Народный артист РСФСР, президент Театра сатиры Актер Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни, сообщил РИА Новости актер Юрий Васильев.
Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
Сколько лет супруге Ширвиндта старшего. 15 марта на 90-м году жизни скончался известный актер театра и кино Александр Ширвиндт. Умер советский и российский актер театра и кино, народный артист и президент Театра сатиры Александр Ширвиндт. Александр Ширвиндт говорит о себе так. Президент Театра сатиры народный артист РФ Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни, сообщил ТАСС со ссылкой на художественного руководителя Театра сатиры Сергея Газарова.
Стала известна причина смерти Александра Ширвиндта
Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. В 1956 году Александр Ширвиндт окончил Театральное училище им. Щукина курс Веры Константиновны Львовой и был принят в труппу Театра-студии киноактера.
Я даже не знаю, кто из современных актеров может приблизиться к нему. В разговоре с MSK1.
RU он вспоминает о наставнике с исключительной теплотой. По его словам, для своих студентов Александр Анатольевич был «примером настоящего человека, настоящего отношения к жизни, к людям и делу». Просто посидеть на его репетициях было не только профессиональным уроком, но невероятным жизненным уроком. И я пока был студентом, я его, конечно, называл Александр Анатольевич.
Прошло время, я уже работал на телеке и брал у него интервью. Он на меня посмотрел и сказал: «Ты уже не студент». Я говорю: «Нет, Александр Анатольевич». И тогда он говорит: «Шура», и категорически потребовал, чтобы я его так называл, — вспоминает в разговоре с MSK1.
RU Шнейдеров. При этом он как бы и не играл, он жил этой ролью» Давид Шнейдеров, режиссер и киновед — Педагог он был блестящий. Знаете, есть режиссеры, которые объясняют и которые показывают. Он умел и то, и другое.
Он показывал как некое направление, умел вытащить из каждого студента свое, уникальное.
Сразу после женитьбы Александр Ширвиндт привел жену в свою комнату на Арбате в огромной коммунальной квартире. Там проживало еще 18 человек. Эта комната так и осталась за ним. И только спустя годы они переехали в свою благоустроенную квартиру в высотке. Любимое времяпровождение за городом у Александра Анатольевича с супругой было в загородном доме 82 кв м — он принадлежит только Наталье Николаевне, так как достался ей от по наследству от деда академика, главного архитектора Москвы.
В ней артист сыграл ресторанного пианиста Шурика, а его партнёрами по съёмочной площадке выступили Людмила Гурченко , Олег Басилашвили , Никита Михалков и др. В 1985 году состоялась премьера комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная», которая вскоре стала лидером советского проката: в течение года её посмотрели около 45 миллионов зрителей. Успех киноленте обеспечила не только безупречная режиссура, но и блестящий актёрский состав. Ещё через два года выходит очередная совместная работа артиста с Эльдаром Рязановым — трагикомедия «Забытая мелодия для флейты», в которой актёру достаётся одна из ролей второго плана. Сценарий картины был завершён задолго до начала съёмок, однако лишь с началом эпохи гласности режиссёр получил возможность реализовать свой замысел в полной мере и затронуть ранее запрещённые в советском кинематографе темы. В 1991 году на экраны выходит повествующая о строительстве первой в России железной дороги комедия «Чокнутые». В этой картине артисту отводится роль английского инженера и изобретателя паровоза Джорджа Стефенсона, а помимо него в актёрский состав входят такие звёзды советского кинематографа, как Николай Караченцов , Наталья Гундарева, Михаил Боярский , Наталья Крачковская и др. В 1995 году, вместе с Олегом Янковским и Михаилом Козаковым, артист снимается в российско-чешской фантастической комедии «Роковые яйца» по повести Михаила Булгакова , а уже в 2000 году он становится художественным руководителем Московского академического театра сатиры. С этого момента Александр Анатольевич гораздо реже появляется на широком экране, предпочитая сосредоточиться на театральных проектах. Одной из самых заметных его работ в кино в эти годы является сиквел «Иронии судьбы», режиссёром которого выступил Тимур Бекмамбетов. Действие картины происходит спустя 30 лет после знакомства Нади Шевелёвой и Жени Лукашина, а в её создании принимает участие почти весь оригинальный актёрский состав исключение — Лия Ахеджакова. В 2009 году на экраны выходит новый фильм о приключениях трёх мушкетёров режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В этой ленте Александр Анатольевич примеряет на себя образ французского министра Кольбера. Однако фильм был крайне негативно принят как поклонниками первых экранизаций романов Александра Дюма, так и кинокритиками, а главным его недостатком, по мнению и тех, и других, стал сценарий. В последние годы Александр Ширвиндт совмещает актёрскую карьеру и руководство театром с литературной деятельностью. Актёр является автором нескольких книг, в числе которых автобиографические издания «Склероз, рассеянный по жизни», «Опережая некролог» и др. Помимо прочего, сегодня народный артист также известен как ведущий таких телепрограмм, как «Хочу знать», «Театральная гостиная» и др. Александр Ширвиндт Личная жизнь и семья Александра Ширвиндта Со своей будущей супругой Александр Ширвиндт познакомился ещё в юности: ею стала его соседка по дачному посёлку Наталья Белоусова. Сам актёр, рассказывая о знакомстве со своей избранницей, любит шутить о том, что изначально его привлекла корова, которую держала её семья. Являясь большим любителем домашнего молока, он часто заходил в гости, чтобы им угоститься, а позднее обратил внимание и на саму девушку.
Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
Но, несмотря на почтенный возраст, он не мог позволить себе не прийти на традиционный сбор труппы театра Сатиры, художественным руководителем которого был в 2000—2021 годах. Уже два года как Александр Анатольевич является президентом театра. Каких-то реальный властных полномочий и управленческих функций он, наверное, не имеет, являясь для всех в Сатире эдаким живым памятником и ориентиром в профессии. Поэтому после того, как новый руководитель Сергей Газаров подробно рассказал про подготовку к празднованию 100-летию театра, про отгремевшие и будущие премьеры, про ремонты и зарплаты, актеры устремились к своему "папе", как за глаза называют Ширвиндта. Можете ему жать руку, но не более".
В последние годы он остро переживал утрату близких друзей и коллег. В интервью «7 Дней» он с горечью отметил: «Мои ряды редеют… Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне». Эти слова подчёркивают глубокое восприятие Ширвиндтом реалий жизни и смерти, оставляя нам память о человеке, который жил полной жизнью, несмотря на все трудности. Прощание с Александром Ширвиндтом станет большой потерей для российской культурной сцены.
Среди других спектаклей, в которых он сыграл: «Обыкновенное чудо», «Ревизор», «Горе от ума», «Бремя решения», «Андрюша»… С первых дней работы в Театре сатиры Ширвиндт пробовал себя и в режиссуре, и вскоре он получил известность как театральный режиссер. Свой первый спектакль «Проснись и пой! Захаровым в 1970 году. Всего Александр Анатольевич поставил более 15 спектаклей, в которых часто выступал и в качестве автора или соавтора сценария, а также и в качестве исполнителя.
Особое место в творчестве Ширвиндта занимала эстрада. Его тяга к этому жанру началась еще со студенческих «капустников». Позднее такого рода творческие собрания Александр со своими коллегами устраивал в Доме актера, которые имели огромный успех у зрителей. Это был настоящий сатирический театр миниатюр.
На эстраде Ширвиндт был и режиссером, и конферансье, и автором, и исполнителем. Владимиров и В. Он автор блестящих монологов, написанных им для артистов советской эстрады, а также организатор юбилеев многих замечательных деятелей искусства. Со спектаклями и концертами он сам объехал почти весь мир.
Ширвиндт также решил связать свою жизнь с творчеством. После окончания Театрального училища им. Щукина в 1956 году был принят в труппу Театра-студии киноактера, а через год — в Театр имени Ленинского комсомола и штат киностудии "Мосфильм". В труппе Театра сатиры Ширвиндт служил с 1970 года.
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Советский и российский актёр и режиссёр Александр Ширвиндт, его биография и личная жизнь. Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, писатель Александр Ширвиндт умер 15 марта в больнице. Народный артист РСФСР, президент Театра сатиры Актер Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни, сообщил РИА Новости актер Юрий Васильев.
Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь
С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. Спустя почти месяц после смерти Александра Ширвиндта Москва окончательно простилась с любимым артистом. Александр Ширвиндт (справа) с сыном, телеведущим Михаилом Ширвиндтом перед началом Новогоднего капустникеа в Доме актера, 2019 год. В 2021 году Александр Ширвиндт ушел с поста художественного руководителя Московского академического Театра сатиры из-за состояния здоровья. В Москве умер актер и режиссер, народный артист России, президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. 19 июля 1934 года родился народный артист РСФСР, актёр театра и кино, театральный режиссёр, Президент Московского академического театра Сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт.
19 июля - Александр Ширвиндт - 90 лет со дня рождения
Ширвиндт Александр Анатольевич | Народный артист Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни в столичной больнице. |
Умер народный артист России Александр Ширвиндт | Александр Анатольевич Ширвиндт (Aleksandr Shirvindt). |
Умер в больнице народный артист России Александр Ширвиндт | Александр Анатольевич Ширвиндт является выдающимся актером постсоветского времени. |
Александр Ширвиндт - актёр - биография - российские актёры - Кино-Театр.Ру | На 90 году жизни умер президент театра сатиры, народный артист, режиссер Александр Ширвиндт. |
«Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть | Народному артисту РСФСР Александру Ширвиндту исполнилось 85 лет. |
Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
Тегирухтин александр анатольевич волггму, ширвиндт александр новости 2023г, пудов александр анатольевич большой театр. Более 60 лет Александр Ширвиндт был женат на одной женщине – архитекторе Наталье Белоусовой. Александр Ширвиндт. Дата рождения: 19 июля, 1934. Актер, Режиссер, Сценарист, Актер дубляжа.
Биография Александра Ширвиндта
Александр Анатольевич Ширвиндт умер 15 марта 2024 года в Москве на 90-м году жизни. Александр Анатольевич Ширвиндт (род. 19 июля 1934, Москва) — советский и российский актёр, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий. 15 марта на 90-м году жизни умер артист, режиссер, телеведущий, многолетний художественный руководитель и президент Театра сатиры Александр Ширвиндт. Александр Ширвиндт (справа) с сыном, телеведущим Михаилом Ширвиндтом перед началом Новогоднего капустникеа в Доме актера, 2019 год. Александр Ширвиндт – знаменитый советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра сатиры (до сентября 2021 года), Народный артист РСФСР (1989). В 1970 году Ширвиндт был принят в труппу Московского академического театра Сатиры, а с 2000 года и по настоящее время Александр является его художественным руководителем.
Яркие цитаты Ширвиндта: чем запомнился народный артист
Действительный член Академии кинематографических искусств «Ника», действительный член Американской пушкинской академии искусств, действительный член «Академии юмористических авторитетов», премии «Золотой Остап», член попечительского совета и сопредседатель Московского Английского клуба. Президент Московского академического театра сатиры 16 ноября 2021 — 15 марта 2024. В 2000—2021 годах был художественным руководителем. За 54 года работы в Театре сатиры сыграл около 30 ролей, поставил более 20 спектаклей.
Вспоминает Б. Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа. Жадная нетерпеливость насильника становилась особенно отвратительной оттого, что мы видели перед собой человека внешне вполне благопристойного. Напомню, что роль-то была эпизодическая, но требовалось за пять-семь минут успеть рассказать о многом». В те же годы Ширвиндт был удостоен своей первой официальной награды — медали «За освоение целинных земель». Причем обстоятельства едва не сложились таким образом, что награду он мог получить посмертно. Что же произошло? Актерская бригада, в которую включили и Ширвиндта, отправилась на целину — в Кустанай — в феврале. Уже изначально это выглядело самоубийством, потому что в такую пору в тех местах вовсю валит снег, бушует вьюга и трещат сорокаградусные морозы. Однако руководитель делегации, профсоюзный босс Ленкома Борис Ульянов решил на собственном примере доказать высокому начальству, что и в таких климатических условиях его актеры сумеют достойно представить театр. Неприятности начались сразу же после того, как ноги ленкомовцев ступили на целинную землю. Дважды при перелетах с одного места на другое самолет, в котором они находились, едва не потерпел аварию. Не лучше обстояло дело и с наземным транспортом. Через несколько часов такого стояния все пассажиры «газика» их было четверо, включая и Ширвиндта стали прощаться с жизнью, уверенные, что ни одна живая душа не сможет найти их в огромной степи во время вьюги. Но им повезло. На них случайно наткнулись два поисковых трактора из той колонны, которую выслали им навстречу. Так что свою медаль Ширвиндт заработал, что называется, потом и кровью. Между тем в 1958 году Ширвиндт стал отцом — родился сын, которого назвали Михаилом. Мамой мальчика была студентка архитектурного института Наталья Белоусова, на которой Ширвиндт женился незадолго до этого. Ее знакомство с Ширвиндтом состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ наука, искусство, литература , который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. По своим корням жена Ширвиндта — столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу — в старое московское купечество. На момент знакомства молодых Белоусовы являлись аборигенами НИЛ а, а Ширвиндт с родителями гостил у знаменитого артиста Дмитрия Журавлева. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке прежде всего то, что у нее в хозяйстве имелась… корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Гак что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться. Стоит отметить, что рождение сына весьма огорчило Ширвиндта. Дело в том, что он мечтал иметь дочь. А тут — сын. Он настолько расстроился, что слухи о его «беде» распространились даже в театре. Когда об этом узнал актер Леонид Марков, считавшийся в артистической среде Дон Жуаном, он прочел Ширвиндту короткую лекцию — объяснил, что тот должен быть счастлив, что родился именно сын. Монолог Маркова звучал так: «Представь себе, что у тебя дочурка. Проходит каких-нибудь семнадцать лет, ты сидишь дома, уже несвежий, лысеющий Шурик, и ждешь с Таточкой свою красавицу Фиру. А Фиры нет. Она пошла пройтись. Ее нет в двенадцать, в час, в два. Ты то надеваешь, то снимаешь халатик, чтобы куда-нибудь бежать, и вдруг — звонок в дверь. Вы с Таточкой бросаетесь открывать. На пороге стоит лучезарная, счастливая Фира, а за ней стою Я! Ты втаскиваешь ее в дом и в истерике излагаешь все, что ты обо мне знаешь и думаешь! И я вхожу в твой дом. Малыш, тебе это надо? В конце 50-х Ширвиндт был почти неизвестен массовому зрителю его карьера в кино складывалась скромно , но столичная публика его знала хорошо. Особенно та ее часть, которая посещала популярные в те годы «капустники». На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался «В гостях у Михаила Жарова». В начале 60-х творческая активность Ширвиндта продолжала набирать обороты — он трудился сразу на трех поприщах: в «капустниках», в театре и в кино. В репертуаре Ленкома Ширвиндт был занят в нескольких спектаклях: «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики! Балтера, «Колесо счастья» братьев Тур, «Когда цветет акация» Н. Винникова и др. Однако ни одна из этих ролей за исключением Джона Данкера в «До свидания, мальчики! Вообще Ленком в те годы откровенно лихорадило. После ухода из театра Гиацинтовой и Бирман к его руководству пришли совершенно случайные люди, которые ввергли Ленком в пучину безвкусицы. На фоне другого столичного театра — «Современника» — Ленком выглядел каким-то мастодонтом. Вспоминает Ширвиндт: «Имелся у нас знаменитый спектакль «Семья», пьесу написал Попов, секретарь Ленина. Я там в заключительной сцене был задействован. На явке. То ли в подземелье, то ли еще где-то. Все в основном соратники, а в углу лежит куча меньшевиков. В пенсне. Меньшевикам дают достойный отпор. Вот одним из тех, кому отпор, я и был. В финале на сцену, как раз над Лениным, сверху спускалось знамя. Этим у нас занимался рабочий сцены, замечательный мальчик. Но — даун. Зато он мог проделать все, что от него требовали. В «Семье» требовалось на колосниках зацепить знамя за огромный крюк и придерживать полотнище, чтобы оно не скомкалось. Но он заснул. Прямо там, на колосниках. А в зале как раз комиссия по госпремиям. И вот представьте: после слов Ленина о грядущей победе под бравурную музыку над его головой возникает огромный ржавый крюк. Из зала было очень похоже на виселицу. Премию мы не получили, мальчика уволили…» Между тем в 1964 году ситуация в Ленкоме стала меняться в лучшую сторону — на должность главного режиссера пришел Анатолий Эфрос до этого он работал в Центральном детском театре. Эфрос дебютировал в Ленкоме спектаклем «В день свадьбы» В. В нем Ширвиндту досталась эпизодичесмая роль колхозника. Кстати, еще одним колхозником в спеккпсле был бессменный партнер Ширвиндта по «капустникам» Михаил Державин. И хотя роли им достались мизерные, однако они сделали все от них зависящее, чтобы зрители их запомнили. Например, прибегли к следующей хитрости. В сцене, где они были заняты, свадебные столы ломились от всевозможных яств, естественно, не настоящих, а бутафорских. Однако Ширвиндт с Державиным на каждое представление приносили с собой настоящие яблоки и смачно хрустели ими на сцене, доводя публику до голодного спазма — яблочный аромат мгновенно заполнял весь театр. Эфросу это не нравилось, но ничего поделать с «шутниками» он не мог.
Хотя, когда снимался в ней, даже не думал, что участвует в эпохальном событии, — съемочная группа просто хотела подарить людям радость, сделать веселый и добрый фильм. А Новый год оставался для Ширвиндта одним из важнейших праздников. Еще Александру Ширвиндту великолепно удавались роли иностранцев — он становился французом, итальянцем или англичанином, не произнеся ни слова на языке оригинала. Актер запомнился зрителям, в частности, в роли сэра Уильяма Самуэля Харриса в фильме Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» 1979. Там он снялся с ближайшими друзьями — Михаилом Державиным и Андреем Мироновым. Граф, майор, джентльмен. Пять иностранцев в исполнении Александра Ширвиндта С Михаилом Державиным Александр Ширвиндт и дружил, и долго и плодотворно сотрудничал. В течение многих лет они ставили эстрадные номера и вели телепередачи «Хочу знать» и «Утренняя почта». Щукина на кафедре актерского мастерства. Александр Ширвиндт был и успешным писателем-мемуаристом.
Книга воспоминаний. Чехова» 2010 [69] лауреат Главного приза Российской национальной актёрской премии « Фигаро » им. Андрея Миронова 2015 лауреат персональной награды «Актёрское братство» в рамках Российской национальной актёрской премии «Фигаро» им.
Александр ШИРВИНДТ
В дальнейшем Александр Анатольевич сменил место работы и перешел в Московский академический театр сатиры. Это место всегда имело для актера особое значение. После нескольких лет успешных выступлений на сцене Ширвиндт занялся режиссурой. Он поставил дебютный спектакль «Проснись и пой» в 1970 году Появление на экранах телевизоров Дебютной ролью в кино для Александра стало участие в работе «Она вас любит!
В 1956 году молодой Ширвиндт на несколько минут появился на экране. Актер был назначен на роль в последний момент, когда основной кандидат не смог прийти на съемки по личным обстоятельствам. На заметку: На первую зарплату актер приобрел популярную в то время машину «Победа».
Следующим проектом стала картина «Майор Вихрь». Ширвиндт отыграл персонажа Юзефа, которого зрители запомнили на долгие годы. Крупнейшей работой в карьере актера являются съемки в комедии «Ирония судьбы».
Под новый год Ширвиндт регулярно появляется на голубых экранах в роли Павлика. Эльдар Рязанов был под впечатлением от сотрудничества с Александром Анатольевичем, поэтому с удовольствием продолжил работать с ним над проектами «Вокзал для двоих» и «Забытая мелодия флейты».
Рад, что не подвел его. Спасибо за все, Александр Анатольевич. Дуэт с Михаилом Державиным, чудесным. Розыгрыши, капустники. Телевизионные «Бенефисы». Где умел и в обаятельную импозантность, и в острую характерность. Метко говорил.
Шутил над собой — в первую очередь. Достойно прожил. Мудро избежал ошибок. Порой резал правду-матку так — пострадавшие долго залечивали порезы. Память по себе оставил добрую. Вот за это за все спасибо, Александр Анатольевич. Вот и всё… Ещё в 14:35 была надежда. Даже на то, что сыграем спектакль наш 3 апреля… Спасибо Вам большое дорогой, любимый. За годы общения, за роли, встречи, работу, за шанс, за… За многое спасибо… Буду помнить… Журналист и телекритик Арина Бородина: Теперь не осталось никого.
Запомнили и его яркого персонажа в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», где он снялся вместе с Андреем Мироновым и Михаилом Державиным, и мужа Сусанны в «Самой обаятельной и привлекательной»… Словом, театральная слава дополнилась для него славой кинематографической. Александр Ширвиндт — телеведущий и педагог Александр Ширвиндт. Фото: Global Look Press А потом — и телевизионной. Появления Ширвиндта на экране зрители ждали каждые выходные: он «Утреннюю почту» вместе с Михаилом Державиным, а также популярные передачи «Терем-теремок», «Театральные встречи»… Неподражаемый юмор Александра Анатольевича отразился и в его книгах — «Склероз, рассеянный по жизни», «Опережая некролог». Кроме того, Ширвиндт много лет проработал педагогом в Щукинском театральном училище, став профессором: его учениками были Амалия Мордвинова, Леонид Ярмольник, Александр Олешко и другие популярные актеры. Фото: соцсети Из-за многочисленных ролей бабников и ловеласов зрители искренне считают Ширвиндта таким же, как его герои: обаятельным сердцеедом.
Сам же он повторяет в интервью: «Я испортил жизнь только одной женщине». Этой женщиной стала Наталья Белоусова. Они познакомились в дачном подмосковном поселке. Александру было всего семнадцать лет, когда он влюбился в красивую и веселую соседку. С ней он не был таким сдержанным и ироничным, как с другими: он терял голову от любви и нежности, писал ей трогательные письма: они учились в разных институтах и редко виделись. А спустя семь лет, устав от такой неопределенности, раздобыл где-то огромный букет белой сирени в январе!
В тот момент Ширвиндт был на гастролях. Вернувшись и узнав, что Наталья родила, он, словно обезумев, носился по всей Москве, разыскивая нужный роддом. А отыскав, с порога набросился на врачей и санитарок, требуя немедленно сказать, как себя чувствует жена. Еще больше новостей о звездах в Telegram-канале «Звездная пыль». Он очень боялся, что после родов, натерпевшись страха и боли, она разлюбит его. Не разлюбила.
И он — тоже.
Любовь и свет вели вас по жизни, поэтому и желать больше нечего, кроме как продолжать светить нам всем и над всеми нами. Очень любим. Многие лета», «Вот царь он и остаётся царем, хоть в парадной одежде, хоть в халате. С днём рождения, Ваше Светлейшество, граф Альмавива! Спасибо Вам за это», «Малой похож на Александра Анатольевича», «Самые сердечные поздравления и пожелания здоровой счастливой и насыщенной жизни», «С днем рождения Александр Анатольевич!
Стала известна причина смерти Александра Ширвиндта
За меня вступается Андрей Ильин, но дама, пока ее не остановил какой-то мужчина, продолжала свои поползновения по выдворению меня из группы прощающихся. Пожалуй, это был самый скверный эпизод прощания, которое, кстати, проходило так, как любил Александр Анатольевич, — недолго, непафосно и в общем-то при хорошей, улыбчивой погоде. Михаил Швыдкой. Фото: Наталия Губернаторова Место для артиста отвели на Новодевичьем самое что ни на есть замечательное — рядом Василий Лановой, чуть впереди — Михаил Жванецкий и Галина Волчек, а позади — Владимир Меньшов с мраморными голубями на памятнике. Как сказал бы Александр Анатольевич: «Здесь все свои». И собрались только свои — семья и Театр сатиры, но нельзя сказать, что пришла вся труппа. В служебном автобусе, который доставил артистов до Новодевичьего, половина мест оказалась свободна, из театра Джигарханяна, который зачем-то предыдущее начальство Департамента культуры слило с академическим театром, пришло человек пять, не более.
Пришли проститься и дети его друзей — Антон Табаков, Денис Евстигнеев. Выступая, Хазанов сказал, что ему накануне ночью было видение: «Явился Шура и спросил, мол, будешь выступать? И как будто Ширвиндт попросил говорить недолго. В своей короткой речи над прахом Хазанов признался, что его друга от всех покоящихся ныне на Новодевичьем их общих друзей отличает невероятное чувство свободы.
Позднее, как один из эпизодических персонажей, артист появляется в «Двенадцати стульях» Марка Захарова, вместе с ним в культовой советской комедии снимаются Андрей Миронов , Георгий Вицин , Олег Табаков , Николай Караченцов и другие звезды отечественного кино.
Кроме того, в это же время он утверждается на одну из ключевых ролей в мюзикле «Небесные ласточки» и играет в комедии Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». В 1979 году состоялась премьера комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» экранизация одноимённой повести Джерома К. Джерома , впоследствии вошедшей в золотой фонд советского кинематографа и ставшей одной из вершин творчества самого актёра. В этой картине он воплотил одного из центральных персонажей — сэра Уильяма Харриса — друга главного героя Джи альтер-эго самого Джерома. В 1980-х годах театральный репертуар артиста пополнился такими спектаклями, как «Ревизор» по комедии Николая Гоголя , «Трёхгрошовая опера» по одноимённой пьесе Бертольта Брехта , «Молчи, грусть, молчи…», в которой он также выступил как постановщик, и др.
Самыми яркими работами в кино в этот период становятся комедии «Отпуск за свой счет» и «Просто ужас! Последняя картина также была включена в число претендентов на главный приз Каннского кинофестиваля и стала лауреатом государственной премии СССР. Кроме того, она была названа лучшим фильмом года по версии издания «Советский экран». В ней артист сыграл ресторанного пианиста Шурика, а его партнёрами по съёмочной площадке выступили Людмила Гурченко , Олег Басилашвили , Никита Михалков и др. В 1985 году состоялась премьера комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная», которая вскоре стала лидером советского проката: в течение года её посмотрели около 45 миллионов зрителей.
Успех киноленте обеспечила не только безупречная режиссура, но и блестящий актёрский состав. Ещё через два года выходит очередная совместная работа артиста с Эльдаром Рязановым — трагикомедия «Забытая мелодия для флейты», в которой актёру достаётся одна из ролей второго плана. Сценарий картины был завершён задолго до начала съёмок, однако лишь с началом эпохи гласности режиссёр получил возможность реализовать свой замысел в полной мере и затронуть ранее запрещённые в советском кинематографе темы. В 1991 году на экраны выходит повествующая о строительстве первой в России железной дороги комедия «Чокнутые». В этой картине артисту отводится роль английского инженера и изобретателя паровоза Джорджа Стефенсона, а помимо него в актёрский состав входят такие звёзды советского кинематографа, как Николай Караченцов , Наталья Гундарева, Михаил Боярский , Наталья Крачковская и др.
В 1995 году, вместе с Олегом Янковским и Михаилом Козаковым, артист снимается в российско-чешской фантастической комедии «Роковые яйца» по повести Михаила Булгакова , а уже в 2000 году он становится художественным руководителем Московского академического театра сатиры. С этого момента Александр Анатольевич гораздо реже появляется на широком экране, предпочитая сосредоточиться на театральных проектах. Одной из самых заметных его работ в кино в эти годы является сиквел «Иронии судьбы», режиссёром которого выступил Тимур Бекмамбетов. Действие картины происходит спустя 30 лет после знакомства Нади Шевелёвой и Жени Лукашина, а в её создании принимает участие почти весь оригинальный актёрский состав исключение — Лия Ахеджакова.
А оказалось, что я — сволочь. Вот из-за книголюбов Севастополя я и не могу приехать на родину родителей… Я когда вижу эту, значит, круглосуточную полемику относительно наших дел [России и Украины] с участием совершенно дрессированных политологов… Это театр. Но ужас-то в том… Крым ваш или Крым наш? Но Крым — мой. Ты понимаешь?
Он мой.
Причём, шутить умеет с фирменным, абсолютно невозмутимым выражением лица. Его ироничные высказывания можно собрать в «золотую коллекцию» и перечитывать — столько в них искромётного юмора и жизненной мудрости! Вот, например, некоторые из них. О любви «В моей профессии любовь постоянно приходится играть. Про любовь я наигрался, поэтому в жизни, когда говорят «любовь», у меня сразу возникает ощущение либо вранья и соплей, либо сурового быта: дети, внуки, тещи, невестки, обязательства… И всплывают воспоминания: когда начиналась вся эта любовь, не было ни квартир, ни машин.
Велосипеды были. А как любить на велосипеде? Женскую грудь я впервые увидел в родильном доме. Мама рассказывала, что, когда она стала меня кормить, я смотрел на грудь как настоящий бабник… Получается, что в жизни я однолюб. То есть мужчина, испортивший жизнь только одной женщине…» О возрасте «У меня очень тяжелая зарядка утром. Лежа, я сначала сучу ножками для поясницы.
Потом с трудом, кряхтя, сажусь на кровати и делаю вращательное движение на скрипучей шее пять раз туда, пять раз назад. И потом плечиками 10 раз. Меня кто-то когда-то научил, и я привык. И чувствую, что сделал зарядку… Смерти я не боюсь… Боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то… Я красивый старик, боящийся стать беспомощным. В общем, диагноз — «старость средней тяжести» И ещё — в моём возрасте главное ничего не менять.
Как жил до 80 — так и доживай.