Сотый сезон в Театре Сатиры открылся пьесой, которая была написана 90 лет назад специально для театра, но никогда не появлялась на сцене.
Иван Васильевич «зажигает» на сцене Театра сатиры
Как уточнили в театре, пьеса была написана в 1935 году, но не вышла в свет из-за цензуры. В центре сюжета история о перемещении героев в пространстве, которое стало возможным благодаря созданной инженером Тимофеевым машины времени. Изобретатель случайно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный перемещается в московскую коммуналку по адресу: Банный переулок, дом 10.
В пестрейшем звуковом потоке сливаются отголоски митингов и шествий, новостей и приказов, опер и джаза, романсов и народных песен. Машина не подводит — ловит всё и сразу. Неверная жена Зинаида Александра Мареева , уразумев, что перед ней царь, пугается, но фасон держит: плывет павою, прикладывает ладошки к личику, отбивает плясовые коленца и падает ниц, не забыв кокетливо взмахнуть ручкой. У соблазнителя Якина Федор Лавров набор фишек поскромнее — царь грозит его на кол посадить, не до танцев. Но зато он натуральнейше дрожит, живописно теряет парик и ловко увертывается от царского посоха. Свою порцию счастья получает неприметная вроде бы Ульяна Андреевна Лиана Ермакова.
С помощью энергичного танго и сдернутого со стены ковра, он же плащ, вездесущая супруга управдома преображается в зажигательную диву, а потом, словно устыдившись метаморфозы, столь же стремительно возвращается в исходное состояние домохозяйки с авоськой. Как переменится театр на улице Казакова с приходом нового худрука Стрельцы, узрев опасность, грозно и синхронно наступают, вколачивая в пол древки бердышей. Стольники, фигурно огибая стол, несут кушанья. Шведский посол, сладко улыбаясь и картинно отставляя ножку в фасонном башмаке, просит отдать «Кемску волость», а вокруг выделывает менуэтные па пестро разодетая свита. И наконец — танцевальная кульминация действия — аж двойной выход царицы Марфы Васильевны с сенными девушками: поначалу лирический хороводный, а после принятия чарки — бурно плясовой. Играет замечательно: невозможно поверить, что могучий царь и плюгавенький управдом — одно и то же лицо. Сам актер, похоже, с большим удовольствием представляет царя, тем более что Булгаков не пожалел для него ярких красок, а публика Театра сатиры — восторженной реакции. Царь Васильева суров, но милосерден, рачителен, но щедр.
А главное — остается царем в любых обстоятельствах. Даже облачившись в обноски, сброшенные Милославским, выглядит уверенным в себе властителем.
Можно сказать, что мы восстанавливаем историческую справедливость», — рассказал RT режиссёр-постановщик Сергей Газаров. В спектакле он также исполняет роль Антона Семёновича Шпака. В беседе с RT он отметил, что в спектакле поднимается актуальная в наше время тема ответственности художника и изобретателя за то, что он сделал. Это, наверное, замечательно. Но есть и риск. К этому нужно очень осторожно относиться, предчувствовать, что будет», — сказал Васильев.
Художественный руководитель театра Сергей Газаров решил восстановить историческую справедливость, ведь Булгаков писал пьесу именно для его театра, и в юбилейном сезоне представил долгожданное название в репертуаре. Над спектаклем работала большая команда профессионалов: масштабные декорации создал Владимир Арефьев, яркие костюмы сочинила Мария Боровская, современную хореографию поставил Сергей Землянский, а оригинальное сочетание музыки разных жанров и времен сотворил Алексей Айги. Сергей Газаров — не только режиссер спектакля, но и актер, который выходит на сцену в роли Антона Семеновича Шпака.
Путешествие в Москву Булгакова: Театр сатиры открыл 100-й сезон премьерой «Иван Васильевич»
В ролях: Тимур Батрутдинов, Демис Карибидис, Максим Лагашкин и др. Московский академический театр сатиры открывает 100-й сезон с премьеры «Ивана Васильевича». ТАСС/. Московский академический театр сатиры откроет 100-й сезон 29 сентября премьерой спектакля "Иван Васильевич" по пьесе Михаила Булгакова, которая в 1930-х годах была написана для этого театра. Артист Театра сатиры Илья Малаков, исполнитель роли инженера Тимофеева: Главный герой спектакля – это не человек, а машина времени. Михаил Булгаков писал комедию "Иван Васильевич" специально для московского театра Сатиры. Премьера спектакля «Иван Васильевич» состоится в Театре Сатиры 29 и 30 сентября 2023 года. Он поставлен по пьесе Михаила Булгакова (наиболее известен в экранизации Леонида Гайдая) художественным руководителем Сергеем Газаров.
"Вокруг Булгакова": "Иван Васильевич" воссоединился с театром Сатиры
«Иван Васильевич меняет профессию» на сцене театра Сатиры | Театр сатиры открывает сотый сезон премьерой постановки "Иван Васильевич". |
Театр сатиры открыл юбилейный сотый сезон спектаклем «Иван Васильевич» | НОВОСТИ ЧАСА. Минобороны Казахстана опровергло атаку Татарстана беспилотниками с территории страныВ Германии задержали судно с ураном и древесиной из России на бортуЗеленский подписал закон о снижении возраста мобилизации до 25 летЛукашенко. |
актеры и роли
- В театре сатиры вспомнили о «Иване Васильевиче» — читать в интернет-издании Synergy Times
- Спектакль «Иван Васильевич»
- «Иван Васильевич меняет профессию» на сцене театра Сатиры
- Спасибо за обращение
- Что еще почитать
- Танцуют все! «Ивана Васильевича» поставили в Театре сатиры
Еженедельный выпуск №16
- Билеты на спектакль Иван Васильевич
- Театр сатиры готовит постановку "Иван Васильевич"
- Танцуют все! «Ивана Васильевича» поставили в Театре сатиры
- Курсы валюты:
- Вернемся в прошлое: «Иван Васильевич» в Театре сатиры
- В Театре Сатиры состоится премьера пьесы Булгакова «Иван Васильевич»
Театр сатиры открывает сотый сезон премьерой постановки «Иван Васильевич»
Требование у режиссера Сергея Газарова было одно — найти свое видение Ивана Грозного, сохранив визуальную достоверность исторического персонажа. Поиск пауз, оценок, пластики, темпоречи, попытка проникнуть в состояние человека, столкнувшегося с чем-то неизвестным и неизведанным, стало для меня в работе самым интересным. Актриса Театра сатиры Александра Мареева, исполнительница роли Зиночки: Больше всего в работе над спектаклем меня поразило то, что нам пришлось так глубоко погрузиться во времена и эпохи персонажей Булгакова. Такого подробного исследования роли и, соответственно, пластики, языка, костюмов, в моей практике еще не было. Мне пришлось пересмотреть огромное количество немых фильмов, а еще — спектаклей, фотографий, документальных хроник. Сергей Ишханович Газаров постоянно упоминал, что Зиночка — это актриса, которая не живет, а играет, упоминал то Медею, то Клеопатру, то Веру Холодную, то Марию Ермолову. И каждый раз я искала что-то новое: как играли артистки сто лет назад, как они выглядели, их способ существования на сцене. Актер Театра сатиры Артем Минин, исполнитель роли Жоржа Милославского: Когда мы работали над образом Милославского, вдохновлялись большим количеством артистов эстрадного жанра, как российских, так и зарубежных, а также великими иллюзионистами, танцорами и фокусниками, потому что Милославский «по профессии» — вор, а по натуре — большой артист, который любит и искусство в себе и себя в искусстве.
Богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, расписные потолки Грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичная обстановка коммунальной квартиры периода НЭП. Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого века, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век.
Инсценировка требовала погружения творческой группы в исторические материалы, чтобы изучить и понять, чем жили люди при Иване Грозном и во времена НЭПа, как отличались их жесты, мимика, речь, мысли, тревоги и надежды. При этом сами образы персонажей намеренно остаются узнаваемыми - по книгам, картинам из Третьяковской галереи и Русского музея, по школьным учебникам и журналам мод советской России. Отдельным героем пьесы станет машина времени, при создании которой использовались самые современные технологии — в финале для нее приготовлена особая «роль». Все детали тщательно продуманы режиссером, а также художником Владимиром Арефьевым и хореографом Сергеем Землянским. Каждый элемент одного столетия пытается раствориться в столетии другом.
Критикам их постановки "не зашли". В 1973 году на экраны вышел гениальный фильм Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" по мотивам пьесы. Главная новация сценариста — действие перенесено из коммуналки 30-х годов в многоквартирный дом начала 70-х. И вот наконец сотый сезон театра Сатиры в сентябре 2023 года начался с премьеры "Ивана Васильевича". Театр и написанная для него пьеса воссоединились. Почему так поздно? Скорее всего, сыграл роль фильм Гайдая — после него надо было бы обладать либо безумной храбростью, либо полным отсутствием совести как у авторов ремейков советских шедевров чтобы ставить это произведение. Особенно — в театре Сатиры, в фойе которого на почётном месте висит портрет Натальи Селезнёвой — исполнительницы главной женской роли в гайдаевском фильме. Тогда Булгаков находился ещё в опале и в титрах фильма первоначально не было указано, что сценарий написан на основе его пьесы. Позже, впрочем, это упоминание появилось Автор ни в коей мере не является профессиональным театральным критиком, потому всё сказанное дальше можно воспринимать как чистую вкусовщину. Прежде всего хотелось бы сказать, что постановщик — художественный руководитель театра Сергей Газаров, предельно бережно подошёл к литературной первооснове спектакля. Газаров, кстати, превосходно исполнил в этом спектакле роль одного из Иванов Васильевичей и Шпака. Булгаков был волен в демонстрации своей неприязни к РПЦ, но театр Сатиры себе позволить этого не может. Хотя автор уверен, что постановщик сможет объяснить этот момент другими соображениями. Кстати, о церкви - в спектакле, в отличие от фильма, Иван Васильевич крестится как надлежит - двумя перстами.
Худрук Сергей Газаров перенес на подмостки пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», которая знакома зрителям по культовой советской комедии, снятой Леонидом Гайдаем в 1973 году. В центре сюжета — изобретатель Тимофеев, который случайно перемещает Ивана Грозного в свое время.
В Театре Сатиры состоится премьера пьесы Булгакова «Иван Васильевич»
Мало кто знает, что пьеса «Иван Васильевич» была изначально написана Булгаковым прицельно для Театра сатиры. Театр Сатиры откроет 100-й сезон 29 сентября, вековой юбилей театр отметит 1 октября 2024 года. Сезон откроется пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Московский академический театр сатиры впервые покажет спектакль по пьесе Михаила Булгакова "Иван Васильевич" в сентябре этого года. Об этом сообщается в пресс-службе театра. Артист Театра сатиры Илья Малаков, исполнитель роли инженера Тимофеева: Главный герой спектакля – это не человек, а машина времени.
Театр сатиры готовит постановку "Иван Васильевич"
Юбилейный 100-й сезон Театра сатиры начался с премьеры «Ивана Васильевича» | Театр Сатиры откроет 100-й сезон 29 сентября, вековой юбилей театр отметит 1 октября 2024 года. Сезон откроется пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич». |
Юрий Васильев сыграет управдома Буншу и царя Ивана Грозного | | «Театральный журнал» | "Иван Васильевич" В Театре Сатиры. |
Театр сатиры открывает сотый сезон премьерой постановки «Иван Васильевич» | 29 сентября Московский театр сатиры представляет новую премьеру — булгаковскую пьесу «Иван Васильевич». Любопытный факт: 90 лет назад она была написана специально для этой труппы, но ни разу не ставилась на сцене. |
Театр сатиры решил вернуть булгаковские смыслы пьесе «Иван Васильевич»
29 и 30 сентября Московский академический театр сатиры откроет юбилейный 100-й сезон премьерой «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Написанная в 1935 году для Театра сатиры, пьеса «Иван Васильевич» так и не увидела свет из-за цензуры. Заголовок: Показ премьерного спектакля «Иван Васильевич» в Театре сатиры. Иван Васильевич2018. Михаил Булгаков. Театр сатиры открывает сотый сезон премьерой постановки "Иван Васильевич".
Театр сатиры откроет юбилейный сезон «Иваном Васильевичем»
- Билеты на Спектакль «Иван Васильевич»
- Последние события
- Театр сатиры готовится к юбилею – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
- Театр сатиры готовится к юбилею – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
- Еженедельный выпуск №16