Второй концерт Рахманинова продолжает оставаться одним из самых известных и часто исполняемых произведений в современной классической музыке. Авторская рукопись Второго концерта для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова таит некую загадку, связанную с адресатом посвящения этого произведения.
Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова
Allegro scherzando — «Праздник жизни». Главная партия зарождается из слияния звонов, стремительно летящих скерцозных мотивов, плясовых и маршевых ритмов. Её сменяет лирический дифирамб — тема побочной партии. Она звучит трижды, раз за разом все ярче, и к финалу, подобно Первому концерту Чайковского , трансформируется из нежного напева в могучий ликующий гимн, проходящий в мощном оркестровом tutti под громовые колокольные раскаты солирующего фортепиано и растворяющийся в стремительной коде [2].
С праздником!!!
Благодарю всех, кто принял участие в праздновании дня города! Рахманинова" Алексеева С. Рахманинова под управлением дирижера Георгия Васильева. Оркестр колледжа, состоящий из юных дарований региона, впервые исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.
НФОР ежегодно отмечает день рождения Рахманинова, так как для художественного руководителя оркестра Владимира Спивакова это особый автор, самый любимый и исполняемый. Музыку русского классика маэстро давно включил в постоянный репертуар, а в последние годы — в обширный план звукозаписей, запечатлев с НФОР свои интерпретации всех симфоний и фортепианных концертов Рахманинова и ряда других его шедевров в их числе «Три русские песни», кантата «Весна», поэма «Колокола», «Симфонические танцы». Трилогия записей Best of Rachmaninoff была выпущена оркестром к 150-летию со дня рождения композитора и доступна для слушателей на популярных стриминговых сервисах.
Мероприятие посетила министр культуры РФ Ольга Любимова. Изначально планировалось, что фортепианные концерты Рахманинова 1, 2 и 3 апреля исполнит пианист Денис Мацуев, дирижер Гергиев и Российский национальный молодежный симфонический оркестр.
Несмотря на изменившиеся обстоятельства, организаторы решили провести концерт с обновленной программой, которую исполнил лауреат первой премии I Конкурса имени С. Рахманинова Бессонов. Все концерты с участием Мацуева перенесут на другие даты в апреле.
Сергей Рахманинов
Несмотря на драматические столкновения, в музыке концерта звучат восторженные и ликующие интонации, прославляющие любовь к жизни. Как и в поэме Пушкина «Цыганы», в опере Рахманинова на первый план выходит конфликт, заключающийся в столкновении нравов вольных цыган и одинокого, но гордого Алеко. Образы главных героев не отделимы от красочных картин природы, а их переживания и чувства достигают трагических вершин.
Написанный в память о друге, который покончил жизнь самоубийством, бурный и буйный Второй концерт Прокофьева предлагает слушателям значительно более тяжёлый опыт. Тем не менее, он тоже отличается захватывающей виртуозностью. На протяжении всего концерта Мацуев описывает чувство и форму — и то, и другое в постоянном потоке - с безошибочной уверенностью. Гергиев блестяще удерживает оркестр в синхронности, зная, когда подтолкнуть и провоцировать, когда предложить поддержку и помочь. Это спектакль захватывающей музыкальности, отмеченный зрелым красноречием.
Настоящим подарком для его гостей 25 мая станет выступление давно полюбившего тандема маэстро АлександраСладковского и гения фортепианного искусства, народного артиста России Дениса Мацуева. Музыка балета «Весна священная» композитора-юбиляра этого года Игоря Стравинского добавит красок фестивальному вечеру, наполненному шедеврами классической музыки 20 века. Четвёртый и пятый концерты фестиваля снова позволят погрузиться в симфонизм Сергея Рахманинова, а также услышать игру юного поколения талантливейших пианисток нашей страны.
Солистка - лауреат более 40 детских и юношеских международных конкурсов, выступающая с самыми именитыми оркестрами во всем мире Ева Геворгян. За дирижёрским пультом - Димитрис Ботинис.
Отработаются интерпретационные механизмы, шкала оценок, — все, что сейчас пребывает в культурной оппозиции и подполье, всплывет.
Главная тенденция, думаю, в поиске соответствия между поэтической речью и уникальным «русским», условно говоря, культурным кодом. Вот его ломать не имеет смысла, это точно. А что касается массовой литературы… Я этот предмет совсем не знаю… Друзья ругаются.
Это, видимо, следует понимать как возмущение, что читают Акунина и Пелевина, а не их, родимых. Мне как-то фиолетово. Все должно отстояться, пройти проверку временем, да?
Вы помните, что было популярным в начале или середине века? Не Платонов же… Не Добычин. И сейчас то же самое.
Просто в процесс чтения вовлечено больше людей: повысилась грамотность. И они читают то, что им нравится. И писатели пишут для них, поскольку знают, что следует написать, чтоб понравиться.
И перед ними надо снять шляпу: они ведут себя очень даже жертвенно, принося на алтарь повседневности свои бессмертные души. Вы поднимаете проблему реальности. Насколько мы в вездесущем симулякре способны разузнать подлинную реальность?
Что есть действительность? В принципе, так и есть. Вернуть людям способность к воображению — вполне задача.
Попытаться нащупать «подлинность»: эта забытая вещь существует даже в мире «производства безразличий». Витальность, глубина, попытка помочь и спасти… Хм, здесь все-таки важно чувствовать дух времени. Через симулякры мы перешагнули, архетипы остались.
Эти сущности больше похожи на медицинский факт, они действительно неизменны. Мы говорим о человеческой природе. И в ней всегда останется стремление к подлинному, пока есть такие вещи, как мама, земля, море… смерть… Можно даже проще.
Вы варите деревенскую курицу, и ее аромат распространяется на весь дом, да? А когда варите бройлерную из супермаркета, о запахе можно только догадываться. На примитивном уровне это тоже выбор между подлинным и поддельным.
Подлинное в виде organic food становится достоянием высших классов, что, конечно, потешно. Современное общество представляет собой спектакль, который не может вечно продолжаться. Можно говорить о массовой избалованности, извращенности вкусов, отрыве от традиций, глупости… Но если у народов осталось чувство самосохранения, они эти детские болезни переживут.
Может, загнутся некоторые вещи типа поэзии, в том смысле, как мы ее сейчас понимаем, или, там, искусство психологического романа, но появится что-то новое, и оно, это новое, рано или поздно обратится к старому. Как мы сегодня смотрим на античную поэзию или с замиранием сердца слушаем народные песни. В общем, я бы в сложившейся ситуации не паниковал.
Люди по-прежнему готовы прислушиваться ко всему, что делается с чистым сердцем. Надо искать какие-то новые слова, чтоб достучаться. Или по-другому преподносить старые истины.
Возникает вопрос: каков был язык первого человека? Каков будет язык сверхчеловека? Народные мифологии и ритуалы, описанные Фрэзером и Тейлором, для меня — поэзия гораздо большая, чем светская культура «правильного составления слов».
Есть предположение, что поэтический язык первочеловеков был более действен, чем нынешний. Колдовство — практическая вещь. Восхваление Бога — более высокая практика.
При упоминании о «сверхчеловеке» мне проще думать о его универсальности, чем о ловкости и силе какого-нибудь «супермена» или «паука». Бодхисатва, человек просветленный, — вот это хороший образец. Потому я бы скорее изучал физиологию и язык йогов, а не фантазировал о «киборге».
Лучшее, что мне на эту тему попадалось, — «Йога: бессмертие и свобода» Элиаде. Хотя тут не читать надо, а медитировать. А книги пишутся по-разному.
Так, чтобы что-то с неба упало, бывает редко. Материал собираешь, планируешь. Полно рутинной работы.
Я сейчас пишу некоторую прозу: до недавнего времени знал, что с кем будет, страниц на тридцать вперед. Приехал в гости друг, геолог, коллекционирует минералы… Крупнейшая коллекция того-то и того-то. Оказывается, занялся в последнее время метеоритами, ездит в экспедиции, копает, сделал какой-то чудесный глубинный металлоискатель.
Поговорили несколько вечеров. Господь мне его послал, что ли? Стало понятно, чем дальше будут заниматься мои герои, легла карта.
Самое странное, что текст приближался к этим метеоритам и без того. В общем, теперь осталось эту книжку только написать. Возни еще много, но алгоритм движения прояснился.
Благодаря случайной, в общем-то, встрече. XX век изменил наше мышление. Мы часто стали обращаться к Античности.
Что будет с христианством после метафизики? Что-то меня в этом суждении смущает, чувствуется подмена.
Слушаем вместе: что мы должны знать о Втором концерте Сергея Рахманинова?
В финале концерта прозвучала Рапсодия на тему Паганини в исполнении талантливого пианиста, лауреата всероссийских и международных конкурсов, XVII Международного конкурса им. Чайковского, I Международного конкурса им. Рахманинова Ильи Папояна. Рапсодия на тему Паганини - это одно из самых известных произведений Рахманинова. Молодой пианист виртуозно передал всю сложность и красоту этого произведения. Восторг слушатели выразили шквалом аплодисментов! Публика не отпускала музыкантов и Илья Папоян исполнил два биса.
Второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов" в Якутске оставил яркое впечатление, подтверждая значимость, привлекательность и величие музыки Сергея Рахманинова для публики разных поколений. С большим удовольствием ждем третий концерт фестиваля, который пройдет в Якутске 11 декабря, где Symphonica ARTica выступит под управлением главного дирижера - Фабио Мастранджело и нас порадуют своим творчеством новые молодые талантливые солисты! Текст - Ольга Фоменко.
Рахманинов посвятил свой Второй фортепианный концерт известному московскому врачу — невропатологу и гипнотизёру Н. Далю, лечение у которого способствовало укреплению его нервной системы и преодолению душевного кризиса. Продолжительность произведения — от 34 до 38 минут в зависимости от избранных исполнителями темпов. Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром.
Концерт входил и входит в репертуар практически всех ведущих пианистов мира. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» 2016 , «Женщина и Мужчина» 2010 , «Частная жизнь» 1982 , «Поэма о крыльях» 1979 , «Весна на Заречной улице» 1956 , «Ветка сирени» 2007 , «Бинго-Бонго» 1982 , «Короткая встреча» 1974 , «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» 1963 и др. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.
Рахманинов в годы создания концерта Художественные особенности 2-й фортепианный концерт Рахманинова занимает уникальное место в его творчестве, став одним из его наиболее любимых и известных произведений. Его популярность обусловлена не только великолепием и благородством музыкальной ткани, красотой и выразительностью тематических линий, целостностью концептуального замысла, но и способностью композитора ярко передать в нем чувство радостного предвкушения и ожидания нового, которое было характерно для общественных настроений России на заре нового столетия. Во многих литературных произведениях ключевой темой становится идея Максима Горького: «Человек — это звучит гордо».
Мотив о возвышении личности, преодолении как внешних, так и внутренних барьеров на пути к самореализации и самоутверждению, находит отражение и в выдающихся образцах русской музыки того же времени, таких как симфония c-moll Танеева и произведения Скрябина. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова эта тема выражена с особой лиричностью и поэтичностью, сопровождаясь теплотой и эмоциональной проникновенностью. Музыка концерта, несмотря на наличие драматических контрастов и борьбы противоположных начал, обладает светлым и гармоничным звучанием. Основной лейтмотив концерта — это ода красоте и радости жизни, раскрывающаяся в многообразии выразительных оттенков от медитативного созерцания до энергичного и возвышенного пафоса. Во 2-ом фортепианном концерте Рахманинова был достигнут уникальный синтез различных методов мелодического развития, что определило уникальность его мелодического стиля. Это произведение отмечено особым сочетанием лирической мелодики Чайковского и петербургских традиций в музыке, в частности, стиля Римского-Корсакова.
Рахманинов смог органично объединить эти различные элементы, демонстрируя исключительный мелодический талант, в отличие от других композиторов, у которых это сочетание могло получиться эклектичным. В его ранних работах, таких как Первая симфония, иногда заметна некоторая механичность в сочетании этих элементов, но во Втором концерте это сочетание приводит к формированию нового стилистического качества. Рахманиновская мелодика, черпающая вдохновение из народной песни, отличается широтой, плавностью линий, преобладанием диатонических гармоний, уравновешенной ритмикой и измеренным темпом.
В Тверской академической областной филармонии начался фестиваль, посвящённый 150-летию со дня рождения знаменитого русского композитора Сергея Рахманинова. Как прокомментировал губернатор Тверской области Игорь Руденя, такие знаковые проекты помогают популяризации культурного наследия России, привлекают как жителей, так и гостей Тверского края. Как указано в пресс-материале, Второй концерт Рахманинова — одно из самых популярных произведений музыканта.
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Солист Евгений Кисин (1987)
Рахманинов Два танца из оперы «Алеко» Симфония № 1 (финал) Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Оркестр колледжа, состоящий из юных дарований региона, впервые исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова эта тема выражена с особой лиричностью и поэтичностью, сопровождаясь теплотой и эмоциональной проникновенностью. Вторую и третью часть фортепианного концерта номер№2 Сергей Рахманинов написал в селе Красеньком Новохопёрского уезда. Главная» Новости» Рахманинов 2 концерт мацуев.
Знаменитые фортепианные концерты - Рахманинов - Второй концерт
Рахманинов. Второй концерт и Вторая симфония | Он тоже должен быть включен во Второй концерт Рахманинова с оркестром. |
Рахманинов. Второй концерт и Вторая симфония | Второй концерт Рахманинова входил в репертуар многих ведущих пианистов мира. |
Сергей Рахманинов
Есть интересная новость? Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Санкт-Петербургского дома музыки под руководством выдающегося виолончелиста, народного артиста России Сергея Ролдугина 5 октября выступили в ялтинском Воронцовском дворце с концертом, приуроченным к 150-летию со дня рождения композитора Сергея Рахманинова. Это невероятно трагическое произведение Рахманинова, ставшее смысловым центром концерта. В программе — Вторая симфония Рахманинова, произведение, ставшее для автора символом творческого возрождения после провала первого опыта в этом жанре. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
Footer menu
- Рахманинов. Второй концерт и Вторая симфония
- Концерт-Реквием — Иван Бессонов Концерт №2. Рахманинов — Россия 1
- Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова
- Рахманинов и музыкальный юмор: каким был "Старый Новый год с Денисом Мацуевым"
- Закрытие филармонического сезона: семь интересных фактов о Втором концерте Сергея Рахманинова
- РАХМАНИНОВ. КОНЦЕРТ № 2
Второй концерт Рахманинова listen online
Главная» Новости» 2 концерт рахманинова слушать мацуев. II Концерт классической музыки «От поколения к поколению» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова состоится в Российском национальном Музее Музыки. Оркестр колледжа, состоящий из юных дарований региона, впервые исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
Footer menu
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — Википедия
- Новогодние сюрпризы
- Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром 2
- Мероприятия
- «Браво!» исполнителям Второго концерта Рахманинова для фортепьяно с оркестром в Воронеже
Закрытие филармонического сезона: семь интересных фактов о Втором концерте Сергея Рахманинова
Прозвучат три популярных произведения Рахманинова в концертном жанре – «Рапсодия на тему Паганини» (24 вариации на тему 24-го каприса для скрипки соло), Первый концерт для фортепиано с оркестром в ранней редакции (Александр Гиндин, в отличие от большинства. Сложность: Второй концерт Рахманинова считается одним из самых технически сложных произведений для фортепиано в репертуаре классической музыки. Читать онлайн книгу «Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью» автора Вадима Месяца полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году. Впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года.
Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова
Второй концерт, самый пышный, сверкающий и задушевный, принес Рахманинову заслуженный успех, и с тех пор является одним из самых исполняемых во всем мире. Поговорим о Втором концерте Рахманинова и проследим, насколько сильно он отличается от Первого. Главная» Новости» Второй концерт рахманинова для фортепиано с оркестром мацуев.
Вторая симфония Сергея Рахманинова
В ГЭС-2 Юрий Башмет сыграл Рахманинова | В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт. |
С. Рахманинов – Концерт № 2 до минор – исполняет автор | Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти (двоюродный брат Сергея Рахманинова). |
В ГЭС-2 Юрий Башмет сыграл Рахманинова | Сложность: Второй концерт Рахманинова считается одним из самых технически сложных произведений для фортепиано в репертуаре классической музыки. |
Денис Мацуев: Играть Рахманинова очень сложно | бескомпромиссная декларация о намерениях - до первого большого яркого вступления оркестра. |
Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова к празднованию Дня города
Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра. С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин. За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского солистка — Алина Ибрагимова. Алексей Мельников Алексей Мельников родился в Москве в 1990 году. Первоначальное музыкальное образование получил в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных класс Татьяны Шкловской. Принимал участие во многих национальных и международных юношеских музыкальных состязаниях, в том числе имени Карла Черни в Праге, где был удостоен II премии. В 2008 году продолжил обучение в Московской государственной консерватории в классе профессора Сергея Доренского, занимался также под руководством его ассистентов — Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева.
Выступал с оркестрами Белгородской и Томской филармоний, Камерным оркестром филармонии Великого Новгорода, Камерным оркестром «Виртуозы Праги», Филармоническим оркестром Бакэу Румыния , Симфоническим оркестром Республики Сан-Марино, Токийским симфоническим оркестром и другими коллективами. Пианист принимал участие в международных фестивалях в Италии и Франции, выступал на Фестивале Генриха Нейгауза и Фестивале романтической музыки в Москве. В 2017 году Алексей Мельников стал победителем II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке и выступил на сцене знаменитого Карнеги-холла.
До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению.
Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине. С историей создания этого гениального музыкального сочинения связано немало любопытных фактов. К примеру, знаете ли вы… - что свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Н. Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
Его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора — неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова, из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшей депрессии. Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках.
Даже если это — сугубо камерные произведения в виде романсов под аккомпанемент одного фортепиано. Именно такой программой открыла второй день фестиваля народная артистка России, обладательница нежного сопрано неподражаемая Хибла Герзмава. Сергей Рахманинов написал более 80 романсов, и отличаются они не только хитовыми мелодиями, но и очень интересными и непростыми по исполнению партиями фортепиано. В результате получается не просто голос с аккомпанементом, а равноценный дует вокала и фортепиано. Свою программу Хибла Герзмава символично начала со знаменитой распускающейся «Сирени», а завершила бушующими «Вешними водами».
Рахманинова пианист Иван Бессонов. Вместе с Государственной академической симфонической капеллой России, под предводительством Валерия Полянского.
В литературе неоднократно указывалось на особый характерный сплав в мелодическом стиле Рахманинова принципов лирически напряженной мелодики Чайковского с методами вариантно-попевочного развития, в большей степени свойственными композиторам петербургской школы, в частности Римскому-Корсакову См.
Мазеля «О лирической мелодике Рахманинова». Автор подчеркивает, что Рахманинов отразил в этом отношении исторически закономерный процесс сближения двух основных тенденций русской музыки второй половины XIX века, но если у композиторов меньшего масштаба дарования этот процесс получил эклектическое выражение, то Рахманинов благодаря своему исключительному мелодическому дару сумел достигнуть органического сочетания различных типов русской мелодики. В раннем рахманиновском творчестве соединение этих элементов носило подчас несколько механический характер так, в Первой симфонии иногда ощущается несоответствие приемов тематического развития, идущих от драматического симфонизма Чайковского, интонационному строю мелодики, окрашенной в эпические «кучкистские» тона.
Здесь же сочетание их приводит к новому стилистическому качеству. От народной песни идут такие качества рахманиновской мелодики, как широта и плавность дыхания, преобладание диатоничности, ритмическая ровность и размеренность, большая роль поступенного движения и т. Вместе с тем мелодии Рахманинова носят, как правило, лирически обобщенный характер и редко обнаруживают в своем строении непосредственное сходство с определенными жанрами народно-песенного творчества.
Роль и сфера применения различных принципов мелодического развития до известной степени дифференцируются в его творчестве. Так, приемы секвентного развития обычно хотя не исключительно используются композитором в продолжающих построениях, тогда как в основном изложении темы он чаще прибегает к плавному, постепенному развертыванию мелодической линии, как бы вырастающей из первоначального небольшого зерна наиболее яркий образец — тема главной партии в первой части Второго концерта. Особенно характерны в своей неповторимо индивидуальной поэтической прелести и обаянии медлительно развертывающиеся, текучие лирические мелодии узкого диапазона с неизменным возвращением к одному опорному звуку.
Казалось бы, в них не происходит никаких «событий». Но при внешней неподвижности и однообразии рисунка накапливается скрытое эмоциональное напряжение, с тем большей силой прорывающееся в одной кульминационной фразе или даже одной ярко экспрессивной, «открытой» по выражению интонации. Не менее своеобразен и другой тип, в котором наиболее выразительный оборот находится в самом начале, а затем мелодия словно застывает на одном уровне или медленно, уступчатым, колышущимся движением опускается к исходной точке.
Асафьев, образно характеризуя напевную лирическую мелодику Рахманинова, писал, что она «всегда стелется, как тропа в полях». Дополняя эту характеристику другими эпитетами и сравнениями, он говорит о рахманиновских «мелодиях-далях», вспоминает слова И. Репина: «озеро в весеннем разливе, русское половодье».
В этих, быть может, несколько произвольно выбранных как и всякие, впрочем, образно-поэтические сравнения аналогиях важен один общий момент: невольно возникающие при слушании музыки Рахманинова пейзажные ассоциации, причем это образы именно русской природы, с ее широкими просторами и некоторой однотонностью ландшафта. Характерным складом рахманиновской мелодики в большой мере определяются и другие стороны музыкального языка композитора, в частности — его гармония. Гармонические средства, которыми пользуется Рахманинов, в общем не выходят за пределы норм позднеромантического стиля: основой его гармонии остается развитая мажоро-минорная тональная система с широким применением альтераций, внутритональных отклонений и т.
Но характер использования этих средств у него своеобразен, что позволяет говорить если не о совершенно оригинальной «гармонии Рахманинова» подобно, например, гармонии Скрябина , то об особой, индивидуальной манере его гармонического письма. В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит в его мелодике. Гармония становится у Рахманинова более плавной, спокойной и, если можно так выразиться, певучей.
Он отказывается от преднамеренных колористических эффектов и специфических по выразительности оборотов, которые играют подчас значительную роль в ранних его произведениях. Так, во Втором фортепианном концерте мы почти не встретим так называемый «мнимый» септаккорд, в котором современники усматривали едва ли не самый типичный признак гармонии молодого Рахманинова. Лишь изредка он мелькает в фигурациях, а в открытом виде применяется только один раз, в заключительном построении медленной части такт 8 от конца , причем в мажорном варианте, придающем ему скорее томно-мечтательный, чем элегически-скорбный характер.
Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и тонкость оттенков выразительности совмещаются с постоянством основного характера. Это проявляется, в частности, в ярко выраженной склонности композитора к длительному пребыванию в одной тональности. Модуляции осуществляются им обычно очень мягко и постепенно, он как бы неторопливо наслаивает широкие гармонические пласты один на другой, избегая неожиданного сопоставления далеких тональностей.
Характерна тенденция к взаимопроникновению мажора и минора, особенно «оминоривание» мажора, достигаемое как посредством понижающих альтераций например, столь излюбленный композитором гармонический мажор , так и путем внутритональных отклонений. При этом в качестве носителя активного, мужественно-волевого начала чаще выступает минор, в лирических же эпизодах Рахманинов предпочитает «смягченный» мажор, окрашенный отдельными элементами минорности. Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой.
Широкое использование септаккордов и нонаккордов преимущественно с малой септимой в основании , часто обильно уснащенных задержаниями, хотя и не колеблет ясно слышимой тональной основы, но повышает удельный вес неустойчивых элементов. Любимые Рахманиновым цепочки аккордов доминантового звучания отдаляют наступление конечного устоя и временами придают гармонии колорит зыбкой текучести. Наряду с этим целые большие построения охватываются иногда тоническим органным пунктом, и функциональная основа их остается по существу неизменной, расцвечиваясь лишь короткими, эпизодическими отклонениями.
Таким образом достигается разнообразие оттенков, тонкая выразительная и красочная нюансировка при выдержанности основного тона. В совокупности элементов, которыми определяется своеобразие зрелого рахманиновского стиля, большое значение имеет самый характер изложения — специфически рахманиновское полнозвучие, плотная насыщенность звуковой ткани и вместе с тем непринужденная широта и свобода фактуры, иногда производящая даже впечатление некоторой импровизационности. Один из первых исследователей творчества Рахманинова, Г.
Прокофьев, писал: «... Русское спокойствие, величавая простота и вместе затаенная грусть рахманиновских переживаний передались в этих широких аккордах, выдержанных основных гармонических линиях, плавных, иногда даже малоподвижных мелодиях, на фоне которых так рельефно выступает рисунок проходящих гармонических сочетаний». Пассажная фигурация не имеет у Рахманинова чисто внешнего, украшающего значения.
Столь любимые им раскидистые, волнообразные пассажи с постоянными «приливами» и «отливами» динамики составляют непрерывно движущийся текучий фон, на котором рельефно выделяется поющий мелодический голос позволительно напомнить в этой связи асафьевский образ парящего полета птицы над водной поверхностью. Это движение может быть бурным и стремительным или тихо струящимся, но оно обычно не прекращается ни на один момент и сохраняет свою форму на протяжении больших отрезков музыкального развития или даже целого произведения, не очень большого по размеру. В основе рахманиновских пассажей часто лежат разложенные аккорды с добавлением проходящих и вспомогательных звуков, и рисунок их представляет собой как бы «текучую гармонию».
В то же время для Рахманинова характерен и тип фигурации, возникающей из «расщепления» основной мелодии, когда сопровождающие голоса образуют систему подголосков, сплетающихся в одно полифоническое целое впрочем, четкая дифференциация этих двух типов фактуры не всегда представляется возможной, так как и в пассажах, построенных на гармонической основе, часто возникают «скрытые» мелодические голоса, полифонизирующие музыкальную ткань. Об особенностях оркестровки Рахманинова нельзя в полной мере судить по такому произведению, как фортепианный концерт, где оркестр поставлен в специфические условия. Но сопоставляя инструментовку Второго концерта с оркестровым стилем других рахманиновских сочинений 1900-х годов, мы находим в них много общего.
Краски его оркестра сочны и теплы, но лишены яркого блеска, порой они кажутся даже несколько приглушенно матовыми. Очень редко выступает tutti в полном составе. Преобладает звучание струнных и деревянных, причем по преимуществу не в «чистом» виде, а в различных сочетаниях, дающих смешанные тембры.
Рахманинов, как правило, избегает резких контрастов оркестровой звучности, стремясь к связности фактуры, мягкости и постепенности переходов. Этому способствует и плавность голосоведения, высокая степень мелодизации отдельных оркестровых голосов Г. Благодатов, характеризуя оркестр Рахманинова как «поющий» оркестр, удачно подмечает, что даже выдержанные аккорды благодаря особенностям их изложения напоминают у него часто звучание хора.
По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. Элемент «концертности» в собственном смысле слова, как соревнование солиста с оркестром, в нем почти отсутствует.
Сергей Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркесторм №2 до-минор (С-moll), ор.18.
В первом отделении Игорь Андросов исполнил прелюдии N10 ор. Второе отделение было посвящено Второму концерту Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром. Спустя две недели воронежским меломанам будет предложена другая трактовка гениального фортепианного концерта. В рамках циклов «Симфоническая музыка по пятницам» и «Симфоническая музыка по субботам» 11 и 12 декабря в зале Воронежской филармонии Второй концерт Сергея Рахманинова исполнят Филипп Копачевский и Академический симфонический оркестр под управлением народного артиста России Владимира Вербицкого.
Эти слова принадлежат великому русскому композитору, пианисту и дирижёру Сергею Васильевичу Рахманинову, 150-летие со дня рождения которого отмечается по всей нашей стране. С воодушевлением и профессиональным энтузиазмом отыграли сегодня концерт наши коллеги и студенты колледжа.... Снова, как и сто и более лет назад музыка Рахманинова затронула тонкие струны человеческой организации, взволновала чувства, пробудила добрые мысли, а значит, - выполнила великую миссию исцеления русской души. От всей души поздравляю Вас с Днём рождения нашего города!!! Я желаю Великому Новгороду процветания и развития, а всем землякам мирного неба над головой, возможности роста и развития....
Успех был ошеломляющим. Великий русский концерт начал свое триумфальное шествие по городам России и других стран, неизменно вызывая восхищение слушателей. Сольную партию исполнит Филипп Копачевский — лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Ф. Искусство пианиста, по признанию критиков, представляет собой органичный «сплав романтической манеры исполнения с аналитическим пониманием музыки».
Они должны понимать, что это аванс, так как по большому счету никто не приблизился к той совершенной интерпретации Рахманинова, которую мы хотели слышать. Рахманинова можно совершенствовать всю жизнь.
Я этим занимаюсь постоянно: сыграв, наверное, больше 300 раз Третий концерт Рахманинова, могу сказать, что всегда его учу. ЕК Насколько верна стратегия тех, кто выбрал два рахманиновских концерта в финале? ДМ Здесь все идет от собственного ощущения конкурсантов, потому что у них был большой выбор на каждом туре. Идея очертить рамки программы временем жизни Рахманинова оказалась очень верной — мы как будто погрузились в ту эпоху, в сопоставление творчества композиторов разных стран, но одного периода. Что касается финала, то тут все зависело прежде всего от личности исполнителя. Александр Ключко удачно взял леворучный концерт Равеля — это пошло ему на пользу.
А вот решение Ивана Бессонова играть два рахманиновских опуса подряд напомним, что в программе Бессонова были Рапсодия на тему Паганини и Второй концерт Рахманинова. Вообще, я для себя понял, что Рахманинова надо играть в порядке хронологии. Мне много раз приходилось играть все концерты и Рапсодию подряд, и если я их разбивал, начиная Вторым и заканчивая Третьим, к примеру, то получалось нелогично. И досадно, что никто из конкурсантов не выбрал Четвертый концерт — это уникальная музыка, со своей глубиной, ностальгией, сумеречными красками, с меланхолией и в то же время с джазовыми ритмами. Она, как кажется, до конца широкой публикой еще не понята. Мы подумаем, может, Четвертый концерт в следующий раз вообще сделать обязательным в финале.
ЕК Кстати, о нововведениях. Будет ли сохранен этап с аккомпанементом вокалистов? ДМ Каркас программы, думаю, будет сохранен. По-моему, он удачен. Огромная благодарность Дмитрию Вдовину и его воспитанникам, которые героически справились с задачей спеть столько романсов подряд с разными интерпретациями, в зависимости от темперамента пианиста. Как я уже говорил, у Рахманинова нет аккомпанирующей позиции у фортепиано — это равноправный партнер, союзник, музицирующий на одной волне с вокалистом.
Некоторые участники, тот же Иван Бессонов, показали себя замечательными концертмейстерами. А кто-то, кто был у нас в фаворитах, оказался менее убедителен. Это лакмусовая бумажка, как когда-то на Конкурсе Чайковского с концертами Моцарта. ЕК Но от этого тура, кстати, отказались. ДМ Исключительно из-за технических причин: конкурс Чайковского оказался слишком растянут и не получалось тогда собрать все жюри. А мы романсы Рахманинова обязательно оставим в программе.
Есть единственный вопрос — о количестве времени репетиций дирижеров перед финалом. Потому что полтора часа — это практически просто прогнать два сочинения. Если бы на сцене сидел не оркестр Мариинского театра, который моментально играет любое произведение и поддерживает дирижеров, то, думаю, возникли бы сложности. Наверное, в дальнейшем надо запланировать дополнительный день на репетицию программы финала — симфонии и концерта с оркестром. ЕК Получилось, что прослушивания шли параллельно в трех номинациях, и приходилось делать нелегкий выбор. Можно ли учесть этот опыт и развести соревнования по времени?
ДМ Думаю, да. Кто-то предложил вообще в разные сроки проводить состязания пианистов, композиторов и дирижеров. С этим я категорически не согласен, потому что не будет концентрации внимания общественности. Это неделимый проект, который состоится в 2025 году, чтобы войти в очередность с Конкурсом Чайковского.