22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества, в котором были определены его цели и задачи. Уже в первые дни участники СНГ диаметрально противоположным образом оценивали его перспективы. региональная межправительственная организация в Евразии. Поэтому из частей СССР возникло Содружество Независимых Государств. Удалось ли СНГ стать новой площадкой для сотрудничества постсоветских республик, рассказывает Клим Шавриков.
"Беловежское соглашение": как и почему 8 декабря 1991 прекратил существование СССР и появился СНГ
Официальное начало истории СНГ положило подписание 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, ныне известного как «Беловежские соглашения» или «Беловежские договоренности». 22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества, в котором были определены его цели и задачи. Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.
СНГ — последний выдох СССР
Беловежские соглашения 8 декабря 1991 года | Страны СНГ – это республики бывшего СССР, пожелавшие создать новое объединение для совместного решения задач, возникших после создания самостоятельных государств. |
Содружество Независимых Государств — Википедия с видео // WIKI 2 | региональное межгосударственное объединение, созданное в 1991 году бывшими республиками СССР. |
СНГ отмечает 32-ю годовщину со дня основания
Обострились проблемы российских граждан в странах ближнего зарубежья и ситуация с беженцами из соседних стран в Россию. Формально Россия была суверенным государством, не принимая во внимание ее участие СНГ, но у страны не было ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы экономического управления. В своих отношениях с партнерами по СНГ Россия не стала применять крайние меры относительно насильственных попыток восстановить союзные страны и самоустранения от проблем бывшего Союза. В результате удалось избежать серьезных конфликтов среди стран СНГ. Однако это продолжалось недолго, и у каждой страны было много проблем, которые они не были в состоянии решить. В этом случае не было иного выбора, кроме как укрепления СНГ.
В 1992 году принимаются более 250 документов регулирующих отношения в рамках Содружества. В то же время шесть из 11 стран Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан подписали Договор о коллективной безопасности. Но с началом экономических реформ в России особенно с освобождением цен на энергоносители и изменением структуры экспорта содружество пережило свой первый серьезный кризис в 1992 году. Экспорт российской нефти сократился вдвое в то время как в других странах увеличился на треть. Страны СНГ начали выход из рублевой зоны.
Провал ГКЧП и крах перестройки означали не только конец социалистической экономической реформы, но и победу сторонников либеральной реформы. Российское руководство выбрало либеральный путь, а в октябре 1991 года объявило о переходе к рыночным отношениям, а значит, и к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 способа перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенный и "шоковая терапия". Главными архитекторами "шоковой терапии" были вице-премьер правительства Гайдар со своими сотрудниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов хозяйствования Чубайс, Шохин и другие. Их программа экономических реформ состояла из трех основных направлений: либерализация цен, либерализация торговли и приватизация это противоречит 500-дневной программе, в рамках которой приватизация должна осуществляться поэтапно.
В результате освобождения стоимости 01. Новые предприниматели и банкиры стали бесконтрольно скупать ваучеры населения. С помощью ваучеров колотился первоначальный капитал в ходе приватизации у многих возникли огромные состояния. В то же время, когда цена была свободной, централизованная система распределения ресурсов претерпела упразднение. Правительство пытается добиться стабильности, в первую очередь на макроэкономическом уровне т.
Микроэкономические показатели на уровне предприятия выпадали из поля зрения государства, в условиях свободных цен, они увеличиваются в сотни раз, и предприятия испытывали большие трудности - они не могли купить сырье и комплектующие, а также сбыть товар. Российская экономика претерпела большие перекосы: сырьевая промышленность доминирует, военно-промышленный комплекс ВПК процветает, многие устаревшие отрасли производят ненужную продукцию, а потребительский рынок пуст. Ситуация усугубилась с распадом СССР: у него был огромный внешний и внутренний долг, а многие товарные рынки его предприятий связанных производственным циклом в разными государствами исчезли. В результате, экономика ухудшилась. Эта тенденция продолжалась до 1996 года.
В связи с высокой степенью монополизации производства, производитель самостоятельно определяет цену, что приводит к ее увеличению от 100 до 150 раз при этом средняя зарплата увеличивается только в 10-15 раз. Больше всего пострадали "бюджетники", начался отток научных кадров и специалистов военно-промышленных комплексов в коммерческие структуры и за границу. Приватизация и децентрализация государственной собственности развивались медленно, а приватизация в сфере торговли, наоборот усиливалась. Создалось условие, что значительный процент государственного имущества на предприятии переходит к управленческому аппарату, рабочему коллективу, который должен был получить преимущества, не смогли ими воспользоваться. Многие акции перспективных компаний были приобретены новыми предпринимателями и банкирами.
Снижение уровня жизни низкое потребление, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи и лекарств приводит к снижению продолжительности жизни. Безработица растет. Второй этап-с 1994 по конец 1996 года-завершение юридического оформления, определение основных направлений развития межпарламентского сотрудничества и установление внешних связей. Конвенция Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств была принята в Минске 26 мая 1995 года. Настало время поиска достойного места в ряду подобных организаций мира.
Следует отметить, что на данном этапе последствия разрыва прежних экономических отношений, ставшие основной причиной резкого снижения производственной и инвестиционной активности, снижения уровня жизни населения, проявились особо остро. На втором этапе некоторые суверенные государства пытались облегчить экономическую ситуацию и расширить роль России как поставщика дешевой энергии и сырья, как источника субсидий и кредитов. В ответ Россия усилила политику защиты своих экономических ресурсов, разделив безналичные и наличные денежные потоки,, усилила контроль за выдачей кредитов, доведя цены на экспортируемые товары до мировых стандартов. Обозначился переход от вялой к позитивной дезинтеграции, чреватый серьезными геополитическими последствиями. В этом случае пришло понимание экономических отношений в СНГ на основе рынка, на основе соблюдения баланса интересов, в соответствии с принципом построения экономической целесообразности, с учетом того, что политические разногласия не должны препятствовать реинтеграции.
В резолюции были одобрены основные положения программы модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств. Важно что национальным парламентам было рекомендовано создать механизм реализации типовых законодательных актов и своевременно информировать СНГ о практическом применении этих законов. Можно сказать, что третий этап является наиболее эффективным в развитии и модернизации политического интеграционного процесса в государствах-членах СНГ. Законодательный процесс был четко очерчен, и пересмотр законодательных приоритетов изменил отношение членов СНГ к своей деятельности. Новая интеграционная инициатива, которая была выдвинута в марте-апреле 1996 года в 1996-1997 годах, дает четкое представление о многогранной структуре взаимодействия суверенных государств, которая варьируется от одного уровня к другому в плане экономических и социальных реформ.
Эта многоуровневая структура включает в себя: Российско-белорусские структуры как глубочайшая форма общности, с общими наднациональными, в том числе политическими институтами; Российско-белорусско-казахстанско-кыргызские структуры призваны обеспечить глубокую, особую экономическую форму интеграции, на основе Таможенного и Платежного союзов; структура стран СНГ после распада СССР была сформирована как межгосударственное объединение 12 бывших советских республик. В целом, в зависимости от того, как страны бывшего Советского Союза установили отношения с Россией, можно выделить несколько групп стран СНГ. Армения, Беларусь и Таджикистан входят в число стран, которые зависят от иностранной помощи, в основном от России, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вторую группу составляют Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Украина, которые также во многом зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большим размахом внешнеэкономических связей. Третья группа стран, чья экономическая зависимость от отношений с Россией значительно слабее, состояла из Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана, последний не является исключением, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по территории России.
Из приведенного видно, что СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических союзов и экономических блоков. Формирование данных групп, характеризующихся отношениями и зависимостью от России по большому счету можно считать вынужденным, чем естественным следствием сознательной политики новых государств. Перспективы развития СНГ Перспективы любого государственного союза невозможно определить без учета исторических событий, которые так или иначе касаются объединения государств. На мой взгляд при определении направлений развития необходимо учесть следующие четыре основных урока Великой отечественной войны. Прежде всего, это безграничная вера руководителей страны в свой народ, в свою Родину, это уверенность в собственных силах, умело использующих собственные возможности.
Во-вторых, благодаря социальной сплоченности, единству народа и армии становится возможным успех как до, так и после. Эта война-настоящая отечественная, патриотическая. Достаточно сказать, что за время войны через вооруженные силы прошли более 34 тысяч человек. В-третьих, вопрос укрепления национальной обороны должен стать для повышения боеготовности Вооруженных сил в центре забот народа и национального руководства. В-четвертых, важнейший урок Второй мировой войны - необходимость высокого уровня политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей переводя на современный лад экстремизма и терроризма.
В гитлеровской Германии он действовал под видом национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в форме открытой и кровавой диктатуры террора. Связь этого урока неоспорима.
Первый шаг в направлении независимости сделали прибалтийские республики - Литва, Латвия и Эстония. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы объявил о восстановлении государственного суверенитета. Руководство СССР пыталось сохранить нерушимость страны.
С этой целью в апреле 1990 года был принят закон "О распределении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Республикам предоставлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом экономическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государствами, принимать участие в работе международных организаций при сохранении определенной степени контроля со стороны союзного центра. Этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава самостоятельных республик. Однако в реальной жизни события стали развиваться по-иному. В июне-июле 1990 года государственный суверенитет провозгласили Российская Федерация и Украина.
Начало политической самостоятельности Беларуси было положено 27 июля 1990 года. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов. В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 года в Москве группа высших государственных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были нейтрализованы сторонниками нового курса. Августовские события способствовали резкому ускорению политических процессов и изменению политических сил в стране.
На повестке дня стал вопрос о самом существовании СССР. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Первые годы существования СНГ в большей степени были посвящены организационным вопросам. В декабре 1991 и январе 1992 года в Минске и Москве на высшем уровне были подписаны соглашения и протоколы, определившие принципы и характер новых взаимоотношений между государствами - участниками Содружества, призванные координировать их усилия в экономической сфере, в оборонной области и военном строительстве, в исследовании космического пространства и защите окружающей среды, в решении многих гуманитарных проблем.
Государствами-членами Содружества являются государства-учредители, возложившие на себя обязательства, значащиеся в Уставе, на протяжении одного года после его утверждения соответствующим органом. Стоит отметить, что согласно Уставу предусмотрены две категории: ассоциированные члены, которые могут принимать участие в обозначенных направлениях деятельности, и наблюдатели, имеющие возможность посещать заседания органов Содружества.
Перечень государств-участников 2009 год ознаменовался выходом Грузии из Содружества из-за вооружённого столкновения в Южной Осетии, а в 2014 год и Украина заявила о намерении выйти. Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан. Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств.
Статья 6[ править ] Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства — члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Статья 7[ править ] Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: — координация внешнеполитической деятельности; — сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; — сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; — сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; — вопросы миграционной политики; — борьба с организованной преступностью.
Статья 8[ править ] Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.
Беловежские соглашения
Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Такие государства как Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан слабы, изолированы и не в состоянии серьезно повлиять на ту или иную тенденцию в рамках СНГ при явной неопределенности позиции самой России. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств готовилось в ночь на 8 декабря, подписано было в 10 часов утра. Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.
Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. 25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ). В резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание Содружества. Содружество Независимых Государств, СНГ является международной организацией, призванной регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР, но не все.
Государства-члены организации
- Также в «День в истории»
- СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
- Хронология событий до 8 декабря 1991 года
- Создание Содружества Независимых Государств
EREPORT.RU
Согласно Уставу целями Содружества Независимых Государств являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики , экономики , культуры , образования , здравоохранения , охраны окружающей среды , науки , торговли , в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. В Уставе СНГ предусмотрены сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи , охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью , сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. В алма-атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 года главами 11 государств-основателей СНГ, провозглашалось, что «взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях сохранения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием ; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерного и или нейтрального государства. Содружество независимых государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества».
Важным моментом стало взаимодействие СНГ с другими международными организациями. Еще в 1992 года страны- участницы СНГ заявили о проведении миротворческой политики в отношении друг друга. Таким образом руководители пытались избежать насилия и угрозы насилия в отношении друг друга. В течение длительного времени это Киевское соглашение соблюдалось неукоснительно. Ведь поддержание мира и стабильности провозглашалось неотъемлемым условием существования Содружества.
Нам удалось предотвратить кровавую гражданскую войну за передел советского наследства по югославскому образцу». Затем, в начале 2000-х, по мере укрепления России и геополитической активизации Москвы, роль СНГ стала уменьшаться. Столкнувшись с непригодностью Содружества в качестве инструмента доминирования в отношении других постсоветских государств, Кремль приступил к созданию альтернативных проектов. Заявляя в них цели, близкие к целям СНГ, Россия закладывала в механизмы этих структур возможности для своего диктата, а затем, шаг за шагом, совершенствовала и оттачивала их, добиваясь, при надобности, перезаключения старых соглашений. Идея Москвы сводилась к растаскиванию части функций СНГ по более удобным для нее структурам, где ее доминирующая роль была бы гарантирована. Одновременно, Минск, действуя в своих экономических интересах, ратовал за «инфраструктурное единство постсоветского пространства». Но даже тогда, в относительно спокойные времена, идея «интеграции усиленного режима» не встретила поддержки со стороны других членов Содружества.
А сегодня, спустя десятилетие после этих призывов, отмирание СНГ как структуры стало уже несомненной данностью. В явном противоречии с основополагающей идеей «пространства без границ», внутри Содружества давно уже действует полноразмерный пограничный и таможенный контроль. Даже ближайших союзников, Россию и Беларусь, разделили пограничные зоны. После заявлений главы ФСБ России Александра Бортникова о том, что «основной костяк террористических групп составляют граждане стран СНГ, прибывшие в Россию в потоках трудовых мигрантов», можно ожидать дальнейшего ужесточения такого контроля. В прессе идет дискуссия о введении дактилоскопии для мигрантов из стран СНГ, с которыми у России пока еще отсутствует визовый режим. Правовые инициативы такого рода на региональном уровне уже появились: так, в Заксобрании Санкт-Петербурга их продвигает депутат Андрей Анохин.
Стороны брали на себя обязательства: сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности; развивать выгодное всем сторонам и равноправное сотрудничество в сферах общественной жизни, способствовать активному информационному и культурному обмену. Кроме того, договорились о необходимости: сохранять и поддерживать общность военно-стратегического пространства; гарантировать друг другу необходимые условия размещения, хранения, функционирования вооруженных сил; проводить политику по вопросам комфортной жизни военных, а также согласовывать ее с партнерами. Занимательно, что Верховный Совет России утвердил документ при 188 голосах «за», 6 голосах «против» и 7 «воздержались», тем самым нарушив ст. Позже, СНД трижды отказывался ратифицировать Беловежские соглашения, а потом был разогнан октябрь 1993 г. Позже по инициативе казахстанвского президента Н.
Содружеству Независимых Государств исполнилось 30 лет
В этом Совете каждое государство имеет по одному голосу, решения же принимаются при достижении взаимного согласия. Вместе с этим было принято «Соглашение Совета Глав Государств — участников Содружества Независимых Государств о Вооружённых Силах и Пограничных войсках», которое подтверждало право стран -участников на создание собственных армий. Официально это было зафиксировано 26 декабря 1991 г. СНГ сейчас В настоящее время СНГ - это организацией, активно развивающей политические, экономические, культурные связи. С участием СНГ были созданы многие организации, имеющие более узкую направленность по разным вопросам: Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Центральноазиатское сотрудничество ЦАС и пр.
В Соглашении говорилось, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Была подчеркнута и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».
Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Здесь стоит сказать, что подписанию данного документа предшествовали события, происходившие на территории СССР с середины 1980-х годов.
Стоит ли вообще сохранять СНГ, если ряд его участников предполагает выстраивать свои внешнеполитические приоритеты без учета интересов партнеров по объединению ради получения конъюнктурных выгод от Запада? На эти вопросы сегодня особенно важно найти откровенные ответы. Понять, почему так важно нам сегодня быть вместе. Внутри него остается ряд застарелых противостояний, из-за которых отдельные участники объединения отказываются даже садиться за стол переговоров или сводят диалог к минимуму. В первую очередь это нагорнокарабахский конфликт, который разделяет Армению и Азербайджан, а также неурегулированные территориальные вопросы и трансграничные конфликты в Центральной Азии. Не улучшает ситуацию и так называемый фактор иждивенчества. Ряд стран Содружества требуют для себя от России неких преференций, при этом сами в одностороннем порядке считают возможным нарушать достигнутые договоренности, в частности не платить по долгам.
Самый яркий пример - недавняя ситуация с Молдавией и ее многомиллиардной задолженностью за российский газ. В последний момент проблема была все-таки снята. Было понятно, что так оно и произойдет, но, как обычно, после шумной антироссийской кампании и нагнетания политических страстей. Потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач Следует отметить, что потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества, созданных за три десятилетия, позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач. В рамках СНГ принято более 630 международных договоров, причем 568 из них действующие. Вместе с тем для успеха тех или иных совместных начинаний решающее значение всегда имеет политическая воля руководства независимых государств. Однако внутриполитические процессы или просто конъюнктурные интересы при принятии решений зачастую оказываются более важным фактором, чем укрепление многосторонних институтов и механизмов взаимопомощи внутри СНГ, а страдают от этого в первую очередь простые граждане тех или иных стран. Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. В качестве примера можно привести уже упомянутую МПА.
В Ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится преимущественно к решению текущих административных вопросов. Максимум, чем Ассамблея занята на постоянной основе, - наблюдением за выборами на пространстве СНГ. Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, - Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли. Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества. Государства - участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие "зеленой экономики", создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др.
Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года. Однако уровень развития связей внутри всего СНГ пока не соответствует потенциалу Содружества. В 2021 году товарооборот стал демонстрировать положительную динамику, но обусловлено это не позитивными изменениями в подходах к торгово-экономическому сотрудничеству, а естественным восстановлением экономики в постпандемийный период. Определенные барьеры для взаимной торговли создает соперничество стран СНГ на внутренних и внешних рынках. Некоторые товары, которые производятся в постсоветских государствах, не выдерживают конкуренции с аналогами из России или стран дальнего зарубежья. Да и в структуре экономики государств - участников СНГ преобладают добывающая промышленность и отрасли, в которых производятся товары с низкой добавленной стоимостью. Страны Содружества соревнуются за привлечение прямых иностранных инвестиций и передовых технологий. При этом взаимные расчеты затрудняет неустойчивость национальных валют. Пандемия коронавируса и вызванный ею разрыв глобальных производственных цепочек заставил весь мир задуматься о том, как важно сегодня укреплять региональные связи.
В этих условиях будущее Содружества во многом зависит от того, смогут ли его участники дать импульс процессам новой индустриализации, цифровой трансформации основных отраслей промышленности, согласовать развитие трансграничных транспортных коридоров. Не способствуют движению вперед и проблемы взаимодействия государств СНГ в социальной сфере. В первую очередь речь идет о вопросах, связанных с формированием единого рынка труда и, как следствие, миграцией порядка 2 миллионов человек на пространстве СНГ. В 2021 году страны - участницы СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере занятости а это порядка 125 миллионов экономически активного населения , которое позволяет углублять миграционные связи даже в условиях пандемии. К сожалению, этого недостаточно.
Кроме того, они содержали положения об охране внешних границ СНГ и об их обороне с использованием воздушно-космических сил ВКС. Несмотря на имеющиеся многочисленные проблемы в СНГ, оно продолжает сохранять определённое организационное единство. В 1990-х и в начале 2000-х гг. СНГ не смогло выработать коллективной позиции в момент серьёзных военных и политических обострений, возникавших на его территории. Примерами могут служить реакция членов Содружества на вооружённый конфликт в Абхазии и Южной Осетии 2008 г. При этом серьёзных осложнений в отношениях России с большинством стран СНГ не произошло. В итоге за всё время существования из СНГ фактически вышли только два государства. Первым в 2009 г. В 2014 г. В последующие годы украинское руководство вышло из ряда соглашений, заключённых в рамках СНГ, и регулярно заявляло о скором окончательном выходе из него. В частности, Украина вышла из трёх соглашений в области атомной энергии декабрь 2020 , соглашения о гражданской авиации и воздушном пространстве февраль 2021 , соглашения по защите прав потребителей июнь 2021 , двух соглашений по космосу август 2021 , антитеррористического соглашения СНГ и торгового соглашения о тарифных преференциях февраль 2022. В мае 2022 г. Украина окончательно разорвала три соглашения с СНГ: о мигрантах , аграрном рынке и памятниках.
Союзный договор Горбачёва
- Выход СССР из ООН
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) | ГАРАНТ
- Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
- Мероприятия, связанные с организацией
СНГ — последний выдох СССР
СНГ закрывается, объявили члены союза на его 30-летие | управление отношениями между некоторыми государствами, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических республик. |
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) | В статье рассмотрим, как историю возникновения СНГ, состав стран, входящих в содружество. |
База данных "Статистика СНГ"
- Присоединение к СНГ остальных государств
- Список стран СНГ
- СНГ — «цивилизованный инструмент развода»?
- Становление новой политической системы
- ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств 3