Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выступил с неожиданным предсказанием о том, что уже через 15 лет примерно каждый третий житель страны будет мусульманином. – То есть опасность распространения радикального ислама существует. Жителей Центральной России поражают данные сводок, в которых периодически сообщается о том, что в северных регионах опять была предотвращена деятельность террористических организаций. Начало распространения ислама на территории Восточной Европы, Поволжья и Приуралья относится к 8–10 вв. и связано с образованием Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. Ислам является крупным религиозным меньшинством в Российской Федерации, где проживает самое большое мусульманское население в Европе.[2] По данным Госдепартамента США на 2017 год,[3] мусульман в России насчитывалось 14 миллионов. В четверг, 18 мая, в Казани стартовал международный экономический форум «Россия — исламский мир».
Кто курирует ислам в России?
Есть государства, где шариат охватывает все сферы жизни, а принимаемые законы не должны ему противоречить, — это небольшая группа стран, среди которых Афганистан, Иран, Судан, Сомали, Пакистан, Мавритания, монархии Залива кроме Омана. Однако в тех же Объединённых Арабских Эмиратах всё зависит от конкретного эмирата, так как ОАЭ — это федеративная монархия и в каждом эмирате функционирует своё собственное законодательство, например та же Шарджа по сравнению с другими весьма строго придерживается законов шариата, менее всего подобные тенденции наблюдаются в Дубае. Вторая группировка государств — это страны, где шариат в законодательстве частичен и в основном охватывает лишь вопросы семейного права. К ним, в свою очередь, относятся все остальные арабские страны, кроме Туниса. К слову, среди государств, где шариат частичен, можно выделить большинство наших [арабских] стран, ну а также Индонезию в большинстве своих субъектов там, конечно, всё может быть по-разному в зависимости от региона страны и Малайзию.
Соответственно, ознакомившись с географическим охватом шариата, мы можем делать оценки в отношении того, где религия играет особую роль. В первой группе государств, конечно же, шариат является каркасом законодательства и всей политической системы. Иными словами, здесь религия играет важнейшую роль. Вторая группа стран — это государства, где роль шариата чаще всего сводится лишь к регулированию семейных отношений.
Он не влияет напрямую на государственные институты. Как правило, в таких странах ислам официально признаётся в качестве государственной религии и где-то шариатские нормы присутствуют в отдельных сферах жизни, но в меньшинстве из них. Отдельные арабские страны вроде Алжира, Египта, Сирии и Марокко фактически являются светскими государствами, где присутствие норм шариата в общей правовой базе стран минимально, но всё же есть, — опять же вспомним семейное право. Однако при оценке влияния роли ислама не стоит сбрасывать со счетов растущие тенденции и запросы среди обществ отдельных стран.
К примеру, по данным исследований арабской социологической компании Arab Barometer за 2019—2020 годы, арабское общество всё менее и менее становится религиозным. Единственная страна, где у нас наблюдается уменьшение доли нерелигиозных людей, — Йемен. Арабы в массе своей, например, устали от сектантских конфликтов на своей земле, а также испытывают разочарование в итогах недолгого правления исламистов в их странах после «арабской весны». Случилось это как через электоральные циклы сокрушительное поражение «ихванов» на выборах в Марокко , так и через революции и перевороты, как это было в Египте и Тунисе.
Да и мы с вами можем видеть поистине революционные преобразования в Саудовской Аравии, которые проводит наследный принц Мухаммад бин Салман.
Есть ещё многие другие страны. Я вам выложил снаибольой численностью живущих мусульман в этих странах. AbuAly Marzoity Пенсионер , по воле Всевышнего попал 25 лет назад по делам бизнеса в Башкортостан и так...
Dear friends, Today this hall of hospitable St. Petersburg has gathered the leading theologians, reputable clergy and public figures: in short, all those who daily carry the great mission of ministry to the Most High on their shoulders; who feel a unique spiritual calling to serve on the pastoral path; who need to seek and find answers to the most difficult questions from ordinary people, their parishioners, no matter how challenging from the religious or moral point of view the questions may be, to speak words of encouragement, consolation and support to each and every one.
The true beauty of the human soul is revealed only through service to God and neighbors. All this has a direct bearing upon the theme of our conference. A very impressive composition of the respected participants of the forum — and we have representatives of more than forty countries of the world — will allow us to fully and comprehensively discuss theoretical and practical issues related to the role of religious values in the modern world, exchange opinions and accumulated experience. Over the past two decades alone, humanity has gone through a stage of enormous transformation — the explosion in new technologies, unprecedented opportunities for communication and cooperation, strengthening friendship, good-neighborly relations and strong mutually beneficial ties between countries and peoples, which have become an undoubted blessing on the one hand, have exacerbated conflicts on the other. The traditional institutions of humanity — the family, notions of good and evil and, as a consequence, religion — have been exposed to the most severe attack. It is our common duty as shepherds and mentors in the face of all these challenges to give a clear moral assessment, to form a positive, forward-looking agenda, to inspire faith and hope for the best in our people.
I would like to highlight a historic event that took place this year in the Islamic world. The re-establishment of diplomatic relations between Iran and Saudi Arabia has been a significant event for the entire Middle East. Russia welcomes this rapprochement of the two key states of the Islamic world. We hope that it will serve to a stronger stability and co-operation in the region. Our scholarly and theological community can offer its venues for dialogue and the development of joint approaches. We are sure that overcoming differences for the sake of common interests will serve to consolidate peace and unity among the entire Ummah.
We are ready to contribute to this noble cause and provide necessary resources. Now, permit me a few words about the most pressing issues. Throughout this year, we have repeatedly witnessed blasphemous acts in a number of European countries against the Quran, which have caused a storm of fair protests and outrage throughout the Muslim world. The flames of burning Quran in Europe not only burned the souls of believers, but also spotlighted the falsity of pseudo-values and the ambiguity of the points of law! Such actions have a very specific purpose, namely to increase the onslaught on Islam as a world religion and tradition, to cause rift and further division between countries and peoples. Let us look for concepts that all religions have in common, not for things that divide them.
Анализ возможных сценариев развития этого процесса. Контент доступен только автору оплаченного проекта Мусульманские сообщества в арктических городах России: особенности Изучение особенностей мусульманских сообществ в арктических городах России. Анализ культурных, социальных и религиозных аспектов жизни мусульман в этих регионах. Контент доступен только автору оплаченного проекта Вклад мусульман в экономику России Исследование влияния мусульман на экономику России. Анализ участия мусульман в различных отраслях экономики и их вклада в общий экономический потенциал страны. Контент доступен только автору оплаченного проекта Исламская культура в современной России Исследование особенностей исламской культуры в современной России. Анализ влияния ислама на культурные процессы и традиции в стране.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и политика в России Исследование взаимосвязи и влияния ислама на политические процессы в России. Анализ роли ислама в формировании политических агенд и принятии решений. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов.
Ислам в России
Ислам в России карта. Мусульманские Республики России. Карта расселения мусульман в России. Мусульманские регионы России на карте. Карта распространения Ислама в России. Исламские регионы России. Субъекты РФ исповедующие Ислам. Мусульманские субъекты РФ. Ислам на территории России карта. Мусульманство в России карта. Народы Ислама на карте России.
Мусульманские территории в России на карте. Распространение Ислама в России. Численность мусульман в России. Ислам в России регионы. Народы испаведующий Ислам. Ислам в России субъекты. Исламские Республики России. Численность мусульман в России на 2020. Численность мусульман в России 2021. Численность мусульман в России на 2020 год.
Процент мусульман в России 2020. Социально политическая устойчивость регионов. Кризисные регионы России. Экономика регионов России. Социально экономические регионы. Ислам в России карта 2020. Карта народов Российской империи. Религиозная карта Российской империи. Карта старообрядцев 18 века общины на территории России. Карта религий России.
Коэффициент Джини по субъектам РФ 2020. Коэффициент Джини карта. Коэффициент Джини по регионам России. Коэффициент Джини в России. Ислам территория распространения страны. Распространение Ислама. Регионы распространения Ислама. Территория Ислама. Ислам территории исповедующие. Народы России которые исповедуют Ислам.
Мусульмане на территории России. Численность мусульман по странам. Численностьмусульман в Росси. Мусульмане шииты и сунниты на карте мира. Сунниты и шииты в России карта. Шииты карта расселения.
Данное событие произошло в 922 году по Милади примерно 300-й год по Хиджре , тем самым границы мусульманского мира продвинулись ещё дальше на север. Волжская Булгария, равно как и Дербент, с принятием ислама много внимания стала уделять таким важным для всех мусульманских государств направлениям, как торговля, образование и наука.
Например, это ханство стало важным транзитным звеном Великого шёлкового пути. Хоть с годами что Волжская Булгария в XVI веке в статусе Казанского ханства , что Дербент в XIX веке потеряли независимость и стали официально территорией Руси Российской империи , уровень грамотности среди мусульманских народов всегда был значительно выше. Связано это с двумя взаимосвязанными моментами: Во-первых, в рамках ислама главным критерием религиозного и светского авторитета является образованность человека, его глубокое понимание не только сугубо богословских постулатов, текста Священного Корана, но и доскональное знание прикладного ремесла, которое приносит доход и позволяет не зависеть от кого бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное. Во-вторых, знание религии у мусульман неразрывно связывалось с общей образованностью. Умение читать и писать, арифметика, географические и астрономические познания, — всё это и многое другое доносилось до детей, посещавших медресе. Смута ХХ века и новая эпоха российского ислама В советский период ислам переживал непростые времена.
Мусульманство, как и другие религии, понесло сильный урон в результате того, что большинство мечетей и мусульманских учебных заведений было закрыто или даже разрушено. С 1944 года управление духовными делами мусульман СССР осуществляли четыре независимых друга от друга центра — духовных управления мусульман. В 1960—1980-х годах ДУМам разрешили издавать Коран , выпускать лунные календари , заниматься обеспечением мечетей предметами культового назначения. С июля 1968 года начал выходить журнал «Мусульмане Советского Востока» — единственный религиозный исламский журнал в СССР ориентирован он был не столько на советских мусульман, сколько на иностранцев. Например, в ведении Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири на 1983 год находились только 182 действующие мечети, а в 1988 году — 211 мечетей [28]. В конце 1970-х — начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в южных республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане и исламская революция в Иране. Органы КГБ отмечали, что среди таджикской и узбекской молодёжи широкое распространение получило ваххабитское учение. Не хватало образованного духовенства, причём готовить богословов было негде, так как в СССР были только одно медресе в Бухаре и один исламский институт в Ташкенте. Только в 1989 году Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири смогло открыть богословские курсы для священнослужителей, в том же году на хуторе Миасском в Челябинской области открылась медресе [30]. Поэтому проблемой были так называемые «бродячие муллы» — лица без религиозного образования, которые вели проповедь [31]. Вплоть до 1990 года советские мусульмане не могли совершить хадж в Саудовскую Аравию [33]. Положение изменилось в сторону благоприятного официального отношения к исламу и его усиления в последние годы существования СССР в эпоху гласности и перестройки. Здесь важную роль сыграл 1989 год, когда отмечались сразу две юбилейные даты — 200-летие Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири и 1100-летие принятия ислама населением Поволжья и Приуралья [34]. Празднование этих событий сыграло примерно ту же роль в улучшении отношений между советскими мусульманами и государством, как ранее празднование 1000-летия Крещения Руси. В честь юбилеев было разрешено выпустить 50 тыс. Важную роль в усилении ислама в 1990—1991 годах в России сыграла открывшаяся возможность контактов с единоверцами за рубежом и получения иностранной помощи. На этом съезде было решено отказаться от взносов в общественные фонды [37] , прежде всего в « Фонд мира ». В 1990 году 750 советских паломников были отправлены в хадж, причём значительную часть стоимости поездки 7 тыс. Ислам в Российской Федерации Кул Шариф. В 1996 году в Российской Федерации было уже 2349 мечетей [38]. Тем не менее постсоветский период привел к организационному расколу двух советских духовных управлений мусульман. Это привело к ослаблению централизации среди мусульманского духовенства, к появлению большого числа фактически независимых муфтиятов.
Терроризм использовали сионистские группировки против англичан, причем это пример того, когда терроризм реально привел к достижению политических результатов. Наконец, терроризм левых и правых группировок захлестнул в 1970-е годы многие западные страны, в том числе Италию : достаточно вспомнить теракт в Болонье в 1980 году, устроенный так называемыми революционными ячейкам с более чем 80 погибшими при взрыве. Многие ложно отождествляют исламский терроризм, допустим, с палестинцами и деятельностью Организации освобождения Палестины и прочих палестинских организаций. Однако ведь это были не исламские, а часто левые и светские организации, которых как раз и обучали террористическим методам представители европейских левых радикальных движений и организаций Собственно, и атаки смертников — это изобретение далеких от ислама левых и правых группировок, действующих на Ближнем Востоке. Можно здесь вспомнить 16-летнюю Сану Мхаидли, ливанскую православную христианку-смертницу из правой Сирийской социальной националистической партии, взорвавшую себя вместе с израильским патрулем. Поэтому все то, что часто подается как «исламский терроризм», на самом деле не имеет к исламу и исламской истории отношения, а было позаимствовано у других радикалов салафитско-джихадистскими группировками, появившимися в 1980-е годы. Важно разделять исламский фундаментализм, то есть сохранение исламского «фундамента» в основе государства и общественных отношений, как это происходит в Иране , Катаре , Саудовской Аравии, от салафитского джихадизма, который, к слову, даже не призывает к построению «халифата», что часто приписывают таким группировкам. Джихадизм лишь ставит целью разрушение существующей миросистемы в качестве обозримой цели Стратеги Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды» запрещенная в России террористическая организация — яркого представителя салафитского джихадизма — не предполагали создания «эмиратов» и «халифатов». Это ведь отвлекает от главной цели — разрушения западной системы. Поэтому скорее уместно говорить именно о салафитском джихадизме как о том направлении радикализации в мире, который на определенном этапе стал более привлекательной радикальной идеологией, чем крайне левый и крайне правый терроризм Но это временное явление, которое не стоит «укоренять» использованием слова «исламский». Да и от исламизма было бы неплохо отличать это течение. Сам по себе исламизм представлен именно умеренным течением, в то время как радикальный исламизм, то есть тот, который призывает к убийствам и терактам, это именно салафитский джихадизм Кроме того, можно вспомнить, как несуразно пытаются оправдать массовые убийства гражданских лиц в терактах сами идеологи салафитского джихадизма. Они приводят за неимением иного пример применения катапульты первыми мусульманами при осаде иудейской крепости Хайбар. Мол, от камней могли погибнуть и мирные жители. Но всем очевидна несостоятельность таких доводов, так как в данном случае речь может идти исключительно о случайных жертвах, а не о целенаправленном убийстве. Кто составляет социальную базу исламистских террористов? Социальная база отличается от региона к региону, от организации к организации. Есть так называемый «джихад масс», а есть «джихад элит». Идеологом этого направления был в свое время Абу Мухаммад аль-Макдиси. В этом случае создается некий боевой авангард из наиболее идеологически мотивированных, наиболее знающих террористов, образованных не только религиозно, но и в целом. Они готовы взять на себя роль авангарда для того, чтобы нанести удар по мировой системе, создать в ней трещины, а на ее руинах построить уже новое общество. Игиловцы не используют «джихад элит», наоборот, пытаются в террористическую активность вовлечь кого угодно, любых людей, которые будут выступать под их знаменем. При этом у них есть четкое разделение на тех, кто выполняет зарубежные теракты, и тех, кто контролирует территорию Проще говоря, между самим по себе квазигосударством с квазиармией, квазиспецслужбами и тому подобным и террористической активностью по всему миру. ИГИЛ целенаправленно действует на различные радикальные группы, на людей, которые имеют определенные свойства характера, даже, скажем так, психические нарушения, кому важно самоутвердиться за счет жестокости, за счет проявления зверств. Раньше, допустим, люди шли в какие-то леворадикальные или праворадикальные группировки, в том числе и на Ближнем Востоке. К примеру, в «Красные бригады» или Организацию освобождения Палестины.
Последние новости об исламе в России и мире
в каких городах россии мусульманство, В каких регионах России живут мусульманские народы, ислам. Статистические данные, высказывания президента РФ и глав исламских организаций о том, сколько мусульман живет в России, регионы проживания мусульман, история появления Ислама в России, мусульманские организации и исламские течения в РФ. Ислам на территории современной России начал распространяться еще с тех времен, когда армии арабского халифата захватили Дербент в 7 веке. Исламский мир» стал авторитетной площадкой, где обсуждают вопросы сотрудничества. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Ураза-байрам в 2024 году: история, традиции, что можно и нельзя делать Священный месяц Рамадан начнется у мусульман 11 марта. Хотя в исламе молиться можно где угодно, мечеть для этого не обязательна.
Новости Ислама
В четверг, 18 мая, в Казани стартовал международный экономический форум «Россия — исламский мир». Россия 1. Иконка канала МАТЧ. На V заседании группы стратегического видения «Россия — исламский мир» глава Башкирии Радий Хабиров назвал Уфу «официальным центром российского ислама». Начало распространения ислама на территории Восточной Европы, Поволжья и Приуралья относится к 8–10 вв. и связано с образованием Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов.
Подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России
Очень хорошо развивается туризм в Дагестане и Чечне. Я готов поддержать эту программу, чтобы показать большему числу граждан мусульманскую культуру и мусульманские святыни в нашей стране», — отметил он. Обеспечение деятельности оргкомитета было возложено на Министерство культуры России. Заместитель Министра культуры, ответственный секретарь оргкомитета Надежда Преподобная подчеркнула значимость проведённых мероприятий, направленных на сохранение и развитие мусульманской культуры. Комментируя выступление, вице-премьер отметил эффективную работу ведомства и выразил слова благодарности министерству и персонально Министру культуры Ольге Любимовой.
Традиционная картина распространения богословско-правовых толков ислама изменилась за счет миграции кавказцев, в первую очередь, шафиитов представителей народов Дагестана, чеченцев и ингушей в традиционно ханафитские регионы и складывания ханафитско-шафиитских контактных зон. Эти процессы интересны тем, что при формальном сохранении в мечетях прежних имамов и в духовных управлениях прежних муфтиев, реальный вес часто получают неформальные лидеры. После падения железного занавеса и прекращения изоляции российских мусульман в стране появляется множество течений и групп, которые изначально не были тут представлены. Вкрапления этих групп в основную массу мусульман в регионах ведет к складыванию мозаичной картины исламского поля, причем фиксируется четкая тенденция к усилению этой мозаичности. Ислам активно становится игроком не только в идеологической сфере, но и в сфере правовой, экономической, образовательной и т. На бытовом уровне в некоторых районах Северного Кавказа практически господствует адат и шариат, а со светским правом люди сталкиваются достаточно редко и формально. Кризис так называемого традиционного ислама усиливает отток молодежи в альтернативные джамааты. Эти «электронные» муфтии и имамы порой оказываются гораздо влиятельнее, чем местные формальные имамы. С предыдущим тесно связан другой тренд — переход на сетевую форму организации и активизма. В самой религиозной сфере также происходят важные перемены. При активном участии Ирана идет рост влияния шиитских групп, в первую очередь, Хезбаллы, а также фактическое усиление их противостояния с суннитскими силами. Суннитско-шиитские противоречия на наших глазах набирают новую силу. Среди представителей этой группы известные не только в Саудовской Аравии, но и за ее пределами шейхи, такие как Салман аль-Ауда. В контексте ситуации на Ближнем Востоке российский ислам также динамичен.
После чего основное население страны постепенно перешло в ислам. Есть в республике и суфии накшбандиты. Башкирия Ислам в Башкирию проник примерно в тоже время, как и в Татарию. Но распространение ислама затянулось на несколько веков. Усилилось оно, когда в Золотой Орде стал править хан Узбек. Имеются в республике также накшбандиты. Другие народы и регионы Есть еще одна республика, где титульная нация придерживается ислама суннитского толка ханафитского мазхаба. Это Адыгея. Ислама суннитского толка ханафитского мазхаба в России придерживаются крымские татары и турки месхетинцы. Почти половина населения в Северной Осетии к началу Кавказской войны придерживались ислама. После войны тысячи осетин мусульман переселилось в Османскую империю, что сократило мусульман в регионе. Кроме самих осетин в республике проживают ингуши, кумыки и представители других мусульманских народов.
Исламское вероисповедание в ближайшие годы будет приобретать в РФ все большее распространение, синхронно с увеличением численности жителей страны, придерживающихся мусульманской религии, считает глава Совета муфтиев России и председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России Равиль Гайнутдин. Мусульманский фактор стал центральным предметом обсуждения научно-практической конференции «История ислама в России: традиции патриотизма и сосуществования», которая состоялась в нижней палате парламента, сообщает РБК. Гайнутдин сослался на расчеты экспертов, профессионализм которых, по его словам, не подлежит сомнению, не указав при этом их имена и регалии. На рост численности мусульман указывает и увеличение числа граждан, отмечающих исламские праздники, заявил главный муфтий. В частности, в прошлом году в Москве и Подмосковье Курбан-байрам молитвой отмечали 320 тыс. При этом с каждым годом празднование Курбан-байрама становится все более массовым, подчеркнул Гайнутдин. Главный муфтий призвал власти отказаться от попыток искусственно контролировать распространение мусульманской религии.
Подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России
Например, это ханство стало важным транзитным звеном Великого шёлкового пути. Хоть с годами что Волжская Булгария в XVI веке в статусе Казанского ханства , что Дербент в XIX веке потеряли независимость и стали официально территорией Руси Российской империи , уровень грамотности среди мусульманских народов всегда был значительно выше. Связано это с двумя взаимосвязанными моментами: Во-первых, в рамках ислама главным критерием религиозного и светского авторитета является образованность человека, его глубокое понимание не только сугубо богословских постулатов, текста Священного Корана, но и доскональное знание прикладного ремесла, которое приносит доход и позволяет не зависеть от кого бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное.
Во-вторых, знание религии у мусульман неразрывно связывалось с общей образованностью. Умение читать и писать, арифметика, географические и астрономические познания, — всё это и многое другое доносилось до детей, посещавших медресе. Смута ХХ века и новая эпоха российского ислама В советский период ислам переживал непростые времена.
Мечети разрушались либо подвергались передаче в распоряжение иных учреждений например, Центральная мечеть Дербента стала тюрьмой, Галеевская мечеть в Казани была отдана под различные коммунальные службы , имамы и муаллимы подвергались ссылке либо просто уничтожались. Несмотря на колоссальный урон, нанесённый атеистическим правительством, ислам в СССР не только выжил, но и стал развиваться в конце ХХ столетия.
Ситуация обострилась, когда началось строительство мечети, коренные жители были против, а власти постарались традиционно объяснить конфликт исключительно бытовыми неурядицами [20]. Если в Шумково со стороны конфликт мог показаться как противостояние этнически православных русских с приезжими мусульманами-таджиками, то в Курманаево конфликт произошел между мусульманами-татарами и мусульманами-таджиками. Начавшись на бытовой почве поведение таджикских детей в местной школе [21], он вскоре вскрыл другие формы недопонимания между коренными жителями и приезжими, которые имели место быть на внутрирелигиозной почве, где татары указывали на то, что таджики привносят другую форму ислама.
Помимо проблемы внешней миграции, существует проблема внутренней миграции, которая также приводит к перемещению групп религиозных фундаменталистов из одних регионов России в другие. Эксперты уже отмечали, что на протяжении 2000-х годов происходит усиление религиозного влияния исламистов Северного Кавказа на своих единомышленников в Поволжье, когда ваххабиты с Юга России превратились в духовных наставников, учителей для таких же исламистов в центре страны [22]. Однако масштабы проблемы особенно ощутимо бросаются на Крайнем Севере и в Сибири, где порой приток внутренних мигрантов, придерживающих радикальных исламистских взглядов, достигает такого масштаба [23], что силовики вынуждены менять даже статус территориальных субъектов в сторону их закрытия для приезжих. Такая ситуация сложилась в Ямало-Ненецком автономном округе, когда в Новом Уренгое, где крайне высок уровень мигрантов с Кавказа, а ваххабитов стало столько, что силовые органы, будучи уже не в состоянии преодолеть эту проблему, идут по пути договоренности с религиозными радикалами, чтобы те старались себя вести хорошо, город получил статус погранзоны, въезд был ограничен. Ситуация в этой газодобывающей столице России с исламскими фундаменталистами крайне критическая: агитация фундаменталистов ведется не только в мечетях, но даже в местных вузах, а выбор города для такой экспансии ваххабитов неслучаен — исламисты создают экономический и людской плацдарм для того, чтобы в дальнейшем перейти к активной фазе как отмечают наблюдатели, они ждут своего часа «Х» [24].
Тут даже мусульманское духовенство полагает, что Ямал для боевиков был в период чеченских войн 1990-х годов в роли военно-полевого госпиталя: «На Ямале чеченские боевики лечились и проходили полностью реабилитацию после ранений, полученных в боях с федеральными войсками» [25]. Такая тенденция, даже после завершения активной фазы контртеррористической операции в Чечне после появления «Имарата Кавказ», провозглашенного Доку Умаровым в 2007 году, вполне сохраняется и поныне. Такая же неспокойная ситуация развивается в соседнем с Ямалом Ханты-Мансийском автономном округе, где в Сургуте массовые драки местных жителей и приехавших с Северного Кавказа стали заметным и уже нередким явлением в межнациональных отношениях в регионе. Особенно запомнилось воскресенье 5 мая 2013 года, когда полицией Сургута была остановлена огромная колонна автомобилей в них находилось 180 человек , в которых были обнаружено оружие, ехавшая, видимо, на разборку сами участники объявили, что собирались принять участие в автопробеге и посетить детский дом, навестить детей. Вызывающее поведение кавказцев «демонстративно акцентируют внимание на своей национальности, смотрят на других свысока, заявляют о своем превосходстве, они склонны перемещаться по городу большими группами, часто провоцируют ссоры, демонстративно громко разговаривают» усугубляется формированием из них исламистских джамаатов, куда нередко переезжают участники бандформирований с Северного Кавказа в поисках финансирования.
Не только на территории Югры, но и в Ямало-Ненецком округе и Тюменской области необходимо создать исламское государство, которое получит за счет нефтепромыслов мощную финансовую подпитку. По мнению экстремистов, после отделения от России ваххабистское государство рано или поздно признают все страны мира», - рассказывают о настроениях среди мигрантов наблюдатели [26]. Наиболее болезненней русское население ощущает последствия миграции из Центральной Азии и Кавказа, когда русские дети становятся жертвами этнической дедовщины в российских школах со стороны детей мигрантов. Здесь надо учитывать, что взаимоотношения между русскими детьми и детьми мигрантов происходят не только в контексте межнационального противоборства, но и межрелигиозного, когда понятия «русский» и «православный» для детей мигрантов равнозначны. В таких школах дети мигрантов объединяются по этнорелигиозному признаку в сплоченную группу, начинают подвергать нередко побоям и моральному террору русских детей, которые начинают прятать нательные крестики если одежда такая, что они видны , подвергаясь осмеянию и оскорблениям.
При этом в спорах между русскими детьми и детьми мигрантов последние, используя риторику взрослых исламистов, нередко восприняв антихристианскую фразеологию от родственников, автоматически опускаются до унижения своих сверстников по религиозному признаку. Что более откровенно и болезненно, чем «по-взрослому», это заложено в естественных свойствах детско-подростковой психики» [27], - констатирует Изяслав Адливанкин, специалист по проблемам молодежных субкультур, деструктивных культов и религиозного экстремизма, который провел опросы среди учеников школ Ханты-Мансийского автономного округа и пришел к подобным выводам. Впрочем, ваххабизм с его ценностями не только проникает в школы, он приводит к более серьезным последствиям, когда его адепты начинают вести пропаганду в студенческой среде, где наиболее подвержены этому становятся учащиеся с Северного Кавказа, приехавшие учиться в вузы Центральной России и Сибири. Руководитель Центра по противодействию экстремизму УМВД Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Савин наглядно привел такой случай, как студента вербовали прямо в вузе: «Один из жителей Ноябрьска — студент Тюменской медицинской академии, предварительно написав завещание, бросил учебу и втайне от родных уехал на Северный Кавказ. Когда к его розыскам подключилась полиция, выяснилось, что до поступления в вуз пропавший не интересовался ничем предосудительным и был совершенно равнодушен к религии.
Поведение молодого человека резко изменилось после поступления в Медакадемию. Под влиянием однокурсников он принял ислам и стал фанатично его придерживаться» [28]. Правда, конкретно эта история закончилась благополучно: оперативникам удалось уговорить мать студента позвонить сыну и подействовать на него. Он вернулся домой в Ноябрьск, отказавшись от пополнения рядов террористического бандподполья. Однако число тех студентов, которые предпочли все-таки присоединиться к ваххабитам на Северном Кавказе, гораздо больше.
Ряд исламистских проповедников Центральной Азии пользуются популярностью и среди российских мусульман, способствуя их подпаданию под их духовное влияние. Например, в Казахстане салафитский проповедник Абу Ринат Мухаммад Казахстани настоящее имя — Ринат Зайнуллин активно ведет агитацию на русском языке в Интернете. Его лекции пользуются популярностью у ваххабитов Поволжья и Урала, сам он действует совершенно легально в Казахстане, у него есть группа последователей в этой республике [29]. Причины того, что мигранты оказываются благодатной почвой для распространения в их среде исламского радикализма, ряд исследователей видят в их психологическом и правовом дискомфорте. Не принимаемые российским социумом, видящем в мигрантах угрозу, они оказываются в условиях враждебного отношения к ним принимающего общества и бесперспективности возвращения на родину, где нет работы.
Эти социальные трудности стремятся эксплуатировать фундаменталисты. Поскольку к нам едут в основном выходцы из республик, где доминирует ислам, то чаще мигрантами интересуются представители исламистских структур. Им трудно отличить настоящий ислам от деструктивных подделок. Этим активно пользуются радиальные исламисты, ваххабиты. В результате сегодняшняя миграция становится благоприятной почвой для экстремизма и даже терроризма в России.
Что же касается 3 оставшихся регионов, то — Ненецком и Чукотском автономных округах и Республике Тува, то здесь ситуация несколько иная: Чукотка является регионом с наиболее стремительно убывающим населением, поэтому прикладывать усилия, причем значительные, для регистрации здесь мусульманской религиозной организации вряд ли кто-то будет; кроме того, старые поселки с наибольшей долей мусульман в 1990-е гг. В Туве большинство нетувинского населения покинуло регион во время событий 1990-1991 г. Отсутствие же мусульманских религиозных организаций в Ненецком округе представляется явлением временным, так как в регионе бурно развивается добывающая промышленность, а, как говорится, где шахты и скважины в России, там без мусульман не обойтись, и именно представители мусульманских народов составляют как наиболее квалифицированную прослойку занятых в этих производствах татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы , так и приток малоквалифицированной рабочей силы.
Впрочем, оживление через подъем золотодобычи или начало иных разработок даст тот же самый результат. Так что же представляет из себя современная география ислама в России? Разумеется, в нее входят и крупнейшие территориальные кластеры: Дагестан 1-е место по количеству , Башкортостан 2-е место , Татарстан 3-е место , Чеченская Республика 5-е место , но в их число вошла также и Москва, чье мусульманское население превосходит аналогичный показатель в Чечне, и сравнимо с Татарстаном.
Сюда же входят и все регионы Поволжья и Кавказа, не исключая Калмыкию, которая в качестве мусульманского региона не воспринимается, хотя и имеет немалую составляющую. География ислама включила в себя не только достаточно традиционный для нее юг Западной Сибири с коренным татарским и казахским населением Тюменская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай , но также и все регионы бурного промышленного освоения Сибири и Крайнего Севера. Причем в последних наблюдается интересная закономерность: чем степень освоенности региона выше, тем мусульманского населения больше, больше и мечетей, и напротив, наиболее отсталые регионы характеризуются наименьшей развитостью мусульманских общин, вплоть до полного их отсутствия.
Регионы Центральной России и Северо-Запада, обладавшие до 1917 г. В их повторном заселении участвуют представители разных этносов и религий, в т.
Существовал также ряд других организаций с 1995 г. Сразу после общесоюзного закона «О свободе совести и религиозных организациях», 25 октября 1990 г. В это же время началось создание региональных мусульманских общественных организаций. Следует отметить, что к 1991 г.
В период августа по октябрь 1990 г. После образования СНГ 26 декабря 1991 г. В начале июня 1991 г. В феврале 1992 г. В феврале 1994 г. Переговоры с Ичкерией, как известно зашли в тупик, и руководством РФ было принято решение о силовом методе выхода из сложившейся ситуации, что привело к войне 1994—1996 гг.
В целом именно политическая дезинтеграция стала важнейшим фактором для окончательного раскола мусульман бывшего Советского Союза, а особенности политической обстановки в каждом из регионов определили и специфику функционирования ислама на постсоветском пространстве. Продолжилось не только умножение общего количества различных организаций, выступающих со своеобразными трактовками ислама, но и децентрализация уже существовавших мусульманских религиозных учреждений, располагавшихся в различных регионах единого прежде государства — как в масштабах республик, так и более мелких субъектов. Рост сепаратистских и националистических настроений оказал свое влияние и на организацию официальных религиозных структур. Уже весной 1989 г. В январе 1990 г. Последнее, в свою очередь, раскололось на четыре ДУМ, в основе деления на которые лежал этнический признак: аварского, кумыкского, лезгинского ДУМ Южного Дагестана и даргинского Даргинский казыят.
Названные выше конфликты на национальной почве подогревались общей слабостью центральной власти. Однако ни один из них в начале 90-х годов XX в. Так, военные действия, начавшиеся в декабре 1994 г. Идеологическим вектором самопровозглашенного руководства Республики Ичкерия было именно достижение суверенитета. Лишь после гибели генерала Джохара Дудаева в апреле 1996 г. Именно радикализированная окраска их действий дает основание рассматривать дальнейшие меры федеральных сил как контртеррористические операции.
Это наиболее наглядный пример того, какие проблемы несет тенденциозность, переданная через упрощения, поскольку именно в такой форме среди необразованных масс находят распространение любые идеи, адаптированные под восприятие этих масс. Речь идет не только о людях, пополнявших отряды экстремистов, прикрывающихся исламом, но также и о той части российского населения, которая сформировала свое отношение к исламу на основе преимущественно этих событий. Как следствие, возникли определенные тенденции к дискредитации образа ислама в обществе. К сожалению, вновь приходится говорить именно об отсутствии базовых знаний у населения страны в целом, явившемся следствием атеистической политики советского руководства. Вместе с тем в 90-е годы XX в. Председателем организации был переизбран возглавляющий ее с 1980 г.
Важнейшими решениями съезда 1990 г. Эти реформы не могли не вызвать отрицательной реакции мусульманской религиозной элиты. Следует отметить, что по Уставу Диния Назараты принят Национальным собранием Миллет меджлисе в январе 1918 г. Даже муфтий ОМДС никогда не назначал казыев — членов собрания. Данные меры Таджуддина были не только важными шагами на пути к возрождению самостоятельности российской уммы, но это также была серьезная попытка организовать централизованную структуру, сумевшую бы объединить по крайней мере часть российских мусульман, которая исторически была тесно связана с центральными территориями бывшей Российской империи. Но и эта значительная по территориальному охвату организация также нуждалась в создании четкой структуры, в рамках которой реализация ее функций могла бы осуществляться наиболее эффективно.
Мухтасибаты строились, по сути, вокруг личностей своих лидеров, которые получили свободу действий от ДУМЕС. Взамен им предстояло выстроить практически заново мусульманскую инфраструктуру. Многие мухтасибаты находились на территории Татарстана и Башкортостана, провозгласивших Декларации о государственном суверенитете и проводивших во многом самостоятельную от Центра политику. На состоявшемся в ноябре 1992 г. Таджуддин сохранил пост председателя. Однако недостаточная эффективность механизмов организации, неспособность гибко адаптироваться к политическим реалиям, не всегда последовательные и подчас противоречивые действия ее руководства привели к быстрой утрате ею авторитета среди ряда представителей региональной мусульманской элиты.
В августе и сентябре 1992 г. В 1993 г. Кроме того, в январе 1994 г. На состоявшемся учредительном съезде мусульманских религиозных объединений и общин европейской части России председателем и муфтием был избран Равиль Гайнутдин род. Седьмой, внеочередной съезд мусульман России прошел 1 ноября 1994 г. Таким образом, в условиях распада СССР и размежевания в среде религиозной элиты, реагируя на эти процессы, Т.
Таджуддин пытается организовывать регулярные съезды, чтобы провести реформирование всех религиозных структур и системы управления, однако эти попытки не приводят к положительному результату. В то же время именно активная деятельность Р.
С начала 2023 года 20 человек приняли ислам в Чеченской Республике
Ислам распространяется быстро. Легче сказать где нет мусульман. По численности мусульманского населения конечно впереди планеты всей Аравийский полуостров, Азия почти вся, в России много мусульман, в бывших союзных республиках тоже. Жители новых российских регионов, исповедующие ислам, вовлечены в религиозную жизнь в масштабе всей страны. Карта распространения Ислама в России. Шесть россиян — о том, почему они приняли ислам. На V заседании группы стратегического видения «Россия — исламский мир» глава Башкирии Радий Хабиров назвал Уфу «официальным центром российского ислама».
Станет ли Россия мусульманской страной?
Я критически воспринимаю советский период и гонения на церковь, но что вышло — то вышло. Имеем дело с тем, что 68 лет советского периода добили в русских религиозность. Не велика потеря. Я не собираюсь умиляться тому, что происходит в современной Чечне. Там почти не осталось русских. Работает там православная церковь или нет — вообще вторично. Нынешняя Чечня живет не по российской конституции, а не своим законам, которые в том числе навязаны религией. Такого быть не должно. Эту проблему еще предстоит решать.
Ответить Комментировать Владимир 09 декабря 2021 Не часто попадаются столь малограмотные провокационные материалы. В чем разница между христианином, особенно православным и мусульманином? В том, что первые, в большинстве своем, вспоминают о своей "вере" раз в ход на Пасху, а вторые готовы за свою веру убивать и погибать. Даже крестовые походы проводились только из-за переизбытка в Европе нищих рыцарей с целью наживы. К тому же, мы давненько их не наблюдаем. А вот правоверные напоминают о себе по всему свету. Наверное, уже не осталось приличных стран, где бы они не образовали достаточно мощные землячества и не влияли бы на политику властей. Что касается Москвы, то из-за упомянутой мной выше пассионарности мусульман, их не нужно много миллионов, чтобы продолжать добиваться установления привычного для них уклада жизни.
Мы хотим, чтобы приезжали бессловесные люди, убирали за нами дерьмо, говорили "спасибо за доверие" и уезжали. Но так не получается.
Раскрыта специфика религиозной жизни донских мусульман, особенности функционирования исламских структур, характер взаимоотношений мусульманского духовенства и т. Дается анализ состояния межнациональных отношений и внешних связей мусульманских народов Ростовской области. Электронная версия книги 10. Ислам в Дагестане. Малашенко Дагестан — наиболее «исламский» субъект Российской Федерации. Об этом свидетельствуют многовековая история исламизации региона, значение религии и правовых норм ислама в возникновении и функционировании своеобразных политических образований — средневековых городов-государств джамаатов , роль исламской идеологии мюридизма в мобилизации горцев на акции сопротивления российскому владычеству на протяжении почти всего XIX века, а также воздействие «исламского фактора» на ход последующих политических трансформаций. Книга подробно освещает и исторические события, и феномен стремительной реисламизации региона на рубеже 80-х — 90-х гг.
XX века, и современное состояние дел. Электронная версия книги 11. Асадуллин Ф. Ислам в Москве. Малашенко В книге представлена широкая панорама жизни мусульман в Москве, охватывающая значительный временной пласт — с момента основания города до начала XXI в. Впервые введены в научный оборот оригинальные оценки известных исторических событий и фактов, интерпретирующие с принципиально новых позиций роль и значение исламского фактора в жизни столицы огромного многонационального государства. Особое внимание уделено анализу состояния ислама и основным условиям его развития в условиях мегаполиса, раскрывается его значительный миротворческий и созидательный потенциал в жизни московского социума и углубления международного диалога и сотрудничества. Книга формирует новый образ Москвы, величие которой веками создавалось и создается живущими в ней людьми, в том числе и представителями мусульманских народов. Электронная версия книги 12.
Мухаметшин Р. Ислам в Татарстане. Малашенко В книге рассмотрены основные закономерности функционирования ислама и его институтов в современном Татарстане. Описывается история распространения ислама в Среднем Поволжье. Дается анализ современных процессов в сфере религиозных отношений, происходящих в Татарстане: деятельность духовного управления мусульман, мусульманских общественных организаций и движений, становление и проблемы мусульманской идентичности и т. Электронная версия книги 13. Юнусова А.
Президент высоко оценил их вклад в развитие страны и особенно отметил подвиг тех, кто защищает Родину, участвуя в спецоперации. Владимир Путин Этот праздник, знаменующий завершение паломничества к великим святыням ислама, имеет глубокий нравственный, духовный смысл. Испокон веков он отмечается благими делами и заботой о ближнем, служит утверждению в обществе идеалов добра, милосердия и справедливости. Мусульманская община России играет большую созидательную роль в жизни страны, вносит значимый вклад в упрочение межнационального и межрелигиозного мира, в сбережение семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения. Сегодня, опираясь на исторические, духовные, патриотические традиции предков, бойцы-мусульмане в ходе специальной военной операции проявляют самоотверженность, отвагу и мужество, плечом к плечу со своими товарищами защищают Россию.
Проекты создания органов среднего звена — губернских Духовных Собраний и мухтасибатов отвергались властями. Так, в 1860-е годах проект реформ Ш. Марджани, направленный на создание местных отделений и централизованной системы мусульманского образования, был отвергнут. Более того, в начале XX в. К 1889 в ведении ОМДС находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, 65 ахунов , 2734 хатыба, 2621 мударрисjов и имамов , 2783 муэдзина ; к 1912 — 4,5 млн прихожан обоего пола, 5771 приход и 12 341 духовное лицо. Поддержка ОМДС различных действий правительства зачастую приводила к стремлению национальной татарской элиты взять ОМДС под свой контроль, которое усилилось после назначения в 1915 г. Баязитова, подвергнутого бойкоту татарской элитой. Сразу после Февральской революции 1917 г. Имамат Этот раздел не завершён. Мусульманство на Северном Кавказе было очень сильно вплоть до Кавказских войн , в результате которых России удалось завоевать Имамат Чечни и Дагестана. После распада Российской Империи на недолгое время до становления Советской власти были вновь учреждены северокавказские государства-эмираты с действием норм шариата. Eё содержимое, вероятно, скопировано с защищённого авторским правом источника практически без изменений. Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста Дата обнаружения нарушения: 9 августа 2011. Поначалу официальная политика Советской власти и СССР в отношении мусульманства была наиболее благоприятной по сравнению с линией, проводившейся в отношении иных исповеданий и религиозных групп. Активно привлекавшееся большевиками для крушения названной ими "тюрьмой народов" Российской Империи, мусульманское население также было призвано поддержать становление Советской власти. Для мусульманских народов были учреждены Башкирская, Татарская, Туркестанская и другие первые из автономных советских республик. Баруди прохошёл I всероссийский съезд мусульман, на котором было создано Центральное духовное управление мусульман ЦДУМ как преемник Оренбургского магометанского духовного собрания в делах религиозного управления мусульман Европейской России, Сибири и Казахстана. Однако, с начала 1923 года началось закрытие религиозных школы округа ЦДУМ. Муллы приступили к открытию подпольных школ, начали агитацию за открытие религиозных школ, организуют отправку писем от имени верующих в центральные государственные и партийные органы. Муфтием и председателем Диния назараты был избран Р. Этот съезд показал, что уфимский муфтият является Центральным духовным управлением мусульман не только своего округа, но и большей части мусульман СССР. Руководители страны получили от них приветственные телеграммы, в которых говорилось о грядущем единении мусульман всего мира под знаменами советской власти во имя борьбы с империализмом. В 1926 году состоялся I Всемирный мусульманский конгресс. Мусульманство, как и другие религии, понесло сильный урон в результате того, что большинство мечетей и мусульманских учебных заведений было закрыто или даже разрушено. В конце 1970-х начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в южных республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане и исламская революция в Иране. Органы КГБ отмечали, что среди таджикской и узбекской молодежи широкое распространение получило ваххабитское учение. В сентябре 1981 г. Духовные управления мусульман в России До 1991 г. Зачастую результатом этого становится появление параллельных мусульманских управленческих структур в ряде регионов. Татары , башкиры , казахи , ногайцы , кабардинцы , балкарцы , карачаевцы , черкесы , адыгейцы и шапсуги , часть ингушей , а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами.