Провалы в памяти у молодых людей на фоне обратимых функциональных расстройств (тревожные состояния, переутомление, гипотония) имеют благоприятный прогноз на полное восстановление. При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Молодые люди могут испытывать проблемы с памятью по следующим причинам. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины нужно искать в том, какие факторы этому способствовали. — Почему люди теряют память? — Причин множество: это усталость, депрессия, сильные эмоциональные переживания и нагрузки, сопутствующие заболевания: гипертоническая болезнь, сахарный диабет, онкологические заболевания и любые травмы головы.
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Существует множество возможных причин кратковременной потери памяти, таких как недостаточный качественный сон или переживание эмоциональных проблем. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Так что небольшие проблемы с памятью у пожилых людей — это естественно.
Почему ухудшается память,Проблемы с памятью у молодых.
Суть болезни в том, что постепенно умирают нервные клетки в определенных частях мозга. Ученые знают о том, какие изменения происходят внутри этих клеток, но пока не нашли единую причину, которая запускает этот процесс. Также может быть рассеянность, сниженная концентрация внимания. Проблема в том, что все эти симптомы — неспецифические симптомы, они могут быть и при других состояниях. Например, после перенесенной коронавирусной инфекции и ряде других заболеваний. Это и затрудняет диагностику на ранних стадиях. То есть когда общее состояние организма возвращается в хорошую форму, то и эти симптомы проходят. Это может встречаться и у молодых людей, и тем более у пожилых — когда просто происходит естественное старение при других сопутствующих заболеваниях. Но это проходит, это временное состояние, оно может быть то лучше, то хуже.
В результате страдает процесс запоминания и воспроизведения информации. Еще одна причина ухудшения мыслительной деятельности — злоупотребление вредной пищей и напитками с кофеином. Действие кофе длится всего 20 минут, сначала человек испытывает резкий подъем энергии, а затем резкий спад. Для мозга такие перепады крайне нежелательны», — подчеркнул психолог. Ухудшению памяти и способности концентрироваться, по словам Мавлютова, способствует и чрезмерная привязанность к гаджетам.
В остальных случаях темп развития проблем с памятью и сопутствующие симптомы будут зависеть от причины нарушения. Например, нарушение памяти при шизофрении может сопровождаться апатией, замкнутостью, ослаблением эмоций, потерей мотивации, а при обострении — галлюцинациями и бредом. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Сами пациенты часто становятся рассеянными.
Память на события, которые происходили до инсульта, как правило, нарушается временно. Поэтому пациенты не всегда узнают своих родственников или не могут вспомнить название чего-то хорошо знакомого. Болезнь Альцгеймера, главным симптомом которой становится забывчивость, также сопровождается проблемами с речью и называнием некоторых предметов, возникают перепады настроения. Люди с этой болезнью перестают понимать смысл сложных предложений и слов, теряют способность самостоятельно одеваться, готовить себе еду и другие бытовые навыки. Патогенез нарушения памяти Память — это особое свойство организма, фиксирующее необходимую информацию. В норме память не только сохраняет её, но и воспроизводит в нужный момент. Таким образом человек учится, набирается опыта и формирует своё представление об окружающем мире. Её характерными чертами являются: объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе; точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях; длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме. Механизм нарушения памяти Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно.
Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления фосфорилирования и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков. Какие виды памяти нарушаются Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения. По характеру психической активности существуют: Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы. Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики.
Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно. Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга. Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром. Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона. Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно. Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию. Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы.
Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки [1] [8] [12]. Такой вид памяти нарушается при шизофрении. Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал. В зависимости от целей деятельности память может быть: непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля; произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации.
Терапия может в себя включать: прописывание медикаментов протекторов, сосудистых препаратов, ноотропов, биостимуляторов, антиоксидантов ; витаминотерапия зачастую прием витаминов группы B в виде инъекций ; лечебный массаж, мануальная терапия, иглоукалывание; физиотерапевтические процедуры, в частности магнитотерапия, электромиостимуляция, ультрафонофорез; применение солнечных, воздушных или грязевых ванн, бальнеотерапия; психотерапевтический курс лечения, который может в себя включать когнитивно-поведенческую терапию, гипноз, психоанализ. Важно постоянно наблюдать за своим состоянием здоровья, недопустимо игнорировать появление тревожных симптомов. Важно своевременно обращаться за помощью к врачу.
Меры предосторожности Важно тренировать мозговую деятельность, чтоб минимизировать риск появления провалов в памяти Существуют определенные рекомендации, придерживаясь которых, человек может минимизировать риск возникновения проблем с памятью. Недопустимо принимать психоактивные препараты, наркотические вещества или алкоголь.
Проблемы с памятью у молодых людей – причины
Симптоматика при этом может быть достаточно разнообразной: ухудшение памяти на имена и даты; неспособность быстро сформулировать ответ на вопрос; потеря смысла текста при чтении, вынуждающая перечитывать абзацы, восстанавливая сюжет; заметное снижение краткосрочной памяти, тогда как события прошлого помнятся ясно и детально; неспособность воспроизвести хронологию прошедшего дня; замедленная речь из-за сложности подбора слов, иногда изменение почерка. Такие состояния напрягают людей, а часто и пугают. Особенно нервно ухудшение памяти и внимания после 60 лет переносят работающие люди. Обращаться к врачу нужно обязательно, потому что гипомнезия расстройство памяти во многих случаях прогрессирует и при отсутствии лечения порождает проблемы с пространственной ориентацией, социальными навыками и может привести к полной когнитивной деградации. Диагностика и лечение Для определения степени расстройства памяти и внимания крайне важна беседа и осмотр пациента с применением нейропсихологических методик. Для выяснения причины патологического состояния проводится МРТ головного мозга, электроэнцефалография, дуплексное сканирование сосудов, в некоторых случаях исследование цереброспинальной жидкости. Лечение расстройств памяти и внимания всегда комплексное и назначается по результатам диагностики.
Рассматриваются разные гипотезы: от общего ухудшения генофонда человечества до неправильного образа жизни. Достоверно известно об образовании в головном мозге аномальных амилоидных бляшек.
Оседая на нейронных мембранах, белок провоцирует гибель клеток, что отражается на когнитивных способностях человека памяти, внимании, речи, способности к рассуждению, др. Предпосылками к разрушительному процессу могут стать разные факторы: генетическая предрасположенность. В частности, избыточный синтез амилоидного белка провоцируют мутации генов в 19 и 21 хромосомах. Риск ранней деменции увеличивается, если болезнь Альцгеймера диагностировалась у обоих родителей. Отдаленные последствия сильных повреждений в детском и молодом возрасте могут проявиться спустя много лет после реабилитации. Поэтому ЧМТ относят к наиболее опасным травмам. Эндокринное расстройство негативно действует на сосуды, увеличивая риск атеросклероза, а также приводит к гипоксии и отложению сорбитола в тканях головного мозга. Некачественное снабжение нейронов кровью провоцирует дефицит кислорода и питательных веществ, а также усложняет ввод продуктов метаболизма.
Наследственная форма передачи болезни Альцгеймера больше свойственна женщинам. У молодых мужчин массовое разрушение нейронов часто провоцируют травмы, работа на производстве с вредными условиями труда. К сопутствующим факторам, которые могут негативно влиять на работу головного мозга и способствовать развитию деменции , относят нездоровые привычки: табакокурение, увлечение спиртным, малоподвижный образ жизни. Как проявляется болезнь Альцгеймера у молодых? Сложность диагностики деменции в возрасте 30-50 лет затруднена ввиду смазанности симптомов на начальных этапах. В отличие от пожилых людей, страдающих от явных нарушений когнитивных функций, у молодых лиц болезнь Альцгеймера может маскироваться под усталость, стрессовые реакции или депрессию. Чтобы не пропустить первые признаки, стоит с вниманием отнестись к следующим проблемам: Расстройства кратковременной памяти. Насторожить должна неспособность вспомнить недавние беседы, важные имена и даты, путаница в планах и намеченных делах, частая потеря вещей.
Провалы в памяти в данном случае являются основным симптомом. Как известно, этот недуг вызывает постепенное ухудшение работы вашего мозга, что, соответственно, влияет и на интеллектуальные способности. Сначала вы забываете мелкие детали, а потом — и более важные фрагменты вашей жизни. К сожалению, в данном случае вам не удастся излечиться. Все, что в ваших силах — это лишь смягчить протекание болезни.
К тому же это станет возможным лишь в том случае, если вы вовремя обратитесь к специалисту. Врач назначит вам специальное лечение, которое сведет на нет провалы в памяти, симптомы начнут пропадать. Лечение Не будем лгать — лечение возможно лишь в некоторых случаях. В основном же что-либо сделать просто не представляется возможным. В первую очередь вам необходимо обратиться к врачу, который поможет определиться с диагнозом и дальнейшим приемом медикаментов.
Что может вызывать провалы в памяти? Причины могут быть различными, но заниматься самолечением крайне опасно. Варианты тестирования Существует несколько способов определить корень проблемы. Безболезненные и безопасные, они позволят максимально точно поставить конечный диагноз. Выделяют три основных: компьютерная томография; электроэнцефалография; рентгеновское исследование сосудов мозга.
По результатам этих исследований можно составить схему лечения и свести к минимуму провалы в памяти, причины которых могут иметь различную природу. После всех обследований специалисту будет проще разобраться в проблеме. Читайте также: Показывает ли рентген сотрясение мозга Что можно сделать? В том случае, если на ситуацию как-либо можно повлиять к этим вариантам относят диабет, нарушения сосудов и травмы , вам необходимо неукоснительно соблюдать инструкции лечащего врача.
Нарушения памяти больше не принято считать уделом пожилых и вообще как-либо связывать с возрастом.
Если у человека имеются нарушения памяти или внимания, если из-за этого нарушается его повседневная деятельность, если он чувствует «туман в голове» без видимых причин, это связано с болезнью, но никак не с возрастом. Жалобы на снижение памяти у молодых людей — не такая уж редкость на приеме у невролога. Независимо от возраста, человек может испытывать трудности с решением повседневных задач. Однако возраст диктует определенные особенности в алгоритме обследования таких пациентов. Попробуем разобраться, что делать с разнообразными жалобами вроде «мутной головы», снижения работоспособности, трудностей запоминания и принятия решений у молодых людей.
Чаще всего в молодости обнаруживаются субъективные когнитивные нарушения. Это значит, что пациент их замечает, а врач, даже если будет использовать самые чувствительные тесты, нет. Несмотря на то что современная наука не позволяет с уверенностью определить наличие субъективных когнитивных нарушений, они могут приносить молодому человеку много неприятностей. Например, создавать трудности при выполнении повседневной работы, решении рутинных задач, планировании и реализации задуманного. Иными словами, человек чувствует себя «каким-то отупевшим», а врач сообщает ему, что все в порядке.
Далее в ход идет штудирование форумов, покупка ноотропов и биодобавок с разных сайтов, употребление кофеинсодержащих напитков и попытки «улучшить мозговое кровообращение» при помощи внушительного списка препаратов, предлагаемых отечественной фармпромышленностью и неизвестных кому бы то ни было за рубежом. Это типичная, но ошибочная стратегия. Потому что субъективные и легкие когнитивные нарушения существуют не только в воображении пациента. Это реальная проблема, которую трудно выявить при помощи тестов. Диагностику усложняет тот факт, что трудности запоминания и обучения то есть, то нет.
Пациент замечает, что его память не в порядке, сравнивая себя некоторое время назад и сейчас. Если в роли больного, к примеру, оказывается физик-ядерщик, работающий по профессии, очень вероятно, что его когнитивные способности до ухудшения были выше средних. Поэтому когнитивный резерв помогает ему справляться с работой и учебой, хотя он и чувствует себя не совсем уверенно. При этом коллеги и тем более врачи заметят какие-то тревожные признаки только на серьезном этапе развития болезни — стадии умеренных когнитивных нарушений, но никак не легких или тем более субъективных.
Проблемы с памятью
Если у подростка или молодых людей начались проблемы с памятью, снижается внимание, то решить, что делать и какой врач назначит лечение, необходимо как можно скорее. Другие факторы, которые человек может изменить и которые могут становиться причиной проблем с памятью, — это депрессия, низкий уровень образования, социальная изоляция, отсутствие когнитивной активности. Проблемы с памятью могут появиться из-за разных причин. Болезнь Альцгеймера — причина деменции у пожилых людей в двух третях случаев. "Проблемы с памятью и работой мозга у молодых людей часто связаны с неосознанным нарушением нормального и здорового ритма жизни.
Почему молодые часто жалуются на проблемы с памятью?
Что такое память, какой объем информации может запомнить человек, почему с возрастом когнитивные способности могут ухудшаться, чем отличается деменция от легкого когнитивного снижения, какие заболевания приводят к ухудшению памяти. Если причиной проблем с памятью стали патологические процессы в головном мозге или его повреждение, то к признакам забывчивости добавляются. У молодых людей, проблемы с памятью могут возникать по разным причинам.
Провалы в памяти: причины. Кратковременные провалы в памяти
- Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость - Блог Викиум
- Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость - Блог Викиум
- Синдром потери кратковременной памяти: наблюдение и развитие
- Симптомы нарушения памяти
Синдром потери кратковременной памяти: наблюдение и развитие
Потеря памяти у молодых людей может наступать вследствие хронического недосыпания либо нарушений сна, нехватки витамина В12 и регулярного воздействия стрессов. проблемы с памятью похоже у многих, и с возрастом чувствуешь,что меньше информации задерживается в голове. Для пожилых людей такой симптом более привычен, но в молодом возрасте нарушение памяти, неадекватное поведение, нарушение речи, изменения в характере сильно настораживают», — говорит Элен Мхитарян.
Почему ухудшается память,Проблемы с памятью у молодых.
Диссоциированная амнезия — человек продолжает сохранять общие знания, но теряет воспоминания, касающиеся его личной жизни. В некоторых случаях она проявляется тяжелым заболеванием диссоциативная фуга, при котором человек может внезапно утратить практически все воспоминания о себе, вплоть до имени. Фиксационная амнезия — неспособность запомнить текущие события и в результате невозможность накапливать и усваивать новую информацию. Потеря памяти может быть: Стационарной — воспоминание утрачено, но другие нарушения не наблюдаются. Регрессирующей — утраченные воспоминания со временем возвращаются. Прогрессирующей — забывается все больше, вплоть до утраты базовых навыков. Факторы, провоцирующие потерю памяти Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее.
Поэтому все факторы развития амнезии связаны с воздействием на головной мозг. Влияет на кровообращение, является ядом.
При таком режиме вы не можете сосредоточиться на одной задаче, отвлекаетесь.
Постоянный стресс влияет на концентрацию, из-за этого сложно запоминать кратковременную информацию, — объяснила Нэя Георгиева. По ее словам, прием некоторых препаратов также может стать причиной кратковременного ухудшения памяти. Среди таких лекарств могут быть антидепрессанты, транквилизаторы и даже противоаллергические средства.
Когнитивные способности могут быть нарушены и из-за недостатка сна. Чаще всего это происходит из-за того, что организм дает защитную реакцию в ответ на стрессовый фактор, например экзамены.
Она также отвечает за восприятие и узнавание тех или иных вещей. Миндалевидное тело и мозжечок обеспечивают работоспособность процедурной памяти. Гипоталамус же ответственен за сохранение новой информации. Именно поэтому память может стираться в голове выборочно, из-за чего проблема может казаться не такой значимой.
Название болезни при потере памяти — амнезия. Ее разделяют на большое количество разновидностей, в зависимости от типа пострадавшей памяти, продолжительности, забытых событий и скорости течения болезни. Каждый из них имеет свои особенности проявления. Виды амнезии по типу памяти: Краткосрочная. При такой амнезии может пропадать из памяти новая информация, которая была воспринята мозгом только что, из-за чего человек не помнит, что именно происходило в последние минуты или часы. В случае с долгосрочной амнезией человек внезапно не может вспомнить, что происходило некоторое время назад — от пары часов до многих лет.
Виды амнезии по продолжительности: Временная. При временной потере памяти больной не может вспомнить нужную информацию из своей жизни в течение короткого промежутка времени. Через несколько часов или дней воспоминания возвращаются в полном объеме. Полная потеря частиц памяти является окончательной. Самостоятельно такому больному восстановить информацию из головы не удастся. Виды амнезии по событиям: Ретроградная.
Больной не в состоянии вспомнить какие-либо события, которые произошли после того, как у него начались проблемы с памятью. Человек, начавший страдать от такой амнезии, вдруг не может вспомнить ни одно событие, произошедшее до первых проблем с памятью. Новая информация при этом усваивается нормально. Однако такая амнезия, как правило, стремительно развивается и превращается в полную потерю воспоминаний. Отсутствует вся память. Человек не помнит произошедших ранее событий и не запоминает того, что происходит сейчас.
Диссоциативная выборочная. У больного остается неполный набор воспоминаний, при этом отсутствует только та память, которая связана с определенным событием. Человек не запоминает какие-либо места или лица, что вызывает проблемы с ориентацией в пространстве и общением с людьми. Больной часто не может понять, где он находится и почему разговаривает с тем или иным человеком. Виды амнезии по скорости развития: Внезапная. Резкая потеря памяти связана с одним конкретным моментом в жизни.
Возникает после получения травмы или серьезных стрессов. Человек медленно начинает забывать те или иные вещи и события.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов игрушки, одежда, полотенце ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев. Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии. Прежде лечения Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье: Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией или перенесенной в прошлом с ухудшением интеллектуальных способностей; Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ в анамнезе , хронического алкоголизма, лекарственных нарушений? Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств?
Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер. Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов. В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение чтобы узнать, есть депрессия или ее нет. Лечение и коррекция Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать и быстро вспоминать о текущих делах. Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами. Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это — ноотропы пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.
Причины ухудшения памяти
- Почему молодые часто жалуются на проблемы с памятью?
- Нарушение памяти, забывчивость: причины плохой памяти и лечение ухудшения
- Потеря памяти: причины и лечение, какие заболевания вызывают
- Что влияет на ухудшение памяти?
- Причины ухудшения памяти
- Проблемы с памятью у молодых людей - причины, лечение
Почему возникают провалы в памяти у людей и что с этим делать
Вот, основные пункты: Полный отказ от курения, поскольку никотин губительно действует на мозг. Алкоголю тоже не должно быть места в жизни человека, у которого отмечаются провалы в памяти. Также следует избегать любых травм. Некоторые продукты питания вредны для памяти. Это сахар, соленое и копчености. Поэтому следует ограничить их присутствие в меню.
Регулярные тренировки памяти помогут восстановить утраченные функции и даже улучшат их качество. С этой целью можно учить стихи, пословицы, запоминать телефоны и номера машин. И, конечно, надо не забывать регулярно показываться врачу. Профилактические осмотры позволят вовремя заметить тревожные признаки. Остается еще добавить, что в нашей клинике используются только проверенные методы диагностики и лечения.
У нас всегда доброжелательная атмосфера и комфортные условия, что помогает создать нужный настрой для продуктивного лечения.
Поскольку дети с СДВГ показывали низкие результаты при решении аудиально-пространственной задачи на память, исследователи сделали вывод, что СДВГ вызван проблемами в развитии фонологической петли — компонента, ответственного за обработку вербальной и объектной информации. Дальнейшее углубление в изучение проблем, возникающих в рабочей памяти при СДВГ, позволило обнаружить, что расстройство может быть связано с нарушением обмена нейромедиатора дофамина во фронтальной коре и проблемами мозжечка. А это означало, что если как-то повлиять на них, то можно избавить человека от данного синдрома. Фил был удивлен, выяснив это.
Он уже знал, что рабочая память зависит в первую очередь от деятельности лобно-теменной сети. Однако, углубившись в исследования СДВГ, он убедился, что мозжечок, долгое время считавшийся исключительно двигательным центром нашего тела, также играет значительную роль в деятельности рабочей памяти. Хотя обычно этой части мозга ученые не уделяли должного внимания. Таким образом, отчасти благодаря исследованию пациентов с СДВГ, ученые открыли еще одну зону, вовлеченную в рабочую память, — мозжечок. В то же время, изучая рабочую память, они смогли обнаружить возможные механизмы развития СДВГ — проблемы фонологической петли.
Постепенно ему стало легче концентрироваться, общаться и учиться. Врачи узнали , что Фил, опираясь на научные данные, использовал для обучения другие педагогические форматы — преимущественно аудиальные и двигательные, которые позволяли не только тренировать фонологическую петлю, но и тратить энергию тела. Вместе с тем он применял различные упражнения для развития рабочей памяти и внимания. Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками.
В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику. Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга. В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению.
К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры.
Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать.
Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти.
Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте.
Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание.
Как так получается - ума не приложу. Часто забываю мелкие просьбы жены: куда-то сходить, что-то сделать. Она обижается, думает, что я безразлично отношусь к её просьба, хотя я просто о них забываю. Началась какая-то тотальная невнимательность, помноженная на забывчивость. Со временем, родные и знакомые к этому так привыкли, что теперь звонят по 5 раз и говорят: "не забудь, что тебе нужно сделать то или купить это". Написать этот пост меня побудило уведомление из налогового управления. Я забыл сдать отчёт. Впервые за 10 лет!
К ним относятся: упражнения на запоминание номера телефонов, даты важных событий, стихотворения ; «встряска мозга» попробуйте устроить себе «квест» при котором с утра, встав с кровати, вы выполните ряд повседневных дел с закрытыми глазами ; подробное описание предмета с большим количеством мелких деталей; восстановление в памяти событий прожитого дня в мельчайших подробностях; выстраивание ассоциативного ряда. Медицинское лечение проблем с памятью Если вы чувствуете, что ваша забывчивость всё-таки переходит рамки невинной рассеянности, а также подозреваете по каким-то причинам развитие патологических нарушений, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, будет весьма разумно обратиться за консультацией к лечащему врачу. При необходимости он направит вас на обследование к более узким специалистам: невропатологу, неврологу; психиатру, психотерапевту; гериатру в случае если речь идёт о пациенте пожилого и престарелого возраста. Людям в преклонном возрасте будет полезно проходить регулярные осмотры вне зависимости от наличия симптомов, для профилактики тяжёлых заболеваний. В современном мире разработаны передовые системы диагностики и лечения ослабления функций памяти.
Синдром потери кратковременной памяти: наблюдение и развитие
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать | Число жалоб на проблемы с памятью, ориентированием во времени и пространстве после перенесенного COVID-19 растет, сообщили опрошенные РБК врачи. |
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти | Причины, ускоряющие ухудшение памяти. |
Плохая память: причины и методы лечения | То, что деменция поражает всё более молодых людей, отмечает и руководитель проекта «Дедсад», который создали в Красноярске для людей с когнитивными нарушениями. |
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость | «Невнимательность — самая частая причина проблем с памятью, — говорит профессор Рестак. |