Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи. Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Надежда Крупская не растворялась в своем муже, хотя всегда была рядом и поддерживала его во всем.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Сталин прислал торт – было известно, что после смерти Ильича Надежда Константиновна перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и часто баловала себя пирожными. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. Но сама Надежда Константиновна ругалась.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Она организовывала работу библиотек, школ для взрослых, посещала школы и боролось с неграмотностью. Крупская участвовала в развитии программы народного образования, боролась за то, чтобы оно было обязательным для всех и бесплатным. Всегда настаивала на важности дошкольного воспитания, была ярой противницей физических мер наказания. Помимо педагогической деятельности, которой Надежда Константиновна занималась до конца своих дней под гнетом тяжелой болезни, большое внимание она уделяла вопросам гигиены. Вместе с братом Ленина, наркомом здравоохранения Дмитрием Ильичем Ульяновым, провела грандиозную кампанию по введению в Советском Союзе пустышек, чем спасла жизнь миллионам грудных детей. До этого матери использовали мякиш хлеба, в котором могла оказаться споры грибка, вызывающие тяжелое отравление. Последние дни жизни Крупской Смерть Надежды Крупской до сих пор вызывает множество вопросов и разногласий. Все потому, что последние годы жизни не были для нее легкими. После смерти Ленина, на публике ей оказывали всяческое почтение и уважение, а на самом деле этот человек постоянно подвергался унижению, очернению и компрометированию. Многие сомневаются, что Надежда Крупская умерла естественной смертью. А все потому, что она не поддерживала сталинский режим и народные репрессии.
Однажды Крупская даже сказала, что если бы Владимир Ленин был жив, то вероятнее всего он тоже оказался бы в тюрьме. Конечно, Сталину это все не нравилось, поэтому их отношения складывались самым непростым образом. После смерти вождя Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу, не собираясь с кем-либо делить доставшуюся ему власть.
Немецкие власти обеспечили их проезд из Швейцарии через свою территорию в специальном запломбированном вагоне.
После установления в октябре 1917 г. Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. С ноября 1917 г. Участвовала в разработке положения о единой трудовой школе РСФСР 1918 , согласно которому в основу советской школьной системы были положены принципы производственного обучения и воспитания учеников в духе марксизма.
По словам Крупской, школа должна была не только обучать, но и "быть центром коммунистического воспитания". В 1918 г. В 1919 г. В 1920-1929 гг.
Главполитпросвет направлял агитационно-пропагандистскую работу в стране, ведал всеми библиотеками, клубами, школами для взрослых, советско-партийными школами, коммунистическими университетами и др. Под руководством Крупской в 1920-е гг. С 1921 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов "На путях к новой школе" и др.
Являлась одним из инициаторов создания пионерской организации. В ноябре 1921 г.
Учительницей Крупская останется на всю жизнь: когда в 1917 г.
Сибирь и Европа В марксистском кружке Крупская встретила будущего супруга, молодого социалиста Владимира Ульянова Ленина. Они, как пишет сама Крупская, «знакомы уже довольно близко» в 1896 г. Через год его отправляют в ссылку село Шушенское 4508 км.
Несмотря на то, что некоторые историки в браке Ленина и Крупской видят в первую очередь творческий союз двух энтузиастов, сама Надежда в воспоминаниях настаивает, что поженились они совсем не только для того, чтобы вместе крушить монархию: «Мы крепко любили друг друга. То, что я не пишу об этом, не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти». Они переводят иностранные книги о рабочем движении, налаживают переписку с европейскими социалистами, обсуждают перспективу революции.
В 1900 г. Всё это время Надежда — главный помощник Ленина. К примеру, именно она занималась сложной шифровкой огромных объемов переписки с другими социалистами.
Жизнь как служение Крупская всю жизнь страдала от болезни, которую в конце XIX — начале XX века не умели лечить: диффузного токсического зоба базедова болезнь. Среди симптомов этого наследственного аутоиммунного заболевания — «выпученные» глаза, постоянные боли и недомогания.
В окружении Надежды Константиновны заподорили отравление. Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин. По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти.
Какой на самом деле была Надежда Константиновна
Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями.
Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки.
Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь.
Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога.
Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама!
