Экономические связи Японии с государствами Юго-Восточной Азии в XXI веке. Основными направлениями экспорта товаров из Япония в 2023 году были. По данным Японского совета по внешней торговле страны, импорт увеличится до 34,7% или 123 трлн йен (904 млрд долларов). Экспорт из Японии в Россию в 2022 г., согласно данным японского минфина, сократился на 39,8% до $3,9 млрд, а импорта из России – на 6,3% до $12,85 млрд. Из-за враждебной позиции Токио в первом квартале этого года товарооборот России и Японии сократился на 41%, заявил замглавы дипмиссии Геннадий Овечко, пишет "Прайм".
Товарооборот России и Японии в ноябре 2023 года сократился на 37%
Внешний долг Японии достиг фантастических размеров – чтобы его отдать, страна должна работать два с половиной года, не тратя на себя ни иены. Глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока Валерий Кистанов поясняет, как японцы дошли до жизни такой и. Как пояснил председатель Японского совета по внешней торговле Фумия Кокубу, участие в проекте "Сахалин-2" обеспечивает энергетическую безопасность Японии. В конце прошлого года экономика Японии неожиданно для экспертов ушла в рецессию, уступив Германии звание третьей по величине экономики мира.
Япония резко сократила торговлю с Россией
Страна до 2020 года имела огромный положительный торговый баланс. Затем он резко стал отрицательным из-за пандемии и разразившегося в мире в 2021 году энергетического и сырьевого кризиса. Отрицательное сальдо в 2022 году достигло почти 3 трлн. Также это связано с географическим положением Японии и недостатком полезных ископаемых. Торговый баланс Японии по годам МВФ По данным министерства Финансов Японии в 2023 году ситуация с торговым балансом может выйти на нулевой уровень.
Это позволило удерживать учетную ставку и не проводить чрезмерно жесткую монетарную политику, как в США и ЕС. Потребительская инфляция в Японии по годам 4. Фондовый рынок По объему торгов фондовый рынок Японии очень большой, но имеет свою специфику. Помимо фондового рынка государство усиленно вкладывается в казначейские обязательства США, не всегда по своей воле.
В 2022 страна обогнала Китай по объему трэжерис, который превысил 1 трлн. На торговых площадках Японии торгуются компании с самой высокой капитализацией. Последние 3 года были сложными для фондового рынка из-за пандемии, подорожания импорта и падения экспорта. После стремительного роста основного индекса экономики Японии Nikkei 225 после 2020 года в последующее время показатель отличается очень высокой волатильностью.
Это связано с чрезмерной зависимостью японских производств от зарубежных закупок: нефти, газа, металла, угля и другого сырья. Индекс Nikkei 225 Источник: Investing. Личные доходы и расходы В целом, население в 2022 году беднеет из-за продолжающегося роста цен. Увеличение личных доходов в первую очередь отразилось на увеличении компенсаций и поступлений от личных текущих трансфертов.
Учетная ставка ЦБ Японии Из-за относительно невысокой инфляции Центробанк не увеличивал учетную ставку на протяжении всего года. Другая причина этого решения — поддержка промышленности дешевыми кредитами, которая и так оказалась в непростой ситуации. Общий государственный валовый долг Проблема с задолженностью стоит очень остро, если смотреть на цифры. Однако, японская иена входит в небольшой пул резервных валют согласно Ямайской системе расчетов.
Это позволяет ЦБ Японии маневрировать. Как устроена экономика Японии Японская система экономического управления, вероятно, не имеет аналогов в мире. Хотя степень прямого участия государства в экономической деятельности ограничена, контроль и влияние правительства на бизнес сильнее и более повсеместны, чем в большинстве других стран с рыночной экономикой. Этот контроль осуществляется главным образом за счет постоянных консультаций правительства с бизнесом и за счет глубокого косвенного участия властей в банковской деятельности.
Консультации в основном проводятся с помощью совместных комитетов и групп, которые отслеживают результаты деятельности и устанавливают целевые показатели практически для каждой отрасли и сектора экономики. Японские бюрократы используют широкие дискреционные полномочия, а не письменные директивы, чтобы предлагать «административное руководство» при взаимодействии с частным сектором в целях реализации официальной политики. Однако, с начала 1990-х годов предпринимались усилия по ограничению использования таких неписаных приказов, которые подвергались критике за сговор между властями и крупным бизнесом. Существует несколько агентств и правительственных ведомств, которые занимаются такими аспектами экономики, как экспорт, импорт, инвестиции и цены, а также общим экономическим ростом.
Наиболее важным из этих агентств является Агентство экономического планирования, которое подчиняется Министерству экономики, торговли и промышленности до 2001 года Министерство международной торговли и промышленности и, помимо мониторинга ежедневного функционирования экономики, также отвечает за долгосрочное планирование. Практика долгосрочного планирования была главной движущей силой в функционировании японской экономики. В соответствии с экономическими целями правительства использовались различные политические меры для изменения распределения ресурсов между отраслями промышленности и влияния на организацию конкретных отраслей. Контроль был подкреплен детальным регулированием предпринимательской деятельности, особенно в финансовом секторе.
Однако к началу 1990-х годов сокращение государственного вмешательства в экономику стало главной целью властей. Это рассматривалось как способ создания новых возможностей для бизнеса и как необходимость сделать японские внутренние рынки более доступными для иностранного бизнеса, тем самым оживляя тогдашнюю умирающую экономику. Впоследствии был введен и внедрен ряд пакетов мер по депланированию, направленных на устранение и упрощение контроля. В 1980-х годах правительство передало частному сектору свои монополии на табачную и соляную промышленность, а также на бытовую телефонную и телеграфную связь, и государственные японские национальные железные дороги были приватизированы как группа Японских железных дорог.
Большинство оставшихся государственных корпораций являются организациями специального назначения например, для производства атомной энергии , которым было бы невыгодно работать в частном порядке, или являются государственными финансовыми учреждениями. Правительство также сохраняет интерес к радио- и телевизионному вещанию. Он по-прежнему активен в вопросах, представляющих стратегический интерес, в частности в области атомной энергетики, которая субсидируется в рамках крупной программы по увеличению генерирующих мощностей. Тип экономики Япония — развивающая или развитая страна?
Согласно методологии МВФ, страна восходящего Солнца — это развитая страна с мощной рыночной экономикой. Под услугами понимаются финансы, образование, медицина, торговля, юриспруденция, транспорт, консультация и другое. Между тем, постиндустриальное общество — это не всегда благо, поскольку США в 21 веке лишилось многих важных производств, которые «переехали» в другие страны Юго-Восточной Азии. Это связано с удорожанием иены.
Сельское хозяйство Из-за гористой местности страны наличие сельскохозяйственных земель ограничено. В основном неплодородные и незрелые почвы Японии требуют тщательного ухода и внесения удобрений. Тем не менее, относительно влажный климат Японии обеспечивает страну значительными запасами пресной воды. Общая надежность режима выпадения осадков в сочетании с обширной сетью рек Японии, которые могут использоваться для орошения, делают возможным широкое выращивание влажного риса пэдди.
Кроме того, был запрещен экспорт автомобилей стоимостью более 43 тыс. С 9 августа были также запрещены поставки из Японии в Россию бензиновых и дизельных авто с объемом двигателя более 1,9 л и гибридных машин.
Помимо фондового рынка государство усиленно вкладывается в казначейские обязательства США, не всегда по своей воле. В 2022 страна обогнала Китай по объему трэжерис, который превысил 1 трлн. На торговых площадках Японии торгуются компании с самой высокой капитализацией.
Последние 3 года были сложными для фондового рынка из-за пандемии, подорожания импорта и падения экспорта. После стремительного роста основного индекса экономики Японии Nikkei 225 после 2020 года в последующее время показатель отличается очень высокой волатильностью. Это связано с чрезмерной зависимостью японских производств от зарубежных закупок: нефти, газа, металла, угля и другого сырья. Индекс Nikkei 225 Источник: Investing. Личные доходы и расходы В целом, население в 2022 году беднеет из-за продолжающегося роста цен. Увеличение личных доходов в первую очередь отразилось на увеличении компенсаций и поступлений от личных текущих трансфертов.
Учетная ставка ЦБ Японии Из-за относительно невысокой инфляции Центробанк не увеличивал учетную ставку на протяжении всего года. Другая причина этого решения — поддержка промышленности дешевыми кредитами, которая и так оказалась в непростой ситуации. Общий государственный валовый долг Проблема с задолженностью стоит очень остро, если смотреть на цифры. Однако, японская иена входит в небольшой пул резервных валют согласно Ямайской системе расчетов. Это позволяет ЦБ Японии маневрировать. Как устроена экономика Японии Японская система экономического управления, вероятно, не имеет аналогов в мире.
Хотя степень прямого участия государства в экономической деятельности ограничена, контроль и влияние правительства на бизнес сильнее и более повсеместны, чем в большинстве других стран с рыночной экономикой. Этот контроль осуществляется главным образом за счет постоянных консультаций правительства с бизнесом и за счет глубокого косвенного участия властей в банковской деятельности. Консультации в основном проводятся с помощью совместных комитетов и групп, которые отслеживают результаты деятельности и устанавливают целевые показатели практически для каждой отрасли и сектора экономики. Японские бюрократы используют широкие дискреционные полномочия, а не письменные директивы, чтобы предлагать «административное руководство» при взаимодействии с частным сектором в целях реализации официальной политики. Однако, с начала 1990-х годов предпринимались усилия по ограничению использования таких неписаных приказов, которые подвергались критике за сговор между властями и крупным бизнесом. Существует несколько агентств и правительственных ведомств, которые занимаются такими аспектами экономики, как экспорт, импорт, инвестиции и цены, а также общим экономическим ростом.
Наиболее важным из этих агентств является Агентство экономического планирования, которое подчиняется Министерству экономики, торговли и промышленности до 2001 года Министерство международной торговли и промышленности и, помимо мониторинга ежедневного функционирования экономики, также отвечает за долгосрочное планирование. Практика долгосрочного планирования была главной движущей силой в функционировании японской экономики. В соответствии с экономическими целями правительства использовались различные политические меры для изменения распределения ресурсов между отраслями промышленности и влияния на организацию конкретных отраслей. Контроль был подкреплен детальным регулированием предпринимательской деятельности, особенно в финансовом секторе. Однако к началу 1990-х годов сокращение государственного вмешательства в экономику стало главной целью властей. Это рассматривалось как способ создания новых возможностей для бизнеса и как необходимость сделать японские внутренние рынки более доступными для иностранного бизнеса, тем самым оживляя тогдашнюю умирающую экономику.
Впоследствии был введен и внедрен ряд пакетов мер по депланированию, направленных на устранение и упрощение контроля. В 1980-х годах правительство передало частному сектору свои монополии на табачную и соляную промышленность, а также на бытовую телефонную и телеграфную связь, и государственные японские национальные железные дороги были приватизированы как группа Японских железных дорог. Большинство оставшихся государственных корпораций являются организациями специального назначения например, для производства атомной энергии , которым было бы невыгодно работать в частном порядке, или являются государственными финансовыми учреждениями. Правительство также сохраняет интерес к радио- и телевизионному вещанию. Он по-прежнему активен в вопросах, представляющих стратегический интерес, в частности в области атомной энергетики, которая субсидируется в рамках крупной программы по увеличению генерирующих мощностей. Тип экономики Япония — развивающая или развитая страна?
Согласно методологии МВФ, страна восходящего Солнца — это развитая страна с мощной рыночной экономикой. Под услугами понимаются финансы, образование, медицина, торговля, юриспруденция, транспорт, консультация и другое. Между тем, постиндустриальное общество — это не всегда благо, поскольку США в 21 веке лишилось многих важных производств, которые «переехали» в другие страны Юго-Восточной Азии. Это связано с удорожанием иены. Сельское хозяйство Из-за гористой местности страны наличие сельскохозяйственных земель ограничено. В основном неплодородные и незрелые почвы Японии требуют тщательного ухода и внесения удобрений.
Тем не менее, относительно влажный климат Японии обеспечивает страну значительными запасами пресной воды. Общая надежность режима выпадения осадков в сочетании с обширной сетью рек Японии, которые могут использоваться для орошения, делают возможным широкое выращивание влажного риса пэдди. Сельскохозяйственные террасы Сельскохозяйственное производство оставалось относительно стабильным с 1990-х годов. Однако, в течение многих лет на долю сельского хозяйства приходилось лишь незначительная доля ВВП. В сельскохозяйственном секторе по-прежнему занята относительно большая часть трудоспособного населения по сравнению с его вкладом в национальный доход, но многие фермеры покинули сельское хозяйство ради работы на производстве и в сфере услуг, а большинство других полагаются на внешние профессии для получения значительной части своего дохода. По мере того, как молодые люди покидали фермы, средний возраст фермеров неуклонно рос.
Японское сельское хозяйство состоит из большого количества мелких и часто неэффективных ферм. Более крупные фермы, как правило, находятся на Хоккайдо, где довольно распространены участки площадью 10 га или более. Основной культурой страны является рис. Другие важные сельскохозяйственные продукты включают пшеницу, ячмень, картофель, фрукты, овощи и чай.
Эксперты прогнозируют его дальнейшее падение на фоне ужесточения антироссийских мер коллективным Западом», — также подчеркнул Овечко. Дипломат также отметил резкое снижение уровня двустороннего торгово-инвестиционного сотрудничества.
По его словам, контакты и взаимодействие сохраняются лишь в некоторых сферах.
Экономика Японии совершила скачок благодаря ослаблению иены
Подписанное в июле 2018 года соглашение13 было встречено одобрением японских деловых кругов и ожиданиями применительно к расширению бизнес-возможностей для малых и средних предприятий по экспорту продукции в европейские страны благодаря ликвидации таможенных пошлин на подавляющую часть номенклатуры товаров сельского, лесного и рыбного хозяйства14. Содействие международному развитию Официальная помощь развитию ОПР - техническое содействие и безвозмездные гранты иностранным государствам - традиционно входит в число наиболее важных инструментов внешнеполитической деятельности Японии. Встраивание ОПР в 2010-х годах в контекст экономической дипломатии лишь усилило двойственность ее роли во внешней политике. Во-первых, как экономического средства повышения профиля и расширения присутствия страны на мировой арене. Во-вторых, как средства продвижения экономических интересов Японии за рубежом. Одновременно с этим Япония перестала быть монополистом в этой сфере среди стран Азии - появились такие быстрорастущие конкуренты, как Китай, Индия и Республика Корея, с чем, помимо прочего, связан начатый в 2000-х годах курс на оптимизацию бюджета ОПР. Интересы бизнеса за рубежом Как признают в МИД Японии, правительство ранее занимало пассивную позицию в отношении поддержки частных предпринимателей15. Однако на современном этапе для продвижения интересов бизнеса за рубежом Токио использует все доступные инструменты, включая ОПР. Перед государственными загранучреждениями ставятся задачи по поддержке японских компаний. Дипломатическое сопровождение деятельности частных предприятий кратно растет16 - число обращений увеличилось с 20 тысяч в 2013 году до 46 тысяч в 2016 году. Одновременно наблюдается ежегодный прирост количества функционирующих за границей японских фирм17.
С 2015 года практически во всех посольствах и генеральных консульствах Японии действует механизм «единого окна», предполагающий консультирование частного бизнеса в координации с другими заинтересованными министерствами и при содействии ряда специализированных организаций, включая Японское агентство международного сотрудничества JICA , Японскую организацию внешней торговли JETRO , Японскую корпорацию страхования торговли NEXI , Японский банк международного сотрудничества JBIC. Вместе с тем ключевая роль в выработке политики в сфере торговли и инвестиций принадлежит Министерству экономики, торговли и промышленности. Ее практической реализацией, в том числе за рубежом, занимается основанная в 1958 году JETRO, имеющая 74 представительства в 54 странах мира, а также 46 офисов в Японии19. Индо-Тихоокеанская стратегия В августе 2016 года премьер-министр С. Абэ реанимировал стратегию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства»20, в центре которой лежит идея формирования на пространстве двух океанов «порядка, основанного на правилах». Термин «Индо-Тихоокеанский регион»21 и соответствующая концепция получили развитие во внешнеполитическом дискурсе Японии, США, Австралии и Индии после того, как карт-бланш на ее реализацию дала администрация Д. Принятие стратегии совпало с намерением Белого дома отмежеваться от наследия Президента Б. Обамы, дать новое идейное обоснование политике на азиатском направлении, сменив понятийный аппарат22. Как справедливо отмечают отечественные исследователи, в основе концепции лежат глубоко взаимосвязанные экономические, международно-политические и военные процессы23. Наиболее характерным проявлением этого является идея создания «четырехугольника» с участием США, Японии, Австралии и Индии для противодействия военному подъему Китая в регионе.
По всем внешним признакам Индо-Тихоокеанская стратегия выглядит как попытка противопоставить и столкнуть в конкурентной борьбе двух азиатских гигантов - Индию, по мнению Запада разделяющую с ним «демократические ценности», и Китай, растущий в соответствии с самобытной политической и экономической моделью развития. По мере того как концепция разворачивается Вашингтоном и Канберрой, находит понимание в Нью-Дели, Европе, ряде столиц стран Юго-Восточной Азии, а также среди малых островных государств Тихого океана, официальный Токио подверстывает под реализацию своего «Индо-Тихоокеанского видения» как исконные инструменты экономической дипломатии, например ОПР, так и сравнительно новые, в частности продвижение «качественной инфраструктуры». Примечательно, что после вступления в силу соглашения о ТТП-11 японская концепция была дополнена принципами «свободной и справедливой» торговли. Качественная инфраструктура Продвижению инфраструктурных проектов за рубежом уделяется традиционно большое внимание. Учитывая растущий спрос на инфраструктуру в мире, прежде всего в быстро развивающихся странах, Япония делает ставку на экспорт инфраструктурных систем. По подсчетам правительства, общий объем заказов с 2010 по 2014 год вырос почти в два раза - с 10 до 19 трлн. Для поддержки частного сектора в реализации инфраструктурных проектов с 2011 года в посольства и генеральные консульства Японии назначаются офицеры связи по инфраструктурным проектам. По состоянию на декабрь 2017 года, соответствующие функции выполняли 192 дипломата в 72 странах мира. Руководствуясь Индо-Тихоокеанской стратегией, Токио в 2017 году пересматривает рекомендации и принципы продвижения инфраструктурных проектов25. Концепция теперь охватывает физическую, институциональную взаимосвязанность и людские обмены внутри и между регионами Азии, Ближнего Востока и Африки путем развития «качественной инфраструктуры», соответствующей «международным стандартам».
В таком контексте примечательным представляется изменение японской позиции по отношению к выдвинутой Китаем концепции «Один пояс - один путь» ОПОП , которая первоначально была воспринята сугубо как конкурирующая. На фоне восходящего вектора в отношениях с КНР в 2017-2019 годах и сигналов крупного японского бизнеса о нежелании упускать выгоду, дистанцируясь от китайских проектов в третьих странах под политическими предлогами, подход правительства претерпел изменения. В ходе визита С. Абэ в Поднебесную в октябре 2018 года по итогам переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином было принято решение активизировать совместную работу в интересах содействия международному развитию. В конкретном плане учреждены Комитет по продвижению японо-китайского бизнес-сотрудничества в третьих странах и соответствующий форум. Первые консультации по совместной реализации инфраструктурных проектов в третьих странах состоялись в Пекине в апреле 2019 года в рамках пятого заседания Японо-китайского экономического диалога высокого уровня. Судя по всему, такая гибкость в подходах японского правительства продиктована стремлением, с одной стороны, «держать руку на пульсе» планов Пекина в рамках продвижения ОПОП, а с другой - желанием войти в число участников в тех отраслях и странах, которые имеют стратегическое значение для Токио. В частности, речь может идти о проектах строительства высокоскоростных железных дорог в Индии, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах, а также портовой инфраструктуры в странах Восточной Африки и на Шри-Ланке. Энергетический трек В шкале приоритетов экономической дипломатии Японии одно из главных мест отводится энергетическому сектору. По мнению западных исследователей, это обстоятельство вкупе с необходимостью повышения безопасности поставок энергоносителей определяет стремление японского правительства к укреплению отношений с богатыми ресурсами странами, в особенности развивающимися, посредством уплотнения экономического сотрудничества с ними27.
По данным Международного энергетического агентства, Япония обладает одним из самых низких среди стран ОЭСР29 уровнем энергетической самодостаточности в 2016 г. Таким образом, с точки зрения энергетической безопасности Япония остается уязвимой и зависимой от внешних рынков и международно-политической ситуации. Правительство ставит во главу угла обеспечение стабильных поставок энергоносителей по разумным ценам, предпринимая соответствующие меры, включая планирование30. Кроме того, стимулирует увеличение предложения нефти и газа на глобальном рынке и, соответственно, снижение цен за счет участия национальных компаний в разработке энергоресурсов по всему миру. Выдвигаемая Японией стратегия международной энергетической безопасности основывается на постулате о необходимости углубления взаимозависимости между странами-импортерами и странами-производителями энергоресурсов. В Токио исходят из того, что торговля и инвестиции в энергетическом секторе должны носить свободный характер, обеспечивающий странам-импортерам устойчивый доступ на рынки31.
Это означает, что ее экономические показатели влияют на весь мир. Пандемия не так сильно ударила по японской экономике, как по другим странам, но ущерб был более продолжительным, в том числе из-за того, что страна отменяла ковид-ограничения не так быстро, как сопоставимые по уровню развития государства. Расходы внутри страны замедлились отчасти из-за слабости иены. Япония сильно зависит от импорта продовольствия и энергии, а многолетнее снижение курса японской валюты по отношению к доллару привело к увеличению расходов, подпитывая невиданный в стране уровень инфляции на протяжении целого поколения. Обесценивание валюты в значительной степени было вызвано денежно-кредитной политикой Японии, которая удерживала процентные ставки в стране на минимальном уровне, даже когда США и другие страны начали их повышать.
