Посадочный комплекс (из воспоминаний начальника боевого расчета средств навигации орбитального корабля «Буран»).
«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран»
Из-за сложных погодных условий в Бугульминском районе введен в действие оперативный план «Буран». Вокруг орбитального корабля «Буран», который хранится на Байконуре, продолжаются споры. План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты.
«Буран»: триумф и трагедия
Она была способна выводить на разные околоземные орбиты самые различные аппараты, а также запускать межпланетные и лунные корабли. Большой комплексной программой, неразрывно связанной с разработкой «Энергии», стало создание орбитального космического корабля «Буран». Особенность баллистической схемы полёта состоит в том, что «Энергия» лишь создаёт условия для выхода «Бурана» на орбиту, а сама, продолжая уже пассивный полёт по суборбите, приводняется в заданном районе Тихого океана. По своей конструкции и характеристикам «Буран» существенно отличается от всех ранее созданных в нашей стране космических кораблей. Крыло суммарная площадь около 250 кв. Корабль «Буран» вышел на орбиту искусственного спутника Земли, совершил два витка вокруг Земли на высоте 250 км и через 205 минут после взлета выполнил автоматическую посадку на специально построенную для него взлетно-посадочную полосу длиной около 5 км и шириной 80 метров с высоким качеством покрытия. Аэродром был оснащен современными радиосредствами, обеспечивающими всепогодную посадку, включая автоматическую.
Таким образом лишь подтверждая эффективность разработки советских конструкторов. Посадка прошла гораздо мягче, чем ожидалось, так как ВПП была специально доработана для «Бурана» и имела идеально ровную поверхность, к тому же челнок значительно потерял скорость.
Даже тормозные парашюты, рассчитанные на срабатывание при первом касании колёсного шасси и полосы, сработали только через 10 секунд, когда корабль уже сбавлял скорость на полосе. Так «Буран» стал первым в истории орбитальным кораблём, успешно выполнившим приземление в автоматическом режиме. Безусловно, этот полёт вызвал триумф, после которого в Европе заговорили о возможности полётов на Марс, однако СССР не мог позволить себе таких финансовых вложений, все деньги были потрачены на реализацию данной программы. По разным оценкам, на проект было затрачено от 14 до 17 миллиардов советских рублей. Поэтому «Буран» был доставлен в монтажно-испытательный корпус-112, а на его поддержание выделены деньги. Дальнейшее развитие программы было отложено до «лучших времён». Официально программа была закрыта в 1993 году, после развала Советского Союза. Однако утром 12 мая 2002 года произошла трагедия — во время реконструкции крыши МИК-112 обрушилась конструкция монтажного корпуса.
Великий проект остался под завалами, так и не написав полноценную главу в истории космоса.
Мы не хотим сейчас повторять этих ошибок», — сказал Александр Блошенко. Напомним, многоразовый космический корабль «Буран» свершил свой первый и единственный полет 15 ноября 1988 года. Полет проходил полностью в автоматическом режиме без экипажа.
При первом же полете американского корабля, согласно разным источникам, было утеряно от 14 до 37 теплозащитных плиток и повреждено в два — два с половиной раза больше, чем на «Буране». Для предотвращения передачи температуры от наиболее температурно нагруженных углеродных элементов орбитального корабля к силовым конструкциям из металла и в целях компенсации температурных расширений разнородных материалов использовались керамические «отсечные мосты». С помощью «отсечных мостов» осуществлялось крепление носового обтекателя и секций крыла корабля к силовым элементам планера. И если бы он не охлаждался, вся аппаратура пришла бы в негодность.
Поэтому на орбитальном корабле была предусмотрена система наддува и вентиляции, которая снабжала воздухом все элементы космического корабля. В ее безупречной работе немалая заслуга «Технологии», изготовившей тонкостенные герметичные трубопроводы для системы воздушного термостатирования орбитального корабля, обеспечив все требования по минимизации их веса. Общий метраж системы термостатирования «Бурана» составил 200 метров. Очень хорошо была продумана система безопасности. Экипаж «Бурана» мог в экстренной ситуации катапультироваться либо отделить корабль от ракеты-носителя Очень хорошо была продумана система безопасности. Экипаж «Бурана» мог в экстренной ситуации катапультироваться либо отделить корабль от ракеты-носителя в шаттлах этого предусмотрено не было. За тридцать лет работы программы Space Shuttle 1981—2011 было совершено 135 запусков с 852 членами экипажа на борту. За время эксплуатации «челноков» было две аварии: 28 января 1986 года произошла катастрофа шаттла «Челленджер», а 1 февраля 2003-го года — шаттла «Колумбия».
В обоих случаях погибли все члены экипажа, в общей сложности 14 астронавтов. Для вывода «Бурана» в космическое пространство использовалась отдельная ракета-носитель, благодаря этому удалось снизить его вес на восемь тонн, увеличив, таким образом, объем полезного груза, который можно было бы взять на борт. Конструкция шаттла состояла из двух твердотопливных ускорителей и самого корабля с тремя маршевыми двигателями, а также подвесного топливного отсека. В итоге шаттл мог взять на борт до 25 тонн груза при полете в космос и до 15 тонн при спуске на Землю, а «Буран» мог брать на борт груз весом 30 тонн, а при спуске — 20 тонн. Максимальное время полета «Бурана» составляло 30 суток, он мог взять на борт до десяти человек. У шаттла эти показатели были ниже: 20 суток и восемь человек. Пилотный запуск было решено провести в беспилотном режиме: с одной стороны, это позволяло исключить риск для экипажа, с другой — давало возможность протестировать всю автоматику. Согласно первоначальным планам пуск «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 года.
Но меньше чем за минуту до старта произошло непредвиденное ЧП: не прошло нормальное отведение площадки с приборами. После устранения проблемы было принято решение перенести старт на 15 ноября, и он тоже чуть не сорвался из-за погоды: на Байконур надвигался циклон, было передано штормовое предупреждение. Но руководитель полетов Владимир Гудилин после короткого совещания принял окончательное решение: лететь! Без десяти шесть утра ракета-носитель «Энергия» оторвалась от земли. Полет проходил штатно, его сопровождали самолеты, с которых велась съемка всех деталей полета — вплоть до отделения ступеней ракеты-носителя. Сделав запланированные два витка вокруг Земли, «Буран» успешно долетел до аэродрома и начал заходить на посадку. Она обещала быть непростой из-за отвратительной погоды. Корабль нужно подрывать!
Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше». И действительно, когда уже после приземления стали разбираться, выяснилось, что такой вариант был заложен в программу в качестве одного из многих. Правда, вероятность выбора этого варианта составляла всего три процента. Позже, анализируя посадку «Бурана», специалисты пришли к выводу: автоматизированная система управления выбрала наилучшее решение. Штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и автоматизированная система управления самостоятельно рассчитала новую траекторию. А сама посадка оказалась настолько мягкой, что тормозные парашюты сработали с небольшой задержкой. Это был потрясающий успех, корабль выполнил все нужные маневры и успешно приземлился. Все находившиеся в тот момент на космодроме ликовали.
План «Буран» объявлен в пяти районах Татарстана
В результате, советская космическая отрасль получила задание создать многоразовую космическую систему многоцелевого военно-гражданского назначения с характеристиками, аналогичными системе «Спейс шаттл» [14]. Разработка многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» началась в 1974 году , её главным конструктором был Борис Иванович Губанов [1] :2,3. Первая версия советской транспортной космической системы ОС-120 , предложенная в 1975 году , по сути отличалась от системы «Спейс шаттл» только наличием 4 жидкотопливных ускорителей первой ступени вместо 2 твердотопливных у американской системы. В 1976 году была предложена существенно изменённая версия ОК-92 — двигатели второй ступени были перемещены с орбитального корабля-космоплана на бывший отделяемый топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты « Энергия ». В 1978 году проект «Бурана» приобрёл свой окончательный вид [12]. В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия»-«Буран». Для сравнения, полные расходы на программу «Шаттл» за всё время её существования должны превысить 160 млрд долларов США. Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО « Молния ». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский , уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы « Спираль ». Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года ; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр.
С завода корабли доставлялись водным транспортом на барже под тентом в город Жуковский , а оттуда с аэродрома Жуковский — воздушным транспортом на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т — на аэродром « Юбилейный » космодрома Байконур. Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса ВПП на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный Хороль в Приморье , а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР на Кубе , в Ливии. К 1988 году специально для транспортировки с запасных аэродромов Киевским авиационным производственным объединением был создан Ан-225 «Мрия» , а для транспортировки по космодрому был разработан уникальный транспортно-установочный агрегат. Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года.
Все службы города работают в круглосуточном режиме, чтобы обеспечить безопасность жителей района. Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24: almet-tv mail.
Однако военные проявляли гораздо больший интерес к системе, аналогичной по возможностям и характеристикам американскому проекту Space Shuttle. Постановление Правительства N 132-51 "О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т" было выпущено 12 февраля 1976 г. Из множества предложенных вариантов системы была выбрана двухступенчатая ракета-носитель пакетной схемы с параллельным расположением ступеней и боковым креплением полезного груза.
Универсальность схемы позволяла реализовать давнюю мечту всех разработчиков - создать ряд модульных носителей, включающий ракету " Гроза " среднего, "Буран" тяжелого и " Вулкан " сверхтяжелого класса. Каждая РН включала центральный блок вторая ступень - единая для всех типов носителей и различное число боковых блоков первая ступень. В частности, " Гроза " должна была иметь два ускорителя, "Буран" - четыре, а " Вулкан " - шесть-восемь.
Кроме того, на базе бокового блока предполагалось создать РН "Зенит" , заменяющую по грузоподъемности "Союз". Работы завязались достаточно быстро. Следующее Постановление Правительства за N 1006-323 от 21 ноября 1977 г.
Предприятия Министерства общего машиностроения, разрабатывающие ракету-носитель, широко взаимодействовали с институтами и заводами Министерства авиапромышленности, которые отвечали за орбитальный самолет. Для выхода на проектные характеристики системы пришлось полностью перевооружить все предприятия отрасли, оснастив их высокопроизводительным в том числе и импортным оборудованием - чего не делалось по всем предыдущим программам. С учетом опыта Н-1 финансирование работы осуществлялось ритмично и в требуемых объемах.
Информация о разработке системы Space Shuttle шла широким потоком, поэтому для ускорения работ наша программа отставала от американской на семь лет при проектировании орбитального самолета за опорные параметры брались характеристики штатовского аналога. Особенно пригодились сведения о продувках моделей в аэродинамических трубах и о летных испытаниях аналога шаттла - орбитальной ступени Enterprise OV-101. Однако, несмотря на внешнее сходство, основные конструктивно-технологические решения, принятые на "Буране", можно считать отечественными ноу-хау, так как перенести американскую технологию в нашу промышленность было даже теоретически невозможно да никто, собственно, и не пытался этого делать.
Предполагалось выйти на этап летных испытаний системы к 1983 г. На первом этапе, когда основная тяжесть лежала на плечах разработчиков носителя, не терпелось проверить именно ракету. Предлагалось в первых полетах даже не отделять МЛ от центрального блока, но не решились этого сделать.
Штатный "Буран" без экипажа должен был полететь в 1984 г. К первому полету "Колумбии" стало ясно, что мы не успеваем и дата пуска нашей системы передвинулась на юбилейный 1987 г. Даже этот срок казался недостижимым, и было предложено к первому полету упростить все системы как только можно.
Американцы трубили о своих трудностях с маршевыми кислородно-водородными ЖРД, теплозащитой и системой управления. У нас, как ни странно, с теплозащитой дела обстояли достаточно хорошо. Правда, к моменту сборки первых РН еще не были готовы двигатели первой ступени и оставались серьезные замечания по орбитальному самолету, но все же...
Толбоев призвал оставить «Буран» в Казахстане в качестве благодарности за содействие в космической программе. Земля круглая. Казахи тоже участвовали — и «Байконур» дали, и степи дали, и землю дали. Спасибо казахам. Ну, зачем мы должны чего-то отнимать? Спасибо казахам, что за Русь стоят насмерть». В мае неизвестные разрисовали корабль «Буран» на Байконуре.
Рассекреченные документы от Роскосмоса по «Бурану»
Новости Комиссии —» Запуск программы НАШ БУРАН» 11.11.2020. это комплекс организационных и практических мероприятий направленных на уменьшение рисков чрезвычайных ситуаций на дорогах, а также на спасение и сохранение. Интерфакс: "Роскосмос" к 35-летию полета многоразового космического корабля "Буран" опубликовал рассекреченные документы о программе этого полета. Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись.
«Буран»: триумф и трагедия
Стало известно о советских планах разработки «Бурана-Т»: Космос: Наука и техника: | так решили на заседании городского штаба благоустройства Казани. |
Глава Бавлинского района объявил о введении плана «Буран» | В Казани с 15 января в связи с обильными снегопадами объявлен оперативный план «Буран». |
Глава Бавлинского района объявил о введении плана «Буран» | Корпорация «Роскосмос» к годовщине единственного полёта многоразового космического корабля «Буран» опубликовала на своём сайте рассекреченные. |
Дмитрий Рогозин: возрождение программы «Буран» — неизбежность
Катюшка Шпилька А в нашем городе автомобильную калею не убирают. Автомобили то и дело из нее вылетают. Из полосы в полосу с ужасом переезжаешь, кажется что "пузом" повисним. Нас один раз "выкинуло".
Хорошо на встречном движении не было автомобилей. Пока вроде только страдают автомобили и автомобилисты с кустами и деревьями, но возможно скоро и на тратуар начнут вылетать.
Только годы спустя после первого и единственного полета орбитального корабля «Буран», хлынул открытый поток ранее секретной информации. После учебы в Ижевском механическом институте и Ростовском ВВКИУ имени Неделина мне довелось 7 лет, с 1983 по 1990 годы, работать на посадочном комплексе орбитального корабля «Буран». Сначала — в должности инженера отделения, а потом начальником отделения я целый год дежурил на 50 участке одном из шести ретрансляторов-дальномеров навигационных. А с лета 1987 года в должности начальника команды средств навигации орбитального корабля принимал уже весь комплекс дальней навигационной системы в эксплуатацию. Расскажу вкратце о посадочном комплексе.
На космодроме Байконур, да и во всем Советском Союзе подобных объектов никогда не было. Поскольку старт в космос новой системы однозначно определялся с Байконура, туда же следовало и возвращать орбитальный корабль. Посадочная полоса аэродрома «Юбилейный» с высоты птичьего полета Здесь интересно отметить, что свою систему мы начали создавать на четыре года позже американцев, а они уже в августе 1977-го начали сбросы своего «орбитера» с самолета, сажая его на авиабазе «Эдвардс». Хороша эта база тем, что расположена на обширной, окаменелой и ровной, как стол, поверхности пустыни Мохаве. Опытному пилоту садиться на эту равнину, даже без двигателей, — не проблема: садись хоть вдоль, хоть поперек! А вот в зыбучих казахстанских песках мы себе этого позволить не могли... И похожей равнины не нашлось и на всей огромной территории Союза.
Значит — надо строить специальную посадочную полосу на Байконуре и дополнительно перестраивать несколько аэродромов в качестве запасных на западе аэропорт г. Симферополь и востоке страны аэродром морской авиации населенный пункт Хороль на Дальнем Востоке недалеко от г. Немногим более года ушло на проектирование посадочного комплекса и в начале 1979-го военные строители космодрома уложили в будущую полосу первый бетон. В абсолютно необжитом месте, посреди голой полупустыни, в месте, которое на топокартах обозначено как «урочище Ушкызыл», предстояло смонтировать в монолитную ленту шириной 84 м и длиной 4, 5 километра десятки тысяч тонн арматуры, уложить сотни тысяч кубометров бетона. Работали круглосуточно и через три года, в апреле 1982-го, на новую полосу приземлился необычный самолет с большущей «бочкой» на спине. Дело в том, что ракета-носитель орбитального корабля была огромной. Диаметр топливных баков 2-й ступени — около 8 метров, длина самого большого, водородного бака — более 40 метров.
Работали круглосуточно и через три года, в апреле 1982-го, на новую полосу приземлился необычный самолет с большущей «бочкой» на спине. Дело в том, что ракета-носитель орбитального корабля была огромной. Диаметр топливных баков 2-й ступени — около 8 метров, длина самого большого, водородного бака — более 40 метров. Изготавливались они на заводе в Куйбышеве ныне — Самара , а вот доставить их на Байконур было проблемой. Задачу обеспечения авиационной транспортировки крупногабаритных конструкций МКС с заводов-изготовителей на космодром решили, создав специальный самолет-транспортировщик 3М-Т на базе стратегического бомбардировщика 3М. Трассовый радиолокатор участок 42 вид с вертолета Но впереди была самая главная задача— обеспечение автоматической посадки орбитального корабля. Методика летных испытаний пилотируемых космических кораблей в СССР однозначно определяла запуски новых аппаратов в беспилотном режиме. Но, если парашютная посадка спускаемых капсул «Востоков» и «Союзов» не предъявляла высоких требований к точности и к месту приземления, то посадка «космического самолета» следовала на узкую бетонную полосу выбранного аэродрома.
Здесь уместно напомнить, что американский «Спейс Шаттл» в первом полете был с экипажем на борту, садился на огромную плоскость авиабазы Эдвардс... И, если учесть, что орбитальный корабль, возвращаясь с орбиты, гасит первую космическую скорость и высоту полета преодолевая «тепловой барьер», «выбирает» боковую дальность от плоскости орбиты до места посадки, двигаясь по сложной «баллистическо-аэродинамической» траектории и при этом не имеет двигателей для ухода на «второй круг» при посадке — можно представить, какие требования предъявлялись к посадочной автоматике. И все-таки эта задача была решена — впервые не только в отечественной, но и в мировой практике. Не просто это было... Много сомневающихся в возможности автоматического возврата корабля. Летчики-испытатели из «Бурановского» отряда космонавтов ратовали за первый полет с экипажем на борту. Но Главный конструктор советских орбитальных самолетов Глеб Евгеньевич Лозино — Лозинский был непреклонен: первые испытательные полеты — только в автоматическом режиме! Несомненно, он был главным идеологом беспилотной посадки, для осуществления которой необходимо создать специальную радиотехническую систему.
Институтом прикладной математики им. Келдыша совместно с Московским опытно-конструкторским бюро «Марс» разработаны алгоритмы и бортовые программы для системы навигации и управления движением на участке аэродинамического спуска и посадки орбитального корабля. Ленинградский Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры ВНИИ РА создал Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», состоящий из специального бортового и наземного оборудования.
Согласно постановлению, работу необходимо выполнить до 1 ноября. Так, к 15 сентября миндортрансу РТ нужно разработать комплекс мероприятий по подготовке автодорог общего пользования к зимнему сезону, а минздраву РТ — обеспечить готовность медорганизаций к оказанию своевременной медпомощи гражданам, которые оказались изолированы в результате снежных заносов и автокатастроф. Также до 1 октября муниципалитеты республики должны заключить контракты на зимнее содержание дорог местного значения, а также подготовить коммунальные службы к работе в зимних условиях.
Непростая судьба «Буранов»
- Командно-штабная тренировка по плану "Буран"
- Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект | Аргументы и Факты
- Почётный президент МАКС рассказал о собственном боевом экземпляре «Бурана»
- Глава Бавлинского района объявил о введении плана «Буран»
- Вице-премьер Рогозин поручил возобновить программу космических кораблей «Буран»
- Популярное
Командно-штабная тренировка по плану "Буран"
Начало опытно-конструкторских работ транспортного ракетно-космического комплекса (ТРКК) «Буран-Т» было запланировано на 1982 год. План "Буран" объявлен в Казани из-за сильных снегопадов. Чтобы устранить последствия стихии, на улицы города выйдут 800 единиц спецтехники. Класс!79. Новости Первого канала. Космический корабль «Буран» является хорошим примером действия космической техники в разных средах, к строительству подобных аппаратов необходимо вернуться, заявил. Воронежский хоккейный клуб «Буран» представил план подготовки к сезону-2023/2024. Руководство Казани решило еще раз продлить действие плана «Буран» — теперь до 28 января включительно.
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект
Программа "Энергия" - "Буран" была настолько грандиозной, что ничего подобного в истории не сделано до сих пор. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. Программа создания космолета "Буран", совершившего единственный полет 35 лет назад, должна стать примером по уровню организации для подобных масштабных проектов РИА. 35 лет назад Советский Союз удивил планету, запустив программу космических самолетов «Энергия-Буран». Система «Энергия-Буран» была переведена из Программы вооружений в Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач. Роскосмос опубликовал рассекреченные документы, чертежи и фотографии, связанные с запуском многоразового челнока "Буран"; Это произошло 35 лет назад.
Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект
В Казани объявлен план «Буран» | Интерфакс: "Роскосмос" к 35-летию полета многоразового космического корабля "Буран" опубликовал рассекреченные документы о программе этого полета. |
Дмитрий Рогозин: возрождение программы «Буран» — неизбежность - Всемирный Русский Народный Собор | Программа «Буран» была закрыта в 1993 году из-за недостатка : Роскосмос. |
Стало известно о советских планах разработки «Бурана-Т»: Космос: Наука и техника: | Роскосмос опубликовал рассекреченные документы, чертежи и фотографии, связанные с запуском многоразового челнока "Буран"; Это произошло 35 лет назад. |
Наш ответ шаттлам
- Другие новости
- «Роскосмос» рассекретил документы о многоразовом космическом корабле «Буран»
- В Татарстане скорректируют план «Буран»
- "Роскосмос" рассекретил документы о полете космического корабля "Буран"
- В Казани объявлен план «Буран»
- Сильнейшая метель в Казани: объявлен план "Буран"
Свежие новости
- «Чтобы не допустить коллапса»: в Бугульминском районе введен план «Буран»
- В Нижнекамске объявлен план «Буран» — НТР 24
- «Буран»: триумф и трагедия
- Роскосмос обнародовал программу полета корабля "Буран" к его 35-летию
- «Роскосмос» опубликовал рассекреченные документы о полёте космического корабля «Буран» / Хабр
В Татарстане скорректируют план «Буран»
Опытному пилоту садиться на эту равнину, даже без двигателей, — не проблема: садись хоть вдоль, хоть поперек! А вот в зыбучих казахстанских песках мы себе этого позволить не могли... И похожей равнины не нашлось и на всей огромной территории Союза. Значит — надо строить специальную посадочную полосу на Байконуре и дополнительно перестраивать несколько аэродромов в качестве запасных на западе аэропорт г. Симферополь и востоке страны аэродром морской авиации населенный пункт Хороль на Дальнем Востоке недалеко от г. Немногим более года ушло на проектирование посадочного комплекса и в начале 1979-го военные строители космодрома уложили в будущую полосу первый бетон. В абсолютно необжитом месте, посреди голой полупустыни, в месте, которое на топокартах обозначено как «урочище Ушкызыл», предстояло смонтировать в монолитную ленту шириной 84 м и длиной 4, 5 километра десятки тысяч тонн арматуры, уложить сотни тысяч кубометров бетона. Работали круглосуточно и через три года, в апреле 1982-го, на новую полосу приземлился необычный самолет с большущей «бочкой» на спине.
Дело в том, что ракета-носитель орбитального корабля была огромной. Диаметр топливных баков 2-й ступени — около 8 метров, длина самого большого, водородного бака — более 40 метров. Изготавливались они на заводе в Куйбышеве ныне — Самара , а вот доставить их на Байконур было проблемой. Задачу обеспечения авиационной транспортировки крупногабаритных конструкций МКС с заводов-изготовителей на космодром решили, создав специальный самолет-транспортировщик 3М-Т на базе стратегического бомбардировщика 3М. Трассовый радиолокатор участок 42 вид с вертолета Но впереди была самая главная задача— обеспечение автоматической посадки орбитального корабля. Методика летных испытаний пилотируемых космических кораблей в СССР однозначно определяла запуски новых аппаратов в беспилотном режиме. Но, если парашютная посадка спускаемых капсул «Востоков» и «Союзов» не предъявляла высоких требований к точности и к месту приземления, то посадка «космического самолета» следовала на узкую бетонную полосу выбранного аэродрома.
Здесь уместно напомнить, что американский «Спейс Шаттл» в первом полете был с экипажем на борту, садился на огромную плоскость авиабазы Эдвардс... И, если учесть, что орбитальный корабль, возвращаясь с орбиты, гасит первую космическую скорость и высоту полета преодолевая «тепловой барьер», «выбирает» боковую дальность от плоскости орбиты до места посадки, двигаясь по сложной «баллистическо-аэродинамической» траектории и при этом не имеет двигателей для ухода на «второй круг» при посадке — можно представить, какие требования предъявлялись к посадочной автоматике. И все-таки эта задача была решена — впервые не только в отечественной, но и в мировой практике. Не просто это было...
В это же время шло определение состава полезной нагрузки для "Бурана". По оценкам специалистов РКК "Энергия" головная фирма по программе "Буран" , требовался герметичный модуль для размещения аппаратуры летно-конструкторских испытаний корабля. Использовать задел по модулям 37К было вполне логичным. В связи с этим 19 апреля 1982 г. По техническому заданию модуль 37КБ планировалось использовать многократно, как прообраз будущих полезных нагрузок для "Бурана". Разработка конструкторской документации была поручена КБ "Салют", изготовление летных образцов и испытания опытных изделий - заводу им. В 37КБ разместились следующие дополнительные системы, приборы и агрегаты: система бортовых измерений; аварийная система питания "Бурана" 48 аккумуляторных батарей ; автономная система питания модуля 37КБ 12 аккумуляторных батарей ; система обеспечения теплового режима; система обеспечения газового состава; система внутреннего освещения. В модуле 37КБ размещался также ряд вспомогательных приборов системы управления бортовым комплексом СУБК , необходимых для его функционирования. Конструкция 37КБ состояла из гермоотсека диаметром 4. Общая длина модуля составила 5. На проставках устанавливались узлы крепления 37КБ в отсеке полезной нагрузки. Аппаратура располагалась как внутри гермоотсека, так и снаружи. Для контроля за работой аппаратуры в нештатных ситуациях предусматривалось посещение модуля экипажем. Всего было изготовлено два летных модуля и шесть стендовых для различных испытаний. В феврале 1986 г. Стоит отметить, что цикл подготовки "Бурана" к первому полету продолжался в течение двух с половиной лет. Модуль был извлечен из грузового отсека, началось его межполетное обслуживание. Тем временем в 1987 г. В сентябре того же года он был передан в НПО "Энергия" для комплексных испытаний совместно с электрическим аналогом "Бурана". Планировалось изготовить и третий летный модуль 37КБ N37072 для корабля 3К. Во всяком случае, в начале 1988 г. После завершения двух первых летных испытаний ОК "Буран" модули планировалось сертифицировать для повторных полетов и дооснастить научной аппаратурой должны были получить обозначения 37КБ N37270 и N37271. Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись. По состоянию на начало 1989 г.
Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники. Собеседник «Ъ» сказал, что сделку согласовали с правительством. Там опасались, что из-за угрозы банкротства и закрытия «Молнии» могли потеряться секретные документы. Новому акционеру поставили задачу набирать молодых конструкторов для возобновления программы.
На итог будет опять все "убитое" дорожное полотно- это когда калея очень глубокая на дорожном покрытии, так что и летом ездить страшно глубина летом от 10 см. Наверно кто то приследует какую то цель, раз доводит людей до гневного эмоционального состояния. Даже к пешеходному переходу подходить страшно, не знаешь в какой момент автомобиль может из калии выбросить. Конечно можно сказать что не правельно выбранная скорость. Но извените, по таким направлениям длжен двигаться не легковой транспорт, а тяжелая техника. Глубина калеи сейчас от 15 до 30 см.