В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей.
Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка.
В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом.
Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить».
Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом.
По официальным данным, причина её гибели — перитонит, но ряд фактов говорит о том, что старейший член коммунистической партии могла совершить суицид. Ломоносова, автор книги о смерти Ленина, врач-исследователь Валерий Новосёлов. Она видела, как уходят из жизни её соратники, она была одинока: ни детей, ни внуков, ни супруга", — сказал эксперт в беседе с "Газетой.
Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи. К утру 27 февраля, испытывая страшные физические и моральные муки, Н. Крупская умерла. Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. Источник: Форум.
Отец - Константин Игнатьевич служил поручиком, мать - Елизавета Васильевна была гувернанткой. Тихая бледная девочка с детства отличалась умом и тягой к знаниям. Она получила лучшее по тем временам образование для девушки - с золотой медалью окончила частную гимназию, а затем поступила на Бестужевские курсы. Крупской исполнилось 14 лет, когда привычная жизнь изменилась. Умер отец, и Наде с матерью пришлось выживать. В тонком пальтишке не по погоде и дырявых башмаках девочка бегала по петербургским лужам от одного дома к другому - давала частные уроки детям, а по вечерам преподавала в воскресной школе. Это не лучшим образом сказалось на ее здоровье: частые простуды обострили наследственное аутоиммунное заболевание. Надежда страдала головокружениями и повышенной утомляемостью. Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими. Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру. Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают.
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию. Причиной смерти Крупской назвали перитонит, который начался из-за острого аппендицита. После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась в высшей степени трагически: она как бы расплачивалась за выпавшее ей на долю счастье. Надежда Константиновна Крупская на Викискладе.
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа.
Надежда Крупская — биография
- Более 4,6 млн кибератак отразила московская система электронного голосования
- Газета «Суть времени»
- Взрослая жизнь
- Читайте также:
Как Надежда Крупская стала женой Ленина
Издавали ее за границей, но деньги для этого собирали в России. Сохранились записи, сделанные рукой Ильича: «Получено 427 марок 88 пфенингов из России из Уфы ». Собраны эти деньги были усилиями его жены, казначея местной социал-демократической организации Крупской. Живя в Уфе, Надежда Константиновна готовилась к жизни в эмиграции. Посещала курсы французского языка 3 раза в неделю по часу, 6 рублей в месяц. Для сравнения — ее собственные уроки ученикам оплачивались куда дороже — за 6 часов она брала 62 рубля. Объединились супруги в 1901 году, в Лондоне.
Первый период эмиграции длился до 1905 года, второй — с 1907 по 1917. Некоторое время провели и на отдаленных Российских территориях — в Финляндии и Польше. Все это время Крупская исполняла роль целого секретариата: вела переписку с соотечественниками, готовила и проводила съезды, конференции, редактировала печатные издания, исполняла обязанности переводчика и личного референта мужа. Читала лекции французским шляпницам о роли женщины в революции. Спустя годы, выступая на вечере, посвященном 50-летию Ильича, известный революционер Ольминский так оценил работоспособность Крупской: «. Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама.
И поэтому, когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Лето супруги, как правило, проводили на горных европейских курортах: Альпы, Татры. Этого требовало слабое здоровье Крупской: ее мучили приступы аритмии. В 1912 году ситуация обострилась, встал вопрос об операции. Средства позволили сделать это у лучшего европейского специалиста — доктора Кохера Берне. На время болезнь отступила.
В 1915 году умерла мать Крупской, и перед семьей остро встал финансовый вопрос. Долгие годы именно ее пенсия служила главным источником существования. Пришлось искать уроки и переводы. Но в своих письмах Крупская опровергает слухи как о жировании за казенный счет, так и о голодном существовании: «Нужды, когда не знаешь, на что купить хлеба, мы не знали». У власти О революции, которая приведет их к власти, большевики узнали из утренних парижских газет. Возвращение в Россию было триумфальным, но праздник длился недолго.
И хотя через несколько месяцев партия взяла руководство страной в свои руки, все последующие годы были осложнены не только войнами, голодом и разрухой, но и внутрифракционной борьбой. Главной проблемой для Крупской в эти годы стало здоровье Ильича. Врачи начиная с 1918 года периодически вообще запрещали ему работать — общее переутомление слабого организма все чаще обострялось, сказывалось на интеллектуальных способностях. И тогда в инстанции летели от него нелепые записки. Опекая мужа, сама мучимая приступами хронических болезней, Надежда Константиновна предчувствовала конец и в последнюю минуту жизни любимого товарища держала его руку в своей. После смерти Ленина она вся отдалась государственной работе.
Производительность этой пожилой нездоровой женщины потрясает: за 1934 год ею написано 90 статей, проведено 90 выступлений и 178 заседаний, просмотрено 225 писем, и отвечено на них. Один месяц потерян из-за госпитализации, один — из-за восстановительного отдыха. Смерть Наступил 1939 год — год ее 70-летия. На очередном съезде партии она готовилась выступить с осуждением карательной политики сталинизма. День рождения она отмечала в Архангельском. Сталин прислал торт — было известно, что после смерти Ильича Надежда Константиновна перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и часто баловала себя пирожными.
Есть версия, что торт был отравлен. Но она опровергается тем, что старые большевики в Архангельском ели его вместе с именинницей. Ночью ей стало плохо — обострился аппендицит. Вызвали врачей, но приехали энкавэдэшники. Только через несколько часов Крупскую осмотрели специалисты и срочно госпитализировали. Аппендицит осложнился перитонитом, воспалением брюшины.
Общее состояние здоровья и возраст не допускали хирургического вмешательства. В ночь с 26 на 27 февраля, в роковую для своей судьбы дату, Надежда Константиновна умерла. Урну с прахом до места захоронения — Кремлевской стены — нес лично товарищ Сталин. Елена Курасова P. Крупская заменила Ленину умершую сестру Ольгу, с которой вместе мечтали революцию делать. Потому так верен ей и был.
Одно я поняла точно: даже революцию в этой стране сделала баба. Порекомендовать статью.
Уже после разрыва, из Парижа, Инесса писала Ленину: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила.
Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем меня было этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты провел расставание. Нет, я думаю, ты это сделал не ради себя…» Точно известно только одно: поддерживая у гроба Инессы, умершей в Беслане от холеры Ленин, зная ее проблемы с туберкулезом, порекомендовал отправиться на Кавказ. Вот и отправилась , теряющего сознание в горе Владимира Ильича, Надежда Константиновна поклялась заботиться о ее малолетних детях. И клятву свою сдержала: некоторое время младшие девочки росли в Горках. Позже были отправлены за границу.
До последнего своего дня Крупская состояла с ними в задушевной переписке. Особенно любила младшую, Инессу, а сына ее называла «внучком». Вот строки из нее: «Женщина-работница или женщина-крестьянка почти не имеют возможности воспитывать своих детей, оставляя их на целый день на произвол судьбы». Народоволка Вера Засулич очень похвалила эту работу, сказав Ильичу, что она написана «обеими лапами». Книжка вышла без подписи автора. А в 1906 году была признана антигосударственной и публично уничтожена. Надежда Константиновна считала: проблема не в том, чтобы освободить женщин от необходимости трудиться наравне с мужчинами, а в том, чтобы создать систему, в которой материнское, семейное воспитание заменить общественным.
Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ. Непосредственное участие приняла и в создании молодежных — пионерской и комсомольской — организаций. Для последней, кстати, написала устав. Ликбез Базедова болезнь — это аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб. Данное заболевание получило свое название в честь немецкого врача Карла Адольфа фон Базедова, давшего ему полное и точное описание. Базедова болезнь сопровождается увеличением размеров щитовидной железы и повышением ее функции вследствие аутоиммунных процессов, происходящих в организме больного. Болезни подвержены люди всех возрастов, но чаще всего болеют женщины молодого и среднего возраста.
Способствуют возникновению токсического зоба и различные вирусные инфекции. Специфический симптом для Базедовой болезни — изменения со стороны глаз. При взгляде вниз при открытых глазах появляется белая полоска над зрачком, хотя в норме веко обычно опускается вслед за глазным яблоком. Глазное яблоко выглядит увеличенным и выпяченным. Глаза блестят, они широко раскрыты, мигание редкое. Веки могут быть отечными. Из-за нарушения питания глазного яблока могут присоединяться различные виды инфекции и возникают конъюнктивиты.
Эмиграция После ссылки Ленин эммигрировал в Австрию. Надежда Константиновна с матерью отправились в Уфу — досиживать срок. Здесь она опять попала в больницу, где врач поставил диагноз: «заболевание эндокринной системы». Начала выходить первая социал-демократическая газета «Искра». Издавали ее за границей, но деньги для этого собирали в России. Сохранились записи, сделанные рукой Ильича: «Получено 427 марок 88 пфенингов из России из Уфы ». Собраны эти деньги были усилиями его жены, казначея местной социал-демократической организации Крупской.
Живя в Уфе, Надежда Константиновна готовилась к жизни в эмиграции. Посещала курсы французского языка 3 раза в неделю по часу, 6 рублей в месяц. Для сравнения — ее собственные уроки ученикам оплачивались куда дороже — за 6 часов она брала 62 рубля. Объединились супруги в 1901 году, в Лондоне. Первый период эмиграции длился до 1905 года, второй — с 1907 по 1917. Некоторое время провели и на отдаленных Российских территориях — в Финляндии и Польше. Все это время Крупская исполняла роль целого секретариата: вела переписку с соотечественниками, готовила и проводила съезды, конференции, редактировала печатные издания, исполняла обязанности переводчика и личного референта мужа.
Читала лекции французским шляпницам о роли женщины в революции. Спустя годы, выступая на вечере, посвященном 50-летию Ильича, известный революционер Ольминский так оценил работоспособность Крупской: «. Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому, когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор».
Домашнее хозяйство Крупская не вела самостоятельно. Эти функции выполняла специально нанятая для этого девочка-подросток. Надежду Константиновну Крупскую всегда интересовали проблемы педагогики. Она организовывала работу библиотек, школ для взрослых, посещала школы и боролось с неграмотностью. Крупская участвовала в развитии программы народного образования, боролась за то, чтобы оно было обязательным для всех и бесплатным. Всегда настаивала на важности дошкольного воспитания, была ярой противницей физических мер наказания. Помимо педагогической деятельности, которой Надежда Константиновна занималась до конца своих дней под гнетом тяжелой болезни, большое внимание она уделяла вопросам гигиены. Вместе с братом Ленина, наркомом здравоохранения Дмитрием Ильичем Ульяновым, провела грандиозную кампанию по введению в Советском Союзе пустышек, чем спасла жизнь миллионам грудных детей. До этого матери использовали мякиш хлеба, в котором могла оказаться споры грибка, вызывающие тяжелое отравление. Последние дни жизни Крупской Смерть Надежды Крупской до сих пор вызывает множество вопросов и разногласий. Все потому, что последние годы жизни не были для нее легкими. После смерти Ленина, на публике ей оказывали всяческое почтение и уважение, а на самом деле этот человек постоянно подвергался унижению, очернению и компрометированию. Многие сомневаются, что Надежда Крупская умерла естественной смертью. А все потому, что она не поддерживала сталинский режим и народные репрессии.
И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила. Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки. Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные. Важнее то, что именно она вернула мужа к жизни после покушения в 1918 году. Тогда пуля перебила артерию, питающую мозг. Не поверила Крупская приговору врачей и в 1922 году, когда у Ленина случился инсульт. Она заново учила его говорить, писать, ходить... И на время поставила мужа на ноги. Увы, инсульт атаковал снова, и через два года Крупская стала вдовой. С пришедшим к власти Сталиным у Надежды Константиновны отношения не складывались: она не одобряла проводимую им политику террора. Но и избавиться друг от друга оба не могли, а потому сохраняли вынужденный нейтралитет. Крупская была категорически против и культа ленинизма. Она хотела по-человечески предать земле тело мужа.
Первая вдова СССР
Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты. А Инесса будто сошла с картины: фарфоровая кожа, оленьи глаза. А главное — она просто дышала страстью. Крупская высоко оценила соперницу. Инесса была умна, от природы сочилась тем женским магнетизмом, которого недоставало Наде. А кроме того... Она была счастливой матерью, а материнство придает женщине особый шарм.
У Инессы было уже пятеро детей — четверо от мужа и один — от его брата. Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна. И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж. История умалчивает, как Надежда Константиновна пережила это открытие. Судя по всему, болезненно. Но, как мудрая женщина, она предпочла... И подождать.
Она давно уже проводила ночи одна. Муж был болен страстью к одной женщине — революции. Арманд же была той, которая могла сделать Володю чуть счастливее здесь и сейчас. Она принимала соперницу, садилась с ней за общий стол, сохраняла спокойствие. Арманд тоже видела в Крупской черты, достойные восхищения. А ее поведение... Нет, Инесса бы так не смогла.
Она не могла любить кого-то больше, чем себя. Крупская — могла. И Инессе не оставалось ничего, кроме как восхищаться женой любимого мужчины, втайне, возможно, укорять себя за неумение отказываться от соблазнов. И… продолжать это танго втроем. Иногда она плакала, видя свое отражение. В отчаянии она поставит на свой стол фотографию Арманд и будет рассматривать ее, терзаясь своим внешним несовершенством. В какой-то момент струна внутри лопнет.
Зачем продолжать эту муку? У нее участились истерики, срывы. Надежда Константиновна предложит мужу расстаться. Такого изумления на лице у Володи Надя не видела никогда. Как — расстаться?! Надя, ты что? И потом, что скажут товарищи?!
На партийных делах наш разрыв никак не отразится. Ты моя жена. Надюша, прекрати ревновать, это глупо. Просто так больше продолжаться не может. Она вышла, мягко закрыв за собой дверь. Он остался один — раздавленный неожиданным поворотом событий.
Насчет музея народного образования.
Мне очень хотелось бы, чтобы музей отразил по-настоящему пройденный за годы существования Советской власти путь, чтобы настоящее было крепко увязано с прошлым. У меня- осталось исключительно светлое воспоминание от нашей последней встречи, от твоих рассказов о рабфаках, поэтому мне казалось, что необходимо, чтобы музей по народному образованию покрепче связался с тобой. Я не знаю, что из этого музея вышло. Что они прислали человека поговорить с тобой, это хорошо, но, если он все свел к собиранию сведений обо мне, это никуда не годится. Я терпеть не могу юбилеев. Хотела бы свести связанные с ним разговоры до минимума. Если будут приставать к тебе с этим, пошли их ко всем чертям.
Сейчас культработа быстро пошла опять на подъем, работа стала ставиться серьезнее, лучше. Это воодушевляет очень". Делегаты прошли в кабинет к Надежде Константиновне и упросили ее выступить на научной конференции. Делегаты вынуждены были открыть свой секрет — конференцию приурочили к юбилею Надежды Константиновны. Она улыбнулась их невольной хитрости, но пришлось согласиться. Беседа затянулась надолго: говорили о подготовке к XVIII съезду партии, об институтских делах, о новинках литературы. Раскрыла бандероль — вот и первый подарок к дню рождения — новая книга "Педагогика" Б.
Есипова и Н.
Именно отец стал человеком, который посвятил свою дочь в идеи народничества. После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды. Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества. Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской. В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга.
Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику. Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Революционная учительница Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй. Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована. Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение».
В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного.
Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей.
Сегодня подобных лагерей осталось меньше, чем было в советские времена, но счастье, что они все еще существуют. Пионерская организация, школьное самоуправление — это тоже идеи Надежды Константиновны Крупской. Изучая опыт западных школ, она замечала, что не поддерживает тот факт, что дети в таких школах — каждый сам по себе и сам за себя, и выступала за коллективизм, за развитие у ребенка чувства коллектива, за его социализацию. Но и индивидуальность ребенка Крупская не отрицала: она считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования. Крупская считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования Детские дома для творчества и досуга детей — еще одна важная идея Крупской. Современные центры развития — потомки тех самых домов, которые после стали Дворцами пионеров. Современные клубы, кружки, секции — этим мы тоже обязаны Надежде Константиновне, правда, сейчас бесплатных почти не осталось.
Фото: А. Богданов, Государственный исторический музей Соски-пустышки Может, это смешно звучит, но появление сосок-пустышек было для многих матерей советской страны огромным подарком. Работу по внедрению сосок-пустышек Крупской помогал организовать младший брат вождя революции Дмитрий Ильич Ульянов, который был наркомом здравоохранения. До этого момента среди матерей был практика использовать мякиши из хлеба как «успокоительное» для детей, и это было чревато очень часто возникновением воспаления у детей, которое могло заканчиваться летально. Крупская огромное внимание уделяла личной гигиене матерей, ее усилия окупились с лихвой и помогли спасти тысячи жизней. Вот такая это была удивительная женщина: умница с большим сердцем и очень светлой головой.
Читайте также
- ПОСЛЕДНИЕ ДНИ. Крупская
- Надежда Крупская
- Крупская, Надежда Константиновна - ПЕРСОНА ТАСС
- На всю жизнь
- ПОСЛЕДНИЕ ДНИ. Крупская
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
Плачевное состояние организма осужденной подтвердил и тюремный врач, найдя его «крайне неудовлетворительным». Но последствий это не возымело. Ильич и Крупская направили ходатайство с просьбой отбывать ссылку вместе, в Шушенском. Чтобы добыть деньги на дальнюю дорогу, Елизавета Васильевна продала участок рядом с могилой мужа на Новодевичьем кладбище. Внешность приехавшей невесты жених нашел «неудовлетворительной», о чем написал сестре. Мама Наденьки тоже переживала по поводу ее нездоровой «бледности». Девушка успокаивала: «Ну что ты, мама, я под стать северной природе, нет во мне ярких красок». По настоянию тещи свадьбу сыграли не по революционным, а по церковным канонам 10 июля 1898 года. Факты Шушенское, как и Кокушкино, были родовыми имениями семьи Ульяновых. Ежегодный доход от них колебался в пределах 8 - 17 тысяч рублей.
Раз в неделю для барина, будущего вождя революции, забивали одного барана овцу , одного взрослого кабана, птицу индюшек и кур — 3 - 5 штук. Из воспоминаний Надежды Константиновны: «Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест, как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте… рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на неделю… В общем, ссылка прошла неплохо… По-моему, он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий… Одна здешняя обитательница полька говорит: «пан Ульянов всегда весел». Увлекается он страшно охотой, да и все тут вообще завзятые охотники». Ссыльному платили, по одним сведениям, 9 руб. В эти годы в Сибири баран стоил от 20 до 30 коп. Жизнь в Шушенском Крупская вспоминала как один из самых счастливых периодов в своей жизни. Матери, взявшей на себя все домашние хлопоты и до смерти старательно их исполнявшей , наняли 15-летнюю помощницу по хозяйству. Средств, получаемых двумя ссыльными, и пенсии вдовы коллежского асессора, вполне хватало на безбедное существование: из столиц выписывали книги и любимую Володей минеральную воду которую он, между прочим, получал и в тюрьме. Наденька работала с утра — вела переписку с оставшимися на воле товарищами, читала газеты, готовила выдержки для статей мужа.
Редактировала его перевод «Теории и практики английского тредюнианизма» Сиднея и Беатрисы Вебб перевод заказной, от издателя, оплачиваемый. Днем много гуляли, Ильич приучал жену к гимнастике, катались на лодках, велосипедах, плавали. Ходили на охоту, по грибы и ягоды. С вечера и до глубокой ночи муж просиживал за рабочим столом. Всю их совместную жизнь он относился к ней с той же теплотой, нежностью и заботой, как к внезапно умершей любимой сестре Ольге. Свидетельств этому сохранилось немало, особенно в переписке Ленина с родными. Родители Ильича и Крупской, придерживавшиеся народовольческих взглядов, были сторонниками одной и той же системы воспитания. Ничего удивительного в том, что их дети так быстро нашли общий язык и всю совместную жизнь понимали друг друга с полувзгляда-полуслова, нет. Надежда очень дружила с матерью Ильича, до последних дней была лучшей подругой его сестры Марии.
Оба они не были людьми без страстей. Есть свидетельства, что в юности Крупская принимала ухаживания члена своего революционного кружка рабочего Бабушкина, в ссылке увлекалась красавцем революционером Виктором Константиновичем Курнатовским. Но когда Ленину докладывали об этом, и даже сестра Анна писала по этому поводу возмущенное письмо, он отмахивался: «Не время, Аннушка, заниматься всякими сплетнями. Перед нами сейчас стоят грандиозные задачи революционного характера, а ты ко мне с какими-то бабскими разговорами». Сам же Ильич однажды всерьез увлекся красавицей Инессой Арманд, дочерью французского оперного певца и женой очень богатого человека. Красавица, она была полной противоположностью Надежды Константиновны. Дело происходило в Ланжюмо, в школе для революционных рабочих. Это был красивый, страстный роман. Крупская предложила Ленину развод.
Но он отказался, отверг Арманд и вернулся к революционной подруге. Не стоит забывать, что у красотки было пятеро детей от двух браков, а у Крупской — мама с пенсией вдовы коллежского асессора. Ходят слухи, что плод любви Арманд и Ленина, мальчик Андрей, был тайно выращен и прожил жизнь в Прибалтике. Родня красавицы отвергает даже сам факт романа, но сохранились письма, свидетельствующие об обратном. Уже после разрыва, из Парижа, Инесса писала Ленину: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила.
Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем меня было этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты провел расставание. Нет, я думаю, ты это сделал не ради себя…» Точно известно только одно: поддерживая у гроба Инессы, умершей в Беслане от холеры Ленин, зная ее проблемы с туберкулезом, порекомендовал отправиться на Кавказ. Вот и отправилась , теряющего сознание в горе Владимира Ильича, Надежда Константиновна поклялась заботиться о ее малолетних детях.
В 1898 году, сидя в холодной камере, она простудилась по женской части. Впоследствии Крупская много лечилась в Европе, но безрезультатно. Бездетность С Лениным Крупская познакомились в 1894 году. Поженились они спустя четыре года. Что любопытно, несмотря на атеистические убеждения супругов, сочеталась революционная пара церковным браком. На этом настояла мать новобрачной — Елизавета Васильевна. С ранних лет она пыталась привлечь дочери религиозность, но ту больше интересовал марксизм и классовая борьба. Родня будущего вождя мирового пролетариата его выбор не одобрила. Мать Мария Александровна относилась к супруге сына подчеркнуто прохладно. Своих детей у пары, как известно, не было, хотя Ленин их очень хотел. Из-за этого ходили слухи, что Крупская была фригидна, что Владимир Ильич не испытывал к ней сексуального влечения. На самом деле обзавестись потомством супругам помешала прогрессирующая болезнь Надежды Константиновны. В 1909 году судьба свела его с пламенной революционеркой Инессой Арманд. Современники отмечали, что это была очень яркая женщина, красоте которой Крупская, растерявшая к тому моменту всю привлекательность, могла только завидовать. В итоге сложился своеобразный любовный треугольник. Для Ленина Арманд была и секретаршей, и переводчицей, она часто бывала у него дома.
При этом, по словам исследователя, срок секретности уже прошёл. Но их у Крупской нет", — напомнил Новосёлов. Надежда Крупская умерла в Москве в 1939 году на 71-м году жизни.
О том, что недоброжелатели часто называли Крупскую «Селедкой» пишет и журналист Леонид Млечин в издании «Демонтаж патриархата, или женщины берут верх». Он считает, что причиной стала базедова болезнь, из-за которой у Крупской были глаза на выкате, как у рыбы. Автор книги «Ленин и Инесса Арманд» Борис Соколов говорит, что сам Ленин относился с иронией у болезни Крупской и сам часто называл ее «рыбными именами. Так считает Борис Соколов. В книге «Москва парадная. Тайны и предания запретного города» Ирина Сергиевская уверяет, что «Минога» была еще и партийная кличка Надежды Константиновны. Это имя появилось совсем не случайно. Надежда Константиновна страдала паталогической застенчивостью, не говоря уже про выпуклые глаза и тяжелые черты лица. Она была очень грузной женщиной и временами, впадала в странный ступор — могла молчать несколько часов подряд.
Навигация по записям
- Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним
- Надежда революции - Юлия ГОНЧАРОВА
- Сообщить об опечатке
- Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
- Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
- Глава 17. Крупскую отравил Сталин (Гелий Клейменов) / Проза.ру