Новости башкиры и татары отличия

Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Главное отличие в том что у башкир есть родА а у татар нет. башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются? башкиры, казахи и кавказские тюрки.

Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов

Но после штурма Казани Иваном Грозным и падения Казанского ханства, роли двух народов поменялись - теперь татары побежали на земли башкиров, спасаясь от русской власти. Дело в том, что умный русский царь даровал башкирам автономию и свободу от налогов. И татары ринулись к ним, чтобы воспользоваться этими благами. Именно поэтому до сих пор в Башкирии живет так много казанских татар. Большое число прибывших в Уфу татар и привело к тому, что северо-запад Башкорстана говорит на ином, татарском языке. Любопытно, что татары до сих пор относятся к башкирам как к младшим братьям, ревнуют их к успехам и достижениям, помогают в проблемах.

Видимо это отголоски времен Золотой Орды, когда татаро - монголы правили Евразией и заботились о башкирах в составе своей великой, кочевой страны. А что думаете Вы? Последние записи:.

Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию.

По его мнению, существуют три группы тюрок: 1. Южные тюрки азербайджанцы и туркмены Ставрополя. Срединные тюрки узбеки, казахи, киргизы, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, башкиры, крымские и тюменские татары. Восточные тюрки урянхайцы, саха, черные и желтые уйгуры. Все эти тюрки в местах своего проживания составляют 64-96 процентов от всего населения. Заки Валиди предполагает, что эти тюрки смогут создать территориальные автономии, и для них подходит федеративное устройство России. А для тюрок Внутренней России татар - Р. Далее он предлагает при решении всех вопросов российских мусульман особое внимание уделять их этническим особенностям и различиям и решать проблемы, не нарушая естественной эволюции событий. Человек, мало-мальски представляющий этнографию, историю, социальное положение и особенности российских мусульман, не будет стремиться создавать учреждение под названием "национальный парламент российских мусульман, вырабатывающий для них особые законы", втискивать этих мусульман в некую единую форму, навязывать им единую национальность. Все это не естественно. Это противоречит и науке, и жизни" [2, с. Пусть кавказцы поддерживают дела туркестанцев, а казанские и крымские татары - дела казахов и кавказцев. Только таким образом мы достигнем цели. Если и возможно для всех этих мусульман создать некое общее учреждение, то это может быть лишь религиозное учреждение" [2, с. Для нас недостаточно создать блок лишь с демократами. Нам нет нужды создавать союз с рабочими и демократами. Есть другие нации. Литовская и латышская нации. Мы должны заключить союз с ними и должны действовать совместно с нациями, требующими территориальной автономии" [2, с. Почему у элит этих двух очень близких по языку и культуре народов и у их лидеров, Гаяза Исхаки и Заки Валиди, не получилось единого подхода к проблеме нациесторительства, а возникло разное видение развития этнополитического пространства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть ряд факторов, которые исторически в какой-то мере формировали менталитет этих двух народов и способствовали тому, что к 1917 году у них сложились разные позиции в этнополитической сфере. В основе формирования противоположных подходов татар и башкир, на мой взгляд, лежали 5 основных факторов. Один из них — субъективный, другие — объективные: 1. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди субъективный фактор. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди Уже на I-ом Всероссийском мусульманском съезде 1917 года в г. Москве Заки Валиди считал Гаяза Исхаки нечестным человеком, ведущим политическую борьбу закулисными, нечестными методами. Вот как он описывает свои впечатления о Гаязе Исхаки: "Только из Башкортостана прибыло около 50 делегатов. Были представлены и многие другие регионы. Ахмет Цаликов, Шакир Мухаммедьяров, Гаяз Исхаки постарались вызвать из Казани людей сверх нормы представительства и надеялись, что они выступят против федерализма.

По документам недостаточно четко прослеживается реальная этническая принадлежность у этих кланов. Их можно оспорить. Мы знаем башкирский взгляд, который продвигает Салават Хамидуллин. Но есть один исторический случай, который нам раскрывает проблему этих родов. Здесь речь идёт о предках булярцев. Этот же источник был использован для написания «Дэфтэр-и Чингиз-наме», то есть татарский источник конца 17 века. Там тоже рассказывается об этой группы. Суть рассказа в том, что во времена Аксак-Тимура Тамерлана был поход против города Булгара и против города Биляр. Во время рассказа речь заходит о древних временах, вспоминаются времена алпов, то есть древнетюркское время. В итоге этот народ потерпел поражение и с этим связывают основание города Билярск то есть, Биляр. В рассказе сохранились некоторые атрибуты племён, по которым видно, что «барадж» — это не просто змей, а на самом деле какое-то племя. Потому что у него есть боевой клич-уран. Таким образом, перед нами клан, который как-то связан со змеёй. Оказывается, битва с «народом змей» описан и в древнеказахских сказаниях. Это была огромная группа, которая имела отношения к змеям, и вот предки казахов с ними воевали и потерпели поражение. Я вышел к первоначальным истокам этого клана. Средневековый филолог Махмуд Кашгари описал в своей работе «Диван лугат ат-Турк» как раз одну группу, которую он связывал с семиглавой змеёй. Этот змей носил имя Бука, а главой этого клана был Бука Барадж. Получается, что понятие «семиглавый змей» — это такой титул. Прихожу к выводу, что таким образом перед нами изображен знаменитый клан кай. Из этого клана потом вышли представители османской династии. Мои поиски меня привели к выводу, что эта группа кай вышла как раз из восточных половцев. Восточных половцев называют кимаками. Получается, что когда население древнего Булгара и Биляра вспоминает о древних временах, то они фактически вспоминают времена 11 века. Так показывается приход кипчаков к этим районам. Получается, что билярцы-булярцы — это и есть потомки восточных кипчаков. В составе северо-западных башкир есть ещё две группы, чьи названия связаны со змеями — это елан и уран. С последней группой связан ещё клан бушман-кипчак, который на самом деле тоже часть кипчакской коалиции. Таким образом, целая группа восточных кипчаков появилась, осела. Столичный их центр там, где сейчас располагается современный Оренбург. У них этот город назывался Ахтуба. А мы знаем, что Актюбинск есть и в Казахстане, и в восточном Татарстане. Таким образом, как раз фиксируется приход восточных кипчаков в этот регион. Они вошли в район Приуралья, дошли до Биляра, там одержали некоторую победу и там остались. Но оставшаяся часть была очень тесно связана с государством Хорезмшахов. Если посмотреть на последнюю династию правителей Хорезмшахов, то она полностью состоит из выходцев из восточных кипчаков. Гвардия состояла из них, армия — тоже из них. С пришедшими сюда монголо-татарами воевали как раз именно восточные кипчаки, отстаивая государство Хорезмшахов. Потом все эти группы бежали на север от татаро-монгольской напасти. Часть из них оказалась в северо-западной Предуралье.

Татароязычные башкиры. Кто они?

В силу различных причин местное башкирское население, начиная с конца XIX века, стало утрачивать свою национальную идентичность. Часть из них в этническом отношении были смешанными - башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими, однако, вплоть до XX века в этом регионе численно преобладали башкиры. Это подтверждают не только письменные документы, но и опубликованные в разные годы этнографические карты. Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила башкирская вотчина. Сам факт существования где-либо представителей этой сословной группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель.

Историк А. Асфандияров в ряде своих работ объясняет возникновение этой группы населения внутренним развитием башкирского общества. По его мнению, первые тептяри представляли собой башкир, потерявших право на владение землей. В таком случае они переставали быть башкирами-вотчинниками и превращались в башкир-припущенников, которые жили в качестве арендаторов на земле своих соплеменников, то есть их «припускали» в свои владения другие башкиры-вотчинники.

При этом они часто продолжали оставаться собственниками земли в родной волости. Со временем некоторые из них теряли связь со своей общиной или выталкивались из нее насильно. Отсюда - социальный термин «тептяр» от башкирского глагола тибелеу - «быть выпинутым». Для них было обременительным выполнение повинностей, возложенных на башкирское сословие, как то выплата ясака и, главное, несение военной службы «на своем коште».

По словам И. Кирилова, первоначально они «в казну ясаку ничего не плачивали». В то же время любой экономически окрепший тептяр мог обратно перейти в свое «башкирское звание». Таким образом, первоначально тептярское сословие не имело непроходимых юридических границ с башкирами-вотчинниками.

Лишь в 1631-1632 гг. Процесс тептяризации больше всего коснулся западных башкир, в частности, Юрмийской волости, отсюда и более ранняя по сравнению, скажем, с башкирами Мензелинского уезда жители многих сел сохраняли башкирское самосознание даже в ТАССР , утрата ими своей национальной идентичности. Например, деревня Сары-Биккул ныне в Лениногорском районе Татарстана , основанная юрмийцами, целиком состояла из башкир-тептярей. Важно отметить также то, что башкир можно было встретить и среди ясачных татар-припущенников.

Были башкиры и среди мещан городов губернии. В последующий период истории, когда тептярские повинности стали более обременительными, нежели башкирские, башкиры-припущенники перестали переходить в тептярское сословие, оставаясь в своем собственном. Но зато среди тептярей резко возрастает численность переселенцев из числа «татар», мари, удмуртов, чувашей, вышедших из своих общин и порвавших связь со своим сословием ясачным, служилым , что существенно изменяет этнический облик тептярей в XIX веке. Таким образом, утверждения некоторых авторов о том, что данная группа состояло исключительно из «татар» не соответствуют действительности.

Последние в большинстве своем относились к категориям ясачных, служилых, торговых, чемоданных татар, которые превосходили по численности тептярей. После упразднения в 1865 году Башкирского войска тептяри прекратили свое существование в качестве сословия, однако, еще долго сохраняли свое прежнее самосознание. Что касается башкир-тептярей, то за столетия «тептярства» произошел следующий социальный сдвиг: значительная их часть в силу долговременной оторванности от своего этноса стали культурно тяготеть к «татарам», увлекая за собой башкир-вотчинников Мензелинского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов. Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у западных башкир, был лингвистический вопрос.

На протяжении веков литературным языком башкир был поволжский тюрки, основанный на чагатайской письменной традиции. Он в равной степени был распространен среди башкир и «татар». Однако, нужно отметить, что для первых он был естественным продолжением на родной речи , а у вторых он стал доминировать в довольно позднее время XV-XVI вв. До этого, как уже говорилось выше, мусульманское население Казанского края говорило на диалекте, носившем на себе печать палеотюркского булгаро-чувашского наречия.

Башкиры же пользовались z-языком общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. Махмуд Кашгари: «У племен кыргыз, кипчак, огуз, тухси, ягма, чигиль, уграк, чарук чистый единый тюркский язык. К ним близок язык йемеков и башгиртов». Причем, нет уверенности в том, что их язык изначально имел фонетические особенности, характерные для современного башкирского литературного языка, как, например, последовательная замена тюркского -s- звуком -h-.

По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской сарматской этнической стихии. Современный татарский язык сформировался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше не существовало до начала XX в. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» был исконным, тогда как предки казанских татар - чуваши - восприняли его на рубеже XV-XVI вв.

В 20-е годы XX века были разработаны нормы современного литературного башкирского языка, которые основывались на юго-восточных диалектах народной речи. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к современному татарскому языку, были проигнорированы. Результаты этого ошибочного решения не замедлили сказаться при проведении советской перепии 1926 года, когда понятия об этнической национальной идентичности и родном языке были разведены в разные категории. Восторжествовал принцип лингвистического национализма, господствовавший в Европе XIX века: «я являюсь представителем той национальности, на чьем языке разговариваю».

Если в 1897 году большая часть тюркского населения западной и северной части исторического Башкортостана южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский и Мензелинский уезды считали своим родным языком башкирский язык, то в 1926 г. Таким образом, этническая ассимиляция северо-западных башкир, в том числе значительной части рода Гирей, стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев подстегивался сознательно уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, были поглощение и полная ассимиляция башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др.

Определенные круги научного сообщества Татарстана и сегодня прилагают усилия по демонтажу башкирской этничности. К примеру, в некоторых публикациях отрицается факт существования башкирского этноса, мол, это было всего лишь сословие, хотя оснований сомневаться в историчности татарской идентичности неизмеримо больше. Говоря о проблемах этнической идентичности тех гирейцев, которые ошибочно считают себя татарами, нужно отметить, что данное явление во многом стало следствием слабого знания собственной истории. Люди руководствовались не доводами разума, основанными на исторической памяти и знании архивных документов, а эмоциями.

Созданный многими поколениями казанских деятелей миф о великих булгарских и татарских «предках», рисует им сказочный образ прошлого, имеющий мало общего с исторической действительностью. Их выбор является скорее предметом веры, чем разума. Поэтому, хочется заострить внимание читателей на приведенных в данном томе материалах и документах, которые являются не результатом чьей-то прихоти, а артефактами истории. Из них следует, что башкирский период их истории насчитывает несколько сотен лет, тогда как татарский проект представляет собой недавнее явление, насчитывающее несколько десятилетий.

На кладбищах гирейских аулов покоятся десятки поколений их предков, считавших себя не чувашами, и, тем белее, не татарами, которых до XX в. Необходимо отметить, что сегодня ассимиляционный процесс, затронувший башкирский народ, в значительной степени остановлен. Благодаря открывшемуся доступу к архивным документам и распространению исторических знаний все большее число этнических башкир, считавшихся до недавнего времени татарами, узнает правду о своем происхождении, узнает о своей подлинной истории. В то же время язык перестает быть главным маркером национальной идентичности, то есть татароязычность уже не является препятствием для башкирской самоидентификации.

Можно разговаривать на татарском языке или северо-западном диалекте, можно быть абсолютно русско- или англоязычным, но при этом быть башкиром. Иноязычность не мешает чувствовать принадлежность к прошлому своего рода, без которого нет народа. Фрагмент публикуется с разрешения авторов монографии: История башкирских родов. Хамидуллин, Ю.

Юсупов, Р. Асылгужин, Р. Шахеев, Р. Рыскулов, А.

Гумерова, Г. Галеева, Г. Подобные публикации преследуют конкретную цель — реанимацию провалившегося в 1918 году проекта «Идель-Урал» и создание «Великой Татарии». Радикальные формы татаризма, начиная с 90-х гг.

XX века, дестабилизируют ситуацию в нашей республике. Вспомнить, хотя бы акцию Татарского общественного центра «Река Ик — Берлинская стена» и недавние заявления Союза татарской молодежи об инициации референдума об отделении от Башкортостана его западных районов и присоединении их к Татарстану. Один из нынешних его татарских идеологов Д. Психоисторическая война, развернутая сторонниками агрессивного татаристского дискурса, направлена на демонтаж башкирской идентичности, в первую очередь, у жителей северо-западной части Башкортостана.

В связи с этим необходимо сделать экскурс в прошлое, чтобы проследить историю этнонима «башкорт», его соотношение с терминами «тептяр», «мишар» и «татар», а также рассмотреть лингвистическую ситуацию в Урало-Поволжье с эпохи средневековья до XX века. Этноним башкорт среди других тюркских имен, имеющих живых носителей, на сегодняшний день является одним из самых древних наряду с названиями уйгур, кыргыз, дубо тува и др. Исчезли кёк-тюрки, огузы, тюргеши, кимаки, хазары, волжские булгары, печенеги и многие другие известные тюркские народы, а их современники башкиры сохранились до сего дня. Самое раннее упоминание о них находится в китайской хронике «Суй-шу», составленной в 643 году: в составе конфедерации огузских племен теле тегрег , населявших территорию Западнотюркского каганата, названо племя ба-шу-ки-ли.

Ныне башкиры относятся к тюркским народам кыпчакской группы, однако, в их языке сохранились рефлексы огузского наречия. Не случайно, ведущий российский лингвист-тюрколог А. Дыбо пишет: «Башкирский язык, скорее всего огузский в своей основе, подвергался неоднократной кыпчакизации: в домонгольскую эпоху, в золотоордынский период и, наконец, в относительно позднее время со стороны татарского и казахского языков». В целом соглашаясь с выводом названного ученого, нельзя принять пункт о влиянии на башкир татарской языковой стихии, поскольку, как мы покажем ниже, предки современных казанских татар перешли на свой теперешний язык лишь в XV-XVI вв.

Напротив, процесс языковой экспансии шел в обратном направлении — из Башкирии, Крыма и Мангытского юрта Ногайской Орды в Среднее Поволжье. В арабской литературе страну Башкирию билад Басджурт впервые отмечает арабский путешественник середины IX в. Салам Тарджуман. Секретарь багдадского посольства в Волжскую Болгарию Ахмед Ибн Фадлан писал в 922 году, что перейдя через реки Яик, Самара, Сок и Кондурча, они «прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд».

Как видим, в X веке просторы нынешней Самарской области и юго-востока современного Татарстана были населены башкирами, потомки которых проживают там и поныне. Авторы X в. На его карте город Карукия, находившийся на территории так называемой «Внешней Башкирии» Басджурт аль-хариджа , помещен у места впадения в реку Итиль Агидель некой реки, текущей с севера, вероятно, Уфимки. Персидский историк и географ XIV в.

Хамдуллах Казвини пишет о городе Башкорт: «М. Если первый сопоставляется с золотоордынским городом Мокша ныне с. Наровчат Пензенской области , то второй, судя по западноевропейским картам, отождествляется с Уфой. Авраам Крескес, а также Герард Меркатор 1512-1594 гг.

После присоединения к Русскому государству понятие «Башкирия» в качестве хоронима и этнической территории башкир начинает фигурировать в официальных русских документах. Иван Грозный в духовном завещании 1572 г. Рычкова используется термин «Башкирия», В. Татищев в своих указах пишет «Башкирь» , в «Реестре башкирских волостей» от 1730 г.

Русские писатели XIX в. Не секрет, что журналисты центральных СМИ предпочитают использовать преимущественно это название вместо официального «Башкортостан». Причина проста: оно укоренено в русской литературной традиции, а потому естественно вытекает из русской же лексики. Этого нельзя сказать о таких названиях, как Татария Татарстан , Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, являющихся неологизмами периода национально-государственного строительства 20-30-х гг.

XX века. Однако, и между последними имеется коренное различие. Если представления о землях марийцев, удмуртов и чувашей существуют, как минимум, с X в. Не случайно, упомянутый выше Д.

Другой казанский исследователь И. Гилязов приводит причину острого внимания на проблему татарской идентичности, которая проявляется в последнее время в научном сообществе: «Поскольку термин «татары» изначально не был нашим самоназванием, внимание историков все больше привлекали моменты, как этот этноним был привнесен в среду предков современных татар, как татар называли их соседи. Эта проблема волновала многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, термин «татары» не упоминается ни разу.

В последних обычно видят мишарей, а в тарханах — феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп — чувашей, мордвы и марийцев черемисов — до недавнего времени вопросов не возникало. Но где же здесь татары, коль скоро документ написан самими казанцами? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учесть, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, в котором какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами.

Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай — чагатаи, хан Ногай — ногайцы, хан Шибан — шибанцы шибанлыг , хан Узбек — узбеки, но опять же никак не татары. Упомянутый выше И. Вначале оно было названием и, по-видимому, самоназванием одного из монгольских племен Центральной Азии, затем оно перешло в другое качество, и в XIV-XV вв. Беда только в том, что татарами оно именовалось опять же лишь со стороны соседей.

Сами себя ордынцы так никогда не манифестировали. Поэтому И. Гилязов пишет: «К сожалению, исторических источников, которые непосредственно отражали бы этническое сознание населения Золотой Орды, почти нет». Проще было бы признать, что документов, доказывающих их татарскую идентичность, попросту не существует.

Если население Золотой Орды именовалось татарами лишь на страницах внешних источников — русских, арабских, персидских, армянских, европейских, а сами себя ордынцы так не называли никогда, следовательно, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира была довольно проста: на западе живут немцы, а на востоке — татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы — свейскими, испанцы — шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания автонима.

Как известно, в 1202 г. Чингиз-хан и правитель кереитов Тогрул Ван-хан разбили татар и подвергли их поголовному уничтожению. Известный синолог Е. Кычанов писал: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам.

И когда в далеких аулах и селениях на западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары! Таким образом, несмотря на то, что татары подверглись физическому уничтожению, их имя продолжало жить собственной жизнью. Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» о Едигее или Чура-батыре или «татарский язык» применительно к эпохе средневековья, не могут использоваться в качестве научных терминов, поскольку термин «татары» является не более чем историографическим, литературным и фольклорным штампом. Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение недавно.

Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края до и после вхождения в состав Русского государства? Данное положение стало результатом исследований многих ученых. Другой пример, касающийся башкирского восстания 1681-1684 гг. В 1682 году казанский воевода Петр Шереметев докладывал: «в нынешнем же де во 190 году…Аюкай и Солом Серет и иные тайши, собрався с своими ратными людми, пошли под Казанские и Уфинские уезды войною по присылке воровских башкирцев и казанских татар…».

Однако, параллельные показания ногайского мурзы Алабека Асанова рисуют несколько иную картину: «…в нынешнем де в 190 году…по присылке изменников башкирцев и чюваш, пришел к ним башкирцам Аюка тайша с калмыки и ногайцы и с едисаны и ныне стоит в башкирской деревне Карабаш». Речь идет об одних и тех же событиях с той лишь разницей, что русский воевода в качестве союзников башкир упоминает казанских татар, а мурза — чувашей. Следовательно, эти два термина тождественны друг другу. Разница состоит лишь в том, что первое название является сословным названием населения Казанского уезда, применяемым со стороны русской администрации.

Второе название — это их самоназвание и туземное название, используемое представителями тюркских, монгольских и финно-угорских народов. Этноним «чуваши», применительно к татарам, пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их словом «суас». Казанский историк Д. Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного, актах Московского царства — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей.

В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары — культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов — казанская промосковская и крымская антимосковская , чуваши-мусульмане на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? Понятно, что и здесь имеются в виду не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны.

Чуваши-мусульмане также жили в районе Закамской засечной линии, состоявшей из таких крепостей, как Ерыклинск, Тиинск, Билярск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск. В 7159 1651 году «приходили на государеву вотчину на Закамской уезд ногайские мурзы с воинскими людьми и взяли многие деревни и чуваской многой полон». Их случайно встретили башкиры во главе с тарханом Тоимбетом Янбаевым, ехавшие «по своей вере Богу молится». Тогда вместо молений они вступили в бой и «и с теми ногайскими воинскими людьми бились, и многих людей побили, и чуваский многой полон отбили…».

Понятно, что чуваши Закамья опять же не могли соответствовать современным чувашам, а только предкам нынешних казанских татар. Таким образом, чуваши-мусульмане населяли все три географических региона современного Татарстана — Заказанье, Закамье и Горную сторону. Как следует из анализа источников, население Казанского ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др. Не случайно, Л.

Гумилев писал: «потомков этих болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называют именем «татары», а их язык — татарским». Хотя это не больше чем камуфляж! Каково в таком случае соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами? Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности современных чувашей.

Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине , пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии — булгары и сувары. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане, что и нашло отражения в источниках. В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте R-язык , ближайшим родственником которого является чувашский язык. Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный Z-язык общетюркского типа?

Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее XV века. Тюрколог-лингвист А. Дыбо пишет: «Окончательное формирование татарского языка происходило после образования Казанского ханства в середине XV века». Правда, он тогда татарским еще не именовался.

Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей мещеряков. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт — у ногайцев, Кыпчак — в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков , а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения. Мишари в отличие от последних двух сословных групп, были этносом и сословием одновременно.

Этнический состав служилых татар был довольно пестрым. В их числе были ногайцы, крымцы, башкиры и др. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию, о чем говорят данные ономастики. Таким образом, решающую роль в образовании современных татар сыграло само Русское государство, которое создало сословия служилых и ясачных татар, ставшие теми формами, в которых на протяжении XVI-XX вв.

Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX — начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил только казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Академик Иоганн Эбергард Фишер в 1755 году писал, что «те, кого сейчас зовут татарами, имя это не принимают, считают поношением». Таким образом, этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман, однако, произошло это не сразу, так как еще в XVIII в.

Интересно, что служилая татарская знать также именовалась чувашами. Однако, один из них вернулся в ислам, за что из князей был низведен в ясачные татары. Это — переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухаммед Ураков. Его поступок весьма порицался уфимскими дворянами, говорившими, что он «беззаконной чювашенин и принял обрезание».

Вот еще один весьма симптоматичный пример. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета» по примеру административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могли считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени — узбеки, каракалпаки и башкиры. А вот авторитетное мнение академика В.

Бартольда: «Поволжские тюрки после некоторых споров лишь накануне революции 1917 года приняли название татары». Когда Ш. Марджани предложил своим соплеменник именоваться татарами, он, вероятно, и не предполагал, что новый этноним сыграет компенсаторную роль для их ущемленного национального самосознания. Шнирельман пишет: «Когда татары говорят о золотоордынской части их истории, им приятно сознавать, что в те далекие времена Русь подчинялась Золотой Орде — это основной момент татарского мифа».

Именно этот психологический момент способствовал быстрому распространению нового этнонима среди потомков чувашей-мусульман, которые к монголам Золотой Орды не имели никакого отношения и, по иронии судьбы, сами являлись их жертвой, как и Русь. Таким образом, «исчезновение» чувашей Казанского уезда и появление «татар» были взаимосвязанными процессами. Аналогичная историческая коллизия произошла в VI в. Византийский историк VII в.

Феофилакт Симокатта рассказывает, что, когда вархониты племена вар и хуни прибыли в Восточную Европу , местные народы — берсилы, оногуры, савиры и другие — приняли их по причине сходства имен за «страшных» по всей Азии аваров. Они почтили этих псевдоаваров богатыми дарами и выказали им покорность. Когда вархониты «увидели, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали им посольства, и сами стали называть себя аварами». Аналогичным образом, сегодняшних поволжских татар с полным основанием можно назвать псевдотатарами, ибо подлинные татары были истреблены Чингиз-ханом, а их грозное имя, по выражению Л.

Гумилева, превратилось в камуфляж. Таким образом, этноним «татары», являвшийся, по сути дела, историографическим штампом или клише, на многие века пережил своих настоящих носителей. Известный специалист по истории Золотой Орды В. Егоров, говоря о древних татарах, отмечает: «Благодаря историческому заблуждению и прочно установившейся традиции имя их и сегодня сохраняется на этнической карте нашей страны, хотя современные татары не имеют никакого отношения к народу, обитавшему в средние века на границе с Китаем».

То, что рассказывают всякие Хабировы и прочие соглядатаи, — это ложь, и люди об этом прекрасно знают. Сейчас Алсынов может по праву называться национальным лидером Башкортостана и башкирского народа». Четыре года колонии — это даже больше, чем просил прокурор, отмечает Айсин, «даже прокурор просил колонию-поселение, но судья, которая лишь инструментарий, решила иначе — видимо, была такая установка»: «Басманное право мы знаем, удивляться не стоит, и это спровоцировало негодование людей.

Нельзя сажать за мнения, за мысли и за слова. В 21 веке мир давно подошел к этому пониманию — если судить человека за его позицию, даже если она кому-то не нравится, мир никогда не станет спокойным. Эта логика понятна в путинской России, иначе и быть не может.

Низовые лидеры в это просто не вписываются, поэтому их будут сажать и выдавливать, чтобы люди не шли за ними. У таких людей, как Хабиров, и прочих ставленников нет никакого авторитета в Башкортостане, поэтому они будут давить всех тех, кто создает им альтернативу, пускай даже символическую, ведь этих людей никогда не допустят до выборов. Это всё равно пугает власти».

Эта низовая структура серьезно конкурировала с властью, и власть просто перепугалась. Это не решение Хабирова, это решение из Москвы. Я знаю, что такие разговоры были в силовых структурах после 2017 года — ликвидировать все национальные активистские организации, потому что они могут стать триггерами к сепаратистским волнениям.

Я думаю, что уже тогда готовилось покушение на целостность Украины, поэтому зачищали поле». Хабиров считает Алсынова своим личным врагом, говорит политолог.

В процентах: -11,24 против -0,79. Но если отдельно сравним итоги переписи татар в Татарстане и башкир в Башкортостане и отдельно итоги татар и башкир за пределами двух республик, картина сильно меняется. Татары считают, что часть роста башкир достигнута за счет снижения числа татар.

Мы оценили это количество в 15-20 тысяч татар. При этом, несомненно, рождаемость у башкир чуть выше, чем у татар. Это отражается и в показателях прошлых переписей, и в среднем возрасте башкир: 40,4 года против 41,6 у татар. Но эта разница почти в 10 раз меньше разницы среднего возраста между татарами и чеченцами. Как мы видим, разница в первом случае заметна, но не принципиальна, во втором ее практически нет.

Демографические показатели башкир чуть лучше. Сколько процентов русских в РФ? Опираясь на данные переписи 2002 года, можно примерно оценить процентную долю русских. Между переписями 2002 и 2021 годов население России в постоянных границах почти не изменилось. В 2003-2021 годах естественная убыль населения РФ, по данным Росстата, составила 7 млн человек.

У ряда народов Кавказа и Сибири в сумме был прирост около 1,5 млн человек только в Дагестане и Чечне был прирост населения в 1 миллион. Был и скрытый прирост за счет рождаемости в семьях трудовых мигрантов, которые постепенно укореняются и получают гражданство РФ. При соизмеримых с народами Кавказа численности и рождаемости их прирост должен был быть не менее 1 миллиона за 20 лет. Таким образом, убыль остальных народов должна была составить около 9-9,5 миллиона. Из этого числа украинцы, белорусы, татары, чуваши, финно-угорские народы в сумме потеряли около 2 млн человек из-за естественной убыли и ассимиляционных процессов.

Есть еще миграция.

Именно поэтому они превращают северо-запад Башкортостана в поле перманентной борьбы. Обращает на себя внимание также их стремление «отатарить» башкирские анклавы, находящиеся на территории Пермской области, Свердловской, Челябинской и Курганской областей и, таким образом, выйти на границы с Казахстаном, минуя Башкортостан. Неудачи в научном обосновании своих претензий на великодержавное наследство Золотой Орды вынуждает их создавать собственную, «аквариумную» историю, непризнанную нигде, кроме Татарстана. Жертвой этого обмана стал, в первую очередь, сам татарский народ, которому внушают мифы о происхождении его предков от воинов Батыя, пришедших на Волгу из Восточной Монголии. Как этот тезис уживается с культом Булгара, который объявлен Меккой мусульман Поволжья, остается загадкой. Современные споры между «татаристами» и «булгаристами», кипящие в Татарстане, являются их внутренним делом. Однако, претензия сторонников агрессивного татаризма на северо-западных башкир не может не вызывать обратной негативной реакции. В стремлении отдельных казанских деятелей «отатарить» башкир просматривается желание подтвердить свой этноним «татары» за счет приобретения башкирских родов ордынского происхождения, как будто ассимилировав их, они, действительно, перейдут в иное качественное состояние.

То есть создается некий образ-проекция того, как должен, по мнению идеологов татаризма, выглядеть идеальный тюркский этнос наличие родоплеменной структуры, эпоса, традиционных музыкальных инструментов и т. Эти виртуальные построения лишний раз доказывают виртуальность самого татаристского дискурса, остро нуждающегося в эмпирическом подтверждении. Однако, сделать это в рамках академической науки невозможно. Именно поэтому выходят в свет публикации доктора филологических наук М. Ахметзянова, в которых утверждается, что башкирские роды Юрматы, Бурзян, Кыпчак, Табын и др. На самом деле, ситуация выглядит с точностью до наоборот. Статья Р. Амирханова «От Урала до Вятки: земли татар племени минг» также преследует цель доказать татарское происхождение башкирского подразделения Минг, хотя историческая этнография не зафиксировала у татар ни одного из перечисленных племен. Список подобных псевдонаучных публикаций настолько обширен, что происхождение этих инсинуаций нельзя признать случайностью, тем более, что многие их авторы являются сотрудниками Института истории АН РТ им.

Ничего, кроме иронии, не может вызвать лицедейство татарстанских деятелей, играющих роль ходатаев за недооцененную роль Золотой Орды в генезисе Московского царства или выступающих в защиту ее поруганной чести. Шаймиев, уроженец башкирско-тептярского села Аняково, после выхода в прокат кинофильма А. Прошкина о Золотой Орде с видом глубокой озабоченности завил: «Если не заниматься историей, то фильма «Орда» может стать многосерийным». Вице-президент АН Татарстан Рафаэль Хакимов открыл всем глаза, заявив, что Чингиз-хан, оказывается, не был завоевателем, а был реформатором, а потому выступил за изъятие из учебников истории понятия «татаро-монгольское иго». Заявления вышеозначенных деятелей являются лукавством и пиаром, ставящим целью еще раз напомнить всем о монополии Казани на золотоордынское наследство со всеми вытекающими последствиями. Марджани, подобно «Министерству Правды» из знаменитой антиутопии Д. Оруэлла, исповедует принцип: «Кто владеет прошлым, тот владеет будущим». Это — альфа и омега гуманитарной науки Татарстана. По мнению наиболее одиозных ее представителей, ради известных политических целей допустимо конструирование не только будущего, но и прошлого.

И вот недавно в Уфе, столице Республики Башкортостан, открылся филиал этого очага радикального татаризма. Налицо реализация политики этно-националистической экспансии, проводимой некоторыми кругами Татарстана и являющейся угрозой стабильности и межнациональному согласию в регионе. Примечания 1. Граница между Татарстаном и Башкортостаном проходит по реке Ик. Татарские национал-сепаратисты требуют референдума о присоединении районов Башкирии [Электронный ресурс]. Древние башкиры были частью огузских племен. Togan Zeki Velidi. Долгое время проживал в Таджикистане. В 1991-1996 г.

Возглавлялделегации татар наПервом Всемирном конгрессе татар, проходившем в Казани в 1992 году и на Всемирном курултае башкир в Уфе в июне 1995 года. Сейчас живу в Тверской области. Недавно побывал в родных местах, просматривая в библиотеках литературу местного издания яобнаружил в них много недоброжелательных высказываний со стороны башкиро татарах. Тема межнациональных отношений в Башкортостане широко обсуждается в интернет-сообществе Авторы некоторых статей утверждают, что наши предки были угнетателями башкирского народа. Его собрат, называющий себя писателем,АкрамБиишев, пошел еще дальше. Мне думается, что такие оскарблеиия в адрес своих братьевмогут сказать,только люди очень низкиминтеллектуальным уровнем. А ведь в составе Казанского ханства башкиры сохраняли подлинный суверенитет. Ханство не вмешивалось хозяйственно-экономическую сферу жизни, ни во внутреннее устройство башкирского общества. Башкирские племена волости признавались юридическимисобственниками своих земель, сохраняли свободу религиозного вероисповедования и жили по собственным законам.

Сегодня некоторые возмущаются тем, что башкирские дети учились на татарском языке. Даже, уважаемыймной, землякА. Ялчинсожалеет, чтоони егосверстники в деревнеЮрматы Федоровского района в школе учились на татарском языкеиихучителями были татары. Я считаю, чтоВыдолжнывыразитьблагодарностьсвоимучителям за то, что вы получили хорошее образование и стали известным человеком в республике. Наши земляки федорвцы гордятся вами. Наших башкирских друзей раздражает и то, что некоторые национальные общины называются татаро-башкирскими. Возникает вопрос, что же здесь крамольного? Например,вТаджикистане я сам былинициаторомсоздания татарской общины. Через печать мы обратились к татарам, проживающим в городеДушанбе, с просьбой собраться в клубе одного из заводови рассмотретьвопрос о необходимоститакойорганизации.

На этот призыв откликнулись не только татары но и башкиры. Именно по их предложениюнаша община была названататаро- башкирской. Некоторые показывает башкир не имеющийничего общего с татарами, тоизображают башкир как борцов противтатар. Умалчиваетсяи принижается объективная роль татарского народа, его культуры в истории Башкортостана. Справедливости радиследует сказать, что не всев Башкортостане разделяютвзгляды радикалов извучать и трезвые голоса. В интернате прочиталОбращениябашкирских общественниковк татарам и башкирам сновастать братьями. Они своем обращении отмечают: «Недружественные явления во взаимоотношениях двух братских республик достойны сожалению. Они не в интересах народов наших республик». Много добрых словв своем выступлении на втором съезде татарсказал и бывший президент БашкортостанаМ.

В нем он частности говорил: « На земле не так уж много народов которые были бы столь близки и родственны по духу, культуре, языку и исторической судьбе, как татары. В силу общих корней и истории вот уже на протяжении нескольких веков народы Башкортостана и Татарстана идут рука об руку. Мы были вместе и в горести и в радости. Ничего не омрачало и не может омрачить нашего содружества и братства». Это подтвердил и бывший президент ТатарстанаМ. Шаймиев в своем выступлении на третьем Всемирном конгрессе татар. Обращаясь к башкирам он сказал: «У нас общие корни: история, язык и культура. Мы друг друга понимаем без переводчика. Наши судьбы настолько переплетены, что порой трудно провести между нами границу, да и не нужно этого делать.

Сейчасне время деления, время единых решающих действий. Пусть наши народы остаются такими, как есть на сегодня, но нам сейчас важны единогласие и объединение усилий перед лицом особенностей новой эпохи». Я приношу свои извинения читателям за обширные цитаты, но ведь без них просто невозможно ощутить прочность авторского слова Хочется надеяться, что новыйпрезидент Башкортостана, уважаемый Рустэм Закиевич Хамитов сумеет урезонить нацонал-радикалов и скажет: Дахватит вам! Оставьте татар в покое. Как бы то не было, я отношусь уважением тем, кто считает своей главной заботой развитие башкирского народа. Это хорошо, что вы любите и лелеетесвои этнические особенности,язык и культуру. Это соответствуетвашему этническому статусу. Все это находило и находят понимание у татар, но не отгоняя от себя, а приближая к себе достижения других народов.. Всем известно, чтотатары имели в прошломбогатую культуру и в том числе развитую литературу.

Башкиры вели кочевой образ жизни, у них развивалось устное народное творчество. Различныеобщественно- социальные условия определилиуровеньграмотности. Литературным языкомбылтатарский. Татары и башкиры поддерживалимежду собойтесныйконтакт. Их культура формировалась идентично. Большинство поэтов обоих народов былитатаро-язычными. Этообъясняласьсоциально-экономическойобщностью игенетическимисвязямимежду ними. Наверноникто не будет отрицать,чтоосновнаячастьбашкирской интеллигенциивоспитывалась татарских учебных заведениях. Дорогие моидрузья башкиры!

Мы ведь действительнобратские народы! Куда мы друг от друга денемся. Нас связывает многовековая история , на протяжении которойобе нации бок о бок делили все радости и печали, у нас общая культура, общие традиции, общий менталитет и общая религия Об этом неоднократно подчеркивал и бывший президент БашкортостанаМ,Г Рахимов. Вот цитата из его интервью, опубликованной в «Независимой газете» в декабре 1997 года - «У нас ведь с татарами все общее-язык, культура и традиции, какие то отличия может раньше и были. Мы были кочевниками, они земледельцами». В одном из интервью, опубликованной в газете он с возмущением сказал«у нас еще находятся люди, которыена основенадуманных, не существующих проблем пытаютсясталкивать людей, заработать сомнительный политический капитал» Всем известно фактширокого распространениямусульманской образованности татар в среде башкир. Именно татарывозводили мечети, открывалимедресе, школы,снабжали башкир религиознымии светскимикнигами. Практическивсе муллыбыли татарами. Именнотрадиционноемусульманское образование позволило многим башкирам стать образованными людьми.

А ведь казахи нестесняются признавать, что грамоте обучалиих татары, ониэтос благодарностью вспоминают, а башкиры всех татарских просветителей называют башкирами. Крупные и знаменитые медресе «Галия», «Госмания»,«Расулия», «Хусаиния»,«Стерлибашевское и другибыли открытытатарскимиучеными-меценатыми. В них кроме татар учились и сословные башкирцы, казахи и представителейдругих тюркскихнародов на татарском языке. Например, основателем и бессменным директороммедресе«Галия в городе Уфе былизвестный татарскийтеологи общественный деятель ЗыяКамалетдинов. Он выпускник Каирского университета«Аль-Ахзар». Как, справедливо отмечает Б. Юлдашбаев:-«В началеХХ векамусульманскаярелигияпродолжала играть существенную роль в истории татар и башкир, являясь инеотъемлемымэлементомдуховной жизни. К сожалению в среде башкирской интеллигенциипоявились люди, призывавшие башкир к разрыву с исламоми о переходе. Я сам былсвидетелем, когда, на Всемерном курултаебашкир в июне 1995 г.

Отрадно, чтоделегатыкурултая не поддержали эту идею. Наверно такие выходки связаны с тем,что как пишет В. Новиковв своей книге«Сборникматериалов дляУфимского дворянства». Татарыимелитакое влияние нааборигенов, что внеслисобойне толькорелигию,нодаже иязык». К концу Х1Х- началуХХ века новые передовые татарские просветители, педагогиновометодных школ, деятели культуры, печати, литературы и театраначинаютвыступатьв ролипросветителей своих братьевбашкир. Татары открыли десяткисветскихшкол, в которыхучились и башкирскиедети. Значительную работу проводили татары в налаживании башкирской печати. Таким образом, татарские просветителисыграли большую роль в просвещении башкир. Поскольку татары и башкиры- это близкие по духу и культуре и образу жизни народы,топравомерноутверждать, чтоничего тут морочитьдруг другуголовы.

Еслив результатемноголетнихмежэтнических связейбашкиры по происхождению этнические группы стали говорить,на татарском языке, то нет основанийпричислять ихк башкирам. И, наоборот, еслигруппы татар ногайского происхождениязаписались башкирамии перешли на башкирский язык, это означает, что они ассимилировались с башкирами, вряд ли будет правильным считать их татарами. Хочу сказать, что у наших народоводна общая беда. Нас и раньшепытались, причем не без успешноразъединить, чтобы мы говорилина разныхязыках, не понимали друг друга. Сегодня некоторые стараютсявозродить на новый лад«башкиры», «мишари», «тептяр», «казанцы»ив государственноммасштабепроводитполитикуувеличениячисленностибашкир за счеттатар. По башкирскому телевидению я слушалпередачио том, что татары, проживающиев Башкортостанене татары, абашкирытого или иного древнего племени. Если веритьсообщениямбашкирские националисты ставят задачу, планом переписи2010 г. Если эти планыпретворятся в жизнь,то вовремя этой переписи, как отмечаетКаримЯушевоколо600 тысяч татардолжны превратиться в«башкир». Все эти,выдуманные призывы, записатьсятатарамв башкиры,обычные предрассудки.

Я общалсясо многими татарами, они считают это бредомбашкирскихнационалистов. Да,значительная часть татары, проживающиевБашкортостанеформировались в не составеказанских татар. В частности, мои предкикогда тоназывалисебямишарями ибыли они мурзы. Переселились они в Башкирию в 1755 году изТемниковского уезда Пензенской губернии. Если верить ревизским сказкам, то предки наши, еще в начале 18 века себя называли татарами. Так, в материалах второй ревизии 1747 г. Из деревни Дашкина Краснослободского уезда убыли мурзы татары Дашкины-55 душ. Из деревни Черной убыли 25 душ мурзы татары. Среди них Хансювар Еникеев со своей семьей.

Онив течение многих вековобщались с казанскимитатарами,так с башкирами. Этнические процессыбыли направленыв целомв сторону татаризации. Башкирский конгломерат, по всей видимости, не был в состоянии определить будущие пути развития народа. Татарскаяидентичность цивилизацияохватываламногие стороныжизньбашкир имишарей ив большей степениобразованныхслоев для которыхэтнонимс корнетатаринбыл престижнымзнаком собственного достоинства. Сегоднябывшиемишаридалеки от того, чтобызаписаться башкирами. Крометого, такназываемыетатары- бывшие«башкиры»врядли согласятсястем,что ониестьбашкиры. Если бы мы записались башкирами, мы унизили бы достоинствосвоих предков, потому что они татары. Нетнеобходимостидраматизировать этот факт, что когда в результате совместного проживания в течение длительного периода башкиры, не зависящим от них причинам подвергались влиянию культуры и языка близкого себе народов-татар. Комувыгоднастычкамежду нами?

Не нам жекореннымродственникам. Давайтебудемвнимательней в словах и компетентней в политических вопросах, не оскорблять друг друга и поищемсовестные пути для укрепления наших отношений. Можносколько угодно говорить о различиях в языке, все это будут споры на пустом месте. Обе языка практически одинаковы в написании. Звучать слегка по разному. Хочу сказать. Речь не идет о противоречиях между простыми башкирами и татарами. Моя родня, все мои друзьяживут с башкирамимирнои дружно. Моя младшая и двоюродная сестры замужем за башкирами.

Дело вмешиваются люди от большой политики, которые хотят поссорить братские народы ради достижения своих амбициозных целей. Наверно очень важно, чтобы мы уважали историю и культуруне только своего народа, но историю и культуру народов, с которымимывекамипроживаем вместе. Интерес только к истории своего народа может привести к нежелательным явлением, потому что национальное чувство одно их самых деликатных и уязвимых, затронешь неосторожно-вызвешь боль. Татары Башкортостана-неотделимая часть народов республики. В течение многих веков наши предки жили на этой земле. История свидетельствует, что татары и башкиры в Башкортостане развивались как единая нация. Поэтому право и свободы наших татароязычных сограждан не отличаются от прав других граждан. Дорогие братья давайте всегда будем вместе. Эти народы всегда жили в достаточно близком соприкосновении и друг с другом, и с русским населением этих краев.

В процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, однако и в XXI веке народы Поволжья и Урала сохранили свое национальное самосознание и аутентичность. Понятно, что образ жизни, культурные традиции, другие этнографические особенности сегодняшних татар, башкир и чувашей существенно отличаются от того, что было 150 лет назад. Тем интереснее, полагаю, будет читателю соприкоснуться со своего рода "временным срезом" жизни этих народов, всегда игравших значительную роль в нашей общей российской истории. При подготовке материалов этой части обзора использованы следующие источники: - "Народы России. Этнографические очерки. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Семенова-Тян-Шанского , т. Элизе Реклю.

Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В. Семенова и под общим руководством П. Семенова-Тян-Шанского и акад. Ламанского, т. Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859. В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени. Ареал обитания самого многочисленного из представленных народов — татар — довольно обширен: от среднего течения Волги Нижегородская губерния до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке. Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских и кавказских азербайджанцев. Казанские татары.

Pauli F. Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле. Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях. Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку. Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается. Фото А. Карелина, 1870-е.

Татарская чета Казанской губ. Фото Ж. Рауля, 1870-е. Чета татар. Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар. Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта — это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности. За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости.

К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда. От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях. Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М.

Букаря, 1872. Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары — плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли. Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия.

Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов

башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются? башкиры, казахи и кавказские тюрки. Главная» Новости» Татары отличаются своей. Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. 4. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи. Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ

В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно». Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы. Данный диалект практически полностью соответствует литературным нормам татарского языка и потому является малоотличим, но в таком случае можно говорить о том, что башкиры северо-запада говорят именно на том языке, в чём их разубедили татары и башкиры просто ведут. Башкир и татарин разница. Отличие татар от башкир внешне. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ

Также стоит отметить характерное для этой национальности телосложение — башкиры обычно высокорослые и обладают крепкой физической конституцией. Они стремятся к поддержанию хорошей физической формы и заботятся о своем здоровье. Различия в национальной одежде Татарская и башкирская национальные одежды имеют свои уникальные особенности, позволяющие отличить их по внешнему облику. У татарской национальной одежды выделяются такие характерные детали, как татарская кофта и юбка. Татарская кофта обычно вышивается яркими узорами и декоративными элементами. Кроме того, татарские женщины носят косы, которые украшают различными аксессуарами, такими как ленты или кольца. Башкирская национальная одежда, в свою очередь, известна своими яркими цветами и орнаментами. Башкиры часто носят полуприлегающую тунику с вырезом под горло, называемую «кушак». Одна из основных разниц между татарской и башкирской национальной одеждой — это наличие одного или двух платков на голове. Татары обычно носят один платок, который завязывается на завязке. Башкиры же носят два платка, один из которых накидывается на голову, а второй завязывается на шее.

Также стоит отметить, что некоторые элементы одежды могут варьироваться в зависимости от региона и времени года. Например, татары из Чувашии могут носить короткие юбки, в то время как татары из Татарстана предпочитают длинные юбки. Башкиры же могут носить разные типы платков в зависимости от времени года и событий. Таким образом, национальная одежда татар и башкиров имеет свои уникальные особенности, которые позволяют легко отличить их друг от друга. Однако важно понимать, что эти различия могут носить региональный и индивидуальный характер, и не все элементы описанные выше применимы к каждому представителю данных национальностей. Традиционные прически и украшения В строении традиционной прически татар и башкир присутствует множество элементов, которые символизируют разные фазы жизни женщины: от девичества до замужества и материнства.

И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства.

Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана?

Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального.

Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами.

Подаются со сметаной или топленым маслом.

Бешбармак: это традиционное блюдо, которое известно по всей Центральной Азии. Оно приготавливается из тонких лепешек, которые обычно подаются с говядиной или бараниной в сочетании с луком и зеленью. Кумыс: это национальный напиток башкиров, который изготавливается из кобыльего молока, брожения и богатый микробами. Кумыс обычно употребляется в малых количествах и является важной частью культурной традиции башкиров. Уха: это рыбный суп, приготовленный на основе пресной рыбы. Он обычно приготавливается в больших котлах на открытом огне во время пикника или на рыбалке.

Это только некоторые из башкирских блюд, которые славятся своим вкусом и изысканностью. Характер Описывать характер нации как единый и однозначный подход сложно, так как каждый человек индивидуален и уникален в своих чертах характера. Однако, среди башкирских людей, как и в других народах, можно выделить определенные общие черты, которые влияют на образ жизни и культуру нации. Башкиры известны своей гостеприимностью, душевностью и открытостью. Они уважительно относятся к старшим и традиционным ценностям своей культуры, однако также умеют адаптироваться к новым условиям и технологиям. Традиционно башкиры были народом кочевников и скотоводов, что сформировало у них характеристики, такие как настойчивость, выносливость и трудолюбие.

Башкиры также ценят образование и знания, и многие из них занимают высокие должности в образовании, науке, культуре и политике. В целом, башкиры известны своей духовностью, глубокой верой и уважением к своей истории и традициям. Они также проявляют большую любовь к природе, что отражается в их культуре и образе жизни. Известные современные и исторические личности Среди известных исторических и культурных личностей башкирского народа можно отметить поэта и мыслителя Мусу Джалиля, писателя и общественного деятеля Заки Валиди Тогана, писателя Газиза Ишембаева, писательницу и общественную деятельницу Алию Молдагулову, певца Рауля Шарипова, а также многих других деятелей науки, культуры, искусства и спорта. Среди современных известных личностей можно упомянуть актрису Лилию Ахтемову, певца Рината Каримова, журналиста и общественного деятеля Рушата Аббасова и многих других. Заключение Башкиры — это одна из древнейших народностей, проживающих на территории России.

Они имеют богатую культуру и историю, а также интересную традиционную кухню и одежду. Башкиры говорят на тюркских языках и исповедуют преимущественно ислам.

Один и тот же народ я считаю user-dy8be5lv9k Башкиры это народ,а татары нация user-ky8ij9kp2y Да какая хрен разница будь человеком вот и все user-rh5pw8cv6c Я Башкирский татарин.. Похоже на очередной западный проект... Хреновая мода пошла, делить людей по национальности, когда надо делить на тех у кого есть "заводы, газеты, пароходы", и тех у кого кроме рук нет ничего.

Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные?

Хотя у этого средства передвижения есть своя особая романтика. Китайка Ещё лет 5 назад такое было распространено практически везде. Сейчас встречается пореже. Но всё равно некоторые проводники хитрят с бельём. Знайте, что если вы регулярно ездите в поездах, то наверняка спали на белье, на котором до вас уже тоже кто-то спал... Она не стесняется ярких цветов и смелых узоров. Анна практична и хранит свою одежду годами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в ее гардеробе полно инвестиционных вещей, которые она носит на протяжении многих лет.

На церемонии вручения премии BAFTA 1984 года в лондонском отеле Grosvenor House принцесса Анна сделала смелое заявление в розовом атласном платье с узорчатой юбкой и объемными пышными рукавами. Чтобы сделать платье... Плацкарт поднялся по ценовой планке уже до уровня купе, а купе и вовсе уже сложно себе позволить.

И когда я узнала о том, что обычно остаётся "за кадром"? Хотя у этого средства передвижения есть своя особая романтика. Китайка Ещё лет 5 назад такое было распространено практически везде. Сейчас встречается пореже.

Но всё равно некоторые проводники хитрят с бельём. Знайте, что если вы регулярно ездите в поездах, то наверняка спали на белье, на котором до вас уже тоже кто-то спал... Она не стесняется ярких цветов и смелых узоров. Анна практична и хранит свою одежду годами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в ее гардеробе полно инвестиционных вещей, которые она носит на протяжении многих лет. На церемонии вручения премии BAFTA 1984 года в лондонском отеле Grosvenor House принцесса Анна сделала смелое заявление в розовом атласном платье с узорчатой юбкой и объемными пышными рукавами. Чтобы сделать платье...

Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками. А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике.

Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. Видео: Урок казахской истории Владимиру Путину. Чему научили тюрки русских В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам.

Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Ранее существовало звание Героя Труда. Общее количество награжденных - 20 605 человек Полный кавалер ордена Славы Полный Кавалер Ордена Славы - В первые послевоенные годы конкретных документов касающихся статуса полных кавалеров ордена Слава не существовало.

Награждённому вручалась орденская книжка общего образца. В ней были перечислены все три степени ордена и другие государственные награды. Однако, в 1976 году вышел документ действующий в отношении полных кавалеров ордена славы — Орденская книжка награжденного указывала номер каждого из орденов Славы трёх степеней.

Кто вбивает клин между татарами и башкирами?

Поэтому татары в современном виде сформировались только в 15-м веке, не ранее. Башкиры наши, отечественные, добрые и милые люди, а татары мразота особенно обрусевшие татары. Новости и общество 10 ноября 2015. Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. народы России 3 Почетные звания 4 Государственные нормативные документы 5 Высшие звания 6 Полный кавалер ордена Славы 7 Места компактного проживания Татар и.

«Турция на Волге», или советский Идель-Урал

  • В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение
  • Башкиры между Лениным, Эльциным и Колчаком
  • Смотрите также
  • Схожесть и различия татар и башкир.: akhnaf — LiveJournal
  • Почему башкиры не любят татар: причины и особенности взаимоотношений
  • Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий