Новости восстание старообрядцев причины

Религиозные изменения Одной из причин восстания старообрядцев были религиозные изменения, внесенные в православную церковь с начала XVII века. Глубинными причинами перечисленных восстаний явились рот налогов, произвол властей и введение крепостного права в России. Восстание старообрядцев 1681 года — восстание, организованное 6 января 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве. ое восстание. Движение старообрядцев (с 1653г.) движения. Восстания, самосожжения. ы.

«Республика староверов» – старообрядцы подняли бунт против советской власти

Если бы не жестокая и несправедливая по отношению к крестьянству в целом сплошная коллективизация, староверы не стали бы так сильно протестовать против советских школ. За два месяца до Улунгинского восстания в Приморье на территории соседней китайской Маньчжурии японские оккупанты провозгласили марионеточное государство Маньчжоу-Го , которое некоторое время официально признавалось в том числе и Советским Союзом. Имелись ли у восставших староверов какие-либо контакты с японцами и русскими эмигрантами в Маньчжурии или это были позднейшие выдумки следователей ОГПУ? Такие контакты действительно ставились в вину староверам, однако подтверждающих это данных в уголовном деле о старообрядческом восстании в Приморье не обнаружено. Староверы жили изолированно и сами на такое вряд ли пошли бы. Хотя, наверное, русские эмигрантские организации и японцы были заинтересованы в подобных контактах, тем более что восстание случилось вскоре после Мукденского инцидента и последующей за ним японской оккупации Маньчжурии. Материалы по теме:.

Александр Сутула Ученик 36 , закрыт 8 лет назад Д Д Гуру 3532 13 лет назад в 1653 году, во время церковного раскола, не все приняли изменения, внесённые патриархом Никоном. Людей, не принявших новшества церкви, стали называть старообрядцами. Старообрядцы сотнями сжигали себя в знак протеста против новых правил, семьями уходили в глухие леса, спасаясь от гонений, образовывали общины.

Остальные ответы lorin Мудрец 11914 13 лет назад Что понимается под движением старообрядцев? Может быть раскол?

Жители занимались хлебопашеством и скотоводством, заводили кузницы, пасеки и маслобойни.

Процветал охотничий промысел добыча кабана, изюбря, лося и др. Первичная советизация Дальнего Востока после 1922 года не особенно затронула старообрядцев, которые отнеслись к «диктатуре пролетариата» с тем же холодком, что и к власти царя. Однако начатая Сталиным в 1929 году коллективизация заставила ревнителей «древнего благочестия» задуматься, в какой стране они вдруг очутились.

Власти не оценили усилий старообрядцев по колонизации таежных дебрей Сихотэ-Алиньского хребта. Хуторян подвергли раскулачиванию, которое больше походило на грабеж с отбиранием всего нажитого. Тем же, кто жил общиной, власти стали навязывать кооперацию.

Охотники должны были обзавестись билетами Союзохоты и сдавать пушнину в пункты приема. На крестьян наложили продналог, их заставили участвовать в лесозаготовках, поставлять государству излишки хлеба и мяса, подписываться на займы и облигации. Между тем, параллельно с сельсоветами у старообрядцев был свой орган власти — соборы, которые принимали откровенно антисоветские уложения.

Члены соборов опасались, что мероприятия властей приведут к «утрате старинных обычаев, быта, упадку веры и авторитета старших». Проведенная перепись жителей и имущества заставила верующих заговорить о «печати антихриста». Много нареканий вызвали и планы райисполкома по открытию школы в Улунге — матери боялись, что детей будут учить в духе безбожия.

Еще больше крестьян тревожили слухи, что их собираются выселить в низовья реки Бикин. А непосредственным поводом для восстания стало прибытие в Улунгу вооруженного отряда, посланного властями в мае 1932 года для организации колхоза. Поначалу многие жители попросту разбежались и попрятались в тайге.

Однако среди старообрядцев хватало умелых стрелков, и они решили сопротивляться. Спустив красные флаги, они собрали митинг, на котором объявили, что советская власть в поселке ликвидирована.

Взятие государевой армией святой обители, пытки и казни иноков и святых отцов сделали раскол среди русских верующих бесповоротным. Соловецкие события также спровоцировали самую крупную в истории гарь — массовое самосожжение старообрядцев. Ее устроил бывший черный дьякон Соловецкого монастыря Игнатий — один из идеологов бунта. Его подпись стояла под тремя из пяти челобитных, которые были направлены с Соловков в Москву в течение 10 споров и переписки между обителью и столицей, до начала Соловецкого сидения. Незадолго до 1668-го Игнатий был лишен сана и изгнан из монастыря.

При обители в то время жил «инок чудный» Гурий, юродивый, который, как сообщается , имел обыкновение «входить в горячую хлебную печь и там, закрыв створы, молиться, не обращая внимания на зной». Именно этот человек сказал Игнатию: «Изыди от монастыря сего, ибо свой монастырь, равный, собереши». Впоследствии историки древлеправославия трактовали слова Гурия так: «монастырь» — это последователи Игнатия, погибшие вместе с ним в гари. Эта картина исторически неверна — Аввакума и его соратников сжигали в срубе, а не привязанными к столбам. Покинув Соловки, Игнатий повел активную проповедническую деятельность: посещал старообрядческие пустыни и селения, обучал последователей. Игнатий стал одним из основателей Выго-Лексинского общежития — крупнейшего старообрядческого поселения в верхнем и среднем течении севернорусской реки Выг в лесах Заонежья. За несколько лет до гибели Игнатий писал: «Аще ли нас скончаете неразлучно во едином месте, и за то буди вам милость Господня, и да просветит душа и сердца ваша своим присносущным светом и приведет в познание истинного благочестия».

Именно таким образом в 1276 году погибли 26 насельников греческого монастыря Зографа, выступившего против Лионской унии — осадившие монастырь латиняне сожгли их заживо в монастырской башне — на это Игнатий и намекает. В 1676 году Алексея Михайловича, при котором начался раскол, сменил его сын Федор. К ужасу староверов, он оказался царем европейского воспитания и к тому же не носил бороды — то ли по молодости, то ли из принципа. Через несколько месяцев пал Соловецкий монастырь и состоялись страшные казни. Монаху Игнатию было видение: «…четыре корабля великие, полны множества народа христианскаго, аки по морю по воздухе пловуще». Корабль «лунница» в христианстве всегда был символом чудесного спасения верующих. В январе 1687 года Игнатий и его последователи засели в Палеостровском монастыре.

Дождавшись прихода царских войск, они сожгли себя. Первая Палеостровская гарь, возможно, унесла жизни до 2700 человек, но она была не последней: Игнатий завещал нескольким последователям собрать свои «корабли». В гарях в Березове Наволоке, второй Палеостровской гари и гари в Строкиной пустыни погибли более 4 тысяч человек. Но что заставляло бывшего дьякона и множество его последователей думать, что ситуация столь безвыходна, что остается только сгореть? И как они осмысляли лишение себя жизни — тяжелейший грех в христианстве? Причины, знамения и комета Кирха Книжная справа — сличение русских богослужебных книг с греческими образцами — была начата в Москве в 1649 году силами знавших греческий язык киевских монахов — униатов, присоединившихся к Католической церкви по Брестской унии 1596 года. Теперь мы понимаем, о чем писал Игнатий.

Для староверов служить по книгам, исправленным униатами, посланцами дьявола, — значит служить именно ему. Креститься тремя перстами вместо двух, писать не «Исус», а «Иисус», ходить крестным ходом против солнца. Западнорусский богослов Стефан Зизаний, активный противник унии, в своих трудах, активно распространявшихся в Московском царстве они входили в «Кириллову книгу» 1644 , утверждал: антихрист пришел «в пол шесты тысячи лет» от сотворения мира — с воцарением римских пап и олицетворен ими; а конец света наступает в восьмом тысячелетии — то есть после 1592 года. Как говорится, все сходится. И наконец, по предсказанию святых отцов, антихрист должен воцариться в Иерусалиме, а Никон присвоил построенному им Воскресенскому монастырю под Москвой название «Новый Иерусалим». Патриарх Никон В июне 1654 года в Москву впервые в истории была занесена чума. К концу июля город опустел, мор достиг Тулы и Калуги.

Столицей из Нового Иерусалима управлял патриарх Никон — царь был в армии под Смоленском, а его семья эвакуирована из города. Оно навело ужас на всех его видевших: так, Аввакум вспоминал о нем как о знаке конца даже через 10 лет, в челобитной царю. К зиме чума окончилась, но поля остались незасеянными, а страна вела войну. Голод привел к цинге и другим болезням, которые создали новую волну смертности. Наступил 1666 год от Рождества Христова — то новогодие многие и вправду встретили в саванах, а в Вологодском уезде произошла одна из первых организованных гарей, погибли 17 человек. В 1680 году произошло событие прямиком из Апокалипсиса.

