«Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник. Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника.
«Даная» 1636 г.
- Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего
- Драма наготы. «Даная» Рембрандта ван Рейна |
- Рембрандт.Даная. История шедевра.. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала
- Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации / Статьи /
- Форма поиска
"Даная" Рембранта
К истории 15-летней давности сегодня можно было бы и не обращаться. Однако после демонстрации по телевидению сериала «Бандитский Петербург» вокруг «Данаи» вновь поднялась волна слухов. В это же время доброе имя Эрмитажа было задето еще одной историей — проверка Счетной палаты якобы выявила недостатки в хранении экспонатов. И хотя впоследствии оказалось, что обвинения были надуманными, эхо скандала звучит до сих пор.
ФОТО Александра Дроздова — Михаил Борисович, еще совсем недавно журналисты писали, что ни одну картину специалисты не изучили так подробно, как «Данаю». Известен каждый этап работы реставраторов. Отчего же, как вы думаете, люди так охотно верят в плохое и не верят в хорошее?
Речь шла о проверке российской школы реставрации, которая отличается от многих европейских школ. Нам часто говорили: у вас слишком темные картины. Действительно, реставраторы Эрмитажа не стараются придать старым полотнам блеск репродукций.
Мы боимся повредить мазок художника, мы все делаем, чтобы только не вторгнуться в авторскую живопись. Наши принципы прошли испытания в работе с «Данаей». Возможно, представители некоторых других реставраторских школ сделали бы «красивше».
Но нам было важно не совершить ни одного лишнего шага. И, кстати, сейчас, в конце XX века, нашими традициями восхищаются. Наши реставраторы работали только при дневном свете.
Важно было ни в коем случае не дописать ничего за художника. Что можно восстановить — восстановлено, что нельзя — того нет. Это видно простым глазом.
Ноги Данаи были покрыты прозрачным покрывалом. Сейчас покрывала в ногах Данаи нет, никто его не дописывал. Многие черты лица и тела, которые больше всего пострадали, не восстановлены.
Создается новое впечатление от картины, когда все ее боковые части, весь фон вдруг стал по-новому виден. Но надо помнить: секрет для обывателя не является секретом для специалистов. Мы об этом постоянно говорим.
То же можно повторить и в связи с трофейным искусством. Есть журналисты, которые гордятся тем, что они якобы раскрыли этот секрет Полишинеля. Кому надо, тот знал.
Интересу Данаи сопутствует также старая служанка, смотрящая в том же направлении и, вероятно, тоже что-то увидевшая. Фоновое пространство — фон, занавес. На нем уже видна игра света от приближающегося золотого дождя — Зевса. Картина очень красочная и выразительная. Блистательно написано обнаженное тело Данаи, ее душевное состояние. Очень хороша темно-красная скатерть в правой части композиции, как бы заставляющая вспыхивать все остальные цветовые пятна.
На картине есть один загадочный персонаж — это...
Описание картины Рембрандта «Даная» По центру полотна роскошная постель, на которой лежит обнажённая молодая женщина. Поза её непринуждённа: опершись левой рукой на пышную подушку и приподняв голову, она лежит на боку, приподняв правую руку в приветственном или прощальном жесте.
Запястья её украшают браслеты из белых и розовых бус, на безымянном пальце левой руки колечко. Волосы, ранее убранные в причёску, теперь распушились. Взгляд женщины устремлён в сторону от зрителя, она чуть улыбается — спокойна и мила.
Тёплый и яркий солнечный свет мощным потоком освещает мягкие контуры тела женщины. О соответствии её фигуры каким-то канонам судить излишне — во все времена красота и женственность превыше всего. Массивные ножки кровати — золотые орлы, над изголовьем — плачущий золотой ангел, выделенный светом, вокруг — мягкие драпировки в коричнево-золотистых оттенках.
За дальней шторой наполовину открытый силуэт служанки — она внимательно и строго глядит в ту же сторону, что и Даная. Сюжет В греческой мифологии Даная — дочь Акрисия, аргосского царя, и Аганипы. Оракул предсказал царю смерть от руки внука.
В попытке предотвратить появление ребёнка у своей единственной дочери Данаи Акрисий велел стеречь её в подземном медном замке.
Его лечили в ленинградской психиатрической больнице, но так вечно продолжаться не могло, говорит профессор криминалистики Николай Егоров. Его признали невменяемым. А кто бывал в местах, где лечат принудительно, знает, что это самое настоящее наказание. Майгиса наверняка поместили в спецотделение для агрессивных. Лечение там достаточно болезненное». Во время прохождения лечения на родине Бронюс Майгис вдруг стал говорить, что картина Рембрандта оскорбляла его чувства: Даная была обнажена, что по словам литовца, является развратом. Как спасали «Данаю»? Спасение «Данаи» проходило в суматохе и мгновенно. Работники музея бросились промывать картину водой, но центральная ее часть таяла на глазах.
Полные бедра Данаи были сожжены кислотой.
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история
25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес. Однако публику «Даная» разочаровала – ценители творчества Рембрандта говорили, что чувства художника в работе этой больше нет: «Даная» умерла!». "Данаю" Тициана и "Данаю" Рембрандта. На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. "Даная" перенесла покушение вандала в 1985.
Иван Грозный под колпаком: как шедевры мировой живописи восстанавливали после вандалов
Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. На выставке, которая продлилась год и четыре дня, был представлен спасённый шедевр Рембрандта и полотна Тициана и Бланшара, посвящённые Данае. 15 июня 1985 года картина "Даная" Рембрандта подверглась нападению психически больного мужчины, который облил картину серной кислотой и нанес полотну несколько ударов ножом. Рембрандт, «Даная» (1636-1647), фрагмент. Компьютерный анализ показал, что после акта вандализма около 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта. Эль Греко (Доменикос Теотокопулос).
История о том, как копия спасла оригинал
После этого картину укрепили раствором из рыбьего клея и медом, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться. Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом , внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски. На следующий день картину обработали дистиллированной водой, кислота обнаружилась только на нижней части рамы, куда она стекала вместе с красками. Когда с авторского холста сняли слои клея, обнаружилось, что он сшит из двух кусков и шов проходит по горизонтали вдоль всей картины. После воздействия кислоты и воды лак стал мутным, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать цвет, глубокие борозды от лака заполнили мастикой в цвет тонировки холста. Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций — для того, чтобы реставрация была обратимой, и впоследствии ее можно было изменить.
Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная. У следователей были сомнения, поэтому пришлось отправиться на родину преступника. Оказалось, Майгис не окончил даже школу. После службы в Советской Армии он работал в том числе на радиозаводе.
Там у него возникли проблемы со зрением. Он уволился и стал жить у знакомых в подсобке, хлопоча о пенсии. Он был склонен к пространным рассуждениям, в которых сплетались самые разные темы — и идеи национализма, и борьбы с растущим растлением общества.
После её смерти у Рембрандта появилась новая возлюбленная - Герьте, которая ревновала художника к умершей жене, так как на картинах отчетливо виднелись черты Саскии. Больше всего новой возлюбленной не нравилась "Даная": девушка считала, что на картине умершая жена Рембрандта будто живая. Женщина потребовала изменить облик героини работы, наделив её своими чертами. Художник переписывал картину, о чём свидетельствует современный рентгенографический анализ, который подтвердил внесение изменений в 1646-47 гг. Теперь лицо Данаи сочетает в себе черты Саскии и Герьете одновременно.
На этом новая возлюбленная не остановилась. Она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания её фигуры. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним. История данной работы заставляет поменять отношение к копийным произведениям. Увидеть копию-спасительницу после реставрационных работ можно будет в экспозиции музея Врубеля.
За свою творческую деятельность он создал более 340 полотен, свыше сотни рисунков и 300 гравюр. Некоторые из картин сегодня выставлены в Эрмитаже. Основная часть полотен голландского художника поступила в Эрмитаж еще при Екатерине II. Остальные были переданы из домашних собраний графа фон Брюля, канцлера Саксонского и многих других. В зале представлены 24 работы голландского художника. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. Здесь Даная возлежит на роскошном ложе.
Поиск в Google
- Что еще почитать
- Главная утрата Эрмитажа
- Драма наготы. «Даная» Рембрандта ван Рейна |
- Трагедия не должна быть предметом злорадства
- Описание картины Рембрандта «Даная»
- Картина «Даная» Рембрандт Ван Рейн: описание, фото, анализ, история создания
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Однако публику «Даная» разочаровала – ценители творчества Рембрандта говорили, что чувства художника в работе этой больше нет: «Даная» умерла!». «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна.
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
Однако после смерти супруги Рембрандт изменил черты лица Данаи, приблизив их к образу своей новой пассии Гертье Диркс. Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа.