Однако, несмотря на всю потенциальную силу поста, кажется, что очень немногие желают наслаждаться его пользой и преимуществами.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
Итальянские ученые в обзоре более чем 80 исследований по теме пришли к выводу, что у тех, кто придерживался растительной диеты, наблюдали значительное снижение индекса массы тела, общего холестерина, липопротеинов низкой плотности — «плохого холестерина» — и глюкозы по сравнению с теми, кто питался традиционно. Также есть вывод о более низком риске заболеть ишемической болезнью сердца или умереть от нее и более низкой заболеваемости раком среди вегетарианцев. Однако следует помнить, что есть дефициты, за которыми важно следить и по необходимости восполнять. Тем, кто на растительной диете, нужно подумать об источниках жирных кислот омега-3, железа, витаминов B12 и D3, а также креатина, таурина и холина. Одно из британских исследований показало, что половина веганов в выборке страдали дефицитом витамина В12. Еще один недостаток растительной диеты — риск железодефицитной анемии. Самое легкое для усвоения гемовое железо содержится в мясе и яйцах. В группе риска по дефициту вещества — женщины детородного возраста, беременные и люди с воспалительными заболеваниями кишечника. Многие вышеперечисленные витамины в нужном человеку количестве содержатся в продуктах животного происхождения, но вещества можно получать в виде добавок.
Известно, что фрукты и овощи изменяют состав кишечного микробиома в лучшую сторону , следовательно, улучшается иммунитет и здоровье кишечника, который из-за множества нервных окончаний называют «вторым мозгом». А употребление красного мяса ассоциировано с более высоким риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. Эксперты Всемирного фонда исследования рака и Американского института исследования рака в своем недавнем отчете заявили , что для профилактики онкологических заболеваний необходимо снижать потребление красного мяса, а от переработанного отказаться вообще. Интересный факт В США в 2003 году ввели «понедельник без мяса».
Есть ограничения для некоторых групп постящихся, то есть строгий пост могут не соблюдать дети до 14 лет, беременные и кормящие женщины, женщины и мужчины, проходящие лечение или недавно перенесшие тяжелое заболевание, люди, занятые тяжелым физическим трудом. Абсолютным противопоказанием к посту является обострение любых желудочно-кишечных заболеваний. Пост может мотивировать к добавлению в рацион растительной пищи, что хорошо сказывается на здоровье. Например, снижается риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В моей практике при проверке дневников питания чаще всего из овощей и фруктов в рационе людей можно увидеть: помидоры, огурцы, яблоки, бананы, мандарины, из бобовых — тарелку горохового супа раз в месяц, а из сложных углеводов, которые тоже являются частью растительной пищи, — рис, гречку и овсянку. Для сбалансированного рациона этого недостаточно, так как регулярное питание одним и тем же набором продуктов обедняет микрофлору кишечника и увеличивает риск дефицита любого из микронутриентов, — акцентировала Анастасия Шаляпина. Эксперт отметила, что пост может привнести разнообразие в рацион: — При отказе от мяса приходится планировать другие источники белка, и на арену выходят бобовые нут, фасоль, чечевица и т. Оказывается, их можно приготовить легко и вкусно. Разнообразие овощей увеличивается, люди вспоминают о ферментированных продуктах, например, квашеной капусте. А если грамотно составить рацион, то вы не будете постоянно голодным, к тому же, возможно, перенесете часть здоровых привычек по питанию в повседневную жизнь вне поста.
Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории. Церковь — это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов. Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост — одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. Но это — только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной. Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником — Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа». Святитель Лев Великий: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... Исаак Сирин: Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело. Игнатий Брянчанинов : «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, то есть вводят человека по душе и телу в плотское состояние. Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою». Польза поста Святые отцы пишут о благотворном действии поста на душу христианина, созидающей себе постом господство над похотями тела, исцеление от страстей, очищение грехов и богообщение: Св. Иоанн Кронштадтский: K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. Игнатий Брянчанинов : …пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати. Слово 5. Помысл чревообъядения. Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное. Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Иоанн Златоуст: Поэтому прошу… чтобы, зная пользу от поста, вы не лишились ее по нерадению, и при его наступлении не печалились, но радовались и веселились: потому что, как говорит блаженный Павел, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется 2 Кор. В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез. Посмотри теперь на благотворные действия поста. Великий Моисей, проведя сорок дней в посте, удостоился получить скрижали закона; когда же сойдя с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и почитающему беззаконие. Потому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять получить свыше и принести народу скрижали, разбитые за его беззаконие см. И великий Илия постился столько же дней, и вот он избег владычества смерти, вознесся на огненной колеснице как бы на небо, а до ныне еще не испытал смерти см. И муж желаний [Даниил] уже после того, как провел в посте много дней, удостоился чудного видения; он же укротил и ярость львов и превратил ее в кротость овец, не переменив впрочем природы их, но изменив расположение, между тем, как зверскость их оставалась та же см. И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься вместе с людьми и бессловесных животных, и таким образом, отстав все от злых дел, расположили к человеколюбию Владыку вселенной см. Иона 3, 7-8. Но для чего мне еще обращаться к рабам можем ведь насчитать множество и других, которые прославились постом и в Ветхом и в Новом Завете , когда можно указать на всеобщего нашего Владыку? Ибо и Сам Господь наш Иисус Христос после уже сорокадневного поста вступил в борьбу с диаволом и собою подал всем нам пример, чтобы и мы вооружились постом, и, укрепившись им, вступали в борьбу с диаволом см. Но здесь, может быть, кто-нибудь — человек с острым и живым умом — спросит: почему Владыка постится столько же дней, сколько и рабы, а не больше их? Это сделано не без причины и не без цели, но премудро и по неизреченному Его человеколюбию, чтобы не подумали, будто Он явился на земле призрачно и не принял на Себя плоти или не имел природы человеческой, для этого Он постился столько же дней, а не больше, и таким образом заграждает бесстыдные уста охотникам до споров… Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. А общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить вас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Kак велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола — значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественной природой, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвой. Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно Мф. А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе. Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Постись и молись — и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имей простоту веры — и совершишь великие дела: ибо «все возможно верующему» Мк. Имей тщание и усердие — и совершишь великие дела. Ефрем Сирин: Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится. Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия». Амвросий Оптинский: Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» Мф. И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «имже Бог чрево, и слава в студе их» Флп. И в псалмах сказано: «заблудиша от чрева» Пс. Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Симеон Благоговейный: Мерное воздержание необходимо и для тех, кои прошли за средину подвигов и простираются к области высшего созерцания. Оно — мать здравия, друг целомудрия, сотоварищ смиренномудрия. Святитель Феофан Затворник: Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни... Каким должен быть пост Церковь учит, что телесный пост должен соединяться с постом духовным, с борьбой со страстями телесными и душевными , делами милосердия, с молитвой и смирением. Телесный же пост - это не только ограничение себя отдельными видами пищи, но и умеренность в питании, отказ от разносолов и роскошного пусть и постного стола, ради борьбы и над страстями и похотями плоти. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о правильном основании подвига поста: «Мы не можем презреть удовольствия пищи, если ум, предавшись божественному созерцанию, не будет услаждаться любовью к добродетелям и красотою небесных предметов. И таким образом всякий будет презирать все настоящее, как скоропреходящее, когда непрерывно будет устремлять взор ума к непоколебимому и вечному, еще будучи в теле, будет созерцать блаженство будущей жизни». Варсонофий Оптинский говорит: "Второе [после молитвы] средство для получения спасения — это пост. Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Приходит такой человек куда-нибудь в общество и в разговорах там сплошь и рядом принимает деятельное участие в осуждении ближних, и много похищает от их чести. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка. Он долго отказывается. Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств. Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце, и вместо прежних зависти, ненависти и злобы в нем рождается любовь". Рафаил Карелин : По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва — обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва — два крыла, поднимающие душу к небу. Иоанн Златоуст: «И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст. Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены. Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста! Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты.
Мы можем даже замечать того, что едим по 5-6 раз в день, включая достаточно калорийные перекусы. Исследования свидетельствуют о том, что 2 основных приема пищи например, завтрак и обед или обед и ужин и отказ от частых перекусов способствуют снижению веса за счет сжигания запасов гликогена в печени, стабилизации уровня сахара крови, а также повышению чувствительности к инсулину. Таким образом, постная диета, во время которой рекомендуется питаться 1-3 раза в день может быть отличной стратегией для решения проблемы инсулинорезистентности и диабета. Улучшение обмена веществ Во время постов, как правило, нет ограничений в калорийности пищи, но рекомендуется соблюдать достаточно продолжительные перерывы между едой — это время верующие посвящают работе, молитвам и чтению. Во время Рамадана постящиеся воздерживаются от приема пищи все дневное время, а по правилам православного Поста последний прием пищи в течение дня происходит около 15 00. Результаты исследований среди людей, соблюдавших пост в течение 10, 21 и 40 дней, указывают на то, что умеренное 12-16-часовое голодание при отсутствии серьезных заболеваний снижает вероятность метаболического синдрома и улучшает обмен веществ. Снижение веса Сахара, содержащиеся в любой пище, используются для получения энергии или хранятся в печени в виде гликогена. Если все хранилища гликогена заполнены, начинается превращение глюкозы в жир.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
главный пост во всех христианских церквях. Поэтому предлагаем вам учесть несколько пунктов, которые помогут придерживаться постного рациона с пользой для организма, а не наоборот. Великий пост. Отлично очищает организм. Мои советы, основанные на собственном опыте, о том, как сделать так, чтобы ваш пост в Рамадан прошёл легко и спокойно А также немного о пользе соблюдения поста не только для души, но и тела. Вегетарианство. Как пояснили РИАЦ специалисты Волгоградского регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики, соблюдение ограничений в пище во время поста полезно только для здоровых взрослых людей. В статье описывается польза мусульманского поста для организма человека. Приводятся данные исследований и экспериментов, а также изречения Пророка Мухаммеда.
Чем полезен пост и постное питание для нашего здоровья ?
Диетолог рассказала о пользе поста для организма | Пост: польза для здоровья. Хотя большая часть клинических исследований, связанных с постом, ограничивается исследованиями на животных, обилие сообщений из первых рук от людей, которые постятся, является замечательным, захватывающим и обнадеживающим. |
Пост и здоровье: польза без вреда | Полезно ли Поститься? Православный Пост и Диета. Смысл Поста. |
Современный врач современному человеку о посте | Журнал «Православный вестник» | Полагают, что возможная польза для здоровья поста зависит от многих факторов, включает улучшения функций иммунной системы, повышается внутренняя энергия и общее чувство благополучия. |
Великий пост глазами врачей: как поддержать организм во время воздержания | Нехватку этого элемента во время поста компенсирует так называемое депо: у организма есть запас железа — оно находится в печени, селезенке, костном мозге. |
Пост – вред или польза для организма? Разбирались со специалистом по питанию
В настоящее время медики всего мира говорят о большой пользе соблюдения Поста для организма человека. 11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. Польза поста для здоровья. 1) Отсутствие тяжелой белковой пищи. Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог. Здоровье.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
Как провести его с пользой для здоровья, «Комсомолке» рассказала Антонина Стародубова, врач – кардиолог и диетолог, главный внештатный специалист диетолог Департамента здравоохранения города Москвы. Новости. Суть Великого поста – очищение души и тела через самоограничения, в том числе и в плане питания. Многие люди делают упор на диетическое значение поста, доказывая, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты. Как пост влияет на организм человека? На протяжении многих лет проводились исследования, которые позволили оценить влияние поста на человека и его здоровье в целом. Большинство опытов показывало положительные результаты.
10 постных продуктов, заряжающих энергией
Как пояснили РИАЦ специалисты Волгоградского регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики, соблюдение ограничений в пище во время поста полезно только для здоровых взрослых людей. Польза для здоровья, доказанная многочисленными исследованиями. Польза и вред поста для здоровья и организма.
Эксперт КФУ: «Ураза позволяет нормализовать процесс метаболизма»
Поэтому выберите вид активности, который вам по душе, и расходуйте энергию с удовольствием. Долгие пешие прогулки, танцы, физкультура, спорт — подходит все. Но ведь именно от них постящиеся люди вынуждены отказываться. Если заменить мясо и яйца на хлеб и картошку, добра ведь не выйдет? Их немало: бобовые, крупы, орехи. Также следите, чтобы в еде обязательно содержались полиненасыщенные жирные кислоты. Если не едите рыбу, ищите их в растительных продуктах, например размолотых семенах льна и шпинате. Овощей в России, к счастью, в изобилии — поэтому обязательно готовьте привычные овощные блюда, пробуйте новые.
Секрет правильного питания — в разнообразии. В картофеле нет вреда, если это не основной продукт питания, а один из многих элементов рациона. Как поститься этим группам людей? И стоит ли это делать вообще? Главная рекомендация по питанию для всех этих людей — прежде чем менять рацион, надо консультироваться с врачом, который знает особенности их здоровья. Наличие любых хронических заболеваний — стопроцентный повод записаться на прием к специалисту, чтобы выработать с ним индивидуальный постный рацион. Если вы тяжело трудитесь, ни в коем случае не уменьшайте количество калорий в суточном рационе.
Спортсмену или дворнику, человеку, который много ходит пешком, носит тяжести или работает руками, нельзя «уходить в минус»!
Для постящихся новичков достаточно просто свести к нулю употребление животных продуктов: мяса, молока, яиц. Что есть во время поста? Сейчас пост выдерживать легко, а главное — вкусно! Круг продуктов, составляющих постную пищу, сейчас необычайно широк и разнообразен. Полки в супермаркетах в период поста ломятся от специальных продуктов: начиная от постных кондитерских изделий и заканчивая соевыми сырами, молоком, творогом. Соевый майонез, например, во время поста, раскупается моментально, только надо помнить, что он такой же калорийный, как и обычный, и злоупотреблять им не нужно. Прежде чем приступать к посту, необходимо хорошо продумать свой рацион — распланировать, каким образом вы будете комбинировать постные блюда: например, винегрет с гарниром или тушеные грибы с отварными овощами, постные голубцы, капустные котлеты, овощные и злаковые запеканки — вариантов много, поэтому не нужно бояться, что во время поста вы будете голодать и сидеть на одних лишь кашах. Внимательно и тщательно отбирая пищу для своего постного стола, вы не будете покупать продукты, которые считаются вредными сосиски, колбасы, сладкие йогурты, в которых много добавок и усилителей вкуса, творожки и прочие десерты — не это ли прекрасная возможность дать нашему многострадальному организму отдых от красителей, ароматизаторов и консервантов! Тэги статьи.
Отрицательные мысли плохо влияют на наш организм, поскольку вводят его в состояние стресса, при котором пища не может правильно перевариваться и усваиваться. Следовательно, чтобы помочь организму верно функционировать во время поста, необходимо настроиться исключительно на позитив и гармонию. Рекомендуется пить побольше чистой воды, можно — боржоми она улучшает щелочной состав крови. Вообще в день нужно потреблять не менее двух литров жидкости, а уж во время поста — особенно, ведь вода помогает вымывать из организма шлаки, копящиеся в нем годами. Побольше находитесь на свежем воздухе — по возможности совершайте длительные пешие прогулки, это полезно во многих отношениях. Также рекомендуется принимать ежедневный горячий душ если вы любите и вам это можно по состоянию здоровья — то допустим и контрастный. Многие также делают массажи, прибегают и к помощи теплых очистительных клизм — медики также советуют ставить их, чтобы избежать риска самоотравления из-за повторного поглощения собственных ядов, кои теперь в обильном количестве присутствуют в крови и в моче. Последняя, кстати, именно по причине нахождения в ней шлаков, становится более густой, меняет цвет.
Как выходить из поста Ошибкой многих является то, что после воздержания в течение нескольких дней или даже недель они набрасываются на пищу и поглощают все без разбора. Этим организму наносится огромный вред, в отдельных случаях подобное чревоугодие может стать даже причиной гибели. Так, медицинские исследования показывают, что, если человек, постившийся более пятнадцати дней, сразу съест белковые продукты питания к ним относятся, например, мясо, яйца , последствия этого могут быть необратимыми. Выходить из поста нужно осторожно, размеренно и правильно, принимая легкоусвояемую пищу.
И в систему постов, как в любую нагрузку, входить плавно, постепенно, и регулярно. Тогда, по большей части растительный рацион питания, который диктуют церковные нормы, принесет несомненную пользу здоровью. Ведь растительная пища — естественный источник клетчатки. Это сложные углеводы, которые не усваиваются нашим организмом и являются отличным адсорбентом, собирающим и выводящим все, что выбрасывает наш организм. Именно здесь собираются и селятся все микроорганизмы, которые живут в кишечнике, которые создают слизистую среду. И эта флора защищает кишечник — чтобы его не оцарапала грубая пища, чтобы еда, которую мы поглощаем, не вызвала химический ожог стенок. Более того, фолиевая кислота, В12 — частично синтезируются в кишечнике. И, конечно же, микрофлора создают благоприятные условия для всасывания воды организмом. Система постов на самом деле оправдана. Но тогда, когда она используется не «в одночасье». По большому счету все посты издавна «завязаны» вокруг жизненного цикла человека. Мы готовимся телесно, очищаемся духовно и затем создаем внутренний резерв, своего рода запасы на тот период, когда нам придется тяжело трудиться, когда, например, женщине нужно будет выносить и родить ребенка. Другое дело, что все следует делать разумно. Постепенно подготавливая организм, если ранее у вас не было практики ограничения себя в пище. И если мы говорим о возрождении традиций православия, нужно знать, что посты — не просто диетические дни для очищения организма. Это очень емкое понятие, это готовность человека и к духовной чистоте. Соответственно должен быть и соответствующий психологический настрой, соблюдение в эти дни и нравственных правил. И, конечно следует помнить: за Великим Постом следует светлый и радостный праздник Пасхи. С обильным, вкусным и очень калорийным угощением И наращивать привычный рацион питания после воздержания, особенно если в нем преобладает мясной стол, следует тоже с осторожностью. Иначе подобные «эксперименты» могут стать тем самым стрессовым фактором, который запустит в организме патологический процесс Польза Великого поста для здоровья Исследования, проведенные учеными, позволили сделать вывод: исключение из рациона на некоторое время мясных и молочных продуктов полезно для здоровья. За это время происходит очищение от шлаков и токсинов, уходит лишний вес. Употребление растительной пищи, содержащей большое количество клетчатки, помогает наладить работу кишечника и избавиться от запоров. Продукты с повышенным содержанием животных белков, жиров сильно нагружают пищеварительную систему. Мясо животных может содержать гормоны, антибиотики, которые встраиваются в обмен веществ человека и приносят вред. Отказ от таких продуктов позволяет системе пищеварения и организму в целом немного отдохнуть и восстановиться. Нормализуется микрофлора кишечника, что положительным образом влияет на состояние кожи. Постное питание позволяет снизить уровни холестерина и сахара в крови, а также вывести лишнюю жидкость. Снижение веса в свою очередь благотворно воздействует на сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы. При заболеваниях почек отказ от белковой пищи пойдет только на пользу, так как снижается нагрузка на выделительную систему. Помогает пост и больным, страдающим различными формами аллергии: он помогает активизировать функцию надпочечников. В результате улучшается синтез глюкокортикостероидных гормонов, подавляющих аллергические процессы. Чередования рациона в течение года улучшают состояние иммунитета и мобилизуют защитные силы организма. Низкокалорийные овощи особенно полезны тучным людям. Так, чемпионом среди овощей по содержанию витамина С является красный сладкий перец, высокое содержание витамина С в разных сортах капусты — белокочанной, краснокочанной, брюссельской, кольраби, цветной. Из фруктов наиболее богаты витамином С цитрусовые апельсины, грейпфруты, лимоны. Витамины В1, В2, В6 представлены в овощах в небольшом количестве, и совершенно отсутствует во всех овощах и фруктах витамин В12, необходимый для предотвращения анемии малокровия. Постящийся получает витамин В12 из рыбы в те дни, когда она разрешена церковным уставом. В другие дни поста витамин В12 в организм с продуктами не поступает. Несмотря на важную роль фосфора в обменных процессах, избыточное его поступление вызывает вымывание из костей кальция. Идеальное соотношение кальция и фосфора имеется только в молочных продуктах и яйцах, которые во время поста не потребляются. Например, картофель имеет соотношение кальция к фосфору 1:5, хлеб — 1:5, крупа гречневая ядрица — 1:5, а мясо — 1:20. Строгий и нестрогий пост: основные различия Многие люди задаются вопросом: «В строгий пост, что можно есть и чем он отличается от нестрогого поста? Различия между ними и вправду есть, состоят они в списке допустимой продукции питания. Строгий пост — предполагает отказ не просто от мяса, рыбы, но и ото всей пищи, имеющей животное происхождение: яиц, молока, творога, сметаны, сыра и всех блюд, приготовленных на их основе. Ещё это отказ от сладостей, выпечки, спиртных напитков. Также нельзя в строгий пост есть много жареного и жирного. Разрешено: употребление любых каш, овощных супов, запечённых или приготовленных на пару овощей. Нестрогий пост — можно делать свой рацион питания чуть более обширным, дополняя его любыми морепродуктами, растительными маслами, полезными сладостями, грибными бульонами, ухой, выпечкой в которой нет яиц , салатами, заправленными постным майонезом. Главные правила «безвредного» питания Правило первое: не отказываться от привычной пищи немедленно. Ограничивать свой рацион необходимо постепенно: сначала надо отказаться от жирного мяса, затем от мяса вообще, от рыбы и в последнюю очередь — от молочного.
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
Пост для пожилых людей, польза и вред. Можно ли поститься пожилым - Журнал Опека | Пост в Рамадан – это религиозная обязанность, выполнение которой приносит пользу не только душе, но и телу. |
Пост – вред или польза для организма? Разбирались со специалистом по питанию | В чем заключается основная суть Великого поста, как к нему нужно правильно подготовиться, соблюдая все заповеди, а также что можно и нельзя есть во время главного православного поста, установленного в честь 40-дневного постничества Иисуса Христа. |
Пост: польза, подтвержденная временем и наукой - Organicwoman | Пост и здоровье сердца. Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы. |
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь | главный пост во всех христианских церквях. |
Читают на Liter
- Пост. Средство обновления души (Валентина Ульянова) / Проза.ру
- Польза мусульманского поста
- Полезен ли пост для поджелудочной железы
- UfaTime.ru
- Польза мусульманского поста
- Толкование слова «Рамазан»
Медицинские исследования мусульманского поста
Пост: польза, подтвержденная временем и наукой - Organicwoman | Заболеваемость и смертность строгих и умеренных вегетарианцев отличаются: так, у строгих смертность от заболеваний в среднем выше на 24%, что позволяет сделать вывод о большей пользе для организма умеренного (без полного исключения животных продуктов из рациона). |
Грибы, растительный белок и пророщенные семена: как с пользой для организма провести пост | Польза поста для здоровья: о пользе питания в пост, развенчание мифов о посте, постная пища с точки зрения медицины. |
Польза поста для организма и здоровья | Многие воспринимают подобную нагрузку как некое испытание, которое может навредить здоровью. Врач интегративной медицины, фунгонутрициолог, натуропат Ирина Юзуп рассказала «МК в Питере», как с пользой для организма провести Великий пост. |
Священный месяц Рамазан: что происходит с организмом во время поста | Как пост влияет на организм. |
Эксперт КФУ: «Ураза позволяет нормализовать процесс метаболизма»
И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен.
Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил!
Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь.
Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно.
Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом.
Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство.
Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе». Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны.
Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно.
Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом.
Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством.
Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух". Игнатий Брянчанинов : Св. Исаак Сирский в 10-м слове говорит: "… да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши". Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, Вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением.
Игумен Никон Воробьёв : "Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и проч. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. Сил и так нет, а пост телесный и утомление тела и вовсе не дадут силы для духовного делания. Желаю Вам здоровья и разума духовного. Господь да благословит и укрепит Вас!
Рафаил Карелин : "Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других — соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником". При послаблениях поста их меру не устанавливают по своему желанию: больному надо обязательно учесть диагноз и предписания врача и потом взять благословение священника на послабление поста.
Протоиерей Олег Стеняев объясняет, на каком основании священник даёт недугующим благословение на послабление поста: "... Протоиерей Сергий Филимонов пишет о практике применения принципа икономии в отношении поста: "Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется. Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах.
Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет.
Так принято в церкви — брать благословение. Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения. Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала.
Ни в коем случае пациент не должен ссориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь". Святые отцы учат, что даже если есть благословение духовника ослабить пост, всё равно потом следует покаяться пред Богом в нарушении устава Церкви по немощи. Священник освобождает больного человека от грехов самочиния, чревоугодия и от смущения при отступлении от устава, но правила Церкви никто отменить не может - поэтому в их нарушении по немощи надо принести покаяние. Так учили, например, Оптинские старцы. Так, преп. Макарий Оптинский объяснял свои духовным детям: "Касательно употребления пищи в посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего.
А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение. Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокоивайтесь духом. Быв вынуждены [по болезни] употреблять пищу в неразрешенные дни, вы оную принимайте как лекарство, а не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение и быть спокойными. Ты всуе смущаешься, употребляя приличную пишу во время лечения, а особливо в уставленные дни... Я тебе не давал позволения... Амвросий Оптинский: "...
Как матушка N. По-прежнему или по-новому как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться — снизойти. Есть старинная пословица: где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет. Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной. А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению.
Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но Апостол пишет, что «кийждо своею мыслит извествуется» Рим. Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо.
Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться. Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить. Я постником никогда не был, ссылаясь на немощь и болезненность телесную, и в оправдание свое придерживаюсь апостольского правила 70-го или около сего , в котором слабым родильницам на Страстной неделе разрешается виноградное вино и елей. Правильно или неправильно это, только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение.
Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила. Но и опять повторю, что нужда мудрена. Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему, должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание.
И к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: «могий вместити да вместит» Мф. Пост перед причастием для больных Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед причастием и сделать укол и немного поесть — это не является препятствием для причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед причастием. Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин. Протоиерей Андрей Ефанов: "В случае, если приём лекарств обязателен с самого утра, то после лекарства можно причащаться, даже если после таблеток необходимо немного поесть. В частности, об этом сказано в документе Об участии верных в Евхаристии: От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения.
Этот пост канонически обязателен см. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи как, например, при сахарном диабете , и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин". Пост супружеский Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание во время поста: «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» 1 Кор. Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста?
На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам. Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям.
Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства.
Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж".
Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей.
Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны.
Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13.
Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет? Не должны.
Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть.
Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот.
Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен». Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться.
Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха». Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост.
В Таджикистане — относительно небольшой мусульманской стране, к Рамазану относятся с большим почтением. Все от мала до велика радуются наступлению этого священного периода. Еще за несколько месяцев люди начинают обсуждать между собой когда он наступит, как его будут встречать и так далее.
В течение месяца таджики с большим воодушевлением соблюдают пост, помогают нуждающимся, бодрствуют по ночам, читая молитвы и Коран, просят Всевышнего простить их грехи. Почему Рамазан считается благословенным? Предписания ислама гласят, что в этом месяце Всевышний с честью и славой встречает своих рабов.
В Священном Коране говорится: «Рамазан - это месяц, в котором был ниспослан Коран, чтобы наставить человека на верный путь». Исламский пророк сказал: «Месяц «Раджаб» 7-ой месяц года по лунному календарю - это месяц Всевышнего, месяц Шаъбан 8-ой месяц года по лунному календарю - мой месяц, а месяц Рамазан - это месяц моих последователей». Ещё он сказал: «О народ!
Месяц Всевышнего пришел к вам с благословениями, милостью и прощением, месяц, который превосходит для Бога каждый другой месяц, а его дни, ночи и часы превосходят все остальные дни, ночи и часы. Это месяц, когда Вы обращаетесь к Всевышнему, совершаете благодеяние, ваши души обретают покой в молитвах, а ваш сон - в поклонении. В нем ваши благие дела будут приняты и молитвы услышаны Всевышним...
Это лучшие часы - когда Всевышний прощает своих рабов». Толкование слова «Рамазан» Слово «рамазан» означает «обострение жары». В переводе с арабского оно означает «сжигать».
Поскольку в это время прощаются человеческие грехи, этот месяц называется Рамазаном. Исламский Пророк сказал по этому поводу: «Однако яд Рамазана — это яд грехов». Поэтому месяц получил такое название, означающее сожжение грехов.
Рамазан - название одного из лунных месяцев, и единственного лунного месяца, упомянутого в Коране. В течение этого месяца были ниспосланы такие священные книги, как Коран, Евангелие, Библия и Псалом. Значение поста Самым главным воздержанием во время Рамазана считается пост.
Верующие с самого рассвета и до заката солнца воздерживаются от еды и воды. По этому поводу в Коране говорится: «... О верующие!
Следовательно, враждебность к другим людям в Рамадан минимальна. В этот месяц в мусульманских странах резко сокращается число совершаемых преступлений. По себе я могу сказать, что с первых дней поста в Рамадан я стал чувствовать себя лучше с каждым потерянным граммом веса.
Я больше работал и молился, это улучшило мою физическую выдержку и умственные способности. Так как в офисе у меня своя лаборатория, я часто проверял свои анализы, а именно, уровень глюкозы, триглицерида и холестерола в крови перед началом и в конце Рамадана. В конце месяца я констатировал заметные улучшения в анализах.
Так как благодаря Богу я не ощущаю проблем с избыточным весом, мои потери веса были минимальны - лишился килограмма, и вскоре наверстал упущенное. Пост в Рамадан будет истинным благословением для людей с избыточным весом, а также для тех, кто привык к курению и обжорству. Такие люди смогут научиться контролировать свои вредные привычки.
Пост для пациентов больниц и клиник Как уже упоминалось ранее, пациенты освобождаются от поста. Но некоторые из них все же могут решиться на эксперимент. Для них я предлагаю следующие рекомендации: Пациентам, страдающим от диабета.
Диабетики, которым предписана только диета, могут поститься и с сокращением веса их болезнь может пройти или, по крайней мере, их состояние улучшится. Диабетики, которым наравне с диетой предписаны гипоглицемические препараты типа Ориназы, в посте должны придерживаться следующих мер предосторожности: они должны сократить дозу препарата на одну треть, и принимать таблетку не утром, а во время ифтара вечером. Если они почувствуют или определят, что количество сахара в крови упало, они должны немедленно прервать свой пост.
Диабетики, принимающие инсулин, ни в коем случае не должны поститься. Если они решаться поститься на свой страх и риск, они должны это делать под четким наблюдением врачей и при существенных изменениях дозы инсулина. Те диабетики, которые постятся, должны придерживаться своей диеты во время ифтара, сухура и ужина.
Прерывание поста сладким, которое широко практикуется во время Рамадана, повредит их состоянию здоровья. Они должны измерить уровень сахара в крови перед завтраком, и после окончания поста. Пациентам, страдающим от повышенного кровяного давления или сердечных болезней.
Люди с мягким и средним кровяным давлением, страдающие от излишнего веса должны поститься, так как пост поможет уменьшить их кровяное давление. Перед этим им необходимо пойти к врачу, чтобы согласовать с ним, какие лекарства можно или нельзя принимать во время поста. К примеру, рекомендуется сократить потребление мочегонных средств во избежание обезвоживания организма.
Препараты долговременного действия типа Индерала или Тенормина должны приниматься один раз в день перед Сухуром. Люди с повышенным давлением или серьезными болезнями сердца не должны поститься вообще.
Великий пост - главный пост во всех христианских церквях. Это самый продолжительный и строгий из четырех постов, который завершается главным православным праздником — Светлой Пасхой. Великий пост посвящен 40-дневному посту Христа в пустыне, отсюда другое его название — «четыредесятница». В период Великого поста верующие отказываются от мяса и продуктов животного происхождения — молока, яиц и их производных. Всего два раза — в праздники Благовещения 7 апреля и Вербного Воскресенья 25 апреля — можно есть рыбу, а в Лазареву Субботу 24 апреля - икру. Самыми строгими являются первая и последняя неделя, в первый и предпоследний дни поста церковный устав предписывает полный отказ от пищи, по понедельникам, средам и пятницам практикуется сыроедение, с понедельника по пятницу, за редким исключением, отказ от растительного масла. Как объяснил протоиерей Евгений Маляр, благочинный Церквей третьего округа Владивостокской Епархии, далеко не каждый человек может поститься так, как предписывает церковный устав.
Впрочем, этого от мирян и не требуется. Монахи в этот период не ведут активной жизни, они сосредотачиваются на молитве. Обычному же человеку, который остается в труде, в семье, для жизни нужна энергия. Пост для него не должен быть отнимающим силы», - говорит отец Евгений. При этом самое главное - помнить о смысле поста. Это прежде всего воздержание в самом широком смысле.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
Полезен ли пост для здоровья, как правильно питаться в пост, чтобы не навредить организму, узнайте из советов диетолога. – последние новости Гомеля и Гомельской области. Полезен ли пост для здоровья, как правильно питаться в пост, чтобы не навредить организму, узнайте из советов диетолога. – последние новости Гомеля и Гомельской области. В статье описывается польза мусульманского поста для организма человека. Приводятся данные исследований и экспериментов, а также изречения Пророка Мухаммеда.