Новости соловецкое восстание против церковной реформы

Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований.

СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76

Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона. Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона.

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ

Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря Кемь , Сумский острог. Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Причины [ править править код ] С. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. В 1666—1667 годах соловляне Геронтий Рязанов написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов.

В 1667 году состоялся Большой Московский собор , который анафематствовал древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря [1] , позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. События [ править править код ] История Соловецкого восстания.

Архимандрит Сергий оговаривает их перед царём. Царь посылает в Соловки Игнатия Волохова. Повесть о Соловецком восстании 3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня.

На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет [2]. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам [3]. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой.

Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками.

Были проведены и другие преобразования. Однако в начале сентября 1669 г. Им удалось освободиться, завязался бой между «умеренной» и «радикальной» группами, в котором последняя потерпела поражение. На свободу был выпущен Геронтий. Новые, «умеренные», лидеры в 1670 г. Однако в августе-сентябре 1671 г. Так, городничий старец Яков Соловаров вскоре организовал заговор с целью открыть ворота войскам и тем самым прекратить сопротивление и восстание в целом[27]. Новые документы подтвердили правильность сообщений митрополита Игнатия и других источников о роли пришлых людей, об участии в восстании разинцев, занимавшихся военной стороной обороны. Сведения об этом имелись и ранее, в частности в «роспросных речах» старца Пахомия июнь 1674 г. А в монастырь... Это важное свидетельство о том, что даже религиозная позиция находившихся в монастыре а не только по отношению к вооруженной борьбе не всегда была выражением внутреннего настроя монастыря, но формировалась под влиянием пришлых людей, т. Прямо не говорится о том, что пришли именно «разинцы», сказано лишь, что «капитоны» пришли «в разиновщину» 1670—1671. По данным О. Чумичевой, «неоднократно в источниках упоминается и то, что среди участников восстания в Соловецком монастыре были разинцы... Однако, несмотря на активную роль пришлых людей, нельзя утверждать, что именно они возглавили руководство восстанием»[29]. В «роспросных речах» старца Пахомия названы и те, на кого в основном опирались руководители восстания: «Да у них же... К сообщению о пребывании в монастыре донских казаков можно добавить, что и сам С. Разин ходил туда на богомолье в 1652 и в 1661 гг. Старец Пахомий сообщил также, что в монастыре находится около 300 человек братии и больше 400 бельцов[30]. Эти же цифры назвал другой «выходец» из монастыря — старец Александр, подтвердивший и информацию о социальном составе бельцов. Он сообщил о наличии в Соловецком монастыре «белцов разных чинов людей, московских беглых стрелцов, и донских казаков, и беглых боярских людей»[31]. Однако в уже цитированных «роспросных речах» сентября 1674 г. Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, прямо говорит о том, что в монастырь из Астрахани пришли «спомощники» Разина, «тогда убо уже и братству, иноком и бельцем, волю свою отъяша, и поставиша себе началником Фадейка Кожевника и Ивашка Сарафанова, и начаша быти во всем противны не токмо святой Церкви хулами, но и благочестиваго царя не восхотеша себе в государя имети». Казаки призывали монахов: «Постойте, братие, за истинную веру»[33]. Речь шла, надо полагать, именно о призыве к вооруженной борьбе. События, о которых идет речь, происходили в самом начале восстания, так как названный здесь Фаддей Петров находился вне монастыря, в Сумском остроге, как сказано выше, уже осенью 1669 г. Следовательно, «спомощники Разина» оказались в монастыре еще до начала Крестьянской войны 1670—1671 гг. Савич, не отрицая факта участия разинцев в Соловецком восстании, не признавал за ними видной, а тем более руководящей роли[34]. Если принять свидетельство митрополита Игнатия о том, что Фаддей Кожевник был разинцем, то становится очевидной именно их роль в победе не сторонников «непротивления», а агитаторов стрельбы по царским войскам следует напомнить, что Геронтий, противник вооруженной борьбы, оказался в тюрьме уже в сентябре 1668 г. Имя Фаддея неизменно называется в ответах на вопрос, кто начал стрелять по царским войскам. Даже находясь в заключении в Сумском остроге, он отправлял в монастырь письма, настаивая на своей линии «а велел им осаду крепить накрепко и здаватца... Именно в контексте сообщения о письмах Фаддея Бородина в «роспросных речах» старца Пахомия находятся и цитированные выше слова, отражающие мнение какой-то части осажденных «называют Соловецкий монастырь своим монастырем». Противоречия внутри монастыря обострились в конце 1673—1674 гг. Как показал уже упоминавшийся иеромонах Павел, 28 сентября 1673 г. Но священники продолжали молиться за царя. Сотники Исачко и Самко угрожали келарю Азарию, что они прекратят свою военную службу «ружье на стену положили» из-за того, что «они, воры, за великого государя священником Бога молить не велели, а священницы их не слушают и за великого государя Бога молят, а они... И сели... После этого из монастыря были высланы содержавшиеся в заключении в жестоких условиях противники вооруженной борьбы, оказавшиеся в руках воеводы И. Придавало ли «немоление» за государя политический и гражданский характер движению? Рассматривая этот вопрос на более позднем материале, а также анализируя старообрядческие эсхатологические сочинения, Н. Гурьянова сделала вывод, что их авторы высказывали своеобразные «политические концепции», но определение «политические концепции» поставлено в кавычки[36]. И это совершенно справедливо, поскольку подчеркивает его условность. Можно предполагать, что причиной ужесточения осады монастыря и действий царских войск была именно активизация в конце 1673—1674 гг. Для правительства не имело значения отсутствие в монастыре единства по этому вопросу и разногласия среди восставших. На последнем этапе восстания, «сидения», воеводе И.

Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Когда в монастырь прибыли новые богослужебные книги, монахи отказались их использовав, продолжив проводить ритуалы по старым книгам. Впоследствии они неоднократно писали челобитные царю Алексею Михайловичу с просьбой сохранить старые церковные чины, но они остались без ответа. Это стало главной причиной Соловецкого восстания. Отказ от проведения реформы в Соловецком монастыре. Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ. Однако, когда отец Иосиф прибыл на место, монахи отказались признать его настоятелем, после чего вообще изгнали его.

Соловецкое восстание (1668–1676).

Обитель, основанная когда-то на землях Новгородской республики, после ее падения хотя и оказалась во владениях великого князя Московского, сохранила и свои земли, и морские промыслы, и влияние. А в трудные времена не раз ссужала Москву деньгами. И когда в первых исправленных уже при патриархе Никоне книгах, доставленных в монастырь в 1657 году, были обнаружены «многие богопротивные ереси и новшества лукавые», их просто проигнорировали. С 1663 по 1668 год монахи послали царю девять челобитных и множество других посланий, доказывавших справедливость старой веры. В ответ у монастыря для начала отобрали все вотчины и промыслы, потом запретили доставлять туда деньги и припасы. У оппозиции начались конфликты с монастырскими властями. В 1666 году лидеры протеста даже пытались сбежать, но были пойманы и оказались в монастырской тюрьме. Тогда остальные оппозиционеры взбунтовались и потребовали, чтобы беглецов освободили. Отец келарь отказался. Чуть было до драки не дошло.

В результате Игнатия лишили дьяконского сана, хотя сам он этого решения и не признал. Впрочем, к тому времени его конфликт с монастырским руководством отошел на второй план. Главным стало столкновение с новыми, гораздо более радикально настроенными лидерами соловецкой оппозиции. А прежние — кто уехал в Москву на церковный собор или с челобитьями царю, кто умер, кто был арестован и сослан.

По решению совета соборных старцев присланные тексты были запечатаны в казённой палате, а богослужение продолжалось по старым обрядам.

С 1666 года монахи стали писать челобитные царю, где просили позволить использовать для церковной службы старые книги Они приводили немало аргументов, объясняя, что прежние обряды поддерживают веру предков и продолжают традицию в отличие от нововведений Никона. Увы, все эти просьбы не были услышаны. В 1667 году старые обряды приравнивались к анафеме, как было решено Большим Московским собором. Многие старообрядцы подверглись преследованию, а настоятелем Соловецкого монастыря был назначен отец Иосиф, являвшийся сторонником реформ Никона. Правда, появившись в монастыре, новый настоятель не получил поддержки монахов.

Отец Иосиф был изгнан, после чего неподчинение властям со стороны насельников было воспринято как бунт. Начало восстания По приказу правительства царский стряпчий Игнатий Волохов прибыл в Соловки с небольшим отрядом стрельцов. Именно тогда и началась осада. Как я уже отметила, Соловецкий монастырь представлял собой хорошо укреплённую крепость, имеющую необходимое вооружение и провиант. Достаточно долгое время Алексей Михайлович рассчитывал, что конфликт удастся решить миром.

На зиму стрельцы удалялись в Сумской острог, а по весне снова возвращались к стенам монастыря. Такая ситуация продолжалась почти четыре года, однако затем инициатива перешла в руки воеводы Ивана Мещеринова. Он возглавил осаду, поклявшись: тех, кто решит добровольно сдаться, ждёт прощение.

Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе.

Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан. Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами.

По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ.

Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Лишь к 1680-м гг. Распространялось и духовное сопротивление. Протопоп Аввакум и другие лидеры раскола проповедовали спасение души от "печати антихристовой" в пламени - посредством самосожжения. По всей Карелии прокатилась волна массовых гарей, в огне которых погибло до 7,5 тыс.

Подавляющее число их составляли женщины с детьми и старики. Первая такая гарь случилась под Олонцом в 1676 г. Около тысячи крестьян Лопских погостов сожгли себя в 1687 г. Монастырь отстроили, но в следующем 1688 г. Всего в двух палеостровских гарях погибло 4-4,5 тыс. В сентябре 1689 г. Старообрядческое сопротивление вылилось и в другую форму.

Уже в 1691 г. В 1691-1695 гг. Скиты и кельи под началом бывшего соловецкого монаха Корнилия и дьячка из Шунгского погоста Данила Викулова располагались в глухих лесах в районе Верхней Лопи на р.

Соловецкое восстание 1667–1676 гг.

  • СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
  • Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
  • Боже, царя вразуми!
  • Арабский халифат и его распад
  • Боже, царя вразуми!

Соловецкий бунт

В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции.

По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение». План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались.

Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь. Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод.

Многие верующие восприняли реформу Никона как нарушение правильных церковных традиций и богохульство, ведь греческая церковь запятнала себя в 1439 г. Тем не менее Церковный собор, созванный в 1654 г. Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем испортились, так как царь не желал делить ни с кем свою власть. Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе. Самолюбивый Никон не мог стерпеть пренебрежительного отношения к себе, поэтому в 1658 г. Никон надеялся, что царь одумается, забудет о противоречиях и пригласит его обратно в Москву.

Однако эти надежды не сбылись: напротив, Алексей Михайлович решил созвать Церковный собор, чтобы судить Никона за самовольное отречение от сана. Церковный собор состоялся в 1666 г. На соборе был установлен приоритет светской власти над духовной — православные патриархи из других стран, присутствовавшие на суде, полностью поддержали Алексея Михайловича. Никон был признан виновным в самовольном оставлении церкви, поэтому по итогам суда его окончательно лишили сана и пожизненно заточили в Ферапонтовом монастыре. Противников церковной реформы стали называть старообрядцами. Руководителям старообрядцев за неповиновение полагалась смерть на костре. Так начался раскол в Русской православной церкви. Хочу поступить в лучший вуз! Скачайте планер для подготовки к ЕГЭ, чтобы учёба проходила эффективнее Скачать гайд Принимаю условия соглашения и даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях политики конфиденциальности Протопоп Аввакум и старообрядцы Лидером движения старообрядцев выступил протопоп Аввакум. Старообрядцы считали, что реформа Никона разрушает традиционную православную веру, поэтому различными способами выражали протест: бежали в леса, устраивали коллективное самосожжение, отказывались подчиняться царской власти и нести повинности, вступали в вооружённые столкновения с правительственными войсками.

Среди старообрядцев оказались представители различных социальных слоёв: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Например, известной подвижницей старообрядчества была боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова. За взгляды её лишили имений, сослали и уморили голодом. Вскоре после смерти отца по указанию матери 17-летний Аввакум женился на обедневшей 14-летней Анастасии, дочери кузнеца. Будучи священником, Аввакум был известен своей строгостью нравов и убеждений. В этот период сформировались его взгляды, характерной чертой которых была склонность к аскетизму.

В 1657 году в Соловецкий монастырь были присланы новые церковные книги, в соответствии с которыми следовало совершать богослужение. Он требовал креститься так, как делали в Европе тремя пальцами , для церковных текстов и икон использовать греческие книги, а не старославянские тексты и придерживаться новых требований в проведении церковных обрядов. Подобные реформы проводились крайне неразумно, нередко с использованием грубой силы, а сам Никон не пользовался авторитетом среди духовенства хотя и получил поддержку царя Алексея. Алексей Кившенко «Церковный cобор.

Начало раскола» Сопротивление власти Но после появления новых книг в Соловецком монастыре священнослужители не спешили использовать их. По решению совета соборных старцев присланные тексты были запечатаны в казённой палате, а богослужение продолжалось по старым обрядам. С 1666 года монахи стали писать челобитные царю, где просили позволить использовать для церковной службы старые книги Они приводили немало аргументов, объясняя, что прежние обряды поддерживают веру предков и продолжают традицию в отличие от нововведений Никона. Увы, все эти просьбы не были услышаны. В 1667 году старые обряды приравнивались к анафеме, как было решено Большим Московским собором. Многие старообрядцы подверглись преследованию, а настоятелем Соловецкого монастыря был назначен отец Иосиф, являвшийся сторонником реформ Никона. Правда, появившись в монастыре, новый настоятель не получил поддержки монахов. Отец Иосиф был изгнан, после чего неподчинение властям со стороны насельников было воспринято как бунт. Начало восстания По приказу правительства царский стряпчий Игнатий Волохов прибыл в Соловки с небольшим отрядом стрельцов. Именно тогда и началась осада.

Доказательство тому — история одного из лидеров монастырской оппозиции, диакона Игнатия Соловецкого, действительно идейного борца, проповедника и писателя, который доказал верность своим идеалам, сгорев в Палеостровской «гари». Сначала он с группой единомышленников взбунтовался против соловецкого архимандрита Варфоломея и келаря Савватия, которые «проводили политику подчинения монастыря московским властям». И главным камнем преткновения стала не столько «книжная справа», которая велась и патриархом Филаретом, и патриархом Иосифом, а желание сохранить автономию Церкви вообще, и монастыря в частности. Образованных соловецких книжников страшил всепроникающий государственный контроль. На Соловках привыкли жить иначе. Обитель, основанная когда-то на землях Новгородской республики, после ее падения хотя и оказалась во владениях великого князя Московского, сохранила и свои земли, и морские промыслы, и влияние. А в трудные времена не раз ссужала Москву деньгами. И когда в первых исправленных уже при патриархе Никоне книгах, доставленных в монастырь в 1657 году, были обнаружены «многие богопротивные ереси и новшества лукавые», их просто проигнорировали. С 1663 по 1668 год монахи послали царю девять челобитных и множество других посланий, доказывавших справедливость старой веры. В ответ у монастыря для начала отобрали все вотчины и промыслы, потом запретили доставлять туда деньги и припасы.

У оппозиции начались конфликты с монастырскими властями. В 1666 году лидеры протеста даже пытались сбежать, но были пойманы и оказались в монастырской тюрьме. Тогда остальные оппозиционеры взбунтовались и потребовали, чтобы беглецов освободили. Отец келарь отказался.

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Там было представлено подробное обоснование готовности Соловецкого монастыря защищать, старую веру и приводились многочисленные доводы против реформы. Народные восстания против реформ Петра I.

«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!

восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий