Новости что такое часы в храме перед литургией

Новости храма Расписание богослужений Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Еженедельная рассылка Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Цитата дня. На территории России вечерняя служба в одних храмах начинается в 16 часов, в других – в 18 или 19 часов. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. – Если литургия – это богослужение с ограниченным набором молитв, которые почти всегда одинаковы, то вечерня и утреня очень разнообразны и редко повторяются.

Публикация

В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами. Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. Исповедь происходит в храмах вечером после богослужения или утром перед Литургией в присутствии прихожан, поэтому надо уважать тайну исповеди, не подслушивать и не смущать исповедующего. Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. Основное время, когда начинается вечерняя служба в церкви – 3 часа дня, но лучше узнать точное время в конкретном храме. К настоящему времени Русская Церковь чаще всего совершает три литургии, создание которых приписывается.

Божественная Литургия — объяснение смысла, значения и содержания

Начало Литургии обычно в 9-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). На территории России вечерняя служба в одних храмах начинается в 16 часов, в других – в 18 или 19 часов. Суточный круг завершается утренней службой (на следующий гражданский день), в которую входят 3-й, 6-й, 9-й часы и Божественная литургия. Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы. Часы́ — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня.

Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?

В храме отверзаются царские врата, и в тишине начинается каждение престола и алтаря. Каждение в начале вечерни Протоиерей Михаил Браверман 111 р Возносящийся ароматный дым от ладана сопутствует устремленной в духовное небо молитве. Диакон зовет людей к молитвенному бодрствованию: «Восстаните», а хор призывает священника к служению: «Владыко, благослови». Звучит возглас предстоятеля, славословящий Троичного Бога: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». В центре всего церковного учения — Христос Бог. И в алтаре священнослужители поют Ему: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите, поклонимся и припадем Ему». Начало всенощного бдения соответствует началу мироздания — творению. Открытые царские врата обозначают открытое Царство Божие, пребывать в котором должен был человек. Каждение всего храма и предстоящих людей символизирует Божье благословение мира и человека. Это знак того, что все должно служить Богу. Священник в алтаре читает светильничные молитвы, их семь, по числу библейских дней творения. Хор поет стихи 103-го псалма, прославляющего Творца: «Благослови, душе моя, Господа!

Благословен еси, Господи». В образном и поэтическом псалме упомянуты даже ослы онагри , зайцы, олени, цапля еродия , лев, а также кит. Мир был сотворен для человека, но человек нарушил Божью волю — совершил грех, исказивший все мироздание. Человек потерял рай, где общался с Богом. В знак этого царские врата закрываются. В мире человек оказался изгнанником, но Бог не оставил его. Сразу же за грехопадением Он обещал пришествие в мир Спасителя — и это исполнилось в Рождестве Христовом.

И теперь в Церкви нам вновь открылось богообщение, мы на пути в Небесное Отечество и обращаем к Богу наше моление. Начинается церковная молитва, состоящая из множества прошений, — ектения. Первая ектения на вечерне, утрене и литургии называется великой, потому что она больше малой, которая является ее сокращенным вариантом, или мирной, потому что она открывается призывом «миром Господу помолимся». Слово «мир» несет в себе разные значения, а в церковнославянском языке имеет и два разных написания. После грехопадения человека этот мiр перестает быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит Свое творение, что Сам приходит в мiр, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И посреди падшего мiра человек может обрести мир Христов, быть с Богом.

Мира Христова, с которым мы призваны молиться, мы просим у Бога как дара. Об этом первое прошение ектении: о «свышнем мире» мире, дарованном свыше и о том, что должно стать его плодом, о самом главном — «о спасении душ наших». Душа в Священном Писании — это не только невидимое начало в человеке, но и весь человек во всей его психофизической полноте. Господь есть Спаситель и души, и тела, и мы «чаем» то есть ждем с надеждой воскресения мертвых, то есть будущего, при Втором Христовом Пришествии, восстановления тел умерших из праха и соединения их с некогда отошедшими к Богу душами.

Прокимен — это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле, называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна. После этого чтец возглашает соответствующий отрывок их апостольских посланий. Во время чтения апостольского послания совершается каждение алтаря, иконостаса, чтеца апостола, клироса и всех собравшихся в храме.

Раньше каждение полагалось во время пения аллилуария со стихами псалмов, то есть после чтения Апостола, но так как это пение обычно совершается очень поспешно, то и каждение перенеслось на само чтение отрывка апостольского послания. Аллилуйя, слово еврейского происхождения и буквально означает «хвалите Яхве» Яхве, или Сущий — имя Божие открытое в Ветхом Завете. Затем следует чтения Евангелия. Перед его чтением священник читает молитву «Воссияй в сердцах наших, человелюбивый Владыка… Вложи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы, все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную…». Сразу после чтения Евангелия полагается т. На каждое прошение хор трижды отвечает «Господи, помилуй», и каждый из нас в сердце своем должен повторять эту молитву. Вовремясугубой ектеньи священник молится о том, чтобы Господь «принял усердное это моление… и помиловал нас по множеству милости» Своей. Также служащее духовенство раскрывает святой антиминс буквально — вместопрестолие , плат со вшитой частицей святых мощей, на котором будет принесена Бескровная Жертва. В будние дни после сугубой ектеньи полагается ектенья заупокойная, в праздничные дни она не положена.

Не будем забывать, что поминовение усопших совершается всегда за проскомидией, и после освящения Святых Даров, в том месте, о котором еще будет сказано. Далее произносится ектенья об оглашенных, которая напоминает нам о том, что в Древней Церкви Крещение совершалось только после длительного научения оглашения и готовящиеся к этому великому таинству именовались оглашенными. Им разрешалось присутствовать за богослужением до определенного момента. После произнесения этой ектеньи всем готовящимся ко Крещению надлежало покинуть богослужение. В последние времена, оглашенные практически отсутствуют, но ектенья сохранилась, возможно, что она станет залогом того, что древняя огласительная практика в нашей Церкви будет возрождена. Во время этой ектеньи священник молится, чтобы Господь «удостоил их то есть оглашенных вовремя благоприятное бани пакибытия то есть Крещения … соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью и сопричел их ко избранному Своему стаду…». Литургия верных По окончании ектеньи возглашается «Елицы то есть все те, кто оглашеннии, изыдите…», а это значит, что завершается литургия оглашенных и начинается Литургия верных, на которой могут присутствовать только члены Церкви, то есть православные христиане. Во время произнесения ектений в алтаре читаются две молитвы верных, в которых священник от лица всех собравшихся просит Господа принять «…молитву нашу, соделать нас достойными приносить Ему молитвы, и моления, и жертвы бескровные за весь народ Его…», даровать «всем молящимся с нами преуспевания в жизни и вере и разумении духовном» и «неповинно и неосужденно причащаться святым Его Таинствам и небесного Его Царствия удостоится». По окончании чтении второй молитвы следует возглас «Яко да под державою Твоею дабы мы под властью Твоею всегда хранимые, Тебе славу воссылали, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

После двоекратного «Аминь» хор начинает пение Херувимской песни. В начале пения херувимской священник про себя читает молитву в которой просит Бога «…удостой, чтобы и через меня грешного и недостойного служителя Твоего, были принесены Тебе эти дары. Ты Сам — приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш…». Это молитва является подготовкой к моменту великого входа, то есть перенесения Даров с жертвенника на престол. После чтения молитвы священник если отсутствует диакон совершает каждение, во время которого про себя читает покаянный 50 псалом. Совершив каждение, предстоятель воздымает вверх руки со словами «Мы, херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять Царя мира, сопровождаемого невидимо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». В том случае, когда Литургия совершается без диакона предстоятель берет дискос и Чашу и на солее совершает поминовение Первоиерарха нашей Церкви, Правящего Архиерея, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также всех присутствующих в храме словами «да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков». Поставляя святые сосуды на престол, священник совершает их покрытие воздухом с произнесением тропарей Великой Пятницы.

Евхаристический канон Совершился Великий вход, и мы с вами практически вплотную подошли к кульминационному моменту богослужения — Евхаристическому канону. Сразу после перенесения Даров с жертвенника на престолначинается просительная ектенья. Звучит прошение «Исполним то есть восполним нашу молитву Господу», и мы вместе с хором отвечаем «Господи, помилуй». После прошения «день весь провести свято, мирно и безгрешно у Господа просим», мы отвечаем словами «Подай, Господи», и именно поэтому ектенья именуется просительной. Эта ектенья развивает прошения в отношении того, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т. Во время ее произнесения читается молитва приношения. Это последняя молитва перед самой анафорой то есть евхаристическим каноном обращает на себя внимание призыванием Святого Духа на Дары и на народ: «…удостой нас обрести благоволение в очах Твоих, чтобы благоприятной Тебе была жертва наша, и чтобы почил благой Дух благодати Твоей — на нас, и на этих предлежащих дарах и на всем народе Твоем…». После возгласа «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси…» священник преподает «мир всем». Затем следует возглас «Возлюбим друг друга, дабы в единомыслии исповедовать» и хор продолжает «Отца и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущная и Нераздельную».

В древности в этот момент совершалось т. Можно предположить, что исчезновение этого действия было связано с ростом Церкви, с появлением многолюдных собраний в храмах, где никто не знает друг друга и где эти действия были бы простой формальностью. Сегодня этот обычай сохранился только среди священнослужителей, когда один другого приветствует словами «Христос посреди нас» на что следует ответ «и есть и будет». Это действие символически обозначает полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинстве Евхаристии. Заповедь Спасителя Мф.

Дата Крещенского Сочельника — 18 января. В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие.

В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться. Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме. О свойствах крещенской воды можна прочитать, перейдя по ссылке. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Сретение? Сретение завершает Рождественский круг православных праздников. Дата празднования — 15 февраля. После торжественной утренней литургии проводится обряд освящения воды и свечей. Обязательно уточните время проведения литургии в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Благовещенье? Поздравление с Благовещением Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения. Время богослужений зависит от внутреннего устава храма. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье? Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю. Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу.

Лазарева суббота — день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху? Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений! Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения 16:00-18:00. В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей.

В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Тропарь 3-го часа. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. Русское пояснение. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе. Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов », то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи. Тропарь 6-го часа. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно совершенный в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас. Девятый час воспоминает смерть Господа. Тропарь 9-го часа. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас. Общий порядок всех часов : читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Возглас священника и заключительная молитва. Первый час. Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». Третий час. Начало третьего часа обычное: «Благословен Бог наш». Заключительная молитва: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Шестой час. Заключительная молитва: «Боже и Господи силам». Девятый час. Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Свящ. Писания, началось с вечера. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? Следовательно, начиная с первого момента богослужения, "Учительное известие" при Служебнике увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой. Заповедь совершать молитву в 9 час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе 8 книги Постановлений Апостольских 2-3 вв. Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим 348 , а тропари и молитвы, ныне читаемые на 9 часе, принадлежат свт. Василию Великому 329-379. Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу". В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня. В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами и отдельно от вечерни 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник. В дни поста 9 час положено совершать в храме Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста. Порядок совершения 9 часа Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь". Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство…", после чего южными дверями уходит в алтарь. Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" 12 раз , "Слава и ныне", "Приидите поклонимся" трижды. Затем читаются 3 псалма 9 часа: 1. После псалмов: "Слава и ныне…", Аллилуиа трижды , "Господи, помилуй" трижды , "Слава" - тропарь святому из Минеи, "И ныне" - Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы…", Трисвятое по "Отче наш…". После возгласа свящ-ка: "Яко Твое есть Царство…" чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… "Господи, помилуй" 40 раз , "Иже на всякое время…", "Господи, помилуй" трижды , "Слава и ныне". Свящ-к: "Боже, ущедри ны…". В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах. На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа. Итак, в последовании 9 часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре 9 часа: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас". В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику. Служба 1 часа есть 1-я служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени. Часы бывают 2х типов: с псалмами 3хпсалмные часы и без псалмов пасхальные.

О чем мы молимся на вечерне?

Первый час — испрашивается благословение на новый день, служба посвящена воспоминаниям об изгнании прародителей Адама и Евы из Рая, суду над Иисусом Христом. Третий час — воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу, крестный путь нашего Спасителя на Голгофу. Шестой час посвящен распятию Господа, Его крестным страданиям по Евангельскому тексту от 6 до 9 часа место Распятия покрыла тьма. Девятый час — вспоминается момент смерти Господа, после нескольких часов тьмы с 6 по 9 час : Иисус Христос «возопив громким голосом, испустил дух» Мф. Когда читаются простые Часы, а когда особые Простые часы читаются в течение всего года, но во время Великого Поста и Пасхи они заменяются великопостными и Пасхальными соответственно. В навечерие больших праздников Богоявление, Рождество Христово читаются великие часы.

Сколько длятся Часы в храме Сама служба часов очень короткая, в среднем она занимает 15-20 минут.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня около полуночи , хвалины 3 часа пополуночи , час первый 6 часов утра , час третий 9 часов , час шестой полдень , час девятый 15 часов , вечерня 18 часов , навечерие 21 час ». Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии. Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Подробнее о том, как служится всенощное бдение, здесь и здесь. Изначально всенощное бдение было богослужением, которое предваряло большие праздники, для того чтобы все время дня и ночи было посвящено молитве, радостной встрече с Богом, напоминает отец Алексей. Все тексты, все молитвы, все гимны, псалмы — это рассказ о Боге. Это соборное действие, когда люди друг другу рассказывают, какой замечательный и прекрасный наш Бог. Неслучайно 103-й псалом, с которого начинается служба, это хваление: «Благослови, душе моя, Господа». Структура всенощной может сперва казаться запутанной, но любое богослужение — и вечерня, и утреня, и литургия, и даже молебен с панихидой, строятся по одному принципу: вхождение, предстояние и отпуст, объясняет отец Алексей. По смыслу это радость входа к Богу, радость предстояния перед Его престолом, радость от совершения совместной молитвы, плоды которой мы понесем с собой в мир. Кроме того, помимо изменяемых частей у всенощного бдения есть и неизменяемые, которые повторяются из раза в раз. Постепенно они становятся все более знакомыми и понятными. Разобраться в тонкостях Устава можно с помощью интернета и специальной литературы, но отец Алексей советует искать прежде всего живых наставников: «Мне больше нравится, когда объясняет человек, у которого в глазах вдохновение. Книжек много, но, по моему опыту, часто люди не воспринимают прочитанное как некую цельность. Лучше всего когда есть учитель, проповедник или какие-то приходские беседы о богослужении». Как стать полноценным участником богослужения? Следить за текстом и благодарить Бога «Еще один источник вдохновения на всенощном бдении — его тексты, — отмечает отец Алексей Власов. Это пир славословия, пир исповедания веры как радостного преломления всех граней жизни». Вечерня и утреня — это богослужения благодарения и своего рода благословение времени, напоминает священник. Уклад жизни традиционных обществ подразумевал утренний выход на работу и возвращение с работы вечером, это сопровождалось молитвой. Вечерние и утренние молитвы из нашего молитвослова содержат больше аскетического самоанализа и покаяния, чем благодарения Господа, отмечает отец Алексей. Поэтому всенощная нашу потребность в благодарении Бога помогает восполнить, а благодарственный настрой, в свою очередь, способствует тому, чтобы быть активным и вдохновенным в молитве — и домашней, и храмовой.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию — отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу. О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» Деян. Важно О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле. В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи» менялись часовые, охраняющие населенный пункт , а день, в соответствии с солнечным кругом, — на четыре «часа» изменения движения солнца относительно земли , которые получили название «1-го», «3-го», «6-го» и «9-го». Обычно часы совершаются в следующем порядке. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера вечерни , то первым не в арифметическом или хронологическом смысле часом является 9-й. Он также первый и в духовном смысле. Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу третьем пополудни в нашем счислении. Поэтому молитвенная память 9-го часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому 9-й час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, 1-й, 3-й, 6-й часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета — эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи — это 1-й час. Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику. А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня. Таким образом, мы видим, что богослужения Часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории — Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Совет Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» Рим. Потому что памяти богослужебных Часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно. Структура Часов Итак, структура Часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около 12 минут. Молитвенную основу Часов составляют псалмы на каждом — по три , а также песнопения текущего дня — тропари и кондаки. В молитвословиях Часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут 3 избранных псалма для каждого часа они разные , за ними тропари специальные молитвы , посвященные памяти дня, празднуемого события или святого святых. Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. Затем «Трисвятое по Отче наш» см. Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом 40 раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст для 3-го и 6-го часов — это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го — это «Боже, ущедри ны…» и молитва часа для каждого своя. Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня — т. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся 40 раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Обратите внимание Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся». Кстати говоря, Часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. Из-за особой торжественности праздника пасхальные Часы часто не читаются, а поются. Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление Крещение Господне , читаются великие Часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими Часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи. В древности Часы служились, как и положено — в 7 и 9 часов утра, в 12. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас 9-м часом начинается вечерня, утреня же заканчивается 1-м часом. А 3-й и 6-й час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных Часов совершить проскомидию. Так как с 9-го и 3-го часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А 1-й и 6-й час начинаются только с «Приидите, поклонимся…» Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных Часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Важно Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий Часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами — одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают. Но ведь 3-й час — это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а 6-й час — Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать Часами? Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к Часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних. Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии — это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на Часы. Это значит прийти до начала чтения Часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов. Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет. Иерей Андрей Чиженко Просмотрено 8199 раз Как проходит воскресная служба в церкви По воскресениям во всех православных храмах совершается особая служба — Божественная литургия. Она занимает особое место среди всех христианских богослужений. Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии причащения. В этом таинстве заключается сущность христианства — восстановление единства человека с Богом. Литургия состоит из трех частей — Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение. Священник совершает над пятью особыми хлебами — просфорами — действия, символизирующие жертвоприношение. Совет Именно в это время совершается Пресуществление — вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой. Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары — хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов. Оглашенным называется человек, проходящий оглашение — подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем — и крещеным, и некрещеным. В ответ священник, по-прежнему находящийся в алтаре, произносит слова, прославляющие Святую Троицу, которые хор завершает словом «Аминь». Священник молится в алтаре, диакон призывает собравшихся: «Миром Господу помолимся». Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу. Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом». Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем! Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя! За чтением следует молитва о живых и умерших христианах. Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите! Обратите внимание Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь».

Публикация

Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». Все три псалма 53, 54 и 90 описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией священник в это время совершает в алтаре проскомидию.

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час примерно 15 часов , который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» Мф. Три псалма 83, 84, 85 посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа 1,3,6, и 9 читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами. Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета паремии из книги пророка Исаии на шестом часе.

Такие расширенные часы называются «великопостными». Нам осталось рассказать о Великих царских часах, которые совершаются три раза в год — накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд с 1 по 9 , к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм.

В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы». Есть и еще один вид этого богослужения — Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие.

Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Источник Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве.

Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь — в земной жизни.

Отсюда и богослужения часов в определенное время. Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика.

Все встают. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу.

Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее — в небесное. Часы, мне думается, имеют ту же функцию — отвлечь внимание человека от материальных забот дня.

В этот день христиане обращаются к Богородице с особой молитвой, прославляя ее и благодаря за небесную защиту и покровительство. Введение во храм Пресвятой Богородицы Богослужение в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы включает в себя вечерню, утреню и литургию, которые проводятся в храмах и монастырях. Во время этих служб читаются специальные молитвы и песнопения, посвященные данному событию. Согласно христианской традиции, когда Мария была маленькой девочкой, ее родители, святые Иоаким и Анна, исполнили обет, отдав ее на воспитание в Иерусалимский храм. Там Мария провела свое детство и юность, посвятив себя Богу и готовясь к своей уникальной роли в истории спасения человечества. Введение во храм Богородицы символизирует подчинение ее воли Божественному Провидению, а также преданность Богу. Для христиан этот праздник напоминает о значении полного предания своей жизни Богу и о важности жертвенного служения, особенно в духовной жизни.

Во время празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, особое внимание уделяется молитвам и песнопениям, которые воспевают духовное значение этого события. В этих молитвах и песнопениях христиане благодарят Бога за Его непостижимую милость и любовь, которые проявились в жизни Пресвятой Богородицы. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы становится напоминанием о духовной значимости подражания Богородице и ее непоколебимой вере в Божественное провидение. Это также призыв к глубокому осмыслению своей жизни и определению своего места во взаимоотношениях с Богом и другими людьми. Христиане призываются быть примерами смирения , молитвы, самоотверженного служения и преданности воле Божьей, взяв за образец духовное совершенство Пресвятой Богородицы. Праздничные богослужения Введения во храм Пресвятой Богородицы направлены на укрепление духовных связей между верующими и Богом, на размышления о том, как можно более полно предаться служению Господу и следовать пути спасения. Это время, когда христиане напоминают себе о важности усердной молитвы и подвижничества в духовной жизни. Таким образом, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы играет важную роль в православной традиции, акцентируя на значении духовного самосовершенствования, жертвенного служения и преданности воле Божьей. Через участие в праздничных богослужениях и молитвах, верующие наполняются благодатью и силой, необходимыми для продолжения своего духовного пути и роста в любви к Богу и ближним.

Сретение Господне Праздник Сретения Господня отмечается 15 февраля 2 февраля по старому стилю и включает в себя вечерню, утреню и литургию. Вечерня начинается с пения псалмов и чтения Ветхозаветных пророчеств, предвещающих пришествие Мессии. Утреня продолжает тему ожидания и встречи Господа, включая чтение Евангелия и молитвы о спасении душ верующих. На литургии читаются апостольское послание и евангельское чтение, связанные с праздником, а также совершается таинство Евхаристии. Сретение Господне символизирует встречу Христа с Его народом и особенно с двумя старцами — праведным Симеоном и пророчицей Анной. Эти старцы представляют Израиль, который долго ожидал пришествия Спасителя. Встреча с Христом стала для них утешением и искуплением. Сретение также символизирует переход от Ветхого Завета к Новому, от закона к благодати, от ожидания искупления к его осуществлению во Христе. Сретенские молитвы и песнопения подчеркивают радость встречи с Господом и благодарность за Его пришествие.

Они выражают надежду на искупление и спасение, которое Христос принес человечеству. В песнопениях воспевается радость праведного Симеона и пророчицы Анны, которые узнали в младенце Христе искупителя и спасителя народа. Также особое внимание уделяется Марии, Матери Божией, которая принесла в храм своего Сына, чтобы представить Его Богу. Сретение Господне — это праздник, напоминающий о важности встречи с Христом и обращении к Нему со всем сердцем. Это время благодарности за благодать и спасение, которые Господь дарует каждому верующему. Сретение является также напоминанием о том, что каждый человек, подобно праведному Симеону и пророчице Анне, может стать участником благодатного присутствия Господа в своей жизни, если будет искренне и верою служить Ему. В праздник Сретения Господня христиане также напоминают себе о своем крещении и обязательствах перед Богом, так как Сретение отражает процесс введения человека в церковное общение и начало его духовной жизни. Это время для обновления веры, укрепления духовных сил и возрождения душевного стремления к совершенству. В целом, праздник Сретения Господня является важной частью православной традиции, наполненной глубокими символами и духовным значением.

Богослужения этого праздника призывают верующих обратить внимание на свою духовную жизнь, обновить свою веру и посвятить себя служению Господу. Успение Пресвятой Богородицы В преддверии праздника Успения Пресвятой Богородицы в православной традиции проводится двухнедельный пост, который завершается празднованием самого события. Вечерня предпраздника включает особые стихиры и песнопения, восхваляющие Богородицу. Утреня традиционно включает чтение евангельских отрывков и многочисленные песнопения, посвященные Успению, а также канон Богородицы. Литургия праздника особенно торжественна и включает чтение апостольских и евангельских отрывков, связанных с Успением. Успение Пресвятой Богородицы является одним из величайших праздников православной Церкви. Событие олицетворяет переход Богородицы из земной жизни в небесное царство и ее воссоединение с Христом. Успение также символизирует надежду на воскресение и жизнь вечную для всех верующих, поскольку Богородица предвосхищает судьбу каждого христианина, стремящегося к спасению. Молитвы и песнопения, посвященные Успению, восхваляют Богородицу как образец христианской жизни и веры, а также подчеркивают ее уникальное положение как Матери Божией.

В песнопениях прославляется ее чистота, смирение и безграничная любовь к Богу и людям. Особое внимание уделяется событиям, предшествующим Успению: приходу апостолов, которые собрались у постели Богородицы, и ее благословенной кончине. Также вспоминается чудо взятия тела Богородицы на небо ангелами и превращение ее гроба в источник исцелений и благодати. Праздничные богослужения играют важную роль в жизни каждого православного христианина, поскольку они помогают верующим погрузиться в особую атмосферу торжества и восприятия таинственных событий христианской традиции. Они предоставляют возможность укрепить свою веру, воспитать духовность и познать глубины православного учения. Каждое праздничное богослужение имеет свою специфику и особенности, которые отражают значение и смысл праздника. Это проявляется в уникальных молитвах, песнопениях, чтениях и обрядах, которые раскрывают перед верующими богатство духовного наследия Церкви. Праздничные богослужения также напоминают верующим о их причастности к христианскому сообществу, укрепляют их единство и поддерживают надежду на вечное блаженство в общении с Богом. Праздничные богослужения являются неотъемлемой частью православной культуры и духовной жизни, которые помогают христианину развивать свою веру и стремиться к спасению.

Участие в этих торжественных событиях позволяет верующим преодолеть повседневные заботы и испытания, находя утешение, силу и вдохновение в молитвенном общении с Богом и своими братьями и сестрами по вере. Разнообразие богослужений как отражение богатства православной традиции Разнообразие богослужений в православной традиции является ярким свидетельством богатства духовного наследия и многогранности христианской веры. В различных молитвах, песнопениях, чтениях и обрядах отражается глубина и широта православного мировоззрения, которое предлагает верующим непреходящие ценности и учения. Каждое богослужение, будь то ежедневное или праздничное, имеет свою структуру и содержание, которые способствуют духовному развитию христианина. Через участие в богослужениях верующие могут осмысливать Библейские события, размышлять о своей жизни в контексте христианских идеалов и открывать для себя новые горизонты духовного познания. Разнообразие богослужений также позволяет каждому верующему найти подходящий для себя способ общения с Богом и церковным сообществом. Это может быть участие в утренних и вечерних молитвах, посещение литургий в воскресные и праздничные дни, а также присоединение к особенным службам, которые проводятся в определенные периоды года, такие как Великий пост или Пасха. Богослужения в православной традиции создают особую атмосферу, которая наполняет пространство церкви духовной энергией и благодатью. Это способствует укреплению веры, преображению души и воспитанию молитвенного усердия.

В то же время, разнообразие богослужений отражает терпимость и вселюбие православной традиции, которая предлагает каждому человеку возможность приобщиться к святости и истинному покаянию. Таким образом, разнообразие богослужений в православной традиции является важным аспектом духовной культуры, который помогает верующим углубить свою веру, обрести мир и утешение, а также продолжать свой духовный путь на пути к спасению. Важность посещения богослужений для поддержания духовной жизни верующих Посещение богослужений играет существенную роль в поддержании духовной жизни верующих. Богослужения являются основой православной традиции и обеспечивают важные возможности для молитвы, общения с Богом и церковным сообществом, а также для познания священных текстов и учений. Регулярное участие в богослужениях помогает верующим укрепить свою веру, совершенствоваться духовно и находить утешение в сложных жизненных ситуациях. Вот несколько причин, по которым посещение богослужений важно для поддержания духовной жизни верующих: Молитва и общение с Богом. Богослужения предоставляют верующим возможность обратиться к Богу с молитвами, благодарениями и прошениями. Молитва является средством общения с Богом, и через нее верующие могут просить о прощении своих грехов, благодать для преодоления жизненных трудностей и мудрость для принятия верных решений. Духовное обновление и сила.

Участие в богослужениях наполняет верующих духовной энергией и силой, помогая им справляться со стрессами и испытаниями повседневной жизни. В атмосфере богослужения верующие могут найти утешение и покой, отдыхая от забот и тревог мирской жизни. Сообщество верующих. Богослужения собирают вместе верующих, позволяя им находить поддержку и общение с единомышленниками. Через участие в церковной жизни верующие могут укреплять свои отношения с другими членами общины и совместно строить духовную жизнь. Изучение священных текстов и учений. Во время богослужений верующие слушают чтение священных текстов, воспевание песнопений и проповеди, которые помогают им понять и углубить свои знания о христианских учениях и традициях. Это обогащает их духовное понимание и укрепляет веру. Богослужения являются местом, где верующие могут принять участие в таинствах, таких как крещение, евхаристия, исповедь и других.

Таинства представляют собой особые обряды, через которые верующие получают благодать и духовное обновление. Они являются важными этапами в духовной жизни христианина и способствуют его духовному росту и преображению.

Богослужения, проводимые в православной Церкви, играют важную роль в формировании духовной жизни верующих. Участие в Литургии Иоанна Златоуста, а также в других богослужениях, таких как утреня, вечерня, часы и нощное бдение, помогает христианам познать Бога, углубить свою веру и надежду, и расти в любви к Богу и ближним. Важно отметить, что каждое богослужение в православной традиции имеет свою особенность и значение. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая единую систему духовной жизни верующих. Регулярное участие в этих богослужениях и понимание их смысла и цели помогут православным христианам укрепить свою веру и духовную жизнь, а также достичь спасения и вечной жизни с Богом.

Литургия Василия Великого отличается от Литургии Иоанна Златоуста и проводится в определенные дни, имея свои особенности. Литургия Василия Великого и Литургия Иоанна Златоуста имеют много общего, однако есть и отличительные черты. Основным отличием являются молитвы, которые произносятся во время Литургии Василия Великого. Эти молитвы отличаются своей красотой и глубиной, отражая мудрость и духовность святого Василия Великого. Литургия Василия Великого проводится в определенные дни церковного года, такие как: Все 5 недель Великого поста, кроме недели Крестопоклонения утреннее богослужение в субботу ; В навечерие Рождества Христова 6 января ; В навечерие Богоявления 18 января ; В навечерие святого Василия Великого 1 января ; В навечерие святой Троицы Пятидесятницы ; В праздник Разрешения печали Пресвятой Богородицы 21 октября. Выбор этих дней для проведения Литургии Василия Великого связан с важностью и значением этих событий в христианском календаре, а также с мудростью и духовным наследием святого Василия Великого, одного из великих святых и теологов Церкви. Таким образом, Литургия Василия Великого имеет свои особенности и отличия от Литургии Иоанна Златоуста, что делает ее уникальной и особенной.

Это богослужение отражает богатство и глубину православной традиции, а также мудрость и духовность святого Василия Великого. Когда верующие собираются на Литургии Василия Великого, они могут ощутить особую благодать и духовную атмосферу, которая наполняет храм. Участие в этом богослужении помогает православным христианам углубить свою веру, укрепить духовные связи с Богом и обрести духовное утешение. Важно помнить, что каждое богослужение в православной традиции имеет свою особую роль и значение для духовной жизни верующих. Участие в разных типах богослужений помогает православным христианам осознавать разнообразие и богатство своей веры, а также обретать дополнительные возможности для общения с Богом и укрепления своей духовности. Литургия Преждеосвященных Даров Литургия Преждеосвященных Даров — особое богослужение, которое отличается от других Литургий своей структурой и смыслом. В основе этого богослужения лежит чествование Преждеосвященных Даров, то есть Тела и Крови Христовых, которые были освящены на предыдущей Литургии.

Это богослужение направлено на укрепление веры и духовного обновления верующих в период Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров отличается особым духом сосредоточенности, молитвы и покаяния. Верующие собираются вместе, чтобы воздать хвалу Господу, просить о прощении грехов и восполнить духовные силы для продолжения своего покаянного подвига. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в период Великого поста , когда православные христиане посвящают себя духовному очищению и подготовке к Празднику Воскресения Христова. В течение поста верующие соблюдают строгий пост, отказываясь от многих видов пищи и занимаясь духовным самосовершенствованием. Литургия Преждеосвященных Даров обычно совершается по средам и пятницам Великого поста, а также в некоторые другие постные дни. В эти дни не совершается обычная Литургия Литургия Иоанна Златоуста или Василия Великого из-за воздержания от празднества и радости, связанных с обычными Литургиями.

Литургия Преждеосвященных Даров служит для укрепления духовной жизни верующих в период поста и помогает им сосредоточиться на своем покаянии и духовном возрождении. Праздничные богослужения Пасхальное богослужение Пасхальное богослужение является самым важным и торжественным событием в православном календаре, так как оно посвящено Воскресению Христову. Это богослужение начинается с нощного бдения, которое проводится в ночь с Великой субботы на Воскресение Христово. Нощное бдение состоит из вечерни, утрени и Литургии Пасхи. В ночь Пасхи христиане собираются в храме, чтобы вместе молиться и праздновать Воскресение Господа. Утреннее служение начинается с крестного хода, символизирующего перемещение к пустому гробу Христа. После крестного хода читается утреня и Литургия Пасхи.

Во время утреннего служения особое внимание уделяется чтению Евангелий о Воскресении Христа и пению пасхальных песнопений. Пасхальное богослужение отличается особыми молитвами и песнопениями, наполненными радостью и торжеством. Одним из наиболее известных песнопений является «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», которое поется множество раз в течение пасхальной службы. Это песнопение является сердцем пасхального богослужения и символизирует победу Христа над смертью и грехом. Пасхальные молитвы и песнопения также отражают идею обновления, так как верующие совершают свой духовный переход от смерти к жизни. Во время пасхального богослужения часто звучат песнопения, в которых прославляется милость Божия и благодать, излившаяся на мир через Воскресение Христа. Важным аспектом пасхального богослужения является радостное восприятие мира как нового творения, освященного Воскресением Господним.

Рождественское богослужение Рождественское богослужение отмечает рождение Иисуса Христа и является одним из главных событий в православном календаре. Рождественские богослужения состоят из трех основных частей: вечерни, утрени и Литургии. Вечерня проводится вечером 6 января, в преддверии Рождества. Во время вечерни читаются специальные псалмы, молитвы и стихиры, которые возвещают приближение радостного события — рождения Спасителя. Утреня начинается ночью или рано утром 7 января, в день Рождества. Утреня состоит из псалмов, молитв, канонов и стихир, которые посвящены Рождеству Христову. Литургия Рождества является кульминацией празднования и проводится утром 7 января.

Во время Литургии читаются Евангельские отрывки о рождении Христа, а также происходит причастие верующих телом и кровью Христовой. Рождественские чтения и песнопения отражают радость и благодарность христиан за рождение Иисуса Христа. Во время Рождественского богослужения читаются отрывки из Евангелий Матфея и Луки, которые рассказывают о рождении Спасителя, а также пророчества из Ветхого Завета, предвещавшие приход Мессии. Одним из наиболее известных рождественских песнопений является тропарь: «Днесь спасение миру явися, и сему да воспоем Творцу Вселенной, вочеловечися от Девы, зиждшему землю на водах. Воплотись от Неискусомученны, явися и воплощшемуся, Боже, спаси нас! Рождественские песнопения напоминают верующим о том, что рождение Христа является залогом спасения и восстановления духовного единства человека с Богом. Рождество символизирует начало новой жизни и возможность духовного обновления для каждого христианина.

Кроме тропарей и стихир, в рождественских богослужениях звучат и другие песнопения, такие как ирмосы канонов, в которых отражается радость от рождения Спасителя и Божественного вмешательства в историю человечества. Например, известный ирмос: «Христос рождается, славите! Христос с небес, встречайте! Христос на земле, возвышайтесь! Пойте Господу, вся земля, и в веселии празднуйте, людие, ибо Он прославися! Рождественские богослужения являются важным аспектом православной традиции, который помогает верующим укреплять свою веру и духовную жизнь. Богоявление Крещение Господне Богоявление, или Крещение Господне, является одним из важнейших праздников в православном календаре.

Богослужения на этот праздник включают вечерню, утреню и литургию, а также особый обряд — Великое освящение воды. Вечерня на праздник Богоявления отличается от обычных вечерних служб тем, что включает специальные стихиры и тропари, посвященные крещению Христа и проявлению Святой Троицы. Утреня также содержит особые песнопения, включая каноны Богоявления и чтение Евангелий, повествующих о крещении Господнем. Литургия в день Богоявления включает прочтение апостольского и евангельского чтений, связанных с крещением Христа. Также в ходе литургии исполняются тропари и кондаки праздника, которые воспевают событие крещения и проявление Троицы. Одним из основных моментов празднования Богоявления является обряд Великого освящения воды. Он проводится после литургии и символизирует обновление природы и всего творения через крещение Христа.

В ходе обряда священник трижды опускает крест в воду, читает молитвы и освящает воду крестным знамением. Эта святая вода, называемая Агиасма или Богоявленская вода, считается особенно целебной и благодатной. Верующие забирают освященную воду и хранят ее дома для использования в молитвенных нуждах, очищения жилища, исцеления болезней и укрепления духовной жизни. Обряд Великого освящения воды является мощным напоминанием о духовной силе крещения и значении праздника Богоявления для православных христиан. Праздник Богоявления является моментом, когда верующие могут вновь осознать и прочувствовать значение крещения как духовного рождения и обновления. В этот день церковь напоминает о том, что каждый крещеный христианин должен стремиться к духовному росту, преобразованию и освящению своей жизни во имя Христа и Его учения. Богослужения, проводимые в день Богоявления, являются прекрасным способом для верующих укрепить свою веру и восполнить духовные силы.

Участие в них позволяет глубже проникнуть в тайну крещения, приобщиться к благодати Святого Духа и испытать радость общения с Богом. Другие праздничные богослужения Преображение, Вознесение и т. Каждый из этих праздников имеет свое место в православном календаре и в жизни верующих. Участие в праздничных богослужениях помогает глубже проникнуть в смысл каждого события и укрепить свою веру. Особенности молитв и песнопений каждого праздника отражают его духовное значение и способствуют обращению к Богу. Преображение Господне Преображение Господне — один из важнейших праздников православного календаря, отмечаемый 19 августа 6 августа по старому стилю.

Возглашаются две ектении - сугубая на которой поется на каждое прошение трижды «Господи, помилуй» и просительная «Подай, Господи» - и утреня заканчивается. На будничной службе хвалитные псалмы и великое славословие читаются, затем следует ектения просительная, поются стихиры на стиховне, затем также тропари и сугубая ектения. К утрени обычно присоединяется 1-й час, на котором читаются псалмы 5, 89 и 100, тропари празднику или святому, молитва «Иже на всякое время» и молитва 1-го часа «Христе, свете истинный». Божественная литургия Литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных. На проскомидии, совершаемой перед началом литургии, приуготовляется Агнец из большой просфоры для преложения в Тело Христово и вино для преложения в Кровь Христову. Также поминаются Пресвятая Богородица, святые, а также живые и почившие члены Церкви. При этом из богослужебных просфор вынимаются частицы. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спешите в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении ваших родных и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих имена , и простиих согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благи Твое безконечныя и блаженныя жизни наслаждение». На литургии оглашенных поются антифоны - обычно это псалмы 102 и 145 и «Блаженны», начинающиеся словами «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Греческое слово «антифоны» означает, что эти песнопения должны петься попеременно двумя хорами. Существуют еще будничные антифоны и особые праздничные - для двунадесятых Господских праздников. Во время малого входа с Евангелием, изображающего первое пришествие в мир Господа Иисуса Христа, верующие благоговейно кланяются. При пении стиха: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» - совершается поясной поклон. При пении «Трисвятого» - три поясных поклона. Далее поются тропари и кондаки дня или праздника и святого. После возглашения прокимначитаются отрывки из Апостола и Евангелия. В эти минуты нужно с особым благоговением слушать слова Священного Писания. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной головой. После этого диакон приглашает помолиться об оглашенных, то есть тех, кто еще только учится истинам православной веры, но еще не принял крещения. Затем оглашенным предлагается покинуть храм и начинается литургия верных. При пении «Херувимской песни» совершается великий вход, во время которого Дары переносятся с жертвенника, где они приготовлялись, на престол для их освящения. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». В переводе на русский язык: «Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь всю житейскую заботу, чтобы принять Царя всего мира, невидимо сопровождаемого воинством ангельских чинов». По окончании первой половины «Херувимской песни» полагается поясной поклон. При словах священнослужителя: «И всех вас, православных христиан» - нужно сказать про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же священника следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Священник ставит сосуды с Дарами на престол и накрывает их так называемым воздухом, вспоминая погребение Господа Иисуса Христа, и читает тропари «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив…», «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником…» и другие. Далее возглашается просительная ектения. Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» будем внимать призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры, который на литургии поют все верующие. По окончании пения диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом» - и призывает со вниманием святое возношение в мире приносить, а хор продолжает фразу: «Милость мира, жертвухваления».

Азы православия: церковное богослужение

Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. В разных храмах Литургия может начинаться в разное время, а примерный временной ориентир – 8 часов утра. Характерная функция Литургии Часов – это освящение времени: по древней христианской традиции, она освящает все течение дня и ночи (ср. ОНЛЧ, 10). Первая ектения на вечерне, утрене и литургии называется великой, потому что она больше малой, которая является ее сокращенным вариантом, или мирной, потому что она открывается призывом «миром Господу помолимся». В храмах оба этих часа читаются друг за другом утром перед началом Литургии (около 7:00-10:00).

Азы православия: церковное богослужение

Исповедь происходит в храмах вечером после богослужения или утром перед Литургией в присутствии прихожан, поэтому надо уважать тайну исповеди, не подслушивать и не смущать исповедующего. Пасхальные часы вовсе не включают в себя псалмов, поскольку на Пасху и всю Светлую седмицу Псалтирь в храмах не читается. Основное время, когда начинается вечерняя служба в церкви – 3 часа дня, но лучше узнать точное время в конкретном храме. Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый.

Часы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читают

Что вспоминается в церковные Часы Каждый из часов символизирует какой-то из эпизодов жизни и страдания Господа нашего Иисуса Христа. Первый час — испрашивается благословение на новый день, служба посвящена воспоминаниям об изгнании прародителей Адама и Евы из Рая, суду над Иисусом Христом. Третий час — воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу, крестный путь нашего Спасителя на Голгофу. Шестой час посвящен распятию Господа, Его крестным страданиям по Евангельскому тексту от 6 до 9 часа место Распятия покрыла тьма.

Девятый час — вспоминается момент смерти Господа, после нескольких часов тьмы с 6 по 9 час : Иисус Христос «возопив громким голосом, испустил дух» Мф. Когда читаются простые Часы, а когда особые Простые часы читаются в течение всего года, но во время Великого Поста и Пасхи они заменяются великопостными и Пасхальными соответственно. В навечерие больших праздников Богоявление, Рождество Христово читаются великие часы.

Апостольские рекомендации очень просты, их легко понять и запомнить. Во-первых, необходимо помнить об основной заповеди Божией — заповеди о любви к Богу и людям, первейшим следствием исполнения этой заповеди должны стать любовь к ближним и забота о нуждающихся. Во-вторых, апостол напомнил о соблюдении супружеской верности как об ещё одном базовом нравственном законе. В-третьих, Послание к Евреям предостерегает против сребролюбия, которое способно стать для человека идолом, заслоняющим Спасителя. Вместе с этим Послание напоминает о том, что Бог не оставит верных Ему людей, и это не какая-то утопическая фантазия, это то, что подтверждено как Священным Писанием, так и опытом предшествующих поколений христиан, начиная с самих апостолов Христовых. В-четвёртых, апостол написал о том, что необходимо всегда помнить о наставниках в вере, нужно смотреть на их жизненный путь, на их блаженную кончину и подражать их вере. Собственно, именно этот апостольский завет мы и исполняем всякий раз, когда посещаем наши храмы в дни памяти святых.

Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы. Треугольники Поезда. Современные железнодорожные технологии Узлы и агрегаты автомобиля. Четырехтактный цикл работы двигателя Поиск по сайту:.

Вероятно, вы уже знакомы с ними или с большей их частью, но не лишним будет снова их повторить. Утром в храм идите «со светлой головой» и легким сердцем, предпочтительно, натощак. Оденьтесь скромно. Женщины надевают платья или юбки не выше колена, голову в храме обязательно должен покрывать платок или шарф, но не головной убор. Макияж не должен быть ярким, а лучше всего вовсе от него отказаться. У мужчин одежда также должна быть предельно проста, без пестрых рисунков и коротких шортов. В самом храме мужчина головной убор снимает. От украшений лучше отказаться. Главное в вашем облике — опрятность. Заходя в храм, прихожанин трижды крестится и совершает поклон после этого. До начала литургии, если позволяет время, имеется возможность поставить свечи иконам. Уходя, также следует перекреститься 3 раза и поклониться. При чтении псалмов не крестятся. Земные поклоны не совершаются в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Богослужение в храме совершается в определённые часы дня или ночи, каждое последование – в своё время. Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем. В храмах оба этих часа читаются друг за другом утром перед началом Литургии (около 7:00-10:00). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром (часы и Литургия) и вечером (вечерня, утреня и первый час) с некоторыми сокращениями.

Что такое в церкви Часы: зачем совершается эта краткая служба. Можно ли ее пропустить

Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. все особенности службы просто, коротко, доступно.
Азы православия. Часы. - Радио ВЕРА Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий