Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. В условиях войны Ленинград не мог рассчитывать на большую помощь извне, а восстановление местных предприятий промышленности строительных материалов начиналось и велось относительно медленно. Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления. Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам.
Восстановление Ленинграда после вражеской осады
Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы. Особенностью послевоенного восстановления памятников стало то, что многие подлинные объекты не получили в 1940-х гг. музейного статуса: больше внимания уделялось разрушенным дворцам и павильонам. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда
А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади. Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта. Есть городская легенда, не подтвержденная источниками, о том, что на борьбу с грызунами в Ленинград привозили вагоны кошек из соседних регионов. Каждый год журналисты и блогеры додумывают к ней умилительные детали», — отмечает исследователь. По факту же с крысиным нашествием и его последствиями боролись именно люди, говорит Асташкин.
Например, сотрудники отдела паразитарных инфекций Института имени Пастера. А в январе 1943 года горком ВКП б и исполком Ленгорсовета приняли постановление «О мероприятиях по борьбе с грызунами», это была системная работа: крыс ловили сетями вершами , травили ядом. Вопросами дня становились: где достать хлеба, где найти жилье, во что одеться? Решение этих вопросов превращалось в стратегию выживания, все остальное отодвигалось на второй план».
Прежде чем рисовать, нужно было провести техническую реставрацию. Каждый объект обладал своими особенностями. Допустим, нам нужно было восстановить рисунок на потолке, а он часто бывает симметричным. То есть, чтобы восполнить недостающий кусок, нужно было с уцелевшего места снять кальку. Потом мы прокалывали иголкой дырочки по всему рисунку, прикладывали к потолку и тампоном с толченым древесным углем слегка припорашивали, чуть-чуть нажимая и постукивая вдоль изображения. Так уголь оставался на потолке, было видно, где рисовать. Тогда этим занимался завод художественных красок, который выпускал и масляные, и темперные. Последними я, например, рисовала на шелке. Кроме этого, обстановка была тяжелая. Например, из-за того, что отсутствовали цветные фотографии, мы сами рисовали метр стены, которую будем реставрировать, со всеми трещинками, паутинами, ржавчиной. И по этому куску в инспекции сметчики определяли, сколько восстановление будет стоить. А как-то раз нас отправили реставрировать Большой дворец в Петергофе. Так как было очень холодно, акварельные краски замерзали, и мы с собой брали в термосе кипяток, чтобы их разогреть. И сами условия для работы там непростые: между этажами были только балки в воздухе полуметровой ширины, и по ним мы пробирались на купеческую лестницу. Как только не боялись? Физически было очень трудно. Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками. И вот в одной руке ты держишь что-то типа указки, на конце которой тампон из ваты и марли, чтобы не поцарапать потолок, а предплечье второй руки ставишь на подставку для опоры. В чем ее сложность? Например, раньше краски на потолках во дворцах, в том же Юсуповском, были меловые. А мел, как гуашь, в мокром состоянии одного цвета, в сухом — уже другого. Поэтому сначала всегда нужно было подобрать тон, высушить его, сравнить с подлинником.
На одной из верфей Ленинграда строится первый в мире атомный ледокол «Ленин». На Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в 1956 г. План первого года шестой пятилетки ленинградцы выполнили досрочно. По сравнению с 1955 г. Крупных успехов в выполнении государственного плана добились заводы: Кировский, Невский машиностроительный имени В. Ленина, «Светлана», «Севкабель», резиновых технических изделий, Пролетарский паровозоремонтный, Канонерский, мельничный комбинат имени В. Ленина, фабрика имени Н. Крупской и другие предприятия. В 1956 г. Знатный токарь Кировского завода В. Карасев в содружестве с фрезеровщиком Е. Савичем и другими работниками в 1956 г. Новаторы Кировского завода фрезеровщик А. Логинов и слесарь П. Зайченко выступили инициаторами движения за высокопроизводительную техническую оснащенность и комплексное внедрение передовых методов труда на каждом рабочем месте. Заслуженной славой среди трудящихся Ленинграда пользуется кузнец-новатор Невского машиностроительного завода И. Бурлаков, которому в январе 1957 г. Материкова, закройщица фабрики «Скороход» А. Слесарь-новатор штамповочного цеха «Электросилы» Е. Судаков сконструировал десять оригинальных прессов и станков. Судостроитель бригадир разметчиков К. Сабуров за 7 лет внес 69 рационализаторских и изобретательских предложений и все они приняты для внедрения в производство. Научно-исследовательские институты и организации Ленинграда являются всесоюзными лабораториями технического прогресса. Они неустанно обогащают науку и промышленность страны новейшими открытиями в области техники и технологии производства. В городе около 300 научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и учреждений Академии наук СССР. В них работает около 13 тыс. В Ленинграде трудятся многие крупнейшие советские ученые, которые вносят свой творческий вклад в развитие советской и мировой науки. Повышается материальное благосостояние ленинградских трудящихся, улучшаются жилищные, бытовые условия. Широким фронтом ведется жилищное строительство, хотя быстрые темпы роста жилой площади все еще не поспевают за потребностями города, население которого в 1956 г. В шестой пятилетке намечается построить до 4 млн. К 38-й годовщине Октябрьской социалистической революции были закончены работы на первом участке площадь Восстания — Автово Ленинградского метрополитена имени В. В 1957 г. Ведутся подготовительные работы для прокладки новых линий метрополитена. Большой вклад вносят ленинградцы в осуществление решении партии о крутом подъеме сельского хозяйства. Сотни партийных, советских и научных работников, отвечая на призывы партии, выехали в деревню н избраны председателями колхозов.
