Новости откуда появился великий пост

Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая.

Православный пост: древность и современная практика

Пост - это главным обpазом дyховное путешествие, а цель его - Пасха, "Пpаздник из Пpаздников". Пост - пpиготовление к "совеpшению Пасхи, истинному откpовению". Поэтомy мы должны начать с того, чтобы постаpаться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь откpывает нам нечто очень сyщественное, нечто pешающее во всей нашей хpистианской веpе и жизни. Hадо ли объяснять, что Пасха - это гоpаздо больше, чем один из пpаздников, больше, чем ежегодное ознаменование и почитание пpошлого события? Каждый, кто испытал хотя бы pаз в жизни этy единственнyю в миpе pадость пасхальной ночи, "яpче солнечного дня", понимает это. Hо о чем эта pадость? Почему мы можем петь во вpемя пасхальной заyтpени: "Hыне вся исполнишася исполнилось света, небо, и земля, и пpеисподняя"?

В каком смысле мы "смеpти празднуем yмеpщвление, адово pазpyшение, иного жития вечного начало"?.. На все эти вопросы один ответ: Hовая Жизнь, котоpая почти две тысячи лет томy назад воссияла из гpоба, была дана всем веpyющим в Христа. Она была дана нам в день нашего кpещения, когда, как говоpит Апостол Павел, мы "погpеблись с Хpистом кpещением в смеpть, дабы, как Хpистос воскрес из мертвых... Итак, на Пасхy мы пpазднyем Воскpесение Хpистово как что-то, что cлyчилось и пpодолжает слyчаться с нами; потому что каждый из нас полyчил этот даp новой жизни, полyчил способность пpинять ее и жить ею. Даp этот pадикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смеpть. Он дает нам возможность pадостно утвеpждать: "Смеpти нет!

Hо мы веpим, что Своей собственной смеpтью Хpистос изменил самyю сущность смеpти, сделал ее пеpеходом, пасхальным пpаздником, Пасхой - пеpеходом в Цаpствие Божие, пpевpащая величайшyю из тpагедий в окончательнyю победу, "смеpтию смеpть попpав" pастоптав, yничтожив Своей смеpтью смеpть. Он сделал нас соучастниками Своего Воскpесения. Вот почему в конце Пасхальной yтpени мы говоpим: "Хpистос воскpес, и жизнь цаpствyет!

Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. В список разрешенных продуктов входят овощи, фрукты, ягоды, бобовые, все виды злаков, орехи и сухофрукты, хлебобулочные изделия, где нет сливочного масла и яиц, мед, черный хлеб и хлебцы, грибы.

Именно в IV в. О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора , но что именно имеет Собор в виду — Великий пост или праздник Вознесения Господня празднуемый на 40-й день после Пасхи — остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. К кон. IV — нач. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье а в некоторых местностях — и в субботу с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. Духовное содержание Великого поста Великий Пост — это время приготовления к самому большому христианскому празднику — Воскресению Христову или Пасхе : «Кто пренебрегает Четыредесятницей... Афанасия Великого от 346 г. Феодора Студита вечером в Неделю сырную. Поскольку Христос , как гласит Евангелие , постился в пустыне именно сорок дней Мф 4:1 , то этот Христов пост стал символически прообразовывать пост христиан. Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается о 40-дневном Посте ниневитян Ио 3:4 , вероятно, в ознаменование которого и Иисус постился 40 дней. Иоанн Кассиан , прп. Дорофей Газский , аналогичной обязательной десятине в ВЗ Лев 27. Если продолжительность года — 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней 7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи. Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной не постной пищи. Таин в частности, о том, что Великий пост — время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст ; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста.

Традиция Великого поста возникла в древней, еще не разделенной христианской Церкви. В первые два и в последний день поста Церковь рекомендует вообще не есть, а в остальное время соблюдать умеренность в еде, обходясь без мяса, яиц и молочных продуктов. При этом у беременных женщин, больных и занятых тяжелым трудом людей пост может быть не столь строгим.

Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение

Святителя Георгия Паламы, с 18 по 24 марта. Христиане-квартодецимане заканчивают Великий пост в пасхальное полнолуние по еврейскому календарю, чтобы отпраздновать Праздник опресноков, начинающийся 14 числа Нисана, откуда и произошло это название. Великий пост в этом году начинается 11 марта и закончится 27 апреля празднованием Пасхи – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост – сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Богослужение Великого поста Великий пост — самый продолжительный и строгий.

41 день Великого поста: что можно и нельзя 27 апреля 2024 года

Почему в Церкви четыре поста? Позже к нему прибавился подготовительный период от 2-х до 3-х недель, а когда в богослужении была особенно выделена Страстная седмица, то возникли проблемы с тем, как же все-таки считать дни Великого поста.
Великий пост 2024: когда начинается, в чём суть? Что можно есть и делать в пост? Православное меню С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода.
Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты.

Великий пост: история и смысл

Монахи же с понедельника до среды первой недели должны проводить без пищи. В среду на трапезе разрешается хлеб с теплой водой. Остальные дни — четверг и пятница — проводятся также без пищи. Для больных разрешается хлеб с водой, а тяжелобольным дозволяется по захождении солнца вкушать пищу ежедневно. В остальные недели пять дней инокам предписывается сухоядение, а в понедельник, среду и пятницу всех недель пост еще строже. На Страстной седмице и миряне, и иноки могут лишь есть хлеб, «зелие неварено» и пить воду с воздержанием. В Великий четверг разрешается вареная пища, но без масла. Великий пяток предписывается проводить без пищи, а в Великую субботу — поститься до 9 часов вечера, после чего разрешается вкушать хлеб.

В субботы и воскресенья мирянам и инокам предписывается масло и вино. В соблюдении поста мирянам так же, как и инокам, следовало руководствоваться рассуждением своего духовного отца. Эти предписания были настолько строгими и неподъемными для жителей нашего климата, что многие епископы своими циркулярами смягчали их. В монастырях также существовали свои особые правила. Вот, например, Устав о посте Соловецкого монастыря в квадратных скобках перевод малопонятных слов : «На 1-й неделе в понедельник, среду и пяток, трапезы не поставляют. Во вторник, четверг на братию хлебы белыя, взвар с медом, ягоды морошка, капуста соленая, да толокно мешеное. В субботу шти белыя [щи из белой капусты], лапша гороховая, каша соковая [пюре из ягод] — все с маслом.

В воскресенье ко штям пласти [кушанье из мороженой рыбы], да каша. На прочих же неделях, в понедельник, среду и пяток ко штям [к горячим щам] две ествы студеныя [два холодных блюда], во вторник же и четверг шти борщовыя с соком, да сухари, да ества студеная, другая горячая». Нетрудно заметить, что это вполне реальная и даже вкусная постная дисциплина. Миряне могли следовать монашескому Уставу, но могли поститься и более щадяще. Вот какое предписание о посте на 1-й недели Великого поста дает, например, Домострой, известный памятник русской литературы и благочестия XVI в. Таким образом, и в самый строгий пост за столом богатого горожанина можно было увидеть более 30 различных кушаний, в том числе рыбных. В монастырях, а в иных особенно, постились очень строго.

Иностранцы были поражены таким строгим соблюдением поста русскими людьми. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь [в Сирии] не жаловался на пост». Такая дисциплина — для монахов строгий пост, для мирян послабление — дошла и до нашего времени. Другое дело, что это должно быть свободным, а не принудительным решением. Совершенно непонятно, почему некоторые пастыри предписывают мирянам строгие монашеские правила поста. Я как священник устаю давать благословения «на послабление», причем часто верующие требуют даже не послабления на рыбу или молочное, но на подсолнечное масло. Какие конкретные рекомендации относительно пищевого поста автор считает приемлемыми для современного человека?

Автор считает, что сегодня мы должны требовать от верующих людей поститься лишь в Великий пост да пост среды и пятницы. Можно повысить эти требования до того, что предписывать верующим людям поститься еще по одной неделе в посты Успенский, Рождественский и Петровский. Вопрос об этих последних многократно обсуждался. Несмотря на появление в Уставе этих постов, они никогда не адресовались мирянам. В лучшем случае рекомендовалась неделя поста. Известный канонист Востока патриарх Вальсамон XII век , приводя 69-е Апостольское Правило «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен» , комментирует его так: «Заметь, из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою… Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост св. В другом месте Вальсамон ссылается на решение Константинопольского патриаршего Синода при патриархе Николае III 1084—1111 , который определил, что перед праздниками следует поститься только семь дней Вальсамон заключает: «Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским Уставом, предоставляется полная свобода».

На этой же точке зрения стоит канонист XIX века епископ Никодим Милаш , чей фундаментальный труд по опубликованию и комментированию канонов много раз переиздавался и в последнее время. Многие русские иерархи на Поместном соборе 1917-1918 года настаивали именно на таких предписаниях: требовать поста в среду, пятницу и в Великий пост, а от остальных просто оставить только неделю. Кстати сказать, по Студийскому Уставу, по которому жила Русь, мирянам разрешалось во все многодневные посты, кроме Великого, вкушать молочное, яйца и рыбу. Когда на смену Студийскому Уставу пришел Иерусалимский, требования стали строже. Итак, вернусь к тому, что я думаю про соблюдение поста сегодня: Великий пост, а также среда и пятница в течение года — святая обязанность. Весь Великий пост проводить без мясного и молочного. Первую и Крестопоклонную седмицы поста, да Страстную проводить без рыбы.

В остальные недели рыба, икра, морепродукты разрешаются. Не следить за нюансами Устава относительно масла, сухоядения и проч. Подросткам и студентам, кроме Первой, Крестопоклонной седмиц поста и Страстной, разрешить употребление кисломолочных продуктов. О детях речь будет ниже. Постные сладости и лакомства разрешаются только в субботы и воскресенья. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей…» Дневник св. Иоанна Кронштадтского.

Желательно на весь пост воздержаться: от алкоголя за исключением особых праздничных дней , телевизора, посещения увеселений и проч. Рассказываю жене, что отец Александр Шмеман вспоминал, что ощущал в детстве наступление поста по тому, что в семье зачехляли фортепиано. Десятилетняя дочь: «Ух ты! Мама, нам тоже надо такую традицию ввести! И учебники по математике, по русскому, тоже хорошо бы убрать…» И еще. Пост — это не только «переход с мясомолочной пищи на растительную», как пишут при начале поста в светских газетах, но и ограничение себя в еде. Можно объесться постной картошкой, можно проводить долгие часы на кухне, готовя вкусный и разнообразный постный стол, но все это как раз не соответствует подлинному пониманию поста.

Однажды это реальный случай, который я услышал от одного отца протодиакона некий протодиакон лег на операцию по удалению жира. И вот врачи его спрашивают: «Вы нас, конечно, простите, батюшка, но ведь есть у вас там какие-то посты… Как вы питаетесь-то? Протодиакон с улыбкой: «Ну, есть посты. А как питаюсь? Два батона, кочан капусты да кастрюля картошки…» Все святые отцы отмечают, что пост — это время, когда не отягченный жирной и обильной пищей ум бодрствует и готов к молитве, богомыслию. Игнатий Брянчанинов. Если мы утучнили себя хоть бы даже и постной пищей, то ум наш опять попадает в дремотное состояние, душа теряет бодрость.

Поэтому будем не только в роде пищи, но и в ее количестве соблюдать меру. Или вот это, из святителя Иоанна Златоуста: «Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми… Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых». Или известное мнение отцов, что пост — «прогонитель демонов». В чем механизм поста? Как смена одного рода пищи на другой может доставить все это человеку? Или, может быть, это все лишь благочестивые обороты речи? Поймем мы это, если перестанем мыслить пост в категории смены рода пищи, а будем воспринимать пост как время вообще воздержания и ограничения себя.

Один человек рассказывал мне, что ощутил подлинную легкость и смысл поста «тут-то я и понял механизм поста» , когда стал в дни Великого поста отказываться от еды по средам и пятницам. Совершенно отказываться от еды необязательно, но ограничение себя, еда не до сытости, не до отяжеления желудка — все это поможет ощутить легкость в теле. Затем мы почувствуем бодренность и возвышенность души. Далее придет доверие Богу и беспопечительность — мир сей как бы перестанет путами своими держать человека. Освободившись от пут желаний мира сего, мы ощутим близость к Богу. А теперь, если мы попробуем в таком состоянии молиться, молитва наша, в таком состоянии воссылаемая к Небу, обретет крылья. В этом отношении замечательны слова святителя Игнатия Брянчанинова : «Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух.

Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Святитель Игнатий очень точно сформулировал, что происходит с душой, если тело наше нами сознательно ограничено в обильной пище. Об этом же говорит другой признанный эксперт в области ведения души человеческой, святитель Феофан Затворник: «Основа страстей в плоти. Когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом… У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли». Что такое страсть в святоотческом понимании?

Это извращенное чувство. В силу своей греховности, человек склонен практически любое данное Богом чувство извратить. Вместо довольства пищей, поддерживающей бытие организма, человек предается пресыщению, вместо умеренного употребления алкоголя — предается пьянству, вместо правильного пользования эротической энергией в браке — предается блуду и проч. Естественно, что страсти парализуют душу, не пускают ее к Небесам. У больших грешников редко увидишь и саму эту человеческую, богоподобную душу. Такой человек становится похожим на скотину. Но христианин редко оказывается пьяницей, блудником, драчуном.

А вот вкусная и обильная пища, ставшая привычкой, присуща многим из нас. А ведь это тоже страсть, причем не безопасная 7. И она тоже не пускает душу к Небесам, тормозит на пути к Богу. Вот пост и позволяет, через лишение себя обильной пищи, победить страсть чревоугодия, а значит, и возвысить душу. Если еще не приобрели такого опыта подлинного поста, возвышающего душу, — поспешим. Так устроен человек, что ему легче принять какие-то запреты например, пищевые , то есть идти от негативного, нежели думать над тем, что надо делать, какой труд над душою надо предпринимать, то есть выбрать позитивную позицию. Так же произошло и с постами.

Сегодня очень часто верующие люди пост сводят к более или менее строгой диете. И как-то выпускается из виду, что пост — это, прежде всего, некое делание, некий духовно-нравственный подъем, движение вверх. И такой подход к посту тоже в немалой мере обусловлен тем, что мы пользуемся монашеским Уставом. Разные главы Устава регламентируют разные стороны жизни монаха. Там указано, сколько времени монах должен проводить в молитве, сколько — в чтении духовной литературы, какие богослужения должен посещать… Для нас, мирян, выполнить это никогда не представлялось возможным. Да это и не нужно. Задачи монаха и мирянина — разные.

Монах — прежде всего, молитвенник за себя, за мир , мирянин — трудится в Божьем мире для того, чтобы мир пришел к Богу, исправился, стал лучше. Естественно, что Устав этих мирских забот и вопросов не касается, это сфера не его интересов! Таким образом и получается, что в Уставе для нас актуальны именно пищевые запреты. А о других сторонах поста и о тех подвигах, которые мирянин должен в дни поста предпринять, он должен узнавать из советов приходского пастыря, из чтения духовной литературы, из проповедей. Вот об этом немного сейчас и скажем. Оно становится менее торжественным, но более назидательным. Много чтений псалмы, тексты из Ветхого Завета и проч.

Однако христианин должен в дни поста больше времени уделять именно церковной молитве. Правда, многое из того, что читается в храме, нами не понимается. Повинны и дикция чтеца, и гулкость самого храма, и, прежде всего, конечно, сложность церковнославянского языка, на котором происходит богослужение. Но никто не мешает нам найти в том же Интернете тексты богослужения и распечатать их себе. В качестве курьеза: прихожанка перед Великим постом: «Батюшка, я нашла в Интернете семь переводов канона Андрея Критского! Каким благословите пользоваться? На конкретно поставленный вопрос: «Как, батюшка, благословите посещать храм во время Великого поста?

Этот же канон совершается вечером в среду на 5-й неделе поста; — поклонитесь Кресту Христову в неделю Крестопоклонную 4-я неделя поста ; — в пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери; — найдите время, чтобы помолиться за литургией Преждеосвященных Даров совершаются в посту по средам и пятницам ; — особое внимание уделите богослужениям Страстной недели начиная с вечера среды. Еще раз напомню, что, по моему мнению, желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть прочитать что-нибудь о службе, в идеале иметь перед собой перевод основных и наиболее важных текстов канона Андрея Критского, служб Страстной недели. Помню, как протодиакон Казанского собора, в котором я служил диаконом, на службу 12 Страстных Евангелий всегда приносил книжечку карманного формата в бархатном переплете. Это был перевод всех 12 Евангелий, издание еще дореволюционное. Сегодня подготовить себе подборку текстов в переводе на русский язык, особенно имея Интернет, несложно. Итак, в посту мы должны серьезнее отнестись к посещению храма, и это будет наше второе постное усилие первое — отказ от скоромной и обильной пищи.

Есть дела радио, преподавание, статьи, книги и др. Как выйти из положения? Решил в дни поста сделать акцент именно на молитву. В другие дни в отношении молитвы позволяю себе послабления, но не в дни поста. Когда люди спрашивают, как молиться в посту, рекомендую взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты келейно в дни поста акафисты читаются , псалмы и т. Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может.

Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня. Или все тексты богослужения, положенного на этот день. Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия на другой год — Апостола и целый день размышлять над прочитанным. Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро читать рекламу, слушать в автомобиле радио, дома проводить время у телевизора. Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач. Об этом же прекрасно пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое.

Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом — это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают». Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине. Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках. Можно это списать на искушения от бесов.

Не без искушений, конечно, но дело в первую очередь в том, что из души вылезают все те неисцеленные настроения, которые не проявляются, пока мы сыты, не утомлены, довольны… Поэтому пастыри с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним и проч. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» свт. Иоанн Златоуст. Этот же святитель говорит, каким должен быть настоящий пост: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживаетсч от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный? Иоанн Кассиан.

Приведу еще одну цитату из того же святого отца его память празднуется раз в 4 года, 29 февраля , великого подвижника и аскета: «Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато клеветой терзаешь плоть брата твоего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином, но упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих?

Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам?.. Ты постишься? В таком случае, избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты. Тогда избегай гнева, ревности, клятвопреступлений и всякой несправедливости. Избегай объедения, порождающего всякое нечестие… Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью». Одной из дурных привычек наших, подлежащей искоренению, святые отцы считали грех празднословия. Русское слово болтать очень точно, хотя и грубовато, передает смысл этого греха — качание, болтание языком из стороны в сторону.

Когда, как не в дни Великого поста, мы должны объявить войну празднословию? Святитель Григорий Богослов об этом написал замечательный трактат «Слово на безмолвие во время поста»: «Когда, принося таинственную жертву человеческим страданиям Бога, чтобы и самому мне умереть для жизни, связал я плоть на сорок дней, по законам Христа-Царя, так как исцеление дается телам очищенным, тогда, во-первых, привел в неколебимость ум, живя один вдали от всех, обложившись облаком сетования, собравшись весь в себя и неразвлекаемый мыслями, и потом, следуя правилам святых мужей, приложил дверь к устам. Причина этому та, чтобы, воздерживаясь от всякого слова, научиться соблюдать меру в словах…» И не о избавлении ли от греха празднословия мы молимся словами великопостной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. Дух… празднословия не даждь ми».

Этот святой служит для христиан примером постнической и духовной жизни.

Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за то, что она усердным постом смогла вырваться из развратной жизни. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий — листьев пальмы, которыми согласно Евангелию устилали путь Христа на подходе к Иерусалиму, встречая его как царя. Седьмая неделя — Страстная седмица. Период воспоминаний последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий, смерти и погребения.

Какие правила соблюдают во время поста? Во время Великого поста православные христиане соблюдают ряд правил, которые призваны помочь очиститься физически и духовно: много молятся утром и вечером , посещают храм утренние и вечерние службы , каются в первые 40 дней поста верующие осмысляют свои грехи , следят за собой не сравнивают себя с другими, не завидуют, не хвастаются, не поучают и не осуждают , совершают добрые дела важно делать это от чистого сердца , ограничивают рацион питания подробно — далее в тексте. Ограничение привычного рациона во время Великого поста может стать непосильной нагрузкой для организма. Чтобы не навредить здоровью, целесообразно заранее и постепенно подготовиться к посту. Для этого достаточно соблюсти три простых правила: минимум за две недели до поста постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения в рационе; ежедневно увеличивать долю пищи растительного происхождения; примерно за неделю до поста перестать употреблять кефир, йогурты, простоквашу и другие кисломолочные продукты.

Кирилла Иерусалимского. Согласно «Паломничеству», В. По воскресеньям В.

В седмичные дни литургия не совершалась; к обычным службам суточного круга добавлялась служба 3-го часа в часовне Воскресения Христова, а в 9-м часу т. Кирилла - это цикл таких проповедей. На оглашение, к-рое шло в Сионском храме, должны были приходить все - и верные, и оглашенные; эти дни отмечались усиленным постом кроме случаев совпадения с днями памяти св. По окончании поучения народ шел вместе с епископом в часовню Воскресения Христова, где совершалась вечерня. Эгерия отмечает, что во время В. В пятницу вечерня переходила в ночное бдение, оканчивавшееся еще до рассвета совершением литургии Eger. Сведений о внутренней структуре В. Подробнее описаны дни, непосредственно предшествующие Пасхе: посвященная событию воскрешения Лазаря предпоследняя суббота перед Пасхой, неделя воскресенье Ваий, Страстная седмица.

В арм. По мнению А. Рену Renoux. Это следует из того, что в цитируемом прп. В основанных на антиохийской и иерусалимской практике груз. Писания для готовящихся к принятию таинства Крещения в Великую субботу чтения соответствуют огласительным беседам свт. Кирилла Иерусалимского ; для сред и пятниц В. Антифоны после чтений заимствуются из псалмов, но обычно не по порядку их расположения в Псалтири хотя начиная с пятницы 4-й седмицы антифоны заимствуются по порядку: Пс 82, 83, 84, 85, 87.

Сведений о чтениях воскресений В. В груз. Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели термин «мясопустная» соответствует греч. В субботу сырную последнюю субботу перед В. В воскресенье сыропустное последнее перед В. В субботу 1-й седмицы В. Феодора Тирона.

В 1-е воскресенье В. Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне Лк 15. В 3-ю субботу память св. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18.

Великий пост иногда называют Четыредесятницей — от слова «сорок».

Сам Великий пост длится 40 дней в память о том, как Христос 40 дней постился в пустыне. В богослужебных песнопениях Великий пост считается оконченным в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица. День Пасхи рассчитывается согласно солнечному и лунному календарю и празднуется в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает вслед за весенним равноденствием. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, то есть 4 апреля по современному календарю, или позднее 8 мая. Великий пост, соответственно, начинается всегда за 48 дней до Пасхи.

Традиционным аналогом мясопустной седмицы масленицы перед постом на Западе является карнавал в народной этимологии от позднелат.

У православных наступил Великий пост

Великий пост в этом году начинается 11 марта и закончится 27 апреля празднованием Пасхи – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. В разных церковных общинах и традициях Великий пост имел разную продолжительность: сутки, в течение которых не разрешалась не только пища, но и вода, три дня, появился пост для оглашенных – тех, кто готовился принять Крещение. В отношении Великого поста у меня возникли следующие вопросы, которые я решил исследовать.

Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно

длится Великий пост. Во время Великого поста нельзя есть все мясные и молочные продукты, фастфуд, шоколад, выпечку и ограничивать пищу с интенсивным вкусом — слишком соленую, сладкую и пряную. Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты. это в первую очередь время для разговора со своей душой, время самоанализа, раскаяния и перемены жизни.

История возникновения и установления православного поста

Так если хоть так бы получалось! Да и вообще, где вы видели спортсменов, которые тренируются только 40 дней в году? Толку от такого спорта... Кто придумал Великий пост?

Интересно, что происхождение великого поста тоже очень туманно. Конечно, православная церковь утверждает,что чуть ли не апостолы придумали великий пост, но в том же " Дидахе ", которое написано примерно в 1-2 веке нашей эры хотя жутко сомнительно , о Великом посте нет ни слова. Хотя слово пост пару раз встречается, но словосочетания "Великий пост" нет и в помине.

А о посте говорится лишь следующее: А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, то и некоторые другие; крещаемому же вели поститься перед крещением один или два дня. Дидахе Интересно, почему сегодня никто не соблюдает это повеление о посте перед крещением? Хотя да, они ПОКА не пьют, не курят.

Но вот что делать с молоком? Крестят часто грудничков, а они исключительно молоком питаются, а в пост, по крайне мере в Великий, его точно нельзя пить. Подозреваю, что во времена написания Дидахе детей ещё не крестили, и никто об этом не подумал.

В 2024 году православные верующие будут говеть с 18 марта по 4 мая, всего 48 дней. Весь Великий пост можно условно разделить на два периода. Первый — Великая четыредесятница. Он установлен в память о пребывании Иисуса Христа в Иудейской пустыне. В течение 40 дней Сын Божий ходил по бесплодной земле без еды и воды. Под конец к нему явился дьявол, предлагая различные блага и славу в обмен на отказ от веры, но Спаситель не прислушался к его словам и обрел духовную силу. Второй период Великого поста — Страстная седмица.

Так называют последнюю неделю перед Пасхой. В эти дни пост особенно строгий, так как церковь вспоминает о предательстве Иуды и крестных страданиях Христа. Начало Великого поста Чистый понедельник в 2024 году — традиции и смысл Особой строгостью отличается и первая неделя Великого поста, которая называется «Торжество православия». В это время церковь празднует победу над иконоборческой ересью в IX веке нашей эры, восстановление традиции почитания святых образов и мощей.

Каждый день седмицы имеет название — Великий Понедельник, Великий Вторник и т. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме. Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий или Страстной Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Мф. Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем. Никифоров-Волгин описал, как в Калязинском уезде Тверской губернии «на Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень горячую воду с патокой и закусывали его черным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Воздерживались не только от всякой скоромной пищи, но даже и от чая — пить его во время Великого поста считалось не совсем дозволенным. Многие пожилые люди ели один раз в день хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые старались ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Народ верил, что полное воздержание от пищи дает постнику прощение от грехов, совершенных после последней исповеди. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Крестьяне относились к нему благоговейно. На самом деле мы не знали, когда чтение начинается и когда оно кончается. При начале чтения первого Евангелия мы зажигали свои свечи и тушили их по окончании каждого Евангелия. Так повторялось двенадцать раз. Мы, дети, а иногда и взрослые, чтобы сосчитать, сколько Евангелий прочитано, отламывали кусочек воску от свечи и лепили из него шарик. После двенадцатого Евангелия зажженную свечу несли домой и старались сделать все возможное, чтобы защитить его от ветра. Иногда окружали свечку шарообразным бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Тот, кому удавалось донести свечку до дома под полой или же просто между двумя ладонями, сложенными в форме шара, считался особенно ловким... Если случалось, что у кого-нибудь загорался фонарик и свеча погасала, это было непоправимым несчастьем, тогда как счастливцы, донесшие священный огонь до дому, ставили метку копотью от свечки в виде креста над входной дверью, обходили весь двор и входили в хлев во все темные углы. Этим всегда занимался отец, я шел за ним сзади, дрожа от страха... Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери каждый крестьянин подавал в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. Особо строгий пост соблюдается в пятницу — Великий Пяток. В этот день стараются ничего не есть. По материалам, собранным корреспондентом Тенишевского бюро, крестьяне Саранского уезда Пензенской губернии в течение Страстной недели не пропускали ни одной службы в храме, ставили свечи к иконам, подавали милостыню, старались избегать всяческих ссор, считавшихся большим грехом, одним словом, вели себя очень строго. К Светлому Христову Воскресению готовились повсеместно. Зобнин вспоминал: «С середины недели мать начинала готовиться к празднику Пасхи... Она постилась с 12-ти часов Великого Четверга до конца пасхальной обедни. Три дня жила без еды, продолжая исполнять все работы... Из трех дней без пищи мать проводила две ночи совсем без сна.

Одной из дурных привычек наших, подлежащей искоренению, святые отцы считали грех празднословия. Русское слово болтать очень точно, хотя и грубовато, передает смысл этого греха — качание, болтание языком из стороны в сторону. Когда, как не в дни Великого поста, мы должны объявить войну празднословию? Святитель Григорий Богослов об этом написал замечательный трактат «Слово на безмолвие во время поста»: «Когда, принося таинственную жертву человеческим страданиям Бога, чтобы и самому мне умереть для жизни, связал я плоть на сорок дней, по законам Христа-Царя, так как исцеление дается телам очищенным, тогда, во-первых, привел в неколебимость ум, живя один вдали от всех, обложившись облаком сетования, собравшись весь в себя и неразвлекаемый мыслями, и потом, следуя правилам святых мужей, приложил дверь к устам. Причина этому та, чтобы, воздерживаясь от всякого слова, научиться соблюдать меру в словах…» И не о избавлении ли от греха празднословия мы молимся словами великопостной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. Дух… празднословия не даждь ми». Понятно, что мы не оставляем без заботы пожилых родителей, родственников, стараемся в своей собственной семье созидать мир и любовь. Но ведь не только свои… Любовь к своим, забота, о родителях — это, в общем, и не достижение, это долг! Но христианин должен идти дальше. Он своей заботой должен охватывать и других людей. Когда Спаситель в 25-й главе Евангелия от Матфея говорит о суде над праведниками и грешниками, то единственным критерием оправдания или осуждения здесь является конкретная помощь ближнему: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». В этой связи хотелось бы сказать два слова о конкретной помощи ближним. Автор считает, что всякий христианин должен помогать нуждающимся. Деньгами ли, силой своей, душевным участием… Но помогать мы должны. Исключение можно сделать для педагогов и врачей. Их профессиональное служение, если оно совершается честно и с самоотдачей, и есть их христианское служение. Но все остальные должны взять и нести служение помощи ближнему. Как это может выглядеть? У меня есть десятки примеров, как это делают мои прихожане. Помогать деньгами бедной семье, в которой есть больной ребенок ДЦП, рассеянный склероз и проч. Брать летом на дачу пожилого или больного человека из дома престарелых, из приюта. Участвовать в жизни детского дома, или приюта. Просто помогать деньгами многодетной или нуждающейся семье у священников всегда есть такие знакомые семьи ; Брать группу детей гулять цирк, парк из детского дома хотя бы раз в месяц… Вариантов, возможностей — огромное множество, можно поговорить со священником вашего храма, он может что-то подсказать. Единственное но: Это нужно делать не только в пост, а в течение всего года, в течение всей нашей христианской жизни. Ограничивать труды свои временем поста жестоко по отношению к тем, за кем мы взялись ухаживать, окормлять. Помните: раз взявшись за дело помощи, мы должны нести его всегда. В Ветхом Завете пост — это своего рода дисциплина, жертва во имя Бога, подчас очень суровая невкушение еды по многу дней, иногда отказ и от питья. Перенимая отчасти ветхозаветный пост, христианство наполняет его новым содержанием. Эти слова Христа можно понять и в отношении к посту. Пост для христианина — это не только время отказа, это и время приобретения. Приобретения чего? Того душевного расположения, той чистоты, боголепности естества, которое человек утерял в Грехопадении. Святые отцы учили, что пост установлен в Раю. Если бы постилась Ева, и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста [как врачебной терапии приведения телесных желаний к подчинению требованиям души] не действенно» свт. Василий Великий. В чем была трагедия Адама? Он не только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение между собой и миром. Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. Таким образом, есть, т. Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом». Но Христос — Новый Адам. Шмеман, — пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает свое земное служение с поста. Голод — это то состояние, когда мы сознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно, насущно нужна пища, — что и доказывает, что нет в нас самосущной жизни. Это тот предел, за которым я или умираю от голода, или, насытив свое тело, сознаю вновь, что я живу. Другими словами, это тот момент, когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И так как вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит от его решения, момент этот оказывается и искушением. Сатана пришел к Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг это искушение и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он отверг эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, сделав ее не поддающейся обсуждению, очевидной истиной, основой всего человеческого мировоззрения, основой науки, медицины, и может быть даже религии. Отвергнув эту ложь, Христос восстановил верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам и которое мы все еще нарушаем каждый день». Что же тогда означает пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте Самого Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, мы все еще зависим от пищи. Но так как смерть, через которую все мы должны пройти, побеждена Смертью Христовой и стала переходом в жизнь, и пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога. Однако только пост может осуществить это преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной. Все это означает, что, понятый по-настоящему, в истинном своем значении, пост есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы. Это не теоретический, а практический и реальный вызов великому Лжецу, убедившему нас в том, что мы зависим от одного хлеба, и построившему все человеческое знание, науку и существование на этой лжи. Пост изобличает эту ложь. Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот, обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама» из статьи «Великий пост в нашей жизни». Вдохновенные слова отца Александра Шмемана популяризируют то, что говорили нам святые отцы Православной Церкви. А они призывали нас: — осознать свою зависимость от Бога, без воли Которого и волос не упадет с головы человеческой; — перенести основу своего упования с мира сего, с его лакомствами, удовольствиями на уровне чрева, — на Бога, Которого Одного следует алкать и жаждать; — потрудиться ради Господа в подвиге воздержания, лишения, чтобы приобрести бодренное состояние души… Это и многое другое и является богословским обоснованием поста. Пост — это не вегетарианская практика, не терапия, очищающая организм от шлаков, а духовный подвиг человека конечно, совершаемый соразмерно силам и возможностям каждого. Поститься в Великий пост и в среду — пятницу в течение года должен всякий христианин. Но как приступить к посту человеку, лишь начинающему воцерковляться, тому, кто собирается поститься в первый раз? Дам несколько советов. Во-первых, нужно помнить, что если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете, вместе с духовником или знакомым священником , определить для себя посильную меру поста. Поверьте, это не нововведение, не какие-то мои субъективные модернистские соображения, но подлинная православная традиция: соразмерять пост с силами. Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую форму и выдержать ее. На следующий год вы можете поститься более строго. Какой может быть эта мягкая форма поста? Воздерживаться от мяса. Молочные преимущественно кисломолочные продукты, яйца, рыбу — допускать. Соблюдать воздержание от алкоголя за исключением особых дней и воскресений, в которые можно позволить себе послабление. Если вы выдержите такой пост, с помощью Божией, на следующий год приступайте к более строгому. О видах строгого поста мы уже говорили, тут вариантов много. Что касается постного воздержания от развлечений, акцента на посещение богослужений, на молитву, на дела милосердия, все сказанное выше, в соответствующем разделе, считаю применимым и к новоначальным. Кому-то нужно освятить крестик, кто-то спрашивает, как поминать покойную подругу, кто-то узнает о крещении… Словом, в храме всегда есть люди. И вот, разговаривая с ними, я спрашиваю: поститесь ли вы? И каждый день, именно каждый день, я слышу одну и ту же фразу: «Я еще не готов…» «К чему не готовы? Почему мы не можем хоть малостью пожертвовать? Еще раз повторю то, о чем уже в этом очерке многократно говорилось: если мы не можем во всем объеме принять тот пост, который нам дает Церковь, будем соблюдать хотя бы малость. Если человек здоров, то, что мешает ему отказаться от мяса? В некоторые дни — от молочного? Если не может ежедневно воздерживаться, пусть только в определенные дни… Что мешает нам ограничить себя в просмотре телевизора, взять молитвенное послушание или иное. Я специально решил написать об этом, чтобы напомнить, что согласно канонам все называющие себя христианами должны поститься. Не соблюдающий пост без уважительной причины отлучается от Церкви! Слышу крики: «И это говорит известный либерал о. Да он — мракобес! Почему мы не хотим вообще ничего предпринять в отношении поста? Беседы с людьми, отговаривающимися от поста тем, что они еще «не готовы» убеждают меня, что на самом деле, за всем этим стоит обычная человеческая лень и слабость воли. Некоторые говорят: «Я считаю, что пост должен быть в душе, а не в пище». Поверьте, это все тоже отговорки. Святые отцы были не глупее нас с вами, и они, конечно же, говорили о нравственной работе, о наблюдении за душой в дни поста. Но у них у всех есть покажите мне сочинение св. Усилие над плотью, воздержание и ограничение в пище. Это место и подобные ему, например, о том, что пища не поставляет нас пред Богом, вспоминают обычно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое нежелание поститься, вопреки уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надобно бы настаивать, а не на том, что пост не обязателен, хотя он, действительно, есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к нему, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее также неуместно, потому что Церковь — одно тело, и желание обособиться в ней от других противно ее устроению. Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из нее, а член ее не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост не обязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить. Останется один резон — нежелание. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад, хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда». Бывает, что, посещая родственников, друзей, мы вынуждены вместе с ними вкушать пищу. Если своим отказом от скоромной пищи мы огорчим людей, которые ждали нас, готовились к встрече, то отказываться от предлагаемой еды не следует. Что мне есть? Но если перенести или отменить визит невозможно, мы должны его нанести. Что есть и как себя вести, должна определить христианская совесть человека. Именно самого человека! Приведу на этот счет одну историю. Однажды у нас в храме праздновался какой-то юбилей, и по этому поводу был устроен праздничный стол. Это было, скажем, во вторник. Праздник закончился, но осталось много блюд на завтра. А завтра был постный день. И к среде была приготовлена постная пища. Когда после богослужения священнослужители, церковнослужители, хор и все остальные спустились в трапезную, они увидели, что столы ломятся от вчерашних скоромных яств, при этом предлагается и сегодняшний постный обед. Тут уже многие смутились. Оказалось, им самим надо решать, а значит, потом и нести ответственность за свое решение, что вкушать, а чего не вкушать в постный день… Я считаю, что каждый христианин должен руководствоваться принципом самостоятельного решения и в вопросе о нарушении поста в гостях. Выпить или нет, и сколько? Танцевать или нет? Попросить добавки — кусочек мяса, салат или съесть положенное на тарелку и больше не подкладывать? Наконец, сколько есть? Ведь можно объесться и постными кушаньями? Все это пусть христианин решает сам. Это его ответственное и свободное решение, и не будем перекладывать его на плечи священника. Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга. Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания — для упражнения в посте и молитве. Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами — по согласию. Наконец, время это не должно быть настолько продолжительным, чтобы человек, лишившись полового общения с супругом супругой , искушенный сатаною, впал в грех. Рекомендация ап. Павла настолько внятна и логична, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV в. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский — по настоянию многих верующих высказались на этот счет. Дионисий напомнил вышеприведенные слова ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания. Тимофей также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия 8. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было. В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в светлую пасхальную неделю и в иные дни по желанию. Обратите внимание на последние слова — по желанию! Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления!.. Таким образом, древнерусское «благочестие» вернее — псевдоблагочестие лишало супругов телесного общения пять дней в неделю. Хотя каноны Церкви этого не требовали, но русские пастыри, проявляя дерзновенное творчество, предписывали супружеское воздержание и во все праздники а заодно и в дни накануне и после праздников и во все длительные посты 4 поста. С подобными взглядами спорили, конечно, не только простые люди, но и авторитетные иерархи. Из источников XI в. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение не согласуется с требованиями святых отцов и церковных правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп.

Суть Великого поста

  • История возникновения и установления православного поста
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • История и смысл Великого поста | Онлайн-журнал Эксмо
  • Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается

Духовное содержание Великого поста

  • Установление Великого поста в ранней Церкви
  • Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
  • Великий пост и его русская история
  • Почему в Церкви четыре поста?

Установление Великого поста в ранней Церкви

  • Отказ от еды — не главное
  • Великий пост: как его провести правильно и зачем это нужно - Российская газета
  • Что нельзя делать
  • История Пасхи

Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение

Что можно и нельзя в этот день — в материале от редакции «День во Владимире». Что нельзя делать В старину существовало поверье, что в этот день лисы теряют зрение и слух. Однако охотиться на них считалось большим грехом; Нельзя пугать и прогонять ворон со двора, чтобы не накликать беду на семью; 27 апреля лучше воздержаться от обмана, лести и пустых обещаний; Не рекомендуется одновременно стирать вещи мужа и жены.

На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день. Это день распятия и смерти Христа. Для христиан эта пятница всегда была днём самого строгого поста и печали. В Великую Пятницу вспоминают добровольные и страшные страдания Христа, которые он претерпел за людей.

В Великую субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь.

Святую почитают за то, что она усердным постом смогла вырваться из развратной жизни. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий — листьев пальмы, которыми согласно Евангелию устилали путь Христа на подходе к Иерусалиму, встречая его как царя.

Седьмая неделя — Страстная седмица. Период воспоминаний последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий, смерти и погребения. Какие правила соблюдают во время поста? Во время Великого поста православные христиане соблюдают ряд правил, которые призваны помочь очиститься физически и духовно: много молятся утром и вечером , посещают храм утренние и вечерние службы , каются в первые 40 дней поста верующие осмысляют свои грехи , следят за собой не сравнивают себя с другими, не завидуют, не хвастаются, не поучают и не осуждают , совершают добрые дела важно делать это от чистого сердца , ограничивают рацион питания подробно — далее в тексте. Ограничение привычного рациона во время Великого поста может стать непосильной нагрузкой для организма.

Чтобы не навредить здоровью, целесообразно заранее и постепенно подготовиться к посту. Для этого достаточно соблюсти три простых правила: минимум за две недели до поста постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения в рационе; ежедневно увеличивать долю пищи растительного происхождения; примерно за неделю до поста перестать употреблять кефир, йогурты, простоквашу и другие кисломолочные продукты. Как питаться во время поста? Во время Великого поста из рациона исключаются: мясо и птица; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр; яйца и все продукты с их содержанием; сливочные соусы; алкогольные напитки кроме вина в отдельные дни ; сдоба и кондитерские изделия, в том числе те, в которых есть сливочное масло и яйца.

Начинаются богослужения в полночь и продолжаются до рассвета. Там же освящают праздничную пищу: крашеные яйца, пасхи и куличи. Заканчивается ночное богослужение и приходит время разговляться, то есть вкусить после длительного и строгого поста непостную пищу. Поэтому священник и читает особую молитву о предстоящей праздничной трапезе, чтобы она была в радость и на пользу. Затем яйца и куличи, окропленные святой водой, понесут домой, где Пасхальное торжество продолжится уже за семейным столом. И вот от этих освященных яиц и куличей благословляется вся остальная еда на праздничном столе. Но, к сожалению, такого порядка придерживаются единицы. В основном же люди хотят освятить яйца заранее, не собираясь идти на пасхальную службу, и не придерживаясь какого-либо поста. Церковь снисходительно относится к этому явлению. Яйца начинают освящать уже с субботы. Но Пасха — это не про еду, а про нашу веру в Воскресшего Господа Иисуса Христа, Которого мы любим, Которого слушаемся, с Которым соединяем всю нашу жизнь, — рассказал священник Леонид Кудрячов. В этот день принято обмениваться крашеными яйцами, а люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе! В ответ принято говорить: «Воистину воскресе! На Пасху многие собираются с родственниками и близкими за праздничным столом.

Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь

Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели. 18 марта, заканчивается 4 мая. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается 27 февраля за семь недель до Пасхи и заканчивается 15 апреля. Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели. Богослужение Великого поста Великий пост — самый продолжительный и строгий. Когда появился Великий пост — история Сорокоднева.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий