И поскольку, внешне отличить кнопочный аккордеон от баяна довольно трудно, а иногда невозможно, то у нас принято оба инструмента называть баянами. Баян отличается от аккордеона и гармони тем, что имеет более сложную конструкцию и больше клавиш на клавиатуре.
Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
Прародителем баяна и аккордеона является гармошка или гармонь. Чем отличается баян от гармони? Баян, традиционный русский аккордеон, отличается от гармони более глубоким и насыщенным звучанием. Перешерстил весь интернет, на ютубе смотрел разборы мелодий, обучающие видео, понял в чем разница между гармонью, баяном, аккордеоном и веслом от лодки)) И с полной готовностью отправился на авито покупать гармонь. Баян, в отличие от гармошки, является профессиональным инструментом и имеет более сложную конструкцию.
В чем отличие баяна от гармони?
Баян традиционно считается более усовершенствованным видом гармони. В нём на правой клавиатуре присутствует ахроматический ряд звуков. Левая часть оснащена широким набором басов, а также большим набором аккомпанементов. Принцип действия звуковых механизмов обоих инструментов совершенно одинаков. Конструкция также предполагает две клавиатуры и меха. Тем не менее особенности извлечения звука и способ игры на гармони и баяне отличается значительно. В целом существует два основных типа русских гармоний. Первый основной тип предполагает, что каждая кнопка сохраняет свое звучание вне зависимости от режима растяжения или сжатия мехов. Второй тип гармони предполагает смещение звука в зависимости от направления их движения.
Именно это позволило включить в рамках одного инструмента огромное количество возможных звучаний. Стоит отметить, что гармони также включает в себя множество различных вариантов и видов. Тульские инструменты отличаются совсем небольшим размером и одним рядом расположения кнопок. Они достаточно легкие в обращении, хотя и обладают ограниченным диапазоном октав, хотя тоже в настоящие время они представлены также и в концертном варианте. Саратовские гармошки отличаются особым тембром звука. Наличие колокольчиков в конструкции чрезвычайно необычно для данных типов инструментов. Если говорить о возможном расширении звукового ряда, то здесь преуспели вятские мастера, которые установили дополнительный набор кнопок на обеих клавиатурах. Именно баян и стал первой гармоникой 3х рядного типа.
В начале XIX века он заимел еще один ряд, а уже в 20м стали появляться первые пятирядные баяны Стоит отметить, что благодаря своему поражающему диапазону звучания этот инструмент нашел широкое применение как самостоятельно в народном творчестве, так и в качестве немаловажного эстрадного инструмента Современные баяны модифицированы таким образом, чтобы иметь возможность играть всю заложенную тональность на одинаковых высотах вне зависимости от режима растяжения или сжатия. Это открывает большие возможности для создания мелодий наиболее сложного типа без нарушения удобного формата работы с мехами. Отличие во внешнем виде клавиатур Если же мы взглянем на клавиатуру баяна, то увидим, что в ней белые клавиши чередуются с черными хотя, это не всегда так, потому что бывают баяны и с одноцветной клавиатурой. Так вот, на этих черных клавишах баянист и извлекает те самые звуки-полутона, которых просто нет на гармони. Теперь взглянем на левую клавиатуру баяна и сравним её с клавиатурой гармони. Первое, что бросается в глаза-огромное количество кнопок по сравнению с гармонью: от 100 в ученических баянах и свыше 100-в профессиональных концертных инструментах. Казалось бы, откуда столько звуков? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно немного разобраться в классификации баянов по типу устройства механики левой клавиатуры.
Согласно этой классификации баяны бывают готовые, выборные редко и готово-выборные. Готовые баяны-это баяны с готовыми аккордами в левой клавиатуре, то есть, при нажатии одной кнопки, благодаря специальной механике, звучит готовый аккорд как и на гармони. В выборных баянах на левой клавиатуре можно играть также, как и на правой, набирая аккорды по своему усмотрению. Готово-выборные баяны имеют специальный переключатель, позволяющий играть по необходимости и с готовыми аккордами, и с выборными. Такие баяны универсальны и наиболее распространены в профессиональной среде, так как имеют практически неограниченные исполнительские возможности. Теперь вернёмся к вопросу о количестве клавиш в левой клавиатуре. Дело в том, что в обычном ученическом баяне с готовыми аккордами и пятью рядами клавиш в левой клавиатуре звуков , на самом деле, всего 48.
Чтобы такого не происходило, быстро и понятно объясняем разницу между этими инструментами.
Их объединяет наличие двух деревянных корпусов, на которых расположены клавиатуры и мех между ними, издающий характерный звук. А вот различные детали в их строении приводят к разграничению. Если у инструмента клавиши как у фортепиано, значит, это аккордеон.
Баян имеет не только клавиши, но и кнопки, которые фиксируются при игре, позволяя игроку контролировать звук и выполнение аккордов. Баян также имеет большее количество октав и клавиш, поэтому может создавать более разнообразные и глубокие звуковые эффекты. Оба инструмента широко используются в фольклорной и народной музыке, а также в жанрах, таких как танго и вальс.
Гармошка и баян позволяют музыкантам воплотить свои музыкальные идеи в яркие и выразительные звуки. Каждый из них имеет свои уникальные особенности и звучание, но оба являются важными частями музыкального мира. Конструкция и размеры гармошки Основной элемент гармошки — это клавиатура, состоящая из клавиш, которые нажимаются пальцами исполнителя. Клавиши разделены на басовую, левую и правую клавиши. Басовая клавиша отвечает за игру басовых аккордов, левая клавиша — за аккорды из нескольких нот, а правая клавиша — за одиночные ноты. Гармошка имеет компактную конструкцию, что позволяет музыканту легко держать инструмент в руках и играть на нем.
Она обычно имеет форму прямоугольной коробки, внутри которой находится механизм и элементы управления. Размеры гармошки обычно составляют примерно 40 см в ширину, 20 см в высоту и 15 см в глубину. Клавиши гармошки выполнены из пластика или дерева и имеют некоторые отличия от клавиш других аккордеонов. Клавиши гармошки небольшие и узкие, чтобы музыкант мог удобно нажимать их пальцами. Они располагаются на клавиатуре горизонтально, в отличие от вертикального расположения клавиш на баяне.
Клавиатура у гармони самая простая, из троицы, и не содержит полутонов. Баян от гармони отличается наличием клавиатуры с полутонами. Так называемая басовая клавиатура или аккомпанемент также имеет намного больше клавиш, соответственно, инструмент обычно больше, чем гармонь, однако это даёт огромный простор для творчества и позволяет играть в разных тональностях. Баян по сути своей является модификацией аккордеона с несколько расширенным звуковым диапазоном.
Однако баян прижился только в России и странах СНГ.
Чем отличается баян от аккордеона и гармони?
Гармонь и баян — это инструменты, имеющие много общего, но и отличающиеся друг от друга в некоторых аспектах. Выбор между гармонью и баяном зависит от нужд музыканта и стиля, который он планирует играть. Фolk, polka, вальсы — это любимые жанры для гармони и баяна. Выбор может быть основан на личном вкусе, но также требуется учитывать такие факторы, как удобство игры, вес и размер инструмента, и, конечно же, наличие определенных функций, таких как регулирование громкости. Таким образом, выбор между гармонью и баяном является личным, а музыканты должны проявлять гибкость в выборе инструмента, учитывая множество переменных при планировании музыкального творчества. В конечном итоге, решение принимается на основе предпочтений и вкуса. Форма и конструкция: Гармонь имеет более округлую форму, выглядя более вздутой. Баян же, имеет более ящиковидную форму.
Тембр: Баян известен своим насыщенным и выразительным звучанием, которое позволяет баянисту передать все оттенки эмоций. Гармонь имеет более простой и сдержанный тембр. Размер: Баян обычно имеет большие размеры по сравнению с гармонью. Большой размер баяна позволяет играть более сложные музыкальные произведения и расширять возможности исполнителя. Баян является универсальным инструментом и находит применение в различных музыкальных жанрах, включая классическую, народную и современную музыку. Он непременно привлечет внимание своим звуком и уникальными возможностями исполнения. Гармонь Гармонь имеет свою особенность, которая заключается в наличии разных размеров и типов. Основными типами гармоней являются аккордеон и баян. Эти два вида гармони различаются по своей структуре и звучанию. В отличие от баяна, гармонь имеет механизм нажима клавиш, который позволяет играть более сложные аккорды с помощью одной руки. Большинство клавиш на гармони снабжены кнопками, которые при нажатии активируют аккорд. Это позволяет музыканту играть сочетания звуков с помощью простых движений пальцев. Еще одной особенностью гармони является ее простота в обучении. Начинающие музыканты могут достичь хороших результатов в игре на гармони уже через некоторое время тренировок.
В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармонике. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа обычно несколько тембровых регистров — в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон».
Дело в том, что в древнерусском были правильными сразу обе формы, и "боян", и "баян", в зависимости от произношения. Причем это слово употреблялось и в двух значениях во всяком случае, так считают историки. Но историкам из разного рода летописей известны и люди.
Чем отличается баян от аккордеона и гармони?
Отличие баяна от аккордеона и гармошки. Перешерстил весь интернет, на ютубе смотрел разборы мелодий, обучающие видео, понял в чем разница между гармонью, баяном, аккордеоном и веслом от лодки)) И с полной готовностью отправился на авито покупать гармонь. Чем баян отличается от гармони и аккордеона? Ручные гармоники имеют сходную конструкцию, отчего человеку, далекому от музыки, бывает непросто разобраться, чем отличается баян от аккордеона и гармони. Баян, в отличие от гармошки, является профессиональным инструментом и имеет более сложную конструкцию.
Чем отличается баян от гармонии кратко
Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка? | Баян от гармони отличается наличием клавиатуры с полутонами. |
Как появились гармонь, баян и аккордеон в России | Одним из основных отличий между гармошкой и баяном является их физическая конструкция. |
Аккордеон или баян - на чем проще играть с нуля | Он отличается от гармони и аккордеона наличием подвижных клавишных рядов, которые смещаются в горизонтальном направлении и позволяют музыканту контролировать звуки. |
Чем отличается баян от гармони? - | Аккордеон отличается от баяна только своей «рояльной» правой клавиатурой. |
Новое неожиданное хобби или как я пришел к гармони))
В 1821 году берлинский мастер Бушманн создал губную гармошку на основе этого метода, а в следующем году попытался прикрепить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демьян изобрел инструмент, который назвал аккордеоном, потому что его левая клавиатура была такой же, как у современных гармоник — аккордовой: нажатие кнопки давало целый аккорд. Однако у этого инструмента еще не было надлежащей клавиатуры. Примерно в 1830 году новинка проникла в Россию, приобрела там простое название — аккордеон — и приобрела большую популярность. Особенности баяна Аккордеон оснащен кнопочной клавиатурой. На клавиатуре мелодии находятся от 3 до 6 рядов круглых кнопок, а на клавиатуре аккомпанемента — столько же.
Баян может быть готовым, когда его звучание создается аккордами и басами, или факультативным с отдельными нотами. Звук аккордеона громче и резче, чем у аккордеона. Он относится к категории инструментов, относящихся к оркестровому исполнению. Баяны могут быть как трифоническими, так и полифоническими. За границей баян считается баяном.
При внешнем сходстве баяна и гармошки отличить их по дизайну и звучанию несложно. Достаточно определиться с типом клавиатуры и все будет хорошо. А если послушать одно и то же музыкальное произведение на обоих инструментах, становится понятно, что баян — это сила и динамизм, а аккордеон — это душа и гармония. Отличие баяна от аккордеона Аккордеон относится к язычковым клавишным пневматическим музыкальным инструментам. Его правая клавиатура имеет клавиши как у пианино, это полная хроматическая гамма.
Всего 45 клавиш, достаточно для воспроизведения сложных музыкальных композиций. Баян — это также язычковый клавишный музыкальный инструмент с полной хроматической гаммой. Между инструментами есть различия в конфигурации корпуса и конструкции грифа, но они не особо значительны. На чем легче научиться играть Баян и аккордеон — два очень похожих музыкальных инструмента. Что легче научиться играть?
На этот вопрос сложно дать конкретный ответ, потому что инструменты похожи по звучанию, но все же есть отличия в характеристиках игры. При игре на баяне правая рука должна отвечать за монохроматический строй, а левая — за октаву. Поначалу будет легче запомнить положение нот на аккордеоне, поскольку он использует клавиатуру как пианино. По мере того, как вы осваиваете семплирование дальше, это выборная система на левой клавиатуре, которая намного сложнее для аккордеонистов. Здесь тоже важно желание учиться.
На чем легче играть Профессионалы расходятся во мнениях, на каком из этих музыкальных инструментов легче играть. Сторонники баяна считают, что играть и исполнять сложные композиции на баяне легче. Аккордеонисты придерживаются противоположного мнения. Изучая основы игры на аккордеоне, вы одновременно можете освоить основы игры на фортепиано. Сложно дать однозначный ответ, на каком инструменте будет легче играть.
В любом случае следует ориентироваться на звучание инструмента. Баян Стерлигова Знаменитый мастер П. Стерлигов жил в Санкт-Петербурге, занимался настройкой и изготовлением различных музыкальных инструментов, в том числе духовых. Однажды ему было приказано создать гармонию для музыканта Ю. Титаренко, который уже начал использовать имя баяна на своих плакатах.
Говорят, это связано с тем, что одноименный крейсер в то время производился на верфи. Мастеру пришла в голову идея использовать дублированный басовый ряд, такая раскладка получила название «Петербургская» или «Ленинградская». В 1913 году мастер изготовил баян с двумя рядами низких пуговиц, максимально похожий на современный. Более удобная планировка стала известна как «Московская».
Отличие во внешнем виде клавиатур Если же мы взглянем на клавиатуру баяна, то увидим, что в ней белые клавиши чередуются с черными хотя, это не всегда так, потому что бывают баяны и с одноцветной клавиатурой. Так вот, на этих черных клавишах баянист и извлекает те самые звуки-полутона, которых просто нет на гармони.
Теперь взглянем на левую клавиатуру баяна и сравним её с клавиатурой гармони. Первое, что бросается в глаза-огромное количество кнопок по сравнению с гармонью: от 100 в ученических баянах и свыше 100-в профессиональных концертных инструментах. Казалось бы, откуда столько звуков? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно немного разобраться в классификации баянов по типу устройства механики левой клавиатуры. Согласно этой классификации баяны бывают готовые, выборные редко и готово-выборные. Готовые баяны-это баяны с готовыми аккордами в левой клавиатуре, то есть, при нажатии одной кнопки, благодаря специальной механике, звучит готовый аккорд как и на гармони.
В выборных баянах на левой клавиатуре можно играть также, как и на правой, набирая аккорды по своему усмотрению. Готово-выборные баяны имеют специальный переключатель, позволяющий играть по необходимости и с готовыми аккордами, и с выборными. Такие баяны универсальны и наиболее распространены в профессиональной среде, так как имеют практически неограниченные исполнительские возможности. Теперь вернёмся к вопросу о количестве клавиш в левой клавиатуре. Дело в том, что в обычном ученическом баяне с готовыми аккордами и пятью рядами клавиш в левой клавиатуре звуков , на самом деле, всего 48. Это 12 басов от «до» до «си», включая все полутона , по одному мажорному аккорду от каждого баса, по одному минорному, и по одному септаккорду в профессиональных концертных баянах обычно присутствует ещё один ряд клавиш в левой клавиатуре — это уменьшенные септаккорды.
Остальные клавиши-дублирующие и предназначены для предотвращения больших скачков кисти, когда можно нажать более близкую клавишу.
Баян же, в отличие от гармошки, имеет меньше разновидностей, но они обладают более сложной конструкцией. Клавиатура на баяне представляет из себя диатоническую систему, на которой располагаются все нужные ноты. Баян также оборудован басами, которые позволяют играть басовые аккорды. Кроме того, баяный инструмент имеет сыкидок и регистры, которые изменяют звучание некоторых клавиш. Особенности баяна Одной из главных отличительных черт баяна является его строение. Он состоит из двух корпусов, которые соединены петлей.
Эта конструкция позволяет музыканту использовать инструмент как клавишный или герконный аккордеон. Другой особенностью баяна является его система ладов. Баян имеет 41 или 45 клавиш, они разделены на две части — баяновый гриф и герконный клавишный блок. Это позволяет музыканту играть сложные мелодии и аккорды на инструменте. Баян также имеет свой уникальный тембр. Благодаря особому строению клавиш и механизма, звук, который издает баян, является насыщенным и объемным. Он звучит громко и ярко, что делает его прекрасным для сольных выступлений и игры в составе оркестра.
Еще одна особенность баяна — его многогранный характер. Баян может играть множество музыкальных жанров — от классики до фолка. Это объясняется его широким диапазоном и удобством в исполнении разных стилей.
Так и было сделано. Трехголосая Чайка. Орет громче хора. Для такой гармони и микрофона не надо.
Взял еще одну гармонь. На этот раз гармонь шуйской фабрики Чайка. Гармонь трехголосая и очень громкая. Звук дерзкий, насыщенный, даже чем-то напоминает аккордеон. Пришло время искать преподавателя. И нашел. Очень хорошая девушка и мегаталантливая баянистка Регина из одного из Ярославских ДК.
Иногда преподает на дому баян и гармонь. Пошел к ней потому, что уже видел ее в составе одной из ярославских кавер-групп и видел, какие немыслимые вещи она может вытворять с баяном. В общем, Регина мне дала два исчерпывающих урока по гармони, все подсказки и упражнения для пальцев и слуха, и отправила в свободное плавание, так как гармонь — это инструмент для самоучек и у каждого гармониста техника игры и стилистика своя. Это было уже осенью 2021 года Дальше шли пол года ада. Нет, не для меня.
Отличия гармони от баяна
- В чем отличия баяна от гармони?
- Аккордеон или баян - на чем проще играть с нуля
- Чем гармонь отличается от баяна? | «Развивайка»
- Чем гармонь отличается от баяна? | «Развивайка»
Как появились гармонь, баян и аккордеон в России
Баян, традиционный русский аккордеон, отличается от гармони более глубоким и насыщенным звучанием. Баян, традиционный русский аккордеон, отличается от гармони более глубоким и насыщенным звучанием. Гармонь и аккордеон являются родственными музыкальными инструментами, но существуют определенные различия между ними. Чем баян отличается от гармони и аккордеона?
Чем отличается гармонь от аккордеона
Чем аккордеон отличается от гармони и баяна? Чем отличается баян от гармони? Гармони и баяны во всей стране делают всего на двух крупных заводах, один из которых расположен в Туле. а мне ЗВУК аккордеона нравится больше,чем баяна! Как отличить гармонь от баяна? Внешне гармонь похожа на маленький баян, но различия между ними существенны.
Баян и гармошка - это одно и то же?
Чем гармонь отличается от баяна | гармошка это детский инструмент, на нем мало клавиш, а баян это инструмент для взрослых. |
Газарян С.С. Гармоника, гармошка, аккордеон, баян | Таким образом, основное отличие между гармошкой и баяном заключается в различиях в их механизмах и принципах работы. |
Аккордеон или баян - на чем проще играть с нуля | Такие инструменты, как аккордеон, баян, гармонь являются разновидностями ручных гармоник, которые отличаются внешним видом и звучанием, но имеют схожую конструкцию и способ звукоизвлечения. |
Что лучше, гармонь или баян? | Новости Истории вещей. |
Что такое гармонь и баян?
- Исследовательская работа | Образовательная социальная сеть
- В чем различия баяна и гармони?
- Особенности гармошки
- Поиск по вопрос-ответу
- Знаете ответ? Помогите другим! (без регистрации)
- Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
Гармонь – двоюродная сестра варгана
- Историческая справка о гармони и баяне
- Баян и гармошка - это одно и то же?
- Чем отличается баян от гармони и от аккордеона
- Баян и гармонь: их сравнение и различия
- Какая разница... между гармонью, аккордеоном и баяном? | Пикабу
а чем баян от гармони отличается?
В некоторых конструкциях играющему на портативном органе требовался специальный помощник для накачивания ручного меха во время игры. Первая губная гармоника была изготовлена И. Бушманом в Берлине В 1821 году. Свой новый инструмент он называет "аура", но это название за ним не закрепилось, и, распространяясь, он получил название "губная гармоника". В 1820-е годы производство губных гармоник организуется в немецких городах Троссинген, Франкфурт-на-Майне и Клингенталь. Сначала инструменты имели диатонический однооктавный звукоряд, затем, в процессе развития расширялся диапазон новых конструкций губных гармоник, появились хроматические модели, некоторые гармоники, например, венской системы, настраивались в разлив тремоло-настройка. Идея создания губной гармоники с клавиатурой 1825 год принадлежит английскому ученому-физику и конструктору Чарльзу Уитстону 1802-1875.
Симфониум, как он назвал свой инструмент, распространения не получил, однако его идеи продолжали развиваться. Во второй половине ХIХ века получают распространение различные виды губных гармоник с клавиатурой даже с двумя клавиатурами - гармоника-флейта, аккорден и т. Первые достоверные факты, касающиеся производства ручных гармоник, можно датировать 1829 годом. Связаны они с изобретением венского мастера-изготовителя фортепиано и органов Кирилла Демиана 1772-1847. Вместе со своими сыновьями Гвидо и Карло он создает новый инструмент - гармонику с горизонтальным движением меха. Демиан официально запатентовал в Вене свой инструмент, который назвал "аккордион" от слова "аккорд" - каждая из пяти клавиш правой клавиатуры позволяла извлечь на нем определенные аккорды на разжим и сжим меха ; впоследствии в окончании слова буква "и" была заменена на "е".
Данное изобретение отличалось от более ранних образцов ручных гармоник другой системой подачи воздуха к металлическим язычкам. В любых портативных видах органов, как и в фисгармониях, воздух, нагнетаемый вертикальным сжимом меха, поступал к язычку через распределительную камеру - это придавало звучанию динамическую ровность из-за равномерного и постоянного по силе давления воздушной струи на язычки. Демиана же воздух подавался к язычкам напрямую, благодаря чему звук стал динамически управляемым : появилась возможность не только регулировать силу давления воздуха, меняя тем самым уровень громкости, но и сделать атаку звука акцентной. Каждый мелодический звук в аккордионе Демиана составлял единый комплекс с аккордом. В том же 1829 году через несколько месяцев после создания первой модели, появляются инструменты, уже снабженные двумя рычажками в левой клавиатуре для извлечения басовых звуков и имевшие шесть клавиш в правой. Принципиально важным в конструкции изобретателя было то, что размеренные чередования басов левой и аккордов правой клавиатур позволяли создавать простейший аккомпанемент и на редкость четкую пульсацию метра.
Как только на гармонике появляется чередование простейшего басо-аккордового аккомпанемента, он становится именно тем инструментом, который мы называем гармонью. Сразу же после получения К. Демианом патента на изобретение инструмент начинает стремительно распространяться. В 1829 году немецкий мастер Иоганн Глиер впервые организует в г. Клингенталь фабричное изготовление гармоней, после чего в Германии развертывается их массовое производство.
Гармоники играют в одной тональности: каждый инструмент настраивается в своей собственной и за её пределы не уйти. Игра происходит в одной высоте звуков гаммы, порой у гармониста несколько гармоник: под голос, для наигрышей и для настроения. Каждая гармонь индивидуальна, часто инструмент изготавливается под заказ, и отличия могут быть следующими: приводы клавиш могут быть железными, а могут и деревянными, что делает инструмент более отзывчивым к прикосновениям рук к клавишам; аналогичная разница в материале для клапанов, которые также изготавливаются из железа или из дерева; тональность каждой гармони может настраиваться под заказ, на инструменте могут быть установлены регистры, позволяющие в одно нажатие менять тональность инструмента; гармоника может быть цельнопланочной, что по-своему может затруднять ремонт. Баян отличается размером корпуса, большим весом и наличием клавиатуры с полутонами.
Басовая клавиатура аккомпанемент также содержит гораздо больше клавиш, что даёт настоящий простор для творчества, позволяя играть в разных тональностях. Баян не нужно подбирать под голос индивидуально — достаточно определиться с весом, чувствительностью и другими нюансами механики клавиатур. Важным будет качество сборки, само звучание и размер: есть очень компактные баянчики, позволяющие сделать игру приятнее, а инструмент мобильнее своих полноразмерных братьев. Клавишный аккордеон очень похож на баян, но главное отличие кроется в основной клавиатуре рояльного типа. Игра на аккордеоне представляет собой совершенно другую технику, отличную от баяна. Звучит аккордеон необычно: звук гораздо легче, как будто воздушнее. Это позволяет обогатить музыку интереснейшими переходами, сделать мелодию интеллигентнее. Звучание аккордеона отлично от народного и близко к эстрадному. Иногда размер аккордеона может пугать: есть действительно огромные инструменты, что удобно не всем музыкантам.
Но есть и миниатюрные модели, позволяющие брать с собой любимый инструмент всегда и везде, играть стоя. Обычно такие модели стоят дороже. Гармоника подойдёт для музыкантов, которым хочется играть настоящую народную музыку или наигрыши. Также гармонь идеальна для игры национальной музыки.
Гармонь, в зависимости от вида, имеет один, два или три ряда кнопок. В современном баяне высота звука не зависит от направления движения мехов. В некоторых видах гармони высота звука изменяется при их сжатии и растяжении. Все модели баяна имеют близкий к определенному стандарту размер. В зависимости от вида гармони ее размеры могут колебаться от миниатюрных до средних. Любой вид гармони меньше баяна. На баяне можно исполнять музыкальные сочинения крупных форм. Гармонь не обладает такими возможностями. Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка? Так почему же «гармонь-хромка» Происхождение гармони-хромки версии Сейчас, наверное, мало кто сможет точно назвать место и дату рождения гармони-хромки. Основной считается версия о том, что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название «северянка» не буду утверждать точно, но, возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь. Однако, существуют и некие данные, что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века. Так что, есть вероятность, что она гораздо старше, чем мы думаем. Хроматическая ли эта гармонь? У человека, имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос: а почему, собственно, эта гармонь называется хроматической, если звукоряд её основан на мажорной гамме, которая сама по себе-диатоническая до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и не содержит диезов и бемолей, кроме трех, вынесенных в самый верх правой клавиатуры? Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью! Так же, как не называются хроматическими некоторые другие разновидности гармоней, имеющие хроматические ступени об этом-ниже Так почему же «гармонь-хромка»? Всё дело в том, что во времена, когда гармонь-хромка только начинала распространяться начало 20-го века , был изобретен баян а его предшественники-инструменты с хроматическим звукорядом различных конструкций- появились ещё раньше, например, а ещё раньше-его отца, Леонтия Чулкова имеется ввиду , который, на самом деле, и есть истинно хроматическая гармоника, так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов — 7 основных входящих в мажорно-минорную гамму и 5 дополнительных,что позволяло исполнителю играть во всех тональностях. Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и «северянки». Для них это было практически одно и тоже, только, как говорили, «на баяне звуков поболе». Двухрядная, же, гармоника с несменяемым звуком на сжим-расжим меха ни на какие другие гармони, бытовавшие в то время, не была так похожа так, как на трёхрядные хроматические в том числе, только появившийся баян и вызывала соответствующие ассоциации. Потому и была метко названа «хромкой». Другая версия которая кажется менее вероятной предполагает, что хроматической её назвали из-за наличия полутонов хотя они и не встроены в звукоряд, как на баяне, а вынесены группой в самый верх правой клавиатуры. Однако полутона присутствуют и в , причём, там их даже больше, чем в хромке «си-бемоль» и «до-диез» , но никто и никогда не додумался называть венки «хроматическими»… Ну и есть еще шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает — потому и хромка. Смешно, но не более того. Почти хроматическая гармонь 27х25 Впрочем, здесь нужно сделать важную оговорку: сейчас мало, кто из рядовых гармонистов об этом знает, но ещё до Великой Отечественной войны существовали модели, имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре, а не 25 как сейчас стандартно , но в серийное производство они не пошли. Вверх были вынесены не три полутона, а целых пять, что давало ей заметно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками тем не менее, и это не делало её истинно хроматической, потому что звукоряд левой клавиатуры накладывал совершенно определённые ограничения на количество применяемых тональностей. Но в последующие годы, когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней, кто-то железным решением сверху постановил, что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки, хватит и оставшихся трех, а для более требовательных существует баян. Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве в России частушки, плясовые практически не применялись хроматические ступени звукоряда, но, наверное, стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать, где их использовать, а где-нет. Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами, имеющими расширенный звукоряд. Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко П. Уханов, М. Коломыцев и многих других , который написал немало произведений именно для такой, расширенной, хромки. Сам Дербенко категорически неприемлет отсутствие этих двух дополнительных клавиш, не понимая, за какие «грехи» хромку их лишили. Хромка: получится ли на ней сыграть хроматическую гамму? На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры. Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух. Читайте также: Современный балет театр бориса эйфмана Тульская однорядка: оказывается, звук не одинаков, когда меха растягиваются и сжимаются… Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха. Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них — количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки. Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента — Елецкая гармонь.
У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа — готово-выборных — между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально. Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно — даже фуги Баха. Чем отличается баян от аккордеона Помимо разной формы корпуса у баяна она более прямоугольная, у аккордеона — более округлая , и формы грифа у аккордеона гриф длиннее , главное, чем отличается баян от аккордеона, - это клавиатура для правой руки. На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую. Правая клавиатура аккордеона — это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры. Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон если не принимать во внимание переключатели регистров может брать только три с половиной октавы. И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, — это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.