Нужно было трубы обернуть бумагой и заделать щели. Ленинградские коммуналки После каждого обстрела в городе постоянно старались быстро заделать поврежденную кровлю. Но делали это не квалифицированные рабочие, а женщины и дети. Из мальчишек, которым едва исполнилось четырнадцать лет, создавались целые бригады кровельщиков. Когда же война закончилась, то попасть в город можно было лишь только по пропускам, которые выдавались лишь только тем, у кого в Ленинграде были родственники или нужно было по работе. И все это происходило из-за того, что жилья не хватало. Эвакуированные долгое время не могли попасть в родной город, но эти правила не распространялись на деятелей науки и искусства, а также на военных. Были пересмотрены и жилищные нормы.
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Он продолжался долгие годы, часть работ не завершена по сей день. Трасса Ленинград-Таллин Немецкие специалисты усовершенствовали трассу Ленинград-Таллинн, которая представляла собой плохо сохранившуюся грунтовку. Они не только придали ей современный вид, но и провели газопровод до столицы Эстонии. Автобус на линии Ленинград-Таллин. Источник изображения: mini-koleso. За 5 месяцев 1946 г. Сланцевые шахты После войны открылись две шахты «Ленинградсланцестроя». На строительстве трудились, в том числе, немецкие архитекторы и инженеры-строители. Немецкие военнопленные на Невском проспекте.
Источник изображения: apn-spb. В результате было отобрано 5 тыс. Военнопленные немцы в строительном лагере. Гатчина В начале 1944 г. Красная Армия освободила Гатчину. Объем ущерба, нанесенного городу, составил около 20 млрд. Уходя, немцы подожгли дворцовый комплекс. Он не сгорел окончательно только потому, что строители в 19 в.
Разрушенный дворе в Гатчине. Источник изображения: gatchinapalace. Были отстроены целые конструкции, опоры, стены, восстановлено декоративное убранство, лепнина, резьба. Дворец в Гатчине, наши дни. Источник изображения: rasfokus.
После оккупации основной акцент был сделан на подготовку квалифицированных кадров, строительство заводов, ускорение темпов благоустройства города.
В настоящее время петербуржцы помогают восстанавливать Мариуполь. Напомним, что в 2022 году город стал побратимом Северной столицы. Специалисты из Петербурга восстанавливают разрушенные дома, а также здания, которые годами не ремонтировались.
Существовавшие деревянные трубы заменялись бетонными.
К 1935 году водопроводная сеть выросла в 1,5 раз в сравнении с 1913 годом, канализационная — в 2 раза. В городе появилась полноценная канализация , были установлены насосные станции и коллекторы, однако она оставалась несовершенной и многие сточные воды продолжались сливаться в реки [10]. Площадь Лассаля, столб с рекламой, 1933 год С 1937 года началась активная газификация центральных районов города, внедрялось центральное отопление [10]. После войны шла полная реконструкция канализации, заново строились сточные выпуски и очистные сооружения [8].
Вместе с расширением границ города обсуждался план по созданию единой системы вывода очищенных сточных вод в невскую губу, к канализации подключали дальние районы, где шла новостройка [8]. Несмотря на проводимые работа по восстановлению канализации и водопровода, её мощностей едва ли хватало для удовлетворения потребностей растущего города и промышленности [8]. Набережная лейтенанта Шмидта, 1959 год Широко распространялось радио, первая радиостудия была открыта ещё в 1924 году на Песочной улице. Позже работниками Центральной радиолаборатории была создана первая широковещательная радиостанция, в Ленинграде устанавливали первые радиоточки [86] — рупорные громкоговорители [10].
