театр имени евгения вахтангова, дом-музей евгения вахтангова, новости, северная осетия, владикавказ, рсо — алания, кавказ, искусство, новости осетии, театр. Вахтанговцы представили "Евгения Онегина" на сцене Осетинского театра. Убийство царя Лая ждет отмщения, и Эдип начинает расследование, уверенный в собственной непогрешимости. это непростая цель, которую Римас Туминас поставил перед собой и с блеском достиг! классическая античная трагедия, её сюжет тесно переплетён с греческой мифологией, а наиболее известная интерпретация принадлежит перу Софокла, драматурга, жившего в пятом веке до нашей эры.
Рецензия: «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова
Сокуровские фильмы тонким ценителям кажутся чем-то большим, чем кино - картинами, киноживописью. Туминовский "Царь Эдип" тоже во многом больше, чем спектакль. Когда по сцене справа налево бежит воин в шлеме с перьями и идеально прямым копьем, с ногами, задираемыми под прямым углом, он кажется буквально сбежавшим с рисунка на древней амфоре, которыми старая Греция торговала во всей тогдашней Вселенной. Как большой художник Туминас, ни разу не вляпываясь в штамп никаких тебе венер милосских, ник самофракийских, мрамора и привычных скульптурных форм , метательным дротиком своих метафор посылает нам образы культуры, которая нас сделала. Например, создала такую великую культурную машину, как театр. И при этом он, как и положено художнику, свободен ото всего лишнего, не только от штампов, но и от пафоса. Греция после войн и землетрясений человеческой истории досталась нам в черепках и обломках. И точные режиссерские метафоры напоминают нам великолепные эстетические обломки мыслей и чувств режиссера о Греции и ее культуре. Даже иронических, как и положено нашему современнику. Много работавшему со всеми модными российскими театральными режиссерами композитору Фаустасу Латенасу, привыкшему "пьяцоллить", шутить со зрителем тангово-вальсовыми мелодиями, на этот раз пришлось, наверное, в чем-то наступить на горло своим музыкальным привычкам.
Главный звук - низкий, басовый гул - голос рока. Возникающий в катающейся по сцене как асфальтовый каток полой трубе - раздавит? Уши заткнуть, стредостеньем слышишь, как глухие - перепонками - колокольный звон.
И это главное — задуматься, пропустить через себя, пережить катарсис.
Вообще, данному спектаклю характерен сплав спонтанности и математической точности, выверенности ходов и режиссерских решений. Царь Лай, родной отец Эдипа, не смог обмануть судьбу, обойти волю Аполлона. Но произволом умножил количество жертв. Или надо уметь держать удар судьбы?!
Карму необходимо исчерпывать до дна, погашать, обнулять — по счетам следует платить, а не убегать от расплаты. Антитеза Лаю — сама Иокаста, повесившаяся в знак раскаяния, и Эдип, искупающий непреднамеренную вину — самоослеплением, страданием, изгнанием — честным самопознанием! Режиссером и актерами — выстрадан. Жесты Иокасты-Максаковой застывшая рука к запрокинутому лбу убитой горем царицы и др.
Статуарно, информационно нагружено и гипнотично. Спасибо всем! Эдип есть в каждом из нас. Сюжет трагедии, как архетип, неисчерпаем.
Эволюция человеческого сознания и драматического искусства возвращаются к жанру Трагедии на новом этапе. Актуальна сегодня трагедия как никогда, ибо абсолютна по смыслу. Прыжок в будущее возможен, только оттолкнувшись от Первооснов! На поклонах зал, стоя, и актеры стали одним организмом.
Воодушевление, сердечное единство — вот она сила Искусства!
Его спектакль о другом: о достоинстве личности и готовности признать свою вину за преступление. Царь Эдип Виктор Добронравов — вовсе не игрушка в руках злого рока, потому что все события в его судьбе: детство с приемными родителями, бегство из родного дома из страха навлечь трагедию на взрастившую его семью, убийство кровного отца и женитьба на матери — оказываются испытаниями, которые открывают ему самого себя. Креонт — Эльдар Трамов Самопознание — это путь героев, нужно иметь мужество, чтобы двигаться по нему — вопреки страшным открытиям. Нередко приходится нащупывать дорогу вслепую, по крупицам собирая собственное «я», в недрах которого сосуществуют монстры и ангелы. Пребывая вначале в сознании полной своей невиновности, Эдип был зряч, но слеп духовно, в отличие от слепого провидца Тиресия Евгений Князев. Раскрыв собственные преступления, пусть и совершенные по воле рока, он обретает знание и добровольно лишает себя зрения, потому что «зреть очам не должно ни мук его, ни им свершенных зол», потому что убежден: Сойдя в Аид, какими бы глазами Иль матери несчастной? Я пред ними Столь виноват, что мне и петли мало! Но по Туминасу, главный герой греческой трагедии — все же не Эдип, а Иокаста Людмила Максакова , живой символ мудрости, любви и необыкновенной силы личности.
В постановке переплетены три линии: тех, кто родился и жил во время войны, тех, кто родился после и рассказывает от первого лица об артистах старшего поколения, с которыми посчастливилось работать на сцене, а также линия молодых артистов, которые из современности смотрят на трагические события прошлого. Приходят другие. Принято считать, что они лучше нас. Наверное, так. Но они — другие. Поэтому ушедшим мы говорим «Прощай!
"Царь Эдип". Премьера в театре Вахтангова
А еще страшные птицы, не сулящие ничего хорошего. Римас Туминас объяснил: царь Эдип для него — идеальный герой, из-за чувства вины сумевший отказаться от власти и богатства. Постановка этой трагедии укладывается в концепцию Туминаса, какой должна быть роль театра сегодня. Римас Туминас, режиссер: «Театр должен гладить ухо и ласкать глаз. Это не значит, что уйти от проблем.
В постановке задействованы лучшие актеры вахтанговской труппы, а также артисты хора Национального театра Греции. Ещё больше спектаклей смотрите у нас на сайте в разделе про театр.
Гигантская труба на сцене - по сути единственная декорация - к финалу превращается в колесо судьбы, которое катится на зрительный зал. Еще немного и задавит, но в последний момент останавливается, и зал, выдохнув, начинает аплодировать стоя. Придумка фантастическая, и сыграно моими коллегами великолепно. Я кричал браво и даже свистел от восторга". Это мироздание на сцене". Считаю, что совместный проект, объединивший Римаса Туминаса, русский театр и греческих актеров, удался". Воплощение этого замысла стало не только одним из важных культурных событий в рамках перекрестного Года России и Греции, коим объявлен 2016 год, но и подарком к 95-летию Театра Вахтангова. Инициатором совместного проекта выступил художественный руководитель Национального театра Греции Стафис Ливафинос. Выбор пьесы и постановку осуществил Римас Туминас.
Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога. Хочется поставить спектакль о главном - о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет. Все они лидеры , во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно.
"Царь Эдип". Премьера в театре Вахтангова
Римас Туминас объяснил: царь Эдип для него — идеальный герой, из-за чувства вины сумевший отказаться от власти и богатства. Он был худруком Театра Вахтангова до мая 2022 года. В Театре Вахтангова ранее сообщили, что у них в гостях в гостях на спектакле Туминаса «Царь Эдип» побывали участники спецоперации. Эта новость вызвала неоднозначную реакцию.
Театр Вахтангова отметил свое 95-летие премьерой трагедии «Царь Эдип»
Убийство царя Лая ждет отмщения, и Эдип начинает расследование, уверенный в собственной непогрешимости. Московская премьера трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Римаса Туминаса состоялась в день рождения театра 13 ноября. русско-греческий спектакль «Царь Эдип» Софокла в постановке художественного руководителя театра Вахтангова Римаса Туминаса, приуроченный к 95-летию театра, которое отмечается 13 ноября. Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека. Известно, что античные трагедии наиболее ярко раскрывают образ неделимости людей, потому материалом для постановки стало бессмертное произведение Софокла «Царь Эдип».
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас
Премьера спектакля "Царь Эдип" на сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась в преддверии 95-летия театра, 12 ноября 2016 года. В четверг в Афинах с аншлагом прошла премьера российско-греческого спектакля "Царь Эдип" в постановке художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. Вахтангова к своему 95-летию подготовил премьеру античной трагедии Софокла "Царь Эдип" в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Новости культуры В Театре Вахтангова представили новую версию "Царя Эдипа" Софокла. Воспитанницы Пансиона Министерства обороны Российской Федерации в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова посмотрели спектакль «Царь Эдип».
Перешагнули красную черту. Что подарили барнаульским зрителям гастроли Вахтанговского театра
Это что-то из вампирского сегодняшнего лексикона. Софокл — это же не Спилберг, правда? Но я его оправдываю. Я как артист должен это делать — находить оправдания любым поступкам своих персонажей. И, знаете, найти оправдание легко даже самым подлым и низким действиям: "Да, я сделал плохое, но я сделал это, потому что…" Эдип попытался перехитрить богов. Но он не плохой человек. В итоге он взял на себя ответственность. В этом весь смысл». Евгений Князев: «Тиресий — исторический персонаж, согласно мифам, действительно предсказатель.
По одной из легенд, этот дар ему дала Гера, по другой — Зевс. Если вы спрашиваете, что это за характер — его в древнегреческой трагедии нет. Тиресий мудр. Он здесь и сейчас вспоминает о том, что он когда-то предсказал Лаю. Рок движет миром, от него никуда не скроешься. Найдется ли на Кифероне место, которое не огласишь ты воплем, свой брак постигнув? Почти пустое пространство, гулкое эхо. По сцене катается гигантская ржавая труба как страшный символ все сметающей на своем пути судьбы, рока.
Над сценой на длинных палках проносят чучела черных воронов. Вызывающая оторопь, ошеломляющая картина конца времен. Адомас Яцовскис: «Если бы я знал, как придумалась эта труба, я был бы счастливым человеком. Первая мысль, когда услышал, что ставим, была "О Боже, не придумаю! Но я каждый раз так думаю. Эта труба как отдушина. Когда спектакль переедет в Москву, я думаю, он многое обретет. Эта декорация будет лучше смотреться на сцене.
Но что-то он и потеряет точно, конечно». Завершающий блок — в Эпидавре. Из-за изнуряющей жары работа начиналась только поздно вечером, заканчивали глубокой ночью. Людмила Максакова: «Самое сложное — найти какое-то понимание, все объединить. В двух словах об этом не расскажешь. Это то же самое, как если вам сейчас студент Бауманского института будет рассказывать, что такое сопромат. Репетиционный процесс не менее сложная работа, чем работа физика, химика, научного исследователя. Просто людям кажется, что они разбираются в двух вещах абсолютно безукоризненно: в медицине и в искусстве.
Им все кажется легким. Но это совсем не легко. Неожиданное пространство, совместная работа с греческими актерами. Много нового, как вы говорите, вызов. А к вызовам актерской судьбы нужно всегда относиться со знаком плюс. Иначе зачем этой профессией заниматься, если ты считаешь, что вызов — это минус? Хотя все имеют право на провал. Так говорил Петр Наумович Фоменко».
Евгений Князев: «Репетировать с Римасом легко. Он не диктатор. И все наши недостатки превращает в наши достоинства. На первых репетициях он присматривается к актерам, даже к тем, кого хорошо знает. Что-то предлагает: а сделай вот так, а попробуй вот эдак. Если говорить о "Царе Эдипе", то здесь главная сложность — новое для нас пространство. Очень волнительно. Потому как дома, в нашей коробке театральной, все было понятно и хорошо.
Там я видел эмоции наших артистов, их воодушевление. И видел трагедию, которая написана Софоклом». Виктор Добронравов: «В чем самая главная сложность? До того как мы приехали в Эпидавр, мы не знали, как это будет — играть спектакль в амфитеатре. Вот вы плаваете в бассейне, вам говорят: "Все хорошо. Но потом вы будете плавать в открытом океане". И вы вроде знаете, что такое открытый океан — нет ни дна, ни берегов.
Метафоричность, тонкость, изысканность режиссерского языка, но при этом огромная сила, мощь воздействия. Режиссер убрал кулисы, дабы раздвинуть пространство сцены и "стены" театра — актеры должны почувствовать "воздух", должны играть свободно. Как трудно, наверное, после открытого пространства Эпидавра, с небом над головой, перенести спектакль в пространство театра под крышей с четырьмя стенами! Туминас будто "расширял горизонты" актерской игры и существования. Ему привычно разговаривать музыкальной терминологией, ведь спектакль для него "песня". В основном режиссеры, ставившие трагедию Софокла, дают главную роль актерам после 45 лет. Римас Владимирович отдал роль молодому актеру. В исполнении Виктора Добронравова, Эдип — сильный и амбициозный. Гордый и тщеславный в начале, и полный страдания — в конце спектакля. Потому что, именно зная сюжет, правильно понимаешь разницу в возрасте Эдипа и Иокасты В. Добронравова и восхитительной Людмилы Максаковой — тонкой, изящной, грациозной и мудрой женщины — жены и матери Эдипа. В восторг приходишь и от греческого хора, который вживую a capella исполняет строфы и антистрофы в трагедии. Когда смотришь спектакль целиком, испытываешь на себе потрясающее воздействие "трехголового кита" — ювелирной, завораживающей режиссуры Туминаса, пронзительной музыки Фаустаса Латенаса и мощного сценографического решения Адомаса Яцовскиса. Это единое целое. Спектакль Туминаса о сильном человеке, лидере, который смог наказать себя сам. Царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то, что за истину ему придется заплатить. Римас Туминас: Все системы демократии, свободы... Нам кажется, что это идеал, то к чему мы должны стремиться. Но я в этом сомневаюсь. Это все равно система. Как бы мы свободу не искали, все равно мы утыкаемся в тупик. Эдип — герой. А герой тот, кто сознает свою вину, свои преступления. Необходимо признание своей вины. Да, это не дорога к исправлению. Это дорога к смерти или к изгнанию. Герой тот, кто может себя наказывать. Сейчас нет героя, все прячутся за политику, кричат, что это сфабриковано, придумано кем-то... Наши лидеры защищаются законами, адвокатами, играют, манипулируют, но никто не может признаться в своих деяниях. Эдип сам, без суда, наказывает себя и исчезает...
Чего только стоит сцена массового сожжения евреев в овине, куда под дубинкой одноклассника попадает одна из героинь с новорожденным ребенком. Спектакль "Наш класс" театра им. Вахтангова в Молодежном театре Алтая Анна Зайкова Но до войны школьники дружили, как ни в чем не бывало — вместе учились, играли, влюблялись и ненавидели друг друга. У них были вполне земные мечты — они хотели стать летчиками, врачами, портными. По разным углам их на время разводила лишь католическая молитва. Но как-то незаметно черта превратилась в беспросветную пропасть. И это испытание выдержали не все. Зрителей с самого начала не пичкают иллюзиями и не дают надежды — на школьных досках запечатлено имя каждого героя и его годы жизни. Поэтому мы сразу узнаем, как ничтожно мало земного времени было отведено многим персонажам. Умирая, они стирают свои инициалы с доски. И напоследок За коротких четыре дня барнаульцам удалось окунуться в самый разный театральный мир — от античности до современности. И эта встреча по-настоящему перевернула их взгляд на театр, а некоторые впервые ощутили на себе истинное значение слова «катарсис». Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова Особенно радостно, что удовольствие от гастролей явно получили обе стороны. Одной из зрительниц после спектакля «Эдип» удалось пообщаться с актером, занятом в нем. Он признался, что они «давно так не играли». Сегодня был хороший зал», - ответил он. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова Напомним, что это были обменные гастроли, приуроченные к 100-летию театра им. Вахтангова и театра драмы им. И, как рассказала директор алтайского театра Любовь Березина, особенный интерес у столичной публики вызывает именно Шукшин. Самое важное - в нашем Telegram-канале.
Ответ несложный: не убивать, не грешить, не возноситься в своих амбициях». В режиссуре Туминаса бьется какое-то мистическое предназначение театра. Фантазия — причудлива и предлагает невероятные картинки-метафоры. Хотя начинается все достаточно беззаботно: прыгают девчушки, почти кривляется Жрец, и кажется, что нам представят еще один парафраз мифологического сюжета. Но — нет. Как в воронку затягивает трагедия. Мудрый старец Тиресий, Евгений Князев, своим монологом, балансирующим на грани мучительного знания и грустной иронии, погружает в детективные бездны: «Зришь ныне свет — но будешь видеть мрак». Вот трудный разговор Эдипа и Иокасты: он — в белом костюме, она — в траурном черном платье. Атакующая лейттема гоплита, глаз не отвести от Крылатой девы — мифическое существо гипнотизирует. На фоне крепко действующих символов, а каждый из них проявляет грани истово-беспощадной трагедии главных героев, некоторые актеры сбиваются на игру понарошку, привычную, бытовую. Избежать издержек русской психологической школы удается Максиму Севриновскому — Домочадцу царской семьи с перебинтованным лицом: «Мой персонаж разделяет с Эдипом бессознательный гнет рока. Он знает, что случится, но не может, конечно, помешать этому, и в его силах только бросить горький крик — небесам, которые оказались так жестоки. Монолог отчаяния дорог мне — он полон смыслами и болью. Мне нравится наблюдать за греческим хором, для них текст Софокла не литературный памятник, он живой и актуальный, традиции античности там в крови». С молодым актером трудно не согласиться. Как и положено традиционному древнему хору, он — и плакальщик, и рассказчик, ведущий действие, и его комментатор. Многоголосные песнопения, речитативы, мелодекламации сложные партитуры сочинил Теодор Абазис исполняют колоритные греки разных возрастов и телосложения в черных костюмах и черных шляпах. Фабульные перипетии сопровождают щемящие мелодии Фаустаса Латенаса, давнего партнера режиссера. Музыка и действие дышат вместе. В одной из сцен поет саксофон в руках Эдипа.
Спектакль «Царь Эдип» — отзывы
Российско-греческий спектакль «Царь Эдип» открыл международный театральный фестиваль «Гешер» в предместье Тель-Авива Яффе. Постановку по трагедии античного драматурга Софокла представил московский театр имени Евгения Вахтангова, поставивший пьесу. Трагедия Софокла «Царь Эдип» получила признание ещё у современников. 7 октября учащиеся 10 В посмотрели спектакль «Царь Эдип» в театре им. Вахтангова. от 2000 рублей.
"Царь Эдип". Премьера в театре Вахтангова
Кара, которую они налагали на себя, была тяжелейшей. Прощать близкому, но не прощать самому себе: в этом заключена древнейшая мораль человека, не забывающего о том, что он выглядит недостойным под взглядом небес… Сегодня таких людей почти нет. Казнить себя за собственные грехи — как это не модно! В наши дни царит чувство тотальной невинности. Если пришло несчастье, то причины его ищут где угодно, только не в себе самом: в соседях, городе, политике, правительстве, стране».
Эта мысль режиссера — боль, совесть и нерв спектакля «Царь Эдип». Пьеса, несмотря на многословие и котурновую патетичность текста такова, наверное, вся античная драматургия , остросюжетна. Главному герою богами предсказана страшная судьба: он убьет своего отца и женится на собственной матери. Эдип Виктор Добронравов делает все, чтобы избежать подобной участи, ни в коей мере не покориться судьбе и честно расследовать, кто же убил его предшественника, царя Лая.
Именно стремление человека встать наперекор судьбе, прыгнуть выше своей головы и привлекают зрителя к подобным героям. Вахтанговский Эдип достоин этого.
Фотограф: Валерий Мясников Режиссёр говорит, что сочувствовать мы будем не героям на сцене, а самим себе. Чтобы бог нам улыбнулся и простил: мол, вы только дети, исполняющие свою роль в жизни и на сцене, приходите быстрее ко мне, и мы продолжим беседу о личности и красоте. Режиссёр, как могильщик, «выкапывает» умершего героя, зовёт его к жизни, даёт ему дожить, долюбить, испытать то, что он не успел испытать у автора. Воскрешает на время, приближается к его духу, покою. И если это воплощается в актёре, то смотреть радостно и страшновато. Для постановщика это риск и эксперимент, но и счастье ощутить, что ты смог это сделать. И тут важно искренне постигать материал, не лукавить. Это не реставрация, это что-то живое — Туминас только «призывает чудо» и продлевает жизнь.
Спектаклями я пытаюсь чуть отодвинуть смерть, признаётся режиссёр. И отношусь к зрителю как к сотворцу: милый человек, ты красив, ты талантлив, ты очень нужен для жизни. В «Царе Эдипе» такие все — от приезжих греческих певцов, которым Софокл и Эдип близки генетически, до главных героев в исполнении известных российских актёров. В игре без лукавства театральная иллюзия превращается в великую правду. Туминас признаётся: после премьеры — несколько секунд радости, потом неловкость — «меня посадят в тюрьму за обман! Последняя строка куплета — самая важная.
Сегодня настал черед москвичей познакомиться с этим масштабным проектом. Русские и греки вновь объединятся на одной сцене. Спектакль будет идти три дня, а затем его ожидают в городе на Неве. Он входит в программу пятого международного культурного форума. Уже известно, что «Царя Эдипа» пригласили на гастроли в Израиль.
В «Царе Эдипе» такие все — от приезжих греческих певцов, которым Софокл и Эдип близки генетически, до главных героев в исполнении известных российских актёров. В игре без лукавства театральная иллюзия превращается в великую правду. Туминас признаётся: после премьеры — несколько секунд радости, потом неловкость — «меня посадят в тюрьму за обман! Последняя строка куплета — самая важная. Надо служить и играть небесам, богу, этому космическому разуму — тут Римас Туминас развивает мысль своей русской матери. Ради будущего мужа-литовца она сменила православную старообрядческую веру на католическую, но так и не обрела своего нового бога, окрестив его «космическим разумом». Подобно скульптору, Туминас ваяет свой театр не для зрительского одобрения, не для удовольствия артистов на сцене, а как дар существу высшего порядка. Ангелы с галёрки улетают, если чувствуют ложь, говорит худрук Вахтанговского театра. В этом здании на Арбате обитают духи ушедших мастеров прошлого, они охраняют тихую и нежную силу театра, помогают преемникам исполнять миссию театра — гармонизировать мир. За гармонией ли, покоем приходит зритель? Должен ли он в театре отдыхать? Туминас уверен: зритель должен работать, тогда он отдохнёт. Хор исполняет тревожные песни на греческом языке, и нужно следить за бегущей строкой с переводом; под громкие удары гонга огромный вал накатывает на край сцены, грозя раздавить не только артистов, но и первые ряды зала, — всё это вызывает почти физическую дрожь; роковые фигуры и символы сменяют друг друга под величественную музыку Фаустаса Латенаса, пронзая сознание неудобными мыслями. И во всём этом царят актёры: «доза человека» в них так высока, что подключение, узнавание человека в персонаже происходит неотвратимо и безвозвратно.