Читайте и слушайте книги автора Федора Достоевского: доступно 401 книга, отзывы и цитаты. На Литрес вы можете скачать электронные и аудиокниги в удобном формате или читать онлайн. Ежедневные новости российской и зарубежной литературы, литературные исследования, важные литературные события, рекомендации экспертов, интервью с писателями. В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова.
Достоевский Фёдор
Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. А. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Федор Достоевский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. «Истории о Достоевском» в Некрополе мастеров искусств. Достоевский написал стихотворение, посвященное коронации Александра II и заключению мира после окончания Крымской войны. его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы.
Войти на сайт
По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим». Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина. Но когда в июле 1871 года в составе стенографических отчетов о судебном процессе над нечаевцами был опубликован пресловутый «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, повлиявший на разработку Достоевским сюжета второй половины «Бесов», роль Петра Верховенского, деятельного и вездесущего, в событийной канве романа вновь повысилась. Однако в центре религиозно-философской проблематики романа по-прежнему остается Ставрогин. Наиболее яростно он обрушивался на эту книгу в 1913 году, протестуя против постановки Немировичем-Данченко на сцене МХТ спектакля «Николай Ставрогин». В статье «О карамазовщине» Горький относил «Бесов» к «темным пятнам злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы», считая этот роман «еще более садическим и болезненным», чем поставленных тремя годами ранее на сцене того же МХТ «Братьев Карамазовых». Но даже и в это время он находил, что «вся деятельность Достоевского-художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера», специально подчеркивая, что протестует «не против Достоевского, а против того, чтобы романы Достоевского ставились на сцене». Об изменении оценки Горьким в эпоху революционных потрясений значения романа «Бесы» позволяет говорить его публицистический цикл 1917—1918 годов «Несвоевременные мысли», где он оценивает деяния большевистских вождей сквозь призму этого произведения Достоевского, не однажды цитируя Петрушу Верховенского — главного романного беса.
И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели в трясине действительности, очевидно убеждены вместе с Нечаевым, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно», и вот они хладнокровно бесчестят революцию, бесчестят рабочий класс, заставляя его устраивать кровавые бойни, понукая к погромам, к арестам ни в чем не повинных людей…». Позднее Горький, естественно, признал эти свои былые оценки ошибочными. Но в 1925 году вдруг обмолвился, что в таланте Достоевского «было что-то пророческое». Поэтому не стоит удивляться, что в 1935 году, когда в последнем негосударственном издательстве СССР «Academia» было подготовлено двухтомное комментированное издание «Бесов», Горький, назвав «Бесов» «самым удачным произведением Достоевского», в печати горячо высказался за его публикацию. Трудно сказать, был ли писатель искренен в своем высказывании, или это был тактический ход, но Горький обосновывал свою позицию тем, что «врага надо знать, надо знать его идеологию по книге, в которой идеология эта дана в образах ярко и картинно». Это, однако, был последний год жизни писателя: он был уже очень слаб для борьбы. Горького», где «отбрил» своего оппонента репликой: «Этак вы потребуете, чтобы мы и нынешних белогвардейцев печатали! Задуманный издательством «Academia» двухтомник «Бесов» стал единственной попыткой выпустить роман Достоевского отдельным изданием.
Больше до начала перестройки подобных попыток не предпринималось. С 1917 по 1989 год «Бесы» выходили только четыре раза в составе собраний сочинений писателя. Естественно, при советской власти не могло быть и речи о каком-либо воплощении романа Достоевского на сцене или киноэкране. Спекулируют на имени писателя и сегодня, называя пророком. А как он сам относился к славе? Так что это все-таки разные вещи! Но к званию «пророка» Достоевский относился трепетно, отнюдь не считая это метафорой или простым оценочным наименованием.
Достоевского "Бедные люди" по-особому изображен герой, который был сильно популярен в годы, когда Достоевский только встал на писательский путь, это "маленький человек". Его беды незначительны на фоне мировых катастроф, но он старается проживать каждый момент наиболее полно, несмотря на неловкость своего положения. Он ухаживает за несчастной девушкой Варенькой Доброселовой, своими литературными пробами в письмах пытаясь сделать ее жизнь менее печальной, ведь у него недостаточно денег, чтобы изменить ее зависимое положение.
В декабре 1859 г. В сентябре 1860 года началось печатание «Записок из Мёртвого дома», в начале 1861 г. Из-за тяжёлого финансового положения писатель вынужден был прекратить издание журнала «Эпоха». В 1866 г. В тот же год он женился на Анне Сниткиной, которая взяла в свои руки издание трудов мужа. У них родилось четверо детей, двое из которых умерли в раннем детстве. В 1867—1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот».
Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым известный казахский путешественник и этнограф и Марией Дмитриевной Исаевой жена бывшего чиновника по особым поручениям , с которой у него начинается роман. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала — Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы — город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение. В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения в пользу издателя Ф. Стелловского , Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину.
Войти на сайт
Болычевой и директора Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского Э. Глубокое впечатление произвела на гостей созданная к открытию выставки литературная композиция по мотивам романа Ф. Также творческий коллектив театра подготовил аудио сопровождение выставки — небольшой спектакль по произведению писателя, который посетители смогут прослушать через аудиогид. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича» преобразила пространство выставочных залов музея, открыв для современного человека возможность взглянуть, как в зеркало, в художественный мир произведения Ф. Достоевского и увидеть в проступающих на стекле мельчайших деталях черты своего времени и своего лица.
Во-вторых, сам сталкивался со смертным приговором. Автора романа «Бедные люди» и повести «Двойник» арестовали вместе с петрашевцами — членами подпольных кружков в Санкт-Петербурге, увлекавшимися идеями утопического социализма. Достоевского судили за публичное чтение запрещенного письма Белинского к Гоголю, высказывания против цензуры и недонесение на других членов кружка. Его и еще четырнадцать человек приговорили к высшей мере наказания — расстрелу.
В последнюю минуту, когда первую тройку людей уже привязали к столбам, было объявлено, что Николай I заменил казнь на четырехлетнюю каторгу и последующую службу рядовым «солдатчина», как тогда говорили. Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума. Достоевский же, напротив, преобразился. Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат!
Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою».
Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма. Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам.
Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль. Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского.
Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности". Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии. Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки.
Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома".
Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести.
Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш".
На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью.
Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может". Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением.
А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе.
Это Евангелие, сопровождавшее писателя всюду, сыграло решающую роль в духовном перевороте, который произошёл с ним на каторге. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Целью творчества писателя стало в первую очередь миссионерство — проповедь христианства среди своих неверующих современников. Во время ссылки в 1857 г. Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, вдовой чиновника А.
В декабре 1859 г. В сентябре 1860 года началось печатание «Записок из Мёртвого дома», в начале 1861 г. Из-за тяжёлого финансового положения писатель вынужден был прекратить издание журнала «Эпоха».
Ученые в таких случаях предпочитают говорить о «национальной мифологии», возможно, это более точно, но широкому читателю, не знакомому с трудами А.
Лосева, К. Юнга или К. Хюбнера, пришлось бы слишком долго объяснять, что современная гуманитарная наука не вкладывает в понятие «миф» негативного смысла, а, напротив обозначает им особую форму знания, равноправную научной, но отличающуюся от последней выходом за пределы рационализма. Иными словами, в основе мифа — вера, а не рассудок, но ведь не одним рассудком жив человек!
А там, где вера, там и святыни, они существуют даже у нигилистов. Так что проще и правильнее , по-моему, вести речь не о «мифологическом», а о священном в широком нецерковном смысле слова покойный академик А. Панченко в этой связи интересно писал о феномене светской святости в отечественной культуре последних двух столетий. Впрочем, думаю, никакой служитель церкви не осудит строку из знаменитой песни: «Идет война народная, священная война».
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Коллекция приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, прозаика, публициста и мыслителя. Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви». Он, как никто другой, исследовал экзистенциальные бездны, в которых пребывает современный человек, как никто другой, сумел показать, что и там с кроткой любовью ждет человека Христос. Книги, статьи, лекции, фильмы и тв-программы о Достоевском. Мария Шукшина возмутилась сравнением главного педераста России с Достоевским.
Достоевский и сегодня читается как злободневная публицистика, заявил Аксёнов
Это был список произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица): романы, повести, рассказы и стихотворения писателя. Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в. Сегодня на нашем канале документальный фильм к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского. «Идиот» — произведение, в котором Достоевский пытался осуществить свою мечту — написать книгу о хорошем человеке.
Ключевой вопрос
- Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) • Литература, Биографии • Фоксфорд Учебник
- Войти на сайт
- Литературная газета / Материалы по теме «Достоевский»
- Неудобный Достоевский - новости культура Медиапроект
Гений и злодеи: что в творчестве Фёдора Достоевского сегодня наиболее актуально
«Многие пророчества Достоевского уже сбылись, многие написанные им строки и сегодня читаются как злободневная публицистика. Коллекция приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, прозаика, публициста и мыслителя. Несмотря на это, из-за больших долгов, Достоевский покидает Россию и уже в Европе пишет роман «Идиот».
Достоевский Федор Михайлович
В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Достоевский написал свои самые важные произведения после пребывания в Сибири, в том числе "Преступление и наказание", "Идиот", "Игрок" и "Братья Карамазовы". Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке. Российские книгоиздатели в 2023 году напечатали больше книг Федора Достоевского, чем Стивена Кинга. Об этом свидетельствует статистика Российской книжной палаты за первую половину года, пишет РБК. В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. Биография и список книг и произведений (в том числе доступны и электронные книги для онлайн чтения) Федор Михайлович Достоевский на
Ссора с Тургеневым
- Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
- Первые произведения Достоевского
- Последние издания книг Фёдора Михайловича Достоевского
- Достоевский Федор Михайлович
«Стеклянные "Бѣсы": роман Ф. М. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича»
Местное высшее общество помнит его как эксцентричного необузданного молодого человека, который четыре года назад творил, мягко говоря, странные вещи. Схватил за нос уважаемого горожанина, укусил за ухо губернатора, публично поцеловал чужую жену. Расторопная Варвара Петровна представила безобразное поведение сына как следствие белой горячки и отправила его от греха подальше за границу. Появление его в родном городе вновь сопровождается скандалом: Николаю Всеволодовичу дает пощечину Иван Шатов, сын камердинера Ставрогиных. Позже выяснилось за что — Ставрогин совратил его сестру Дарью, на спор тайно женился на влюбленной в него Марии Тимофеевне по прозвищу Хромоножка, сестре пьяницы-капитана Лебядкина, жестоко бросил ее, отчего та, и без того слабая здоровьем, помешалась. В конце романа станет известно, что в Швейцарии он сошелся еще и с женой Ивана Шатова Марьей. Женщина забеременела от Ставрогина, и ее он также бросил.
Давний приятель Николая Всеволодовича Петр Верховенский, сын местного либерала Степана Трофимовича, жестокий и беспринципный человек, создал в городке тайное общество, проповедующее революционные идеи, пытается втянуть в него и харизматичного Ставрогина. И задумывает повязать членов кружка кровью. На роль жертвенного агнца выбирают Ивана Шатова, прежде сочувствовавшего революционерам, но затем отошедшему от их идей. Произведения принесли автору известность и любовь читателей всего мира. Это самый масштабный цикл писателя к данному моменту и каждая книга, каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Список книг В городе начинаются беспорядки: поджоги, разбрасывание прокламаций с призывами к бунту, волнение заводских рабочих, кощунственное издевательство над новобрачными, осквернение икон.
Убивают брата и сестру Лебядкиных, тяжело ранен на пожаре губернатор фон Лембке. Разъяренная толпа горожан расправляется с Лизой Тушиной, которая стала любовницей Ставрогина. Все это — происки «бесов» из кружка Верховенского. И, наконец, они совершают жуткое убийство Ивана Шатова… Цитата: «Друг мой, настоящая правда всегда неправдоподобна, знаете ли вы это? Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи». Интересный факт: Сюжет роман основан на реальных событиях — убийстве в 1969 году студента Ивана Иванова, которое совершили в Москве члены кружка «Народная расправа» под руководством Сергея Нечаева.
Роман «Подросток» 1864 : современники назвали неудачей Главные герои: молодой человек «подросток» Аркадий Долгорукий, его биологический отец — дворянин Андрей Версилов, мать София Андреевна, сестра Елизавета, генеральская вдова Катерина Ахмакова, однокашник Аркадия по пансиону Ламберт. Роман «Подросток». Издательство: Эксмо Сюжет: История становления личности 19-летнего Аркадия Долгорукого, которого все вокруг называют подростком, рассказанная им самим. Он — незаконнорожденный сын дворянина Андрея Петровича Версилова и бывшей крепостной Софии Андреевны. Отец не был женат на его матери, мальчика усыновил такой же бывший крепостной Макар Иванович Долгорукий. Из-за своего происхождения молодой человек испытывает комплекс неполноценности.
Он ранимый, импульсивный, чурающийся людей. Его idee fix — приобрести большое богатство, так как, по его мнению, деньги могут дать ему могущество и уединение. Аркадий воспитывался в пансионе француза Тушара, где претерпел множество унижений от однокашников, окончил гимназию и был приглашен своим биологическим отцом в Петербург. Аркадий, одновременно любя и ненавидя Версилова, мечется между желанием стать важным и незаменимым для отца и отомстить за все унижения, испытанные в детстве и подростковом возрасте. Молодой человек, принятый в обществе, оказывается впутанным в интриги, которые плетутся вокруг Андрея Петровича. В его руках волей обстоятельств оказываются два любопытных документа, первый может навредить Версилову, второй — молодой генеральской вдове Катерине Николаевне Ахмаковой, предмету давней страсти Версилова и обожания самого «подростка».
Бернард Шоу: «Пигмалион» и еще четыре лучших пьесы о людях и пороках Шоу выставлял напоказ социальные недостатки, разносил в пух и прах светское общество и «крамольно» продвигал мысль, что люди низшего сословия, бедняки и необразованные тоже могут иметь чувство собственного достоинства и ранимую душу. Узнать подробности Позже Аркадий, все больше увязая в хитросплетениях отношений отца, Ахмаковой, князя Сокольского, своих сводных брата и сестры и других персонажей, пристрастился к азартным играм, чуть было не стал участником дуэли, перенес тяжелую болезнь, был задержан полицией. Но встреча с приемным отцом Макаром Ивановичем Долгоруким, пожилым, набожным, благочестивым человеком, меняет мировоззрение «подростка»… Цитата: «А что ж, может, и лучше, что оскорбляют люди: по крайней мере избавляют от несчастия любить их». Интересный факт: Современники Достоевского не приняли роман «Подросток», категорически считая его неудачей писателя. Последующие поколения литературных критиков и писателей относят это произведение к величайшим творениям Федора Михайловича. Роман «Игрок» 1866 : написан за 26 дней Главные герои: домашний учитель Алексей Иванович, его возлюбленная Полина Александровна, генерал Загорянский , французские авантюристы — мадемуазель Бланш и ее подельник Де-Грие, богатая барыня Антонида Тарасевичева.
Роман «Игрок». Издательство: Эксмо Сюжет: Действие происходит на вымышленном немецком курорте Рулетенбург. Повествование ведется от лица 25-летнего Алексея Ивановича, который служит домашним учителем детей генерала Загорянского и влюблен в его падчерицу Полину Александровну. Вдовый генерал оказался на грани разорения, мечтает жениться на красавице-француженке Бланш и ждет наследства от своей 75-летней тетки Антониды Ивановны Тарасевичевой, которая, по слухам, тяжело больна и вот-вот отдаст Богу душу. Возлюбленная Алексея Ивановича Полина Александровна — гордая и эгоистичная девушка с явными признаками нарциссического расстройства личности еще одна femme fatale в галерее женских образов Достоевского , полностью подчиняет себе учителя, держа его рядом, как «друга», а по сути, раба. Сама же она, кажется, пылает страстью к французу Де-Грие, авантюристу, «работающему» в паре с мадемуазель Бланш.
Полина остро нуждается в деньгах и вынуждает Алексея Ивановича сесть за игорный стол, чтобы выиграть для нее необходимую сумму в 50 тысяч франков. Его первый поход в игорный дом — с неожиданно приехавшей в Рулетенбург Антонидой Ивановной, совсем не собирающейся умирать. Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно. Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи. А она написала мировой бестселлер. Узнать подробности Пожилая дама делает несколько ставок и выигрывает крупную сумму, что производит неизгладимое впечатление на Алексея Ивановича.
Ее племянник и авантюристы Бланш и Де-Грие, рассчитывающие на наследство Тарасевичевой Бланш планирует выйти замуж за генерала, Де-Грие — жениться на Полине , пытаются всеми силами отговорить «бабушку» от дальнейшей игры. Но Антонида Ивановна в тот же вечер проигрывает все наличные и часть ценных бумаг, а еще через два дня — все состояние. Между тем Алексей Иванович узнает, зачем именно Полине нужны 50 тысяч, и сам идет в казино, где срывает неслыханный куш — 200 тысяч франков. С этого момента его любовь к угасает, сменяясь страстью к деньгам… Цитата: «Люди и не на рулетке, а и везде только и делают, что друг у друга что-нибудь отбивают или выигрывают». Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки — за 26 дней. Стенографировала авторский текст Анна Григорьевна Сниткина, впоследствии ставшая женой писателя.
Но где я был бы сейчас без Достоевского? Где были бы мы? Когда с первых десяти страниц меняется мировоззрение — и ты прикасаешься к чему-то по-настоящему великому. Еще не знаешь, к чему, но путь к знанию, путь к спасению уже начат.
В 17 лет Федор Михайлович написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать». И он был верен этой идее, этой цели до самого конца. Мережковский скажет: Толстой — тайновидец плоти, Достоевский — тайновидец духа.
Хорошее слово — «тайновидец», но в целом это упрощение, конечно. Его, к слову, прекрасно разобрал Томас Манн. Достоевский — тайновидец человека в целом, его как божественной, так и дьявольской стороны. И он, как великий художник, исследовал ее сам, опустившись на самое дно ада, а после возвысившись.
И да, раз мы уж вспомнили двух гениев, то напомню известную, пусть и весьма спорную фразу: Толстой шел от божественного к дьявольскому, Достоевский — от дьявольского к божественному. Ищущий человек среди заговорщиков. Федор Михайлович жаждет нового мира, жаждет перемен, но вместо зарницы счастья его арестовывают и, по сути, отправляют на верную смерть. И вот — курки взведены, однако казнь отменяется.
Достоевский в буквальном смысле заглядывает в лицо смерти, когда та приподнимает свой капюшон. Достоевский умирает и перерождается. Чтобы получить истину на краю безысходности. Это поможет ему разгадать человека.
В первую очередь русского человека. Но это же вознесет его и во всем мире.
Статьи Вячеслава Иванова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова о «Бесах», опубликованные в 1914 году в связи с этой театральной постановкой, стали прорывом в раскрытии масштаба экзистенциальной проблематики «Бесов». В большей части XX века по понятным причинам серьезное изучение «Бесов» велось главным образом в русской эмиграции. Когда в 1983 году Международное общество Достоевского свой 5-й симпозиум посвятило обсуждению именно романа «Бесы», ни один отечественный ученый не получил от советских властей разрешения принять участие в этом научном форуме. В последнее десятилетие века минувшего и в первую четверть нынешнего столетия появились десятки глубоких исследований «Бесов», свободных от политической конъюнктуры. Обложка первого отдельного издания романаФото: Общественное достояние Поделиться — Тексты произведений Достоевского давно растащили на цитаты, причем не всегда верные. Шатов предъявляет Ставрогину его же слова: «Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной?
Вот уже полтора столетия философы, богословы, литературоведы ломают голову над этой дилеммой: Христос или истина? Помня, что евангельский Спаситель сказал о Себе: «Азъ есмь путь и истина и жизнь». Но все-таки с формулировкой «Бесов» легче разобраться, нежели с признанием самого Достоевского, сделанным в письме 1854 года к Наталье Фонвизиной, где он писал о себе: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». По поводу этих слов самого писателя о. Сергий Булгаков заметил, что «любовь ко Христу в Достоевском сильнее, чем вера в него». В «Бесах» же говорится не о действительном положении вещей, а о «математическом доказательстве» того, что «истина вне Христа». Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Да и один из отцов Церкви, Тертуллиан, сформулировал принцип: «Верую, ибо абсурдно» потому что если можно «доказать», то и вера не нужна.
Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин? Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился. Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план». Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский. В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня.
По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим».
Тогда эти две концепции непримиримо столкнулись.
Так, может быть, вновь письмо Белинского попадет под запрет? Не будет ли оно сегодня выглядеть, как крамола? Снова под суд?
Не будет ли выглядеть крамолой и поведение самого Достоевского, который не донес на своих товарищей-петрашевцев? Во время суда он всячески их защищал. Хотя глубоко страдал, когда при нем ругали Христа, тот же Белинский, тот же Петрашевский, когда в Страстную Пятницу петрашевцы на стол выставляли кулич и крашенные яйца, то есть демонстрировали свое неуважение к православному празднику.
Не будет ли сегодня поставлено Достоевскому в вину, что он не донес на них? Не будет ли Достоевский судим вторично? Только в прошлом году, в позапрошлом году прошли суды над Львом Николаевичем Толстым — в Ростове-на-Дону, в Таганроге, в Екатеринбурге — «впаяли» 282-ю статью Уголовного Кодекса РФ за экстремизм, за рецидивизм.
Как это возможно — судить столетие спустя величайшего писателя России?! В нашем обществе эти факты не получили ни правовой оценки, ни моральной. Мне кажется, если такая тенденция у нас возобладает, рука сегодняшнего правосудия дотянется и до Достоевского.
Ему припомнят, например, что в «Братьях Карамазовых», величайшем романе мировой литературы, показаны и разное христианство, и разная церковность. Есть церковность «ферапонтовская», темная, о которой позже напишет Сергей Иосифович Фудель и назовет Ферапонта «темным двойником Церкви». И есть христианство светлое, идеальное, о котором тосковал Достоевский.
Это была его мечта об идеальном христианине — о старце Зосиме. Что делает Ферапонт? Ругается, неистовствует, требует расправы, призывает гнать всех неверных и нечистых.
Старец Зосима — хочет миловать, жалеть, желает мира между силами, которые не в состоянии примириться. Он говорит: «Не ненавидьте атеистов, злоучителей и материалистов». Что мы слышим сегодня?
И в этом тоже актуальность Достоевского. У нас сегодня почему-то востребована агрессия, жажда расправы, жажда репрессий. Я очень много читаю публицистических текстов на православную тему, и чувствую, как в них растет это зло, растет агрессия.
Почему-то в них — жажда столкнуться с несогласными, с теми, кто думает не так, как они, чувствуют, не так, как они. Это очень грустно… Кровавый клейстер О Достоевском я пишу уже много лет, каждая моя новая книга о нем, каждый новый поворот развития нашего общества вызывает вопрос: а чем сегодня актуален Достоевский? В связи с романом «Бесы», помню, что мы говорили в девяностых годах о бесах революции, бесах бунта, бесах мятежа.
О том, что мы, наконец, от этого избавились, преодолели, наконец, эту бациллу. Мы поняли, что «Бесы» — это история о политическом клейстере, которым хотят помазать революционеров, чтобы они были скреплены одной кровью. Чтобы они составили партийную ячейку, которая затем и вырастет в партию на крови.
На крови вырастут все радикальные партии. Но мне никогда не пришло бы в голову, что придет такое время, когда актуальность Достоевского будет обретаться сферах богохуления. Появилась довольно смешная информация о том, будто затевается суд над сказкой о Буратино.
Я сразу почувствовала, что это какая-то подстава, как потом и оказалось. Но — какова тенденция! Какой-то иронический сайт запустил информацию о том, что в Таганроге идет судебный процесс над сказкой «Приключения Буратино», который не тонет в воде, а стало быть, похож на Христа и является на Него пародией.
То есть запускается некая информация, как сейчас говорят — фейк. Но люди на него покупаются. Это значит, что такова тенденция: судить и репрессировать литературу.
И вот я думаю, богохульство… Скажем, ранний Достоевский был бунтарь и пошел против правительства, в вольнолюбивый кружок, в «разговорное общество». Но вспомните роман «Подросток». Это уже 1876 год.
Один из главных героев — Андрей Петрович Версилов, впадает в бунт и разбивает старинную икону об угол стола. И что с ним делают? На него доносят?
Нет, его жалеют, как сумасшедшего, как несчастного, как жалкого. Его хотят привести в ум и в чувство. То есть предлагается совершенно другое отношение к нарушителю, преступившему правила.
Очень не хотелось бы, чтобы в нашей стране богословие любви, которое олицетворяет у Достоевского старец Зосима, мной обожаемый персонаж, я его многие проповеди знаю наизусть, уступило место богословию ненависти, которое воплощает старец Ферапонт. Мне очень жаль, если это два направления русского православия никогда не смогут найти общий язык. Именем Достоевского Сегодня многие публицисты, и церковные, и не церковные, на каждом шагу клянутся именем Достоевского.
Достоевский — словно скрижаль. Вот скажешь: «Достоевский — наше все», и, кажется, что ты себя уже заявил как человек, всецело преданный православной культуре, ее правильному направлению. Но мы забываем о том, что «Братья Карамазовы» — вершинный роман мировой и русской литературы — не был с восторгом принят тогдашним духовенством.
Старца Зосиму нашли каким-то «не таким», оптинские старцы над ним посмеивались, а замечательный русский философ, умнейший человек Константин Леонтьев, позиционировавший себя тогда, как бы сейчас сказали, православным активистом, осудил Достоевского. Он нашел в нем «розовое» православие, неправильное, неверное.
Библиография Фёдора Михайловича Достоевского
Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования.
Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург.
Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя.
Зато Тургенев и Толстой были помещиками и явно не бедствовали. Горький снимал виллы на Капри и в Сорренто, а его особняк в Москве и сегодня поражает своей архитектурной роскошью. Да и у Чехова было имение в Мелихово и две дачи в Крыму. Но это отдельная тема. У меня вот какой вопрос. Достоевский назвал пушкинскую Татьяну Ларину "апофеозом русской женщины".
Она выходит замуж за пожилого генерала, продолжает любить Онегина, но она "другому отдана" и будет "век ему верна". В контексте современной гендерной революции это звучит архиархаично. Что значит "отдана"?! Она - вещь, раба? Думаю, феминистки сегодня подали бы на него в суд "за оскорбление чести и достоинства". Людмила Сараскина: Между "Она отдана" и "Я отдана" лежит пропасть. Достоевский, обладая абсолютным слухом, оценил двойное "Я" как непреложный факт, что Татьяна выражает свою свободную волю, свой выбор.
Вчуже его можно принимать или отвергать, уважать или презирать. Можно желать ей соединиться с Онегиным, бежать в Италию и стать Анной Карениной со всеми последствиями, включая поезд. Но героиня Пушкина выбрала иной путь - и, к счастью, гендерная революция пока не вмешивается в право замужней дамы на жизнь без адюльтера. Феминистки как личности, уважающие чужую свободу, должны принять это обстоятельство во внимание и сосредоточиться на себе. Какие мифы о Достоевском самые вредные и опасные? Людмила Сараскина: Самые опасные и зловредные мифы - это те, что основываются на заведомой лжи, на клеветническом вымысле, сочиненном ради громкого скандала, "идейного" или "клубничного". Едва Достоевский ступил на первую ступеньку литературного поприща, как узнал, что уязвим и беззащитен против собратьев по перу - народа немилосердного и бессердечного.
Недавние друзья и единомышленники, лучшие люди из тех, кого он знал и любил, объединились и составили злые, наспех сделанные вирши, больно язвившие товарища. Клеветы преследовали его всю жизнь и не утихли после кончины - напротив, уход писателя развязал руки "доброжелателям". Что можно было сделать хуже для памяти только что ушедшего гения, чем письмо Николая Страхова, адресованное Льву Толстому, в котором автор "решается наконец открыть глаза" и "сказать всю правду" про великана покойного великану живущему! Страхов прекрасно понимал, что рано или поздно эпистолярное наследие Толстого станет известно всему миру, клевета обретет статус документа, и с Достоевским будет покончено раз и навсегда. К чести русской литературы, постыдная затея провалилась, однако отравленный источник до сих пор в активе у черных копателей... Ваш любимый памятник Достоевскому, любимая экранизация его прозы и лучший биографический фильм о нем? Людмила Сараскина: Мой любимый памятник Достоевскому живет не в камне и не в бронзе.
Я вижу его в Полных собраниях сочинений, с комментариями и без, в отдельных изданиях его романов с умными предисловиями можно и без них , в разнообразных "Материалах и исследованиях", ему посвященных, во всем объеме литературы о нем и его сочинениях. Лучшее, что можно было для него сделать, это говорить, писать, спорить о нем. По поводу любимой экранизации выскажусь прямее. Мне удалось посмотреть почти все, существующие в мире, и написать книгу: "Литературная классика в соблазне экранизаций" 2018. Хочу назвать и легендарную японскую адаптацию романа "Идиот" Акиры Куросавы 1951. Россия, считает Достоевский, слишком активно, себе во вред, не считаясь с собственными интересами, бросалась в европейские распри, как в свое кровное дело Лучшего биографического фильма о Достоевском назвать не могу - такого, на мой взгляд, пока нет. О худших и совсем плохих в юбилейные дни говорить не хочется.
Но был один замысел. После того как в 1966 году в "Андрее Рублеве" у Тарковского сыграл Анатолий Солоницын, режиссер задумал сделать с ним фильм о Достоевском. В дневниках Андрея Арсеньевича сохранилась запись: "О самом Ф. О его характере, о его Боге и дьяволе и о его творчестве. Толя Солоницын мог бы быть прекрасным Достоевским. Сейчас нужно читать.
Вернувшись в Москву, написал романы «Игрок» и «Преступление и наказание». Женившись второй раз, он снова уехал за границу, где продолжал безуспешно играть на рулетке. По возвращении в Петербург жена писателя Анна Григорьевна взяла в свои руки обустройство их жизни.
Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. В это время им написаны такие романы как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Личная жизнь Женат дважды. Первый раз на Марии Дмитриевне Констант, вдове надзирателя Исаева. Второй раз женат с 1867 г. От этого брака имел детей: Софью, умершую во младенчестве от воспаления легких; Любовь, писательницу; Федора, коннозаводчика; Алексея, умершего во младенчестве от эпилепсии. Смерть Умер в Петербурге.
Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина все-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой. Как Софья Андреевна для Льва Толстого. Была она на 25 лет младше, и писатель, делая ей предложение, робел: сказал не напрямую, а сослался на героя своего романа. Дескать, согласилась бы, если б такой человек попросил её руки. И она ответила: «Конечно, да! Именно жена помогла ему стать на ноги. Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь — о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Не случайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути — детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей. Однако написаны они по-особенному. Обычно как? Происходит убийство — начинается расследование. Но в «Преступлении и наказании» с первых глав понятно, кто кого лишил жизни. А дальше рассказывается, как себя чувствует душегуб. Но и здесь Рогожин зарезал Настасью Филипповну. В «Братьях Карамазовых» — отдельная интрига вокруг покойного отца семейства. Везде присутствуют трагические происшествия. При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной. И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упреки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь. Мол: «Я не знаю? Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное. А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался. В итоге нашёл немало совпадений. Достоевский помогает читателю всмотреться в себя, в окружающий мир. Но всё-таки важно, что он изображает не весь русский народ, а лишь его часть. В чём особенность его творческого метода? Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк. После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу. Запрещено гадить на улице, красть, насиловать или убивать. Культура говорит, что так делать нельзя. Но животное начало в человеке сохраняется. И хоть с виду он вежливый и доброжелательный, думает иногда вещи не благостные. Внутренние порывы тоже имеет соответствующие. Из некоторых потаённое прет в алкогольном угаре. Помню, в армии у меня был сослуживец: маленький, пухленький, беленький. А как напьется — властитель, Наполеон. Всю казарму гоняет. Даже бить мне его приходилось. Утром проснется: «Хорошо, что ты меня связал. Как выпью — дурею». Тем не менее, в обычной обстановке у большинства наружу это всё не всплывает. Потому что размышлять — одно, а говорить или делать — другое. Достоевский же в своих романах чуточку приоткрывает то, что человек переживает на самом деле. В умении вывести внутреннее на поверхность писатель действительно силен. Надо ли подобное показывать? Спорить не готов. Но люди читают. И может быть, наслаждаются. Видят жадность, тупость, сладострастие и прочие человеческие пороки. Это одна из особенностей его стиля, раскрытия героев. Всю мерзость они из себя достают. Причём и мужчины, и дамы. У него есть определенные их типажи. Например, женщины-вамп: Настасья Филипповна или Грушенька. Своё природное предназначение они игнорируют.