В России могут ввести штрафы за буллинг. В Госдуме уже подготовили законопроект о профилактике издевательств в школах, его постараются внести в ближайшее время, сообщила РИА Новости первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Проект закона, разработанный в Госдуме, призван остановить травлю в школах
Спикер палаты Вячеслав Володин поручил трем комитетам — по просвещению, безопасности и защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства — проработать определение «травля». Необходимо также определить ответственность за травлю и сформировать меры профилактики, реагирования государства и педагогического сообщества, чтобы не допускать ее впредь, сказал «Ведомостям» глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев «Единая Россия». Он напомнил, что проблема буллинга или подростковой травли обсуждалась в ходе правительственного часа главы Росмолодежи Ксении Разуваевой в Госдуме и вошла в итоговое постановление. Как писали «Ведомости» 13 октября 2022 г. Минпросвещения должен будет разработать и единый стандарт профилактики травли — требования к проведению профилактических мероприятий, в том числе оценку психологической обстановки в учебном учреждении. За несоблюдение правил стандарта к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из учебного заведения. Кроме того, предусмотрены штрафы для родителей и образовательных учреждений за нереагирование на сигналы о буллинге. Соавтор законопроекта, президент фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова указала, что в случаях нападений в школах ответственность родителей четко не прописана.
Но на практике, доказать травлю как первопричину почти невозможно. Все, чем накажут семью агрессора — смехотворными штрафами максимум в 500 рублей. Поэтому еще одна необходимая норма — работающая административная ответственность для родителей. Еще в Госдуме отмечают, что принятый закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не оперирует понятиями «буллинг» или «буллер».
Поэтому, за школьную или иную травлю, даже на учет в ПДН такого «героя» поставить сложно. И, наконец, в самых тяжелых случаях, у школ и полиции появится право отчислить хулигана, который «затерроризировал» всех вокруг. Сейчас такое право у школ отсутствует. Даже психо-медико-педагогическую комиссию ПМПК по закону дети проходят только по желанию родителей.
Участились трагедии с участием бывших или настоящих жертв буллинга. В 2022 году в Ижевске бывший ученик, которого раньше травили, напал на свою школу и убил 18 человек. Годом ранее случилась трагедия в Пермском госуниверситете, где первокурсник убил 6 человек — он тоже ранее был жертвой буллинга. Совсем немного дней прошло с начала учебного года, и из разных частей страны уже пришло несколько сообщений об инцидентах, похожих на буллинг.
В Новосибирске группа соучеников избила 12-летнего мальчика, и он утверждает, что они это делают не впервые. В Москве ученица 9 класса кинулась на учителя со скальпелем, а до того попыталась задушить одноклассницу. В Нижнем Тагиле вынесли приговор двум братьям-подросткам, жестоко избившим 11-летнюю девочку.
Причина таких трагедий отчасти и в том, что нынешнее законодательство не может защитить ребенка от травли.
В Госдуме подготовили пакет поправок к закону об образовании, где предлагается дать официальное определение буллинга, его сформулируют психологи, социологи и юристы. Если поправки примут, то педагогам ответственности за травлю в своих школах не избежать. Артём Метелев, глава комитета Госдумы по молодежной политике: «Если произошло правонарушение, директор обязан сообщить в полицию. Если он не сообщает, ответственность несет директор.
Это будет прописано в законе». Кто-то предлагает даже штрафовать на крупную сумму учителя, который не замечает конфликты учеников. Семью в поправках тоже не обошли. Не справились, вырастили агрессора, платите.
По мнению председателя общественного совета при Минпросвещения Виталия Сурвилло, снизить градус агрессии в школе поможет укрепление статуса учителя. Он может сделать замечание старшекласснику, который обижает младшего, но тот моментально переключится на учителя. Поэтому педагоги боятся вмешиваться в конфликты», — сказал Сурвилло.
За травлю детей в школе ответят родители: законопроект рассмотрят в Госдуме
Кроме того, планируется заложить законодательные основы программы по профилактике буллинга, что выглядит куда более необходимой мерой. Ведь лучше предотвращать значительную часть подобных случаев, чем потом искать и наказывать виновных. Наконец, ожидается принятие нормы о необходимости создавать специальные комиссии из сотрудников школы для разбирательства в случае выявления систематической травли кого-либо из учащихся. В пояснительной записке к законопроекту говорится , что новый закон необходим для обеспечения безопасного доступа всех детей к образованию и уважения к личности каждого учащегося. Сейчас, по данным авторов инициативы, многие родители, сталкиваясь со случаями травли своих детей, предпочитают переводить их в другие школы, однако это сложно с организационной точки зрения и не решает саму проблему. Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова добавила, что психологический климат в образовательном учреждении напрямую влияет как на освоение школьной программы, так и на развитие ребёнка в целом. О необходимости совершенствования законодательства в данной области ещё в прошлом году говорила уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Мария Львова-Белова. Она отмечала, что в ФЗ об образовании нужно ввести нормы, регламентирующие развитие в школах т. Кроме того, детский омбудсмен указала, что в рамках комплексной программы по борьбе с травлей детям необходимо прививать навыки безопасного пользования интернетом, чтобы они могли избежать последствий кибербуллинга.
Стоит отметить, что определённые юридические механизмы защиты детей от агрессии со стороны окружающих существуют и сейчас. Коммерческий директор ГК «Европейская юридическая служба» Александр Хорошилов объяснял , что в РФ действует целый ряд статей административного и даже уголовного кодекса для наказания виновных в различных видах психологического и физического насилия. С 14 лет подростка могут наказать за побои или склонение к самоубийству. Также через суд можно возместить вред имуществу ребёнка, который был нанесён в процессе травли.
Законопроектом устанавливается обязанность включать мероприятия по обучению мерам эффективного реагирования на травлю в образовательную программу, целью которой является, в том числе, формирование позитивных социальных навыков и социально-приемлемого поведения обучающегося. Предлагается также разработать механизм оценки психологической обстановки в образовательной организации, направленный на выявление не только отдельных случаев травли, но и общей неблагоприятной психологической обстановки в коллективе, а также путей решения выявленных проблем. Законопроект предусматривает создание в структуре образовательных организаций и их филиалах специализированных подразделений, деятельность которых направлена на рассмотрение случаев травли и принятие мер по ее профилактике, пресечению и предотвращению новых случаев. Как рассказали депутаты, в настоящее время в случае столкновения с травлей родители и иные законные представители детей чаще предпочитают переводить их в другую образовательную организацию, считая это единственным доступным способом защиты. После перевода жертвы травли в новый коллектив травля чаще всего переходит на новую жертву.
Если школа не примет подобный локальный нормативный акт и не будет реагировать на выявленные случаи травли, это станет основанием, чтобы привлечь ее к административной ответственности.
Законопроект предусматривает, что в каждой школе появится специальное подразделение, которое будет рассматривать случаи травли и принимать меры по ее профилактике. В него могут входить учителя, школьный психолог, медиатор, ученики старших классов, представители родительского комитета. Формировать его будет школа исходя из собственных ресурсов, а порядок формирования состава будет закреплен в локальном нормативном акте. Это подразделение будет разрабатывать комплекс реабилитационных мероприятий для сторон травли, отвечать за психолого-педагогическое консультирование и менторство. Например, возможна программа конструктивного общения для подростков, которая может быть реализована школьными психологами и медиаторами, а также отдельные упражнения, проводимые классными руководителями в рамках тематических классных часов. Ученики тоже смогут принять участие в работе этих подразделений, например, в форме менторства старшеклассниками младших ребят. Инструменты диагностики и оценки Законопроект предполагает регулярную независимую оценку психологической обстановки как отдельного класса, так и школы в целом. Это необходимо, чтобы администрация школы получала объективные данные об эффективности принятых мер. Например, часто причина агрессии одних подростков против других — реакция и месть за жестокое обращение. Оценка психологической обстановки в классе позволит школе на ранних этапах выявлять детей и ситуации из группы риска.
Фокус на них позволит избежать тяжелых последствий как для школьников, так и для самой школы. Предложенные изменения дадут школе не формальные, а реально работающие инструменты и инструкции по противодействию травле. Она сможет создать собственное антибуллинговое подразделение, развить систему наставничества среди учеников, проводить оценку психологического климата. Это позволит адресно работать с особо тревожными случаями и детьми, которые попадают в группу риска.
Законопроектом устанавливается обязанность включать мероприятия по обучению мерам эффективного реагирования на травлю в образовательную программу, целью которой является, в том числе, формирование позитивных социальных навыков и социально-приемлемого поведения обучающегося. Предлагается также разработать механизм оценки психологической обстановки в образовательной организации, направленный на выявление не только отдельных случаев травли, но и общей неблагоприятной психологической обстановки в коллективе, а также путей решения выявленных проблем.
Законопроект предусматривает создание в структуре образовательных организаций и их филиалах специализированных подразделений, деятельность которых направлена на рассмотрение случаев травли и принятие мер по ее профилактике, пресечению и предотвращению новых случаев. Как рассказали депутаты, в настоящее время в случае столкновения с травлей родители и иные законные представители детей чаще предпочитают переводить их в другую образовательную организацию, считая это единственным доступным способом защиты. После перевода жертвы травли в новый коллектив травля чаще всего переходит на новую жертву.
В Госдуме заявили о предварительной версии закона против буллинга
Законопроект о травле в школах детей другими учениками, об ответственности их и родителей, дошёл до рассмотрения законодателей. Законопроект, который предусматривает профилактику травли в школах, обсудят на парламентских слушаниях в Госдуме до конца декабря. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БУЛЛИНГУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Понятие буллинга (травли) не определено в законодательстве Российской Федерации; вместе с тем действующие правовые нормы закрепляют различные права, а также нормы об ответстве.
Депутаты внесут в Госдуму законопроект о школьной травле
Эксперт считает, что молчать о буллинге ни в коем случае нельзя. Законами Российской Федерации понятие «буллинг» не предусмотрено. Депутаты четырех фракций планируют внести в Госдуму законопроект, который позволит штрафовать образовательные учреждения, если они не будут препятствовать травле учеников и сотрудников, сообщают «Известия».
Вплоть до отчисления из школы: какие меры будут применять к детям, виновным в травле?
Сколько, пока неизвестно. В некоторых странах, например в ОАЭ, штраф для родителей за травлю, которую организовал их ребенок, может достигать полутора миллионов рублей. Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ: «Предлагается штрафовать родителей, если мы штрафуем родителей, но при этом дети остаются безнаказанными, у них создается впечатление о вседозволенности, и, конечно, буллинг будет продолжаться. Все-таки в первую очередь педагоги, классный руководитель должны следить за тем, чтобы в школе такого не было и какие меры принимать для этого». Авторы поправок предлагают наказывать и самих школьников, которые не пожелают встать на путь исправления. Например, отработками: мыть полы, убираться в классах. Самых неподдающихся исключать. Психологи предлагают вводить специальные курсы, где будут занятия и для родителей, и для педагогов, и для самих школьников, которых научат уважать чужие границы и защищать собственные. Елена Климова, психолог 5-й школы в Калуге: «Но, если мы говорим про конкретного ребенка, без семьи у нас ничего не получится.
Что самое главное? Как правило, жертвами буллинга становятся дети, которые воспитываются авторитарными родителями, это показывают исследования. Это дети которые не умеют отстаивать свои границы и не умеют противостоять такому напору. Поэтому ребёнок в одиночестве, самостоятельно, как правило, не сможет справиться с такой ситуацией. Поэтому лучшее, что он может сделать - рассказать родителям. В идеале родители его услышат, и он каким-то образом будет спасён. Если у него нет таких доверительных отношений с родителями, может у него они есть с кем-то из педагогов, с классным руководителем, или к школьному психологу или социальному работнику может обратиться. Если даже так не получается, у нас есть специальные телефоны доверия, на них можно позвонить, специалисты всегда смогут понять, они поддержат и расскажут, что нужно делать дальше. Алгоритм действий у них есть. Если родители тоже не знают, что делать, они могут обратиться по телефону доверия? Родитель точно не должен оставлять это на самотёк, будто бы оно само пройдёт. Не пройдёт. Ребёнок тоже сам справиться не сможет. Тут очень важно принять позицию ребёнка, понять, что ему действительно тяжело. Оказать ему поддержку, сочувствие. По возможности нужно обратиться к классному руководителю с просьбой выяснить, что происходит. Но тут очень важно родителю не проявлять агрессию, напор по отношению к преподавателю, а именно искать понимание. Совет от пап «дай им сдачи» не работает в этом случае? Не работает. Потому что, когда мы «даём сдачи», мы точно должны понимать, что обратно тоже будет «сдача». И если наш «противник» сильнее, то, конечно, это не работает. Вообще, сила против силы не работает.
Но в документе должны быть четко прописаны все формулировки, критерии и ответственность за травлю. Как скоро законопроект продемонстрирует эффективность, зависит напрямую от исполнителей: «Например, если для школы чрезмерно важна её репутация, то необходимо донести, что последняя напрямую зависит от эффективности борьбы с травлей, а не от замалчивания подобных историй». Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 930 074-52-17.
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет": а с применением насилия или с угрозой его применения; б лицом с использованием своего служебного положения ; в организованной группой, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет. Открыть полный текст документа.
Что такое буллинг в школе и как с ним бороться
Им нужно не только учить детей, но и конфликты разрешать. Особенно это становится важно, когда дети переходят в пятый класс. Согласно «Закону об образовании», в школах должны быть инструменты для борьбы с буллингом. Это конфликтные комиссии, психологи, службы медиации и примирения, которые начали вводиться в 2016 году.
Дмитрий Казаков — Эти службы должны разрешать конфликты между участниками образовательного процесса, — объясняет Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, председатель профсоюза «Учитель», — между учителями и родителями, учителями и детьми, между детьми. Эти службы принудительно создавали в школах. Но они в основном существуют формально.
Службы как бы есть, но специалистов нет. В школах очень мало психологов, а психологов хороших, специалистов по вопросам разрешения конфликтов, а уж тем более буллинга, очень мало, практически нет. Дмитрий Казаков признает, что в случае конфликтов учительское сообщество не активно.
Конфликты в большей степени не разрешаются, а в лучшем случае замораживаются, иногда они превращаются в вялотекущие. Классные руководители — это учителя, которые работают на полторы-две ставки. Им, как рассказывает Дмитрий Казаков, зачастую некогда заниматься своим классом.
Создание дружного класса, коллектива было бы одним из самых лучших способов профилактики травли и конфликтов, считает эксперт. Но для этого у классного руководителя нет времени. И тогда классному руководителю можно будет заниматься только воспитанием детей.
Однако колоссальная загруженность учителей и тем более классного руководителя, отсутствие в школах квалифицированных специалистов, которые должны заниматься разрешением конфликтов, не снимает ответственности с педагогов за равнодушие в случае травли. Лилия Кукушкина — Я уверена, что классный руководитель может защищать интересы ребенка и победить травлю, которая происходит в его классе, особенно в зачатке, — говорит Лилия Кукушкина. Дмитрий Казаков согласен, что авторитета классного руководителя может быть достаточно, чтобы изменить ситуацию.
Но учитель — не психолог. У него есть какие-то базовые представления о возрастной психологии, зачастую скромные, потому что в институтах на это обращали очень мало внимания. Как собирать доказательства для суда Юридическое основание для подачи иска в суд против школы — два положения закона: причинение морального вреда в Гражданском кодексе и статья закона «Об образовании» об обязанности школы обеспечить безопасность учащихся.
Оксана Старожильцева — Для подачи иска нужен комплекс доказательств, — объясняет адвокат Оксана Старожильцева, председатель «Комиссии Ассоциации юристов России по защите социальных и экономических прав». Если мы говорим о моральном вреде, то это может быть заключение психолога, психиатра. Могут понадобиться свидетельские показания о происшествии.
Диктофонные и видеозаписи. Юристы советуют перед подачей иска в суд: Собрать факты. Скриншоты, оскорбления, ссылки, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, записать аудио и видео.
Диктофон должен быть куплен в российском магазине лучше сохранить чек. Он должен дать заключение о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, нанесенном ребенку ситуацией. У специалиста должна быть лицензия.
Но есть и прецеденты, когда родителям удается взыскать моральный и материальный ущерб. Привлечь к ответственности детей, которые травили ребенка, или их родителей достаточно сложно. Никакой административной ответственности или тем более уголовной за буллинг не предусмотрено.
В период до 14 лет всю ответственность за действия детей несут родители и государственные учреждения, где находится ребенок. Здесь кроме статьи закона «Об образовании» можно оперировать статьей 5. С 14 лет наступает ответственность по некоторым пунктам Уголовного кодекса: Статья 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью психическое расстройство сюда также относится.
Статья 112 УК РФ — умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести. Статья 158 УК РФ — кража. Статья 161 УК РФ — грабеж.
Статья 162 УК РФ — разбой. Статья 163 УК РФ — вымогательство. Статья 167, часть 2 УК РФ — умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах.
Статья 213, часть 2 УК РФ — хулиганство при отягчающих обстоятельствах. Статья 214 УК РФ — вандализм. С 16 лет ответственность наступает в полной мере.
Подростка можно привлечь к уголовной ответственности по следующим статьям: Статья 110 УК РФ — доведение до самоубийства, доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Статья 282 УК РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Статья 116 УК РФ — побои.
Статья 128.
Законопроект о травле в школах детей другими учениками, об ответственности их и родителей, дошёл до рассмотрения законодателей. Пока об итогах слушаний в Госдуме информации нет, но уже известно со слов депутатов, что предполагалось рассмотреть положение о введении штрафов для родителей, чьи дети занимаются буллингом. Иван Шилов ИА Регнум Парламентарии отметили, что есть спорные моменты и в них стоит тщательно разобраться.
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства в ред. Федерального закона от 27. Действия , направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Законопроект предусматривает создание в структуре образовательных организаций и их филиалах специализированных подразделений, деятельность которых направлена на рассмотрение случаев травли и принятие мер по ее профилактике, пресечению и предотвращению новых случаев. Как рассказали депутаты, в настоящее время в случае столкновения с травлей родители и иные законные представители детей чаще предпочитают переводить их в другую образовательную организацию, считая это единственным доступным способом защиты. После перевода жертвы травли в новый коллектив травля чаще всего переходит на новую жертву. Справка "РГ" Согласно исследованию ЮНЕСКО, проведенному в 2019 году, по всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе. Ситуация в России оценивается хуже, чем в среднем по миру.
Вне закона: как в России привлекают к ответственности за травлю в Сети
Законами Российской Федерации понятие «буллинг» не предусмотрено. говорить о буллинге надо, обязательно. насчет эффективности закона -не уверена. Буллинг – систематическое издевательство, травля, использующее публичные оскорбления, в том числе и использованием сети Интернет, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство. Законопроект о буллинге в школах будет включать ответственность директора учебного заведения за замалчивание факта травли. Депутаты Госдумы предлагают штрафовать российские школы, если они не будут бороться с травлей учащихся и сотрудников, пишут «Известия». Планируется, что будущим законом в России закрепят четкое определение буллинга и введут административную ответственность для родителей буллеров.
Предусмотрена ли ответственность за травлю ребенка (буллинг) в общеобразовательной организации?
Федерального закона от 27. Действия , направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет": а с применением насилия или с угрозой его применения; б лицом с использованием своего служебного положения ; в организованной группой, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Обсудите с ребенком возможность поменять школу или класс. Если принято решение остаться, следует предпринять такие шаги, рекомендует антибуллинговый проект «Каждый важен»: На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры.
В федеральном законе «Об образовании» есть статья 28, 6, п. Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями. Если никто не помогает, можно привлечь внимание общественности и СМИ через социальные сети, обратиться к региональным НКО, которые занимаются похожими проблемами. Если предыдущие шаги не дали результатов, можно обратиться в прокуратуру и подать иск в суд, проконсультировавшись с адвокатом.
Учительское выгорание Почему классный руководитель и директор школы могут закрывать глаза на травлю, отстраняться и отказываться что-либо предпринимать? Им нужно не только учить детей, но и конфликты разрешать. Особенно это становится важно, когда дети переходят в пятый класс. Согласно «Закону об образовании», в школах должны быть инструменты для борьбы с буллингом.
Это конфликтные комиссии, психологи, службы медиации и примирения, которые начали вводиться в 2016 году. Дмитрий Казаков — Эти службы должны разрешать конфликты между участниками образовательного процесса, — объясняет Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, председатель профсоюза «Учитель», — между учителями и родителями, учителями и детьми, между детьми. Эти службы принудительно создавали в школах. Но они в основном существуют формально.
Службы как бы есть, но специалистов нет. В школах очень мало психологов, а психологов хороших, специалистов по вопросам разрешения конфликтов, а уж тем более буллинга, очень мало, практически нет. Дмитрий Казаков признает, что в случае конфликтов учительское сообщество не активно. Конфликты в большей степени не разрешаются, а в лучшем случае замораживаются, иногда они превращаются в вялотекущие.
Классные руководители — это учителя, которые работают на полторы-две ставки. Им, как рассказывает Дмитрий Казаков, зачастую некогда заниматься своим классом. Создание дружного класса, коллектива было бы одним из самых лучших способов профилактики травли и конфликтов, считает эксперт. Но для этого у классного руководителя нет времени.
И тогда классному руководителю можно будет заниматься только воспитанием детей. Однако колоссальная загруженность учителей и тем более классного руководителя, отсутствие в школах квалифицированных специалистов, которые должны заниматься разрешением конфликтов, не снимает ответственности с педагогов за равнодушие в случае травли. Лилия Кукушкина — Я уверена, что классный руководитель может защищать интересы ребенка и победить травлю, которая происходит в его классе, особенно в зачатке, — говорит Лилия Кукушкина. Дмитрий Казаков согласен, что авторитета классного руководителя может быть достаточно, чтобы изменить ситуацию.
Но учитель — не психолог. У него есть какие-то базовые представления о возрастной психологии, зачастую скромные, потому что в институтах на это обращали очень мало внимания. Как собирать доказательства для суда Юридическое основание для подачи иска в суд против школы — два положения закона: причинение морального вреда в Гражданском кодексе и статья закона «Об образовании» об обязанности школы обеспечить безопасность учащихся. Оксана Старожильцева — Для подачи иска нужен комплекс доказательств, — объясняет адвокат Оксана Старожильцева, председатель «Комиссии Ассоциации юристов России по защите социальных и экономических прав».
Если мы говорим о моральном вреде, то это может быть заключение психолога, психиатра. Могут понадобиться свидетельские показания о происшествии. Диктофонные и видеозаписи. Юристы советуют перед подачей иска в суд: Собрать факты.
Скриншоты, оскорбления, ссылки, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, записать аудио и видео. Диктофон должен быть куплен в российском магазине лучше сохранить чек. Он должен дать заключение о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, нанесенном ребенку ситуацией. У специалиста должна быть лицензия.
Но есть и прецеденты, когда родителям удается взыскать моральный и материальный ущерб. Привлечь к ответственности детей, которые травили ребенка, или их родителей достаточно сложно. Никакой административной ответственности или тем более уголовной за буллинг не предусмотрено. В период до 14 лет всю ответственность за действия детей несут родители и государственные учреждения, где находится ребенок.
Здесь кроме статьи закона «Об образовании» можно оперировать статьей 5. С 14 лет наступает ответственность по некоторым пунктам Уголовного кодекса: Статья 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью психическое расстройство сюда также относится. Статья 112 УК РФ — умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести. Статья 158 УК РФ — кража.
Статья 161 УК РФ — грабеж. Статья 162 УК РФ — разбой. Статья 163 УК РФ — вымогательство. Статья 167, часть 2 УК РФ — умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах.
Органам власти нужны полномочия, чтобы соответствующие программы подготовки были созданы в каждой школе. Кроме того, депутаты предложили дать школам возможность ходатайствовать о переводе ученика в специализированное учебное заведение или о его отчислении. Ранее эксперт «Подкаста с последней парты» издательства «Просвещение», школьный психолог Варвара Тишакина рассказала , как определить буллинг на ранней стадии.
Среди признаков — резкое изменение режима повседневной жизни, ребёнок становится более замкнутым или, наоборот, дерзким и тревожным.
Как пишет РИА Новости со ссылкой на первого заместителя председателя комитета Госдумы по просвещению Яну Лантратову, его постараются вынести на рассмотрение в ближайшее время. Закон вводит некую основу для образовательной системы, подчеркнула Яна Лантратова. По её мнению, это позволит создать целую программу по профилактике травли, которая должна будет помочь её предотвращению в школах. Отметим, осенью 2022 года сообщалось, что депутаты предлагали внести правки в закон «Об образовании».