Учебно-тренировочный самолёт-истребитель УТИ МиГ-15 с бортовым номером 18 пилотировали Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР полковник Юрий Алексеевич Гагарин и Герой Советского Союза, лётчик-испытатель 1 класса полковник Владимир Сергеевич Серёгин. Летчик-космонавт, Герой Советского Союза Юрий Гагарин и его супруга Валентина с младшей дочерью Галиной на руках во время посещения Оренбурга. Да, он являлся командиром полка и Героем Советского Союза, но именно в штопоре он не летал. В том же году посол Демократической Республики Вьетнам в Советском Союзе вручил Гагарину высшую награду своего государства медаль «Золотая Звезда» Героя труда ДРВ. «Советскому спорту» удалось пообщаться с одним из игроков «Наших», дважды Героем Советского Союза космонавтом Виктором Горбатко.
27 марта - День Памяти Юрия Гагарина и Владимира Серёгина!
Будущий Герой Советского Союза окончил учебу в 1957 году и направился в Мурманскую область. Герой Советского Союза обожал детей и старался уделять им внимание, несмотря на загруженный график. В том же году посол Демократической Республики Вьетнам в Советском Союзе вручил Гагарину высшую награду своего государства медаль «Золотая Звезда» Героя труда ДРВ. Писали обо всем: о жизни Гагарина до полета, его встрече с Хрущевым, присвоения космонавту звания Героя Советского Союза, учреждении звания «Летчик-космонавт СССР». Гагарин – первый космонавт СССР и мира, ставший символом развития советской авиации и науки.
Чем наградили Гагарина за первый в истории космический полет
Космонавт прилетел в Москву с почетным авиационным эскортом. Он показался в небе над столицей и приземлился во Внуково, где молодого человека ожидал поистине роскошный прием: ликующие люди, журналисты, цветы, награды и благодарности от руководства страны. Бессмертие Юрий Гагарин стал героем не только в своей стране, но и во всем мире — человечество справедливо рассматривало его достижение как огромный шаг вперед для всего вида Homo sapiens. Следующие семь лет космонавт провел в поездках по стране и за рубежом, вел большую общественно-политическую работу. Справедливо будет отметить, что за всю историю существования коммунистических идей никто не сделал для их популяризации больше, чем он. Тот факт, что первым человеком в космосе был именно советский гражданин, для многих стал поводом поверить в идеалы коммунизма. Спустя годы Гагарин начал готовиться к новому полету на космическом корабле. Однако 27 марта 1968 года случилась трагедия: выполняя тренировочный полет на самолёте МиГ-15УТИ вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, первый космонавт потерпел крушение и погиб. Смерть Гагарина стала невосполнимой утратой. Несмотря на то, что в космос от СССР уже успели отправиться Герман Титов и Валентина Терешкова, именно Гагарин был символом превосходства человека над бесконечностью небесной тверди. Его авторитет был невероятно высок, и любое сказанное им в публичном пространстве слово было способно влиять на мир.
Сложно угадать, как сложилась бы российская и мировая история, проживи Юрий Гагарин вплоть до сегодняшнего дня. К сожалению, мы об этом уже никогда не узнаем. Вернадского, д. Стромынка, д.
После космического путешествия Гагарин стал мировой знаменитостью. И все равно, в жизни он оставался веселым, улыбчивым и добродушным парнем. По его словам, эта фотокарточка стала подарком от двоюродного брата, который учился когда-то в Чкаловском военном авиационном училище в одно время, но в разных группах с Гагариным. В 1957 году они вместе служили в Мурманской области на Кольском полуострове в п. Кстати, в это время Юрий Алексеевич еще не был знаменит Фуражка на голове Ахмета Николаевича Гассиева будет подарена Юре Гагарину для того, чтобы он имел возможность отдать честь при раппорте во время встречи с членами госкомиссии.
Космический солдат. Зачем построили "Буран" и кто погубил уникальную машину? Месть американцев за первый полёт. Первый американский космонавт Джон Гленн отправился на орбиту лишь 20 февраля 1962 года и стал третьим после Гагарина и Титова человеком в космическом пространстве. Версия "мести ЦРУ" была популярна в народе, но подтверждений так и не нашла. Ошибка пилотирования. Эту версию комиссия, созданная для расследования аварии, рассматривала в числе первых. Но доводы о профессионализме Владимира Серёгина — лётчика-испытателя первого класса, инженера-полковника и Юрия Гагарина — полковника ВВС и военлёта первого класса не позволяли возложить на них вину. Одна из версий касалась здоровья Серёгина. Его, если верить показаниям начальника Центра подготовки космонавтов Николая Кузнецова, "часто рвало, и у него мог случиться сердечный приступ". Версия воздушного хулиганства, из-за которого могли разбиться оба лётчика, тоже до сих пор не проверена до конца. Эту версию отмели практически сразу. В день гибели Гагарина, 27 марта 1968 года, Алексей Леонов находился на аэродроме Киржач Владимирской области. Однозначной причиной гибели стал лётчик, который опустился ниже 400 метров под облака, включил форсаж и прошёл рядом, не видя Гагарина. Это был самолёт Су-15, он прошёл на расстоянии 10—15 метров на скорости звука, возмущённым потоком перевернул самолёт Гагарина Алексей Леонов Дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Фамилию лётчика Леонов называть не стал, однако известно, что в одно время с Гагариным летал майор ВВС Валентин Андреев. Несколько барограмм, построенных на данных полётов, могут доказать, что самолёт Андреева нарушил режим, вышел из своей зоны полёта и на высоте примерно в три тысячи метров догнал самолёт Гагарина и Серёгина.
Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года , политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно летные качества не играли решающей роли. Летчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полету, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убежден, что очень хорошо! Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королев очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублер Герман Титов. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полет, подписанное С. Королевым и Н. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом. Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведен 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды «стреляющим» во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск впоследствии генерал-майор А. Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублером у второго перископа был Л. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. Королева по испытаниям. В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать. В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс.
Госархив Оренбуржья в День космонавтики опубликовал редкие снимки с Юрием Гагариным
Командование называет Юрия Гагарина спокойным, общительным, жизнерадостным, умным и волевым. Человеком, умеющим хранить военную тайну. Документ о присвоении Юрию Гагарину внеочередного воинского звания. Фото: Минобороны РФ «Критику воспринимает правильно, » — отмечается в документе.
Перед отправкой в космос Юрий Гагарин успел совершить 41 прыжок с парашютом и имел общий налет 267 часов. Юрий Алексеевич Гагарин в этом году отметил бы свой 90-летний юбилей. Юрий Гагарин перед стартом космического полета 12 апреля 1961 года.
Фото: Минобороны РФ Через тернии к звездам После окончания шестого класса школы поступил в ремесленное училище, получив в 1951 году специальность формовщика-литейщика. После этого Гагарин продолжил образование в Саратовском индустриальном техникуме и начал заниматься в местном аэроклубе. После призыва в армию Юрия Гагарина направили в город Чкалов в военно-авиационное училище.
Закончив его с отличием, Гагарин продолжил службу в 169-м истребительном авиаполку под Мурманском. Портрет Юрия Гагарина из фондов Центрального архива Минобороны.
Однако молодой Гагарин никогда не упускал шанс вывести немца из себя.
Каждый вечер, когда Альберт сидел у костра, будущий космонавт садился напротив него, направлял в сторону бойца Вермахта кулак и говорил: «куда фига — туда дым, куда фига — туда дым». Село Клушино освободили в 1943 году. Педагоги еще долго вспоминали, что мальчик был очень любознательным и способным.
Путь к мечте После школы юноша отправился в Москву, так как видел там большие перспективы для себя. Родители пытались его отговорить, но все попытки были тщетны. Однако через несколько лет он уже уехал в Саратов, где впервые попал в клуб авиамоделирования.
Именно здесь Гагарин влюбился в небо. Юрий Гагарин с товарищами «Циолковский перевернул мне всю душу. Это было посильнее и Жюля Верна, и Герберта Уэллса, и других научных фантастов.
Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивных. И они уже летали в нашем небе.
Циолковский писал о ракетах, и они уже бороздили стратосферу. Словом, все предвиденное гением К. Циолковского сбывалось.
Должна была свершиться и его мечта о полете человека в космические просторы. Стоит отметить, что первое время в клубе было для будущего героя СССР очень скучным. Ему подолгу приходилось изучать теорию полетов и аэродинамики, но юноша хотел как можно быстрее перейти к практике.
Однако для этого нужно было совершить хотя бы один прыжок с парашютом. Юрий Гагарин «Оттолкнулся я от шершавого борта самолета, как учили, и ринулся вниз, словно в пропасть. Дернул за кольцо.
А парашют не открывается. Хочу крикнуть и не могу: воздух дыхание забивает. И рука тут невольно потянулась к кольцу запасного парашюта.
Где же оно?
Это была недопустимая результативность. Проект нужно было полностью пересматривать и менять. Только вот времени на это не было. США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос.
Советский Союз не мог этого допустить. Было принято решение продолжить испытания. В начале марта состоялся запуск точной копии корабля «Восток». Только на борту был не живой астронавт, а манекен. Вместе с Иваном Ивановичем как его в шутку назвали поместили собаку Чернушку.
На этот раз всё прошло без эксцессов. Корабль совершил полёт и приземлился, только не там, где было запланировано. В конце марта был запущен ещё один корабль-спутник. На его борту была собака по кличке Звёздочка. Всё прошло прекрасно, только приземление опять произошло не там, где было рассчитано.
Учёные не смогли установить точную причину, по которой корабли перелетают своё расстояние. Подобный недостаток был признан незначительной погрешностью. Главное, что космонавт уцелеет. Главный конструктор ракетно—космической техники Сергей Павлович Королёв пошёл на этот риск и дал приказ готовить запуск корабля с живым пилотом на борту. Запуск «Востока» с Гагариным на борту был большим риском.
Он взлетел с полигона Тюра—Там, который позднее переименуют в космодром Байконур. Во время взлёта Гагарин произнёс своё историческое: «Поехали! Королёв вдогонку прокричал: «Мы все желаем вам доброго полёта! В девять утра корабль с первым в мире живым космонавтом на борту, вышел на орбиту. Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра!
Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени. Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость. Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно.
Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза. К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв. В ходе полёта космонавт старался всё время поддерживать связь с Землёй.
Сигнал не всегда был устойчивым и Юрий Алексеевич не мог быть полностью уверен, что его слышат. Вскоре космический корабль «Восток» прошёл область над Гавайскими островами, пересёк Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Гагарин попробовал «космическую» еду, запив её консервированной водой. Позднее космонавт расскажет, что всё было просто отлично. Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос.
Пилот наблюдал Землю, окружающие звёзды, бескрайнее космическое пространство. Он постоянно записывал показания всех приборов. Гагарин надиктовывал их на бортовой магнитофон и дублировал в бортовом журнале.
Играли лучше, да и помоложе были, чем ребята из второго отряда. В наш ведь набирали совсем молодых.
Это потом начали приходить люди посолидней. Давным-давно болел за ВВС. А после того как команду разогнали, переключился на ЦСКА. И по сей день остаюсь армейским болельщиком. Жаль, редко удается выбраться на стадион.
В последний раз был в прошлом сезоне. А в этом смотрел хоккей по телевизору. Очень расстроился, когда команда Сергея Немчинова не попала в плей-офф. Но, как и все настоящие болельщики, каждый год надеюсь, что ЦСКА вернет себе былую славу. А пока с огромным интересом слежу за финалом Кубка Гагарина.
С 18 по 19 марта 1965 года совершил космический полет в качестве командира корабля «Восход-2». Герой Советского Союза. Работал в Центре подготовки космонавтов ЦПК. Умер 10 апреля 1970 года от гнойного перитонита. Ежегодно в Череповце проходит хоккейный турнир памяти Беляева.
Совершил два космических полета: с 12 по 13 октября 1964 года командир корабля «Восход» , с 23 по 24 апреля 1967 года командир корабля «Союз-1». Дважды Герой Советского Союза. Погиб 24 апреля 1967 года из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата. Совершил два космических полета: с 18 по 19 марта 1965 года второй пилот корабля «Восход-2» , с 15 по 21 июля 1975 года командир корабля «Союз-19». В ходе первого полета впервые в истории человечества вышел в открытый космос, где провел 23 минуты 41 секунду.
Работал руководителем отряда космонавтов, первым заместителем начальника ЦПК. Член Российской академии художеств. Родился 9марта 1934 года. После полета в 1964 году стал заместителем начальника ЦПК. Член первого отряда космонавтов.
Совершил три космических полета: с 12 по 17 октября 1969 года, с 7по 25 февраля 1977 года командир корабля «Союз-24» и с 23 по 31 июля 1980года командир корабля «Союз-37». В настоящее время ведет активную общественную деятельность. Председатель Всероссийского союза филателистов. Совершил два космических полета: с 11 по 15 августа 1962 года пилот корабля «Восток-3» и с 1 по 18 июня 1970 года командир корабля «Союз-9». После ухода из отряда космонавтов работал в ЦПК.
27 марта - День Памяти Юрия Гагарина и Владимира Серёгина!
12 апреля 1961 года первым из землян совершил космический полет, за что удостоен звания Героя Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации запаса, кандидат технических наук. Виктор Горбатко — летчик-космонавт, Герой Советского Союза, член Первого отряда космонавтов СССР.
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: жизнь, полёт и гибель первого космонавта Земли
Завесу тайны над гибелью Гагарина незадолго до смерти открыл дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. 90 лет назад, 9 марта 1934 года, родился первый космонавт Земли, Герой Советского Союза Юрий Гагарин. «Советскому спорту» удалось пообщаться с одним из игроков «Наших», дважды Героем Советского Союза космонавтом Виктором Горбатко. 9 марта 2019 года исполняется 85 лет со дня рождения легендарного лётчика-космонавта Героя Советского Союза Юрия Гагарина. После своего знаменитого полета Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза. Летчик-космонавт, Герой Советского Союза Юрий Гагарин и его супруга Валентина с младшей дочерью Галиной на руках во время посещения Оренбурга.
Госархив Оренбуржья в День космонавтики опубликовал редкие снимки с Юрием Гагариным
Как вы воспринимали его полёт в детстве? Оказал ли он влияние на выбор вашей профессии? Но при этом нельзя забывать и о другой стороне его жизни — о том, как ответственно он затем нёс свой флаг первого в мире космонавта, как профессионально, порядочно, честно и скромно он вёл себя, когда о его подвиге узнал весь мир. Совершив свой легендарный полёт, он продолжил ответственно служить людям, космической программе страны, помогал новому поколению космонавтов. Он не загордился, не почивал на лаврах, а работал на благо страны, на благо народа. Проявил себя как нормальный человек. И это — его второй подвиг.
Для мальчишек моего поколения Юрий Гагарин превратился в образ, равноценный самим словам «полёт в космос». Он стал каноническим символом космонавтики. И безусловно, это повлияло на выбор моего жизненного пути. Лётчик-космонавт, Герой Российской Федерации Юрий Маленченко: Также по теме Душа советской космонавтики: 110 лет со дня рождения Сергея Королёва Сергей Павлович Королёв родился, когда самолёты только начинали подниматься в воздух. Легендарный советский учёный отправил первых... Как метко выразился американский астронавт Нил Армстронг, «он всех нас позвал в космос».
Позвал Гагарин в космос и меня. Когда в детстве мы слышали о его полёте, это вызывало восхищение, любопытство, радость. Ещё в школьные годы меня заинтересовали космические исследования. Как только появлялись новые книги на эту тему, они оказывались у нас в доме.
Этот полет открыл перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года. С 23 мая 1961 года - командир отряда космонавтов. С 20 декабря 1963 года - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.
Дублер пилота космического корабля «Союз» Владимир Михайлович Комаров при старте 23 апреля 1967 года. В 1966 года Юрия Алексеевича избрали Почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. Гагарину квалификацию Летчик-инженер-космонавт.
Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района. После немецкой оккупации, семья Гагариных в 1945 году переехала из Клушино в город Гжатск. Закончив школу, Юра 30 сентября 1949 года поступил в Люберецкое ремесленное училище 10, которое окончил в июне 1951 года по специальности формовщик-литейщик.
Люберцы Московская область. В августе Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум. В 1955 г. С 1955 года Гагарин - в рядах Советской Армии. С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота. Имел квалификацию «Военный летчик 1-го класса».
Параллельно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности «формовщик-литейщик». Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума. Параллельно занимался в Саратовском аэроклубе. Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а уже через месяц совершил первый полет на самолете Як-18. В начале октября того же года окончил Саратовский аэроклуб и затем Октябрьским районным военкоматом молодой человек оказался призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в первое Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа. Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами и боевой подготовкой. И вот, 25 октября 1957 года училище закончено. В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения: авиационный полк Северного флота. Летать Юра любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали «новой техникой». В декабре 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медицинская комиссия, которая признала старшего лейтенанта Юрия Гагарина годным для космических полетов.
«Занимает особое место в истории человечества»: космонавты — о значении полёта Юрия Гагарина
В 1968 г. Международная авиационная федерация учредила золотую медаль им. Заслуженный мастер спорта СССР по бегу, 1961. Государственные награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза 1961 , орден Ленина 1961 , медаль «За освоение целинных земель» 1961 и 4 юбилейные медали.
Награды научных и общественных организаций: Золотая медаль имени К. Циолковского АН СССР , медаль де Лаво ФАИ , золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, Большая золотая медаль и диплом ФАИ, премия Галабера по астронавтике за выдающиеся заслуги в изучении космоса 1963 , золотая и серебряная медали астрономической обсерватории и планетария г. Гагарина первым почетным членом объединенного профсоюза сталелитейщиков Англии и Ирландии г.
Королева ученого совета предприятия ОКБ-1 1967 , нагрудный знак и диплом «За активную пропаганду достижений космонавтики, идей К. Циолковского» Государственного музея истории космонавтики им. Циолковского посмертно, 1974 , медаль «За активную работу по пропаганде идей К.
Почетный гражданин городов: Юрий Гагарин — почетный гражданин многих российских городов и ряда зарубежных. Гагарин получил на вечное хранение золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия 1962, Египет. Именем Ю.
Гагарина названы: г. Гагарин бывший г. Гжатск и Гагаринский район бывший Гжатский район Смоленской области.
Его имя присвоено созданному в г. Гагарине мемориальному музею, Краснознаменной Военно-воздушной академии в поселке Монино, Центру подготовки космонавтов.
А многочисленные поездки по стране и миру ей не способствовали.
По воспоминаниям генерал-лейтенанта Николая Каманина еще одного легендарного летчика, Героя Советского Союза, в то время — помощника Главкома ВВС по космосу , с дисциплиной у Гагарина долгое время были сложности: он попал в несколько непростых ситуаций, забросил тренировки и набрал восемь-девять лишних килограммов. На него регулярно поступали компрометирующие материалы, причем зачастую обоснованные В 1964 году Гагарин был назначен заместителем директора Центра подготовки космонавтов и одновременно командиром отряда космонавтов. Но частые международные визиты не позволяли ему полноценно исполнять обязанности и поддерживать себя в летной форме.
К примеру, после космического полета он поднимался в воздух за штурвалом в десятки раз реже: к концу 1964 года его налет составлял 379 часов с момента окончания училища в 1959 году и всего 7 часов — с 1 января 1961 года. Это мало не только для профессионала а Гагарин в тот момент уже был летчиком первого класса , но и для любителя. Гагарин отлично понимал, что этот чин ему дали авансом, и в 1965 году при поддержке командования взялся за восстановление: начал активно заниматься спортом и тренироваться.
Но результат все равно был слабым: в 1965 году Гагарин, согласно записям в летной книжке, налетал 40 часов 30 минут, в 1966 году — 46 часов, а в 1967 году — 24 часа. При этом восстанавливаться Юрию пришлось практически с нуля — его, словно зеленого курсанта, не допустили к самостоятельным полетам. Поэтому Гагарин начал летать с инструкторами, зарабатывая право вновь самостоятельно подняться в небо Тренировки проходили в базовом для космонавтов 70-м отдельном испытательно-тренировочном авиационном полку особого назначения ОИТАПОН , командовал которым летчик-испытатель Владимир Серегин.
Но диплом он защитил раньше и 13 февраля 1968 года возобновил полеты с инструкторами 70-го полка. К 22 марта Гагарин налетал девять часов — в тот день ему вернули право самостоятельно подниматься в воздух. По плану подготовки, 27 марта он должен был совершить два первых после многолетнего перерыва самостоятельных полета на МиГ-17 с бортовым номером 19 — по кругу, продолжительностью 30 минут каждый.
Такие полеты летчики называют «взлет-посадка». По воспоминаниям Каманина, генерал Кузнецов доложил ему, что на следующий день Гагарина планируют выпустить в самостоятельный полет на самолете МиГ-17. Кузнецов просил разрешить ему лично проверить на самолете МиГ-15УТИ подготовленность Гагарина к самостоятельному вылету.
Совместный полет Гагарина с Кузнецовым я запретил, прямо заявив последнему, что он давно утратил навыки летчика-инструктора. Я разрешил командиру полка Серегину проверить технику пилотирования у Гагарина, а генералу Кузнецову приказал лично проверить организацию выпуска Гагарина в полет Из дневника Николая Каманина — помощника главкома ВВС по космосу Также Каманин приказал Кузнецову проанализировать и доложить ему воздушную обстановку и метеоусловия, а право на разрешение самостоятельного вылета Гагарина он оставил за собой. Что такое сказал Кузнецов Каманину, чем аргументировал свои действия — до сих пор неизвестно.
При этом надо понимать: вечером 26 марта в 70-м полку планы на завтрашний день уже были составлены, и в 16:30, после окончания рабочего дня, летчики в том числе Гагарин и Серегин разошлись по домам. То есть разговор между помощником Главкома ВВС по космосу и начальником ЦПК никак не мог состояться раньше 16:30, а скорее произошел позже. Из этого следует, что Юрий Гагарин и Владимир Серегин настраивались по утвержденным планам на совсем другие дела: первый космонавт собирался в самостоятельный полет, а комполка вообще не должен был лететь в тот день — у него были запланированы организационные мероприятия.
О том, что у обоих посыпались планы, Гагарин и Серегин узнали только утром 27 марта. И оба не обрадовались: Юрий воспринял это как признак недоверия, а на голову командира полка свалилась лишняя головная боль — инструктором с Гагариным он ни разу не летал. Очевидное и вероятное» Прибыв на аэродром к 8 утра, Серегин ознакомился с телеграммой из Главного штаба ВВС: «Летную подготовку Гагарина проверить лично полковнику Серегину».
Воспринял он это очень болезненно, мол, ему не доверяют как командиру, чьи офицеры готовили Гагарина к полету. Да и потом, он вообще не планировал летать в тот день. Но прибывший генерал Кузнецов подтвердил: это указание Каманина, и его надо выполнить.
А тут еще ожидалось ухудшение погоды. Обстановка накалялась. Чтобы существенно не нарушить порядок запланированных полетов, Серегин решил вылететь с Гагариным раньше всех.
А еще воспоминания всех летчиков 70-го полка описывают утро 27 марта примерно одинаково: утром пришла шифровка, которая предписывала Серегину проверить готовность Гагарина, и он воспринял ее достаточно болезненно, громко комментировал при подчиненных, используя нелитературные выражения. А вот мемуары начальника ЦПК генерал-майора Николая Кузнецова коренным образом отличаются от всех остальных: он утверждает, что план на дополнительный полет с инструктором был подготовлен еще накануне, и Гагарин и Серегин знали о нем. Что странно, ведь Гагарин — его заместитель и всего лишь полковник.
Не генеральское это дело — ходить повсюду за своим подчиненным, причем достаточно проблемным. Эти разночтения заставляют предположить: один из тех, кто пытался скрыть правду о гибели Юрия Гагарина — его непосредственный начальник, генерал-майор Николай Кузнецов. Хронология катастрофы Вылететь самыми первыми у Гагарина и Серегина не получилось: для подготовки Миг-15 потребовалось время, а потом комполка отвлекли текущие дела напомним — он не готовился к полетам в этот день и у него были совсем другие планы.
Поэтому учебные полеты начались по первоначальному плану, утвержденному накануне. Миг-15 запустил двигатель в 10:08, в 10:15 выкатился к полосе и запросил у «Агата» руководителя полетами разрешение на взлет — но получил отказ, так как на посадку шел другой самолет. В 10:17 приземлился «разведчик погоды» — самолет Ан-24.
По правилам, полеты до его возвращения и расшифровки данных вообще не должны были начинаться. Но они шли. Его позывной — 625.
Время на выполнение — около 20 минут. В 10:19:40 МиГ-15 выполняет первый разворот, в 10:20:45 — второй, 10:21:46 — третий разворот с набором высоты до 4200 метров и в 10:22:16 входит в зону тренировки. В 10:23:56 «Агат» приказывает доложить о выходе за облака и через четыре секунды 625 докладывает: «Между облаками».
Ну, немножко некомфортно. Но нет никаких причин для потери сознания, да еще сразу обоими. Они разного возраста, разного состояния здоровья. Серегин провоевал всю войну, Гагарин молодой человек. Не могла быть сразу у двух человек одновременно, секунда в секунду, потеря сознания. Попали в спутный след другого самолета Эту версию отстаивает космонавт Алексей Архипович Леонов.
На небольшом расстоянии от самолета Гагарина прошел Су-15. На любом аэродроме есть журнал регистрации полетных листов. Я нашел записи за этот черный день. Да, первым взлетал летчик Аркадий Павлович Богородский. Но он вернулся на аэродром как раз тогда, когда Гагарин спокойно докладывал, что он закончил задание. Второй летчик, Александр Александрович Щербаков, взлетел только через 40 минут после того, как приземлился Богородский.
Леонов говорит: переписали полетные листы, чтобы выгородить летчиков. Много лет спустя Валентин Петрович Васин, летчик-испытатель, Герой Советского Союза, начальник летной части аэродрома мне рассказывал, что через несколько дней после трагедии с Гагариным приезжал генерал, член комиссии, смотрел полетные листы... У него вопросов по ним не было. Я аэродинамик по образованию и понимаю, что версия Леонова неправдоподобна. СПРАВКА «КП В состав правительственной комиссии по расследованию гибели Гагарина и Серегина входили четыре подкомиссии: По изучению летной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полетов 27 марта летная подкомиссия По изучению и анализу материальной части самолета УТИ МиГ-15 инженерная подкомиссия По оценке состояния летчиков до и во время полета, официального опознания погибших медицинская подкомиссия Подкомиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта, злого умысла недоброжелателей Личные дела Гагарин Юрий Алексеевич Родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского ныне — Гагаринского района Смоленской области. С 1954 по 1955 год занимался в Саратовском областном аэроклубе.
Ворошилова в Оренбурге по истребительному профилю. Летал на самолетах Як-18 и МиГ-15бис. С 29 декабря 1957 года до зачисления в отряд космонавтов в 1960 году служил летчиком 769-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота в Мурманской области. Общий налет — 320 часов. В 1967 году начал восстанавливать уровень летной подготовки. В конце ноября получил разрешение на самостоятельный вылет на самолете МиГ-17.
Однако приземлиться смог только с третьей попытки. Руководство ВВС от дальнейших полетов Гагарина отстранило. Юрий Алексеевич добился отмены решения. Для первого космонавта была разработана специальная программа по восстановлению летных навыков. С февраля по март 1968 года налетал 9 часов. Серегин Владимир Сергеевич Родился 7 июля 1922 года в Москве.
В 1943 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Служил старшим летчиком 672-го штурмового авиационного полка. За годы Великой Отечественной войны совершил 140 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск, более 50 раз летал на разведку и фотографирование наземных объектов противника. Провел 19 воздушных боев с истребителями германских ВВС, сбил 3 самолета. В 1945 году получил звание Героя Советского Союза. В 1953 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.
В 1953-1962 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Затем - командир эскадрильи, отвечающей за летную подготовку космонавтов. С марта 1967 года — командир 70-го отдельного испытательно-тренировочного авиационного полка особого назначения. Общий налет более 4000 часов. УТИ МиГ-15. В кресле инструктора — инженер-полковник Владимир Серегин, в кресле пилота — первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.
На этом официальная версия переговоров самолета Гагарина-Серегина с руководителем полета завершается. Мы со специалистами пришли к такому выводу — виражи эти часть упражнения. Они, скорее всего, попали между облаков, и попытались начать выполнять упражнение. Сделали часть, но опомнились — поняли, что погода не позволяет продолжить и потому решили вернуться. Набрали высоту, увидели, что облака, и вернулись…. Во-первых, они не знали, на какой высоте облака кончаются.
Если они хотят сменить эшелон, нужно спросить разрешения у руководителя полетов. В соседней зоне на пяти тысячах метров летали два МиГ-21! В любом случае запрос они не делали. Серегин, по-видимому, понял, что зря полетели и дал команду на возвращение. Получить данные локатора о том, как летал самолет Гагарина и Середина мы не смогли. Теперь о том, что в этот момент происходило на земле.
Руководитель полета, который по экрану локатора смотрел как летит самолет с момента взлета до той зоны, где он должен пилотировать, нам доложил, что УТИ МиГ-15 Гагарина и Серегина начал отклоняться влево, приближаясь к зоне, где был самолет Андреева. Но я бы задал другой вопрос: а почему руководство полетами не подправило его? Мало того, получить данные локатора о том, как летал самолет Гагарина и Середина мы не смогли. Над экраном локатора стоит фоторегистратор, который периодически фотографирует экран. Так вот он в тот день не работал! Не работал и радиолокационный высотомер, который позволяет определять высоту.
Представляете в каком состоянии была техника, обеспечивающая полеты? Мы в тот день послушали штурманскую группу — она должна была нам дать первую информацию о том, как летали, где летали. Но они стали нам рисовать какую-то галиматью. Это было так явно, что вся наша летная подкомиссия сказала: братцы, уходите, вы не смотрели на экран! Нашли остатки бароспидографа, а бумага в него заряжена не была. На самом же деле они не фиксировали метки самолета.
Гагарин передал, что задание закончил и попросил разрешение на выход из зоны. Ему сказали «да». И дальше неизвестно, когда начался аварийный режим, в какую сторону хотя бы направился самолет. Нет информации! Минута прошла от последней связи Гагарина с землей до удара о землю! Кстати, еще одно нарушение.
Такое событие в Советской Армии было исключительно редким, особенно в мирное время. Именно «звание», а не квалификация. По тем временам это огромная сумма. В начале 1960-х майор в месяц получал 150 рублей плюс доплаты за должность и выслугу лет. Затем состоялся митинг на Красной площади на котором выступил глава государства, первый секретарь ЦК КПСС Хрущев, после чего по площади прошла многотысячная демонстрация. Во второй половине дня в Кремлевском Дворце состоялся торжественный прием на котором Брежнев вручил Гагарину медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленины — высшие государственные награды, а так же грамоту о присвоении звания «Летчик-космонавт СССР» значок к званию был разработан позже. Вечером в Москве и столицах союзных республик был произведен салют 20 залпами. Гагарину», согласно которому Гагарину и членам его семьи Правительство должно подарить: автомашину «Волга», жилой дом, мебель и экипировку.
Кроме того, Минобороны обязано было «выделить майору Гагарину Ю. В приложении к этому распоряжению следующий перечень: автомашина «Волга»; меблировка спальни, столовой, детской, кабинета, кухни; телевизор «Рубин»; радиола «Люкс»; стиральная машина; холодильник; пылесос; ковровые дорожки; пианино; постельное белье 6 комплектов ; одеяла 2. Для родителей: сборный дом из трех комнат сейчас в нем Дом-музей родителей Ю. Гагарина , телевизор, радиоприемник, мебель на три комнаты.
«Мы снова вспомним о нем…»
Гагарин — Герой СССР, первый космонавт на земле, Серёгин — тоже Герой СССР, получивший почётное звание за военные подвиги. Лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Галлай, руководивший тренировками, давал им старт именно словом «Поехали!», это слово сопровождало все отработки штатных и нештатных ситуаций полёта и стало для будущих космонавтов привычным. Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. По словам экспертов, которые расследовали подробности гибели Гагарина, у Героя Советского Союза не было ни единого шанса на выживание. «Не каждый день с лейтенантом здоровается космонавт и Герой Советского Союза», — говорит он, вспоминая ту историю.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Даже ТАСС передал новость о пуске корабля не сразу, а только спустя 50 минут. Смотрите фильмы из подборки от Алексея Пивоварова в Okko всего за 1 рубль по промокоду 500044. В подписке «Оптимум» вас ждут 50 000 фильмов и сериалов на 45. Герой Советского Союза обожал детей и старался уделять им внимание, несмотря на загруженный график. Гагарин – первый космонавт СССР и мира, ставший символом развития советской авиации и науки.