Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся.
Психология толпы
Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа. Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями. Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой.
В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом». Агрессивный тип Об этом виде толпы нужно поговорить отдельно. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности. Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания. Из активного состояния толпа переходит в агрессивное в связи с появлением так называемого возбуждающего стимула.
Именно он провоцирует возникновение общего негодования и возмущения. Но главным образом отличает агрессивную толпу её деструктивное поведение. Скопления людей, которые объединены чувством страха, что вызывается обычно опасностью для жизни, делятся на панические и спасающиеся. Их поведение становится разрушительным — уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее. И панические толпы опаснее спасающихся. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно. Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее.
Экспрессивный тип Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия — это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно — возмущение, радость, гнев, энтузиазм. Яркий пример — люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду.
В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза. По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую.
На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы. Стихийная толпа. Формируется и проявляется, без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г.
Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование.
Социальный контроль бывает двух видов: формальный: Осуществляется через законы, правила и организации, такие как полиция и суды. К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: зарождение: Начало конфликта, возможно, из-за различий и противоречий. Разрешения конфликта могут быть: компромисс: Достижение соглашения, в котором каждая сторона соглашается на частичные уступки.
Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия. Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то чего-то. Преступная толпа [3] — людская масса, совершающая преступления. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.
Характеристика различных видов толпы
Этапы формирования В толпе у человека формируются и проявляются новые качества. Иногда они могут кардинально отличаться от тех, что присущи индивиду в повседневной жизни. Сознательная, умеющая думать и отвечать за свои действия личность исчезает. На ее месте возникает общее чувство, сформированное из идей и предпочтений разных личностей. Читайте также: Как перестать постоянно краснеть при волнении и разговоре: полезные советы В таком случае сборище людей уже не является простой, стихийно созданной толпой. Образуется «коллективная душа» — база для формирования организованного столпотворения.
Участники становятся одухотворенными. Они подчиняются всеобщему закону единства толпы. Но случайного нахождения в одном месте в одно время недостаточно, чтобы масса обрела организованный характер. Нужно влияние каких-либо возбудителей. Согласно поведению коллектива и роли общественного мнения определяют виды формирования групп.
Образуется случайно по поводу разных событий, обычно негативного характера ДТП, задержание правонарушителя, драка. Типичное место формирования — улица. Поведение массы часто носит агрессивный характер. Через некоторое время в ней может появиться лидер. Но признаки организованности нестабильны.
Как только происшествия окончится, толпа расходится. Образование с нечеткими границами. Отличается от толпы более высоким уровнем организации. Ее главный признак — сознательность участников. Характеризуется неустойчивостью.
Роль организатора более важна, чем в толпе. Обычно он не выбирается спонтанно, а известен заранее. Отличительная черта — люди собираются с определенной целью для кратковременного совместного времяпрепровождения. Цель сбора — зрелище. Публику объединяет психическая связь.
Из-за наличия общей цели публикой проще управлять, чем толпой или массой. Но любой инцидент может сделать ее практически неуправляемой бойня, ссора. Публика собирается из-за желания потребления одинакового духовного или информационного продукта. В отличие от толпы или массы, формируется не на территориальной, а на духовной базе. Поведение человека в толпе Оно тоже представляет собой определённый интерес.
Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев: Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль — у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает. Утрата индивидуальности.
Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были — каждый в итоге становится похож друг на друга. Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается. Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации.
При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. Повышенная активация.
Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен. Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил.
А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить. И это — лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность — причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё. Психология толпы явные и скрытые угрозы Массовые мероприятия — форма социального общения между людьми и способ выработки единства установок личности Любое массовое мероприятие обладает тремя признаками: большое количество людей, степень организованности действий и наличие цели.
При любом массовом мероприятии большое значение имеет организация его проведения, чтобы оно не привело к нарушению общественного порядка, не создало угрозу общественной безопасности, не помешало бы деятельности органов власти и управления, не повлияло бы на нормальную работу транспорта и систем жизнеобеспечения граждан. Другими словами, важно, чтобы организованное массовое мероприятие не превратилось в скопление большого количества людей со всеми признаками толпы. Есть определенное противоречие между необходимостью обеспечивать силами органов внутренних дел личную и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий и недостаточными знаниями сотрудниками ОВД психологии толпы и специфики её разновидностей. Недостаток таких знаний может привести к неправильному принятию решений в экстремальных ситуациях и к неверному выбору стратегии профессионального поведения при обеспечении общественного порядка. Разновидности толпы с точки зрения психологии Рассмотрим основные положения, касающиеся психологии толпы и её разновидностей, как с точки зрения классической психологической науки, так и с позиции современных научных подходов к классификации и сущности данного феномена.
Под толпой в психологии понимают временное бесструктурное скопление в большинстве случаев незнакомых между собой людей, как правило, не имеющих конкретно осознаваемой общей цели, но взаимосвязанных сходным эмоциональным состоянием и общими объектами внимания. Первые и до настоящего времени наиболее точные теоретические подходы к пониманию психологии толпы представили в своих работах французский психолог, антрополог и социолог Г. Лебон и австрийский психиатр, создатель психоанализа З. В частности, Г. Лебон характеризовал толпу как «психологическую массу», способную растворить в своей среде любую индивидуальность: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие её индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы».
В этой же работе Г. Лебон приводит утверждение, которое стало известным афоризмом «Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой». Фрейд, разделяя такие сходные феномены, как «психологическая масса» и «толпа», отмечал, что толпа — просто бесструктурное сборище людей, в то время как психологическая масса представляет собой сообщество индивидов, где существует либидозная привязанность к вождю лидеру , личность которого подменяет собственные сознание, интеллект и ответственность. Фрейд считал, что индивиды, составляющие психологическую массу, регрессируют к более ранней ступени развития цивилизации, «… которую мы привыкли находить у дикарей». Лебон и З.
Фрейд впервые в науке описали такие характеристики толпы, как «заражаемость» и «внушаемость», которые рассматривались ими как феномены суггестивного порядка: «Заражаемость есть… феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом». Анализ современной научной литературы отечественных и зарубежных авторов позволяет заключить, что психологическая наука также исходит из того, что толпа образуется из совокупности индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу, не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных какими-либо общими более или менее постоянными интересами. Таковыми оказываются массовые увлечения спортивные и развлекательные мероприятия, распродажи , массовые миграции, митинги, патриотические, религиозные или идеологические мероприятия, демонстрации и т. Как и все иные социальные феномены, толпу можно классифицировать по различным основаниям.
В современной психологии толпа классифицируется по управляемости и характеру поведения. По управляемости толпа делится на следующие типы: — стихийная неуправляемая ; — ведомая; — организованная. Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретных лидеров, организаторов и иных физических лиц. Отличается абсолютной непредсказуемостью и неуправляемостью.
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее организатором и или лидером. Поведение толпы с определённой вероятностью можно предсказать, если заранее известны цели организаторов. Ведомая толпа образуется вокруг «ядра» — организаторов зачинщиков и увеличивается за счёт людей, которые ранее ничего общего друг с другом не имели. Ведомая толпа характеризуется наличием циркулярной реакции или эмоциональной контаминации , побуждающей проявлять схожие эмоции и поведенческие проявления.
Организованная толпа возникает за счёт спланированного организаторами объединения индивидов, которые могут быть незнакомы между собой, но действуют по известному заранее плану или предварительным объявлениям, рекламным кампаниям или политическим акциям. К таким видам толпы можно отнести флэшмобы, заранее объявленные распродажи, митинги и т. Кроме того, отдельно выделяют четыре основных вида толпы: — толпа окказиональная; — толпа экспрессивная; — толпа действующая. Толпа окказиональная от лат. Окказиональная толпа, спонтанно образуясь, может также спонтанно и расформироваться при исчезновении объекта интереса.
Изначально пассивно-нейтральная и не представляющая по своей психологической природе какой-либо опасности окказиональная толпа в некоторых случаях может превратиться в иной, более агрессивный подвид. Такие превращения возможны в ситуациях, когда толпу пытаются разгонять неадекватно жесткими методами, или она становится объектом манипуляций со стороны каких-либо заинтересованных лиц. Кроме того, окказиональную толпу может охватить паника, если объект спонтанного интереса начнёт представлять мнимую или реальную угрозу. К примеру, паническую атаку в окказиональной толпе может вызвать информация, что пожар явившийся причиной формирования скопления людей в ближайшее время вызовет сильный взрыв или распространение отравляющих веществ. Толпа конвенциональная от лат conventio — договор, объявление.
Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. К примеру, конвенциональной толпой можно считать народные гуляния, карнавалы, масленицы, городские праздники, массовые спортивные состязания и т. Конвенциональная толпа, как правило, следует диффузным нормам поведения. Как и окказиональная, конвенциональная толпа по психологической природе изначально не представляет угрозы, но диффузность её структуры также оставляет вероятность перерождения в другие, несущие угрозу виды. Известны случаи, когда объявленные распродажи, рекламные акции ритейлеров при неправильной организации недостаточное количество товаров, на которые были объявлены скидки, отсутствие охраны оканчивались актами воровства, мародёрства и даже погромами.
Нередки случаи пьянства, массовых драк в местах проведения массовых праздников при ненадлежащем обеспечении подобных мероприятий необходимым количеством сотрудников ОВД или профессиональной охраны.
Слайд 11 Действующая толпа подразделяется на: Стяжательскую это мародеры. Слайд 12 Описание слайда: Публика - это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Слайд 13 К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности. Слайд 14 Коллективное поведение - это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Слайд 15 Описание слайда: Социальное поведение личности - это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Слайд 17 Описание слайда: Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.
Негативный проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы. Слайд 18 Описание слайда: Выделяют пять типов поведения: 1.
Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов. Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени. Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную. Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих.
Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом. Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения. В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым свое любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции — в данном случае полицию. Крайний случай экспрессивной толпы — экстатическая толпа, возникающая тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных ритмических действиях. Это происходит в ходе ряда мусульманских праздников типа «шахсей-вахсей», на сектантских бдениях, иногда — на бурных карнавалах в некоторых латиноамериканских странах. В экстатическую толпу часто превращается молодежь на концертах своих музыкальных кумиров или даже на обычных дискотеках.
В нашем примере экспрессивно выражающая свое мнение толпа, собравшаяся вокруг дорожно-транспортного происшествия, также может до поры удерживать свою критику той же полиции в общепринятых рамках. Однако при высокой интенсивности эмоций и, скажем, общего невысокого авторитета полиции в обществе ситуация может резко измениться. От слов такая толпа может быстро перейти к соответствующим действиям, и тогда, скорее всего, пострадают оказавшиеся здесь представители правопорядка или находящийся поблизости полицейский участок. Согласно принятой типологии и закону быстрой трансформации, рассматриваемая нами толпа также превратится в действующую толпу, то есть в толпу, совершающую уже активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта. Конвенциональная толпа, в чем-то приближающаяся к рассматриваемой далее «собранной публике», руководствуется в своем поведении определенными правилами. Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее: спортивного состязания, политического митинга. В таком случае людьми движет определенный конкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам.
Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча. Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной «конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения и недоступные зоны. Внутренне, однако, понятно, что зрители футбольного матча — это не посетители консерватории. Такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента. Она будет конвенциональной, пока хватит сил у конной милиции, ограничивающей проход болельщиков к станции метро по окончании матча. Однако собственные, внутренние «правила» поведения болелыциков-«фанатов» таковы, что они могут смести и милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа — она превратится в следующий вид, в толпу действующую.
Действующая толпа считается наиболее важной в социально-политическом отношении и потому является наиболее пристально изучаемым видом толпы. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Агрессивная толпа — это множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению, убийствам. Паническую толпу образуют люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности реальной или воображаемой. Стяжательская толпа состоит из людей, объединенных желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Такая толпа разнородна, она может включать мародеров, вкладчиков обанкротившихся банков, погромщиков и т. Ее главная особенность — общее эмоционально-действенное единство на фоне осознаваемого в глубине души конфликта: ведь члены такой толпы борются за обладание ценностями, которых все равно на всех не хватит.
Особым подвидом действующей толпы является мятежная или повстанческая толпа. Окончательное название зависит от результата ее действий. В случае успеха она будет не просто «повстанческой», а даже «революционной». В случае поражения она может даже потерять статус «мятежной толпы» и превратиться в «случайный сброд», «путчистов» и т. Еще не так давно Ю. Шерковин писал: «Повстанческая толпа — непременный атрибут всех революционных потрясений — характеризуется значительной классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Действиями повстанческой толпы уничтожались станки на первых механизированных фабриках в период промышленной революции, истреблялась французская аристократия, брались штурмом оплоты реакции, сжигались помещичьи усадьбы, освобождались из тюрем арестованные товарищи, добывалось оружие в арсеналах.
Повстанческая толпа представляет собой особый вид действующей толпы, в которую может быть внесено организующее начало, превращающее стихийное выступление в сознательный акт политической борьбы» «Социальная психология», 1975. Но все изменчиво, и осенью 2000 г. Зюганов уже публично заявлял, что повстанческая толпа, совершившая мирную революцию в Югославии, «пахла марихуаной, водкой и долларами». Однако вернемся к нашему примеру. Из экспрессивной формы, выражающей негативное отношение к полиции, толпа легко хотя здесь уже требуются вожаки может превратиться в агрессивную толпу. Затем, направившись к ближайшему полицейскому участку и разгромив его, она вполне может побывать и в состоянии стяжательской толпы.
Социальные движения могут быть нескольких видов: политические: Организованные усилия граждан, направленные на изменение политической системы или политики. Составляющими девиантного поведения являются: нарушение социальных норм: Девиантное поведение часто связано с нарушением общественных правил и норм.
Существует пять типов поведения: конформизм: Подчинение общественным нормам и ожиданиям. Социальный контроль бывает двух видов: формальный: Осуществляется через законы, правила и организации, такие как полиция и суды. К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил.
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии в результате индустриализации, урбанизации и т. Психология масс толп основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность коллективная душа, по терминологии Лебона или даже социальность. В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».
Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга. В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей: Толпа разнородная: а анонимная уличная и др. Толпа однородная: а секты политические, религиозные и др. Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т.
Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.
Литература У. Его работы посвящены психологии общественных отношений; В. Ханна Сигал англ. Hanna Segal; урожд. Познанская; 20 августа 1918 , Лодзь — 5 июля 2011 , Лондон — британский психоаналитик кляйнианского направления. В своей статье "Хиросима.
Персицкий залив и далее психоаналитическая перспектива" пишет: «Как большинство психоаналитиков я убеждена, что психоанализ притязает быть наукой о человеческом разуме и поэтому имеет вполне законный интерес выдвигать свои догадки о социально-политической сфере общества, становясь предметом для психоаналитического разбора. Еще З. Фрейдом было дано указание на функцию группы по освобождению индивида от вины за агрессивное и «деструктивное отношение человека к человеку». Индивид идеализирует свою группу и сплачивая её через братскую любовь и коллективную любовь к идеалу. Сильнее всего мы любим друг друга тгда, когда нам есть кого сообща ненавидеть. Как правило, на группу проецируется наиболее беспокоящие на психотические части.
Действующая толпа подразделяется на: …; ; стяжательскую; …; 4. Разновидностями социального поведения являются: …; коллективное поведение; …; 5. Социальные движения могут быть нескольких видов: политические; …; …; революционные; …; 6. Составляющими девиантного поведения являются: …; норма правило , которое нарушено; …; 7.
Существует пять типов поведения: конформизм; …; ритуализм; …; …; Социальный контроль бывает двух видов: формальный; …; 8. К методам формального социального контроля относятся: …; обособление; …; 9. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения; …; …; переоценка норм. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: …; …; разрешения конфликта.
В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы. Повышенная контактность. Все люди находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда его и вовсе нет. Так что каждый индивид входит в персональное пространство своего «соседа».
Эмоциональная возбуждённость. Как уже было сказано ранее, неуравновешенные динамические состояния и волнения — это типичные психологические состояния толпы. Толпы образуются стихийно. В них нет организованности, а если она появляется, то теряется очень быстро. Поведение человека в толпе Оно тоже представляет собой определённый интерес.
Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев: Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль — у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает. Утрата индивидуальности.
Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были — каждый в итоге становится похож друг на друга. Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается. Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации.
При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. Повышенная активация.
Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен. Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил.
А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить. И это — лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность — причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё.
Слайд 15 Описание слайда: Социальное поведение личности - это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Слайд 17 Описание слайда: Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Негативный проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы. Слайд 18 Описание слайда: Выделяют пять типов поведения: 1. Слайд 19 Описание слайда: Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен.
Слайд 20 Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Слайд 21 Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.
Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
10. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную, например, представляет толпа щуюся объединяет людей, находящихся в состоянии паники. 1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение. это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически.
Вы точно человек?
Психология толпы | Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. |
Толпа и социальный психоз | Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. |
Виды толпы и их характеристики | Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. |
Понятие и классификация толпы | Действующая толпа подразделяется на. |
Психология толпы | Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую (стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательскую (мародерскую). |
Понятие и классификация толпы
Действующая толпа подразделяется на типы: 3. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную.
Слайды и текст этой презентации
- Источники и литература
- Похожие презентации
- Содержание
- Содержание
- Психология толпы (часть 1)
Схема социального поведения
Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательскую и так называемую агрессивную. Действующая, спасающаяся толпа—это толпа, находящаяся в состоянии паники. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например. Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа. Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении.
Домашний очаг
- Этапы формирования толпы
- Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение
- СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Понятие и классификация толпы — Студопедия
- Психология массовидных явлений. Способы изучения толпы
Виды толпы
Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. -убегающая (спасающаяся) толпа.
Тема 2.5. Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей
5. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия.
Виды толпы и их характеристики
Толпа это в обществознании | Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. |
Тема: «Социальное поведение » | Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных. |
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | § убегающая (спасающаяся) толпа. |
Психология толпы (часть 1) | -убегающая (спасающаяся) толпа. |
Психология толпы | Шпаргалка к написанию экзаменов | Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. |
2. Классификация толпы
В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности тем более сильная, чем многочисленнее толпа и сознание значительного хотя и временного могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.
В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов.
В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников.
Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.
У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.
Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность.
Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида или подвида в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.
Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.
Психологические особенности индивида в толпе В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности.
Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе. Состояние единения ассоциации. В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием.
Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать или, напротив, не сделать то, чего они никогда бы не сделали или, напротив, что непременно сделали бы при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности.
Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник. Толпа бесструктурное скопление людей, не осознающих и не имеющих общую цель, но связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Основные признаки Т. Люди постепенно утрачивают индивидуальность, как бы уравниваются, их поведение становится сходным; ответственность размывается. Они с большей легкостью поддаются внушению, возрастает некритичность мышления, переключаемость внимания. Выделяют следующие виды Т. Конвенциональная, объединенная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая, часто — лишь на время, следовать некоторым правилам поведения. Экспрессивная, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию; ее крайняя форма — экстатическая толпа.
Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности ; стяжательскую мародерскую — скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на захват материальных ценностей людей; повстанческую мятежную или революционную , которая характеризуется классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Следует добавить, что спасающиеся в определенной степени сохраняют способность произвольной регуляции поведения, оно остается более или менее предсказуемым. Панические Т. Воздействовать на Т. Источник: Человек. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь. Источник: Современный словарь по психологии. Современное Слово 1998.
ТОЛПА большая, стихийно возникающая, внутренне не организованная, меняющаяся по своему составу группа людей, случайно собравшихся вместе по какому-либо временно волнующему всех их поводу, в каком-либо определенном месте. Она характеризуется единообразием переживаний, отношений и действий людей. Психологическое единообразие Т. Выделяются следующие разновидности Т: импрессивная, экспрессивная и действующая. Импрессивной называют относительно небольшую Т. Такая Т. Экспрессивная-это Т, которая не только наблюдает за происходящим, но и выражает по поводу происходящего общие эмоции, например, радость, огорчение, гнев и т. Типичным случаем такой Т.
Действующей называется Т. Примеры такой Т. Действующая Т. Позитивно-активная Т. Агрессивная Т. Паническая Т. Для Т. Источник: Психологичеcкий словарь.
Основными механизмами формирования Т. Выделяются 4 основных вида Т. Паника массовая ; в стяжательная Т. Она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта полит. Отсу тствие ясных целей, отсут ствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.
Слайд 11 Действующая толпа подразделяется на: Стяжательскую это мародеры. Слайд 12 Описание слайда: Публика - это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Слайд 13 К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.
Слайд 14 Коллективное поведение - это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Слайд 15 Описание слайда: Социальное поведение личности - это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Слайд 17 Описание слайда: Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.
Негативный проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы. Слайд 18 Описание слайда: Выделяют пять типов поведения: 1.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник. Толпа бесструктурное скопление людей, не осознающих и не имеющих общую цель, но связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Основные признаки Т. Люди постепенно утрачивают индивидуальность, как бы уравниваются, их поведение становится сходным; ответственность размывается. Они с большей легкостью поддаются внушению, возрастает некритичность мышления, переключаемость внимания. Выделяют следующие виды Т. Конвенциональная, объединенная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая, часто — лишь на время, следовать некоторым правилам поведения. Экспрессивная, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию; ее крайняя форма — экстатическая толпа.
Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности ; стяжательскую мародерскую — скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на захват материальных ценностей людей; повстанческую мятежную или революционную , которая характеризуется классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Следует добавить, что спасающиеся в определенной степени сохраняют способность произвольной регуляции поведения, оно остается более или менее предсказуемым. Панические Т. Воздействовать на Т. Источник: Человек. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь. Источник: Современный словарь по психологии. Современное Слово 1998. ТОЛПА большая, стихийно возникающая, внутренне не организованная, меняющаяся по своему составу группа людей, случайно собравшихся вместе по какому-либо временно волнующему всех их поводу, в каком-либо определенном месте. Она характеризуется единообразием переживаний, отношений и действий людей.
Психологическое единообразие Т. Выделяются следующие разновидности Т: импрессивная, экспрессивная и действующая. Импрессивной называют относительно небольшую Т. Такая Т. Экспрессивная-это Т, которая не только наблюдает за происходящим, но и выражает по поводу происходящего общие эмоции, например, радость, огорчение, гнев и т. Типичным случаем такой Т. Действующей называется Т. Примеры такой Т. Действующая Т. Позитивно-активная Т.
Агрессивная Т. Паническая Т. Для Т. Источник: Психологичеcкий словарь. Основными механизмами формирования Т. Выделяются 4 основных вида Т. Паника массовая ; в стяжательная Т. Она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта полит. Отсу тствие ясных целей, отсут ствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т.
Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.
Тема: Социальное поведение
В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на религиозном шиитском празднике шахсей-вахсей, доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока. Действующая active Т. В ее рамках выделяется несколько подвидов: агрессивная aggressive Т. В практическом плане наиболее важное свойство Т. Контролировать поведение Т. Нельзя допускать возникновения агрессивной, стяжательной и панической Т. Необходимо обустроить жизнь так, чтобы не было у людей чувства фрустрации, отчаяния, безысходности, т. Караяни Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. Харвест 2021 г. Толпа во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута.
В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация — типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающим фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий. Что касается конвенциональной толпы, то подобный тип сообщества зарождается в связи с некоей информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии например, ключевой футбольный матч, заранее анонсированный концерт и т. По сути дела, эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме достаточно не устоявшейся конвенции по поводу столь же жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий, имеющих конкретную социальную специфику. Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения этого отношения превращается в толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения — концерты, например, ансамблей «тяжелого рока», массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. Наконец, действующая толпа, отличительным свойством которой выступает какое-либо совместное действие, своего рода деятельный и при этом необузданный порыв, отчетливо проявляемая ее членами общая активность. При этом те исследователи, которые предпринимали попытку дать содержательно исчерпывающую типологию различных типов толпы, подчеркивали, что «действующая толпа... Назаретян, Ю. Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна.
Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической одна из разновидностей толпы действующей и т. Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов. Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «... Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе.
В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают;... Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1. При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами.
Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания.
Фрейд утверждал , что отклоняющееся поведение связано с врождённой, присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании, но и в реальности. Причины девиантного поведения преступников часто нужно искать в детстве. Слайд 31 Социологическая теория Э.
Дюркгейма Французский учёный Э. Дюркгейм был первым из учёных , кто сделал вывод, что отклоняющееся поведение зависит от социальных условий. Во времена кризисов,бурных потрясений в обществе рушатся социальные нормы,люди теряют ориентацию.
Поведение людей в социально неорганизованной общности Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности — толпа. Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные значимые для них воздействия путем психического заражения. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.
Человек в толпе, приобретая чувство анонимности, самовыс- вобождается из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения.
Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонстауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов секты « Храм народов » покончили с собой, выпив препарат цианида. Психические эпидемии — одномоментное проявление и «эпидемическое» распространение среди значительных групп людей разного рода однотипных психических отклонений расстройств высшей нервной деятельности различной степени тяжести, сопровождающихся необычным, зачастую девиантным поведением, имеющих признаки психических и неврологических заболеваний. Факторы возникновения Возникновению психических эпидемий обычно содействуют следующие факторы: 1. Масса подобного рода представлений, порождая в людях ненормальное чувство страха пред природой и людьми, создавала почву для душевных заболеваний.
Эти же ложные представления составляли материал, из которого развивался бред заболевших. Таким образом, физиологическое или нормальное содержание психики доставляли те зародышевые элементы, из которых развивалось помешательство у первобытных народов. Это положение сохраняет и в настоящее время свою силу для многих случаев; 2. Развитие психических эпидемий совершается благодаря распространению болезненных явлений с одного субъекта на окружающих. Заразительность имеет две формы: а подражательность движений. Большая часть, если не все психические эпидемии отличаются обилием болезненных движений — конвульсий, гримас, танцев, криков, вращательных движений, бега и т.
Психические симптомы эпидемий помешательства обыкновенно состоят в различных видениях и слуховых галлюцинациях , которые сами по себе довольно ярки и влекут за собой крики, движения, позы, экзальтированную речь пророчества , что благоприятствует их заразительности путём внушения. Психическая заразительность, как в форме двигательной подражательности, так и в виде внушения, находит для себя благодарную почву на низших ступенях духовного развития у первобытных народов; 3. Те же причины, которые вызывают заразительность душевных заболеваний, обусловливают и сильное действие отдельных мыслей и образов на психику малокультурного индивида. Под влиянием ложной идеи, суеверия, особенно же видений, галлюцинаций, у такого индивида легко развивается душевное расстройство. Вот почему в известные эпохи, когда господствовали ложные идеи и суеверия, часто возникали душевные расстройства на почве религиозных суеверий, как продукт самовнушения, и путём заразительности принимали эпидемический характер. Формы и разновидности психических эпидем Их можно разделить на 4 большие группы: 1.
Горделивый бред обыкновенно принимал форму профетизма и политического честолюбия; 2. Витта , эпидемии кликушества , падучей, истерических судорог, каталепсии и т. В действительности все последние три формы заболеваний тесно связаны между собой, а также трудно провести границу между ними и чисто психическими эпидемиями. Психическая эпидемия иногда остановившись в своем распространении, замыкалась в пределах одной группы, людей и, передаваясь из поколения в поколение, приобретала характер секты , существовавшей целые века. Примером могут служить наши скопцы и валезиане на Востоке. История психических эпидемий Средние века были эпохой наиболее богатой как настоящими психическими эпидемиями, так и различными сектами патологического характера.
В VIII столетии в Калабрии Италия возникла эпидемия демонического помешательства, сопровождавшаяся соответственными галлюцинациями одержимости бесом. Эпидемия распространилась до Константинополя. В 1206 году душевнобольной мальчик в Перуджи стал проповедовать и предсказывать грядущие бедствия и конец света, призывая народ к покаянию. Возникла эпидемия « флагелиатизма », то есть самобичевания , которая охватила всю Европу и сопровождалась массовым пилигримством. Эпидемия пляски святого Вита появилась в конце XIV века; она зародилась в южной Германии , распространилась на всю последнюю и на соседние страны. Группы больных, держась за руки, образовывали круг, который двигался по улицам, вращаясь и сопровождая своё движение дикими танцами и прыжками.
Больные находились в беспамятстве, бреде и галлюцинировали. В 1374 году в Кёльне явилась толпа больных из Германии и перенесла эпидемию на левый берег Рейна , в Страсбург. Музыка, пение и церковная служба содействовали распространению этой эпидемии.