Второй кризис тайваньского пролива (Война пушек) — военный конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за д. Тайваньский вопрос - это многослойная проблема связанная с бюрократией, Холодной Войной и играми сверхдержав. Смотрите видео онлайн «Тайваньский кризис - полная история. "В качестве варианта можно ожидать военных учений в Тайваньском проливе с нарушением зоны разграничения и стрельбами на подходах к портам.
"Гуаньча": Украина и другие кризисы показали — Америка не равно "Бог"
В свою очередь, тайваньская сторона заявила о том, что в воздушных боях было сбито не менее 25 J-5, из них 4 — ракетами AIM-9B это был первый случай применения управляемых ракет «воздух-воздух» в действии. Китайская сторона подтвердила потерю пяти самолётов всех типов [1] [2]. Поскольку на острова Мацзу и Цзинмэнь не распространялось действие « Китайско-американского договора о взаимной обороне », заключенного в 1954 г. Тем не менее, трения из-за этих территорий продолжались до нормализации отношений между Китаем и США в 1979 году.
Хрущев находился с визитом в Пекине за три недели до второго кризиса в Тайваньском проливе с целью катастрофически закончившегося обсуждения вопросов о базах для подводных лодок , но он присутствовал там также и в начальные недели первого кризиса 4 года назад. Ни в одном из случаев Мао Цзэдун не поделился своими планами с Советами ни до, ни во время визита. В каждом случае Вашингтон полагал — и Эйзенхауэр сделал такой же вывод в письме Хрущеву, — что Мао действовал не только при поддержке Москвы, но и с ее указания. Пекин включил советского союзника в собственные дипломатические построения против его воли, и Москва, по сути, не понимала, что ее фактически использовали. Некоторые ученые даже считают, что Мао Цзэдун придумал «кризис с базами для подлодок», планируя вынудить Хрущева нанести визит в Пекин и сыграть предназначенную ему роль по этой схеме. Второй кризис в Тайваньском проливе напоминал первый, но имел принципиальное отличие, заключавшееся в том, что Советский Союз участвовал в публичных заявлениях о ядерных угрозах от имени союзника, фактически занимавшегося тем, что унижал его.
Приблизительно тысяча человек были убиты или ранены в ходе бомбардировок в 1958 году. Как и во время первого кризиса в Тайваньском проливе, Пекин сочетал провокационные рассуждения на тему о ядерной войне с тщательно отработанной боевой стратегией. С самого начала Мао Цзэдун потребовал от своих командиров вести обстрелы таким образом, чтобы избегать жертв среди американцев. Когда они сказали в ответ, что таких гарантий дать не могут, он приказал им не пересекать воздушное пространство за пределами островов, обстреливать только гоминьдановские корабли и не отвечать на выстрелы, даже если они были сделаны с американских кораблей[266]. Но когда радиостанция НОАК сделала передачу, где объявила о «неизбежности» китайского вторжения и гоминьдановским войскам предлагалось перейти на другую сторону и «принять участие в великом деле освобождения Тайваня», Мао Цзэдун назвал это «серьезной ошибкой»[267]. В лице Джона Фостера Даллеса Мао видел противника, знавшего, как играть в игру «военного сосуществования».
Даллес интуитивно прочувствовал ограниченные цели Китая и фактически просигналил об американской готовности ограничить размеры кризиса: «Несмотря на то что говорили и до сего времени делали китайские коммунисты, нет, однако, уверенности в том, что они действительно преследуют цель захватить силой Тайвань Формозу и прибрежные острова»[268]. При таком обмене заявлениями кризис должен был бы завершиться. Как будто репетируя старую пьесу, обе стороны повторяли затасканные угрозы, а в итоге пришли к знакомой счастливой развязке — возобновлению переговоров. Единственной стороной отношений «треугольника», не понимавшей происходящего, был Хрущев. Услышав в Москве год назад и совсем недавно в Пекине заявления Мао Цзэдуна о том, будто тот не боится атомной войны, Хрущев разрывался между двумя противоречиями: страхом перед ядерной войной и потенциальной утратой важного союзника, если бы его расчеты на поддержку со стороны Китая провалились. Его приверженность марксизму не позволила ему понять, что его идеологический союзник превратился в стратегического противника.
Кроме того, слишком много зная о ядерном оружии, он не мог спокойно использовать этот тезис в дипломатии, часто прибегающей к угрозам его применения. Когда загнанный в тупик политический деятель сталкивается с дилеммой, он зачастую поддается искушению действовать одновременно на разных направлениях. Хрущев направил министра иностранных дел Андрея Андреевича Громыко в Пекин потребовать от Мао сдержанности. Этого, как он знал, будет трудно достичь. Поэтому для баланса он хотел показать китайским руководителям копию письма, которое он собирался направить Эйзенхауэру. В нем содержалась угроза оказать полную поддержку — не исключая и ядерное оружие — Китаю в случае эскалации кризиса в Тайваньском проливе.
В письме подчеркивалось, что «нападение на Китайскую Народную Республику, великого друга, союзника и соседа нашего государства, является нападением на Советский Союз», и содержалось предупреждение: Советский Союз «сделает все возможное… чтобы защитить безопасность обоих государств»[269].
Закон фиксирует, что воссоединение Родины — священный долг всех китайцев. Мирный способ воссоединения является предпочтительным и предполагает предоставление Тайваню широкой автономии.
Но в случае, если произойдет объявление Тайванем отделения от Китая, либо произойдет крупный инцидент, влекущий за собой отделение, либо если возможности для «мирного воссоединения» будут исчерпаны, власти КНР должны будут принять меры для обеспечения территориальной целостности «немирными средствами» [7]. Иными словами, для сохранения статус-кво в Тайваньском проливе необходимо не только отсутствие реальных действий Тайбэя по объявлению независимой «Республики Тайвань». Столь же необходимым является наличие хотя бы гипотетических перспектив для мирного воссоединения в обозримой перспективе.
Отсутствие сколь-либо заметного прогресса в деле воссоединения и отсутствие в политической жизни острова серьезных сил, выступающих хотя бы за ограниченное сближение с материком, поставит перед китайским руководством вопрос о необходимости перехода к военным действиям. При этом сам китайский лидер Си Цзиньпин в прошлом неоднократно подчеркивал, что дело воссоединения «не может ждать вечно» [8]. Между тем, именно в сфере реализации стратегии мирного воссоединения у китайцев наметились наибольшие трудности.
Начиная с всеобщих выборов 2016 г. Важным фактором их ослабления стали и затяжные беспорядки в Гонконге 2019 г. Смена поколений приводит к увеличению доли людей, не ощущающих связи с Китаем и выступающих за оформление Тайваня в независимое государство.
Военные приготовления Уже с 2018 г. Выросла интенсивность двустороннего военно-технического сотрудничества — в 2020 г. В период президентства Дональда Трампа США начали, а при Джозефе Байдене продолжили курс на «нормализацию» военно-технического сотрудничества с Тайванем [10].
Если раньше сделки с Тайванем рассматривались американским государственным департаментом специальным образом с учетом возможной реакции Китая, а решения по ним могли приниматься с учетом динамики американо-китайских отношений, то теперь они стали одобряться в рутинном порядке наравне с поставками оружия союзникам США из числа международно признанных государств. Таким образом, США окончательно перестали создавать даже слабую видимость исполнения обязательств в рамках американо-китайского коммюнике 1982 г. К тревожным для Пекина изменениям в американском поведении можно также отнести ставшие регулярными с начала президентства Трампа и продолжившиеся при Байдене проходы американских боевых кораблей через Тайваньский пролив, а также принявшую совершенно открытый характер работу американских военных советников и инструкторов на острове [11].
Сценарий возможного военного конфликта вокруг Тайваня доминировал в китайском военном планировании на протяжении последних трех десятилетий, с тех пор как в политике острова ясно обозначился курс на построение новой тайваньской идентичности, важной составляющей которой выступал «демократический выбор». Китайское военное планирование в отношении острова, по-видимому, первоначально решало задачи удержания Тайваня от шагов в направлении отделения путем демонстрации возможности нанесения неприемлемого ущерба. Но уже с 2000-х гг.
Китайское планирование предполагает, по всей видимости, стремительную операцию по захвату острова, которая должна быть проведена до того, как США успеют отреагировать на атаку и стянуть в западную часть Тихого океана достаточные силы. Для этого у КНР есть значительные возможности. Остров невелик, отделен от материка проливом шириной 130—380 км, насквозь простреливается не только многочисленными по максимальным оценкам, около 2000 единиц китайскими ракетами средней и меньшей дальности, но и некоторыми типами реактивных систем залпового огня, например, PC191 с максимальной дальностью стрельбы до 500 км.
Нападение, вероятно, начнется под прикрытием крупномасштабных учений, которые КНР начала проводить в Тайваньском проливе регулярно в последние годы. На первом этапе Тайвань столкнется с массированными ракетными ударами, которые будут призваны вывести из строя систему ПВО, нарушить работу авиабаз и военно-морских баз, уничтожить центры управления и другие объекты военной инфраструктуры. Это нападение будет сопровождаться мощными кибератаками, операциями сил специального назначения и информационными операциями с целью посеять панику.
В дальнейшем можно ожидать воздушного сражения, в ходе которого ВВС и морская авиация НОАК попытаются захватить господство в воздухе над островом, уничтожить систему береговой обороны и ограничить возможности сухопутных войск маневрировать. За этим последует попытка захвата одного или более тайваньских портов, через которые можно будет неограниченно перебрасывать на остров сухопутные войска НОАК, превосходящие противника и по численности, и по вооружению. Захват и удержание крупного порта, обеспечение его функционирования будут означать победу Китая, за которой последует длительная зачистка острова.
Попытка США вмешаться в конфликт на этом этапе, вероятно, уже не будет иметь иного смысла кроме политико-пропагандистского. В отличие от эпохи 1980—2000-х гг.
Японские издания вообще назвали произошедшее «проверкой лидерских способностей Си Цзиньпина».
Несмотря на все хитросплетения китайской внутриполитической борьбы и не такой уж очевидный исход, реального влияния на процесс принятия решений внутри правящей элиты страны у каких-либо иностранных сил нет. Гораздо опаснее выглядят насмешки над отсутствием «силового ответа» со стороны Пекина и намеренные занижения потенциала НОАК. Не дожидаясь ясности с маршрутом полёта парламентского «боинга», командование НОАК ориентировалось скорее на передвижения АУГ по главе с «Рональдом Рейганом», которая расположилась в районе Лусонского пролива, прикрывая южную часть Тайваня.
В итоге китайские военные заявили о полном закрытии Тайваньского пролива, некоторых участков Южно-Китайского моря, а также зон за островом для проведения учений. По мнению South China Morning Post , НОАК вполне может увеличить сроки ограничения воздушного и морского движения и закрыть дополнительные районы, фактически осуществляя морскую и воздушную блокаду. В ходе впечатляющих манёвров производились стрельбы дальнобойными РСЗО, ракетами средней и малой дальности, отрабатывались совместные действия сил флота и авиации.
Характер действий недвусмысленно демонстрирует возможности НОАК по подавлению ударных средств и ПВО вероятного противника, выводу из строя систем управления и связи, а также предотвращению вмешательства любой третьей стороны. Токио выразил протест относительно падения частей ракет в пределах собственной исключительной экономической зоны, но глава китайского МИД не только не ответил, но и отказался от запланированных переговоров с японской стороной на полях мероприятий АСЕАН в Пномпене. Американские военные также жалуются , что китайское оборонное ведомство прервало контакты, включая связь между руководителями зон боевого командования, что, на их взгляд, чревато нежелательной эскалацией.
Действительный потенциал НОАК и способность Пекина решить «тайваньский вопрос» силовым путём — тема обсуждений множества экспертов разного уровня компетенции, беспрестанно подсчитывающих и сравнивающих корабли, самолёты и ракеты задействованных сторон.
Кризис в Тайваньском проливе, 1958 год
Второй кризис в Тайваньском проливе | Второй кризис тайваньского пролива — конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. |
Как Тайвань отделился от Китая? История конфликта кратко и понятно | Второй кризис Тайваньского пролива начался 23 августа 1958 года и включал в себя военно-воздушные и военно-морские столкновения между Китайской Народной Республикой (КНР) и Китайской Республикой (Китайская Республика).КНР начала артиллерийские обстрелы. |
Global Times: Китаю нужно готовиться к новому кризису в Тайваньском проливе
По мнению авторитетного американского журналиста Томаса Фридмана , прибытие Пелоси в Тайбэй как будто вопреки желанию президента Байдена, предостережениям военных и спецслужб представляет собой безрассудный, опасный и безответственный шаг. Как полагает автор, один визит не сделает Тайвань безопаснее и богаче, но в условиях текущего конфликта с Россией приведёт к столкновению США ещё и с Китаем, что чревато «обширными и непредсказуемыми последствиями». Но она действенна в отношении натовских союзников и плохо применима в случае с азиатскими партнёрами, пишет Яна Лексютина, доктор политических наук, профессор Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В переводе с дипломатического китайского — Вашингтону было сделано прямое предупреждение не вмешиваться в относящийся к исключительно внутренней компетенции КНР «тайваньский вопрос», в особенности не потакать устремлениям местных властей к так называемой независимости, что есть не что иное, как сепаратизм. Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь несколько раз заявлял , что «Китай предпримет решительные и твёрдые меры по защите государственного суверенитета и территориальной целостности».
Ранее на июньском Диалоге Шангри-ла в Сингапуре министр обороны Вэй Фэнхэ отметил , что Пекин непременно использует силу в случае, если кто-то попробует оторвать Тайвань от Китая, и будет сражаться до победного конца. Стоит упомянуть, что никто из китайских официальных лиц не угрожал прямым использованием военной силы против острова Тайвань и США в случае визита спикера Палаты представителей или любого другого официального лица. Однако более чем 300 тысяч наблюдателей сайтов, отслеживающих онлайн воздушное движение, не получили желаемых живописных кадров, так как ставки в отношениях двух ядерных держав и одного маленького острова всё же слишком высоки. Член Китайской академии общественных наук Люй Сян заметил , что американцы явно пробуют на прочность терпение Пекина и пытаются отодвинуть конфликтный порог, позволяя себе смелые и демонстративные акции.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров весьма точно объяснил поведение Вашингтона стремлением в очередной раз доказать всему миру собственную вседозволенность и безнаказанность. Интересно, что на полях встречи глав внешнеполитических ведомств стран АСЕАН и партнёров по диалогу в Пномпене 5 августа 2022 года Ван И предложил российской стороне усилить стратегическое взаимодействие для эффективного отстаивания международной системы на основе ООН и международного права.
Китайская сторона подтвердила потерю пяти самолётов всех типов. Поскольку на острова Мацзу и Цзинмэнь не распространялось действие «Китайско-американского договора о взаимной обороне», заключенного в 1954 г. Тем не менее, трения из-за этих территорий продолжались до нормализации отношений между Китаем и США в 1979 году.
Официальное уведомление властей Пекина в прошлом месяце, о создании запасов продовольствия перед зимними праздниками, было истолковано китайскими торговцами как признак неминуемого конфликта с Тайванем. Именно эта политическая напряженность стоит в центре давления на китайские акции. Например, данные министерства финансов говорят, что по состоянию на 2017 год, у них было китайских акций на сумму 154 миллиарда долларов. Но это серьезное преуменьшение, согласно заявлению Bloomberg. Фактическая сумма будет в 4,5 раза больше официальной цифры около 700 миллиардов долларов , потому что многие публичные китайские компании, включая Alibaba Group Holding Ltd. Джека Ма, были зарегистрированы в налоговых убежищах, таких как Каймановы острова. Казначейство считает их не китайскими. Как далеко может зайти этот конфликт?
Президент Эйзенхауэр заказал укрепление американского морского Седьмого Флота в области, и он приказал, чтобы американские военный корабли помогли националистическому китайскому правительству защитить линии поставки к островам. Двенадцать 203-миллиметровых 8-дюймовых артиллерийских орудий гаубицы M115 дальнего действия и многочисленные 155-миллиметровые гаубицы были переданы от американского Корпуса морской пехоты армии ПТИЦЫ РУХ. Их послали на запад в Остров Цзиньмэня, чтобы извлечь пользу, превосходство в артиллерии дерутся на дуэли назад и вперед по проливам там. Воздействие их сильных но обычный артиллерийские орудия принудили некоторых членов PLA полагать, что американские артиллеристы начали использовать ядерное оружие против них. Многочисленные MiGs были подстрелены Ударами сбоку, первые «убийства», которые будут выиграны ракетами класса воздух-воздух в бою.
СМИ: в Тайваньском проливе замечены крейсеры ВМС США
Второй момент — муссонный климат в Китае, в частности в Тайваньском проливе. Начиная со Второго Кризиса Тайваньского пролива Цзиньмэнь стал известным своим производством топориков для разделки мяса, сделанных из бомб. Второй кризис тайваньского пролива — конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп, Кинмен (кит. 金门, Jīnmén, Цзиньмень; англ. Блинкен отвечает, что США «привержены принципу одного Китая и считают важной стабильность в Тайваньском проливе», а также они «призывают Китай использовать свое влияние на международной арене, чтобы предотвратить эскалацию на Ближнем Востоке».
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Кризис в Тайваньском проливе, 1958 год
- Конфликт Китая и Тайваня
- «Есть серьёзные вызовы»: Глава МИД Китая Ван И оценил ситуацию в Тайваньском проливе
- ЧЕТВЁРТЫЙ КРИЗИС В ТАЙВАНЬСКОМ ПРОЛИВЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ - Barsuk — КОНТ
Кризис в Тайваньском проливе станет главной угрозой интересам США — CFR
В 1958 году начался второй кризис в Тайваньском проливе. В Второй кризис Тайваньского пролива, также называемый 1958 Кризис Тайваньского пролива, был конфликт между Китайская Народная Республика (КНР) и республика Китай (ОКР). Первый кризис в Тайваньском проливе 1954-55 гг. В марте Токио объявил о создании к концу этого года на территории государства единого американского командования для более эффективного и оперативного реагирования на кризис в Тайваньском проливе. Вопрос Тайваньского пролива должен быть урегулирован мирным путём, сообщила 20 мая журналистам глава администрации Тайваня Цай Инвэнь в Тайбэе. В последнее время китайские истребители и корабли беспрепятственно и регулярно пересекают срединную линию в Тайваньском проливе, которая десятилетиями была негласной границей между материком и островом.
2. Третий тайваньский кризис
- Два американских военных корабля зашли в Тайваньский пролив
- Второй кризис в Тайваньском проливе — Википедия с видео // WIKI 2
- Второй кризис Тайваньского пролива - Википедия
- "Гуаньча": Украина и другие кризисы показали — Америка не равно "Бог"
- Кризис в Тайваньском проливе станет главной угрозой интересам США — CFR
«Есть серьёзные вызовы»: Глава МИД Китая Ван И оценил ситуацию в Тайваньском проливе
Эти же сценарии привели сначала к разделу, а потом к войнам в Корее, Вьетнаме, кризисам в Тайваньском проливе и не только. Цю добавил, что за ситуацию в Тайваньском проливе несёт ответственность не только правительство, но и промышленные и коммерческие группы. Ее появление на тихоокеанском острове вызвало бурную отрицательную реакцию Китая и увеличило напряженность в Тайваньском проливе. Начиная со Второго Кризиса Тайваньского пролива Цзиньмэнь стал известным своим производством топориков для разделки мяса, сделанных из бомб.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Китаевед объяснил, чем опасны маневры ВМС США вблизи Тайваня
- Власти Тайваня выступили за мирное решение проблемы с Китаем
- США, Япония и Тайвань в июле проведут учения "Кризис в Тайваньском проливе"
«Последние китайские предупреждения»: пять случаев, когда Пекин сдал назад
В свою очередь, тайваньская сторона заявила о том, что в воздушных боях было сбито не менее 25 МиГ-17, из них 4 — ракетами AIM-9B. Кроме того, этот конфликт едва не привёл к войне между Китаем и США. Трения из-за этих островов продолжались до нормализации отношений между Китаем и США в 1979 году.
Сейчас в этой стране фактически идёт гражданская война. Пакистан был важнейшим союзником Китая, путь из западного Китая через Пакистан к Персидскому заливу это стратегический путь поставок углеводородов. Второй кризис, который одновременно разворачивается с Пакистаном это Шри-Ланка. Шри-Ланка также является важнейшим союзником Китая. Правящий режим Реджапакса фактически сметен проамериканскими силами. В своё время этот режим являлся надежным партнером Китая. В плоть до того, крупнейший порт Шри-Ланки Хамбон кто-то был отдан в аренду Китаю на 99 лет.
США принимает очень большое количество усилий для того чтобы Вьетнам втянуть в коалицию против Китая. Особенно пользуясь тем, что у Китая и Вьетнама есть спорные моменты по границе в акватории Южно-Китайского моря. На Соломоновых островах развернулась попытка государственного переворота, однако Китай ввел свои вооруженные силы и пресек данную попытку. В настоящее время подписано соглашение между Китаем и Соломоновыми островами в сфере совместной безопасности. Близится военный конфликт в Тайваньском проливе. Как вы считаете, военный конфликт в Тайваньском проливе неизбежен?
Тайваньский пролив. Спорные острова показаны как Quemoy и Ma-tsu. В другом языковом разделе есть более полная статья Second Taiwan Strait Crisis англ. Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода. Второй кризис тайваньского пролива Война пушек — военный конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. Обе островные группы расположены у берегов материковой провинции Фуцзянь , но контролируются Тайванем.
МИД КНР: Соединенные Штаты стягивают силы для создания нового кризиса в Тайваньском проливе
Этот проход американских военных кораблей, отмечается в сообщениях, стал первым после визита на Тайвань 2-3 августа спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси, что вызвало резкую негативную реакцию Китая и вылилось в рост напряженности в Тайваньском проливе. КРИЗИС В ТАЙВАНЬСКОМ ПРОЛИВЕ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ "СИЛОВОГО ВАРИАНТА" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки». Второй момент — муссонный климат в Китае, в частности в Тайваньском проливе. Этот конфликт был продолжением первого кризиса Тайваньского пролива, который разгорелся после окончания Корейской войны.
Тайваньский кризис
Второй кризис Тайваньского пролива | Все прошлые кризисы в Тайваньском проливе (1954–1955, 1958 и 1995–1996 годов) были достаточно затяжными – от трех до более чем восьми месяцев. |
Вы точно человек? | Выдержав паузу после прилета на Тайвань Пелоси, США снова направили в Тайваньский пролив два ракетных крейсера. |
Второй кризис Тайваньского пролива - Хронтайм | В истории уже было три военных кризиса в Тайваньском проливе. |
Тайваньский кризис. Начнет ли Китай войну после субботних выборов?
Суть этих трех разделов заключается в поддержке индустриализации Филиппин и превращения этого островного государства в важного торгово-промышленного партнера американцев в процессе его перехода к "зеленой" экономике под руководством США. Вопросы безопасности затрагиваются только в пятом пункте заявления. Во время своего выступления на саммите Байден подчеркнул, что союз между Вашингтоном и Манилой "тверд, как скала" и что любая атака на суда, самолеты и территории Филиппин приведет в действие подписанный двумя сторонами договор о взаимной обороне. Хотя в заявлении в резкой форме выражалась тревога по поводу действий Пекина по защите своего суверенитета в Южно-Китайском море, а также говорилось о поддержке решения в рамках арбитражного дела 2016 года, формулировки не выходили за пределы и ранее использовавшихся Соединенными Штатами и их союзниками в отношении Поднебесной слов.
Более того, в заявлении по итогам саммита не было и слова насчет фактической реализации трехстороннего военного альянса. В случае конфликта с Китаем Филиппины могут сослаться на договор о взаимной обороне и потребовать вмешательства со стороны США, но это никак не привлечет участие других военных сил. В теории, при создании системы коллективной обороны Соединенных Штатов, Японии и Филиппин Вашингтону и Токио придется усовершенствовать свой договор о безопасности, чтобы распространить его действие на территории за пределами Страны восходящего солнца.
Тогда нападение на Филиппины будет рассматриваться и как удар по американо-японскому альянсу. Но на прошедшем саммите не прозвучало никаких предложений о расширении сферы действия соглашения между США и Японией. На встрече Токио пообещал передать Маниле пять катеров береговой охраны, но, за исключением этого, в совместном заявлении участников саммита не было ничего об увеличении или открытии трехстороннего союза.
Отсюда следует, что саммит трех стран олицетворял скорее акцент на индо-тихоокеанской стратегии США, чем выход ее на новый уровень. Ни на самой встрече, ни в совместной заявлении почти не затрагивались реальные меры по модернизации трехстороннего альянса. Даже экономическая помощь Филиппинам обговаривалась в ограниченных масштабах.
Да, государства-участники подчеркнули поддержку ИТЭС, но значимость этой рамочной инициативы с самого начала была лимитированной. Привлекательность Соединенных Штатов в глазах их сторонников обуславливается открытостью американского рынка и инвестициями Вашингтона в союзников. Тем не менее байденовская "дипломатия среднего класса" поставила в центр внимания США саму страну, а значит, их национальный рынок уже не так доступен Восточной Азии, как раньше.
Индо-Тихоокеанская экономическая структура американского лидера не равнозначна рынку Соединенных Штатов и потому не обладает реальной притягательностью с точки зрения стран-союзниц. Более того, Дональд Трамп, который снова баллотируется в президенты, уже заявил, что аннулирует ИТЭС после возвращения ко власти. Не стоит воспринимать его высказывания как "детский лепет" — в прошлый раз Трамп разорвал связи в рамках Транстихоокеанского партнерства ТТП сразу после прихода в Белый дом.
Обещания США вложиться в инфраструктуру Филиппин, вероятно, окажутся воплощением поговорки "обещанного три года ждут": громкие слова прозвучат впустую. Соединенные Штаты годами говорили различным странам региона, что сделают колоссальные инвестиции в их инфраструктуру в ответ на китайскую инициативу "Один пояс — один путь", но были не в состоянии сдержать слово. Так дело обстоит даже с тайваньским вопросом.
Хотя различные проостровные политические силы в США призывают правительство четко обозначить свою позицию, а не продолжать "туманный" курс предшественников, сегодня американцам тяжело пойти на такие стратегические перемены. Японские политики всегда более радикально. Покойный Синдзо Абэ, бывший премьер-министр страны, говорил: "Чрезвычайная ситуация вокруг Тайваня будет чрезвычайной ситуацией и для Японии".
Но Абэ выступил с этим высказыванием в декабре 2021 года, когда уже покинул свой пост, а значит, его точка зрения не отражала официальные взгляды государства. Правительство в Токио никогда не признавало эту позицию. Кроме того, формулировка бывшего премьера всегда вызывала споры и в политических кругах, и в социуме Японии.
Но главный фактор тут — Соединенные Штаты. Поскольку американские власти еще не давали Тайваню никаких официальных, юридически обязывающих обещаний, японским политикам и общественности тяжело сформировать прочную позицию по этому вопросу. Сейчас у Страны восходящего солнца нет конкретного ответа на вопрос, стоит ли проявлять инициативу в участии в военных операциях за пределами своей территории вместе с США.
Мираж "бога", который не хочет развеиватьсяОдним словом, ни страны, вовлеченные в проблему Южно-Китайского моря, такие как Филиппины или Вьетнам, ни действующая администрация Тайваня не уверены, станут ли — в состоянии ли — Соединенные Штаты поддерживать их в плане обороны в случае конфликта с материковым Китаем. Придерживаясь неоднозначной стратегии в этом вопросе, Вашингтон все равно что расписывается в объективном признании: да, США больше не всезнающий и всемогущий "бог". Как уже упоминалось выше, американские интересы распространяются на самые разные зоны, так что стране тяжело сосредоточиться на одним лишь Индо-Тихоокеанском регионе, отстранившись от остальных.
Это свидетельствует о том, что у Соединенных Штатов не хватит ресурсов на масштабное вмешательство в потенциальный конфликт в ИТР. Хотя американцы по-прежнему занимают первое место в мире по расходам на оборону и мощи военно-морских сил, по размеру флота в западной части Тихого океана они уже отстали от Китая. В случае объявления военного положения им будет тяжело уйти из региона в целости и сохранности, без больших затрат.
На самом деле, как считают многие аналитики, непосредственный конфликт между Вашингтоном и Пекином неизбежно ускорит глобальный упадок США, кто бы ни вышел из борьбы победителем. Рассудительные американцы это тоже понимают. Потому они видят, что Соединенные Штаты не в состоянии помочь оборонять все государства, которые нужно защищать, за счет собственной военной силы, неважно, идет речь об украинском кризисе или израильско-палестинской войне.
Они скорее подталкивают союзников к самообороне, передавая им военную помощь и технику. Другими словами, США фактически делают из этих стран своих "представителей". Но в реальности и в Японии, и в Южной Корее, и на Филиппинах, и в текущей администрации Тайваня есть люди, которые осознают, что так называемые обещания "содействовать в обороне" со стороны Соединенных Штатов — это проявление "стратегической двусмысленности", в которой нет ни капли определенности.
Вот почему сегодня в Восточной Азии складывается весьма любопытная ситуация. Американская сторона в стремлении сохранить свою репутацию и интересы прикидывается все такой же "всезнающей и всемогущей", хоть и тоже понимает, что уже далека от этого. В связи с этим она переходит к войне восприятия, то есть в когнитивном плане формирует образ Китая как "врага" и зависимость союзников от США.
Но позже американские СМИ заявили, что она может прилететь с визитом на Тайвань. В Китае попросили Соединенные Штаты "не играть с огнем" и предупредили о серьезном военном ответе , если Пелоси прибудет на остров. В день вылета самолета со спикером палаты парламента США Китай начал учения с боевыми стрельбами в Тайваньском проливе. В ответ американские авианосцы направились в акваторию острова и остановились в 800 километрах от него. После этого китайский МИД еще раз предупредил, что Пекин применит силу , если визит Пелоси состоится.
Дипломат призвал Вашингтон отказаться от поставок вооружений Тайбэю. Но недавно он подписал закон о помощи союзникам, предполагающий дополнительное финансирование Тайваня.
Ситуация для Тайваня ухудшалась тем, что демократизация 1990-х гг. К таковым можно отнести постепенное сокращение сроков службы по призыву, задержки в одобрении парламентом расходов на перевооружение, падение престижа военной службы, сокращение стратегических резервов. При этом попытки перейти полностью на комплектование вооруженных сил по контракту также оказались неудачными. Несмотря на демонстрируемое социологическими опросами быстрое укрепление тайваньской идентичности и нарастание сепаратистских настроений, тайваньское общество не демонстрирует готовности идти на серьезные жертвы и лишения для того, чтобы обеспечить оборону острова. Израиль, имеющий примерно в два с половиной раза меньшее население, чем Тайвань, тратит на оборону 22 млрд долл. В результате у некоторых экспертов возникают вопросы о готовности Тайваня к сопротивлению КНР в принципе [12]. Вместе с тем, несмотря на проблемы тайваньских вооруженных сил, нет никаких оснований ожидать реализации на острове «крымского сценария». Тайвань по-прежнему обладает мощными и дееспособными специальными службами, ориентированными на борьбу с китайской агентурой. При общем падении качества тайваньской армии в последние десятилетия, тайваньские силы специальных операций сохранили относительно высокий потенциал и заметную численность. И, что особенно важно, на острове, в отличие от Крыма, отсутствуют сколько-нибудь массовые настроения в пользу «воссоединения родины». Насколько можно понять, именно на раннем этапе конфликта должны вступить в бой и отвлечь на себя значительные силы противника крупные надводные корабли тайваньского флота и истребительная авиация ВВС, что ослабит удар по остальным компонентам тайваньских сил и даст время на рассредоточение. На последующих этапах операции важной роли для них, насколько можно понять, не предусматривается. Очевидно, что в более отдаленной перспективе важную роль в прибрежном сражении будут играть перспективные тайваньские дизель-электрические подводные лодки, строительство которых ведется сейчас при технической помощи США, — всего планируется построить восемь кораблей [13]. При этом ставится задача осуществить разгром противника в зоне в пределах 40 км от точки высадки [14]. Одновременно Тайвань стремится наращивать собственный потенциал неядерного стратегического сдерживания КНР. В настоящее время он представлен некоторым количеством крылатых ракет «Сюн Фэн-2E» HS-2E нескольких модификаций дальностью до 1200 км [15] , при этом постоянно ведутся работы над увеличением дальности крылатых ракет. Тайвань имел собственную программу создания баллистических ракет малой дальности в 1970—1980 гг. Имеются лишь фрагментарные данные о возобновлении работ по данной тематике, их статус неясен. Попытки создания на острове ядерного оружия были прекращены под давлением США еще в 1970-е гг. Таким образом, в военно-технической политике Тайваня акцент сейчас делается на современных системах разведки, связи и управления, наземных системах ПВО, береговых противокорабельных ракетных комплексах и легких силах флота, дизель-электрических подводных лодках, минном оружии флота и сухопутных войск, современной ствольной и реактивной артиллерии включая высокоточные боеприпасы, средства разведки и управления , армейской авиации, противотанковых средствах. Наряду с активизацией собственных военно-технических программ и закупками вооружений в США, Тайвань пытается преодолеть накопившиеся за период с начала демократических реформ организационные проблемы в вооруженных силах, повысить уровень боевой подготовки, усовершенствовать систему комплектования и реорганизовать резервные компоненты вооруженных сил, создав силы территориальной обороны. С учетом географии Тайваня и специфики задач тайваньских вооруженных сил, при наличии политической воли Тайвань способен развернуть нежелательные для себя тенденции в военной сфере и поставить под вопрос возможность проведения китайской десантной операции. Несмотря на декларируемую готовность обороняться самостоятельно, тайваньским вооруженным силам требуется лишь продержаться считанные недели а возможно — даже дни , за которые США могут стянуть в регион необходимые силы и нанести по китайцам эффективный контрудар. Перспективы конфликта отличаются значительной неопределенностью, особенно если учесть, что НОАК не участвовала в сколько-либо масштабных боевых действиях с конца 1980-х гг. Возможные даты принятия китайцами решения об атаке на Тайвань, вероятнее всего, будут связаны с выборами в муниципальные органы власти острова в конце 2022 г. По итогам этих событий китайцы могут прийти к выводу о полной утрате возможностей для «мирного воссоединения», что приведет к давлению на руководство КПК со стороны военных и политических кругов, заинтересованных в военном решении проблемы. Конфликт будет представлять собой, вероятно, самый опасный военно-политический кризис со времен Карибского 1962 г. Последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества Поскольку вероятность конфликта будет оставаться крайне высокой, а ставки в нем велики, Китай будет склонен к активному расходованию средств на ускоренное перевооружение по направлениям, важным для тайваньской операции. Китайское военно-политическое руководство будет менее склонно прислушиваться к мнению отечественной промышленности, обещающей создать нужные системы вооружений и образцы техники «завтра». Подписанный в конце 2018 г. По некоторым из этих направлений например, системы ПВО, противорадиолокационные ракеты, авиационное высокоточное оружие Россия уже имеет длительный опыт сотрудничества с китайцами, которое могло бы быть расширено.
Тайваньский кризис. Начнет ли Китай войну после субботних выборов?
В последнее время китайские истребители и корабли беспрепятственно и регулярно пересекают срединную линию в Тайваньском проливе, которая десятилетиями была негласной границей между материком и островом. Китай наращивает и регулярные войска, и флот, и ядерный арсенал. Гигантская армия, постоянное место в Совбезе ООН и ядерное оружие страхуют его поражения, как это продемонстрировало российское вторжение в Украину. А победа обещает невероятные преимущества, поскольку изменит расклад сил в мире. Не сумев защитить Тайвань, Америка потеряет статус непобедимого гаранта демократии не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Обеспокоенные своей безопасностью страны начнут присягать на верность Пекину. Автократическая китайская модель вступит в борьбу за мировое господство с западной моделью свободного общества. Не Китаем единым Лай Циндэ лидирует в опросах, но его победа не гарантирована. Не первый раз выборы на Тайване проходят в тени китайской армады и под завуалированные угрозы вторжения.
С 1996 года, когда впервые выбирали президента, в обществе сформировался консенсус по главному вопросу о независимости и объединении. Выборы больше не про войну и мир, как может показаться со стороны, а про внутренние проблемы демократического Тайваня Все три кандидата поддерживают статус-кво. О независимости или скором объединении с материковым Китаем не заикаются ни Лай Циндэ, ни Хоу Юи, кандидат от второй крупнейшей партии Гоминьдан, ни популист Кэ Вэньчжэ из Партии народа Тайваня. Исход выборов может определить позиция кандидатов по другим вопросам. Тайваньцев волнует снижение уровня жизни, нехватка доступного жилья и безработица среди молодежи. Не все поддерживают готовность правящей ДПП наращивать оборонные расходы, строить подводные лодки и расширять всеобщую воинскую обязанность. А некоторые просто устали и готовы дать шанс новым политикам. ДПП у власти уже восемь лет, и история не обещает ее кандидату Лаю легкой победы.
В ответ американские авианосцы направились в акваторию острова и остановились в 800 километрах от него. После этого китайский МИД еще раз предупредил, что Пекин применит силу , если визит Пелоси состоится. Это будет расцениваться как вмешательство во внутреннюю политику КНР, так как в конфликте Штаты активно поддерживают сторону Тайваня, регулярно поставляя туда оружие. Пелоси прибыла на Тайвань 2 августа. МИД Китая выразил решительный протест в связи с этим.
В новогоднем обращении за две недели до тайваньских выборов Си сказал, что Тайвань "непременно воссоединится" с Китаем. Аналитики отметили ужесточение тона китайского председателя: в прошлом году он лишь назвал "людей по обе стороны Тайваньского пролива членами одной семьи". Утренний час-пик в Тайбэе. Америка обещает вступиться за 24-миллионный остров, если 1,5-миллиардный материковый Китай нападет на него. Ставки как никогда высоки, и субботние президентские выборы рискуют стать искрой, из которой разгорится пламя регионального конфликта, способного перерасти в глобальное противостояние США и Китая - двух крупнейших экономических и военных держав планеты. Пострадает и китайская экономика - вторая по размеру в мире после американской. По касательной заденет весь остальной мир. От такого кризиса мир будет оправляться десятилетиями. Почему Китаю не нужна война Поводом для силового решения может стать победа кандидата от правящей Демократической прогрессивной партии. Нынешний вице-президент Лай Циндэ метит в президенты и представляет себя продолжателем политики Цай Инвэнь, которая проработала во главе государства максимально разрешенные два срока. Однако прошлые высказывания Лая о независимости Тайваня дали оппозиции и Пекину повод называть его кандидатом войны и марионеткой США. Эксперты выделяют три вероятных варианта эскалации: масштабные военные учения у берегов Тайваня, блокада острова и вторжение. О сроках тоже спорят. Новый президент вступит в должность только в мае, так что ожидание неминуемого кризиса может растянуться на несколько месяцев. Тайваньская компания TSMC - крупнейший в мире производитель чипов. Если конфликт перекроет торговлю, инвестиции и движение рабочей силы, издержки будут гигантскими. Даже выше, чем издержки, которые понесла Россия в результате санкций, введенных против нее из-за Украины", — полагает другой китаист из CSIS, Скотт Кеннеди.
И, наряду со всем этим, в Интернете будут вестись тихие сражения с массированными кибератаками с обеих сторон, которые нанесут вред правительственным веб-сайтам, банкам и даже системам военного управления. У обеих сторон были десятилетия, чтобы подготовиться к этому варианту, поэтому Китай, вероятно, знает, где находится критически важная инфраструктура Тайваня, и Тайвань укрепил то, что невозможно скрыть. В то же время военно-воздушные силы Китая и Тайваня — те тайваньские самолеты, которые переживут первоначальную бомбардировку — поднимутся в небо, пытаясь победить друг друга. Батареи ПВО с обеих сторон будут задействованы для поражения ракет и самолетов. Вероятным может быть «дружественный огонь», когда пилоты могут случайно убить своих товарищей в пылу боя. Как только руководство НОАК убедится, что оборона Тайваня достаточно ослаблена, оно начнет серьезное вторжение. В первую его волну вполне могут войти вертолетоносцы специального назначения, а также воздушно-десантные войска НОАК, у которых есть собственная бронетехника, предназначенная для парашютного десантирования в район боевых действий. Они будут стремиться развернуться в тылу тайваньских сил и нарушить тыловое обеспечение и резервы, нейтрализовать командиров и высокопоставленных политических деятелей и захватить ключевые точки. Тайвань бросит свои регулярные силы на наиболее вероятный путь наступления, пытаясь остановить поток китайских войск, все время пытаясь мобилизовать и вооружить свои резервы и перебрасывая припасы в горы и города, чтобы подготовиться к затяжной и жестокой войне. Первая волна вторжения, вероятно, будет состоять из солдат Восточного командования театра военных действий китайской армии, а также морских пехотинцев, которые с опаской будут забираться в бронетранспортеры ZBD-05, вооруженные 30-мм пушками. Внутри машин будет тесно и темно, и они будут освещены только красными лампочками, продолжает живописать британский военный эксперт. Бронетранспортеры будут размещены на десантных кораблях возможно, будущих кораблях Type 075, которые, как ожидается, будут введены в строй к 2025 году и отправлены на Тайвань. Тайваньцы ответят градом своих собственных противокорабельных крылатых ракет, в том числе разработанных и произведенных на острове ракет Hsiung Feng III с дальностью 400 км и Harpoon американского производства с дальностью 125 км, что, вероятно, отправит на дно многие китайские суда с их десантными средствами на борту, но взамен и тайваньцы понесут потери. В определенный момент уцелевшие китайские десантные корабли выгрузят свои бронетранспортеры и направятся к намеченной зоне высадки. Семейство бронетранспортеров ZBD-05 является амфибийным — они гусеничные и хорошо вооружены, что позволяет им атаковать пляж без защитной артиллерии и ракет, на которые опирается китайская армия. Это означает, что их можно было бы запускать за много километров от берега, чтобы продвигаться самостоятельно и представлять собой меньшую цель, чем Type 075.