Одним из главных факторов возникновения и проявления экстремизма является нестабильность в социально-экономическом плане. Во время круглого стола поднимались вопросы, связанные с районами зарождения и распространения экстремизма, причинами его возникновения.
Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность
В статье рассматриваются причины возникновения экстремизма. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма. Анализ современной российской экстремистской преступности позволяет выделить следующие основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту. Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские. Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Одной из причин возникновения экстремизма является бездуховность и отсутствие четких представлений об истории. Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является.
Экстремизм
Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные.
Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно.
Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других.
Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане.
Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость — абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям.
Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность.
В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа.
Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе.
Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру — общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма.
Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур.
Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство — развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров.
Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление.
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм Сотрудник Центра по противодействию экстремизму дал комментарий Существует мнение, что рост экстремистских явлений зависит от ухудшения экономической ситуации в обществе, сообщает РИА VladNews. Но такое рассуждение. Для эффективного противостояния деструктивным явлениям, в том числе повышению результативности мер, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, необходимо учитывать целый ряд факторов. По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений. К таким выводам, по словам полковника полиции, пришли отечественные ученые, которые проводили исследования в этой области.
По предварительным прогнозам популярность радикалов будет только расти. Поэтому для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь требуется объективное научное знание, адекватное понимание природы этого явления.
Современной культуре недостает политической грамотности в отношении терроризма, что в свою очередь затрудняет осознание правильных мер и способов профилактики в области духовной и нравственной. К настоящему времени в современном языке это слово так обросло всевозможными смыслами как научными, так и обыденными, что потеряло необходимую ясность. Хотелось бы сосредоточить внимание на нескольких узловых проблемах, препятствующих адекватному пониманию феномена терроризма в современном обществе, а соответственно, и грамотной профилактике этого явления в плане духовном и нравственном. Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций — это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека. Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы.
Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления. Потенциальный террорист — человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести. Однако в ряде случаев именно болезненно обостренное одностороннее чувство совести — глубокое сопереживание к страданию собратьев по вере, соплеменников, боль от утраты близких в военно-политическом конфликте может привести к совершению террористического акта человеком по природе своей не склонным к преступлению. Это другой психологический тип террориста. В любом случае, общие социально-культурные предпосылки вовлечения в терроризм таковы: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт, зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса. Экстремистский тип сознания вне зависимости от его уникальных и социокультурных вариаций представляет собой сознание, в котором происходит подмена и фальсификация истинных ценностей.
Существует ряд правонарушений, не рассматриваемых в качестве общественно опасных, и, соответственно, по отношению к которым могут предприниматься меры административного характера. К таковым можно отнести: Статья 13. Данная статья рассматривает правонарушения, связанные со свободой распространения информации и частично затрагивает вопросы экстремизма. Так, распространение данных об экстремистских объединениях и организациях без упоминания их запрета в РФ или просто содержащее положительную характеристику таковых организаций наказывается в соответствии с таковой статьей КоАП.
Статья 13. Положения данной статьи рассматривают правонарушение, заключающееся в предоставлении аудиовизуальными сервисами доступа к экстремистским материалам. Статья 20. Данной статьей предусматривается административная ответственность за правонарушение экстремистского характера, проявляющееся в публичном демонстрировании нацистской или экстремистской символики и атрибутики, равно как и сходных с ними.
Положения этой статьи закрепляют ответственность за изготовление или распространение материалов экстремистского характера. Максимальный размер штрафа по ней составляет до 1 млн. Также допускается применение административного ареста до 15 суток.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Скажем, «любовь» здесь трансформирована в своеобразно понимаемый «альтруизм», «героизм» — во имя народа, родного этноса и даже Бога. Скажем, у народнических террористов в царской России альтруизм и «любовь к народу» подразумевали ненависть к самодержавию и полный отказ от собственного «я», то есть по сути, деструкцию собственной личности. У экстремистов исламистского типа часто этика героизма подменяет собой этику труда — установку на постепенное и мирное возрождение родного общества и цивилизации. Как показывают исторические примеры, некоторые из лидеров и даже рядовых представителей террористических движений представляют собой достаточно богатые и неординарные натуры, не лишенные талантов, при этом подлинный облик личности в них замутнен, а сознание сужено до идеологических концептов. Следует иметь в виду, что понимание сложности мотивации и нравственного сознания террориста крайне важно для адекватного объяснения истоков террористического насилия.
Обществу для предотвращения угрозы экстремизма необходимо сохранение и возрождение традиционных духовных ценностей и здоровых нравственных ориентиров, сбережение своего историко-культурного наследия. Сейчас, в условиях тотальной пропаганды потребительского образа жизни, это крайне необходимо. Часть современного поколения ценностно дезориентирована, другая — испытывает жажду в глубоких, созидательных смыслах своей жизни. Просветительская деятельность в среде молодежи и повышение ее уровня политической и общекультурной грамотности — крайне важные направления профилактики экстремизма.
Деятельность духовных учреждений традиционных для России конфессий в этом плане представляется просто незаменимой. Развитие системы религиозного образования, глубоко консервативного по содержанию, но соответствующего требованиям современной жизни по форме и подаче материала, также представляется актуальной задачей. В ноябре текущего года представителям Духовного управления мусульман Республики Татарстан представилась честь принять участие в заседании президиума Межрелигиозного совета стран СНГ, в который входят руководители традиционных в России религий. Эта организация координирует деятельность религиозных организаций по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира, утверждению в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, помогает решать социальные проблемы.
Сопредседателем данной организации является наш гость, Председатель Управления мусульман Кавказа, шейх-уль-ислам хаджи Аллахшукюр Пашазаде, который также возглавляет Консультативный совет мусульман СНГ, основная миссия которого перекликается с темой нашей сегодняшней конференции, это противодействие исламофобии, экстремизму и терроризму и пропаганда "созидательного и миротворческого потенциала ислама". От имени мусульманской уммы Татарстана позвольте поблагодарить Вас, уважаемый шейх-уль-ислам, за ваш вклад в борьбе с терроризмом и создания положительного имиджа ислама. В этом мы полностью поддерживаем Вас и пользуясь случаем хочу сделать Вам деловое предложение.
Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г. В январе - начале февраля 2009 г. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. Прокурорские проверки, проведенные в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи - скинхеды, Русское национальное единство РНЕ , Национально-державная партия НДПР , Национал-большевистская партия НБП , идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России[26]. Нургалиев 6 февраля 2009 г. Молодых людей вовлекают в экстремистские группировки для участия в нарушениях общественного порядка, убийствах людей иных национальностей «за деньги, но чаще за сомнительные ценности и лозунги»[27].
Сюда относятся социальное неравенство, низкое качество образования, низкий авторитет правоохранительных органов. Рост влияния национализма и сепаратизма. Криминализация некоторых сфер общественной жизни, а именно привлечение молодежи в криминальные сферы бизнеса. Использование психологического воздействия в деструктивных целях. Лидеры экстремистских организаций активно используют агрессию молодежи.
Экстремизм известен обществу с тех пор, когда власть над другими людьми стала приносить материальные выгоды и превратилась в предмет страсти отдельных групп лиц, движений и организаций, стремившихся достичь заветной цели любыми путями. При этом экстремистов не останавливали моральные устои, традиции, общепринятые правила поведения или интересы других людей. Цель оправдывала средства, и субъекты, жаждущие власти, не гнушались применять в своей деятельности самые жестокие и крайние меры, включая устрашение, открытое насилие, и даже убийства. Экстремизм проявлялся в разные исторические времена, в разных государствах, и при любых социальных условиях, даже внешне вроде бы весьма благоприятных. Природа экстремизма зиждется либо на стремлении уничтожить существующую систему государственно-правовых и общественных отношений, либо на стремлении их сохранить в неизменном виде. Так Великая Римская империя столкнулась с экстремизмом в I веке, когда в Иудее возникла и стала действовать секта сикариев сика — по-еврейски кинжал или короткий меч , которая уничтожала представителей еврейской знати, сотрудничавшей с римлянами. Империя на какое-то время оказалась бессильной перед кучкой злоумышленников. В Средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. На территориях Ирана, Афганистана и некоторых других стран могущественная секта исмаилитов, использовавшая доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц, расправлялась с представителями мусульманской суннитской знати. Массовые расправы с еретиками в Средние века тоже были проявлением политического и религиозного экстремизма. В данном случае экстремизм использовали правящие круги Западной Европы. Идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке. Немецкий радикал Карл Гейнцген провозгласил, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что фактическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». Он был уверен, что с помощью экстремистских акций даже небольшая группа единомышленников сумеет создать хаос в самом сильном государстве [1, с. Концепция «философии бомбы» Гейнцгена, получила свое развитие в «теории разрушения» Бакунина. Сутью ее был отказ от устной агитации и пропаганды в пользу террористических действий, поскольку, по мнению теоретиков анархизма, они могут побудить массы к давлению на правительство и заставить последнее пойти на уступки террористам. Анархисты считали, что истинный порядок может возникнуть только из хаоса, который невозможен в условиях существования государственного порядка. Во имя порядка государство должно быть разрушено. Экстремизм возникает в результате адаптации к переменам в международной жизни. Экстремисты, действующие внутри государства, имеют свою, радикально настроенную, религиозную или националистскую идеологию, однако нередко снабжаются и финансируются извне, а внутригосударственные теракты, как мы можем наблюдать, зачастую имеют международные последствия. Как общественно-политическое явление, экстремизм возник в результате действий определенных политических сил, общественных групп, направленных на распространение насильственным путем собственных взглядов на политическое и социально-экономическое устройство мира. Во время построения «развитого социализма» проблема экстремизма не возникала, поскольку против инакомыслящих государство применяло самые жесткие меры. Если явление «экстремизм» известно с древних времен, то термин «экстремизм», многовековой истории не имеет. Мы не находим его толкования ни в Толковом словаре русского языка В. Даля, ни в Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И.
Содержание
Такой шаг окончательно порывает связи между данной группой и обществом. Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии, ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик». Важной особенностью ряда религиозных организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций — открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки. В качестве основных методов проявлений религиозно-экстремистских организаций является нижеследующее: 1 распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма; 2 благотворительность лиц и организаций экстремистской направленности; 3 организация платных курсов по профилю и направлению организации экстремистского характера; 4 создание и организация учреждений, финансируемых на пожертвование и финансирование с госбюджета по благотворительным и общественным программам; 5 создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, лечение не традиционной медицины и др. Характер последствий религиозного экстремизма Наносимый религиозным экстремизмом вред социуму чрезвычайно опасен: его проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов, от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности.
Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы. Суть религиозного экстремизма, — в применении насилия к инакомыслящим. Последствия от религиозного экстремизма является: 1 отток денежных средств у населения; 2 промывание мозгов и программирование людей; 3 разжигание религиозных распрей; 5 лишение и ограничение Конституционных прав; 6 нарушение стабильности социально экономического развития; 7 повышение процента суицида; 8 повышение процента психиатрических заболеваний; 9 разрушение культурно — исторических ценностей; 10 регресс общества; 11 вмешательство в общеобразовательную систему; 12 вмешательство в государственное и местное самоуправление; 13 распространение наркотических веществ; 14 завладение имуществом граждан. Методы профилактики религиозного экстремизма Противодействие религиозному экстремизму — трудная, но выполнимая задача. Решая ее, однако, надо отдавать себе отчет, что речь идет о длительной работе. Религия — это мощное орудие и надо помнить, что, религиозный фанатизм является серьезным препятствием в профилактики экстремистских действий.
Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности. Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения. Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением. Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие.
Участники мероприятия убедились в том, что экстремизм — это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере и пришли к пониманию необходимости проведения профилактики экстремизма и терроризма среди молодежи.
К этим видам терроризма относятся также диверсии против ядерных, химических и биологически опасных объектов. Классификация терроризма по целям и задачам: — меркантильный терроризм ставит своей целью получение каких-либо уступок или выполнение определенных требований. Вопрос о типологии терроризма — вопрос дискуссионного характера. Нужно понимать, что извращенность преступного ума и развитие технического прогресса обуславливают постоянное изменение существующих видов и добавление к уже имеющимся новых неисследованных и неизученных форм и методов совершения терактов. В настоящее время во всем мире наблюдается активизация терроризма, увеличение его масштабов, форм и сфер проявления.
По мнению специалистов, в ближайшем будущем терроризм может стремительно развиваться, видоизменяться, глобализироваться. Поэтому сегодня очень важно объединение всех сил и ресурсов для предупреждения и противостояния террористическим угрозам. Особенности проявления экстремизма и терроризма в обществе. Способы и методы противостояния Чтобы противостоять экстремизму и терроризму, для результативной профилактики и борьбы, необходимо изучение всех аспектов и особенностей этих опасных для общества явлений. Экстремизм и терроризм — это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов. Первопричиной обострившихся за последние годы проблем экстремизма и терроризма в современной России является то, что страна за относительно короткий интервал времени переместилась из одного исторического периода в другой. При этом изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, изменилась прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности и вся система социальных взаимоотношений, изменилось и положение Российской Федерации в мировом сообществе, ее взаимоотношения с иностранными государствами.
Но все эти временные сложности переходного периода не должны позволить возникать экстремистким настроениям в любом их проявлении. Для этого государством в целом, в каждом регионе, должна вестись постоянная разъяснительно-предупредительная работа по предотвращению проявлений экстремизма и возможностей террористических агрессий. Одним из элементов такой работы служит информационная работа, раскрывающая сущность и формы таких противоправных явлений, как экстремизм и терроризм, чтобы иметь возможность своевременно их распозновать и предотвращать. На сегодня выделяют и различают множество форм экстремизма, например, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный и др. Политический экстремизм — крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинению силе способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов. Националистический экстремизм — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм в отношении людей иной этнической группы. Религиозный экстремизм — жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления что получает теологическое обоснование и оправдание.
Подростково-молодежный экстремизм — взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим особенно к представителям определенных молодежных движений , а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Экологический экстремизм — радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др. Антиглобалистский экстремизм — радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве.
Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера. Моральный экстремизм — крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др. Особенности проявления экстремизма в полиэтнической среде обусловлены многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграции воспринимаются как угроза безопасности.
Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах концентрации мигрантов - на этой почве возникают локальные очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма. Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. Так В. Путин подчеркивает, что борьба с терроризмом и экстремизмом остается одной из приоритетной задач Министерства внутренних дел. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи.
Ксенофобия — протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц. Обращает внимание современные механизмы формирования экстремистских движений - зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Тем не менее, в России пока не существуют эффективные методы контроля. Очевидна необходимость соответствующей законодательной базы за осуществлением деятельности Интернета. Медведев обратил внимание на то, что проявления экстремизма во всех его формах зависят от специфических российских проблем. Во-первых, это бедность, которую пока не преодолели.
И решение этой проблемы является главной задачей для государства. И вторая проблема — это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали. С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы. Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.
Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов. Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости. Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы.
Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций. Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а политические — проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б социально-психологические — применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в социально-экономические материальное неравенство, страх перед будущим ; г идеологические отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества ; д информационные; е социально-исторические последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т. Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов. Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России.
В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные способ зарабатывать и бескорыстные — идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др. Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация. Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности. В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ.
Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию. Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели. Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция.
Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде. При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности — воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача — пресечение преступлений экстремистской направленности выявление и раскрытие и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии. Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия. Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.
Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государства, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма, в первую очередь, в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать, а тем более игнорировать проблемы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно. Для успешной профилактики экстремизма органам государственной и муниципальной власти необходимо владеть знаниями, умениями и навыками в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и на основе комплексных знаний осуществлять грамотные действия, обеспечивающие в регионах страны в целом политическую стабильность и правопорядок. В России проблема экстремизма приобрела новое звучание в последние годы.
Уровень опасности экстремизма в регионах возрос. По некоторым оценкам наблюдаются тенденции радикализации обществ, создающие благоприятную почву для экстремизма. В этой связи перед органами государственной власти стоит первоочередная задача особой важности - профилактики экстремизма. Особую опасность сегодня представляет формирование так называемой "идейной платформы" националистических сил в составе международных экстремистских и террористических организаций, нацеленных на идею административно-территориальных изменений в регионах, на потуги нарушения территориальной целостности России. Основными источниками экстремизма могут являться: смена ценностных оснований развития общества; отсутствие объединяющей идеологии; социальные проблемы, которые могут быть еще и усиленные экономическим кризисом; коррупция; снижение общего культурного уровня населения, многочисленные "фобии": русофобия, исламофобия и другие. Источниками экстремизма также могут явиться: социальное расслоение общества, духовная дезориентация населения, противоречия между религиями и конфессиями. Одним из современных инструментов разжигания этнической розни и совершения на ее основе преступлений, используемых экстремистами, является в частности Интернет.
В экстремистской среде становится все более популярным применение видеороликов и использование социальных сетей. Преступники часто выкладывают в сеть Интернет видеоролики нападений на людей другой национальности. Таким способом экстремистские организации стремятся дестабилизировать обстановку в стране. Такая деятельность разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни и должна пресекаться всеми методами и средствами. Особую опасность представляют международные экстремистские и террористические организации, преступная деятельность которых распространяется по разным регионам нашей страны. Молодежь наиболее восприимчивой к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой, отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества. Отмечены попытки расширения сферы влияния некоторых организаций, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, путем прикрытия своей экстремистской деятельности под маской спортивных фанатов.
Все это создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии. В последнее время вызывающими становятся попытки лидеров ряда объединений национал-радикальной направленности к организации несанкционированных массовых политизированных акций. Радикальные формы ислама, неоязычества, некоторых так называемых новых религиозных движений, также представляют серьезную угрозу общественной безопасности. Незаконная миграция вносит свою лепту в радикализацию обществ и представляет собой питательную среду для распространения экстремизма. Сегодня формируются условия для легализации лиц, причастных к деятельности международных экстремистских и террористических организаций, вербовки ими новых сторонников, насаждения среди населения религиозно-экстремистских взглядов. Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в ней экстремизм становится все более организованным.
По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок, в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. Экстремизм на религиозной почве - разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Может проявляться в различных формах, например, радикализация в средствах осуществления своих целей фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий часто - каких-то маргинальных религиозных групп. Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти. Этнический экстремизм - на почве межэтнической розни. Экстремизм в сфере миграционных отношений - радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма. Крайние проявления экстремизма возникают не сразу, они чаще всего бывают следствием латентных фаз экстремистской деятельности организаций и религиозных групп формирование идеологии экстремизма, пропаганда идеологии экстремизма и др.
В этой связи важное место в системе мер противодействия экстремизму отводится профилактике экстремизма. На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Вопросы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений нашли отражение и в миграционном законодательстве. Принят целый ряд законов и подзаконных актов, которые можно отнести к правовым регулятивным механизмам профилактики экстремизма в среде мигрантов. К числу основных механизмов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, относятся: — концептуализация государственной политики.
Криминализация некоторых сфер общественной жизни, а именно привлечение молодежи в криминальные сферы бизнеса. Использование психологического воздействия в деструктивных целях. Лидеры экстремистских организаций активно используют агрессию молодежи. Незаконный оборот средств для проведения экстремистских выступлений. Противоправное использование интернет-сети.
Что такое экстремизм и почему за это наказывают блогеров и комиков. Объясняем простыми словами
6 причин возникновения молодежного экстремизма | Патрушев: низкий уровень жизни все еще подпитывает экстремизм на Северном Кавказе. |
Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде | Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике. |
Противодействие экстремизму | Что касается выявления экстремистских организаций, то для этого собирается специальная экспертиза уже после запроса соответствующих органов. |
6 причин возникновения молодежного экстремизма | Патрушев: низкий уровень жизни все еще подпитывает экстремизм на Северном Кавказе. |
Вы точно человек?
Верховный суд в Постановлениях Пленумов о привлечении к ответственности за преступления экстремистской направленности Преступления экстремистской направленности в обязательном порядке должны караться с точки зрения привлечения к ответственности в соответствии с положениями Уголовного Кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что суды в основной своей массе различные преступления, совершаемые против безопасности государства, квалифицировали с различных позиций, Верховный Суд Российской Федерации в 2011 году на заседании Пленума 28 июня вынес Постановление, которое разрешало вопросы порядка привлечения к уголовной ответственности за преступления террористической и экстремистской направленности. В рамках данного Постановления рассматриваются те преступления, которые судом в рамках действующей судебной практики должны рассматриваться в качестве преступлений террористической и экстремистской направленности. В 2016 году 3 ноября состоялся еще один Пленум Верховного Суда, который внес существенные коррективы в Пленум 2011 года. Главной целью внесенных изменений следует считать не только призыв к ужесточению наказаний не за саму террористическую деятельность, а за ее финансирование и призывы к ней, а также формирование призыва к тому, чтобы подлежали доказыванию цели и мотивы совершения того или иного преступления экстремистской направленности. Такое внесение изменений было обусловлено тем, что привлечение к преступлениям, характеризуемым в качестве экстремистских, совершалось без доказывания мотивов, которые, как следует из определения экстремистской деятельности, обязательной целью носят создание угрозы существующему конституционному строю в Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы и рекомендации служат совершенствованию следственной работы при расследовании преступлений экстремистской направленности. Теоретическая база исследования. При изучении и освещении вопросов научной работы и решения поставленных задач использовались нормативные источники с комментариями, материалы научной и учебной литературы; статьи периодических изданий. Методологическая основа исследования. Работа выполненана основе таких научных методов, как сбор информации, ее систематизация, обобщение и сравнение различных точек зрения различных ученых. Что такое экстремизм — признаки, причины и особенности, основные виды, чем опасен? В каждом современном государстве существует свое общепринятое определение того, что такое экстремизм. Везде эта деятельность признается противоправной и опасной для общества, однако существуют нюансы ответственности и классификации такого поведения и образа мыслей индивида или группы. Экстремизм — что это? Впервые в юридическом аспекте этот термин употребил французский юрист М. Лерой еще в начале прошлого столетия как фанатичную, чрезмерную и не гуманную веру в религиозный или политический идеал. С тех пор экстремизм — это идеология, выражающаяся в приверженности крайним взглядам, в основном в политике или религии. Выражается в противоправном распространении своих убеждений, нетерпимости к другим точкам зрения, насилии. Сам термин произошел от латинского понятия extremus, что в переводе означает крайний или чрезмерный. То есть человек, придерживающийся таких взглядов и ведущий противоправную деятельность, это так называемый идейный преступник. Он убежден в своей правоте и выступает против представителей определенной социальной, религиозной или национальной группы. Признаки экстремизма Разобравшись с понятием того, что такое экстремизм, стоит выделить основные признаки такой противоправной деятельности. Ученые и представители силовых структур выделяют следующие аспекты того, что свойственно экстремизму: Приверженность определенной экзистенциальной идее, отличающейся от той, которая принята в конкретной общественной группе.
Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности. Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: — это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это — рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость — стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость — это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо.
В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций «Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др. Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты. Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зелёный орден», «Чёрный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы». К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» РНЕ , которая является крупной праворадикальной политической организацией. За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни. Каковы же причины приобщения подростков к неформальным объединениям, группам? Почему подростки становятся членами неформальных объединений, что они там находят? Одной из основных причин приобщения подростков к неформальным объединениям является возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости». Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры или псевдокультуры — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта. И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье. Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма. Необходимо, чтобы в этой системе мер обязательно присутствовали: совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности; создание детских общественных организаций; организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам; использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования. В работе с подростково-молодежной средой важно учитывать, что доминанта риска в поведенческих моделях является общей характеристикой современной российской молодежи. По отношению к таким явлениям как экстремизм, требуются постоянная профилактика и сдерживание. Председатель Комиссии Е. Тюляева Профилактика экстремизма в молодёжной среде Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет. Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т. Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика экстремизма, то есть принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых: Конституция Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25. Экстремистская организация — это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистские материалы — это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
История понятия
- Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия»
- Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
- Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
- Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
«Экстремизм»: история и современность
5. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры.
Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия»
> ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ > Причины возникновения экстремизма в молодёжной среде. Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, комплексы противодействия экстремизму, правовая культура, правосознание. Среди предпосылок возникновения экстремизма можно выделить следующие. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Причин для проявления экстремизма в различных его формах можно выделить несколько.
Экстремизм: понятие, виды
Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко | Непосредственно понятие экстремизма и экстремистской деятельности само по себе встречается в следующих статьях УК РФ. |
Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко | Проблемы в семейном, образовательном процессах также являются существенной причиной распространения молодежного экстремизма. |
Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном. | Причин для проявления экстремизма в различных его формах можно выделить несколько. |
Понятие экстремизма в соответствии с федеральным законодательством
- Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде
- Ещё статьи о воспитании
- Профилактика терроризма и экстремизма
- Пластовский муниципальный район
Интересные викторины по теме
- Что такое экстремизм и откуда он берется
- Виды экстремизма
- Профилактика терроризма и экстремизма
- Что такое экстремизм и откуда он берется
- Экстремизм – что это?
- Статьи по предмету Уголовное право
Портал правительства Москвы
Содержание | Для административной деятельности полиции появление новых видов экстремизма, а также новых (изощренных) способов осуществления экстремистской деятельности является негативным моментом. |
Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия» – Администрация города Кировское | В статье рассматриваются причины возникновения экстремизма. |
Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде | Причины возникновения молодежного экстремизма. 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи. |