Верховная рада признала "суверенитет Ичкерии" (запрещенная в России террористическая организация); В политическом постановлении говорится, что Россия якобы "оккупировала" Чеченскую Республику. Украинский парламент признал «суверенитет» Чеченской республики Ичкерия, свой голос «за» отдали 287 украинских депутатов. В правительстве РФ приняли решение закрепить за тремя опустевшими селами на территории Чечни исторические названия. Так, на карте региона появятся населенные пункты Цеча-Ахки, Мужгана и Дака-Бух. это примерно как Украинская республика Галиция, Испанская республика Кастилия, Китайская республика Шэньси.
За тремя опустевшими селами в Чечне закрепили исторические названия
Но из этого ничего не вышло. Вторжение местных боевиков в Дагестан привело ко второй чеченской войне и краху самопровозглашенного «государства». В 2000 году «Ичкерию» фактически ликвидировали, и на Северном Кавказе был восстановлен конституционный порядок. А в 2007 году так называемый «президент Ичкерии», террорист Доку Умаров, покончил в подполье с «Республикой» со своей стороны, «официально» ее ликвидировав и объявив частью террористической организации «Кавказский эмират». При этом «Ичкерия» никогда не была признана ни одним законным правительством государств — членов ООН. Не пошли на это даже западные страны, которые радостно делили весь остальной соцлагерь.
Наверное, потому что подобное действо было бы токсично даже для них — с учетом десятков тысяч содержавшихся в зинданах рабов, антисемитских высказываний лидеров боевиков, похищений «врачей без границ» и рубки голов британским инженерам. Даже те несколько государств, на территории которых существовали некие неофициальные представительства «Ичкерии», ликвидировали их в начале 2000-х, так как ни физически, ни юридически они никого и ничего не представляли. Некоторое количество боевиков, участвовавших в 1990—2000-е годы в террористической деятельности на Северном Кавказе, в дальнейшем перебралось в Сирию. А теперь они «всплывают» на Украине. Причем большинство нынешних «молодых ичкерийцев» в силу возраста к дудаевской «Ичкерии» не могло иметь никакого отношения.
В Мужгане, к примеру, находятся объекты историко-культурного наследия, солнечные могильные склепы, жилые и боевые башни», — говорится в сообщении. Также уточняется, что с 2018 года в Чечне ведется работа по возрождению Галанчожского района. Уверен, в ближайшей перспективе мы превратим Галанчожскую территорию в одну из самых красивых и благоустроенных», — приводятся слова Кадырова в сообщении. Галанчожский район Галанчожский район расположен в центре республики. Он был одним из крупнейших в регионе до депортации 1944 года, в него входило до 140 сел, на юге он граничит с Грузией.
Однако несломленный духом чеченский народ на голод не жаловался.
Да и мы, чеченцы, в принципе, народ скромный. Однако было обидно, что пока мы терпеливо грезим хотя бы о нормальной жизни, где кормимся едой и греемся светом, те, кто все это начали, купались в роскоши. Чего стоил один только особняк Басаева».
Но во всех случаях вооружённое противостояние жителей Кавказа и россиян оборачивалось неисчислимыми страданиями для обоих народов. Что такое Ичкерия? В 1991 году завершился процесс распада Советского Союза. В июле 1991 года, после одностороннего провозглашения суверенитета этого непризнанного государственного образования, его первым президентом стал лидер сторонников отделения Чечни от России, генерал-майор авиации бывшего СССР — Джохар Дудаев. Его портрет помещён в начале статьи. Действия сепаратистов послужили причиной резкого обострения отношений между ЧРИ и правительством России, в состав которой входила эта территория. Возникшие и постепенно углублявшиеся противоречия привели к военному конфликту, послужившему причиной многочисленных жертв, понесённых обеими сторонами, и эскалации напряжённости на всём Северном Кавказе.
Два чеченских военных пожара Боевые действия, направленные на установление в Чечне конституционного порядка, проходили в два этапа и вошли в историю под названием «Чеченские кампании», первая из которых охватила период с декабря 1994 года по август 1996-го, а вторая, начавшись в августе 1999 года, с разной интенсивностью продолжалась почти целое десятилетие. Казалось бы, что такое Ичкерия по сравнению с Россией, которую за её просторы принято называть одной шестой частью Земли?
“История Чечни: год 1918. Стодневные бои”
Так, киевские депутаты решили подарить несуществующей Ичкерии суверенитет, а Москву назвать ее «убийцей».Депутат от Чеченской Народной Республики Шамсаил Саралиев отреагировал на решение Верховной рады провозгласить еще один крайне странный закон. Ни новое, ни старое названия населением не использовались, поскольку «Чечня» — тюркское слово, а «Ичкерия» — кумыкское; вместо них используется местное самоназвание «Нохчийн» (к тому же историческая область Ичкерия расположена на юге Чечни и не охватывает всю её. Переименование Чеченской Республики Нохчичо в Чеченскую Республику Ичкерия. Ни новое, ни старое названия населением не использовались, поскольку «Чечня» — тюркское слово, а «Ичкерия» — кумыкское; вместо них используется местное самоназвание «Нохчийн». Chechen Republic of Ichkeria. Премьер Министр Чеченской Республики Ичкерия Ахмед Закаев будет отвечать на ваши вопросы в прямом эфире.
Исторические области Чечни. Ичкерия
В твоей крови, вся доблесть рода, В тебе течёт река смертей. Свобода до гроба, И смерть не без людей. Я знаю, ты помнишь об этом, Но и выполняй заповедь свою. Я могу быть просто поэтом, Но знаю должность твою.
Защищай женщин своих, Не давай в обиду сестру. Не смотри на проклятых чужих, И люби лишь только одну. В твоей крови, вся доблесть рода, В тебе течёт река смертей. Свобода до гроба, И смерть не без людей.
Он напомнил, что этой самой Ичкерии давно не существует. Люди добрые, донесите до этих чудаков важное сообщение: пока они блуждают во временном пространстве, потеряв связь с действительностью, Ичкерии даже на бумаге не существует», — сыронизировал Кадыров. Глава Чечни напомнил украинским нардепам, что Ичкерию ликвидировали сами же бывшие ичкерийцы, объявившие в 2007 году об ее упразднении.
Во Франции примерно 50 тысяч чеченцев. Сотни молодых людей, которые выступили… против наркоторговцев из Магриба в Дижоне и Ницце, относятся к одной диаспоре, насчитывающей 150 000 человек во всей Европе. Причина в том, что ключевые позиции в «пищевых цепочках» уже заняты выходцами из Магриба и с Ближнего Востока. Аффилированный с французскими спецслужбами портал Intelligence online обращает внимание и на наличие серьезной конкуренции между структурами чеченской диаспоры во Франции, что накаляет обстановку. Французские СМИ между тем выражают сочувствие чеченцам, высылаемым в Россию, и ни единым словом не упоминают об экстремистах из 1ADAT, деятельность которых на территории Пятой республики замалчивается. Так, съезд «Объединенной диаспоры Чеченской республики Ичкерия» прошёл к небольшой коммуне La Rochette, в 65 км от Парижа.
Известный французский публицист Дмитрий де Кошко, правнук легендарного главы сыскной полиции Российской империи генерала Аркадия Кошко, в интервью ФСК сказал, что, по его мнению, «американцы интенсифицировали финансирование этих исламистов, но те собираются в очень скромном месте, наверное, потому что французские власти не хотят поддерживать и рекламировать эту акцию слишком явно». Стоит отметить, что 24 ноября 2022 года на крупнейшем французском телеканале BMF TV прошёл псевдодокументальный фильм об «оккупированной Чечне, кадыровском режиме и российском терроре на чеченской земле», как представили эту акцию активисты 1ADAT.
Читайте также
- Чеченская Республика Ичкерия — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Чеченская Республика Ичкерия
- Электронный каталог библиотеки «Мемориала»
- О компании
- Читайте также
- Военкор Коц сообщил, что Белгородскую и Курскую области атакуют ичкерийцы* в составе ДРГ
Двурушничество наказуемо
- История Чеченской Республики | Информационное агентство "Грозный-Информ"
- Признание «Ичкерии» наглядно показало неадекватность киевского режима
- Самопровозглашенная республика
- Юридический казус
- File:Карта Исторической области - Wikimedia Commons
- Архив материалов
За тремя опустевшими селами в Чечне закрепили исторические названия
Летом 2014 года стало известно, что Умаров погиб в сентябре 2013 года от отравления ядом, который сумел подмешать ему в пищу завербованный спецслужбами боевик. Во время первой чеченской войны Гелаев прославился массовыми убийствами, кровавыми расправами над пленными, совершавшимися с особой жестокостью. Официальные посты в независимой Ичкерии Гелаев получил лишь в самом конце её существования, возглавив «шариатскую гвардию» в июне 1999 года и заняв пост первого вице-премьера в июле. С началом второй чеченской войны Гелаев вновь стал полевым командиром, дослужившись в 2002 году до виртуального звания «главнокомандующего вооружёнными силами Ичкерии». Командование федеральных сил считало Гелаева одним из самых умелых и опасных командиров бандформирований. В декабре 2003 года в Цунтинском районе Дагестана отряд Гелаева уничтожил девять российских пограничников.
По горячим следам федеральные силы начали преследование бандгруппы, завершившееся её полным разгромом. Уходивший в одиночку в Грузию Гелаев 28 февраля 2004 года наткнулся на наряд российских пограничников. В ходе перестрелки погибли оба пограничника, а сам Гелаев был тяжело ранен. Истекающий кровью боевик попытался спасти себе жизнь путём ампутации раненой руки, однако умер от болевого шока и кровопотери. Удугова неоднократно сравнивали с министром пропаганды Третьего рейха Йозефом Геббельсом, отмечая, что именно благодаря ему чеченским сепаратистам удалось выиграть информационную составляющую первой чеченской войны 1994—1996 годов.
Лавры, однако, пожинали другие. Попытка Удугова баллотироваться на пост президента Ичкерии в 1997 году завершилась полным провалом — он смог набрать лишь 1 процент голосов. Обиженный пропагандист решил повторить прежние успехи, поддержав вторжение Басаева в Дагестан в 1999 году, однако переоценил свои силы — на сей раз добиться широкой поддержки местного населения и представителей Запада ему не удалось. Из Чечни Удугов эмигрировал ещё осенью 1999 года, ведя пропаганду издалека. Очевидно, эта осмотрительность и позволила ему оказаться в числе тех немногих деятелей Ичкерии, кто до сих пор жив.
У Удугова часто возникают конфликты с бывшими соратниками — им не нравится роскошный образ жизни пропагандиста, который, по некоторым сведениям, он ведёт в эмиграции. На Западе популярности Удугову не добавляют его откровенно антисемитские взгляды, а также призывы отказаться от либеральных ценностей в пользу исламского фундаментализма. Тем не менее на Западе Удугов официально террористом не признан, что позволяет ему чувствовать себя уверенно и наслаждаться жизнью, путешествуя из стран Ближнего Востока в Европу и обратно. Ахмед Закаев В когорте бывших уголовников и бравых советских военных, составивших костяк руководителей Ичкерии, выпускник Воронежского государственного института искусств Ахмед Закаев выглядит белой вороной. С 1991 года Закаев являлся председателем Союза театральных деятелей Чечни и членом правления Союза театральных деятелей России.
Тем не менее Закаев, выступавший за выход Чечни из состава России, в 1994 году занял пост министра культуры Ичкерии. Во время первой чеченской войны Закаев сражался в рядах боевиков, а после заключения Хасавюртовских соглашений вернулся на пост министра культуры.
Так, 4 сентября 1997 года в Грозном состоялся публичный расстрел женщины и мужчины, обвиненных шариатским судом. Однако по Конституции Российской Федерации на территории России действует мораторий на смертную казнь. Антисемитизм и антиизраильские высказывания в информационной политике сепаратистов Правящая группировка сепаратистов в своей информационной политике пропагандировала антисемитизм [23]. Другим примером является выступление Аслана Масхадова «Сегодня я вынужден признать, что у нас есть ваххабитская идеология, которая делает из нашей молодежи роботов, отравляет ее сознание.
Эта идеология привносится искусственно. Ее внедряют и распространяют наши враги и евреи…». По мнению Вахаева, данное высказывание отражало мышление сепаратистов, находящихся у власти: «Антисемитизм сегодня привносится в чеченское общество правящей элитой, значительная часть которой находится под влиянием исламских радикалов-фундаменталистов. Мы все сметем. Держись, Россия — мы идем! В официальной сепаратистской газете по поводу убийства сепаратистами заложников-англичан говорилось: «Перед цивилизованным миром мы в очередной раз предстали в образе средневековых дикарей… Спецслужбы России и Израиля сегодня ликуют.
Как и все явные и тайные враги ЧРИ» [23]. Как писал в своей книге представитель российского отделения Антидиффационной лиги Василий Лихачёв: Информационное обеспечение чеченским сепаратистам осуществлял Мовлади Удугов , известный своими антисемитскими взглядами. В результате после временной победы сепаратистов в 1996—1999 годах Чечня стала регионом победившего антисемитизма что прекрасно иллюстрирует тезис о возможности антисемитизма без евреев — ведь речь идет о мифологии, а не о реальном противостоянии с реальным врагом. Журналисты с удивлением констатировали, что «до войны чеченцы относились к этому народу достаточно доброжелательно, сегодня же ситуация резко изменилась». Чеченские боевики в интервью журналистам утверждали, что «чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора», или что « евреи руками глупых русских убивают мусульман » [24].
Кадыров напомнил депутатам Рады, что Ичкерии давно не существует Вера Белоусова Империя Глава Чечни предложил им признать Плутон планетой Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал новость о внесении в Верховную раду украинскими депутатами законопроекта о признании В Верховную раду внесен законопроект о признании независимости Ичкерии Документ опубликован 11 июля 2022 года так называемой Чеченской республики Ичкерия террористическая организация, запрещена в РФ уморительной.
Он напомнил, что этой самой Ичкерии давно не существует. Люди добрые, донесите до этих чудаков важное сообщение: пока они блуждают во временном пространстве, потеряв связь с действительностью, Ичкерии даже на бумаге не существует», — сыронизировал Кадыров.
Как те, так и другие, были отличны от Турок как по языку, так и по происхождению» [23, с.
В советских изданиях указывается, что Иордан называет акацирами народ, «который мы теперь называем Хазарами» [24, с. Гумилев также называет их акацир-хазар «акказирами» [25, с. Артамонов локализовал акациров вблизи Кавказских гор «с их проходами, через которые они вторгались в Закавказье, может быть там, где ранее всего становятся известны Хазары, то есть в юго-восточном углу Прикавказья».
Относительная древность этнических образований Кавказа автору представлялась в следующем виде: каспы — «племя Чеченское», массагеты, мосохи. Вслед за Н. И далее: «Хазары, как новое переоформление каспов, с этой точки зрения, могут считаться древнейшим населением Кавказа, не только Северного, но и Южного, из чего, конечно, не следует, что хазары действительно тождественны с каспами и их реликтовым вариантом кистами — чеченцами.
Еще в начале прошлого века Н. Марр считал алан и алван от названия которых происходит название Кавказская Албания. Те же данные о родстве указанных этносов обнаруживаем у Геродота, согласно которому от трех братьев — Липоксая, Арпоксая и Колоксая — произошли аухеты, траспы и каспиоры, паралаты скифы , соответственно [79, с.
Возможно, с предками аккинцев связана область Ухус-р, упомянутая в списке областей, подвластных хазарским каганам. По наблюдению Н. Иваненкова в коренном типе чеченцев «наблюдается какое-то племя, быть может, одно из тех, которые входили в состав Хазарского царства».
Исследователь, отмечая, что основная часть этого царства была вытеснена на запад и неприступные ущелья соседних гор, обратил внимание на примечательную деталь: «В разговоре с чеченцами часто приходилось слышать от них выражение: это было во время большого передвижения народов» [29, с. Имеются косвенные свидетельства того, что в хазарский период чеченцы присутствовали в Терско-Сулакском междуречье. Так, еще в 70-е гг.
Новокули, чеченское же название которого — ГIазар-ГIала — соответствует тюркскому Къазар-къала, то есть Казар-, или Хазар-кала, — «хазарская крепость, город». Хронология третьего периода, определяющаяся близостью керамического комплекса керамике памятников салтово-маяцкого круга с учетом локальных особенностей , «укладывается в рамки VIII—IX веков и совпадает со временем максимальной хазарской экспансии». Тогда же, по мнению исследователей, у чеченцев верховья р.
Ярыксу могло возникнуть название урочища ГIазар-ГIала, которое повторяется в Аргунском ущелье, а также в ущелье Баксана [30, с. Таким образом, имеющихся данных достаточно, чтобы признать возможным присутствие предков аккинцев, мичихцев и других нахчийских племен на территории Терско-Сулакского междуречья на рубеже эр — в I тысячелетии н. В пользу этой версии говорят также отдельные сообщения из записок европейских путешественников.
Так, в 1253 г. Исходя из расчетов В. Кузнецова, два перехода — это 100—120 км северо-западнее Дербента, то есть район начала узкой береговой полосы между горами и морем, от Махачкалы до Дербента.
Аьккхи, Аьккха. Название упомянутой равнины «Аркакка», расположение которой соответствует Терско-Сулакскому междуречью и небольшой плоскостной линии между Сулаком и Махачкалой 30—40 км , тождественно одному из чеченских названий той же равнины — чеч. Это название связано с ауховским обществом чеченцев [33, с.
И действительно, Аьккха упоминается в одном из актов константинопольского патриарха за 1364 г. Хотя в этом документе не содержится никаких сведений, касающихся местоположения указанных регионов [34, с. Этой точки зрения придерживался известный краевед Г.
Именно то указание Константинопольского документа о территории древней Ахохии, которого не понял профессор Кулаковский и которое неверно, по-моему, объяснил г. Кодзаев от горы «хох», можно принять за указание древней страны Ауха, что вполне согласуется географически» [36, с. Известно, что в 1395 г.
Среди прочих разорению подверглась и территория Чечни. Здесь, по описанию летописцев, завоеватели, ведомые самим Тимуром, поднялись в горы, где уничтожению подверглись «все церкви и капища их». Затем последовал «набег на подножие горы Аухар» [37, с.
Предпринимавшиеся в прошлом попытки соотнести Аухар с Аварией были убедительно отвергнуты еще в советское время Х. Хизриевым: «…высокогорная Авария никогда не считалась и не может считаться предгорьем. Так что, надо полагать, в данном случае речь идет о предгорной области ауховцев аккинцев.
Для отождествления «Аухар» с Аварией нет никаких данных, кроме отдаленного созвучия. Так, одно из преданий свидетельствует, что аккинцы находились в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называют «Астах-Темар» Хромой Тамерлан. Как пишет И.
Как полагает исследователь, ядро первых переселенцев составили выходцы из аккинского общества чеченцев, вследствие чего их связь с горными соплеменниками была оборвана. Тот же А. Генко считал, что аккинцы ауховцы , «занимающие крайний восток чеченской территории Хасав-Юртовский район », были известны в русских источниках с XVI в.
Нет сомнения и в том, что древние ококи-окочане — это современные чеченцы Ауха [39, с. Дагестанский исследователь Г. Ичалов под «Аухаром» видел Салатавию — историческую область, смежную с Аухом [40, с.
Первое же упоминание в письменных документах топонима Сала в виде Салаюрт относится лишь к 1614 г. И только после разгрома, учиненного армией Тимура, начинается активное заселение горцами верховьев Андийского, Аварского и Кара-Койсу земель, лежащих севернее Хунзахского плато, территории андийцев, а также Гунбета и Салатавии. Заселение этих областей переселенцами из Хунзахского ханства началось не ранее XVI в.
Гутнов отмечал, что одним из важных условий, способствовавших расселению выходцев из Хунзахского владения, стало монгольское завоевание, которое упрочило «положение аварских феодалов, а Тимур во время своего похода не только не разорил Хунзах, но утвердил статус его владельцев, выдав им ярлык» [41, с. Этнотерритория аварцев, как пишет Д. Кидирниязов, в XV в.
Как было отмечено, в XVI в. При этом основной поток аварцев направляется на север [42, с. Известный аварский этнограф Айдемир Чиркеевский писал, что аварский «сделался языком, посредствующим для междуплеменных сношений во всем Дагестане».
И далее: «Вследствие этого некоторые из дагестанских племен, так сказать, обаварились, а потому-то — при отсутствии исторических сведений и при недостатке этнографических изысканий об особенностях многоразличных дагестанских обществ — необходимо быть осторожным и не называть аварцами всех дагестанцев, говорящих по-аварски» [43, с. Советская историография отмечала, что под аварцами самоназвание маарулал еще во второй половине XIX в. Сами же аварцы именовали себя названиями племен либо территориальными терминами.
Однако консолидация аварской народности завершилась лишь после Октябрьской революции [44, с. Ко времени выхода России на Терек, согласно документальным данным и исследованиям специалистов, окоцкое ауховское общество представляло собой сильное политическое образование, с которым вынуждены были считаться феодальные правители и вольные общества Кавказа, а также крупные державы, устремившие свои взоры на Кавказ — Иран, Турция, Крымское ханство и Россия. Наибольшую активность в русско-чеченских отношениях того периода проявили, как известно, аккинцы Ауха, называемые в русских источниках «ококами», «окухами», «окочанами» и т.
Известный кавказовед Е. Кушева отмечает: «Ококи, Окохи, Окуки, Окоцкая земля или землица, Окоченя, Окочаны, Окучане; или другая группа вариантов — Акозы, Ахоцкая земля, Акочане; встречается и термин Старые Окохи, известны Окоцкая слобода и служилые окочане в Терском городе… Среди названий чеченских родоплеменных образований, или, по терминологии русских описаний XIX в. Ряд топографических указаний убеждает в том, что здесь имеются в виду именно ближние, а не горные аккинцы» [45, с.
Уместно отметить слова Н. Игнациуса, который указывает на 1559 г. Ткачев, описывая Терский город смутного времени, в числе половины его населения называл и окухов «из нынешнего Ауха».
При этом отряд окуцкого князя Шиха Ишеримова составлял численно столько же — 500 человек, — сколько и казачья дружина, с которой они совместно устроили «Дербентский поход» [47, с. Они же показывают ведущую роль последних в Терско-Сулакском междуречье и отмечают их центр — «Старый Окох» Ширча-Акка. Как было отмечено, с появлением русских на Тереке, усмотрев в них союзников в борьбе с тюркской экспансией в регионе, чеченцы Ауха немедля установили с Московским царством тесные политические связи.
Вследствие этих контактов Ушаром и Ших Окоцкие выступили главными проводниками и агентами русского влияния в крае, контролируя стратегические пути из Азии Дербент в Европу Азов. В документе 1586 г. В 1587 г.
Среди феодалов в 1589 г. Сообщается о походе в 1602 г. В 1614 г.
Салтан-Магмут-мурза именуется «безюртным человеком». В том же году упоминается кабак Салаюрт, в 1618 — остров Чене остров Чечен. Далее — в 1645 г.
В комментариях Е. Переселившись в Терки после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским феодалом, эта группа ококов образовала Окоцкую слободу… Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица — территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев. Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка… Поселения Ших-мурзы Окоцкого находились вблизи селений шамхала Сурхая Суркая на Кумыкской равнине».
Сообщается о чеченских обществах Акоз то есть Акка и Мичкиз. Далее автор пишет: «Объединившись с людьми окоцких и мичкизских кабаков, Салтан-Магмут нападал на селения. В связи с такой ситуацией большая часть кумыкских владельцев обратилась за военной помощью в Терский город».
Все это — территория, «населенная акинцами ококами », то есть чеченцами Ауха, включая поселения по рекам Аксай, Ямансу и Ярыксу [48, с. Как известно, к владениям шамхалов относилось правобережье Сулака. При этом исследования однозначно указывают на то, что в отмеченный период чеченцы были расселены вплоть до Сулака, включая и его правое прибрежье [127, с.
Следовательно, подвластные Ших-мурзе Окоцкому селения, соседствующие с шамхальскими владениями, включали прибрежную полосу Сулака. Добавим к сказанному, что Ших-мурза встречал и сопровождал русские посольства в Закавказье, посредничал в приведении к русской присяге феодалов Дагестана и Кабарды, выполнял ответственные поручения русского правительства. О значении, которое придавали в Москве предводителю чеченцев Ауха, говорит тот факт, что в русских документах конца XVI в.
Так, в грамоте царя Федора Ивановича, датируемой апрелем 1587 г. В том же году Ших-мурзе Окоцкому и шамхалу Тарковскому были жалованы царские грамоты, а послу, передававшему их, предписывалось с Ших-мурзой «говорити по тому же как и с шевкалу князю и шубу подать» [49, с. В своем предисловии к сборнику документов, приводя традиционную, книжную, версию о происхождении шамхала от арабского ставленника, — Шахбала — автор называет Кумух его первоначальной и единственной резиденцией вплоть до конца XVI в.
Лишь позднее феодал начинает зимовать в Буйнаке и Тарках, где «застает их водворение русского владычества в Дагестане». При этом «в дружественных отношениях к Московскому государству» находились «мурзы Окуцкие Ушар и Ших». Из документа 1588 г.
Более того, в годы временного отсутствия русских в регионе вследствие давления турков Ших продолжал союзничать с Москвой, фактически являясь ее агентом и командуя оставленными здесь пятью сотнями казаков, которые вместе с ним «завоевали даже несколько 8 городов». Ших имел влияние на хунзахского и гумбетовского князей, а также контактировал с грузинскими царями и кабардинскими мурзами, выступая в роли безусловного политического тяжеловеса, что и отражено в документах при именовании его «Окутцким Шихом князем». Отметим, что Ших имел только своих воинов — 500 человек; Султан-Мут — 200, князь Тюменский — 100, гуэнский князь — 70 [49, с.
Роль Шиха отмечал и В. Потто, согласно которому Ших-мурза первым явился в Терскую крепость, устроив здесь Окоцкую слободу. Одновременно с посольством Шиха в Москву 1588 была прислана «челобитная от Терских вольных атаманов и казаков судя по месту жительства Шиха, это были не Терские, а Гребенские казаки , в которой они заявляли, что преж сего служили государю на Тереке и промышляли всяким государственным делом за одно с Ших-Мурзою Окуцким, что сему Ших-Мурзе от шавкальских и горских людей теснота великая, что они переседают его по всем дорогам и хотят убить».
Вслед за ауховцами в Терки переселились и чеченцы Мичкиза и Шибута. Причем само нерусское население городка делилось на новокрещенов и мусульман [50, с. Пророссийская ориентация Шиха привела к неизбежному конфликту с шамхалами, попеременно занимавшими протурецкую и проиранскую позицию.
В 1595 г. Ших, согласно документам, пал от рук брата Султан-Мута — Ахматхана, которые незамедлительно приступили к распространению своего влияния на область. Вследствие этого 160 семей ауховцев под руководством Батая Окоцкого племянника Шиха переселились в Окоцкую слободу Терков [48, с.
Многочисленные источники указывают на равное положение окоцких князей и шамхалов в глазах русской администрации, которая туземные термины мурза и шамхал зачастую заменяла на «князь». Окоцкий владетель располагал тем же количеством войска, каким владел шамхал, а также руководил походами на Дербент и Дарьял. При этом если кумыкские шамхалы вышли на плоскость лишь к концу XVI в.
Таким образом, можно заключить, что шамхалы не были владетелями Терско-Сулакского междуречья, и только через 200—250 лет их потомки станут компилировать предания о владении землями вплоть до Кабарды. Изменение российской политики в отношении чеченского Ауха и его владетелей происходит после указанного убийства Шиха, приведшего к переделу и кабардинскому первенству в отношениях с Терской администрацией. Вследствие этого состоялся вынужденный исход Батая Окоцкого из Терского города.
Возникший разрыв провоцирует несколько русских походов в Аух; ряд чеченских поселений и хуторов междуречья Сулака и Акташа были сожжены. С другой стороны, внутренняя борьба в окоцкой среде приводит к переселению части жителей Ауха и значительному населению ими крепости Терки к середине XVII в. Уже во второй половине того же столетия Аух управляется избранными старшинами; начинается активное заселение левобережья Сулака кумыками из Шамхальских владений.
Широкое распространение получает практика совместного проживания аккинцев и переселившихся из-за Сулака кумыков в селах — Эндирей, Аксай, Костек и др. Критически следует относиться к утверждениям дагестанских авторов о том, что чеченцы Ауха изначально находились в подчинении кумыкским князьям, в частности, основателю Эндирейского владения Султан-Муту: документы свидетельствуют об обратном. Так, в 1614 г.
Относительно же личности Султан-Мута читаем следующее: «Султан-Мут если и получил от отца во владение земли, народные предания говорят, что Султан-Мут был незаконный сын одного из Шамхалов, бежал от отца и поселился в Чир-Юрте, а потом перешел на Чумлу и основал там деревню, которая потом перешла на место ныне занимаемой Андреевской деревней, то в состав владений его, как объясняет выше сказанные границы, не входила Салатавия и Аух, и даже Качалык… Потомки Султан-Мута… разделили между собою ныне Кумыкские земли… вскоре после прибытия Императора Петра Великого на Кумыкскую плоскость… Генерал Ермолов, занимая Кумыкскую плоскость Русскими войсками, называет их Князьями, поручает им управлять народом» [51, л. Каким образом безюртный Султан-Мут был представлен его потомками-компиляторами в качестве крупного феодала еще предстоит исследовать. Ясно одно: впервые кумыкские владельцы усилились лишь при поддержке Петра I и вследствие русских походов 1718, 1722, 1723 гг.
Согласно архивным материалам 1860—1861 , на момент переселения кельбахцев Султан-Мута и его сподвижников в урочище Чумлу приселок Эндирея «в ущельях Акташа жили Ауховцы в ауле Юрт-Аух, где было 3363 двора, откуда Ауховцы впоследствии расселились в Кишень-аух, Ярыксу-аух, и Акташ-аух». При этом «во владение землями Ауховцы имеют от Русского начальства две древние бумаги, одна в настоящее время хранится у Наджая Пукеева, а другая после смерти Дукай-Кади хранится у одного Ауховца, живущего в г. Читаем также: «Князья не имели никакого влияния, и народ был сильнее князей, впоследствии князья разными подарками склонили на свою сторону Узденей и Кадиев, имевших влияние в народе, и с помощью их стали самопроизвольно действовать в делах общественных и шариатных и притеснять народ, а тех, которые отстаивали права свои, оговаривали пред Русским начальством, выставляя неблагонадежными и изменниками, чем устрашали народ и заставляли повиноваться себе.
Все дела общественные решались народом, в чем князья не имели никакого особого права» [52, л. Лишь на следующий год, в 1615 г. Из вышеприведенных документов становится ясно, что в 1614 г.
Султан-Мут действует вместе с окоцкими мурзами, то есть с ауховскими феодалами и находится в Сала-юрте, основанном чеченским обществом Салой; также указывается на проживание Султан-Мута с братьями в Окоцких кабаках, то есть в селах чеченцев Ауха. Более чем через сто лет после указанных событий, кумыкские владетели по-прежнему не имели власти над чеченцами, что очевидно из переписки Петра I с шамхалом, где указывается на управление акочанами ауховцами астраханским губернатором. Из документов известно также, что гарнизон крепости Святого Креста чеч.
Салкхне , возведенной Петром I и действовавшей с 1722 по 1735 г. В архивном деле находится письмо, датированное 16 августа 1738 г. Еще в одном архивном деле имеется письмо от 9 февраля 1744 г.
В письме от 5 октября 1748 г. Имеется письмо от сентября 1751 г. В другом архивном деле имеется письмо 1753 г.
В данной переписке упоминается Аух [59, л. В письме от 1 мая 1756 г. Наконец, в архивной переписке от 7 июня 1782 г.
В письме сообщается, что ауховцами убит сын владельца Андреевского Аджимуртазалиева [61, л. При наличии в архивах вышеприведенных документов выглядят абсурдно утверждения некоторых дагестанских историков будто бы чеченцы Ауха аккинцы в 1763 г. В связи с этим тенденциозные труды этих авторов последнего десятилетия , основанные в большинстве своем на преданиях XIX в.
Некоторые современные дагестанские авторы, пишущие на исторические темы, пытаются поставить под сомнение факт исконного проживания чеченцев на территории Терско-Сулакского междуречья. Между тем, имеется множество документальных свидетельств, показывающих, что в прошлом ареал проживания чеченцев в Терско-Сулакском междуречье доходил до побережья Каспийского моря. В путешествии Федота Котова 1623 г.
Также сообщается, что «против Терка остров Чечень стоит в море, и тот остров велик и рыб много» [62, с. В другом издании о путешествии Ф. Котова читаем: «От города Астрахани плавают на русских бусах и больших стругах мимо Чечни, только этим путем идти далеко.
За рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы — Черкасская слобода, Окоцкая… В море напротив устья Терека находится остров Чечень, — идти до него под парусом полдня, этот остров большой. В примечании отмечено, что «Дженцени, Джецени, на карте Олеария Tzeseni — о. Чечень» [63, с.
Адам Олеарий в своем путешествии 1636 г. Далее сообщает, что они «подошли к острову, лежащему в левую сторону в 8-ми милях от Терок», который персы зовут Джецени [64, с. В XIX в.
Надеждин отмечал у чеченцев обширные базары и непосредственные торговые сношения с Москвой и Нижним Новгородом [65, с. Русский писатель и путешественник Василий Немирович-Данченко записал этнографический материал, согласно которому чеченцы проживали в низовьях Волги, а горцы Чечни являлись в Астрахань для поиска работы.
История Чечни. ЧИАССР в годы ВОВ.
Сторонники независимости Чечни давно развивали отношения с Украиной, признание Ичкерии "временно оккупированной территорией" стало логичным продолжением исторического антагонизма на постсоветском пространстве, заявили опрошенные «Кавказским узлом». Запрос «Ичкерия» перенаправляется сюда; см. также другие значения. См. также: Чечня (историко-географическая область). В правительстве РФ приняли решение закрепить за тремя опустевшими селами на территории Чечни исторические названия. Так, на карте региона появятся населенные пункты Цеча-Ахки, Мужгана и Дака-Бух. Ичкерия (историческая область) историческая область на юго востоке Чечни. Ичкерия (историческая область). Карта Чечни до 1917 года. Дагестан и Чечня на карте. Команда. История ОНТ.
«Ичкерийцы» в Киеве и западная карта кровавых границ на Кавказе — интервью
Чеченская Республика Ичкерия — Википедия | Chechen Republic of Ichkeria. |
История Чечни Ичкерия - My World Groups | Ичкерия – самая восточная область Чечни, расположенная к северо-востоку от Чеберлоя. |
В Apple переименовали Чечню в «Республику Ичкерию» | Ичкерия (историческая область) историческая область на юго востоке Чечни. |
Чеченская Республика Ичкерия — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Так, киевские депутаты решили подарить несуществующей Ичкерии суверенитет, а Москву назвать ее «убийцей».Депутат от Чеченской Народной Республики Шамсаил Саралиев отреагировал на решение Верховной рады провозгласить еще один крайне странный закон. |
Признание Независимости Ичкерии. Заявление Правительства ЧРИ - YouTube | Так, съезд «Объединенной диаспоры Чеченской республики Ичкерия» прошёл к небольшой коммуне La Rochette, в 65 км от Парижа. |
Верховная рада большинством голосов признала независимость «Чеченской Республики Ичкерия»
Пользователи заметили «Республику Ичкерию» (террористическая организация, запрещена в РФ) на картах Apple Maps. Ичкерия (историческая область) — статья из свободной большой энциклопедии. Зеленского наградили орденом террористической Ичкерии*.
НОВОСТИ. BEST:
- File history
- Этимология
- Судьба лидеров «независимой Ичкерии»
- Исторические области Чечни. Ичкерия