В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли. Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Результаты экспериментальных исследований подтвердили гипотезу: каллиграфическое письмо способно положительно влиять на личность ребенка, так как тесно связано с функционированием мозга и психики.
Что такое каллиграфия? История каллиграфии
За хороший почерк отвечает целый ряд факторов. Из них два первоочередных — это развитая мелкая моторика руки и понимание строения букв, которые пишешь. У многих детей и даже взрослых мелкая моторика развита не в должной степени, а осознанное понимание строения букв практически отсутствует. Отсюда и появляются проблемы с почерком — буквы корявые, неорганизованные, наклон «пляшет». Для устранения этой проблемы одних лишь школьных уроков письма, к сожалению, существенно не хватает. Здесь нужно более сильное «лекарство», каковым и является классическая каллиграфия.
Уроки каллиграфии для школьников предполагают углублённую специальную программу, которая направлена именно на развитие мускулатуры пальцев, кисти руки ребёнка, отработки координации и ритма движений, «расшевеливание» «спящих» зон мозга, отвечающих за механизм такого сложного явления, как почерк. Инструмент для письма Сам инструмент, которым пишут, оказывает существенное влияние на качество производимых букв. Пишущая часть школьной шариковой ручки — это «точка». При письме эта «точка» даёт на бумаге одномерную линию, каждый момент которой можно упрощённо описать двумя математическими параметрами. Для русского уставного почерка, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме даёт «ленту» различной ширины.
Для описания каждого отдельного момента такого сложного следа потребуется минимум четыре математических параметра. Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложнённым бегом боком или спиной вперёд при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребёнка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырёх направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.
Кроме того, конструкция шариковой ручки не предусматривает расслабление мышц пишущей руки, а, как известно из физиологии, периодическое расслабление позволяет сохранять длительную работоспособность. Для детей, начинающих писать и только формирующих своё отношение к процессу письма, этот момент чрезвычайно важен, так как оказывает значительное влияние на отношение ученика к рукописному труду в целом.
В таком случае это занятие будет еще и на развитие пространственного мышления. Прописи обычные и каллиграфические У обычных прописей всем привычный и знакомый с первого класса школы вид. Благодаря проведению по точкам ребенок должен быстрее осваивать навык написания образа букв и их частей. Прописи каллиграфические — это образцы букв для выведения отличаются большей витиеватостью. Но работая с такой прописью только в комплексе с другими развивающими занятиями можно получить в результате красивый аккуратный почерк.
Каллиграфия для начинающих детей — сложный предмет, как и для родителей, которые раньше никогда не сталкивались с полноценным проведением занятия. Для тех, кто только начинает, есть несколько советов, которые улучшат взаимодействие с ребенком и сделают процесс более интересным. Совет 1 Для достижения желаемой цели нужно сначала объяснить ребенку, как делается то или иное занятие, а потом проверить, как запомнилось. Лишь так получится выработать привычку делать так, как нужно. К примеру, ребенок путается в буквах, будет правильным спросить: «Что отличает букву «р» от буквы «ь»? Когда возникли проблемы при письме заглавных букв, можно задать ребенку вопрос: » Как считаешь, что из того, что ты видишь — имя? Совет 3 В начале занятий первые буквы удобнее будет делать крупными.
Дети любят рисовать мелками, и это может помочь в обучении красивому письму. Лучше дать детям выбор тех слов, которые бы они хотели научиться писать. Они выбирают своё имя, друзей или родственников, иногда это бывают клички домашних животных. Можно написать слова, а учащийся пусть обведет буквы другими цветами. Совет 4 Детям нравятся играть в сыщиков. Можно дать ребенку страницу, на которой есть печатный текст из газеты, журнала и задание найти какую-либо букву на всей странице. Можно дополнить упражнение подсчетом этих букв в конце.
Совет 5 Занятия по улучшению почерка лучше делать карандашом — это позволит не начинать заново, а просто удалить ластиком неудачные линии. Совет 6 Следует начать работу с аккуратности написания, поскольку детям проще писать буквы, не выходя за строчки, чем в точности передать образ буквы. Если стало заметно, что ребенок ошибся в написании, нужно вмешаться. Только делать замечание стоит в дружелюбном тоне, говоря только об ошибке. Не стоит добиваться цели унижением ребенка. Например: «Ты правильно написала строчную букву, но она такая же по размеру, как заглавная. Подумай, как ее написать правильно».
Совет 7 Нужно отслеживать правильность постановки стоп учащегося, потому что правильная постановка ног и осанка взаимосвязаны. Ноги нужно ставить ровно, поскольку лишь такое состояние обеспечивает правильную посадку за столом, он будет чувствовать себя комфортно и так ему будет проще выполнять упражнения по написанию. Совет 8 Нужно проводить упражнения на пространственное мышление. Один из способов — это карточки с буквами, которые можно сделать самостоятельно. Примеры таких упражнений: Группировка всех букв «с хвостами».
Коррекция детского письма представляет собой работу с теми ребятами, у которых есть логопедические, психологические, и даже более серьёзные психосоматические проблемы. Причинами, по которым почерк школьника ухудшается и становится некрасивым, медленным, неразборчивым или нечитаемым, могут быть различные неблагоприятные факторы. Это увеличение скорости записи, переход из узкой разлиновки в широкую, школьные и семейные стрессы, проблемы в здоровье ребёнка и т.
Целью правильной коррекции является новый разборчивый и аккуратный почерк, поставленный на высокую скорость. Почерк после исправления — это скоростное письмо без искажений формы букв и цифр, с их соразмерными шириной, высотой и единым наклоном. Термин «коррекция почерка» был включён в общеупотребительный оборот в 1996 г. На основе лучших достижений каллиграфии, чистописания и практик эффективного усвоения информации ей удалось создать уникальную систему обучения письму обычной шариковой ручкой, позволяющую исправлять деформированный почерк школьников за короткий срок. Увеличение скорости письма в 1,5—2 раза проходило без ущерба для его высокого качества, позволяло школьнику успевать за диктовкой учителя и чувствовать себя на уроках и письменных экзаменах комфортно и уверенно. Сегодня коррекцией почерка пытаются заниматься учителя начальной школы, логопеды, художники и другие желающие. Как показала 25-летняя деятельность «Каллиграфа», одного высшего педагогического образования здесь мало. Кроме твёрдого знания теории, учителю также требуется серьёзная дефектологическая и логопедическая практика.
Без этих знаний и опыта специалиста, «скорректированный» им детский почерк окажется неустойчивым к школьным нагрузкам и стрессам, а при быстром письме будет искажать форму и ломаться. Что такое чистописание Чистописание — это красиво написанное и легко читаемое курсивное письмо с целью его применения в обычной, повседневной жизни для создания множества рукописных текстов. В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. В России термин «чистописание» получил широкое распространение во второй половине XVIII века, в царствование Екатерины Великой, со времени выхода в свет «Азбуки для российского чистописания».
Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы — самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в ещё более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую деятельность.
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришёл к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведённых исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией.
Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века.
Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремёслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7—8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, чёткой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца.
Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи.
5 важных вопросов на тему детской каллиграфии
Каллиграфия – это намного больше, чем просто искусство красивого почерка, продолжает Наталья. Недостатки и польза каллиграфии для детей, почему каллиграфия не помогает повысить скорость письма и устранить причины, из-за которых ребёнок плохо пишет, чем заниматься вместо каллиграфии. В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. Слайд 11Основная задача каллиграфии заключается в том, чтобы научить детей правильно и. Для слабовидящих. Прислать новость Прислать новость. Новости. Утро. Детская каллиграфия: обучение для начинающих.
Детская каллиграфия: обучение для начинающих
Каллиграфия у начинающих детей успешно развивается комбинированием различных видов рисования, письма, вырезания. Методы тренировки каллиграфического письма Для формирования аккуратного почерка каждый способ важен, не стоит пренебрегать другими или использовать только те, что больше понравились. Раскраски Необходимо контролировать процесс раскрашивания, чтобы он осуществлялся максимально ровно, не нарушая линии. Штриховка Нужно давать образцы понятной, простой, игровой формы распечатанные листы, в основе — раскраска, например, «помоги лягушонку украсить все на озере» , и показать, как это сделать. После штриховки можно раскрасить этот лист. Если есть желание, чтобы была двойная польза, то нужно показать, как раскрасить ровно. Срисовывание Срисовывание картинки для срисовки развивают мелкую моторику, повышает навык написания текста, ловкости, быстроты реакции. На уроках каллиграфии начинающим детям лучше всего использовать в качестве инструмента карандаш Срисовывание стимулирует участки мозга, ответственные за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию.
Во время рисования задействовано левое и правое полушарие мозга, идет активное функционирование межполушарных связей. Вырезание Развивает мелкую моторику, улучшает координацию движений пальцев, мышление. Сначала можно вырезать простейшие крупные детали, а затем, по мере совершенствования навыков, можно давать вырезать более мелкие сложные детали, вроде снежинок. Гимнастика для рук, или пальчиковые игры. Пальчиковые игры для детей полезны не только как составные занятия в деле научения каллиграфии, а ещё и как общеразвивающее. Рисование по клеточкам В зависимости от уровня подготовленности ребёнка может даваться к заполнению уже готовый лист с каким-либо силуэтом, либо задание усложняется — ребёнку дается силуэт для срисовки на фоне клеточек и лист в клеточку, затем ребёнок должен срисовать силуэт, например, собаки, а затем и раскрасить его. В таком случае это занятие будет еще и на развитие пространственного мышления.
Прописи обычные и каллиграфические У обычных прописей всем привычный и знакомый с первого класса школы вид. Благодаря проведению по точкам ребенок должен быстрее осваивать навык написания образа букв и их частей. Прописи каллиграфические — это образцы букв для выведения отличаются большей витиеватостью. Но работая с такой прописью только в комплексе с другими развивающими занятиями можно получить в результате красивый аккуратный почерк. Каллиграфия для начинающих детей — сложный предмет, как и для родителей, которые раньше никогда не сталкивались с полноценным проведением занятия. Для тех, кто только начинает, есть несколько советов, которые улучшат взаимодействие с ребенком и сделают процесс более интересным. Совет 1 Для достижения желаемой цели нужно сначала объяснить ребенку, как делается то или иное занятие, а потом проверить, как запомнилось.
Лишь так получится выработать привычку делать так, как нужно. К примеру, ребенок путается в буквах, будет правильным спросить: «Что отличает букву «р» от буквы «ь»? Когда возникли проблемы при письме заглавных букв, можно задать ребенку вопрос: » Как считаешь, что из того, что ты видишь — имя? Совет 3 В начале занятий первые буквы удобнее будет делать крупными. Дети любят рисовать мелками, и это может помочь в обучении красивому письму. Лучше дать детям выбор тех слов, которые бы они хотели научиться писать. Они выбирают своё имя, друзей или родственников, иногда это бывают клички домашних животных.
Можно написать слова, а учащийся пусть обведет буквы другими цветами. Совет 4 Детям нравятся играть в сыщиков.
Поэтому кроме читабельного почерка получаем в дополнение массу бонусов. Методист утверждает: исправить манеру письма можно в любом возрасте. Некоторые привычки и написание отдельных букв и их соединений останутся, но в целом, если приложить усилия, можно добиться практически идеального начертания: — Слышу много споров о том, нужно ли менять почерк, ведь он отражает индивидуальные черты характера его обладателя, и не стоит всех подстраивать под один шаблон: мол, хочу «хвостик» у буквы «з» делать не округлым, а угловатым и буду! Написание отдельных элементов букв еще куда ни шло, бывает, что человек придумывает свое начертание. В этом случае стоит подумать о том, кто будет читать то, что вы записали, и придерживаться установленных правил. Дайте две После общения с экспертом вдохновилась идеей улучшить и свой почерк. Если нет возможности тратить на увлечение большую сумму, но очень хочется, можно попробовать заниматься самостоятельно. Последний вариант показался наиболее привлекательным.
Нашла магазин, в котором можно приобрести необходимые принадлежности, и отправилась на каллиграфический шопинг. На просьбу показать кисть, которую насмотрела в сети, продавец лишь развела руками: — В наличии ни одной не осталось, все разобрали. Пришлось даже с витрины снимать образец. Специальной ручки с пером в продаже тоже не оказалось. Единственное, что мне смогли предложить в магазине, — капиллярную ручку.
Замечали ли вы, что у большинства людей сегодня можно наблюдать хотя бы едва заметное, а порой и очень даже явное дрожание рук? Традиционно всё это списывается то ли на плохую экологию, то ли на напряжённый, полный стрессов, образ жизни и так далее. Однако наиболее вероятной причиной является именно современный стиль письма, который предусматривает постоянное напряжение мышц, приводящее вот именно к такому неврологическому дефекту, как тремор рук. И если сравнить почерк школьника, который только научился полноценно писать, и почерк того же самого человека через 10—15 лет, то в большинстве случаев можно увидеть, что почерк испортился, стал неровным и неразборчивым. Яркий пример такой деградации вследствие нынешнего стиля письма — почерк врачей.
Никогда не думали, почему же он неразборчив настолько, что в народе о нём уже и анекдоты складывают? На самом деле, неразборчивость почерка медработников — вовсе не повод для шуток. В силу профессиональных особенностей они вынуждены писать много и долго, что приводит к самому настоящему профессиональному дефекту — дрожанию рук вследствие хронического перенапряжения мышц. И, как следствие, почерк становится просто неразборчивым скоплением кривых символов, смысл которого известен разве что самому автору, и то не всегда. Упрощение почерка — упрощение разума Каковы же итоги упрощения стиля письма? На первый взгляд весьма позитивные. Обучить школьника более простому стилю письма намного проще, быстрее и банально менее энергозатратно для самого преподавателя. Да и сам стиль письма без излишних завитков и крючков позволяет писать быстро, не тратя время на письменные «реверансы». Но это лишь поверхностное понимание вопроса. Упрощение письма привело не только к упрощению самого процесса написания текста, но и к «упрощению» разума школьников и, как следствие, к упрощению разума населения.
Отсутствие гармоничного развития мелкой моторики приводит к отсутствию полноценного развития многих отделов головного мозга, что приводит к более низкому уровню интеллекта, отсутствию творческих способностей, нестандартного мышления и так далее. И если сравнить школьников 50—60-х годов и современных школьников, то разница между ними просто очевидна.
Влияние каллиграфии на формирование грамотности Взаимосвязь каллиграфии и грамотности давно доказана: занятия каллиграфией особенно важны для ребенка начальных классов. Чем меньше времени ребенок тратит на правильное написание слов, тем больше времени можно уделить чистописанию, правильному соединению, связанности написанного. Есть и обратная взаимосвязь: чем больше доведено до автоматизма написание, тем более легко и четко сформируется умение правильно писать. Известно, что уровнем развития чистописания определяется грамотность: когда у ребенка крупное написание букв, ему тяжело дается усвоение орфографического правила, поскольку тогда глаза ребенка с трудом охватывают слова и едва вычленяет слоги. Если ребенок пишет неразборчиво, это портит строение слова и влечет за собой появление ошибок.
Специалисты отмечают, что грамотное написание снижено, если повышается скорость написания в классе и, если ребенок пишет индивидуально в замедленном темпе. Как улучшить плохой почерк ребенка, с чего начать Сначала следует проверить, как ребенок сидит за письменным столом и соответствует ли мебель его возрасту. Правильная посадка за столом Стол и стул должен соответствовать росту ребенка, тетрадь должна быть хорошо освещена либо естественным освещением, либо лампой. Любой искусственный свет не должен быть тусклым, чтобы ребёнок не щурился. При этом свет должен падать либо слева, либо письменный стол должен стоять у окна и полностью освещаться, если занятия происходят днем. Как научить ребенка правильно держать ручку Каллиграфия для начинающих детей начинается там, где получилось правильно удержать ручку в руке. Потому что, если не получится достичь результата в этом деле, остальные упражнения не будут иметь никакого влияния.
Есть несколько методов, но еще родителям нужно сфокусироваться на том, как ребенок держит ложку. Подобно тому, как должна размещаться ложка у ребенка в руке, так и должна размещаться ручка во время письма у ребенка. Потому что за исключением того, что ручка размещается более перпендикулярно, чем ложка, в остальном пальцы будут сложены точно так же, как должна держаться ребенком ручка. Есть довольно популярный метод — дать ребенку кусок салфетки в руки, и заставлять его зажимать 3-я пальцами во время письма. Таким образом, 3 пальца, которые должны быть задействованы в правильном письме, будут размещены как нужно, а ручка будет располагаться, как положено. Правильное положение тетради при письме Тетрадь необходимо разместить так, чтобы начало строки, где будет писать ребенок, было напротив центра его груди. Если ученик переходит к написанию новой строки, то нужно сдвигать тетрадь в левую сторону и вверх таким образом, чтобы тетрадь оказывалась в изначальном положении опять напротив центра груди.
Основы тренировки навыков письма, советы: Необходимо выполнять регулярно упражнения с рисованием, штриховкой. Занятие должно проходить 15 мин, затем необходим перерыв в 15 мин, и можно возобновить выполнение. Перерыв должен также проходить продуктивно: следует стараться провести пальчиковые игры иногда они включают в себя массаж для рук, что тоже будет влиять на достижение цели. Не следует заставлять ребенка писать сначала в черновике ребенок может утомиться и потерять интерес к делу. Под страницу тетради можно подкладывать специальный разлинованный или распечатанный на принтере лист с косыми линиями. Базовые упражнения для обучения каллиграфии Физические упражнения помогут в укреплении мышц рук, спины и плечевого пояса. А упражнения для мелкой моторики увлекут ребенка и сформируют ловкость в руках.
Упражнения для мелкой моторики рук Способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами важна для развития ребёнка. Она связана с вниманием, памятью, зрением и нервной системой. Занятия по мелкой моторике могут быть следующими: Украшение изюмом теста. Работа с насыпанием и с пересыпанием манки, песка, фасоли. Игры со шнуровкой.
Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время
Мастера каллиграфии считают умение красиво писать искусством, которому можно посвятить всю жизнь. На занятиях по каллиграфии ребенок все свое внимание обращает только на письмо, не отвлекаясь ни на что другое. Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией. В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли. О пользе каллиграфии для детей и взрослых мы расскажем в этой статье.
Презентация, доклад на тему Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей.
Каллиграфию часто используют как занятный и эффективный комплекс упражнений для постановки почерка у детей. Когда ребенок владеет навыками каллиграфического письма, его спина выпрямляется, голова находится в правильном положении. Откуда берутся наглые дети и можно ли чрезмерную родительскую любовь направить в нужное русло? Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. Когда искусственная каллиграфия хоть немного отработана, можно переходить к каллиграфическому письму пером.
Влияние каллиграфии на развитие ребенка
Хотя в Японии и Китае каллиграфия до сих пор преподаётся детям в школе. Когда искусственная каллиграфия хоть немного отработана, можно переходить к каллиграфическому письму пером. очень важный предмет в школе, которому не заслуженно мало уделяют внимание. Девяносто восемь процентов детей с каллиграфическим почерком, пишущих именно по канонам прописей, не отходящих от образца, — отличники. Стоит ли обращать внимание на почерк ребенка и уделять внимание такому архаичному занятию, как каллиграфия? Как чистописание и каллиграфия для детей влияет на наши когнитивные процессы.
Орфография и каллиграфия
Как результат, ребенок быстрее учится говорить, появляется меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. Положительное влияние на здоровье Наконец, стоит отметить и положительное влияние занятий каллиграфии на здоровье школьника. Дело в том, что формирование почерка всегда идет рука об руку с обеспечением правильного положения тела. Вот лишь несколько факторов, которые не позволяют создавать проблемы со здоровьем: Ровное положения спины. Многие врачи отмечают, что осанка портится именно потому, что ребенок сидит неправильно, горбится, сильно выдвигает голову вперед. Когда ребенок владеет навыками каллиграфического письма, его спина выпрямляется, голова находится в правильном положении. Уменьшение нагрузки на запястье. Сустав запястья подвергается очень сильным нагрузкам, когда ребенок пишет неправильно. Он давит на бумагу, держит руку в неестественном положении. Если это не исправить, есть риск столкнуться со многими проблемами в будущем, в том числе, хроническими болями, туннельным синдромом.
Снижение риска ухудшения зрения. У ребенка вырабатывается привычка держать голову прямо. Это очень полезно, чтобы не допустить проблем с глазами из-за слишком сильного приближения тетради или книги. Мы описали, что такое каллиграфия для детей 1 класса и старшей школы. Теперь осталось только дать несколько советов о том, как ей лучше обучиться и на что стоит обратить внимание. Как обучиться каллиграфии У родителей есть два основных способа обучить своего ребенка писать каллиграфическим почерком — самостоятельно или на специальных курсах. Конечно, профессиональное обучение — это более предпочтительный вариант. В таком случае педагог будет постоянно следить за тем, как пишет ребенок, не допускает ли он распространенных ошибок во время письма, нет ли других проблем. Но если вы хотите сэкономить, каллиграфией можно начать заниматься и в домашних условиях.
Для этого создано большое количество хороших учебных пособий. Рассмотрим несколько рекомендацией для тех, кто желает освоить все премудрости без привлечения третьих лиц. Купите прописи Отличным решением для всех, кто хочет научиться красиво писать, станет покупка прописей. Она практикуется в том числе, когда навыки формирования красивого почерка осваивают взрослые. Будьте готовы к тому, что прописей потребуется много. Но это нужно для того, чтобы ребенок приспособился писать красиво, освоил правильный наклон букв, научился делать их одного размера.
И потом плавно переходим в линии, которые способствуют развитию интеллекта. Этой кривой когда-то занимался Леонардо да Винчи: она может пульсировать, включается фантазия! Занятия такой каллиграфической кривой способствуют быстрому развитию биполярного зрения. Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия Фото: Сергей Кулыгин, "БР" Выбраться из петли стресса — Занятия каллиграфией полезны не только детям?
Благодаря каллиграфии буквально через два месяца упорной работы одна женщина, например, которая не могла написать даже пару слов, не только стала красиво писать, но и открыла в себе новые таланты. Вообще, это мощнейшее направление в медицине, которое будет востребовано не сегодня завтра. Потом, когда мы пишем ритмический рисунок, развивается чувство ритма, что полезно для музыкантов. Даже простая линия включает наш интеллект, заставляя двигаться и развиваться. Помню, у нас была такая девочка, по всем гуманитарным предметам училась хорошо, а вот по геометрии получала двойки — не было пространственного воображения. Подошла ко мне учительница и попросила позаниматься с ней каллиграфией, чтобы она получила хотя бы представление об этом. Постепенно, помаленьку она осваивала эту науку и стала единственной в классе, кто умеет решать геометрию в уме. И очень важный вопрос: почему тогда всех детей этому не обучают? Да, конечно, можно заниматься копированием, но это не так продуктивно, потому что действия выполняются механически. Лучше применять другие, более эффективные методы и способы.
И сначала работал только линиями! Каждое утро он занимался кривой, писал все более сложные формы и фигуры, что способствовало развитию быстрого мышления. И этот процесс бесконечен. Например, поругался человек с кем-то, не может успокоиться — надо сесть и писать линии. Все пройдет. Или глотает, бедный, снотворное, а мы говорим, что есть элементарный способ, как уснуть — с ручкой в руке, рисуя кривую. Левое полушарие у нас отвечает за логику, правое — гуманитарное, и они должны прийти к гармонии. Когда вы понервничаете, то петля получатся большая. Поэтому, если хотите уснуть — берете мягкий карандаш и минут 15 рисуете специальное упражнение, пока не доведете кривую до симметрии. Красивое письмо возможно только тогда, когда мы пишем в спокойном темпе — среднем или ниже среднего.
Происходит концентрация внимания на кончике инструмента или карандаша, и все проблемы, которые нас окружают, уходят.
Позже возникла кириллица — один из видов письма, названный в честь своего создателя Кирилла работавшего в соавторстве с Мефодием , а с развитием печатной продукции появилась вязь — более декоративный вид письма, который украшал обложки книг и другие издания [ О. Волошина, 2009 ].
Готический стиль широко используется в письме по сей день, он отличается сжатостью букв, что позволяет уместить больше текста в одной строке, темной картиной письма и угловатостью. В различных странах такое письмо приобретало свои характерные черты, и только испанцы разработали строжайший стиль готического письма: В Италии, благодаря развитию готического стиля, появилось круглоготическое письмо — ротунда. Оно считается одним из самых красивых стилей письма Западной Европы [ В.
Восточноазиатская каллиграфия Каллиграфия появилась в Японии в 7 веке и базировалась на китайских стилях написания, то есть на иероглифах. Но японцы преобразовали ее и наполнили эмоциональностью, философией. Образовались отдельные стили каллиграфии кабуки-модзи и дзе-рури-модзи , которые использовались в афишах и театральных программах: Японская каллиграфия развивается до сих пор.
В 1948 году была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая функционирует на данный момент и является одним из ведущих каллиграфических объединений. Ассоциация ежегодно организует выставки, где современные авторы демонстрируют свои работы. В 20 веке японская каллиграфия представляла собой «игру кисти и туши», выглядела динамично и укрупненно, а позже появилась абстрактная каллиграфия: здесь иероглифы уже не несли смысловую нагрузку, каллиграфы стали больше импровизировать [ search.
Арабская каллиграфия Арабская каллиграфия изначально возникла в процессе копирования Корана и поэтому занимает важное место в исламском искусстве. Средневековые правители давали обед скопировать Коран, но для этого им необходимо было изучить каллиграфию. Багдадские халифы стали создавать библиотеки и возводить центры, в которых работали те, кто переводил и переписывал священное писание.
Каллиграфия стала основой таинства написания слова, которому арабы предавали особый сакральный смысл. Этот стиль даже стал исключением из правила: Кораном запрещено изображать людей, животных или Аллаха, так как считается, что в таком случае люди поклоняются не Аллаху, а картине. При этом каллиграфией разрешено писать слова, которые складываются в изображения.
Некоторые каллиграфы для создания копии Корана использовали только те чернила, которые побывали в Мекке. Изначально применялся только стиль хиджази, но потом, в процессе появления новых почерков, появилось шесть вариантов написания текста, их прозвали «великолепной шестеркой». Примечательно, что арабы относились к каллиграфии, как к точной науке, и создали ряд правил написания букв, которым должны были следовать все мастера в этом деле: Самыми известными арабскими каллиграфами являются: Халид ибн аль-Хайядж, Ахмед аль-Кальби, Фатима аль-Багдади и т.
Лучшим каллиграфом того времени считается Якута аль-Мустасими, он разработал систему стилей каллиграфии и методику обучения этому ремеслу [ О. Бибикова, 2005 ]. Как видите, каллиграфия имела три разных направления развития и до сих пор продолжает совершенствоваться в руках своих мастеров, передавая весь колорит народа своего создателя.
Где можно применить каллиграфию? Многие считают, что рукописное письмо давно отошло на второй план, ведь на смену ему пришли современные компьютерные технологии, но это далеко не так. Сегодня некоторые виды письма переродились в искусство, которое находит свое применение в разных сферах, и каллиграфия не исключение.
Тем более, кто сказал, что рукописное искусство нельзя «оцифровать»? Вот оно — современное видение древнего ремесла. Каллиграфия используется в следующих видах деятельности: Рекламные буклеты, вывески, визики и т.
Этот вид искусства очень органично вписывается в любой вариант рекламы, ведь он помогает привлечь внимание и сделать рекламу более оригинальной. Чтобы получить базовые знания, достаточно посмотреть видеоуроки в Интернете и много практиковаться: Открытки, карточки, поздравительные буклеты. Получать приятные мелочи например, в виде поздравительной открытки всегда приятно, а если текст исполнен в каллиграфической технике, получатель точно не останется равнодушным.
Некоторые бренды специально заказывают изготовление карточек с приятными словами для своих покупателей, которые прикладывают к покупке: Дипломы, сертификаты.
Как показывают наблюдения, в последнее время педагоги всё меньше и меньше уделяют внимания выработке каллиграфического почерка у детей. С одной стороны, это вполне можно объяснить сложностью процесса формирования графического навыка и большим объемом изучаемого на уроке материала. Кроме того, сегодня умение использовать рукописный способ общения не является исключительно важным. Однако, с другой стороны, в некоторых случаях существует тесная взаимосвязь каллиграфии и орфографии. К примеру, замечено, что при крупном почерке детям сложнее дается орфография, чем школьникам с нормальным почерком.
Это объясняется тем, что детский глаз с напряжением охватывает слово, написанное крупным почерком, и с трудом воспринимает подлежащие усвоению орфограммы.
Причины проблем с почерком у детей
- Что такое каллиграфия и откуда она взялась?
- Что такое каллиграфия и почему это модно
- Что такое каллиграфия? История каллиграфии
- Презентация, доклад на тему Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей.
ДУША В РУКЕ
- Каллиграфия: искусство в каждой букве
- Воспитали более 30 приёмных детей! Как живут супруги в детском доме семейного типа
- Письменность у славянского народа
- Почему отменили каллиграфию в школах. Одна из версий
- Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время
- Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
Логопед онлайн!
- Дети говорят: Что такое каллиграфия?
- «Как курица лапой»: почему важно учить детей писать красиво
- Учиться можно начать в любое время и в любом возрасте!
- Каллиграфия для детей
- Каллиграфия, как искусство письма - «Рита» — детский образовательно-развивающий центр №1 в Липецке
Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия
Действительно, каллиграфический почерк выглядит очень эстетично, красиво и даже экспрессивно. Мы не будем разбирать виды каллиграфии и инструменты, которые нужны для работы. Обратимся только к основным принципам этого вида искусства и попробуем понять, что дают занятия по каллиграфии для детей. Настоящие мастера в каллиграфии пользуются перьями и чернилами, но все дети начинают с обыкновенных карандашей.
Это, кстати, один из основных моментов, почему родители записывают детей на курсы каллиграфии. Польза каллиграфии Да, действительно, занятия этим видом искусства позволяют улучшить почерк у детей без проблем с саморегуляцией и базовых моторных трудностей. Ребёнок без трудностей в обучении и желающий улучшить своё качество письма будет старательно выводить все буквы и их соединения.
У таких детей после уроков каллиграфии действительно почерк становится более красивым и ровным. Польза каллиграфии для детей без дисграфии и дислексии заключается ещё и в том, что она помогает развить: дисциплинированность и ответственность; зрительно-моторную координацию , так как глаза учатся контролировать, что пишет рука; настойчивость и устойчивость к монотонной и статической нагрузке. Однако есть ряд факторов, из-за которых обучение каллиграфии детей с трудностями в обучении, дислексией и дисграфией может только ухудшить ситуацию с обучением.
Что не так с каллиграфией? Ключевой недостаток этого метода улучшения качества почерка — отсутствие скорости письма. Дети, которые длительное время занимаются каллиграфией, обычно начинают не успевать за темпом работы в классе.
Потому что в классе при выполнении письменных заданий требуется писать, а не рисовать. На занятиях по каллиграфии учат медленно выводить каждую букву и следить за каждым своим движением.
Отсюда и скверный почерк. У меня четвёртый год занимается девочка, которая пришла первоклассницей. Так в школе она перешла на безотрывное письмо.
Но уже после того, как освоила отрывное и у неё сформировался навык. Маркер роскоши — Для меня каллиграфия — это таблетка от плохого настроения, способ заземлиться, замедлиться, подумать, снять тревожность, — признаётся педагог. Потому что каллиграфия — это про эстетику. Кстати, учеников педагог называет каллиГрафами, а учениц — каллиГрафинями. Возникает ощущение, что всё в нашей жизни, даже если мы не касаемся клавиатуры, направлено на то, чтобы мы ничего не делали руками: робот-пылесос, автоматические раздвижные двери и так далее.
На этом фоне и ручное письмо становится неким рудиментом. А раз не работают руки, значит, не работает голова. Неустанно совершенствуясь, с недавних пор Яна Сергеевна занята освоением оформительской каллиграфии, которая становится в современном мире всё более популярной. У меня был один такой заказ, была фраза «Жить и любить». Не говоря уже о персонализации подарка, когда нужно подписать сертификат или открытку.
Наверное, мы уже забыли, когда последний раз получали подписанные открытки. Преимущественно в мессенджерах люди посылают друг другу стандартные картинки, где, по сути, нет и частицы ни самих людей, ни их души.
И отчасти это так. Но посмотрите на лучшие образцы арабского письма. Нет, тут другое: арабы просто любят буквы, которыми пишут. И в этом, согласитесь, есть что-то, заслуживающее глубокого уважения. В старой России культуру писания букв продвигала церковь. Но после Петра началось засилье печатных книг, а саму церковь приравняли к министерству от руки продолжали переписывать священные книги только старообрядцы , а после революции — какая уж церковь. Советы экспериментировали со шрифтами, и ранние советские книги прям хороши, но потом тоже все уныло унифицировалось. В итоге получается, что буква для традиционных культур — это как бы образ человека.
Эта идея может быть облачена в религиозные или в корпоративные, как в Японии, одежды, но — вот такая идея, разделяемая миллиардами людей. И было бы соблазнительно найти за этой традицией естественнонаучное, медицинское обоснование. Мол, так и есть — работает рука, работают и полушария мозга. Нам ведь все хочется обосновать научно. Написать рукой осмысленный текст даже из пяти слов — для мозга серьезная задача. Каллиграфия противодействует оболваниванию и разрушению личности». Сильное заявление. Есть ли ему основания? Спросите у китайцев. Именно медики этой страны продвигают тему «каллиграфия и здоровье».
Китайская медицина оперирует как традиционными понятиями движение энергий в теле человека , так и современными медицинскими терминами. И обосновывает, что можно лечиться — письмом, как энергиями, так и научными понятиями. В свое время в Пекинском институте графической коммуникации поставили опыты и узнали, что студенты с красивым почерком в целом более здоровы и перспективны. Лучшая работа мозга, ровное дыхание, устойчивая психика, и вообще, недаром великие каллиграфы были сплошь долгожителями, подчеркивалось в работах этого института. Известный каллиграф современности Генри Као собрал все возможные последствия «терапии буквами» - тут и нормализация давления, и профилактика заболеваний мозга, в том числе деменции, да по сути весь букет хворей, подстерегающих дряхлеющего человека — от всего письмо спасает. Он посмотрел на меня и строго сказал: «Молодой человек, пора наводить порядок в своих мозгах! Скажем прямо: жестких научных в западном понимании доказательств, что письмо от руки прямо вот спасает от деменции или инсультов, нет.
Всё это отражается на наших детях. Иван Михаайлович Сеченов — русский ученый, член-корреспондент 1869 , почётный член 1904 Санкт-Петербургской академии наук, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии, писал, что всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении. Формирование почерка не является чисто механическим процессом, зависящим от простых движений рук, их размера или захвата пишущего прибора. Почерк — это тонкое психомоторное отражение процессов, проходящих в сознании, подсознании и нервной системе человека. Каллиграфия и мозг Чтобы в жизни чего-то добиться, нужно иметь связи — хорошие нейронные связи. Синаптические связи связи между нейронами головного мозга строятся на основе повторения или эмоций, пережитых вами в прошлом. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в ваш мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки. Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большое количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм. Чтобы писать нужно представлять какая буквочка будет следующей, нужен прогноз, прогноз пространственно-временной, да ещё и графический и это надо четко представить и держать в голове. У детей, которые тыкают пальцем в экран, эти функции отсутствуют!!! А навык предсказывать ближайшее будущее, последствие, понимать, чем закончится дело — это то, что нужно и для социальной коммуникации. Ведь как часто дети делают что-то не со зла, а просто не отдают себе отчет в последствиях, и это отчасти от того, что в мозгу ещё не развиты соответствующие области мозга. Трудно представить, что ещё может дать в детстве такое же развитие мозга как каллиграфия. Более сложного задействования мозга нет. ЧТО задействуется — графическое поле — это верхняя часть теменной области; так как слова надо сначала проговорить — это зона Брока и зона Вернике — огромная область нижнетеменной и височной области; надо шевелить пальцами — это предцентральная борозда — огромная область и это только моторная, а за ней лежит сенсорная, которая управляет движением рук; в уме проговариваем слова значит язык работает микросокращения мышц языка , ребенок учится говорить произносить в мысли, возникает культура речи, так как выбрасываются всякие междометия и ребенок проговаривает текст что пишет. В сумме несколько десятков областей. Там и зрительные и цветовые поля, и ядра подкорки. Если хотите, чтобы дети развивались могли связно планировать свои действия, чтобы они научились чему-то, сделать связно целостно, программировать и планировать — каллиграфии аналогов нет. Где была бы задействована речь, моторика, понимание и осмысленность действий. У нас нет в природе человеческих занятий другого такого дела, чтобы было интегрированное осмысленное поведение, предполагающее некий набор шагов, и в то же время в сочетании с сложнейшей моторикой, с памятью и точнейшей координацией всех этих систем. Чтобы у ребенка сложилась синхронизация всех этих систем, его надо учить писать, это самый верный способ заставить дифференцироваться нейроны, образовывать новые связи. Эксперимент с моллюсками Аплизиями. Количество нейронов и связей в их нервной системе легко сосчитать. Аплизии помещались в разные среды, один в питательную, другой в сложную систему в развитую сложную систему. В ходе эксперимента одного моллюска посадили в белый пустой контейнер и кормили до отвала. Другого посадили в контейнер, где камни, сучки и коряги — сложная среда, где нужно самому добывать себе пищу. Это хорошо отражает картину развития мозга при выполнении такого сложного акта, как письмо. Даже томография показывает, что каллиграфия включает в работу наибольше количество областей мозга, это говорит о том, что включается такое количество нейронов, которое другим образом запустить невозможно. Обучение меняет мозг — увеличивает плотность и качество нейронной сети приводит к росту связей. Кто выполняет более сложные виды деятельности у тех лучше рост. Каллиграфию можно назвать противодействием «отупению», которое приводит к разрушению личности. Каллиграфия и есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей. В разных странах эту идею успешно реализуют в школах и университетах.
Каллиграфия – есть ли польза для детей с трудностями в обучении?
Как показывают наблюдения, в последнее время педагоги всё меньше и меньше уделяют внимания выработке каллиграфического почерка у детей. Смотрите онлайн видео «Чем полезна ЕЛЬНО учите детей писать пером! Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. Когда ребенок владеет навыками каллиграфического письма, его спина выпрямляется, голова находится в правильном положении. В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит.