Конференция ООН по торговле и развитию предупреждает о застое мировой экономики: темпы роста в большинстве регионов замедлились по сравнению с прошлым годом, и лишь в нескольких странах наблюдается противоположная тенденция. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным. По предварительным подсчетам Минэкономразвития, рост ВВП России в 2023 году составил 3,5%. По мере увеличения объема данных есть потенциал повышения.
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка
Президент подчеркнул: рост экономики РФ – это в том числе результат усилий бизнеса, который работает не только на прибыль, но и на национальные интересы. Кроме того, Путин обратил внимание на высокие темпы роста обрабатывающих отраслей: в январе и феврале динамика составила 7,5% и 13,5% соответственно. Рост экономики по итогам текущего года может составить более 3%, заявил 27 апреля президент России Владимир Путин в ходе совещания по экономическим вопросам. По итогам первого квартала ВВП прибавил 5,4% Рост ВВП по итогам марта текущего года замедлился до 4,2% год к году, после того как в феврале он составил 7,6%, следует из обзора Минэкономразвития «О текущей ситуации в российской экономике». Самые важные и актуальные новости экономики в журнале Эксперт.
Содержание
- Путин: ВВП РФ по итогам 2024-го может прибавить более 3%
- Поделиться
- Новости экономики России и мира сегодня
- РИА Новости: Россия в 2023 году стала пятой по темпам роста экономики в G20 — РТ на русском
- Иллюзия обмана: почему экономика растет, а уровень жизни падает
- Путин заявил, что темпы роста экономики РФ оказались выше прогнозов
Путин: ВВП РФ по итогам 2024-го может прибавить более 3%
Многие страны мира пребывали в состоянии рецессии, но потом из нее выходили. Иногда в состоянии рецессии одновременно находятся много стран. Если очень много, то тогда можно говорить о мировом экономическом кризисе. Тогда не было еще показателя валового внутреннего продукта ВВП , да и международная статистика была не на должном уровне.
Тем не менее, историки и экономисты попытались оценить с помощью показателя ВВП глубину падения мировой экономики. Получилось, что за период 1929—1932 гг. Читайте также Одна деталь, на которой вертится вся экономика — и ее у нас нет Подшипниковое производство в России полностью уничтожено, восстанавливать его даже не собираются После Второй мировой войны было бесчисленное количество экономических кризисов как в отдельных странах, так и одновременно во многих, но сокращения всего мирового ВВП ни разу не фиксировалось.
По той причине, что падения в одних странах компенсировались ростом экономики в других. Но так было до поры до времени. В 2009 году впервые в послевоенное время было зафиксировано сокращения мирового ВВП.
Такой кризис подпадает под определение МВФ «глобальной экономической рецессии». С тех пор прошло полтора десятилетия. Но есть смысл подробнее разобраться в этой истории.
Было ли это случайностью или же «звоночком», предупреждающем о еще более серьезной глобальной рецессии? Сразу скажу, что по прошествии 11 лет мировая экономика угодила в еще одну «яму». Падение было еще более глубокое, чем в 2009 году.
Причиной рецессии 2020 года был назван такой беспрецедентный форс-мажор, как «пандемия ковида», которая парализовала многие отрасли и производства во многих странах мира. А вот мировая рецессия 2009 года является чисто экономическим феноменом. Вспомнить глобальную экономическую рецессию пятнадцатилетней давности есть смысл.
Обращаю внимание на два момента. Во-первых, еще в 2008 году мало кто в мире предвидел глобальную рецессию. В это время бушевал финансовый и экономический кризис в США.
Он там начался в 2007 года с краха ипотечного рынка, который был искусственно раздут вследствие резкого ослабления требований государственных регуляторов к операциям банков и инвесторов на этом рынке. Кризис с ипотечного рынка перекинулся на другие сектора американской экономики.
И кстати, особый аспект в этом вопросе — выработка новых механизмов взаиморасчетов в международной торговле. Потому что даже оплата российского экспорта в национальных валютах стран-партнеров может привести к ситуации, когда российская экономика будет фактически кредитовать импортеров нашей продукции из-за невозможности «отоваривания» их нацвалют на мировом рынке, предупредил Гусев. Другая задача — разобраться с перераспределением природной ренты. Судя по исследованию, вместо того чтобы все больше перераспределять природную ренту через бюджет, можно было бы сократить налоговую нагрузку на топливно-сырьевой сектор, но одновременно снизить и цены на сырье на внутреннем рынке. Это поможет уменьшить затраты в экономике и закрепить на более низком уровне инфляцию даже без специальных мер Центробанка. Наконец, следует определиться с тем, во что именно и в какой пропорции мы инвестируем: в исследования и разработки, в высокотехнологичные отрасли, что важно для технологического суверенитета, или в отрасли, обеспечивающие более быстрое «потребление» ресурсов и более быстрый результат для экономики например, строительство , что важно для темпов роста. Хотя если в целом, то, по исследованию, «меры экономической политики должны быть направлены преимущественно на стимулирование инвестиций в создание новых производственных мощностей и рабочих мест». Конечно, многие из перечисленных выводов можно назвать дискуссионными.
И это как раз и доказывает необходимость масштабного обсуждения новой экономической стратегии, которая будет отличаться как от привычных для правительства подходов, так и от тех «альтернативных» экспертных рекомендаций, которые в изменившихся условиях тоже могли отчасти устареть. Между тем в Высшей школе экономики ВШЭ , комментируя выводы ИНП РАН о необходимости инвестиций, указали на то, что инвестиции, которые традиционно считаются предпосылкой для ускорения экономического роста, часто становятся его следствием. Как показывает изучение огромного массива данных об ускорениях и падениях экономического роста в странах за последние десятилетия, «инвестиции, как правило, не являются основным фактором, ускоряющим рост, — им становится увеличение экспорта; но инвестиции — важнейший фактор, препятствующий торможению экономического роста, его неожиданному обвалу», обратил внимание замдиректора «Центра развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. То есть всегда очень важно найти факторы не обязательно инвестиционного плана , которые будут инициировать рост ВВП, продолжил эксперт. Как он пояснил, сейчас это может быть «снижение уровня неопределенности, дебюрократизация экономики, снижение расслоения по уровню доходов, что вызовет рост энтузиазма и сплоченности нации».
Георгий Остапкович полагает, что уже в начале года цены, скорее всего, пойдут на спад. А вот Владимир Солодков не до конца разделяет позицию Остапковича: по его мнению, ждать резкого снижения пока не стоит. Он добавляет, что дефицит получится ликвидировать за счет покупки импортных яиц из Турции, однако стоимость с учетом доставки и логистики пока что вызывает больше вопросов, чем ответов. Главные риски для экономики России в 2024 году Георгий Остапкович в числе главных причин называет в первую очередь инфляционное давление.
По его словам, именно оно «больно бьет» по населению, равно как и курс рубля. При этом есть большая проблема с занятостью населения — сейчас на рынке не хватает людей для полноценной загрузки мощностей. Владимир Солодков среди главных рисков выделяет геополитическую ситуацию, которую практически невозможно предсказать и которая может измениться в любой момент, что напрямую повлияет на российскую экономику. Ключевые тренды в экономике на следующий год По мнению Георгия Остапковича, в 2024 году будет продолжаться импорт из Китая, потому что импортозамещение — очень дорогой и долгий процесс. Одним из самых успешных мировых кейсов стала Южная Корея, но для этого ей потребовалось порядка пяти лет. Для полноценного импортозамещения нужно создавать новые заводы, рабочие места. Кроме того, нужны компетентные и образованные люди. По словам Остапковича, в России в последние годы падает численность занятых людей в промежутке между 25-39 лет — то есть сектор с самыми производительными работниками. Поэтому, заключает эксперт, ориентация на Китай пока что будет однозначно сохраняться.
С ним согласен и Василий Солодков. По его словам, ни экономического, ни технологического суверенитета не существует, поэтому говорить о полном импортозамещении в России нельзя.
Во-вторых, мы видим значительное усиление корпоративных инвестиций, в том числе со стороны госпредприятий. В-третьих, мы также видим очень устойчивое частное потребление, поддерживающее рост экономики.
И наконец, мы отмечаем влияние госрасходов, хотя здесь наблюдается гораздо большее увеличение трат на безопасность, нежели общих трат», — объясняла замглавы исследовательского департамента МВФ Петя Коева-Брукс. По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, уверенный рост сегодня наблюдается в большинстве отраслей экономики. Помимо промышленности, речь идёт о строительстве, торговле, общепите, транспорте и туризме. Кроме того, повышается и общий уровень благосостояния граждан, добавил министр.
Основной фактор роста доходов — это заработные платы. По информации специализированной базы данных Castellum. AI, в отношении Москвы сейчас действует уже почти 20,8 тыс.
Bloomberg: Восстановление российской экономики под санкциями превзошло ожидания
Как не раз отмечал ЦБ, рост зарплат темпом выше роста производительности труда является проинфляционным фактором. 2022 год показал всем, что прогнозы — дело неблагодарное, а экономические тем более. В 2022-м стабилизатором экономики выступили рекордные чистый экспорт и рост бюджетных расходов при масштабном провале в потреблении и инвестициях. В 2023 году российская экономика показала высокие темпы роста — предварительно +3,5%. Однако стоит учесть восстановительный характер роста после падения 2022 года. 2024 год в экономике начался лучше, чем ожидали кабмин, ЦБ и эксперты. Здесь сосредоточены интересы всех крупнейших мировых игроков, появляются новые точки экономического роста.
Путин: Темпы роста экономики в России превысили 4%
Тем не менее мы пока не видим экономических тенденций, как правило, характерных для устойчивой дезинфляции. Рост спроса по-прежнему опережает возможности предложения. Это значимый источник инфляционного давления. Учитывая фактические данные по экономической активности, в обновленном прогнозе мы удлинили траекторию схождения инфляции к цели. После небольшого замедления в конце года экономика снова уверенно растет. Рост потребления в январе — феврале значимо превысил наш прогноз. Жесткость рынка труда усиливается, отражая повышение спроса на рабочую силу. Это характерно почти для всех регионов, о чем можно прочитать в апрельском докладе «Региональная экономика». В этом сценарии экономика с II квартала начнет переходить к более сбалансированным темпам роста. Разрыв между спросом и предложением будет постепенно сокращаться, поддерживая замедление ценовой динамики.
В этом случае накопленного повышения ключевой ставки будет достаточно, чтобы вернуть инфляцию к уровням, близким к цели, уже к концу этого года. Такое развитие событий предполагает начало снижения ключевой ставки во втором полугодии. Когда конкретно это произойдет — зависит от скорости замедления текущего роста цен. При слишком медленной дезинфляции не исключаем сохранения текущей ключевой ставки до конца года. Возможен и другой сценарий, который мы обсуждали в качестве альтернативного. В нем рост спроса на товары и услуги будет по-прежнему значительно превышать возможности расширения производства. Сигнализировать о таком перегреве будут быстрое расширение потребительской активности и кредитования, усиление жесткости рынка труда. Все это скажется на динамике инфляции и инфляционных ожиданий. В итоге, если процесс дезинфляции остановится, мы не исключаем повышения ключевой ставки.
Подчеркну, что этот сценарий не является базовым. При любом сценарии структурная трансформация экономики продолжится. Опережающий рост инвестиций отчасти связан с восстановлением потенциала, который экономика потеряла из-за пандемии в 2020 году и из-за геополитического шока в 2022-м.
По его словам, для этого ведется подготовка национальных проектов, которые должны быть утверждены до конца текущего года. Экономисты дали прогноз о новом «китайском шоке» «Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете: его доходы существенно превышают уровни прошлого года. Так, за первый квартал ненефтегазовые поступления увеличились на 43 процента, а в целом доходы федерального бюджета за три месяца выросли более чем в полтора раза по сравнению с прошлым годом», — заявил президент. Напомним, что российский лидер выступил с посланием Федеральному собранию 29 февраля, оно стало рекордным по продолжительности и длилось 2 часа 6 минут.
В своем выступлении глава государства затронул вопросы внешней и внутренней политики, озвучив ряд мер, которые должны быть предприняты для развития страны в ближайшие годы.
Помощник президента РФ Максим Орешкин отметил в авторской колонке для ТАСС, что после высокого дефицита I квартала, вызванного авансированием расходов и введением единого налогового счета, правительству удалось стабилизировать бюджетную ситуацию: по итогам II квартала федеральный бюджет продемонстрировал дефицит в размере 0,3 трлн рублей после дефицита 2,1 трлн рублей в I квартале 2023 года. Этому способствует активный рост бюджетных доходов. Сильная экономическая динамика обеспечит сохранение высоких темпов роста ненефтегазовых доходов и в дальнейшем.
Максим Орешкин считает, что на фоне роста цен на нефть и газ уже в ближайшие месяцы поступления нефтегазовых доходов существенно прибавят, а объем дополнительных сверх базового уровня нефтегазовых доходов до конца года составит около 800 млрд рублей, что позволит существенно снизить использование средств ФНБ для финансирования дефицита бюджета. Поэтому, по его мнению, бюджетная ситуация в настоящее время не несет рисков для макроэкономической стабильности.
Спад также зафиксировали Саудовская Аравия на 0,8 процента и Германия на 0,3 процента , при этом в предыдущем году их экономики выросли на 7,5 процента и 1,8 процента соответственно.
Для этих трех государств это первое сокращение ВВП с 2020 года. В Мексике ВВП увеличился на 3,2 процента против 3,9 процента годом ранее, в Австралии — на 2,7 процента против 3,7 процента, а в Южной Корее — на 1,4 процента против 2,6 процента. При этом в ЕС, который также входит в «двадцатку», темпы экономического роста сократились до 0,4 процента с 3,4 процента.
Входящие в БРИКС Бразилия и Южная Африка продемонстрировали рост экономик, хотя в африканской стране он замедлился до 0,6 процента с 1,9 процента, а в латиноамериканской — до 2,9 процента с трех процентов.
Главные новости
- Другие новости
- Лишний рост: стоит ли опасаться перегрева экономики РФ
- Главные экономические показатели: Россия — TradingView
- Регистрация
Рекордная инфляция жизни. Эксперты оценили перспективы российской экономики и рынка труда
- Иллюзия обмана: почему экономика растет, а уровень жизни падает
- Ослабление курса рубля и рост ВВП: что ждет российскую экономику в 2024 году
- Или воспользуйтесь аккаунтом
- Известия: Пик пройден: инфляция в России пошла на снижение
- Россия стала пятой по темпам роста экономики в G20
Рост экономики и перспективы бизнеса: о чем Путин говорил на съезде РСПП / РЕН Новости
2024 год в экономике начался лучше, чем ожидали кабмин, ЦБ и эксперты. Темпы роста экономики России в начале года оказались выше прогнозов, в январе-феврале 2024 года валовый внутренний продукт страны (ВВП) увеличился на шесть процентов в годовом выражении, заявил президент Владимир Путин. Россия сохраняет хорошие темпы роста экономики – лучше, чем в Европе, заявил президент Владимир Путин на коллегии МВД. Свежие события по теме Экономика: Ряд регионов в России нуждаются в объединении, заявила Матвиенко, Канада разрешила использовать российский титан при производстве самолетов. Председатель правительства Михаил Мишустин 23 апреля рассказал, что базовый вариант экономического прогноза в РФ предполагает рост ВВП в ближайшие три года в 2,3-2,4%, а российская экономика уверенно адаптируется к внешним вызовам и решает национальные. В базовом сценарии темпы роста за год будут близки к 3%, сказал первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин.
Почему рост российской экономики в этом году превзойдет показатели других крупных держав
В 2007 году темпы роста российской экономики (8 %) оказались самыми высокими за последние годы. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным. Темпы роста экономик, кроме России, Китая и Индии, выросли в G20 у США — 2,5% против 1,9% годом ранее — и у Японии — 1,9% вместо прошлогоднего 1%. Власть - 27 апреля 2024 - Новости Санкт-Петербурга -