Два часа назад сотрудники арт-парка «Никола-Ленивец» опубликовали необычные фото — впервые за 20 лет река Звизжанка разлилась настолько, что затопила.
В Калужской области отремонтировали дорогу до арт-парка «Никола-Ленивец»
В этом году обещано семь сцен. Некоторые обычно, совсем не большие. Но главных - три. Основная, где выступят в частности: исполнитель хитов Obsession и Lost in Techno - неугомонный поклонник индастриала и хард-техно британец Rian Wood, группа Phurpa, играющая буддистскую музыку и диджей Roma Ptashenko. Кстати Седьмой Signal пройдет с 17 по 20 августа. Цена билета на четыре дня впрочем, довольно высока - 8. При этом, трансфер в Калужскую область, место для парковки и палатки в эту сумму не входят.
В этот раз у меня было уже сто человек соавторов — сначала подошли свободные товарищи-алкоголики и начали косить, за ними подтянулась вся деревня. Это вообще не было похоже на искусство, и никто не воспринимал этот объект как искусство, кроме самих сделавших его крестьян, которые, забравшись на самый верх башни-зиккурата, вдруг поняли, что делали это не ради сельскохозяйственных нужд, не ради заготовки сена, не ради корма коров... И все были очень довольны. Я сорок пленок отснял с мужиками. Когда французские кураторы смотрели на эти снимки, они не понимали, что происходит. Говорят: «У вас ведь голод в стране, беда, а тут все счастливые, такие «Кубанские казаки». С одной стороны, парадоксальное сочетание формы и материала, намекающее, что древние зиккураты могли рождаться не только на вавилонской земле, но и где-нибудь на Угре.
С другой — современное искусство, которое делается народными руками. Плюс несомненная экологичность проекта: сено должно было в конечном счете пойти на корм скоту. К сожалению, башня начала гнить, поэтому ее пришлось сжечь, заложив таким образом традицию празднования в Никола-Ленивце русской Масленицы. Здесь каждый год сжигают какой-нибудь объект, правда, последнее время его специально для этого и строят, потому что авторы сооружений, уже прижившихся в арт-парке, ни в какую не соглашаются на их сожжение. В этом году на Масленицу жгли большой двадцатиметровый мост, возведенный по проекту архитектурного бюро Katarsis из сухостоя, соломы и деревянного мусора. Следующий шаг на пути превращения вольных землепашцев в творцов современного искусства был сделан в 2003 году, когда Полисский привез на фестиваль «Арт-Клязьма» всю творческую артель целиком. Никола-ленивцы сплели из лозы деревню-инсталляцию, жили в ней все время фестиваля, готовили еду из привезенных из дома продуктов и кормили гостей.
Вернулись, как гордо рассказывает руководитель артели, на собственных машинах. Оказалось, что современное искусство — не баловство, как жители деревни думали вначале, а серьезное занятие. На международном рынке продукт никола-ленивецких промыслов был принят с таким же энтузиазмом, как и на внутреннем. В 2002 году Полисского пригласили во французский город Ди, где он сплел колонну из виноградной лозы, а после того, как в 2008-м его команда участвовала в оформлении российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, позвали в Люксембург. В центре современного искусства MUDAM, построенном знаменитым архитектором Йо Мин Пеем, автором стеклянной пирамиды Лувра, крестьянская бригада из десяти человек под руководством «дяди Коли», как называют Полисского в деревне, собирала «Большой адронный коллайдер». Строили коллайдер на калужской земле, а в Люксембург везли двумя фурами, чтобы смонтировать на месте. И наконец, сам Филипп Старк, французский мэтр дизайна, мастер эффектных жестов, заказал никола-ленивецкой артели серию скульптур для его нового проекта — реконструкции старинного парижского отеля Le Royal Monceau на Елисейских Полях.
И теперь в холле отеля на Елисейских Полях пасутся те же олени, что и в никола-ленивецких мастерских. Я думаю: что такое, может быть, там израильские деньги, но я же не предлагаю им есть свинину. Оказалось, что отель принадлежит арабам, которые свинью даже видеть не могут. Но очень любят французскую культуру. А Старк позиционировал нашу скульптуру как что-то очень французское. Он веселый парень, и я хотел познакомить его с Лехой Гусевым, который делал этих оленей, но там его помощник работал, а сам он так и не приехал». Центр притяжения на Угре В Никола-Ленивце в это время уже появился сплетенный из прутьев «Маяк», возведенный там, где стояли когда-то снеговики и сенная башня, по договоренности с национальным парком «Угра».
Парк, охраняющий древнее поселение балтов, предшественников славян, ровной линией идет вдоль реки, и на его территории ничего нельзя строить без разрешения Минприроды.
Никола—Ленивец открыт для творческих экспериментов и постоянно пополняется объектами искусства. Место проведения Масленицы в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области? Масленица в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области проходит примерно в 200 км от Москвы — в Калужской области, на берегу реки Угра. Масленица в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области пройдет 16 марта 2024 года. Масленица в Никола-Ленивце: что ждет гостей? Каждый год на Масленицу в парке появляется ярмарка с деревянными сувенирами, домашней едой и горячими напитками.
Медленно, словно покачиваясь в лодке, плывущей по неспокойному морю.
Ждать в пробке, пока заедут все машины и автобусы. Но все это не останавливает многочисленных желающих стать соучастниками фантастического художественного действа. Он был одним из тех, кто заложил здесь перформативные практики, которые сейчас превратились в авторский формат арт-парка. Нынешнее событие мы посвящаем памяти Германа, — рассказывает Иван Полисский, который вместе с отцом занимается в Никола-Левинце развитием уникальной лэнд-арт территории. Фото: Мария Москвичева Именно Николай Полисский превратил это место близ реки Угры в уникальное явление русской культуры. Живописец ездил сюда с конца 1980-х годов, писал пейзажи, потом купил дом. А в 2000-м году устроил первую лэнд-арт акцию: предложил местным жителям слепить для него двести снеговиков, пообещав заплатить по 10 рублей за каждого. Так получилось новое «стояние на Угре».
Тогда Полисский бросил писать картины и начал строить масштабные инсталляции в полях и лесах из экоматериалов.
В Калужской области отремонтировали дорогу до арт-парка «Никола-Ленивец»
Экономика искусства Юридически земли парка по-прежнему принадлежат ООО «Угорские луга» Максима Ноготкова — оно проходит процедуру банкротства. Договор заключен с конкурсным управляющим, ведущим дела «Угорских лугов» до завершения процедуры банкротства. По словам Гончарова, несколько гектаров ему передал Ноготков в качестве отступных по долгам перед сотрудниками «АрхПолиса». В прошлом году ООО «Парк Никола-Ленивец» уже провело на этих землях собственный фестиваль объемного звука в измененном ландшафте Soundscape. В августе этого года Гончаров совместно с архитектором Василием Щетининым и ООО «Арх-Сигнал» планирует провести еще одно мероприятие — фестиваль современной музыки и архитектуры «Сигнал». На арендованной части территории он хочет построить новый фестивальный кампус и «Творческий поселок» на 70 домиков. Иван Полисский отрицает законность деятельности Гончарова в парке, а Олег Малис отказался от комментариев. Выручка — около 10 млн рублей в год — полностью уходит на сооружение новых арт-объектов и организацию мероприятий. Еще от 8 до 25 млн рублей выручки в год приносит Студия Николая Полисского, которая создает архитектурные сооружения для фестивалей и на заказ.
Стоимость сторонних заказов — от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Чаще всего скульптуры покупают коллекционеры, а недавно 25 статуй для одного из парижских отелей заказал французский промышленный дизайнер Филипп Старк. Большую часть оборота парка «Никола-Ленивец» за 2016 год — около 30 млн рублей обеспечивает его инфраструктура. На территории расположились кафе, столовая, велопрокат, два теплых коттеджа по 12 номеров в каждом, 26 летних домиков, хостел на 40 человек и кемпинг повышенной комфортности с кроватями на 44 человека. Так, стоимость суточной аренды 12-местного гостевого домика обойдется в 12 тыс. Место в кемпинге под собственную палатку стоит 400 руб. На время фестиваля цены увеличиваются в 1,5-2 раза, но, несмотря на это, номера раскупаются задолго до мероприятия. Вся прибыль от инфраструктуры и студии от 3 до 6 млн рублей в год идет на реконструкцию самой инфраструктуры.
А баня, которая обошлась в несколько миллионов рублей, недавно сгорела из-за неправильной конструкции дымовой трубы. Теперь не знаем, что с ней делать, — жалуется Иван Полисский. Каждый год на «Архстояние» приезжает примерно 6 тысяч человек, — в основном, это одни и те же люди. Все дело в цене на билет — она растет с каждым годом. В этом году на «Архстояние» можно будет попасть за 3,5 тысячи рублей цена за доступ на трехдневную программу , аренда домиков на 2-6 человек обойдется в 13-45 тысяч рублей, место под палатку — в 1 тысячу рублей в сутки. По словам организаторов, таким образом парк фильтрует поток посетителей. Фермеры в арт-парке На самом краю Никола-Ленивца расположилась ферма — там местные жители выращивают овощи в 20 теплицах, разводят гусей и поросят. Они давно мечтали переехать за город и через общих знакомых вышли на Максима Ноготкова, который согласился разместить ферму на 2 га парка «Никола-Ленивец».
Сейчас Морозовы арендуют территорию фермы на рыночных условиях сумма не раскрывается. Выращенные овощи продаются в «Салат-баре» на территории парка, на Даниловском рынке в Москве и поставляются в рестораны «Юность», «Карлсон» и др.
Параллелепипед — уверенная форма, внутри которой ты можешь делать что угодно. Каждый раз я использовал новый материал: В Москве они сложены из толстых веток, получилась очень крепкая конструкция, которая держится болтами и шпильками, и каждое новое крепление укрепляет все дальше. В Перми — железная конструкция. Белые ворота — устроены в духе Сельпо, где ленты и тонкий металл, на который как шашлык одеваются деревянные детали с дыркой посередине. Главное, чтобы ворота имели смысл: отмечали развязку, развилку, въезд в город. Собо, Бабур и ворота складываются в треугольник и образуют градостроительные опоры. Это опорные точки, маркирующие пространство, которые не должны быть обязательно видны одновременно — чтобы сохранять тайну.
На соседнем поле одиноко стоит Бобур. Бобур — это одновременно и отсылка к пушкинской голове в поле, и парижскому музею Помпиду он же Бобур , фасад которого украшают открытые вентиляционные трубы. Наверху: смотровая площадка, и если с Парижского Бобура видно весь город, то отсюда весь Никола-Ленивец. Как и со всеми объектами Никола Полисского, местные материалы и техники, отсылающие к традиционным деревенским ремеслам и забавам, заставляют его скульптуры в ландшафте казаться естественным природным явлением вроде птичьих гнезд или бобровых плотин. Николай Полисский: Я не проектировал Бобур для подобия, эта скульптура не имеет точного зрительного ориентира. Мне нравится, что издалека и вблизи она производит разный эффект: вблизи выглядит как плетеная корзина, издалека как совершенно космический объект. Она однозначно ни на что не похожа: то ли на слонов, то ли на космический аппарат. Парижский Бобур это архитектура совершенно странная не только своим образом, но и выбранным местом: каждый раз я думаю, как это здание в принципе могло оказаться в этом месте? И этот вопрос рождает у меня совершенное ощущение восторга.
Для меня это такая архитектура, которая в большей мере имеет статус произведения искусства, как Эйфелева башня, довольно бесполезное такое сооружение, более важное, как городская скульптура. Мы занимаемся тем же самым, только в деревне, и называя этот объект Бобуром обозначаем себя в мировом контексте. Вид с Бобура. А у реки стоит Угруан. Не нашла замысла авторов. Сплетён из деревянных прутьев, окрашенных в разные цвета. Во время нашего визита его то ли разбирали, то ли чинили. Место красивое. В таком хочется встать с палаткой Летом здесь будет глэмпинг от парка.
Дальше поехали в ближайшую деревню — Звизжи.
В создании объектов участвовали как художники и архитекторы международного уровня, так и местные жители. Идеолог проекта — художник Николай Полисский. В нашем гостиничном комплексе представлены уютные домики «клевер» и номера в домах флоренского, а также уникальные авторские арт-дома, сочетающие в себе черты комфортабельного жилья и интересного арт-объекта от ведущих архитекторов России. Большая двуспальная кровать, зона гостиной с диваном, кухонная зона с электрической плитой, холодильником и набором посуды, ванная комната с душем и набором косметики. Возможна установка дополнительных мест.
И этот вопрос рождает у меня совершенное ощущение восторга. Для меня это такая архитектура, которая в большей мере имеет статус произведения искусства, как Эйфелева башня, довольно бесполезное такое сооружение, более важное, как городская скульптура. Мы занимаемся тем же самым, только в деревне, и называя этот объект Бобуром обозначаем себя в мировом контексте.
Вид с Бобура. А у реки стоит Угруан. Не нашла замысла авторов. Сплетён из деревянных прутьев, окрашенных в разные цвета. Во время нашего визита его то ли разбирали, то ли чинили. Место красивое. В таком хочется встать с палаткой Летом здесь будет глэмпинг от парка. Дальше поехали в ближайшую деревню — Звизжи. Тут есть продуктовый магазин и еще один арт-объект — Сельпо.
В этом месте суровая реально встречается с искусством искусством ли? Внутри залежи мусора и, судя по запаху, туалет. Вокруг — бухающие на детской плошадке родители, вышедшие на "прогулку" с детьми. Николай Полисский: Меня очень волнует постиндустриальные промышленные здания — с ними явно надо что-то делать, они стоят по всему миру, и мне кажется, это большая забота архитекторов, дизайнеров и художников в том числе — что с этим делать? Индустрии как таковой больше нет, и они разрушаются все больше и больше. Если в цивилизованном мире этим занимаются, то у нас пока нет — и я хочу показать некоторый пример, как с этим можно справляться. Вообще мне кажется, что в России очень нужны примеры. Деревенские виды Еще на развилке между деревней и парком есть такая вот площадка указателей. Ночью выглядет стремно: показалось, что какие-то кресты среди дороги Парк ежегодно несколько видоизменяется, а в арт-объектах меняется внутренняя обстановка и освещение.
О визите в парк не жалею, мне понравилось. Рекомендовать сложно, очень уж противоречиво. Но, наверное, при свободных выходных съездить посмотреть все же стОит. Все же место очень приятное.
В арт-парке Никола-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние-2023»
В парке Никола-Ленивец на праздновании масленицы московский художник Сергей Пахомов представил перфоманс «Великое лежание». До 2000 года в Никола-Ленивце несколько друзей — бывшие москвичи — косили траву и понемногу обустраивали быт. В арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области в Масленицу сожгли огромный замок из лозняка.
В арт-парке Никола-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние-2023»
В Калужской области завершился ремонт дороги до арт-парка 'Никола-Ленивец' — крупнейшего арт-парка Европы. Окончен ремонт 12,5 км а/д Острожное – Звизжи – Смагино, ведущей к арт-парку «Никола-Ленивец». Отдых в арт-парке Никола-Ленивец в 2024 году — хороший выбор для тех, кто хочет увидеть нечто необычное. Новости Калужской области.
Арт-парк Никола-Ленивец стал островом
Река Звизжанка разлилась так сильно, что затопила дорогу к расположенному недалеко от Калуги арт-парку Никола-Ленивец. Так вот, логистика была несложная, добраться до Калуги на поезде и там поспать ночь, а затем на такси до арт парка Никола-Ленивец. Отдых в арт-парке Никола-Ленивец в 2024 году — хороший выбор для тех, кто хочет увидеть нечто необычное.
В Калужской области отремонтировали дорогу до арт-парка «Никола-Ленивец»
Зимой мастерская открыта с 8 до 17 часов. Записаться можно на сайте Никола-Ленивца. Вот такие объекты делают местные умельцы. За время своего существования она пережила многое — в ней был даже молочный завод в советский период. Только в 1992 году церковь вернули епархии, а в 2000 году началась реконструкция, которая продолжается до сих пор, причём на частные средства. Сейчас храм нуждается в косметических работах. Внутри сохранились некоторые иконы, есть алтарь, но многие отмечают возникающее здесь чувство смятения — скорее всего, из-за полузаброшенности. В таком случае рекомендую обратить внимание на пейзажи вокруг — с этого места открывается вид на живописный берег Угры. Чем ещё заняться в Никола-Ленивце зимой Покататься на лыжах Чистый воздух, мало машин, красивые пейзажи — всё располагает к прогулке на беговых лыжах.