На Итальянской улице расположился Дом Радио. Продолжительность радиопередач и разнообразие программ расширялось [85]. Шла радиофикация жилых домов и учреждений [86]. Первые таксофоны появлялись в 1927 году и к 1937 году их количество составляло уже около 1800 [85].
Однако основным способом дальнего общения оставалась почта, в городе развивалась почтовая инфраструктура, почтальонов обеспечивали современным оборудованием [85]. Во время Блокады Ленинграда прекратила работу основная городская инфраструктура, прекратили работу электричество, водопровод и отопление [87]. Городские станции останавливались либо от бомбёжек, оказавшись у линии фронта или от того, что у них заканчивалось топливо [87]. Оставшееся электричество перераспределялось на военных предприятиях, госпиталях и некоторых госучреждениях [88].
В городе работало радио, установленное во всех домах. По радио предупреждали о вражеских налётах, поднимали дух у горожан и фронтовиков [89]. В 1941 и 1942 годах улицы не убирались зимой, от чего после таяния город утопал в грязи, что угрожало эпидемиями, в городе весной 1942 года были налажены бригады по уборке грязи с участием женщин и детей [90]. В ноябре 1941 года была налажена « дорога жизни» по замерзшей Ладоге , по которой поставлялось продовольствие и эвакуировались дети [91].
Водопровод и канализация были уничтожены в годы блокады Ленинграда, после войны в рамках восстановления города шло и восстановление водопровода [45] , налаживали систему центрального отопления [35] , восстанавливали общественные бани [35]. В конце 1940-х годов восстановили работу тепло- и гидроэлектростанций [34]. Благоустройство и дорожная сеть[ править править код ] В конце 1920-х годов началось активное благоустройство Ленинграда, появлялись новые общественные парки и места для отдыха [92]. В историческом центре было разбито несколько скверов — на стрелке Васильевского острова, была восстановлена Кленовая аллея , созданы Сампсониевский сад на месте бывшего кладбища и Сад Девятого Января на проспекте Стачек , который был украшен чугунной оградой из сквера Зимнего дворца [47].
На Елагином острове был открыт Центральный парк культуры [92]. У стен Петропавловской крепости был устроен пляж [92]. Строительство Володарского моста , 1930-е годы В историческом центре велось благоустройство, были созданы Синопская и Свердловская набережные, для чего сносились складские помещения и на их месте устраивались бульвары. Многие участки Невы, ещё имевшие деревянное укрепление или не имевшие его — были одеты в гранит [4].
Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11]. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3].
В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94].
Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой. С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11].
Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда
Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе
это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили. «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов.
Вы точно человек?
Кутузова «Возрождение» 1977 года выпуска. Там в статье О. Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров. Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит». И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял.
Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности. Иногда в буквальном смысле не жалея жизни...
Работы кипят. После войны появился огромный спрос на гражданский общественный транспорт и заводы страны, которые во время войны полностью ориентировались на нужды армии стали делать попытки перестроиться. АТУЛ Л-1 был одной из первых таких попыток. Он делался на шасси грузовичка ЗИС-5В, кузов был деревянным и обшивался стальными панелями. Впрочем, в массовое производство он так и не пошёл — было выпущено лишь около 100 экземпляров. Группа учёных во главе с Сергеем Вавиловым изучают руины Пулковской обсерватории и обдумывают план её восстановления. Малоохтинский проспект в районе дома 92.
Слева - набережная Невы. Ну и напоследок — ещё один снимок из Петергофа. Детвора катается на коньках на фоне разрушенного Большого Петергофского дворца. Война закончилась - можно выдохнуть. Теперь отправляемся во второй послевоенный год, чтобы посмотреть, как он жил в это время. Что происходило в СССР в 1947 году? После войны отменена карточной системы и проведена денежная реформа Восстановлен ДнепроГЭС - одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период, засухой 1946 года и недальновидной политикой властей, отправляющих зерно на экспорт. Увы, даже после войны люди продолжали умирать из-за голода... Колонна машин, подготовленная Кировским заводом для отправки в Ленметрострой.
В 1947 году началась подготовка к строительству Ленинградского метрополитена. Также идёт строительство стадиона имени Кирова, который будет открыт в 1950 году. Строительный бум после войны просто поражает - страну восстанавливали с невероятной скоростью. Измайловский трамвайный мост через Фонтанку, который находился в створе Никольского переулка. Из-за неудачной конструкции его окончательно разберут в 1958 году.
Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки.
Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г.
Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца.
В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца.
Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г.
Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен.
Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В.
Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г.
В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг.
Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии.
Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте.
Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы».
Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т.
Одна из построек стадиона, наши дни. Цементный завод в Пикалево Был заложен в 1930-х. С него ведется история поселения, которое задумывалось как жилой район для работников производства. Там сразу же построили несколько домов, столовую, школу. Строительство завода в Пикалево.
Источник изображения: pikalevo. Пленных отсюда никуда не увозили, а размещали прямо на строительной площадке. В лагере содержалось более 1500 чел. Все были отлично устроены, обеспечены хорошим пайком. Завод в Пикалево, наши дни. Источник изображения: cdn22. Царское село Царское село немцы практически уничтожили. В Александровском дворце размещалась тюрьма, в Екатерининском - походная кухня.
В Камероновой галерее был гараж, в церкви - стоянка для транспорта. Внутренние помещения захватчики разграбили. Редчайшая мебель шла на отопление. Разрушения Екатерининского дворца в Пушкине. Источник изображения: ic. Реставрацией занимались советские специалисты. Работа немцев заключалась в том, чтобы восстановить разрушенные перекрытия. Екатерининский дворец в Пушкине, наши дни.
Он продолжался долгие годы, часть работ не завершена по сей день.
Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.
Это Крестовский остров. Наши мальчики там занимались прыжками с парашютом. Весной всегда там ходили, потому что хорошо дышалось. Там можно было бегать, прыгать, всё что хотелось делать». После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты. Так что со знанием дела ставит оценку. Петроградский район запомнился ей добрым, любящим и умным. Оценку поддерживают и те петербуржцы, что младше в пять раз. Выходит, что город за минувший век, хоть и спрятал многое за вывесками, но всё главное сохранил. Картина дня.
Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше.
Для открытия движения поездов между столицами по главному пути Октябрьской железной дороги предстояло в сжатые сроки восстановить сильно разрушенный участок Поповка — Любань — Чудово — Дубцы. Работать приходилось в условиях тридцатиградусного мороза и сильной пурги. На участке Поповка — Дубцы из глубоких минных колодцев, шахт и тоннелей было извлечено более 10 тыс. В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства.
Были созданы новые парки, скверы, площади и набережные, которые стали местами отдыха и развлечений для жителей и посетителей города. Все эти этапы восстановления были проведены с целью вернуть Ленинграду его прежнюю красоту и функциональность, а также создать комфортные условия для жизни и работы его жителей. Архитектурные особенности реконструкции Реконструкция Ленинграда после Второй мировой войны имела свои особенности, связанные с уникальным историческим и архитектурным наследием города. Восстановление зданий и сооружений проводилось с учетом сохранения исторической ценности и архитектурного стиля. Сохранение и восстановление исторических зданий Одной из основных задач реконструкции было сохранение и восстановление исторических зданий, которые были повреждены во время блокады. Архитекторы и инженеры проводили тщательные исследования и анализ, чтобы восстановить здания в соответствии с их первоначальным видом и стилем. Использование новых технологий и материалов Реконструкция Ленинграда также включала использование новых технологий и материалов, которые позволяли улучшить качество и прочность восстанавливаемых зданий. Были разработаны новые методы строительства и реставрации, а также использованы новые материалы, которые обеспечивали долговечность и устойчивость зданий. Все эти архитектурные особенности реконструкции были проведены с целью сохранения и восстановления исторического и культурного наследия Ленинграда, а также создания комфортной и функциональной среды для его жителей. Результаты и достижения В результате восстановления и реконструкции послевоенного Ленинграда были достигнуты значительные результаты и достижения. Вот некоторые из них: Восстановление и сохранение исторических зданий и памятников Были восстановлены и сохранены многие исторические здания и памятники Ленинграда, включая Эрмитаж, Зимний дворец, Петропавловскую крепость и другие. Это позволило сохранить и передать будущим поколениям богатое культурное наследие города. Улучшение инфраструктуры и комфорта города Восстановление Ленинграда также включало улучшение инфраструктуры и комфорта города. Были восстановлены дороги, мосты, транспортные системы и другие инженерные сооружения. Это позволило обеспечить более удобное передвижение и повысить качество жизни жителей города. Возрождение культурной жизни Восстановление Ленинграда после войны также способствовало возрождению культурной жизни города. Были восстановлены театры, концертные залы, музеи и другие культурные учреждения.
Вы точно человек?
Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны. «Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)». После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны.
Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году».