СУТЬ ТАИНСТВА В народе соборование воспринимается как таинство, которое человек принимает во время болезни или перед смертью.
О значении Таинства Соборования
Считается, что если тяжелобольному человеку суждено умереть, то после соборования это будет относительно лёгкая кончина. – Несмотря на то, что Соборование является отдельным таинством, всё же рекомендуется предварительно исповедаться, а после Елеосвящения – причаститься Святых Христовых Таинств. Но таинство Соборования, давая возможность получить исцеление тела, говорят священники, вовсе не носит только «медицинскую» функцию. Таинство Соборования не обязательно всегда приводит к физическому исцелению человека. это таинство покаяния, в покаянии можно провести всю жизнь, поэтому логично было бы собороваться каждый раз, когда душа просит исцеления.
Как и зачем христиане проводят соборование?
Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть — помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего…».
Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: «Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно — на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ». То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем «секторе». Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: «Услыши нас, Боже.
Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано — больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд.
Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле. Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства. На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников. Они тоже участвовали в таинстве Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод.
Но вообще соборовать можно в любой день, это никак с постом не связано. И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл. Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано. Акцент сместился в сторону покаяния, понятого специфически, очень потребительски, я бы даже сказал магически, то есть в самом худшем варианте. Есть ли на самом деле такая связь? Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путёвку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность ещё пожить в общине, а значит — послужить Богу, успеть ещё сделать что-то доброе в своей жизни. Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю всё-таки второе. Уместно ли участие детей? Без этого может быть профанация.
Если Господь попустил человеку серьезно заболеть, значит именно такое лекарство необходимо для спасения его души. Поэтому, если Господь дарует исцеление не вскоре, важно смиренное принятие человеком воли Божией о себе. Определенных правил подготовки к Соборованию нет, но разумно совмещать его с Исповедью и Причастием. Исповедаться принято до Соборования, Причаститься можно и до и после. О чем важно помнить, приступая к Таинству Соборования. Священник Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Физическая немощь, безусловно, угнетает человека, и ему хочется принять какое-нибудь средство и избавиться от болезни. Но Таинство Соборования — это не медицинская процедура, и если согрешающий человек не имеет намерения менять свою жизнь, то выздоровление может и не быть даровано Богом. В самом деле, есть ли смысл сделать здоровой печень алкоголика, если он не имеет никакого намерения бросить пить? Есть ли смысл избавлять человека от гипертонии, если не Евангельские заповеди и не любовь ко Христу, а лишь боязнь очередного приступа удерживает человека от гнева и раздражения на близких, которые этих эмоций, возможно, и не заслуживают? А если только тяжелая болезнь может примирить враждующих родственников? А если только невольное страдание собственное или близких людей может научить человека смирению, любви, терпению и отвлечь его от повседневных неважных вещей и обратить его внимание к главному, вечному? Иное дело, если человек сам осознает свое несовершенство и имеет искренне намерение поменять свою жизнь, привычки, поведение, но считает, что не имеет достаточно силы воли для этого, Благодатью Божией, через Таинство, эти силы могут быть дарованы Господом, и постепенно, выздоравливая духом, человек выздоровеет и телом.
Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния и которые мы сознаем и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество неосознанных грехов, это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в Соборовании. Чаще всего это период Великого Поста, реже — Рождественского. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уже совершается сам чин цикл идет по кругу семь раз.
Соборование на дому
Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего…». Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов.
Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: «Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно — на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ». То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином.
Они начинают помазывать каждого в своем «секторе». Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: «Услыши нас, Боже. Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой.
Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано — больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми.
В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд.
Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле. Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства. На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа.
Сначала Евангелие возлагается на главы священников. Они тоже участвовали в таинстве Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод. В это время первенствующий священник читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: «Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего…» Затем все священники, проходя по рядам стоящих, возлагают каждому на главу Евангелие и дают целовать Крест Так заканчивается таинство, в котором ради молитв Церкви, Господь нам прощает грехи, дает силы не унывать и бороться за свое спасение, исцеляет от телесных немощей и мы, обновленные, готовимся соединиться с Господом в Причастии Его Святых Божественных Тайн, чтобы воскреснуть для жизни новой После окончания Соборования раздают освященное зерно.
Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая «благочестивая традиция».
Еще одна благочестивая традиция — брать себе освященного масла с вином после соборования. Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома.
Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции. Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей. До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека».
Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься. Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование — это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни. Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме. Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей. Проходить ли Соборование здоровому человеку? Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться если до этого не исповедались и причаститься.
Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом. Соборование — одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные. Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия. Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо.
Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований. Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года.
Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно. Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие. Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как: убийство, в том числе аборты, блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации, обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам, вызывание духов и других тяжких грехах.
Упоминаемое выше послание апостола Иакова — первый призыв прибегать к Таинству Елеосвящения — адресовано тому, кто «болит в вас». Это естественно, потому что цель совершения Таинства — исцеление от физических и душевных недугов.
Свидетельство этого встречаем у Виктора, пресвитера Антиохийского V в. И все это творит молитва, елей же — символ сего». А в исповедании Митрофана Критопуло есть такие строки: «Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим Таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни. И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им». Здоровым физически. Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века.
В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы.
Также есть разные точки зрения на возможность соборования людей, находящихся без сознания. И едва ли нужно участвовать в таинстве соборования маленьким детям, тем более младенцам. Для женщин определенные физиологические периоды также возбраняют участие в таинствах. Как проходит соборование? Во время таинства верующие стоят с зажженной свечой в руке. После предначинательных начальных молитв и псалмов священники читают специальный канон Спасителю об исцелении.
Затем следует семь чтений из Апостола, Евангелия, семь специальных молитв об исцелении, каждая из которых завершается молитвой "Отче Святый, Врачу душ и телес... После каждого из этих чтений совершается помазание освященным елеем маслом, смешанным с вином. В полном чинопоследовании помазание освященным елеем происходит семь раз, но в больнице или в иных походных и домашних условиях применяется сокращенный вариант с одним помазанием. Он называется "Последование святаго елеа, совершаемаго поскору" название на церковнославянском языке — прим. В конце чинопоследования на голову больного или всех собравшихся возлагается Евангелие и читается заключительная молитва "Царю Святый". После этого бывает отпуст заключительная молитва — прим. ТАСС , где поминается святой апостол Иаков, первый епископ Иерусалима и "брат Божий", в послании которого и рассказывается об этом таинстве.
Верующие прикладываются к Евангелию и кресту. Часто можно услышать, что до или сразу после соборования нужно обязательно причаститься. Так ли это?
Соборование: совсем не страшное Таинство
как происходит соборование Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. В отношении Елеосвящения необходимо выявить следующие следы влияния инославной мысли: некоторое недоверие людей по отношению к данному таинству и отказ считать Соборование спасительным таинством. Иные считают, что Соборование в православии подходит только для людей, близких к смерти, или после него в обязательном порядке наступает кончина. Есть мнение, что Соборование является «последним Таинством» в жизни человека, т.е. оно совершается перед смертью и ускоряет уход человека из этой жизни. Т. е. подразумевается, что человек настолько болен, что не может прийти в храм, а лежит на одре болезни и сам хочет, чтобы над ним было совершено соборование. Соборование — это более народное название, поскольку по смыслу чинопоследования оно должно совершаться "собором священников", то есть несколькими священниками.
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. Нужно понимать, что в таинстве Соборования милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри. Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после — приступить к таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим. Как использовать рис и масло после соборования? Масло, освященное во время Соборования, и рис или другое зерно , в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой. Потом этим маслом помазываются или сжигают его в лампадке, а зерно некоторые употребляют в пищу а если это не рис, а пшеница, то проращивают. В древности верующие не забирали масло и рис после Соборования, а все это подлежало сожжению при храме. Сейчас же прихожане часто сами просят священнослужителей раздавать им оставшееся после службы, веря, что помазав больные места себе или кому-то из близких освященным на Соборовании маслом, можно также получить помощь Божью. Конечно, такие действия не заменяют того, что происходит во время Таинства, когда священники и христиане вместе молятся об исцелении от болезней, но и ничего предосудительного в этом нет, когда это не воспринимается как магический ритуал.
Но не нужно, если вы не уверены, что будете и сможете использовать их, брать масло и рис после Соборования.
Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно.
Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.
Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало.
Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств?
Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного.
И только в XIX веке Святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства, как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Два варианта, одна суть.
Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года.
Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.
Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько.
Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.
Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.
Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.
Однако как таковых конкретных дат соборования нет: всё зависит от решения руководства той или иной церкви или храма, в которых совершается соборование.
Поэтому верующие, которые хотят участвовать в соборовании, должны заранее узнать, в какие дни будет проходить таинство. Для этого, например, на сайте церкви или храма можно посмотреть расписание служб, совершаемых в течение месяца или года. Соборование может проходить как утром, так и вечером.
В некоторых храмах таинство происходит каждую неделю. По мнению служителей церкви, здоровым людям собороваться достаточно один раз в год, например, во время Великого поста, дабы еще больше укрепить свою веру и намерение отказаться от грехов. Собороваться можно всем верующим православным, как здоровым, так и больным, кроме: детей до 7 лет больных, которые находятся в бессознательном состоянии психически нездоровых буйных людей Что касается женщин в период менструации, как такового запрета на участие в таинстве соборования нет.
Однако если есть сомнения, этот вопрос можно уточнить у священнослужителя в церкви, в которой будет проходить служба. Собороваться можно без исповеди и причастия, правда, церковь рекомендует перед соборованием исповедаться, а после - причаститься. Людям, которые не постятся, собороваться можно, тем более, что людям больным зачастую поститься противопоказано.
К таинству соборования нужно готовиться, прежде всего, духовно: полностью принимать его и участвовать с открытым Богу сердцем.
Поэтому многие думают, зачем здоровому человеку собороваться? Несколько лет назад я обратилась с этим вопросом к схиархимандриту Даниилу Сарычеву. Считается, что молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет божья воля. И человек получает прощение грехов — за этим и приходят на соборование. По православному канону в этом таинстве должны участвовать семь священников. Но не всегда есть возможность пригласить столько иереев на службу. Поэтому даже если таинство совершает один батюшка, соборование считается состоявшимся. Служитель за свечным ящиком записывает ваше имя, чтобы священник мог за вас помолиться. Начинается служба.
Во время соборования читают канон, выдержки из Евангелия, апостольские послания и произносят молитвенное обращение к богу об отпущении грехов больного. Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом. В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела». Такой цикл молитв повторяется семь раз. В конце службы на головы присутствующих опускают Евангелие, и священник читает заключительную молитву таинства. Так, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
Сколько раз в году можно собороваться?
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Из этих слов видно, что важными составляющими действенности этого таинства являются вера, молитва и покаяние самого болящего. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека. Как часто можно прибегать к соборованию? Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова. Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи. Приходилось сталкиваться с таким абсурдным заблуждением, что таинство имеет свою силу, «действует» на протяжении одного года, по прошествии которого необходимо «обновлять», «продлевать» действительность соборования. Конечно, думать так неправильно — нельзя ограничивать благодать Божию временными рамками или воспринимать ее исключительно как некий обезличенный механизм. К Таинству Елеосвящения необходимо прибегать в любое время года при серьезной болезни, когда человек наиболее нуждается в действенной помощи Божией. В этом случае можно попросить священника совершить таинство на дому у постели болящего либо в больничной палате.
Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Вольска: — Иногда действительно просят пособоровать человека, находящегося либо без сознания, либо в таком состоянии, когда больной уже плохо воспринимает окружающую действительность. Тут на принятие решения о совершении таинства влияют несколько факторов. Строго говоря, церковные таинства не совершаются над человеком в бессознательном состоянии. Однако на практике многие священники не отказывают в совершении Таинства Елеосвящения, если человек до болезни жил церковной жизнью, регулярно исповедовался и причащался. Ведь будь больной в состоянии выразить свою волю — непременно желал бы получить от Бога благодать через Таинство Соборования. А благодать эта действует не на одно лишь тело больного, поскольку не только из материального тела состоит человек, но на все его существо. Стоит заметить, что универсального подхода здесь нет, и каждый случай следует рассматривать со священником.
Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.
Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Соборование: два варианта, одна суть Фото Юлии Маковейчук Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Фото Юлии Маковейчук Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз.
Конечно, сила веры велика, но я все-таки предпочитаю говорить прихожанам, что это именно ваше масло, подразумевая отсечение от употребления этих материй теми людьми, которые не хотят духовно трудиться»[18].
Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения?
Это самый строгий православный пост. Однако не все дни одинаково строгие, и иногда можно даже выпить алкоголь Что такое соборование? Это "таинство исцеления души и тела", дает определение "Правмир". Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома". Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви. Цель соборования — исцеление от духовных и телесных болезней. И священник, и человек, над которым совершается соборование, просят об исцелении от болезни.
Наверное, возможность исцеления. Но далеко не всегда исцеление человека входит в Замысел Божий о человеке, о спасении человека. Дело в том, что иногда только то единственное, что нас ранит, только то единственное что нас уязвляет, что приносит нам страдания вместе с тем является тем единственным, что способно исцелить наше сердце, исцелить нашу духовную жизнь. Болезнь, конечно, является следствием грехопадения человека, но не в частном смысле. Не следует выстраивать умозаключения такого рода, что всякий грех приносит физическую болезнь тому, кто грех совершает, и, следовательно, чем грешнее человек, тем больше он болеет. Такая логика противоречит действительности, поскольку последний негодяй может быть вполне здоровым человеком, а человек богобоязненный и благочестивый подвержен многим немощам и страданиям. Мы болеем потому, что грех, совершенный еще Адамом, внес дисгармонию в человеческую природу, был нарушен Замысел Творца о человеке. И человек, созданный бессмертным и нетленным, после грехопадения утратил эти свойства, и в жизнь человека вошли болезни и смерть. Поэтому, хотя болезни происходят от разных причин, корень у них всегда один — это тленность человеческого естества после грехопадения. Но болезнь, будучи сама по себе злом, может использоваться Господом в Его спасительных целях. Физической болезнью Господь помогает нам исцелиться от духовных ран, как мы видим это в Евангельских историях. Такие примеры не редкость. Болезнью, страданиями Господь как бы стимулирует то умонастроение и тот образ жизни, без которого спасение и вечная жизнь невозможна. В этом смысле мы можем говорить именно о спасительности страданий. Далеко не всегда избавление от болезни является благом для человека, под благом я здесь подразумеваю спасение души в перспективе вечной жизни. Это, действительно, удивительное свидетельство. Апостол Павел, который исцелял многих например, исцелил молодого человека, юношу, который выпал из окна и разбился насмерть , сам не мог исцелиться от своей собственной болезни. Он пишет, что трижды просил Господа об исцелении, но не получил просимого. Господь ему сказал: «Довольно тебе благодати Моей, сила Моя в немощи совершается» 2Кор. То есть это была болезнь ко спасению. Болезнь, страдания постоянно напоминали апостолу, что сам по себе он обыкновенный человек, страдающий человек, который ничего не может без помощи Божией. Через эту физическую немощь Господь явил колоссальную силу тем людям, которые внимали словам апостола и веровали в Господа Иисуса Христа, действующего в нем и действующего через него. Теперь, что касается самого Таинства. Понятно, что, когда апостол Иаков говорит о помазании елеем во Имя Господня, речь идет не о помазании обычным елеем, которое практиковалось в древнем мире в лечебных целях. Здесь речь идет об особом Церковном Таинстве, так как целительное свойство здесь приписывается не елею, а молитве, вере. Почему собственно Таинство называется Соборованием? Это связано с тем, что совершают его семь священников. Семь — некое символическое число, означающее полноту, в данном случае полноту Церкви. Соборование — это своего рода исповедь, само чинопоследование, сам акцент молитв — это акцент о прощении человеческого греха. Возникает невольный вопрос, а чем собственно Соборование отличается от исповеди? И вот, наверное, именно числом семь. Семь священнослужителей, семь пресвитеров как полнота Церкви. Они молятся над человеком в том случае, когда человек в силу каких либо причин уже сам не может исповедовать свой грех. То есть, если в обыкновенном Таинстве Исповеди основой положен диалог между священником и кающимся человеком, то здесь этого диалога быть не может. И Церковь молится и просит, чтобы Господь простил этого человека и принял его. На мой взгляд, Соборование над здоровыми людьми совершать не правомочно. Священник Александр Степанов: В Таинстве Покаяния присоединение человека к Церкви происходит сознательно, а при Соборовании это происходит по молитве, вере. Я хочу привести слова преподобного Амвросия Оптинского : «неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни? Уместно вспомнить, что раньше оно совершалось, когда человек уже явно был близок к смерти. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Такой мотив приводит преподобный Амвросий. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противные вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится «и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи «забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется, и здравие телесное аще воля Божья будет на сие. Будем молиться Господу, да исцелит он прежде души наши, а сим и дарует благолепное здравие, как будет угодно Его святой воле». В России Соборования происходят Великим Постом по всем храмам. Это более очевидные масштабы, чем в Греции, где оно совершается только в Великий Четверг. Какой же в этом видится смысл? Что хотят люди, что Церковь предлагает в ответ на это пожелание? Священник Даниил Ранне: Владыка Сурожский Антоний рассказывает в одной своей книге о том, как он видит Таинство Соборования, как человек должен к нему подходить. И там есть удивительный момент: он говорит, что когда тяжело больной человек, над которым совершилось Таинство Соборования, получил благодать, он должен находиться в таком внутреннем духовном состоянии, что уже ему будет и не важно, умрет ли он или будет жить. Потому что, когда благодать коснулась его души и дала ему веры, радости, и любви о Господе, уже не будет для человека вот это страдание таким тяжелым. Таинство Соборования — это Таинство исключительно над больными людьми. Возьмем дореволюционную практику. Здесь все в один голос говорят, что Таинство Соборования совершается только над тяжелобольными, над теми людьми, к которым уже и врачи прибегали и лечили их и приложили все свои усилия, но уже этих усилий не хватает, чтобы человека восставить от одра болезни. И вот здесь человек приглашает Церковь к себе, чтобы прийти к последнему врачу — Самому Христу. И если даже не получить от Него исцеление, то получить от Него поддержку. И здесь я хотел бы заметить, что Таинство Соборования, по моему разумению, совершаться должно только над теми людьми, которые сильно больны и их жизни есть угроза, угроза смерти. И вот чтобы человеку подойти либо к смерти, либо к жизни с помощью Божией, мы и приходим для того, чтобы человека соборовать, либо поддержать его через молитву, и чтобы его своей благодатью поддержал, либо исцелил Господь. Священник Евгений Горячев: Где критерий тяжести болезни? Если человек регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, я, можно сказать, лучше его самого, с точки зрения догматической, ведаю, стоит ему собороваться или нет. Поэтому благословляю или нет. Практически всех пришедших в мой храм я знаю. Это исключает возможность прихода людей, которые хотят использовать очередное церковное Таинство как магию, для того, чтобы удовлетворить какие-то свои религиозные, неправильно осмысляемые потребности.
Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека? Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл». Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники. Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»? Человек, может быть, чего-то не понимал, даже не осознавал, что грешит. Но даже неосознанный грех вредит, прежде всего, самому человеку, связывает его. Но в последнем документе «О чинопоследовании Елеосвящения» , подготовленном комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия РПЦ, который одобрил Священный Синод в декабре 2012 года, ничего не говорится про забытые грехи. Соборное мнение о соборовании В документе «О чинопоследовании Елеосвящения» рассматривается история этого таинства, которое в течение столетий претерпевало изменения, пока не приобрело нынешний вид. Синод одобрил предложение Межсоборного присутствия вернуться к дореволюционной практике однократного помазания при совершении общего соборования, как это происходит в нынешней греческой Церкви: «Допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования». Предписывается использовать в таинстве оливковое масло, лишь в крайнем случае заменяя его другим. Процитируем выдержки из этого документа: … Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь.
Так, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Масло, как правило, не жалеют. Поэтому в какой-то момент оно перестает впитываться. Возьмите с собой платок или бумажную салфетку, чтобы протереть лишнее масло. Лучше всего подойдет рубашка, у которой можно расстегнуть верхнюю пуговицу — чтобы помазать грудь чуть выше солнечного сплетения. Рукава не должны быть длинными, чтобы не испачкать их, когда будут помазывать с двух сторон кисти рук. Девушкам стоит повязать старенький платок. Его можно испачкать, когда будут помазывать уши. Не стоит приходить в замшевой обуви. На нее тоже может капнуть масло с кисточки. В пузырек после соборования вам нальют освященное масло. В пакет насыплют освященное зерно пшеницу, пшено или рис. Над маслом и зерном во время чина читается специальная молитва. Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. А масло служит знаком благодати исцеления.
О соборовании
СУТЬ ТАИНСТВА В народе соборование воспринимается как таинство, которое человек принимает во время болезни или перед смертью. Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником. Если вы уже поняли, как проходит соборование, давайте обсудим некоторые аспекты этого таинства, о которых может сложиться неверное впечатление. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении.
Таинство для выздоровления
СУТЬ ТАИНСТВА В народе соборование воспринимается как таинство, которое человек принимает во время болезни или перед смертью. Главная» Новости» Соборование в 2024 году. как на здоровых, так и на больных людей, поэтому причастие и соборование полезно сказываются на состоянии людей. Считается, что если тяжелобольному человеку суждено умереть, то после соборования это будет относительно лёгкая кончина. Таинство называется Соборованием, так как данное священнодействие совершается несколькими священниками (собором священников), однако Соборование может быть совершено и одним священнослужителем. Если по объективным причинам человек не успел исповедоваться до Соборования, нужно исповедоваться после совершения Таинства.