Восстания в России в 18 веке | Таблицa

Патиарх Никон провел реформу цервы, а часть населения не согласилась с нововведениями, на них начались гонения, они ушли из больших городов, в частности из Питера, и скрывались на окраинах Русского государства, в особенности в лесах на территории нынешней Брянской области, образовали поселения, жили, не приняв реформы. Их стали называть старообрядцами. Царь их простил только тогда, когда они приняли героическое участие в войне против шведов. С той поры гонения прекратились. Но живя разрознено, они имели слабую организационную структуру, дробились, вымирами.

Не случайно Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и старых книг как суеверие. Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу. Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? А с другой стороны не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался в том числе и лидерами староверия.

Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранения от дела исправления книг. Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на древность. Двоеперстие фиксируется в практике несториан XII века, а в России только в XIV думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на Русь от ислама. Так что ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает ее православной. Да и сами обряды никто и не осуждал. Московский Собор 1666-1667 годов осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воле Церкви.

А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Не случайно еще в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с Церковью. Что же касается реальной веры староверов, то Православной назвать ее нельзя никак. Самое главное в нашей вере — это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу.

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма. У них всегда были длинные бороды? Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу». До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками. Как к старообрядцам относились в СССР? Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е. Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь? За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Другие приспосабливаются к современному миру. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным.

Назначение столь молодого человека на такую высокую должность полностью противоречило патриархальным старообрядческим обычаям, по которым молодежь должна подчиняться старшим. Во время восстания его участники часто нарушали статьи Бикинского соборного уложения, если они мешали ходу вооруженного выступления. Самые религиозные старики восстание не одобряли. Как и их предки, они больше были склонны уйти дальше в тайгу, но дело осложнялось тем, что бежать уже было некуда. В целом менталитет старообрядцев, участников Улунгинского восстания, почти ничем не отличался от мировосприятия остального русского крестьянства. Гроздья гнева Это правда, что самое яростное неприятие коллективизация вызвала у бывших красных партизан, участников закончившейся десятью годами ранее Гражданской войны, которые тоже пополнили ряды повстанцев? Отчасти это верно. Скорее всего, причиной стало то, что бывшие красные партизаны были наиболее пассионарными людьми, в том числе это были и жители тогдашнего Приморья.

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

Причины восстания старообрядцев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Улунгинское восстание имело много общего с «белоповстанческими» крестьянскими бунтами 1920-х годов. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Религиозные изменения Одной из причин восстания старообрядцев были религиозные изменения, внесенные в православную церковь с начала XVII века.

Восстание старообрядцев: причины, события, итоги.

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. Узнайте причины и последствия требования выступления старообрядцев в истории России в краткой форме. Причины Соловецкого восстания Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания Церковная реформа патриарха Никона. Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Кто такие старообрядцы и как церковный раскол XVII века изменил Русь / Уроки истории / @MINAEVLIVE.

«Бунташный век». Народные движения. Церковные реформы патриарха Никона

Почему приморские старообрядцы накануне восстания 1932 года так резко негативно отнеслись к открытию советских школ в их селах и не желали отдавать туда своих детей? старообрядцы принимали участие в Астраханском восстании и движении Кондратия Булавина. Политические требования и итоги восстания Восстание старообрядцев в XVII веке было вызвано не только религиозными разногласиями, но и политическими требованиями. Причины Улунгинского восстания ничем не отличались от причин других крестьянских восстаний — не только крестьян-старообрядцев. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. Узнайте причины и последствия требования выступления старообрядцев в истории России в краткой форме. Причины восстания старообрядцев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Восстание старообрядцев: причины, события, итоги.

Противостояние длилось восемь лет: старообрядцы прокляли царя и из последних сил отбивались от правительственных войск. Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. 1716 год: причины: для старообрядцев установили подати в двойном размере участники: старообрядцы результат: высступления продолжались ещё.

Главные события выступления старообрядцев

Почему приморские старообрядцы накануне восстания 1932 года так резко негативно отнеслись к открытию советских школ в их селах и не желали отдавать туда своих детей? Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания. Главная» Новости» Выступление старообрядцев причины поражения. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. Следующим ударом по старообрядцам стало восстание Кондратия Булавина.

Соловецкое восстание

Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли.

Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона.

Больше чем через месяц, а именно 22 июня 1668 года, стрельцы подошли к Соловкам.

Однако священнослужители не намеревались их впускать в свои владения и закрыли ворота. Предводитель прекрасно понимал, что не сможет взять столько хорошо укреплённую крепость такой маленькой армией. По этой причине Волохов принял решение начать осаду крепости, чтобы изнурённые голодом и жаждой монахи сами сдались. Однако запасов в крепости было настолько много, что оборонявшиеся могли спокойно жить ещё несколько месяцев. К тому же им активно помогали местные жители. Однако и это не помогло в достижении цели, и в 1673 году царь решил начать штурм монастыря. Для этого им было предпринято несколько действий: Назначение нового управляющего царской армией: на место воеводы Иевлева пришёл Иван Мещеринов; Воинам разрешили использовать различные военные техники и приёмы, которые применялись только по отношению к иностранным войскам; Царём было гарантировано помилование всем, кто решит сдаться добровольно. К маю 1675 года вокруг крепости было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Недавние события показали предводителю царской армии, что ему не удастся захватить хорошо укреплённый Соловецкий монастырь, поэтому надо искать другую тактику.

В подавлении бунта решающую роль сыграли перебежчики. Одним из них стал Феоктист, которого изгнали за то, что он намеревался продолжить молиться за государя. Монах рассказал об одном из слабых мест крепости — Белой башне. В ней находилось окно сушилки, заложенное кирпичами. Их можно было легко разбить и попасть внутрь. В итоге войско так и поступило. Итоги Соловецкого восстания Следствие над монахами началось в этот же день. Главными зачинщиками были признаны Никанор и Сашко, которых сразу же казнили. Остальных разослали в отдалённые остроги.

Старообрядцы — это религиозное течение, которое возникло в России в 17 веке. В этот период страна окончательно оправилась от смутного времени, в 1654 году в состав государства вошли новые территории и возникла необходимость унифицировать сделать одинаковыми религиозные обряды и священные тексты. Восстание против нововведений произошло в Соловецком монастыре в 1667-1674 годах. Власти распорядились конфисковать земли и имущество у монастырей, которые не поддерживали изменения в богослужении. Монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с оружием в руках выступили против реформ. На подавление восстания были присланы стрелецкие полки. Несколько лет длилась осада монастыря. Стрелецкое войско насчитывало около 2300 человек. Один из монахов-перебежчиков рассказал, каким образом можно проникнуть в монастырь.

Он был взят, 26 монахов были казнены, остальные распределены по другим монастырям. Соловецкое восстание Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. Иногда ещё называют Соловецким сидением, так как бунт не вышел за пределы монастыря, который был осаждён царскими войсками. Осада длилась с 1668 по 1676 год, так как Соловецкий монастырь представлял собой скорее мощную пограничную крепость, нежели мирную обитель, как, впрочем, и все отдалённые монастыри той эпохи. Взять его штурмом долгое время не могли, а продержаться осаждённым помогали местные жители, тайком доставлявшие им припасы. К тому же многие монахи в обители имели за плечами военное прошлое, так что они действительно могли дать отпор царскому войску. Позднее историки включили события Соловецкого восстания в так называемый Бунташный век, то есть в XVII столетие, столь щедрое на бунты и мятежи, от Смутного времени в России до Медного бунта, Соляного бунта и других волнений.

Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым, В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных — они выступают перед царем в защиту старых обрядов, В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется, В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля — отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт, Май 1668 года — царь направляет на Соловки стрельцов. Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению. Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов тех, что были из местных распускали по домам, Лето 1672 года. Власти присылают нового командующего К.

Патриарх Никон В июне 1654 года в Москву впервые в истории была занесена чума. К концу июля город опустел, мор достиг Тулы и Калуги. Столицей из Нового Иерусалима управлял патриарх Никон — царь был в армии под Смоленском, а его семья эвакуирована из города. Оно навело ужас на всех его видевших: так, Аввакум вспоминал о нем как о знаке конца даже через 10 лет, в челобитной царю. К зиме чума окончилась, но поля остались незасеянными, а страна вела войну. Голод привел к цинге и другим болезням, которые создали новую волну смертности. Наступил 1666 год от Рождества Христова — то новогодие многие и вправду встретили в саванах, а в Вологодском уезде произошла одна из первых организованных гарей, погибли 17 человек. В 1680 году произошло событие прямиком из Апокалипсиса. Откровение Иоанна Богослова В ноябре-декабре 1680 года в Северном полушарии даже в дневное время можно было видеть яркую звезду с огромным хвостом — комету Кирха, или Большую комету 1680 года. Первая комета, замеченная человечеством с помощью телескопа, к началу декабря достигла яркости Полярной звезды, а исчезла к февралю 1681-го. Протопоп Аввакум «В лето 7189 [7189 год по старинному счислению означает 1680 год. Из русской летописи 1649 — смертная казнь за ересь по Соборному уложению 1656 — провозглашение староверов еретиками и предание их анафеме 1681 — раскольники приравниваются к богохульникам 1682 — Федор Алексеевич разрешает использовать армию для воздействия на староверов 1682 — в Пустозерске в срубе сожжены протопоп Аввакум и его соратники 1684 — в Москве демонстративно начали сжигать староверов в срубах более 100 казней. За подготовку к самосожжению введена смертная казнь В этих условиях староверы начали массово покидать Центральную Россию в поисках мест, где можно было бы жить свободнее, не платить непомерные налоги на бороду и веру и каким-то образом выживать в условиях пришедшего Апокалипсиса. Наиболее радикальные из них — беспоповцы, не признававшие священников, рукоположенных после раскола, — поселились на Севере, на Выге и в других чащах Заонежья, а также на реке Керженец в современной Нижегородской области. Религиозные функции в этих общинах отправляли наставники, учителя — старцы, знавшие дораскольные богослужебные книги и умевшие творить таинства. Они и становились зачинщиками гарей. Наставники Влияние наставников никониане называли их расколоучителями базировалось на идее странничества: Христос был странником и нищим, и русские всегда воспринимали паломников, путников, бродяг как олицетворение Господа. Что уж говорить об ученых, мудрых и убеленных сединами старцах. Оставшиеся без духовных лидеров беспоповцы были благодатной почвой для их проповедей. Староверские наставники были гораздо более мотивированы, чем священники-никониане: староверы действовали самостоятельно, по идейным убеждениям, подкрепленные верой в святость своей миссии. Как указывает авторитетный исследователь феномена гарей Екатерина Романова, «в отличие от никонианских священников, старообрядческие учителя посещали даже самые отдаленные поселения, проповедуя старую веру и совершая церковные таинства над новообращенными». Еще при Алексее Михайловиче власть начала охоту за наставниками, но давалось это нелегко, все они выглядели как дедушка с седой бородой. Как сообщает историк Михаил Пулькин, крестьяне на допросе могли описать наставников так: «Видел двух старцев: один старец без уха, а другой моложе». Старец Капитон Колесников был известен как аскет еще до раскола. В 1639 году его сослали в Тобольск «за неистовство»: церковные власти посчитали, что старец, который, к примеру, не ел вообще по три дня неделю, не постится, а истязает себя. В 1652-м Капитон был объявлен раскольником: «Вериги на себе носил каменные, плита созади, а другая спереди, по полтора пуда в обеих, и всего весу три пуда, петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля: процепя крюк в петлю, повисаше спати». Старцы старались собрать в гарь как можно больше людей. Власти наивно полагали, что это делается наставниками с целью овладения имуществом сгоревших — однако источники показывают, что почти все наставники сгорали вместе со своими «духовными чадами». Звание наставника, отмечает Романова, «подразумевало, что духовный отец отвечает перед Богом за грехи своих детей. Их спасение означало и спасение самого пастыря»: организуя гарь, учитель помогал своим чадам покинуть мир, обратившийся в царство Сатаны, и предстать перед Господом. Как доказывает Екатерина Романова, «учителя» изначально не ставили своей целью именно самосожжение. Часто они подолгу жили среди своей «паствы», мирно отправляя обряды и вставая на молитву; однако, узнавая о приближении розыска или уже даже воинской команды, и крестьяне, и наставники понимали: придется либо отказаться от Господа, либо умереть в огне согласно новым законам. Смерть в огне особенно грозила тем общинам, которые уже выстроили «згорелый дом» — помещение, в котором и происходила гарь. Соловецкий монастырь, современный вид Згорелый дом Еще до начала массовых самосожжений староверы «запащивали» себя, то есть замаривали голодом — так делали последователи Капитона, еще более радикальные, чем он; известны также случаи зарывания себя в землю. Постепенно выработалась жуткая система подготовки именно к самосожжению. Для этого выстраивалась особая постройка — згорелый дом. Он был огромный, до пяти комнат, с окнами слишком маленькими, чтобы вылезти. В пиковую эпоху гарей — царствование Федора Алексеевича и регентство царевны Софьи — згорелые дома укреплялись, чтобы защищаться от воинской команды. А острог был сделан из толстого леса, от земли мерою трех сажен мерных около 6 метров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий