Внешний и внутренний государственный долг России в 2024 году планируется удержать на оптимально возможном уровне ниже 20% от ВВП. Дружественные страны, связанные долгами с Россией, могут серьезно помочь за счет увеличения товарооборота, показатели которого увеличиваются. Поэтому внешний долг РФ сейчас сокращается, — уточнил эксперт в беседе с «Известиями». После новостей о том, что у россиян накопилось 2 триллиона долгов по кредитным исполнительным производствам, власти предложили сразу несколько путей решения этой проблемы.
Внешний долг России в 2022 году стал больше лишь перед Индией
Внешний долг России по состоянию на 1 июля 2023 года снизился в сравнении с показателем на начало года на 8,7%, или 33 млрд долларов, и составил 347,7 млрд долларов, свидетельствуют данные ЦБ РФ. По итогам 2022 года внешний долг России снизился до рекордного за 15 лет показателя. Уровень внешнего долга России по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) по итогам первого квартала 2023 года опустился до минимального за всю историю значения в 15%, сообщает сайт "Комсомольской правды" со ссылкой на ЦБ. После новостей о том, что у россиян накопилось 2 триллиона долгов по кредитным исполнительным производствам, власти предложили сразу несколько путей решения этой проблемы. Объем государственного долга России по итогам 2023 года составил 25,6 трлн рублей, или 15% ВВП. В 2022 году общая задолженность резидентов иностранных государств перед Россией возросла на 8,7%, или 2,3 млрд долларов.
Объем госдолга РФ по итогам 2024 г составит 32,503 трлн руб - проект
Внешний долг России достиг минимума за последние 17 лет 13 июля 2023 17:20 Центробанк России опубликовал актуальные данные о размере госдолга страны. Речь идет о 347,7 млрд долларов по состоянию на 1 июля 2023 года. Об этом сегодня, 13 июля, сообщает «РИА Новости».
Причем речь не о средних цифрах, а о медианной сумме долга российских семей и медианных же показателях по накоплениям. По данным регулятора, медианный долг российской семьи составляет 140 тысяч рублей. А активы домохозяйств Банк России оценил меньше чем в 16 тысяч. Эти цифры очень сильно беспокоят регулятор, говорит независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.
В денежном выражении государственный и корпоративный долг страны оценивается в 354,8 миллиарда долларов. Максимальный уровень внешнего долга России к ВВП был зафиксирован в 1999 году. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил , что ситуация в экономике России находится под абсолютным контролем.
Лондон продолжает поиск легальных механизмов для этого, Москва обещает зеркальный ответ Азиатские структуры По словам Александра Потавина, раньше российские компании брали деньги на свое развитие в западных банках, а теперь они такой возможности лишились, кредитные линии закрываются. По этой причине сейчас идет опережающее сокращение ранее взятых кредитных обязательств в иностранной валюте, — добавил Александр Потавин. Артем Шахурин, в свою очередь, считает, что привлекать инвестиции и Минфину, и частным компаниям станет сложнее. Причем не факт, что обслуживание этих новых долгов будет обходиться дешевле, — добавил он. Каковы перспективы развития экономических отношений Екатерина Косарева уверена, что сотрудничество с азиатскими банками очень перспективно, но всегда стоит помнить о том, что, в частности, китайцы никогда «своего не упустят».
ЦБ сообщил о снижении внешнего долга РФ в I квартале на $12,8 млрд
Правительства государств стремятся свести чистый долг к отрицательному значению. Но такое явление достаточно редкое, особенно у развивающихся стран. Большую часть удалось выплатить в середине 2000-х. В 2019 году госдолг РФ стал отрицательным. Но после 2020 года он снова начал увеличиваться.
Откуда у России появился внешний долг До Первой мировой войны Российская империя занимала первое место по размеру внешнего долга. К октябрю 1917 года он составлял более 12,5 млрд рублей. Основными кредиторами были Великобритания и Франция. После образования Советского Союза новое правительство аннулировало эти долги, и никакие попытки вернуть хотя бы часть денег не возымели успех.
К середине 1980-х правительству СССР пришлось обратиться к Западу за деньгами из-за ухудшающейся экономической ситуации. Тогда пришлось выплатить часть долга Российской империи. Но на первом месте тогда стояла другая задача — погасить задолженность, которую Советский Союз набрал перед распадом. Долгое время именно советский долг составлял большую часть внешнего долга России.
Сумма долга составляла 100 млрд рублей, выплаты растянулись до середины 2017 года. При этом значительная часть новых заимствований направлялась на выполнение бюджетных обязательств. Кредиты Советскому Союзу и России в 1990-х предоставляли некоторые государства и такие международные финансовые организации как: Международный Валютный Фонд; Всемирный Банк. Из-за этого России приходилось идти на политические и экономические уступки.
При этом статьи социальных и военных расходов бюджета все время уменьшались. Если рассматривать не только проблемы, но и преимущества, которые принес кризис 1998 года, то можно увидеть, что Россия перестала занимать деньги у МВФ и ВБ. Благодаря выросшему экспорту нефти и газа в 2000-е годы Россия начала быстро выплачивать задолженность. Заимствования все равно продолжались, но уже на международном рынке.
Так как долг стал уже рыночным, кредиторы потеряли возможность воздействовать на Россию политически. Как санкции повлияли на внешний долг РФ В начале 2022 года санкционная политика привела к тому, что страны Западной Европы и США отказались от исполнения обязательств в своих валютах не только в отношении российских госорганизаций, но и физических и юридических резидентов РФ. Так как управлять счетами и рассчитываться с помощью долларов и евро стало невозможным, Россия предложила перевести расчеты в другие валюты, в том числе российские рубли. Антон Силуанов, министр финансов РФ, в марте 2022 года заявил, что по внешнему долгу Россия будет рассчитываться в российских рублях.
Конвертировать их в валюту по договорным обязательствам можно будет только после снятия ограничений с российских счетов в долларах и евро.
Долг России график по годам. Внешний долг РФ график. Внешний долг РФ 2021. Госдолг России по годам таблица 1990-2020. Внешний долг РФ 2023.
Государственный долг России 2020. Структура государственного внешнего долга за 2020 год. Страны с самым большим внешним логом. Санкции против России. Внешний долг России к ВВП по годам. Государственный долг к ВВП России.
Госдолг России в 2000. Внешний долг России к ВВП. Структура государственного долга Российской Федерации. Динамика объемов государственного внутреннего долга РФ. Внешняя задолженность России. Внешний госдолг.
График выплат по внешнему долгу России. Выплата госдолга. Даты выплат России по внешним долгам. Динамика внутреннего государственного долга РФ. Объем внутреннего государственного долга РФ 2020. Структура государственный внутренний долг России 2020.
Динамика внешнего долга России. Рисунок 1. Внешний долг России в 1994. Современное состояние внешнего долга. Госдолг России. Внешний долг России в процентах к ВВП.
Госдолг России к ВВП по годам. Структура внешнего долга России. Валютная структура внешнего госдолга России. Структура внешнего долга Японии. Структура внешнего долга Китая. Внешний долг России на 2023.
Объем внешних долгов российских компаний. Долг увеличивается Россия. ФССП приставы. Приставы списали деньги. Судебный пристав списал деньги. Государственный долг России 2021 внешний и внутренний.
Динамика и структура внешнего долга России.. Совокупный внешний долг России. Корпоративный долг России по годам. Внутренний долг Российской Федерации. Внутренний государственный долг. Виды государственного долга Российской Федерации.
Динамика внутреннего государственный долг России 2022. Структура держателей ОФЗ.
Объем госдолга РФ по итогам 2024 года составит 32,503 триллиона рублей, по итогам 2025 года - 35,876 триллиона рублей, в 2026 году - 40,088 триллиона рублей, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета РФ на 2024-2026 годы, с которой ознакомились РИА Новости. При этом объем внутреннего долга РФ в 2024 году составит 26,638 триллиона рублей, в 2025 году - 30,159 триллиона рублей, в 2026 году - 34,357 триллиона рублей, из которых по государственным гарантиям РФ - 3,525 триллиона рублей, 3,626 триллиона рублей и 3,727 триллиона рублей соответственно. Объем внешнего госдолга РФ запланирован в 2024 году на уровне 5,865 триллиона рублей, в 2025 году на уровне 5,717 триллиона рублей, в 2026 году - на уровне 5,732 триллиона рублей.
Хотя к 2014 году доля внешней задолженности снова стала нарастать, ряд санкционных директив США после украинского кризиса в корне пресек тенденцию. В условиях ограничений Правительство было вынуждено сокращать займы извне и переходить к внутреннему долговому обороту. Снижение величины внешнего госдолга проходило на фоне падения цен на нефть, сокращения объема ВВП, импорта товаров и услуг. Санкции затронули основной банковский сектор, предприятия ВПК, нефтяные компании, то есть наиболее крупных заемщиков. Остальные участники рынка с долей государственного капитала сохранили возможность привлекать международные финансы. В качестве суверенного заемщика Российская Федерация под воздействием санкций снизила активность в 2014-2015 гг. Внешний долг государства упал в 2 раза. В 2016 году Россия снова приступила к размещению еврооблигаций и к концу 2017 г вернулась к прежнему показателю. Таким образом, санкции привели к резкому изменению процентного отношения участия в формировании госдолга. Падение спроса на кредиты со стороны российских банков компенсировалось приобретением нерезидентами ценных суверенных бумаг. Стабильной остается долговая политика компаний. Основная масса долга частного сектора была накоплена к 2015 году и к настоящему времени постепенно снижается. Больше половины обязательств принадлежит энергетическому сектору, в числе которых Газпром и Роснефть. Внешний долг России на 2024 — кому должны? Несмотря на продолжительные санкции и подкосившую экономику пандемию, объем долговых обязательств России остается на безопасном уровне. За первый квартал этого года он понизился на 25,6 млрд долларов, в основном за счет госсектора. Суверенный долг и дальше планируется удерживать от роста. Внешний корпоративный долг России в 2024 году, как и в текущем будет оставаться значительной частью общих долговых обязательств. К началу спецоперации кредитный рейтинг Российской Федерации оценивался высоко, а основная часть задолженности носила долгосрочный характер. Сейчас рейтинг страны понизился, но остается довольно стабильным благодаря соблюдению Правительством и частными должниками своих финансовых обязанностей.
Внешний долг России упал до минимума 2007 года
По оценке Всемирного банка, в 2021 году у России оставалось только три государства-кредитора –Индия (долг – 610 млн долларов), Франция (316 млн долларов) и Южная Корея (280 млн долларов). По данным Минфина, внешний долг России составлял к 1 апреля 2022 года 57,143 миллиарда долларов, в том числе 37,26 миллиарда долларов – по внешним облигационным займам. Внешний долг России упал до минимума 2007 года. В феврале 2022 года начался новый раунд санкционной войны против России, что дало дополнительный импульс процессу сокращения внешнего долга.
ЦБ посчитал долги и активы россиян
Уровень государственного долга РФ по сравнению с ВВП остается относительно низким уже довольно давно. Суммарно внешний долг РФ равен 376,1 миллиарда долларов, уменьшившись на рекордные 20%, пишет РИА "Новости". Главная» Новости» Когда будет дефолт в россии последние новости.
Размер внешнего долга России на 2024 год
Внешний долг России снизился на 33 млрд долларов | Отношение государственного долга к ВВП у России на 2022 г. составляет 17%. |
Размер внешнего долга и государственного долга России | Государственный долг к ВВП в России упал до 17.2 % в 2022. |
Внешний долг России достиг минимума за последние 17 лет
В феврале 2022 года начался новый раунд санкционной войны против России, что дало дополнительный импульс процессу сокращения внешнего долга. Индия стала единственной страной, перед которой у России выросла задолженность по итогам 2022 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на данные Всемирного банка. Текущие данные экономики России (прогнозируемые на 2024 год). Размер внешнего госдолга России по итогам 2022 года уменьшился впервые за три года, составив 57,417 млрд долларов в эквиваленте, подсчитали на основе информации, полученной от Минфина РФ. Размер внешнего долга России с начала года уменьшился на 14,1%. По состоянию на 1 октября 2023 года он составил $329,5 объяснили в Центробанке, динамика показателя. Уровень внешнего долга России по отношению к ВВП впервые снизился менее чем до 15%, следует из дан.
Russia Government Debt
Текущие данные экономики России (прогнозируемые на 2024 год). Внешний долг России, согласно данным Всемирного банка, в 2021 году составил $481,4 млрд, что на 4,4% больше показателя годичной давности. Российский внешний долг стабильно сокращается. По результатам первого полугодия он снизился до уровня менее 15 процентов ВВП. Внешний долг России сократился до рекордных $347,7 млрд (31,5 трлн руб.) по состоянию на 1 июля 2023 года, что является минимальным показателем с конца 2006 года, 13 июня сообщает пресс-служба Банка России. Индия стала единственной страной, перед которой у России выросла задолженность по итогам 2022 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на данные Всемирного банка.
Внешний долг России с начала года снизился на 14,1%
Речь идет о 347,7 млрд долларов по состоянию на 1 июля 2023 года. Об этом сегодня, 13 июля, сообщает «РИА Новости». Данный показатель, уточняет регулятор, является абсолютным минимумом с 2006 года тогда 313,2 млрд долларов — EADaily.
Проще говоря, некоторые российские заемщики не смогут рассчитаться с иностранными кредиторами не потому, что у них нет денег, а потому что ряд банков, в которых эмитенты обслуживались, отключены от SWIFT особенно те, которые попали в жесткий санкционный список , и платежные системы отключены. Сложившиеся условия, в которых иностранные инвесторы не получают выплаты, зависят не от заемщика — Минфина, а от его партнера в лице ЦБ. Из-за ограничений время выплат может затянуться, но кредиторы, скорее всего, все равно получат свои деньги, если в российской экономике не случится еще большего обвала. Сейчас все усилия правительства прилагаются к тому, чтобы нормализовать и привести в рабочее состояние в первую очередь внутреннюю финансовую систему и все, что с этим связано. Масштабный дефолт подобный 1998-му году в нынешней ситуации маловероятен, объясняет главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. При этом риск технического дефолта по отдельным обязательствам велик.
Мы уже видели новости о том, что Минфин хочет заплатить, но не может. Но именно дефолта как неспособности платить по долгам, не как факта, касающегося конкретного выпуска российских или иностранных облигаций, я не жду», — говорит Надоршин. Можно полагать, что именно поэтому российские власти и лично президент Владимир Путин на всех совещаниях и выступлениях с гордостью повторяли мантру о низком государственном долге страны. На днях Путин подписал указ, разрешающий российским должникам выплачивать крупные долги кредиторам из «недружественных» стран в рублях. Речь идет о долгах, выплаты по которым превышают 10 миллионов рублей в месяц или валютный эквивалент этой суммы по официальному курсу ЦБ на 1 число каждого месяца. Иными словами, на претензии кредиторов Россия сможет ответить рублем в прямом смысле слова. Люди, которые вложились, банки и их вкладчики, не должны пострадать». Геополитика важнее долгов Однако в случае технического дефолта отельная группа россиян все-таки может пострадать.
Речь идет о резидентах, которые инвестировали через иностранные компании. Эти компании, в свою очередь, покупали российский долг и как раз сейчас не смогут получить выплаты по таким облигациям.
Представители ведомство выяснило, что с начала 2023 года госдолг вырос на 2,3 трлн руб. За указанные шесть месяцев 2023 года обслуживание госдолга для России составило 718,1 млрд руб. В Счетной палате РФ сообщили, что высокие темпы экономического роста в первом полугодии объясняются эффектом низкой базы 2021 года.
Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка , обнародованные в декабре 2022 года. Такие данные в январе 2022 года обнародовал Центральный банк РФ. В конце сентября 2021 года сообщалось, что расходы правительства России на обслуживание государственного внутреннего долга вырастут на 300 млрд рублей в 2022—2024 гг. Всего за три года Минфин выделит на обслуживание госдолга внутреннего и внешнего долга порядка 5 трлн рублей, из которых 1,4 трлн рублей будет потрачено в 2022 году. Российская долговая политика на протяжении последних лет остается достаточно консервативной, несмотря на постепенное до 2020 года расширение объемов как внутреннего, так и внешнего долга. Снижение долговых обязательств перед нерезидентами наблюдалось во всех секторах экономики, кроме банковского сектора, при этом наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности по обязательствам прочих секторов по внешним кредитам, а также уменьшение портфелей нерезидентов в суверенных ценных бумагах. Об этом свидетельствуют данные Центробанка РФ. Регулятор отметил, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано по всем секторам экономики. Наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности прочих секторов по привлечённым кредитам. А государство предпочитает занимать деньги внутри страны. Внутренний долг по ОФЗ — около 200 млрд. Совокупный долг корпоративного сектора больше — около 600 млрд. Таким образом Россия остается незакредитованной и финансово устойчивой экономикой. В сообщении отмечается, что в части государственного внешнего долга РФ перед официальными двусторонними кредиторами в настоящее время остается непогашенной только задолженность перед Республикой Корея в сумме 594,3 миллиона долларов. Непосредственно государственный долг России ниже, чем других крупных экономик — и в абсолютных значениях, и в отношении к ВВП. Однако особенность России в том, что у нее есть большое количество госкомпаний, чьи долги весьма велики не только по сравнению с их выручкой, но и по отношению ко всему ВВП. Отдавать эти деньги государству и госкомпаниям в 2014 году стало сложнее из-за девальвации рубля , а перекредитоваться — из-за санкций со стороны США и ЕС. Таким образом, риски дефолта государства или госкомпаний в это время повысились. Дополнительную угрозу в себе несло снижение ВВП в долларовом выражении, из-за чего уровень госдолга в отношении к размерам экономики повышается. Тем не менее, и преувеличивать эту угрозу не стоит — крупнейшие госкомпании, « Газпром » и « Роснефть », даже в условиях падения цен на нефть, имеют постоянную валютную выручку, а у России положительный торговый баланс и существенные резервы. Долги субъектов России Консолидированный бюджет субъектов федерации представляет собой объединенный бюджет всех регионов и муниципалитетов, входящих в эти регионы, без учета межбюджетных трансфертов. Дефицит конслидированного бюджета регионов покрывается в основном за счет федерального бюджета.
Всемирный банк раскрыл, какие страны и сколько должны России
Останина объяснила Городским порталам, что амнистию должны получить не все должники, а только те, кто брал социальные кредиты: — Понятное дело, это не те, кто брал деньги на покупку золота, бриллиантов, роскошных автомобилей. В первую очередь, это социальные неплательщики — те, кто обращается за социальными кредитами. Их мотивы обращения за кредитами понятны: нужно оплатить учебу ребенку, операцию родственнику или близкому человеку. Иногда и вовсе берут кредиты, чтобы дожить от зарплаты до зарплаты. К масштабной кредитной амнистии призвал также и руководитель думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. По его словам, «вытянуть» миллионы россиян из безнадежных долгов можно только при участии государства. В амнистируемый период они выплачивают лишь «тело» кредита. А это гораздо более посильные обязательства, — предложил Миронов.
Также, по словам главы «СР», нужно снизить ставки по банковским займам и ликвидировать микрофинансовые организации: — Мы неоднократно призывали Центробанк снизить ставки по ипотеке, особенно для семей с детьми, — напомнил Сергей Миронов. По словам Нины Останиной, источники средств для того, чтобы закрыть долги социальных неплательщиков, уже есть — нужно лишь грамотно распределить сами деньги: — Источники у нас есть, осталось просто помочь людям, которые вынужденно в эти кредиты залезли. Во-первых, у нас есть Фонд национального благосостояния, во-вторых, есть поступления в бюджет от конфискации имущества коррупционеров. Госдумой уже принят во втором чтении закон о том, чтобы направлять эти средства в бюджет, я внесла туда поправку о том, чтобы эти деньги направлялись адресно на жилье сиротам. Другой рукой я бы, честное слово, на месте правительства приняла решение о том, чтобы погасить кредиты вот этим людям. Экономист Константин Селянин считает, что предложенные властями выходы из ситуации не решают проблему, а только оттягивают неизбежное. Это сделали за счет банков.
Но, в связи с событиями февраля 2022 года и увеличением санкций, к 2024 году планируется снижение государственного долга. По другим источникам, Правительство желает расшевелить экономику внутри страны, выдавая кредиты под низкую процентную ставку. Задолженность государственных банков в настоящее время сократилась , это связано с жесткими санкциями против банковской системы, которые позволили перекрыть доступ к быстрым деньгам краткосрочным кредитам.
Конечно, это нельзя рассматривать только как положительное явление, ведь на краткосрочных кредитах банки умудрялись пополнять бюджет страны. Самым значительным в настоящее время является корпоративный внешний долг, его размер составляет 322 560 млн. Сюда входят вложения иностранных инвесторов в крупные кампании, а также кредиты, взятые у зарубежных банков.
В течение года сумма внешнего долга колеблется. Особенный рост наблюдается в развитых странах, которые имеют возможность привлекать кредитные средства по низким процентным ставкам. В США гос.
Но по прогнозам финансовых аналитиков, в 2024 году ожидается снижение внешнего долга практически во всех странах мира из-за роста доходов, а также после восстановительных мероприятий во всех сферах экономики и общей стабилизации положения мировой экономики. Тревожно выглядит ситуация с внешним долгом на постсоветском пространстве. Например, внешний долг Украины составляет 81 млрд.
Если же средств из бюджета не хватит, то государство опять возьмет в долг у ВМФ, ЕС, Международного банка, то есть у тех организаций, которым Украина и так должна огромные суммы. Не утешительно обстоит ситуация с внешним долгом и в соседней с Украиной стране — Белоруссии. В Правительстве даже обсуждается вопрос о девальвации белорусской валюты.
Белоруссия должна 24 млрд. Главным кредитором Белоруссии является Россия, которая раз за разом помогает ближайшей соседке.
Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты. А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением. На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. Кому должна Россия в 2024 году Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной — Южной Корее в сумме 594 млн. Источниками гос. Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки.
Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов. Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям. Почему государственный долг России растет С 2014 по 2019 годы РФ жила под гнетом наложенных санкций, приходилось соблюдать жесткую экономию и финансовую дисциплину, в связи с чем государственный долг снизился. В 2019-2021 годы появилась тенденция: хотя и нет дефицита бюджета, но правительство опять стало брать кредиты и выпускать ценные бумаги облигации. Финансовые аналитики считают, что подобной необходимости у Министерства финансов не было. Считается, что подобными мерами Правительство пополняет государственный бюджет за счет разницы между процентными ставками кредитов внутри страны и за рубежом. Но, в связи с событиями февраля 2022 года и увеличением санкций, к 2024 году планируется снижение государственного долга. По другим источникам, Правительство желает расшевелить экономику внутри страны, выдавая кредиты под низкую процентную ставку. Задолженность государственных банков в настоящее время сократилась , это связано с жесткими санкциями против банковской системы, которые позволили перекрыть доступ к быстрым деньгам краткосрочным кредитам.
За год эта цифра увеличилась на четверть и достигла 777 миллионов долларов Shutterstock. Всемирный банк: Россия в 2022 году нарастила внешний долг только перед Индией Всего в 2022 году у РФ было лишь три суверенных кредитора. Помимо Индии, в этой роли выступили Франция и Южная Корея.
Внешний долг России снизился на 33 млрд долларов
В 2020 году он составлял 31 процент, в конце 2021 года - 26,2 процента, в 2022-ом - 16,6 процента. Во втором квартале 2023 года уровень займа снизился и достиг показателя 14,96 процента. Доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская напомнила, что в 2018 году Россия заняла первое место по скорости сокращения внешнего долга и уверенно держит эту планку и до настоящего момента остается в лидерах. Однако, по ее мнению, это вынужденное лидерство, поскольку оно связано с постепенным закрытием для страны рынков капитала с 2014 года - занимать стало либо очень дорого, либо невозможно в принципе. Отсюда и изменившаяся структура выплат: сокращение прямого инвестирования", - пояснила эксперт.
И Росстат всё это дело должен подсчитать как вклад ВВП. То есть в принципе можно насчитать совершенно огромные цифры, потому что кто-то трудится, что-то происходит, но смысла от копания и закапывания этих ям для экономики нет никакой. Вот СВО-расходы - они носят примерно такой характер. Но в принципе экономика России этого не почувствует. Да, сократятся оборонные заказы, заводы начнут меньше потреблять металла. Прекратится строительство оборонительных сооружений, сократится потребление цемента, бетона, металлических конструкций, которые Росстат показывает. Соответственно, всё это будет сжимать экономику. Боевые действия идут за пределами территории России. Российские города не бомбят, российские заводы не уничтожаются, российская энергетическая структура не исчезает. И кто-то даже почувствовал это на росте зарплат.
Но от того, что экономика начала расти в силу дополнительных расходов, ей на среднесрочную и долгосрочную перспективу лучше не стало. Ну и соответственно, если такие расходы закончатся, резкого ухудшения в экономике не будет, если не принимать в расчет то, что санкции будут продолжать работать и будут постепенно усиливать давление на экономику, заставляя ее отказываться от современных технологий или переплачивать за них втридорога. Ну и, конечно, мы не говорим о том полумиллионе мужчин, которые ушли на СВО и которые вернутся домой живыми и здоровыми - доходы их семей резко упадут. Спецоперация и россияне - А сможет государство продолжать в прежнем объеме «спонсировать» население социальными выплатами? Не придется тратить все средства, к примеру, не на многодетные семьи, а на участников и инвалидов СВО. На всех денег хватит? А долгосрочные последствия могут быть гораздо более тяжелыми. И мне кажется, что, когда людей заманивают в армию огромными деньгами — это одно из таких решений. В России медианная зарплата половина населения получает больше этой суммы, а половина - меньше составляет около 40 тыс рублей. И понятно, что когда в армии платят 200-220 тысяч, то есть в пять раз больше, то людям кажется, что на них свалился «золотой дождь».
Они уходят с работы, на их место приходит кто-то другой. И когда-нибудь они вернутся домой и увидят, что работы нет, и уж тем более зарплаты нет. И позиция будет достаточно циничной: «Мы же вам ничего другого не обещали. Мы обещали вам платить зарплату ровно до тех пор, пока вы там. Как только вы возвращаетесь, вы живете своей прежней жизнью и ни на что не рассчитываете». Поэтому, когда люди вернутся, мужчины российские окажутся дома,то, конечно, их и их семьи ожидает такое… Вам было хорошо, у вас появились деньги, вы их тратили и тут деньги заканчиваются. И выясняется, что муж, или брат, или сын работу найти не может. Да, три миллиона рублей — это не очень маленькие деньги. Если зарплата у вас была 40 тысяч, то получается, что вам сразу дают зарплату за шесть лет. И опять кажется - хорошо, родина сказала спасибо.
Но практика показывает, что эти 3 миллиона, эта шестилетняя зарплата, будет потрачена очень быстро: купить машину, отремонтировать дом или еще что-нибудь сделать. И через год опять же государство, скорее всего, плюнет на этого человека. Ну будет выплачивать какое-то пособие не очень большое, но работать он уже, конечно, не сможет. Но опять, сказать, что есть какое-то универсальное решение для этой проблемы? Российские обычаи, российская практика в отношении к бывшим военнослужащим показывает, что в таких ситуациях государство не хочет отвечать за то, что уже прошло. Государству интересно то, что сейчас, но нести ответственность за то, что было, государство не хочет. Давайте я вам задам вопрос: когда вы считаете, что на улице холодно? Вы, условно говоря, отвечаете, что 5 градусов тепла.
Во-первых, у нас есть Фонд национального благосостояния, во-вторых, есть поступления в бюджет от конфискации имущества коррупционеров. Госдумой уже принят во втором чтении закон о том, чтобы направлять эти средства в бюджет, я внесла туда поправку о том, чтобы эти деньги направлялись адресно на жилье сиротам. Другой рукой я бы, честное слово, на месте правительства приняла решение о том, чтобы погасить кредиты вот этим людям. Экономист Константин Селянин считает, что предложенные властями выходы из ситуации не решают проблему, а только оттягивают неизбежное. Это сделали за счет банков. Банковская система за прошлый год показала мизерную доходность только благодаря чудесному рывку Сбербанка в IV квартале. Для банков это очень тяжелое бремя — списывать кредиты для кого бы то ни было, — рассуждает Селянин. Если каким-то образом списывать кредиты, то вопрос — за чей счет? Если за счет банков, тогда придет крах всей банковской системе. Если за счет государства, то нужно помнить, что в этом году уже жестокий дефицит бюджета — 3,5 триллиона рублей за первые четыре месяца, денег брать неоткуда. Кроме того, возникает вопрос социальной справедливости — почему за ошибки должников придется платить сознательным гражданам? Какие еще есть выходы По мнению экономиста Константина Селянина, коллапс на кредитном рынке уже практически неизбежен, и серьезных достижимых в краткосрочной перспективе мер, которые могли бы исправить положение, попросту нет. Единственное возможное решение — ликвидировать саму причину возникновения кризиса. Она заключается в том, что за последние 10 лет доходы россиян не росли. В остальные годы они либо падали, либо росли в пределах статистической погрешности.
Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.