Обе страны несут очевидные бессмысленные экономические издержки. Любой кризис когда-то закончится, и поэтому даже в самой сложной ситуации нельзя забывать о будущем, важно поддерживать контакты и человеческие отношения. Совершенно не хочется оказаться на развалинах экономических отношений, где все придется вновь выстраивать с нуля. Надо сохранять имеющуюся основу. Помимо традиционных направлений сотрудничества, таких как энергетика, очень важно сохранять отношения по темам, которые в наибольшей степени затрагивают интересы обычных граждан: медицина, туристические и образовательные услуги, прикладные исследования. Я думаю, что следующий год должен показать определенные подвижки по этим направлениям. Мы можем сотрудничать в таких сферах, как "зеленая" экономика, декарбонизация и устойчивое развитие. Это темы, которые носят глобальный характер и выходят за рамки двусторонних отношений. Безусловно, наиболее эффективным инструментом для восстановления кооперации выступает бизнес. Как российская сторона реагирует на подобные заявления? Какими вы видите возможности для развития отношений России и Японии в энергетической отрасли? Важно, что у России и Японии присутствует понимание, что упомянутые проекты значимы для национальных интересов. Это вопрос в первую очередь надежных поставок энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, достижения целей сокращения выбросов парниковых газов. Конечно, санкции третьих стран против российско-японских энергетических проектов оказывают определенное влияние на их функционирование и бьют по интересам Японии, но, я уверена, сотрудничество в этой области будет продолжено, о чем заявляют и в Японии.
Постепенно уступая свое место по ряду товарных отраслей основным соперникам из числе развитых и новых индустриальных стран, она в то же время значительно усиливает свои позиции в прямом зарубежном инвестировании в производственной и третичной сфере деятельности. В статье рассматривается динамика основных внешнеэкономических показателей, анализируется меняющиеся соотношение внешней торговли и прямых инвестиций, в первую очередь его влияние на процессы расширения цепочек добавленной стоимости и их роли в сохранении позиций японских компаний на внешних рынках.
Товарооборот между Россией и Японией в 2023 году упал на 45,3%
Чем грозят экономике России новые санкции? Запрет экспорта из Японии с 9 августа 2023 года может оказать негативное влияние на экономику РФ по нескольким причинам. Экономика Японии в эпоху перемен: внешние вызовы и внутренние проблемы. Основными направлениями реализации внешней политики Японии и ее участия в современной системе международных отношений являются. Экономика Японии в эпоху перемен: внешние вызовы и внутренние проблемы. Чем грозят экономике России новые санкции? Запрет экспорта из Японии с 9 августа 2023 года может оказать негативное влияние на экономику РФ по нескольким причинам. Статья Внешняя торговля Японии, 2024 Япония запретила экспортировать в Россию станки с программным управлением, Товарооборот России и Японии за финансовый год снизился на 42%, Экспорт автомобилей из Японии в Россию сократился второй год подряд, Объем.
Товарооборот Японии и России сократился почти наполовину
Министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко заявил, что Япония не рассматривает вопрос о снятии ограничений на экспорт высокотехнологичных материалов в Южную. В результате быстрого экономического развития во второй полвине 20 века Япония заняла одно из ведущих мест в международных экономически отношениях. Главной причиной снижения товарооборота между двумя государствами стали ограничительные меры, введенные японской стороной на фоне ситуации на Украине.
Место Японии на внешних мировых рынках
- Экономика Японии: последние новости на сегодня | InvestFuture
- Япония крупнейший экспортер
- Япония находится в тяжелой ситуации из-за введённых против России санкций
- Япония: ключевой игрок в мировой экономике и его влияние на глобальные связи
- Чем грозит экономике РФ запрет экспорта из Японии с 9 августа 2023?
Япония крупнейший экспортер
И лишь один ЦБ остается в минусовой зоне. Это Банк Японии. Считается, что ключевая ставка является инструментом ДКП, с помощью которого ЦБ оперативно реагирует на изменения экономической конъюнктуры. А у Банка Японии этот инструмент практически не работает. Прикасаться к этому инструменту Банк Японии просто боится. По вполне понятной причине. Размораживать ключевую ставку, замершей на отметке минус 0,10 процентов вроде бы надо. Но любое, даже самое незначительное повышение ключевой ставки грозит тем, что резко вырастут процентные ставки по всем займам и кредитам. А сегодня они находятся на рекордно низких отметках если сравнивать с другими экономически развитыми странами. Для сравнения: у большинства экономически развитых стран эти ставки находятся в диапазоне от 4 до 8 процентов годовых. Примерно также соотносятся процентные ставки по казначейским бумагам Японии и других стран.
И тем не менее расходы на обслуживание государственного долга давно уже стали главной статьей государственного бюджета Японии. В государственном бюджете страны на 2022 г. Ни одна из экономически развитых стран и близко пока не приближается к Японии по указанному показателю. Сегодня, между прочим, СМИ много внимания уделяют росту процентных расходов т. Очень много! Но все равное примерно вдвое меньше, чем в бюджете Японии. Любое неосторожное движение Банка Японии т. Потому что японская экономика без такого «наркотика», как наращивание долгов, существовать не может.
Переговоры японского премьера с аль-Будайве прошли ровно через неделю после поведения в Москве 6-й министерской встречи в рамках стратегического диалога между ССАГПЗ и Россией.
Ранее Кисида начал турне по трем странам Ближнего Востока. В каждой из стран он собирается провести по одному дню. Визит в страны Ближнего Востока, которые занимают дружественную России позицию, проходит почти встык с только что завершившимся визитом в Европу, в ходе которого премьер второй раз в истории Японии принял участие в саммите НАТО, а затем посетил Брюссель для проведения саммита Япония-ЕС. Как сообщалось, в КСА Кисида готов в противовес растущему влиянию Китая продвигать идеи предоставления Саудовской Аравии высоких технологий в сфере декарбонизации энергетики за счет использования водорода и аммиака. Также заходила речь об обсуждении вопроса об учреждении стратегического диалога на уровне МИД.
Япония вернет Южную Корею в список привилегированных торговых партнеров 27 июня 2023, 07:14 В понедельник Фумио Кисида приедет в Объединенные Арабские Эмираты, где состоится его встреча с президентом Мухаммедом бен Зейдом Аль Нахайяном. Эта страна стала первым среди ближневосточных государств, кто заявил о намерении достичь нетто-нулевой эмиссии парниковых газов к 2050 году. Страны заинтересованы в продвижении соглашения о передаче оборонного снаряжения и технологий. Последней страной в турне станет Катар, куда японский премьер-министр приедет 18 июля. Япония заинтересована в участии японских компаний в проектах по СПГ и добыче газа. Кроме того, Япония хотела бы поднять отношения с Катаром до уровня стратегического партнерства и укрепить диалог между внешнеполитическими и оборонными ведомствами двух стран, а также развивать академические обмены.
В 1965 году экспорт Японии в США впервые превысил импорт. С середины 1970-х годов отрицательное сальдо в двусторонней торговле становится для Вашингтона ключевой проблемой в отношениях с азиатским союзником. В те годы Япония сталкивается с протекционистскими мерами со стороны партнеров по капиталистическому лагерю. Следуя доктрине «комплексной безопасности» первой половины 1980-х годов, центральное место в которой составлял экономический аспект, и стремясь снизить напряженность в торгово-инвестиционных отношениях с партнерами, Япония пошла на меры, призванные ослабить политику протекционизма с их стороны, а именно - либерализацию своего рынка и добровольное поддержание экспорта на определенном уровне7. В конечном счете эти меры способствовали сохранению благоприятных условий для японских экономических операторов на зарубежных рынках. Одним из столпов современной экономической дипломатии Японии является активное участие в разработке норм и правил системы многостороннего торгового регулирования. Выражая озабоченность тенденцией на возобновление периода «торговых войн», официальный Токио подчеркивает центральную роль ВТО в регулировании международной торговли и ратует за реформирование организации. При этом по ключевым вопросам ее деятельности Япония блокируется с Европейским союзом и США, по сути выступая пропонентом рыночного уклада по американскому образцу, который позволяет вести «взаимовыгодную» торговлю. Апеллируя к необходимости выправления «дисбалансов», Токио в составе «тройки» уделяет особое внимание проблематике противодействия промышленным субсидиям, приводящим к появлению в быстро развивающихся странах избыточных производственных мощностей. Кроме того, критикуется применение «нерыночных практик» в экономической политике, поддержка госкомпаний и принудительная передача технологий путем требования о создании совместных предприятий. В подобных подходах «тройки» к реформе ВТО обозреватели усматривают антикитайскую направленность. На треке либерализации международной торговли важное место также отводится форматам «Группы семи» и «Группы двадцати», участию в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» АТЭС , работе в рамках Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР 8. Характерно, что с начала 1990-х годов ВТО фактически способствовала регионализации мировой торговли9. Данная тенденция была активно подхвачена странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Японией, которые пошли по пути углубления региональной интеграции и ее перевода в трансрегиональные формы. Токио ведет активную работу по упрощению доступа на рынки других стран через заключение соглашений о свободной торговле ССТ и об экономическом партнерстве СЭП. ТТП-11 и соглашение с евросоюзом Международная торговая либерализация рассматривается в Японии как элемент более широкой политики по выстраиванию геостратегической архитектуры, в которой традиционно большое значение имеет «китайский фактор». Конкуренция с Китаем мотивирует японское правительство играть активную роль в формировании торгово-экономических блоков. В данном контексте примечательную эволюцию прошла позиция официального Токио относительно участия в инициированном США в 2008 году Транстихоокеанском партнерстве ТТП. Изначально преобладавшие в японских политических и деловых кругах осторожные подходы к переговорному процессу постепенно трансформировались в необходимость участия в формировании новых правил регулирования трансрегиональной торговли. После решения администрации Д. Трампа о выходе из соглашения в январе 2017 года Токио, не в последнюю очередь благодаря нажиму зарубежных партнеров, прежде всего Чили, взял на себя бразды лидерства в заключении соглашения в формате 11 стран ТТП-11. В результате текст документа был согласован в рекордно короткие сроки11 и подписан в марте 2018 года. Принятые в рамках ТТП-11 нормы и правила регулирования подаются теперь в качестве «международных стандартов». Протекционистские настроения администрации Д. Трампа послужили также форсированному заключению СЭП между Японией и ЕС, переговоры о параметрах которого велись продолжительное время с 2013 года. Подписанное в июле 2018 года соглашение13 было встречено одобрением японских деловых кругов и ожиданиями применительно к расширению бизнес-возможностей для малых и средних предприятий по экспорту продукции в европейские страны благодаря ликвидации таможенных пошлин на подавляющую часть номенклатуры товаров сельского, лесного и рыбного хозяйства14. Содействие международному развитию Официальная помощь развитию ОПР - техническое содействие и безвозмездные гранты иностранным государствам - традиционно входит в число наиболее важных инструментов внешнеполитической деятельности Японии. Встраивание ОПР в 2010-х годах в контекст экономической дипломатии лишь усилило двойственность ее роли во внешней политике. Во-первых, как экономического средства повышения профиля и расширения присутствия страны на мировой арене. Во-вторых, как средства продвижения экономических интересов Японии за рубежом. Одновременно с этим Япония перестала быть монополистом в этой сфере среди стран Азии - появились такие быстрорастущие конкуренты, как Китай, Индия и Республика Корея, с чем, помимо прочего, связан начатый в 2000-х годах курс на оптимизацию бюджета ОПР. Интересы бизнеса за рубежом Как признают в МИД Японии, правительство ранее занимало пассивную позицию в отношении поддержки частных предпринимателей15. Однако на современном этапе для продвижения интересов бизнеса за рубежом Токио использует все доступные инструменты, включая ОПР. Перед государственными загранучреждениями ставятся задачи по поддержке японских компаний. Дипломатическое сопровождение деятельности частных предприятий кратно растет16 - число обращений увеличилось с 20 тысяч в 2013 году до 46 тысяч в 2016 году. Одновременно наблюдается ежегодный прирост количества функционирующих за границей японских фирм17. С 2015 года практически во всех посольствах и генеральных консульствах Японии действует механизм «единого окна», предполагающий консультирование частного бизнеса в координации с другими заинтересованными министерствами и при содействии ряда специализированных организаций, включая Японское агентство международного сотрудничества JICA , Японскую организацию внешней торговли JETRO , Японскую корпорацию страхования торговли NEXI , Японский банк международного сотрудничества JBIC. Вместе с тем ключевая роль в выработке политики в сфере торговли и инвестиций принадлежит Министерству экономики, торговли и промышленности. Ее практической реализацией, в том числе за рубежом, занимается основанная в 1958 году JETRO, имеющая 74 представительства в 54 странах мира, а также 46 офисов в Японии19. Индо-Тихоокеанская стратегия В августе 2016 года премьер-министр С. Абэ реанимировал стратегию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства»20, в центре которой лежит идея формирования на пространстве двух океанов «порядка, основанного на правилах». Термин «Индо-Тихоокеанский регион»21 и соответствующая концепция получили развитие во внешнеполитическом дискурсе Японии, США, Австралии и Индии после того, как карт-бланш на ее реализацию дала администрация Д. Принятие стратегии совпало с намерением Белого дома отмежеваться от наследия Президента Б. Обамы, дать новое идейное обоснование политике на азиатском направлении, сменив понятийный аппарат22. Как справедливо отмечают отечественные исследователи, в основе концепции лежат глубоко взаимосвязанные экономические, международно-политические и военные процессы23. Наиболее характерным проявлением этого является идея создания «четырехугольника» с участием США, Японии, Австралии и Индии для противодействия военному подъему Китая в регионе. По всем внешним признакам Индо-Тихоокеанская стратегия выглядит как попытка противопоставить и столкнуть в конкурентной борьбе двух азиатских гигантов - Индию, по мнению Запада разделяющую с ним «демократические ценности», и Китай, растущий в соответствии с самобытной политической и экономической моделью развития.
Экспорт Японии в декабре вырос на 9,8% - до рекордных 9,6 трлн иен, импорт снизился на 6,8%
Япония поставляет в нашу страну, в основном, продукцию машиностроения прежде всего, легковые автомобили , а мы им отправляем всего понемногу — продовольствия, металлопродукции, драгметаллов и товаров леспрома. Хочу отметить интересный факт, что в 2023 году Россия вывезла из Японии нефтепродуктов! Видимо, чтобы закрыть сезонный дефицит топлива на Дальнем Востоке. Но были товары, которые показали рост: прочие зерновые гречиха, кукуруза , никелевый прокат, авиатехника космические аппараты, спутники , ювелирные изделия.
Новый торговый представитель РФ в Японии Наталья Стапран рассказала о текущем состоянии торгово-экономических отношений двух стран, возможных перспективах развития, а также о ситуации в сферах поставок энергоресурсов и подержанных автомобилей. Товарооборот сокращается, ряд японских компаний, в первую очередь автоконцерны, заявили об уходе с нашего рынка, уступив свои выигрышные позиции конкурентам. Тем не менее любой конъюнктуре важно помнить, что Россия и Япония остаются странами-соседями. К тому же для Дальнего Востока Япония традиционно была партнером. Вычеркнуть все это за один год невозможно и, на мой взгляд, не нужно. Это, в свою очередь, накладывает дополнительную ответственность за состояние двусторонних отношений, необходимость принимать взвешенные решения без оглядки на корыстные интересы третьих стран. На мой взгляд, очевидно, что цена кризиса достаточно высока как для граждан, так для и бизнеса двух стран.
Обе страны несут очевидные бессмысленные экономические издержки. Любой кризис когда-то закончится, и поэтому даже в самой сложной ситуации нельзя забывать о будущем, важно поддерживать контакты и человеческие отношения. Совершенно не хочется оказаться на развалинах экономических отношений, где все придется вновь выстраивать с нуля. Надо сохранять имеющуюся основу. Помимо традиционных направлений сотрудничества, таких как энергетика, очень важно сохранять отношения по темам, которые в наибольшей степени затрагивают интересы обычных граждан: медицина, туристические и образовательные услуги, прикладные исследования. Я думаю, что следующий год должен показать определенные подвижки по этим направлениям. Мы можем сотрудничать в таких сферах, как "зеленая" экономика, декарбонизация и устойчивое развитие.
Рост ВВП превзошел прогнозы, но аналитики предупреждают о слабости внутренней экономики из-за инфляции Возрождение экспорта автомобилей подтолкнуло экономику Японии к более значительному, чем ожидалось, росту во втором квартале года, компенсировав текущие опасения, что страна уязвима перед глобальной рецессией. Это третий квартал роста подряд.
Аналитики говорят, что слабая иена , которая остается близкой к многолетним минимумам, была благом для национальных экспортеров, даже несмотря на то, что она ударила по внутреннему потреблению, способствуя повышению цен на импорт. Продажей автомобилей за границей способствовало ослабевающее влияние сбоев в цепочке поставок, в то время как въездной туризм, чей вклад в ВВП включен в показатели чистого экспорта, вернулся к более чем двум третям допандемического уровня.
Например, Евгений Житнухин руководитель крупного автомобильного маркетплейса сказал, что большинство машин, ввозимых в РФ, как раз-таки не попадают под пороговое значение рабочего объёма в 1,9 литра. А по мнению обозревателя «Дрома» Сергея Арбузова, утрата подержанных электромобилей из Японии, таких как Nissan Leaf, серьёзно не отразится на российском рынке.