Путешествие по арт-парку доставит вам особое удовольствие, и вы в прямом смысле слова совместите приятное с полезным. Арендовать лыжи можно в кафе «Угра». Всегда есть вариант взять своё оборудование, либо поехать с экскурсионной группой. Ищите авторские туры, во время которых вы будете перемещаться на лыжах от одного арт-объекта до другого. Некоторые экскурсоводы даже предлагают переночевать в палатках в таком случае возьмите зимние спальники. Стать участником спортивного марафона В арт-парке 19 февраля пройдёт марафон, где каждый желающий может выбрать комфортную для себя дистанцию и пробежать её вместе с другими участниками. Марафон интересен тем, что дорога пролегает вдоль арт-объектов. Обратите внимание, что важно иметь с собой экипировку для зимнего бега.
Вся подробная информация — по ссылке.
Место проведения Масленицы в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области? Масленица в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области проходит примерно в 200 км от Москвы — в Калужской области, на берегу реки Угра. Масленица в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области пройдет 16 марта 2024 года. Масленица в Никола-Ленивце: что ждет гостей? Каждый год на Масленицу в парке появляется ярмарка с деревянными сувенирами, домашней едой и горячими напитками. Попробовать никола-ленивецкую кухню можно в кафе «Угра».
В телевизоре эта идея подавалась демонически, а мы решили создать у себя гуманистическую альтернативу. Вначале я думал собрать метафорический мозг из колесиков и шариков, которые будут крутиться — а потом как мы начали их собирать, я понял, что надо буквально: делать мозги так мозги. Это один из объектов, которые вместе с Бобуром напоминают пушкинскую голову — стоит посреди поля непонятно зачем.
От Разума тропинки ведут в лес. Белые ворота. Николай Полисский: Ворот может быть бесконечное количество. Параллелепипед — уверенная форма, внутри которой ты можешь делать что угодно. Каждый раз я использовал новый материал: В Москве они сложены из толстых веток, получилась очень крепкая конструкция, которая держится болтами и шпильками, и каждое новое крепление укрепляет все дальше. В Перми — железная конструкция. Белые ворота — устроены в духе Сельпо, где ленты и тонкий металл, на который как шашлык одеваются деревянные детали с дыркой посередине. Главное, чтобы ворота имели смысл: отмечали развязку, развилку, въезд в город. Собо, Бабур и ворота складываются в треугольник и образуют градостроительные опоры. Это опорные точки, маркирующие пространство, которые не должны быть обязательно видны одновременно — чтобы сохранять тайну.
На соседнем поле одиноко стоит Бобур. Бобур — это одновременно и отсылка к пушкинской голове в поле, и парижскому музею Помпиду он же Бобур , фасад которого украшают открытые вентиляционные трубы. Наверху: смотровая площадка, и если с Парижского Бобура видно весь город, то отсюда весь Никола-Ленивец. Как и со всеми объектами Никола Полисского, местные материалы и техники, отсылающие к традиционным деревенским ремеслам и забавам, заставляют его скульптуры в ландшафте казаться естественным природным явлением вроде птичьих гнезд или бобровых плотин. Николай Полисский: Я не проектировал Бобур для подобия, эта скульптура не имеет точного зрительного ориентира. Мне нравится, что издалека и вблизи она производит разный эффект: вблизи выглядит как плетеная корзина, издалека как совершенно космический объект. Она однозначно ни на что не похожа: то ли на слонов, то ли на космический аппарат. Парижский Бобур это архитектура совершенно странная не только своим образом, но и выбранным местом: каждый раз я думаю, как это здание в принципе могло оказаться в этом месте? И этот вопрос рождает у меня совершенное ощущение восторга. Для меня это такая архитектура, которая в большей мере имеет статус произведения искусства, как Эйфелева башня, довольно бесполезное такое сооружение, более важное, как городская скульптура.
Мы занимаемся тем же самым, только в деревне, и называя этот объект Бобуром обозначаем себя в мировом контексте. Вид с Бобура. А у реки стоит Угруан.
Как только его сожжем, болезнь на спад пойдет, и все будут здоровы.
Добро должно победить зло, а то хватит уже, надоело! В разговоре со «Снобом» художник заявил , что многие приписывают огню все плохое, однако «единственное, что в огне видеть не нужно, — это гнев и ненависть». Что еще известно: Арт-объекты сжигают на Масленицу в Никола-Ленивце с 2001 года.
Почему стоит посетить Никола-Ленивец в 2024 году
В Калужской области парк Никола-Ленивец временно остался без посетителей. В калужском арт-парке «Никола-Ленивец» 13 марта проводили зиму торжественным сожжением 24-метрового замка из лозы и соломы. В арт-парке в Калужской области отметили Масленицу с традиционным сожжением огромного художественного объекта.
Как Никола-Ленивец стал родиной большого огня: 8 арт-объектов, которые сожгли на Масленицу
Никола-Ленивец и Таруса станут круглогодичными курортами. Они вошли в федеральную туристическую схему «Большое Золотое кольцо». В Никола-Ленивце планируется обновление инфраструктуры арт-парка, организация новых общественных пространств, благоустройство сельских территорий, установка систем навигации, строительство 2-х курортных отелей на 240 номеров.
В дни фестиваля на территории парка будет работать сразу семь сцен, в том числе ставший традиционным техно-танцпол Leveldva Chillrave. Три площадки будут символически объединены между собой в сенной триптих — маршрут, пролегающий по схожим звукам и смыслам. В первой части этого путешествия международная студия Radugadesign создаст мультимедийную инсталляцию, реагирующую на звуковое окружение. В программе — премьера масштабного звукового перформанса «Пиродрама» от композитора Владимира Горлинского, написанного специально для Никола-Ленивца, а также выступления Shortparis, Pompeya, polnalyubvi, Эдi, Foresteppe, X. Огненная сцена «Пиродрама» Концерт-спектакль современной композиторской музыки для 16 музыкантов на ударных инструментах и огненного пространства Представление на огненной сцене традиционно начнется с наступлением темноты — здесь каждый зритель сможет стать участником пространственного звукового перформанса «Пиродрама» от композитора и импровизатора Владимира Горлинского. Многомерное музыкальное произведение было создано специально для Никола-Ленивца. Гипнотическое воздействие симфонии, написанной для 16 ударных, придадут неклассические инструменты, подготовленные только для этого вечера.
Важную роль играет и само пространство — окруженная кострами поляна, где, перемещаясь между источниками звука, можно будет собрать собственную ритмическую композицию. Инди Labscape Самые актуальные инди-музыканты в световом ландшафте Основная сцена фестиваля расположится на поляне Labscape возле «Арки» Бернаскони. Собранная в стилистике театральных декораций, она выведет на первый план музыкантов, оставив на фоне арт-объекты и ландшафт. Здесь выступит Shortparis — самобытная группа-манифест, работающая на стыке музыки и современного искусства, Pompeya, играющая безукоризненный нью-вейв, бахчисарайский дуэт Эдi, разрушающий границы между фольклором и рейвом, а также проект Марины Демещенко Polnalubvi, играющий «эльфийский поп» — о мистике и, конечно, о любви.
Попробовать никола-ленивецкую кухню можно в кафе «Угра».
Посидеть-отдохнуть — на душистых стогах сена, а погреться — у костра или в активных играх. Мини-копии арт-объектов прошлых лет станут площадкой для веселых забав и мастер-классов Масленичного городка поддержки и соучастия. Занятие найдется для всех, от самых взрослых до самых маленьких. Все точки фестиваля находятся в одном месте, недалеко от арт-объекта «Черная гора» и главного события дня — огненного перформанса. Как прошла Масленица в Никола-Ленивце в 2024 году?
Люди нуждаются в том, чтобы увидеть какой-то просвет, перспективу. В Масленицу — это весеннее солнце, которое обязательно придет, несмотря на все происходящее в нашем мире», — считает Иван Полисский.
Напомним, что «Четвёртая стена» — это не первый креативный объект, который уничтожили на Масленицу в арт-парке «Никола-Ленивец». Начиная с 2001 года здесь последовательно сожгли оригинальные объекты под названиями «Медиабашня», «Байконур», «Градирня», «Жар-птица», «Пирамида», «Бастилия» и «Вавилонская башня».