Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана.
Традиции лезгинского народа
Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. И в настоящее время аварцы, лезгины, цахуры стремятся объединить свои усилия с ираноязычным населением Азербайджана для борьбы с общим врагом – пантюркистами и пантюркизмом. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ.
Какая вера у лезгинов. что они делают на горе эренлар
Лезгинская нация является важной и уникальной частью культурного наследия Кавказа и продолжает влиять на его развитие. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований.
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. В действительности происхождение лезгин, как и соседних горских народов, стоит рассматривать комплексно, учитывая данные лингвистических, археологических, антропологических и этнографических работ. Происхождение лезгин до сих пор остается предметом исследования и дискуссий среди ученых. Главная» История Лезгин» Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века. Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин. этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу.
Лезгины — народ, которым пугают детей
Услар пишет: «... Это название есть столь знакомое нам: лезги ед. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки» [21]. Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно, для языка название кюринского, а для жителей название — кюринцы» [34] [35].
Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года : «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская кюринская группа дагестанских народов, к котором относятся лезги лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова [36] ». Ихилов в частности писал: « Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско-кавказских языков. По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюринскую «кюревияр» , ахтынскую «ахцегьар» в Дагестане и кубинскую «кубавияр». В Азербайджане представители кюринского диалекта экономически наиболее развиты и многочисленны, вследствие чего термин «кюринцы» в прошлом применялся иногда для обозначения всей лезгинской народности, тогда как кюринцы были только её частью, занимавешй левобережье Самура и бассейны рек Курахчай и Гюлгери-чай.
Частое употребление в Грузии терминов «лек», «лекеби», а в Азербайджане — «лезгиляр» послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем, с термином «лезгин» надо увязать, собственно, самих лезгин и народности, близкой к ним языковой группы [37] ». Кумыки и ныне называют всех горцев, за исключением лезгин «тавлулар» — «горцы» — гора. Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы.
Лезгины и сегодня надевают на маленьких детей различные бусы, талисманы, обереги. Как и их предки, они верят, что такие предметы могут защитить малыша от происков злых сил, болезней и бедствий. Сегодня сложно найти людей, которые хотя бы раз не слышали о кавказском танце лезгинка. Как считают исследователи, его истоки уходят в далёкое прошлое. Вероятно, движения лезгинки, которая сегодня завораживает зрителей во всём мире, были заимствованы из ритуальных кавказских танцев.
Насколько давно появилась лезгинка, не знает никто, но сегодня создается впечатление, что на Кавказе её танцевали всегда. На протяжении многих веков у лезгин менялись не только отдельные обычаи, но и вера. Сегодня большинство представителей народа исповедует ислам, однако традиционные верования лезгин так и остаются не до конца изученными. Учёные не сомневаются — традиции, связанные с верой предков этого народа, уходят корнями в далёкое прошлое. Даже сегодня в отдалённых лезгинских селениях можно встретить людей, которые верят, что наша планета находится на рогах Красного быка, стоящего в Большой воде. И хотя конструкция эта кажется странной, старинные предания именно так рассказывают о мироустройстве. Кто-то может сказать, что они совсем не похожи на своих далёких предков. С одной стороны, верно — у этого этноса поменялись даже верования. С другой же стороны, всё не так просто.
Лезгины трепетно хранят старинные предания, традиции, а главное — особенности самобытной культуры.
Для него особо готовили муку. Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами теплыми овчинными шубами. Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле. Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач. Пили родниковую воду, молоко, кефир маст.
Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод. Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость — сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно. Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате — хзандин кIвал семейная комната. На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос сини с обедом.
Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку. И из этого блюда никто не ел. Когда он отсутствовал, блюдо оставалось пустым. Хозяин занимал почетное место у очага, и никто из семьи там не садился. Вот такие были строгие обычаи. Когда приходил гость, мужчины обедали отдельно в гостевой комнате, а женщины — позже в хозяйственной. Готовя еду, женщины соблюдали ряд правил: чтобы руки были чистыми, ногти подстрижены, волосы на голове спрятаны под чухтой.
Посуда содержалась в чистоте, продукты для обеда были свежими и чистыми. Считалось большим позором для хозяйки, если в пище обнаруживалась какая-нибудь посторонняя вещь. Когда выбирали невесту для сына, у соседей или знакомых спрашивали, аккуратно и вкусно ли готовит ее мать. Поэтому женщины-хозяйки учили дочерей всем премудростям кулинарии. Культура Картина известного русского художника Василия Верещагина «Лезгинка», который после посещения Южного Дагестана и Елизаветпольской губернии написал эту картину, наблюдая за обычаями и традициями лезгин. В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар.
Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах. История танца лезгинка Что же такое «лезгинка» в кавказских танцах? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгинка является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе.
Искусство - это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным. Тем более, если это танец лезгинка - танец всех народов такой многоликой страны как Дагестан. Танец Лезгинка отражает и сохраняет в себе все - прикладное искусство - костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи - рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку - богатство кавказских народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр - танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми. Обереги и праздники Наряду с Исламом в лезгинской культуре сохранились элементы языческих верований. По сей день в быту у лезгин проявляются удивительные явления и предметы, обычаи и обряды, которые глубокими корнями уходят в далекую древность. В высокотехнологичный 21 век можно наблюдать удивительные причуды старины, отпечатки прошлого, и это еще раз показывает, насколько разнообразны и неповторимы уголки Земли, одним из которых является край лезгин. Еще в доисламские времена, когда человек не мог описать законов природы, он приписывал все божественным духам.
Лезгины их называли джинами, которые чаще были злыми, чем добрыми. Поэтому естественно, чтобы уберечь себя и близких, делались всевозможные обереги. Например, если строился дом, то обязательно нужно было повесить на стену предметы посуды. Это должно было сулить новоселам счастье и благополучие. До сих пор на лезгинских домах можно встретить этот древний «адат». В качестве оберегов лезгины также использовали колючие растения. Возможно, это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы, злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле.
Дом могли украшать причудливые деревянные коряги, камни, рога животных, и даже, целые их головы. Очень красиво смотрелись предметы холодного оружия: шашки, кинжалы, ножи. А некоторые умельцы вырезали из дерева различных зверей и птиц. До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания соли. Когда кто-либо заболел, то это приписывалась к «сглазу». Тогда вокруг головы больного проводили щепотку соли, читали молитву и просили отвести этот «сглаз». Далее точно также проводили солью над огнем, и это символизировало о том, что тот, кто наводит «сглаз» должен гореть в Аду. В те далекие времена, когда человек не мог описать природные явления, всякое аномальное явление воспринималось как что-то сверхъестественное.
Например, причудливые деревья считались святым местом. Святые места у лезгин называются — пир. Такими «пирами» могли быть различные источники воды, огромные валуны и даже целые горы. В эти места совершались паломничества, туда приносили милостыню, просили о помощи, молились. В моей семье почитают традиции предков и отмечают обрядовый Ураза-Байрам. Ураза-Байрам-это один из самых главных праздников у мусульман. В нашей семье по традиции каждый год отмечается этот праздник. В этот день надо одевать самую лучшую одежду, готовят традиционные блюда долма, бешбармак, плов, а также много сладостей; накрывают праздничный стол, приглашают в гости соседей, родственников и друзей.
Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Танцевальное искусство Определение 2 Лезгинка — лезгинский мужской сольный либо парный женский и мужской танец, распространенный у многих кавказских народов. В танце используются 2 образа. Мужчина чередует стремительный и медленный темп, двигаясь в образе «орла». Самыми эффектными и трудноисполнимыми движениями являются танцевальные движения, когда мужчина, стоя на носках, раскидывает руки в стороны. Женщина, двигаясь в образе «лебедя», завораживая плавными движениями и грациозной осанкой. Женщина увеличивает темп танца вслед за мужчиной.
Традиции лезгин – красочные деревья и черешневый праздник
На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки так как издревле их носило только высшее сословие , реже одевают войлочные чувяки. Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом. Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения.
Женский костюм для лезгинки — это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги — вязаные чулки и чувяки. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана.
Численность лезгин по переписи 1959 г. Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком. На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев.
Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка , подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский оба в Дагестане и кубинский в Азербайджане. Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект.
Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег.
Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи. Реки, протекающие по лезгинской территории самые крупные - Самур и Гюльгерычай , имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков.
Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин.
Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам. В 1812 г. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство с центром в сел. Курах , вошедшее в состав России.
Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара. Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Хозяйство Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие.
Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить самобытные традиции и богатую духовную культуру. Сегодня лезгинский народ в основном проживает на территории юга России и в Азербайджанской Республике. Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести.
Большое место в культуре лезгин отведено воспитанию детей. Их обучением начинают заниматься еще когда ребенок находится в утробе матери. Интересно, что бездетные женщины вместе отправлялись к священным местам и давали обет в случае появления на свет у одной мальчика, а у другой девочки, сочетать их браком. Традиция обручать детей в раннем возрасте сохранилась и до наших дней. Этот обычай обусловлен стремлением закрепить родственные и дружеские связи между семьями. Как и у большинства кавказских народов, раньше у лезгин практиковалось похищение невесты.
Если оно совершалось с согласия девушки, ее родственники не противились этому. Однако выкупа за невесту калыма у лезгин никогда не было, тем ни менее, за невесту вносили определенную плату ее родителям. Большим уважением исторически и в наши дни на свадьбах лезгин пользуются гости и старики. В некоторых семьях до сих пор сохранился обычай посыпать невесту мукой, когда она впервые входит в кухню. Невеста, в свою очередь, кидает в огонь горсть муки в знак того, что она стала законной хозяйкой домашнего очага. Несмотря на то, что женщине всегда отводилась второстепенная роль в лезгинских семьях — она занималась сугубо домашними работами, мужчины всегда уважительно и почтительно относились к лезгинкам.
В лезгинских семьях большим позором считается поднять руку на женщину и оскорбить ее честь. Раньше такое оскорбление приравнивалось к кровной обиде, и обидчик становился изгоем в своей общине. Сегодня бить женщину по—прежнему считается позором и, если ссора доходит до крупного скандала, жена уходит в дом родителей и родственники мужа добиваются примирения. Подобно другим северокавказским народам, на женщину лезгины не распространяли кровную месть, и какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Как и другие кавказские народы, лезгины прекращали драку, если женщина, сняв платок, бросала его между двумя враждующими.
И в наши дни в присутствии женщины у лезгин не принято позволять себе неприличные выражения. Позорно считается и мстить женской половине общества. Интересно, что лезгинский мужчина по традиции не присутствует при родах. Первому, кто сообщит молодому отцу о рождении ребенка, полагается подарок. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. Обычно его нарекают именем умершего члена семьи.
По случаю новорожденного в лезгинских семьях всегда устраивается семейный праздник и готовятся специальные угощения. Отметим, что наряду с исламом в лезгинской культуре присутствуют элементы языческих верований. Ранее, по одному из обычаев, быка коричневого цвета, купленного на деньги сельской общины, трижды обводили ночью вокруг селения, а потом убивали.
А конфликтный потенциал между лезгинами и азербайджанцами зреет и в Закавказье, и в Дагестане. Как утверждают аналитики, проблема может коснуться и России. Корень её кроется в том, что азербайджанцы не согласны с интерпретацией истории лезгинского народа, которая не вписывается в национальную идеологию, созданную официальным Баку. Лезгинские историки считают свой этнос прямыми потомками жителей Кавказской Албании, которая в древности занимала часть современного Азербайджана.
Но позднее, гонимые тюркскими завоевателями, они вынужденно ушли с равнины в горы. А азербайджанские историки, напротив, нашли тюркские корни у древних албан. Ещё в 1921 году в стране начались переименования населённых пунктов на тюркский лад и активная тюркизация. При этом национальные меньшинства обиделись на тюрков за то, что им не давали сохраниться как народу, сейчас бы мы сказали, препятствовали национальной идентичности.
Недавно об этом памятнике архитектуры даже был снят короткометражный фильм. События фильма происходят во времена войны горцев во главе с имамом Шамилем в середине XIX века. В основу телевизионной постановки легли воспоминания дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот, приехавшей к отцу в Ахты лезг. Ахцегь, Ахцагь в 1848 году. Приведем небольшой отрывок из записей девушки: «На нас смотрели довольно стройные горцы, похожие на немцев. Женщины в ситцевых шароварах и бешметах укутанные шалями.
Маленькие лезгинята, проведав кто я такая, что-то кричат друг другу. На завтра я пожелала посмотреть Ахты, и мы в сопровождении военных нукеров, считавшихся цветом лезгинской молодежи, посещали базар, лавки — нечто вроде магазинов. Письменный язык — арабский. Все женщины носят чадру. Когда солнце поднялось высоко, нас пригласил к себе Ахтынский старшина, дом которого находился возле той крупной мечети, куда по пятницам собирались духовные лица всех сел округа. Здесь мы познакомились с первым лицом в округе — с поэтом, ученым и лекарем Мирза Али аль-Ахты. С нами по очереди поздоровались: «Издрастье, матушка», но многие говорили на свой лад — «матишка». Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Более богатые ахтынцы звали нас с батюшкой к себе в гости. Чем только не угощали, подавали самые затейливые блюда: хинкали с мясом, сыром, маслом, бараньей начинкой и с яйцами.
А еще мед, вишни, яблоки, груши и чай. Все желали нас водить из дома в дом. Они не были похожи на жестоких дикарей, как мы слышали в столице. Правда порой я замечала косые взгляды женщин, и приходилось нечаянно услышать от них «матишка». По ее словам, основной задачей картины является «привлечь внимание общественности к историческому памятнику с богатой историей». Фильм будет интересен как для любителей истории, так и для поклонников художественных картин. Помнить о культуре и традициях своего народа лезгинам также призвана помочь премия «Душа Дагестана», созданная по инициативе правительства Российской Федерации. На премию ежегодно номинируют 15 человек и присваивают за заслуги в сохранении и развитии народного творчества и традиционной культуры. Премия присуждается на конкурсной основе по следующим номинациям: народный танец руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народного танца ; народное пение руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной песни ; народная музыка руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной музыки ; традиционная народная культура руководитель лучшего самодеятельного фольклорного коллектива, народный сказитель, исполнитель эпоса, семейный ансамбль, цирковой коллектив, группа канатоходцев ; народный мастер декоративно-прикладного, изобразительного и фотоискусства, по пошиву национальных костюмов, изготовлению музыкальных инструментов ; лучшее юное дарование — до 14 лет; народный театр режиссер лучшего народного театра, лучший актер народного театра ; руководитель лучшего управления отдела культуры муниципального образования. Церемония награждения номинантов состоится в декабре каждого года.
Ранее, с 2010 года, при поддержке министерства культуры в республике была принята и действует целевая программа «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана на 2011-2015 годы». Культурная программа, осуществляемая при поддержке министерства культуры РФ, играет важную роль в развитии и поддержке народного художественного творчества лезгинского народа. Она помогает формировать эстетические ориентиры молодого поколения Дагестана, а также учит давать правильную оценку народного творчества и любительского искусства одаренных лезгин. Без сомнения, лезгинская земля полна талантливыми людьми.