В свою очередь высокотехнологичные электрокары и гибридные модели в развёрнутом ассортименте предлагает Китай. Некоторые машины по качеству и надёжности не уступают японским и южнокорейским аналогам. Шинная продукция у них хорошего качества, а цена ниже. То же самое касается самой спецтехники.
Сегодня они трудятся во многих отраслях нашей промышленности. Бумагу, картон, трикотаж, изделия из металлов и дерева, асфальт и цемент — будем делать сами. А сырьё у нас в избытке. В свою очередь государство активно оказывает помощь предпринимателям в виде льготных займов и лизинговых программ , субсидий и прочих действенных мер.
Клуб «Валдай»
В 2023 году Японию ждет рекордный рост объемов импорта и экспорта продукции | В результате этого Япония заняла устойчивую и значимую позицию в международных экономических отношениях. |
Япония запретила поставлять в Россию товары — список | 360° | ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Японская экономика сильно зависит от внешней торговли. |
Японская экономика: рекордно высокий долг и рекордно дешёвые деньги — Фонд стратегической культуры | Дефицит баланса внешней торговли Японии в июле составил 78,73 млрд иен по сравнению с 1,42 трлн иен годом ранее и профицитом в размере 43,1 млрд иен в июне. |
Товарооборот Японии и России сократился почти наполовину
Японская рыба почти исчезла с российских прилавков Читайте также.
Депрессивная экономика Японии перестала всех интересовать. А экономика Страны восходящего солнца уже давно тает. По оценкам МВФ, своего пикового положения Япония достигла в 1991 г. В 2028 г.
Вот такая пикирующая динамика страны, которая некогда удивляла мир своими экономическими «чудесами». Примечательно, что Япония начала пытаться выйти из состояния экономической депрессии путем понижения ключевой ставки ЦБ еще в 90-е. В 1995 г. А 12 февраля 1999 г. Банк Японии установил ключевую ставку на нулевой отметке.
Такого до этого не делал ни один Центробанк мира. Для сравнения: в 1990-е ключевая ставка Федерального Резерва находилась в районе 5 процентов. Япония превратилась в своего рода экспериментальную площадку, на которой апробировали такой новый инструмент, как нулевая ключевая ставка. А Банк Японии пошел еще дальше: 29 января 2016 г. Правда, тогда это не вызывало особого удивления, поскольку в это же время понизили ключевые ставки до отрицательных значений Центробанки Швейцарии, Швеции и Дании.
Но все Центробанки с весны прошлого года стали энергично поднимать ключевые ставки. Особняком держится Банк Японии. Скоро будет семь лет, как она «замерзла» на этом уровне. А в целом на этом или чуть выше нуля уровне ключевая ставка Банка Японии находится уже три десятилетия! Получается, что экономика страны уже три десятилетия живет с помощью не просто дешевых, а почти бесплатных денег!
Своеобразный и пока еще плохо осмысленный феномен, которому можно дать условное название: «денежный социализм».
Сокращение торгового оборота может вызвать снижение производства и потерю рабочих мест в российских компаниях, что в свою очередь способно привести к ухудшению экономической ситуации в Дальневосточном регионе и стране в целом. Возникают риски безработицы, снижения потребительского спроса и ухудшения финансовых показателей местных предприятий. Дефицит товаров и услуг. Запрет обернётся дефицитом определённых товаров и услуг. Всё-таки Россия зависит от импорта из Японии в определённых секторах, таких как: автомобильная промышленность и высокотехнологичные товары.
Уменьшение научного и технологического сотрудничества. Япония является важным партнёром России в научных и технологических областях. Запрет может привести к снижению международного научного и технологического сотрудничества, что замедлит развитие инноваций и передовых технологий в РФ. В целом, дополнительные санкционные ограничения в товарообороте с Японией могут иметь серьёзные последствия для экономики России. Но эксперты, опрошенные различными СМИ, считают, что российский рынок постепенно адаптируется.
Однако, как считают эксперты, далеко не все они были реализованы. По словам посла Киргизии в Японии Эркинбека Осоева, Токио — один из главных партнеров республики, которая продолжает оказывать содействие в развитии человеческих ресурсов, транспортной инфраструктуры и развития регионов. Дипломат в качестве успешного примера сотрудничества привел проект «Одно село — один продукт», реализуемый совместно с Японским агентством международного сотрудничества JICA : «Полагаю, что в перспективе Япония может стать потенциальным рынком сбыта продукции данного проекта». Помимо этого, накануне визита главы Киргизии в Токио в Министерстве финансов КР было подписано грантовое соглашение в 5,3 млн долл. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства финансов КР.
Ранее, в октябре 2022 года, после вооруженного конфликта на киргизско-таджикской границе Япония выделила для Баткенской области грант в размере 1 млн долл. Было также подписано соглашение между странами о трудовой миграции. Япония приняла 300 человек из Киргизии сроком на три года. Эксперты Центра исследований кризисных ситуаций и политики Анкара объясняют интерес Токио к Центрально-Азиатскому региону желанием уравновесить растущее влияние Китая или независимой политикой японских властей, направленной на поиск новых возможностей для национальной экономики. Можно также утверждать, что в своем стремлении стать постоянным членом Совета Безопасности ООН Токио полагается в первую очередь на поддержку стран региона.
Новости экономики Японии
Япония и ЕС выступили против полного запрета экспорта в Россию - Ведомости | Профессор Университета общественных работ и наук Тохоку Тамаи Масатака в интервью Nikkei Asia заявил, что Япония оказалась в сложном положении из-за санкций, введенных в отношении России. |
Япония крупнейший экспортер | Новости, комментарии, переводы текстов о внутренней и внешней политике современной Японии. |
Минфин Японии опубликовал данные по товарообороту с Россией | Транссиб интересен японской экономике и России необходимо развивать его. |