Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
uristinfo.net
это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Однако существуют нормативные акты, которые действуют в отношении определенных субъектов права и категорий граждан.
uristinfo.net
Норма-предписание - это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта. Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части. В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права и статья закона совпадают. В этом случае в статье присутствуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. Пример - любая норма особенной части УК. Диспозиция - запрет совершения преступления грабеж, хулиганство... Гипотеза - условие вступления нормы в действие если кто-либо совершил преступление.
Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.
Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство По объёму и характеру действия нормативно — правовые акты подразделяются: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного чрезвычайного действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт военных действий, стихийных бедствий. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно — правовые акты можно разделить на акты: Законодательной власти законы ; Исполнительной власти подзаконные акты ; Судебной власти юрисдикционные акты общего характера.
Закон главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Таким образом, закон это нормативно — правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Признаки закона: законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре стадии: Внесение законопроекта в законодательный орган. Обсуждение законопроекта.
Принятие закона Опубликование закона. Принятие закона референдумом осуществляется на основе Федерального конституционного закона Российской Федерации «О референдуме Российской Федерации». И не контролируются со стороны какого — либо другого органа государства.
Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно — правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно — правовых актов по отношению друг к другу.
Такое понимание сформировалось на протяжении общественного развития и выступает в качестве крупного достижения. А отсутствие определенного элемента является признаком несовершенства правовой нормы. Но Венгеров отмечает, что определение трех вышеуказанных элементов является лишь первым звеном правовой нормы. И знание об этом является важным для реализации правовых норм. Такая проблема является важной, причем не только с научной точки зрения, но и с практической. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права.
А процесс их разделения приводит к тому, что неправильно понимается внутреннее строение юридической нормы, неточно определяется трехэлементная структура и усложняется процесс использования права. Не во всех случаях в словесном определении некоторой статьи есть возможность найти все наиболее популярные элементы соответствующей нормы права. Структурные элементы правовой нормы чаще всего не расположены на поверхности и их необходимо выделить самостоятельно. Касательно понятия структуры нормы права, то она, по своей сути, выступает в качестве выражения стабильности в самых разных процессах. Причем она является независимой от изменения структурных элементов в общем. Такого рода свойство дает возможность правовой норме сохранить статус единого властного веления во всех случаях. И с практической точки зрения подтверждается, что выделение определенного структурного элемента нормы происходит лишь при самостоятельной его работе в качестве особой нормы. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод: Проблема определения структуры нормы является актуальной и на данный момент.
Ученые до сих пор не могут прийти к единому пониманию структуры нормы права. Одни ученые раскрывают только юридическую структуру нормы, другие уделяют внимание юридической, логической и социологической структурам. Анализ научных работ показал, что наиболее часто в научных работах структура юридической нормы определяется следующими элементами: диспозиция, гипотеза, санкция. Выявлены проблемы изложения норм права в законодательных актах, усложняющие процесс определения отдельных структурных элементов нормы права. Таким образом, можно отметить, что на практике вопрос выделения структуры нормы права является довольно важным и требует тщательного изучения для более эффективного использования правовых норм. Литература: Алексеев С. Братко А. Венгеров А.
Головистикова А.
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний
В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган. Второй этап- официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа.
Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права. В законодательстве строго очерчен круг таких субъектов. Право законодательной инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа.
Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания по каждой идет голосование. При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.
Третья стадия - голосование. Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить принятый акт наложить вето. Отклоненный акт можно вновь принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето. Тогда глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его.
Официальное опубликование- заключительная стадия процесса правотворчества. Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета". Законодательная техника - это система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.
От неуклонного соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень учета и систематизации законодательства. Практическое значение систематизации еще в 1833 г. Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида способа систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. До революции 1917 г. Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификационные акты -это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др. Эффективность работы юридических актов во многом зависит от того, насколько точно, последовательно и доступно для восприятия выражена в них воля автора.
Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. Правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах. Логическая структура совпадает со статьей нормативного правового акта. Формы выплаты заработной платы Заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь.
Правовой прецедент широко использовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права. Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции. Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права например, коллективные договоры, международные договоры, федеративные договоры. Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества. Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, то есть возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве. Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций. Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций. Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством. Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика. Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права. Религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, являются источниками права и в некоторых современных государствах, которые входят в семью религиозного права например, в мусульманских государствах основной источник права — Коран; в индуистских странах — Шастры, Веды. Но и в этих странах в последние десятилетия все большее распространение получает нормативный правовой акт как источник права. Юридическая наука правовая доктрина. Правовая доктрина — это правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Юридическая наука призвана вырабатывать наиболее рациональные и эффективные правила принятия, толкования и реализации норм права, давать систематические глубокие знания обо всех сторонах юридической действительности. Однако на отдельных этапах развития общества и государства юридическая наука выступала и выступает в качестве источника права. В Древнем Риме в период республики аргументы из сочинений ведущих юристов часто фигурировали в судах и были для них обязательными. Однако в некоторых странах при вынесении судебных решений иногда ссылаются на труды ученых-юристов, используя их в качестве дополнительной аргументации, а не источника права. В большинстве государств романо-германской за исключением Швейцарии и англо-саксонской правовой семьи юридическая наука не является источником права. В странах религиозной правовой семьи в первую очередь, в мусульманских она является одним из основных источников права, так как в основу решений по конкретным делам кладутся не положения Корана непосредственно, а их разъяснения и конкретизация, которые даны ведущими мусульманскими учеными-юристами и богословами. При решении конкретного дела суд практически никогда не обращается к Корану или Сунне. Он ссылается на мнение ученого-юриста по данному вопросу, авторитет которого общепризнан. В России до 1917 г.
Норма права — это структурное подразделение права, а статья -это подразделение текста закона. Поэтому говорить можно только о соответствии нормы и статьи, а не об их тождестве. В наиболее общем виде различают три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права и статья закона совпадают. Норма права изложена в двух и более статьях нормативного акта.
Норма права
Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает “разорвана” — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта.
zavtrasessiya.com
это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Норма права не всегда равна статье нормативно-правового акта. Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный.
Структура правовой нормы
Значение отсылочного и бланкетного способа заключается в том, что они позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования. Однако для практического использования наиболее удобно прямое изложение. В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций[18]. Казуальный способ представляет собой изложение фактов, действий, реквизитов документов и др.
Абстрактный - выведение в норме родовых признаков например, юридическое лицо, множественность действий, социальная компенсация и т. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права, но, тем не менее, казуальный способ изложения норм необходим - он облегчает понимание правовых норм и пользование ими.
Обобщая сказанное, можно выделить четыре варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку.
По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание вид правонарушения , особый порядок реализации, специфические меры принуждения. Уголовная ответственность — наиболее суровый вид ответственности.
Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В РФ исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на: управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом; обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия; запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия. По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на: абсолютно-определенные 33. Реализация норм права: понятие, формы. Гипотеза и санкция в структуре правовой нормы: понятие, виды, значение. Гипотеза если… — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические: Абстрактная гипотеза наиболее распространённая указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное — безвозмездное — чужого имущества — совершенное тайным способом. Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону. Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания.
Ответственность за невыплату заработной платы Порядок установления стимулирующих выплат следующий. Они устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это следует из ч.
uristinfo.net
Декларативные целеустановительные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности. Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия. В рамках этой же классификации различают нормы материального права которые регулируют содержательную сторону общественных отношений и нормы процессуального права которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права , нормы частного и нормы публичного права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Причем специальная норма отменяет в части своего действия общую норму. Последние устанавливают изъятия из общих или из общих и специальных норм. Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах.
При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать. Правила, содержащиеся в императивных нормах права как обязывание, запрет, так и дозволение , не могут быть изменены соглашением сторон. Большая часть норм права является императивными. Диспозитивные нормы права. Они действуют лишь постольку, поскольку субъекты конкретного правоотношения не установили для себя иных правил поведения.
Рекомендательные нормы права содержат правила, исполнение которых только желательно для государства, но не обязательно. В частности, такие рекомендации давались ранее колхозам, иным негосударственным предприятиям по вопросам организации сельскохозяйственного производства и оплаты труда. Данный юридический институт является свидетельством важности права как инструмента социального управления. Обычно в этом случае право распространяет свое действие на те сферы общественных отношений, которые до того в силу различных причин: новизны, невозможности или нецелесообразности - не подвергались правовому регулированию. Таким образом, сначала происходит очень осторожное вмешательство права в новые области общественных отношений, их юридическая регламентация. Кроме того, рекомендательные нормативные документы получили распространение в международном праве, где следует учитывать суверенность каждого государства, являющегося субъектом межгосударственных отношений.
По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. И те, и другие нормы имеют также свою иерархию. По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации. Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими или центральными органами государства и имеют один в унитарных государствах или два в федерациях уровня.
Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру несколько уровней в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима свободная экономическая зона появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права. Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, то есть при наличии соответствующего юридического факта.
Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение. Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает.
Социальные - регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. Это - правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста. Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, то есть предоставление различных материальных, духовных благ. Поощрительные нормы - это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания.
Гипотеза нормы права - эта часть нормы, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие. Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма. Диспозиция - это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения. Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лицучастников правоотношения.
Это и есть сама норма в узком смысле. Санкция нормы права - это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы. Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания.
Способы изложения правовых норм имеют информационную природу. Классификация норм права Данная классификация базируется на модульной и социологической структурах нормы права, а также обладает практическим значением.
Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям: по назначению, или функциям, принято различать основные, первичные, производные и вторичные нормы права; по содержанию правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные; по отраслям права выделяют нормы гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и пр. Особенно стоит отметить нормы диспозитивного характера, так как в отдельных сферах общественной жизнедеятельности, например, имущественной, они вступают в действие в том случае, если участниками этих общественных отношений самостоятельно не выработаны иные способы и формы решения собственных споров, заключения собственных договоров; по обязательности выделяют управомочивающие, обязывающие, запрещающие и пр. Теория права считает, что при вступлении данных норм в противоречие, приоритет отдается специальной норме.
Она охватывает логическими понятиями и их связками юридическую структуру, но обладает вполне самостоятельным значением. Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения Правовые нормы в статьях нормативных актов представлены различными юридическими конструкциями и способами изложения, обусловленными их спецификой.
Принято различать несколько вариантов изложения правовых норм: все элементы логической структуры — гипотеза, санкция и диспозиция — включаются в одну статью; элементы нормы права излагают в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы правовых норм могут быть изложены в нескольких статьях различных нормативных актов; в одну статью может быть включено несколько правовых норм. По характеру изложения нормы могут быть: прямыми — полностью фиксированы в статье нормативного акта ; отсылочные — содержат ссылки на другие статьи; бланкетные — неполное изложение. На основании характера нормативного обобщения, нормы могут быть абстрактными — изложены в общем виде, казуистическими — указывают особые случаи.
Нормативно-правовой акт
Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта.
Структура правовой нормы
Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного акта заключается в том, что норма права является более абстрактным и общим понятием, в то время как статья нормативного акта содержит конкретные и детализированные требования. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы.