Сегодня с «Байконура» ракета-носитель «Союз» вывела его на околоземную орбиту. Создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей" для полетов к Луне приостановлено, ее технический облик определят к середине года, заявил РИА Новости, 10.02.2021.
Российская сверхтяжелая ракета получила название "Енисей"
Вот, что нам ответили: «Эскизный проект сверхтяжелой ракеты готов. Сейчас для уточнения порядка выполнения работ приостановлено техническое проектирование». Однако чуть позже от себя лично Дмитрий Рогозин выдал следующее уточнение: «Деньги, которые мы планировали бросить на сверхтяж, мы сейчас бросаем на разработку в КБ Химавтоматики двигателей на метане, потому что метановый двигатель даст нам возможность использовать многократно двигатели ракеты сверхтяжелого класса. Так мы просто выкинем триллион рублей под крики людей, у которых денег не хватает в стране. И ничего хорошего. И будет одноразовый полет вокруг Луны.
Что дальше? Если мы хотим создать эту систему, то она должна быть многоразовой. Поэтому мы лучше сделаем чуть позже, но зато мы сделаем так, что это будет стимулом развития композиционных материалов в Роскосмосе, и систем, и сплавов, и новых двигателей», - сказал Рогозин. У лунного проекта со сверхтяжелой ракетой, которая может стоить около триллиона рублей, изначально было много противников.
При этом в январе 2021 года Совет Российской академии наук по космосу рекомендовал Роскосмосу отложить создание сверхтяжелой ракеты для пилотируемой экспедиции на Луну, передает RT.
Основным аргументом стало то, что ракету с таким двигателем можно использовать многократно. Но как такового двигателя пока нет. Выигрыш, если он возможен, будет незначительным, особенно при использовании метана в двигателе первой ступени. Из-за того, что метан меньше по плотности, чем кислород-керосин, для него потребуется создание более крупных топливных баков, за счет чего возможно придется экономить на полезной массе. К примеру, Falcon Heavy у Маска имеет такие возвращаемые двигатели. Кстати, когда мы создавали двигатели РД-170 и РД-171 для ракеты-носителя «Энергия», тоже закладывали для них возможность неоднократного применения, до 20 раз. А теперь подсчитайте, сколько надо вложить средств на создание не только самих метановых двигателей, но и ракеты для них, заправочных комплексов... Все это сделает проект дороже при том, что особой выгоды от него будет не слишком много.
Есть и другое мнение по поводу строительства сверхтяжелой ракеты-носителя в России. Его озвучил нам кандидат технических наук, аналитик Андрей Ионин: - Я всегда был против создания сверхтяжелой ракеты.
Об этом сообщили в Госкорпорации «Роскосмос». Ранее сообщалась, что первая ступень сверхтяжелой ракеты-носителя будет состоять из пяти или шести блоков, являющихся первой ступенью ракеты среднего класса «Союз-5». На первом этапе она должна будет выводить на низкую околоземную орбиту более 70 тонн груза. В соответствии с Федеральной целевой программой, первый запуск сверхтяжелой ракеты «Енисей» должен состояться в 2028 году.
Газета «Суть времени»
- Сообщить об опечатке
- «Малышка» на триллион: Зачем России сверхтяжелая ракета «Енисей»
- ВЗГЛЯД / Разработан проект системы управления для сверхтяжелой ракеты «Енисей» :: Новости дня
- Разработка сверхтяжелой лунной ракеты "Енисей" продолжается
- Летать на новых принципах
- Роскосмос строит сверхтяжелую ракету Енисей, а как же Энергия?
Другие новости
- Рогозин анонсировал сроки готовности новой концепции для лунной ракеты «Енисей»
- Разработан проект системы управления для сверхтяжелой ракеты «Енисей»
- Рогозин обмолвился о новой российской сверхтяжёлой ракете «Енисей»
- Популярные материалы
В РФ приостановили создание сверхтяжелой ракеты для полетов к Луне
Предполагалось, что сверхтяжелая ракета-носитель «Енисей» будет создана к 2028 году. Разработка ракеты-носителя «Енисей» неоднократно переносилась, а теперь была прекращена полностью. Агентство напоминает, что при создании ракеты "Енисей" ученые предлагают использовать перспективные технологии, которые экономически оправданы.
Сверхтяжелая ракета "Енисей-1" обойдется России в 1 трлн рублей
Уточняется, что в коттеджном посёлке Тверской области у Бородина целых четыре участка общей площадью 6400 квадратных метров. Согласно документам, их предпринимателю подарили в 2021 году. Ранее Mash писал о том, что именно Сергей со своей компанией «Волжский берег» занимался приобретением земель и строительством родового особняка для четы Ивановых.
Не исключено, что «Енисей» станет объектом двойного назначения. Государство никогда не обходит стороной космические проекты, тем более такие масштабные. Оно может участвовать открыто, скрывая отдельные разработки, как в России и Китае. Или может участвовать полностью скрыто, маскируя за коммерческими проектами военные перспективы, как в Европе и США. Как итог, можно сказать, что появление сверхтяжа более чем ожидаемо. Сам по себе «Союз-5» не представляет большой ценности. Но он может быть полезен именно для разработки «Енисея». А каково ваше мнение?
Скоро ли появится «Енисей»?
Сложную и дорогостоящую. Наперегонки с ветром В нынешних реалиях крайне нестабильной цены на энергоресурсы можно было предположить, что Россия «зарежет» проект сверхтяжелой ракеты. Но этого не произошло. Еще в начале декабря прошлого года стало известно, что стартовал выбор технического облика российской сверхтяжелой ракеты будущего. А уже в январе нынешний руководитель Роскосмоса — Дмитрий Рогозин — заявил, что выбрано название будущей ракеты.
Теперь все перспективы освоения Россией дальних космических рубежей будут связаны с именем «Енисей». Хруничева Москва — в части создания третьей ступени», — заявил Рогозин в своем Twitter. Впрочем, это все нюансы. Куда важней характеристики будущего изделия. Вот что известно на сегодняшний день. В рамках проекта предполагается применить трехступенчатую схему. Грузоподъемность ракеты-носителя составит 103 тонны.
В качестве первой ступени выступают шесть боковых блоков, которые будут оснащены двигателями РД-171МВ. Они будут представлять собой модифицированные версии от первой ступени ракеты «Иртыш» он же — «Союз-5». То есть, подтвердились ранее высказываемые предположения, что «сверхтяж» будет своего рода связкой перспективных «Союзов». Примерно, как Falcon Heavy стал, по сути, несколькими Falcon 9, которые объединили в одно целое. Наконец, третью ступень, согласно представленным ранее данным, намерены взять от «Ангара-А5В». На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150. Напомним, что РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант двигателя РД-170, разработка которого стартовала еще в 70-е годы.
РД-171 используют для ракет-носителей «Зенит». Важно отметить, что к моменту летных испытаний ракеты, намеченных на 2028 год, двигатели РД-180 и РД-171МВ, скорее всего, устареют морально. Напомним, что именно ее Илон Маск хочет применить на своем новом двигателе Raptor, с которым компания SpaceX связывает свои главные чаяния. Некоторые другие ракетостроители тоже пошли по этому пути, да и в России признали, что он самый правильный. Другая проблема — цена.
Ранее сообщалось, что Совет по космосу РАН после доклада гендиректора "Роскосмоса" рекомендовал отложить создание предназначенной для полетов к Луне ракеты-носителя сверхтяжелого класса на неопределенный срок.
Как отмечалось в документе, после докладов Рогозина и замгенконструктора по общему проектированию АО "НПО Лавочкина" Ивана Москатиньева Совет рекомендовал руководству РАН и "Роскосмоса" "обратиться к президенту с предложением скорректировать государственную космическую программу до 2030 года "в части переноса срока создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на более поздний срок". Ранее планировалось для этих целей задействовать ракету-носитель сверхтяжелого класса "Енисей", для запусков которой на космодроме Восточный планируется соорудить отдельный стартовый комплекс.
Федеральный проект сверхтяжелой ракеты-носителя в ближайшее время направят на согласование
Переход будет проложен траншейным способом по дну Енисея и станет частью масштабного МНП Ванкор – Пайяха – Бухта Север. Разработка ракеты-носителя «Енисей» неоднократно переносилась, а теперь была прекращена полностью. Создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей" приостановлено работа над "Енисеем" будет продолжена после того, как будет принято решение по коррекции облика ракеты.
Создание российской ракеты носителя сверхтяжелого класса Енисей приостановлено
Разработка российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» приостановлена. Первая ступень ракеты-носителя «Енисей», согласно этим сообщениям, будет состоять из собранных вместе ступеней «Союз-5» или их модификации — а третья ступень будет взята с ракетной линии «Ангара» Хруничева. А ещё «Союз-5» это реинкарнация боковых ускорителей ракеты носителя «Энергия» Как следствие, окончательная подготовка ракеты может сигнализировать и о скором появлении «Енисея».
Разработчик "Энергии" одобрил создание российской лунной ракеты на метане
Строительство стартового комплекса российской сверхтяжелой ракеты «Енисей» начнется на космодроме Восточный в 2022 году, заявил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин 16 декабря на пресс-конференции на космодроме. Создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей" приостановлено работа над "Енисеем" будет продолжена после того, как будет принято решение по коррекции облика ракеты. «Роскосмос» приостановил разработку российской сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне «Енисей». Об этом сообщил генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов, передает «РИА Новости». Российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Енисей», РН СТК-1, первая сверхтяжёлая РН, разрабатываемая в постсоветский период, в рамках федеральной целевой программы «Создание космичес. "Что касается приостановки проектирования ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей", можно отметить следующее.
Упрощенные характеристики ракеты Енисей
- Сверхтяжелая ракета "Енисей-1" обойдется России в 1 трлн рублей
- Роскосмос начал изготовление составных частей сверхтяжелой ракеты «Енисей»
- Когда продолжат разработку лунной ракеты «Енисей» — Рогозин | 360°
- Регистрация
- Содержание
Рогозин назвал сроки первого запуска сверхтяжелой российской ракеты
Но в Твиттере, всего за несколько часов до встречи с Путиным на самом деле за месяц — avianews , Рогозин опубликовал фотографию большой папки, в которой, по его словам, содержится детальный график разработки сверхтяжелой ракеты. Основными подрядчиками по проекту станут «Энергия» и «Прогресс», а Хруничев будет отвечать за третью ступень. Список подрядчиков соответствует тому немногому, что мы знаем о предлагаемой российской лунной ракете. За последние несколько месяцев в российской прессе появились сообщения о проектных исследованиях Роскосмоса и решениях по архитектуре для полетов на Луну. В зависимости от обстоятельств, это будут либо полностью российская программа, либо совместная с НАСА. На практике это означает слияние «Союза-5» и «Ангары». Первая ступень ракеты-носителя «Енисей», согласно этим сообщениям, будет состоять из собранных вместе ступеней «Союз-5» или их модификации — а третья ступень будет взята с ракетной линии «Ангара» Хруничева. Они работают вместе над нынешним семейством ракет «Союз».
В пятницу на сайте госзакупок было опубликовано техническое задание, в котором говорится о запланированных полётах на другие планеты. Запуск ракеты ожидается в 2028 году с космодрома "Восточный", который на данный момент строится. Технический проект ракеты-носителя государству обойдётся в 1 467 400 000 рублей. Ранее Первый Севастопольский писал, что Мишустин выделил 5,8 млрд рублей на достройку космодрома "Восточный".
В качестве первой ступени будут использоваться блоки ракеты «Союз-5», третья ступень будет создаваться в рамках проекта ракеты «Ангара-5В». Российская сверхтяжелая ракета-носитель, в соответствии с планами конструкторов, на первом этапе должна будет выводить на низкую околоземную орбиту более 70 т груза. Ее основное назначение — обеспечение полетов в дальний космос, в частности, к Луне и Марсу.
Хруничева потребует переоборудования части железнодорожных путей и тоннелей для обеспечения доставки ракеты к месту запуска — космодром «Восточный». Вместе с тем, не взирая на трудности финансирования, еще в 2012 году российское космическое агенство «Роскосмос» принимает предложение ГКНПЦ Хруничева по проектированию сверхтяжелых систем носителей, а в декабре того же года генеральный директор научно-исследовательского института ЦНИИмаш Геннадий Райкунов, как руководитель организации, ответственной за реализацию отечественной космической программы, заявляет о первых запусках ракет-носителей сверхтяжелого класса «Енисей» или «Амур» в 2028 году с космодрома «Восточный». После чего в отечественных СМИ наступает затишье. Понятно, что переоборудование стартовых столов, поиск и создание систем доставки элементов сверхтяжелой ракеты-носителя — все это потребует огромных инвестиций. Но созданием подобных ракет уже вплотную заняты и американцы SLS , и китайцы «Чжанжэн-9». Включаются в гонку частные компании, американская компания SpaceX уже запустила сверхтяжелый «Фалькон» и готовит еще более мощный носитель «BFR». На горизонте маячут перспективы освоения глубокого космоса в рамках Марсианской и Лунной программы. И вот, на фоне такого роста внимания к производству сверхтяжелых носителей для освоения дальнего космоса и доставки крупнотоннажных грузов как на околоземную орбиту, так и за ее пределы, в начале 2018 года Владимир Путин подписывает указ «о создании сверхтяжелой ракеты».
Названа дата создания российской ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Енисей"
Разработчик "Энергии" одобрил создание российской лунной ракеты на метане | "Енисей-1" будет в 15 раз мощнее, чем ракеты среднего класса типа "Союзов". |
Ракета-носитель "Енисей" полетит на Марс и Юпитер ::Первый Севастопольский | Долгий путь «Ангары» | |
Меню сайта | Долгий путь «Ангары» | |
Когда продолжат разработку лунной ракеты «Енисей» — Рогозин | 360° | В сентябре прошлого года прошло сообщение, что облик новой российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей" претерпит изменения. |
Федеральный проект сверхтяжелой ракеты-носителя в ближайшее время направят на согласование | В России приостановили техническое проектирование сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полетов на Луну. |
Федеральный проект сверхтяжелой ракеты-носителя в ближайшее время направят на согласование
В теории «Енисей» сможет «убить» привлекательность ракет Falcon 9 на международном рынке — предполагается, что выводить на низкую опорную орбиту новая ракета сможет от 85 до 100 тонн полезной нагрузки, и до 20 тонн российский супертяж сможет забрасывать к Луне. Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну, но не исключено, что работы могут возобновить после уточнения программы, сообщил РИА Новости гендиректор самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс». Агентство напоминает, что при создании ракеты "Енисей" ученые предлагают использовать перспективные технологии, которые экономически оправданы.
Проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» скоро отправят на согласование
Российский «Прогресс» приостановил создание сверхтяжелой ракеты: Космос: Наука и техника: | «Роскосмос» приостановил разработку российской сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне «Енисей». Об этом сообщил генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов, передает «РИА Новости». |
От «Волги до «Енисея»: мощнейшие ракеты будущего | Переход будет проложен траншейным способом по дну Енисея и станет частью масштабного МНП Ванкор – Пайяха – Бухта Север. |
Создатель ракетных двигателей раскритиковал причину приостановки создания супертяжа | То, как будет выглядеть ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Енисей» для полетов к Луне, определится за 3–4 месяца. |
Создатель ракетных двигателей раскритиковал причину приостановки создания супертяжа | Изначально предполагалось, что нижние блоки будут теми же самыми, которые разрабатывают для ракеты "Иртыш" ("Союз-5") — среднетяжёлого носителя, который сможет выводить на низкую орбиту 17 тонн. |
Сверхтяжелая ракета "Енисей-1" обойдется России в 1 трлн рублей | Роскосмос планирует использовать новую российскую ракету-носитель сверхтяжелого класса "Енисей" для полетов не только на Луну, но и на Марс, Юпитер и Сатурн. |
Проект российской сверхтяжелой ракеты приостановили для переработки
Современные же условия мне кажется требуют немного иного решения. Очень важно создать экономически выгодную систему первой ступени. Важно конкурировать с другими разработчиками мира и не сдавать позиции, находясь в тренде вектора развития космической отрасли! Если использовать советские наработки и добавить к ним современные системе спуска боковых блоков, то эта система позволит разработать универсальную платформу. Вот как происходит автоматический спуск блоков первой ступени у SpaceX: Видео посадки первой ступени ракеты Falcon 9: Не стоит так же забывать о том, что первом в мире многоразовым ракетоносителем должен был стать проект «Энергия-2». Многие не слышали о существовании этого проекта, а тем временем уже на проекте Энергия-Буран были заложены некоторые элементы будущей многоразовой ракеты. Например: парашютная система спасения!
Подробнее о проекте Энергия-2 читайте в отдельном материале — Первый в мире многоразовый ракетоноситель Энергия — 2 статья в стадии написания. Сравнение сверхтяжелых ракет Энергия и Енисей Прежде чем сравнить две сверхтяжелые ракеты Энергия и Енисей читателю пришлось прочесть много подготовительной информации. Об этом я прошу прошения, но к сожалению, без этого никак! Подойдя к сути проблемы сразу оговорюсь, что мнение в этом сравнении субъективное, хоть и обоснованное. Автор статьи очень скептически смотрит на проект сверхтяжелой ракеты Енисей и рациональность ее применения по выводу больших весов на орбиту Земли и вот почему: Енисей — это не прогресс, а попытка повторить сделанное через 41 год Проектная документация не имеет новых идей: используются старые двигатели на разных блоках, применяется компоновка пробованная на Ангаре и многое другое. Нет проектов под использование сверхтяжелой ракеты!
На ближайшие 30 лет у Роскосмоса нет планов по использованию сверхтяжелой ракеты. Просто нет достойных проектов в стране. Стресс для экономики государства при создании сверхтяжелого ракетоносителя непосилен для России. Высокая стоимость двигателей РД 170 14 млн. Но с тенденцией уменьшения стоимости двигателей и попытками сделать многоразовые ракетоносители перспектива одноразового дорого РД 170 смотрится с каждым годом менее перспективно.
Задачей ученых является вывод на околоземную орбиту более 70 тонн груза. Также ракета будет необходима во время миссий на Луну, включая возможность посадки российских космонавтов на поверхность естественного спутника Земли. Рогозин пошутил, что считает Маска почти родственником.
Речь идет о разработке сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», свидетельствуют данные сайта госзакупок. Согласно этим материалам, на разработку технического проекта сверхтяжёлой ракеты планируется выделить 537,4 млн рублей в нынешнем году и 930 млн рублей — в 2021-м. Таким образом, на создание проекта будет направлено 1,47 млрд рублей. Первая способна доставить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой не менее 100 тонн, к Луне — 27 тонн. РФ потратит 1,5 млрд рублей на ракету «Енисей» для полетов к Луне Главный аналитик ГЛОНАСС и член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин считает, что стоимость ракеты в процессе создания увеличится как минимум в три раза и дорастет до 50-60 млрд долларов почти 4 трлн рублей. В неучтенные траты эксперт включил строительство лунного корабля, доработку космодрома и создание лунной базы, лунных тракторов и роботов-аватаров. Ранее глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин уже выступал с сообщением относительно стоимости проекта «Енисей».
Тогда говорилось, что проект подразумевает завершение работ к 2028 году. Вчера глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин раскрыл немного деталей об этом проекте. К примеру, «Енисей-1» будет в 15 раз мощнее ракет среднего класса типа «Союз-2», причём для новой ракеты даже понадобится новый стартовый комплекс на космодроме «Восточный».
В РФ приостановили создание сверхтяжелой ракеты для полетов к Луне
Из-за того, что метан меньше по плотности, чем кислород-керосин, для него потребуется создание более крупных топливных баков, за счет чего возможно придется экономить на полезной массе. К примеру, Falcon Heavy у Маска имеет такие возвращаемые двигатели. Кстати, когда мы создавали двигатели РД-170 и РД-171 для ракеты-носителя «Энергия», тоже закладывали для них возможность неоднократного применения, до 20 раз. А теперь подсчитайте, сколько надо вложить средств на создание не только самих метановых двигателей, но и ракеты для них, заправочных комплексов... Все это сделает проект дороже при том, что особой выгоды от него будет не слишком много. Есть и другое мнение по поводу строительства сверхтяжелой ракеты-носителя в России. Его озвучил нам кандидат технических наук, аналитик Андрей Ионин: - Я всегда был против создания сверхтяжелой ракеты. Во-первых, тот проект сверхтяжа, который продвигался «Енисей» , это проект масштабирования имеющегося задела, а не проект технологического развития. Иными словами, огромные бюджетные расходы привели бы к мизерному эффекту в развитии отрасли, науки, технологий, страны. А у России сейчас не так много денег, чтобы реализовывать проекты со столь низким технологическим выхлопом.
У них есть две трети для того, чтобы этот полет совершить. Трамп планировал на 2024 год, но это было фантастикой, сразу было понятно. Но 2028 год можно считать уверенным сроком для вторичной высадки американцев на Луну.
У них есть тяжелая ракета, уже на старте буквально. У них есть корабль, чтобы лететь к Луне. Им осталось сделать только взлетно-посадочный модуль для посадки на Луну и старта с нее.
Они поручили делать его трем компаниям, чтобы потом выбрать из них какую-то одну», - заключил Моисеев. Ранее Моисеев в эфире НСН назвал причину малого количества российских космических стартов в 2020 году.
В настоящее время она еще до конца не согласована с профильными министерствами и ведомствами [95]. В тот же день пресс-служба «Роскосмоса» опровергла сообщения об отклонении правительством концепции РН СТК, заверив СМИ, что концепцию даже не отправляли на рассмотрение [97]. Рогозин сообщил СМИ, что в «Енисее» не будут использованы предложенные Московским институтом теплотехники разработчик стратегических ракет «Ярс» и «Булава» боковые твердотопливные ускорители из-за недостаточной грузоподъемности получающегося варианта: выведение полезной нагрузки на низкую околоземную опорную орбиту при использовании ТТУ составит не 103 тонны, а примерно 83 тонны; соответственно к Луне — не 27 тонн, а 20 тонн. Предпочтительным является вариант «Енисея» с шестью боковыми блоками с двигателями РД-171МВ первая ступень , центральным блоком с двигателем РД-180 вторая ступень и третья ступень ракеты «Ангара-А5» с кислородно-водородным двигателем [98]. Первая ракета имеет стартовую массу 3167 тонн и способна доставить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой не менее 100 тонн, на геостационарную орбиту — 26 тонн, к Луне — 27 тонн. Вторая более мощная ракета имеет показатели, соответственно, 3281 тонну, 140 тонн, 29,5 тонны и 33 тонны [99] [100]. Рогозин в интервью СМИ сообщил, что госкорпорация совместно с РАН разработала концепцию Федеральной целевой программы «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на 2020—2030 годы». Рогозин пояснил, что в рамках ФЦП запланировано создание не только транспортной инфраструктуры, состоящей из ракеты-носителя сверхтяжелого класса, пилотируемого транспортного корабля и лунного взлетно-посадочного комплекса, но и средств поддержки пилотируемых миссий, поскольку создание указанных средств, за исключением пилотируемого транспортного корабля, не запланировано в рамках действующих федеральных программ [1].
Участники научно-технического совета одобрили результаты разработки эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса и её составных частей и подтвердили возможность создания ракеты-носителя с заданными в ТЗ требованиями [101]. В итоге решили найти и обосновать дополнительные задачи, таких как запуск тяжелых исследовательских аппаратов в дальний космос, выведение на орбиту крупных научных обсерваторий. Научную программу для сверхтяжелой ракеты специалисты планируют представить в 2020 году, хотя жестких сроков им не поставили [103]. Рогозин сообщил СМИ, что эскизный проект сверхтяжелого носителя получил значительное число замечаний при обсуждении на расширенном заседании научно-технического совета Роскосмоса, однако они будут устранены в ходе технического проектирования, которое начнется в 2020 году [106]. Результаты технического проекта дополнят подготовленный в 2019 году эскизный проект ракеты. В частности, рассматривается возможность удлинения центрального блока носителя [108]. Пересмотр проекта в пользу перехода к метановым и композитным технологиям 15 декабря 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на своей странице в социальной сети Facebook сообщил, что сверхтяжелая ракета-носитель должна создаваться на основе принципиально новых технических решений: должен быть разработан новый маршевый двигатель, позволяющий добиться «горячего резервирования» и многократного использования с целью удешевления серийного производства. Также для сверхтяжёлой ракеты, уточнил Рогозин, нужны новые облегчённые материалы для обечаек и топливных баков, незатратное производство с минимизацией накладных расходов с продуманной логистикой доставки готовых изделий на космодром [109]. В техническом задании отмечается, что «Енисей» будет включать шесть боковых блоков — первых ступеней ракет « Союз-5 » с двигателями РД-171МВ — вокруг центрального блока — первой ступени ракеты « Союз-6 » с двигателями РД-180МВ, а также разгонный блок класса ДМ [110]. Рассматривается два варианта компоновки ракеты.
Первый: блоки нижних ступеней будут использовать в качестве топливной пары метан-кислород и будут созданы на базе первой ступени ракеты « Амур-СПГ ». Второй: центральный блок от « Амур-СПГ » и боковые блоки от первой ступени ракеты « Союз-5 » на паре кислород-керосин [111]. При создании ракеты ученые предлагают использовать прорывные, перспективные и экономически оправданные технологии [114] [115]. По словам источника, инициатива перехода на метановое топливо с керосин-кислорода принадлежит лично главе Роскосмоса Дмитрию Рогозину [120]. Баранов не исключил, что в будущем соответствующие работы могут быть возобновлены, если такое решение примет Роскосмос. При этом предприятие совместно с госкорпорацией "ведет работу по уточнению программы создания космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса" [123]. Программа как проект уже сверстана, разослана на согласование [129]. Создание сверхтяжелой ракеты займет 8-10 лет [130]. Критика метанового проекта[ править править код ] За 18 сентября 2021 года бывший генеральный конструктор КБХА 1993-2015 годы Владимир Рачук сообщил СМИ, что концепция кислородно-керосинового "Енисея" базируется на технологиях 40-летней давности и не предусматривает многоразового использования и включения в полете двигателей. Применение метана вместо керосина позволит реализовать современные технологии многоразовости и многократного включения двигателей в полете [132].
В связи с низкой плотностью метана по сравнению с керосином, ракете потребуются более объемные баки, но за счет более высокого значения удельного импульса тяги у сжиженного природного газа, он полностью компенсирует проигрыш в габаритах и массе конструкции ракеты.
И высадка первых русских космонавтов, как минимум, перенесена на неопределенное время. Ситуация с носителем «Енисей» получается откровенно фантасмагорическая.
Российские инженеры работают над фантастически дорогим, невероятно сложным и очень рисковым проектом, который к моменту своего рождения успеет устареть. И это при том, что он, как таковой, не слишком то и нужен. Можно рассмотреть условно оптимистический сценарий, но он только породит новые неудобные вопросы.
Даже если ракета и появится к 2030- году, для нее, скорее всего, придется выдумывать новые миссии. В нынешних условиях, когда «Роскосмосу» приходится буквально выживать, такой подход выглядит, мягко скажем, нелогичным. Гораздо более правильным выглядело бы освоение спутника Земли вместе с партнерами России.
Например, в рамках Lunar Orbital Platform-Gateway — перспективной орбитальной станции вокруг Луны, где могла бы пригодиться уже существующая «Ангара-А5». Для реализации данных планов, впрочем, необходимо поддерживать хорошие отношения с западными коллегами, а особенно — с американцами, которые и будут играть роль «первой скрипки» в данном проекте. Риск есть, однако это намного лучше совершенно несбыточных иллюзий.
За которые, к тому же, приходиться дорого платить. В прямом смысле этого слова. Проект 22600: выяснилась дата сдачи ледокола «Виктор Черномырдин» Согласно данным из материалов по страхованию ледокола, заказчик получит «Виктора Черномырдина» уже в этом году.
Российское судостроительные предприятие «Адмиралтейские верфи» планирует завершить строительство дизель-электрического ледокола проекта 22600 «Виктор Черномырдин» в этом году. Об этом сообщает портал «Судостроение. По данным портала, новое судно будет сдано в эксплуатацию и передано ФГУП «Росморпорт» не позднее 30 сентября 2019 года.
Заместитель генерального директора «Росморпорта» Василий Стругов уже заявил, что предприятие рассчитывает получить ледокол в этом году. Журналистам из материалов закупки услуг по страхованию ледокола у единственного поставщика на период достройки стало известно, что срок оказания услуг ограничивается периодом с 1 января 2019 года до 24 часов 30 сентября 2019 года. За этот время судно должно пройти все необходимые испытания и пройти государственную приемную комиссию.
При этом сообщается, что стоимость договора на услуги страхования «Виктора Черномырдина» составили более 23 миллионов рублей. Стоит напомнить, что 27 ноября прошлого года на строящемся ледоколе произошло ЧП. В результате пожара «Виктор Черномырдин» получил повреждения оборудования, что стало причиной изменения сроков сдачи судна.
Трагедия MH17: Старожук заявил о финальной стадии расследования На Украине заявили, что международная следственная группа, занимающаяся раскрытием причин крушения Боинга рейса MH-17, вышла на финишную прямую.