адресованная жене, которой он так слепо доверял. Сначала его охватило бешенство, желание убить обоих «прадед мой мужиков за ребра вешал» , но потом, распорядившись письмом о ежегодном денежном содержании жене и о выезде генерала Коробьина из имения, отправился в Италию. Газеты тиражировали дурные слухи о жене. Из них же узнал, что у него родилась дочь. Появилось равнодушие ко всему. И все же через четыре года захотелось вернуться домой, в город О... Реклама Лиза с первой же встречи обратила на себя его внимание. Заметил он около неё и Паншина. Мария Дмитриевна не скрыла, что камер-юнкер без ума от её дочери. Марфа же Тимофеевна, правда, по-прежнему считала, что Лизе за Паншиным не быть. В Васильевском Лаврецкий осмотрел дом, сад с прудом: усадьба успела одичать. Тишина неспешной уединённой жизни обступила его. И какая сила, какое здоровье было в этой бездейственной тишине. Дни шли однообразно, но он не скучал: занимался хозяйством, ездил верхом, читал. Недели через три поехал в О... Застал у них Лемма. Вечером, отправившись проводить его, задержался у него.
"Дворянское гнездо", роман Тургенева и фильм Кончаловского
Экранизация одноименного романа И. Федор Иванович Лаврецкий Кулагин из Италии возвращается в родовую усадьбу. Он расстался со своей женой, изменявшей ему. Будучи в гостях у кузины в поместье неподалеку, влюбляется в дочь кузины, юную Елизавету Михайловну Купченко , а она — в него.
Это было одно из тех предложений, от которых не отказываются, и режиссер немедленно и не раздумывая согласился. В соавторстве с Валентином Ежовым Кончаловский написал сценарий по мотивам произведений Тургенева. Помимо одноименного романа Тургенева, в сценарий вошли сюжетные линии и детали рассказов «Гамлет Щигровского уезда» и «Певцы» из цикла «Записки охотника». На тот момент Андрей Кончаловский был вполне доволен своим сценарием и своим замыслом, но уже через много-много лет говорил, что картина все-таки неудачная, полагая, что ему помешал снять настоящий шедевр элементарный страх. Актерский состав С подбором актеров не возникло больших проблем.
Лаврецкий видит ее, но девушка делает вид, что не замечает его. Лаврецкий уезжает. Сюжет Вначале помещик Федор Лаврецкий жил в Европе с женой, потом, после ее измены — один. На Родине он избирает местожительством дом в Васильевском. В городе он идет к Калитиным, своей родне. Вдова Марья Дмитриевна и ее старая тетка Марфа Тимофеевна ему рады. Он знакомится с дочками вдовы — Лизой и Леной. Старшая производит на него неизгладимое впечатление глубиной своей натуры и чистотой чувств. Начинается общение, приходит новость о том, что жена Варвара Павловна скончалась в Париже. Кажется, что счастью Федора и Лизы ничто не может помешать. Но новость оказывается ошибочной — жена жива, и вместе с дочкой приехала к мужу. Марья Дмитриевна и сама Лиза желают примирения семьи. Лаврецкий отвозит жену в имение, но жить с ней не хочет. Она находит утешение в связи с Паншиным, бывшим женихом Лизы. А после и вовсе укатывает в Париж. Лаврецкий одинок. Спустя время он заглядывает в дом Калитиных — старых хозяек уже нет. Находит он и Лизу, ставшую монахиней в дальнем монастыре. Та делает вид, что не узнает его, хотя ее руки дрожат. Краткое содержание романа Федор Иванович Лаврецкий учился в университете, когда познакомился со свой будущей женой.
Вскоре Лаврецкий узнает, что жена умерла, он надеется найти свое счастье с Лизой, которая намеревалась отказать завидному жениху. Но внезапно объявляется жена Лаврецкого, вести о смерти которой оказались неверными. С этого момента умиротворение, поселившееся было в душе Федора Ивановича, сменилось на боль и тоску… Снят фильм в мягких, приглушенных тонах в сказочном уголке русской природы.
Краткое содержание Тургенев Дворянское гнездо
В рамках социального кинопроекта "Время жить – время созидать мы расскажем о художественном фильме режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского по мотивам одноименного романа И. С. Тургенева "Дворянское гнездо". Он сразу стал таким популярным, что не читать «Дворянское гнездо» считалось чуть ли не дурным тоном. Мелодрама, Фильм.
Дворянское гнездо
«Дворянское гнездо» — краткое содержание и пересказ по главам романа И. С. Тургенева. Он сразу стал таким популярным, что не читать «Дворянское гнездо» считалось чуть ли не дурным тоном. Вместе с «Дворянское гнездо» смотрят. Нераскрытая сексуальность образа Дворянского гнезда так и повисла над актрисой и нашим кино. Странно, что фильм снят не в чисто-тургеневском имении Спасское-Лутовиново, архитектура которого типична для дворянского гнезда. «Дворянское гнездо» — экранизация классического романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо».
Место и время действия
- фильм «Дворянское гнездо» смотреть online
- Дворянское гнездо Тургенев краткое содержание.
- Краткое содержание «Дворянское гнездо»
- «Дворянское гнездо» краткое содержание романа Тургенева – читать пересказ онлайн
"Дворянское гнездо" кратчайшее содержание (4 варианта)
Федор назначил ей небольшое годовое содержание и распорядился отстранить генерала от управления поместьем. Блоги пользователей. Новости кино. Нераскрытая сексуальность образа Дворянского гнезда так и повисла над актрисой и нашим кино.
Краткое содержание романа «Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев)
После долгого путешествия по Европе дворянин Лаврецкий возвращается домой. Все в его имении так знакомо и дорого его сердцу. В свой первый визит к своим соседям Калитиным он знакомится с Лизой.
Только в глазах видна усталость. Вообще-то Федор Иванович крепкой породы. Его прадед был человеком жёстким, дерзким, умным и лукавым. Прабабка, вспыльчивая, мстительная цыганка, ни в чем не уступала мужу. Дед Петр, правда, был уже простой степной барин. Его сын Иван отец Федора Ивановича воспитывался, однако, французом, поклонником Жан Жака Руссо: так распорядилась тётка, у которой он жил. Сестра его Глафира росла при родителях. По возвращении к родителям Ивану показалось грязно и дико в родном доме.
Это не помешало ему обратить внимание на горничную матушки Маланью, очень хорошенькую, умную и кроткую девушку. Разразился скандал: Ивана отец лишил наследства, а девку приказал отправить в дальнюю деревню. Иван Петрович отбил по дороге Маланью и обвенчался с нею. Пристроив молодую жену у родственников Пестовых, Дмитрия Тимофеевича и Марфы Тимофеевны, сам отправился в Петербург, а потом за границу. В деревне Пестовых и родился 20 августа 1807 г. Прошёл почти год, прежде чем Маланья Сергеевна смогла появиться с сыном у Лаврецких. Да и то потому только, что мать Ивана перед смертью просила за сына и невестку сурового Петра Андреевича. Дворянское гнездо Тургенев краткое содержание. Счастливый отец младенца окончательно вернулся в Россию лишь через двенадцать лет. Маланья Сергеевна к этому времени умерла, и мальчика воспитывала тётка Глафира Андреевна, некрасивая, завистливая, недобрая и властная.
Федю отняли у матери и передали Глафире ещё при её жизни. Он видел мать не каждый день и любил её страстно, но смутно чувствовал, что между ним и ею существовала нерушимая преграда. Тётку Федя боялся, не смел пикнуть при ней. Вернувшись, Иван Петрович сам занялся воспитанием сына. Одел его по-шотландски и нанял ему швейцара. Гимнастика, естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло и геральдика составили стержень воспитательной системы. Будили мальчика в четыре утра; окатив холодной водой, заставляли бегать вокруг столба на верёвке; кормили раз в день; учили ездить верхом и стрелять из арбалета. Когда Феде минуло шестнадцать лет, отец стал воспитывать в нем презрение к женщинам. Через несколько лет, схоронив отца, Лаврецкий отправился в Москву и в двадцать три года поступил в университет. Странное воспитание дало свои плоды.
Он не умел сойтись с людьми, ни одной женщине не смел взглянуть в глаза. Сошёлся он только с Михалевичем, энтузиастом и стихотворцем. Этот-то Михалевич и познакомил друга с семейством красавицы Варвары Павловны Коробьиной. Двадцатишестилетний ребёнок лишь теперь понял, для чего стоит жить. Варенька была очаровательна, умна и порядочно образованна, могла поговорить о театре, играла на фортепиано. Через полгода молодые прибыли в Лаврики. Университет был оставлен не за студента же выходить замуж , и началась счастливая жизнь. Глафира была удалена, и на место управительницы прибыл генерал Коробьин, папенька Варвары Павловны; а чета укатила в Петербург, где у них родился сын, скоро умерший. По совету врачей они отправились за границу и осели в Париже. Варвара Павловна мгновенно обжилась здесь и стала блистать в обществе.
Скоро, однако, в руки Лаврецкого попала любовная записка, адресованная жене, которой он так слепо доверял. Сначала его охватило бешенство, желание убить обоих «прадед мой мужиков за ребра вешал» , но потом, распорядившись письмом о ежегодном денежном содержании жене и о выезде генерала Коробьина из имения, отправился в Италию. Газеты тиражировали дурные слухи о жене. Из них же узнал, что у него родилась дочь.
Брака, однако не вышло. Муж укатил за границу и вернулся только через 12 лет. Родившийся сын получил странное воспитание. С матерью общаться тесно ему не давали. Когда отец вернулся, она уже умерла, а ребенок был под надзором тетки довольно жесткого характера. Мальчика почти не обучали традиционным наукам и, вдобавок, отец постарался внушить ему презрение к женщинам. По этой причине выросший Федор был не в состоянии общаться с дамами до тех пор, пока не встретил свою будущую жену Варвару Петровну. Кокетливая красивая девушка поразила его воображение и, моментально влюбившийся Лаврецкий женился на ней. Супруги вскоре уехали за границу, где Варенька стала содержательницей очень модного салона, а вскоре была уличена мужем в любовной переписке.
Будучи в гостях у кузины в поместье неподалеку, влюбляется в дочь кузины, юную Елизавету Михайловну Купченко , а она - в него. Вскоре Лаврецкий узнает, что жена умерла, он надеется найти свое счастье с Лизой, которая намеревалась отказать завидному жениху. Но внезапно объявляется жена Лаврецкого, вести о смерти которой оказались неверными.
' + title + '
- 25 августа 1969 года на советские экраны вышел фильм Андрея Кончаловского «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО».
- Дворянское гнездо: краткое содержание
- Дворянское гнездо (1969) — Фильм.ру
- «Дворянское гнездо» — краткое содержание и пересказ по главам романа И. С. Тургенева
Краткое содержание романа "Дворянское гнездо": пересказ, текст в сокращении
Происходит мировоззренческая схватка, а режиссер увлеченно следит за тем, как "роза упала на лапу Азора": лепестки цветка, плавно кружась, опадают на роскошного пса Калитиных. Столкновение западничества и славянофильства любопытно режиссеру лишь как словесный покров, таящий в данном случае глубоко частную, человеческую драму. Хотя тургеневское Слово присутствует в фильме, режиссер отдает предпочтение изображению и музыке, взяв в соавторы божьей милостью одаренных людей: оператора Георгия Рерберга, композитора Вячеслава Овчинникова, художников Александра Бойма, Николая Двигубского, Михаила Ромадина. Они попытались рассказать в картине о строе неомраченной русской души именно в этом состоит кровное родство "Дворянского гнезда" с "Историей Аси Клячиной... Не от невежества авторов происходит в фильме смешение вещного мира разных эпох: костюмы - не тургеневского, а скорее чеховского времени; женские шляпы скопированы из журналов мод 1905 года, регулярные парки усадеб Лаврецкого и Калитиных! Режиссер намеренно уходит от точности временных отсылов, утверждая мысль о неконкретности прошлого. Это прошлое вообще. Россия в "Дворянском гнезде" Кончаловского прекрасна: умыта, солнечна, чиста. Экран предлагает и буйство красок, и нежную пастель. Фильм удивительно, изысканно красив.
Лопухи в человеческий рост отсвечивают серебром, паутина - как старинное кружево. Натюрморт завтрака Лаврецкого на пленэре под полотнам малых голландцев: в севрских, тончайшего фарфора, чашках золотится густой мед, алеет, истекая соком, купающаяся в сливках ягода... Хрестоматийными стали кадры со стремительно бегущими кронами деревьев с пробивающимися сквозь них ликующими солнечными бликами. Признание Лаврецкого в любви к России - стихотворение в прозе, истинная высокая поэзия. Дом Лаврецкого. Кадр переполнен вещами - старинной мебелью, безделушками, статуэтками. С губ уже готово сорваться ехидное сравнение с антикварной лавкой или апартаментами нувориша. Она одухотворяет каждый предмет, обласкивает вещицы любовным взглядом Они оживают и словно сами голосом старого лакея рассказывают историю рано умершей матери Лаврецкого - "драму из старинной жизни", повесть о крестьянской девушке, полюбившейся барину, осмелившейся полюбить самой, зачахнувшей от тоски и одиночества. Она глядит на нас со старинной миниатюры - воплощенная кротость и печаль.
И короткое едва успеваем прочитать с экрана монтажное вкрапление - крестьянская девочка на лугу с охапкой полевых цветов. Не единожды возникает в фильме этот лишенный точного словесного определения символ Может быть, это мечта героя, может быть, последняя надежда - бог весть! В финале Лаврецкий берет за руку ребенка и уходит вместе с ним по полевой дороге... Париж куда переносится в воспоминаниях Лаврецкий линяло-бесцветен. Парижская гостиная наполнена не людьми, а тенями, бессмысленным гомоном, ползущим шепотком, вздорной толкотней. Здесь Лаврецкому Леонид Кулагин уготована пошлая роль обманутого мужа, роль унизительная и смешная, как и весь его парижский облик - этакий русский медведь с завитыми волосами, нафабренными усами, в тесном, явно жмущем в подмышках фраке и дурацком жабо. На роль Варвары Павловны Кончаловский приглашает красивейшую актрису европейского кино - Беату Тышкевич. Точеный профиль, мрамор покатых плеч, лебединая шея. Врожденная аристократичность и женская обольстительность.
По замыслу режиссера Варвара Павловна стала в фильме олицетворением земного низменного начала. Противовесом устремленному к идеальному, божественному образу Лизы Калитиной.
В этой пропасти истоки судьбы России… В прессе о фильме писали: "Режиссер Михалков-Кончаловский, своей интерпретацией рассказа Тургенева представил для нас прекрасный образец стиля. Лирический сюжет, в центре которого — весьма неординарный герой, глубоко погружает зрителя в мир этого дворянина. На поверхность всплывают традиционные темы русского кино: любовь к земле, тщательное описание общества 19-го века и поэтическое восприятие природы…" Предлагаем вам ответить на следующие вопросы: 1. Какие два стиля хотел соединить режиссер в данном фильме?
Что лежит в основе сюжета кинокартины? Назовите год создания картины "Дворянское гнездо".
Она не хочет слышать сплетен и уходит с вязанием в соседнюю комнату. Гедеоновский продолжает диалог с Марьей Дмитриевной. Вбегает младшая дочь вдовы Елена и предупреждает, что к ним едет Владимир Николаевич Паншин.
У окна останавливается всадник на гнедом коне. III Владимир на пороге усадьбы. Молодой ухажёр 19-летней красавицы Лизы держит поводья и позволяет Елене погладить морду строптивой лошади. Новому любимцу Паншин дал кличку Орланд. Всадник входит в дом.
Старшая дочь Марьи Лиза присоединяется к гостям. IV Владимир Николаевич служил в Петербурге чиновником. От отца он получил маленькое наследство и полезные знакомства. Но благодаря природному обаяния и творческому складу ума сам умело пробивался в люди. В доме Калитиной Владимир гостил впервые.
Он радушно приветствовал домочадцев, отвесил добрый комплимент Гедеоновскому и предложил Елизавете оценить его новый романс. Гость сыграл своё произведение на фортепьяно и получил заслуженные хвалебные отзывы. Поместье навестил очередной гость — учитель музыки, немец Христофор Лемм. Старик был известен своей нелюбовью к «лёгкой музыке». Паншин поспешил задобрить учителя и похвалил его авторскую кантату.
Смущённый до крайности немец занялся обучением Елены, а хозяйка дома увела Гедеоновского в другую комнату посплетничать. В родной Германии он осиротел в 8 лет и долгие годы перебивался, выступая на ярмарках и в трактирах. В России Лемму снова не повезло. После 7 лет верной службы капельмейстером музыкант не получил ни копейки от разорившегося барина. Трудная жизнь в постоянных скитаниях от поместья к поместью наложила свой отпечаток.
Христофор был неказистым, ворчливым, пальцы его с годами одеревенели. Ни одно произведение немца не получило популярности. И он потерял надежду вернуться в Германию прославленным творцом. Лемм поселился в городе О… недалеко от Калитиных. Леночку он любил больше всех и посвятил любимой ученице духовную кантату со стихами из псалмов.
VI Владимир и Лиза остались вдвоём. Молодые люди репетировали сложную сонату ради одобрения Христофора. Пара хотела поиграть в четыре руки, но девушка обиделась. Она показала Паншину кантату учителя по секрету, а он всё разболтал. Владимир извинился за свою необдуманность.
Герои принялись за игру на фортепьяно. Паншин хорошо играл только собственные романсы. Герой сбивается, путается и в итоге отказывается от музицирования. Пара переключается на рисование и работает над пейзажем до конца урока Лены. Христофор Лемм спешит домой, но Владимир преграждает ему путь и упрашивает остаться на чай.
Немец выкручивается из дружественных объятий юноши и покидает поместье. Лиза выбегает следом, сердечно просит прощение за раскрытый секрет. Музыкант не держит зла на добрую девушку. В воротах появляется незнакомец в соломенной шляпе. Христофор вежливо кланяется ему и уходит.
Мужчина здоровается с Елизаветой. VII Гостем оказался Лаврецкий. Фёдор Иванович узнаёт повзрослевшую Лизу и вспоминает, как раньше возил ей гостинцы. Марья Дмитриевна тепло встречает родственника и представляет ему Паншина с Гедеоновским. Во время разговора входит Марфа Тимофеевна и с радостью бросается обнимать Фёдора.
Завтра он уедет в деревню Васильевское, завещанную ему тётушкой Глафирой. Старушка не хочет расставаться так скоро и уговаривает гостя провести вечер в поместье. Гедеоновский незаметно уединяется с Марьей, чтобы посплетничать о Лаврецком. Поздним вечером Паншин объясняется в любви Елизавете. Он женился на девушке цыганских кровей.
Сын их Пётр был взбалмошным, грубым и безответственным человеком. Часть земель он продал, жил в беспорядке и играл в карты. Его жена Анна Павловна потакала мужу во всём и в браке родила двоих детей: Ивана и Глафиру. Иван воспитывался у княжны Кубенской и должен был получить наследство, но тётка на старости лет неожиданно вышла замуж. Юношу роль приживалы не устроила.
Он вернулся в деревню, но грязь родного поместья угнетали избалованного юнца. Скромная служанка Маланья стала для Ивана теплым лучиком света. Молодые люди приглянулись друг другу и сошлись. Петра Андреевича такой союз не устроил, но Иван вопреки запретам сбежал из дома и обвенчался с безродной девицей. От матери Анны Павловны беглец получил благословение, а от княжны Кубенской — 5000 рублей в качестве извинений.
Иван поселился у своей родственницы Марфы Тимофеевной. Он решил пробиваться в люди и уплыл в Англию. В августе герой получил известие из Покровке о рождении сына Фёдора. IX Весть о прибавлении в семействе немного смягчило сердце Петра Андреевича. Он был готов простить сына, но неожиданно заболела Анна Павловна.
Перед смертью она попросила показать ей внука. Маланья с маленьким Фёдором прибыла в имение, простилась с угасающей помещицей и осталась жить в деревушке. Сердце Петра совсем оттаяло. После смерти жены он принял бывшую служанку и родного внука. С годами власть в поместье перешла в руки дочери Петра — Глафиры.
Она на дух не переносила Маланью и унижала её, напоминая о прежней низкой доле. Иван приезжал из Лондона лишь раз в 1812 году перед грядущей войной, помирился с отцом и снова уехал. Семья не смогла его удержать. Глафира отобрала Фёдора у молодой матери и взялась за его воспитание. Иван идею поддержал.
Но без сына Маланья зачахла и умерла в одиночестве. О ней долго скорбел постаревший Пётр Андреевич и тоже скончался в 1819 году. X Иван возмужал. Он напоминал английского франта по одежде, манерам и привычкам. После смерти отца он вернулся в Россию и занялся облагораживанием поместья.
Новые слуги, нарядные ливреи и заграничная мебель изменили внешний облик поместья, но управление осталось за Глафирой. На Ивана легло лишь бремя воспитания подросшего сына. XI Иван растил Фёдора «спартанским методом». Уделял внимание его физической форме, обучал точным наукам, но исключил из интересов юноши музыку и воспитывал холодность к женщинам. Со временем «англичанин» вернулся к обыденной русской жизни.
Иван превратился в брюзжащего и плаксивого старика, который доставлял неудобства всем жителям имения. В один день Иван ослеп и следующие два года ездил по врачам. Зрение к помещику не вернулось. Он умер, сидя в кресле, в ожидании кружки бульона. В тот год Фёдору исполнилось 23.
XII Знания, переданные Фёдору отцом, казались герою недостаточными. Он поступил в Москве в университет и на физико-математическом факультете обрёл одного друга по прозвищу Михалевич. Остальные студенты сторонились холодного и замкнутого сына помещика. Привычка держаться с дамами особняком мешала студенту строить личную жизнь. Однажды в театре он приметил в ложе бельэтажа изящную смуглую девушку.
Она сидела в компании двух видных мужчин и Михалевича. Незнакомка покорила сердце Фёдора. Он узнал, что она принадлежит к роду Коробьиных. Герой собрался с духом и через неделю вместе с другом навестил благородное поместье. Положение имел хорошее, но за страсть к присвоению казённых денег с позором ушёл в отставку.
В Москве жил скромно, прославился как осторожный игрок и хороший танцор. Его жена Каллиопа Карловна была немецкого происхождения, слыла чувствительной и пугливой женщиной. Единственной дочери Павла Варваре, выпускнице института, минуло 18 лет. Тогда и приметил девушку скромный студент Фёдор Иванович.
Виной всему стала досадная ошибка в журнале, сообщившем о ее смерти. Леонид Кулагин В фильме "Дворянское гнездо" 1969 актеры и роли, которые они исполняют, покорили своей откровенностью многих зрителей. Он играл во многих провинциальных театрах. Затем был режиссером. В кино это была одна из его первых ролей. До этого Кулагин появился только в образе комиссара Парфенова в киноальманахе "Начало неведомого века" двумя годами ранее. После роли Лаврецкого Кулагин сыграл в еще нескольких десятках фильмов. Например, в исторической драме Ярополка Лапшина "Приваловские миллионы", историческом фильме Сергея Тарасова "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии", драме Ирины Поплавской "Очарованный странник". Как видим по последнему фильму, ему часто доставались роли отечественных помещиков. Для нее эта работа стала дебютной, но далеко не последней. В настоящее время Купченко знаменитая актриса, которая исполнила главные роли в нескольких десятках фильмов. После успеха ее Лизы Калитиной режиссеры начали активно приглашать Купченко в свои работы. Фильм "Дворянское гнездо" стал лишь первым в ее плодотворной карьере.
Комментарии
- Пересказ сюжета
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- фильм «Дворянское гнездо» смотреть online
- «Дворянское гнездо» — когда смотреть по ТВ — Яндекс.Телепрограмма
- 25 августа 1969 года на советские экраны вышел фильм Андрея Кончаловского «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО».